Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Несипбаева Ж.Ж. Казахстан и ОЭСР: перспективы сотрудничества в области образования и науки (по Посланию Президента РК – 2014)


В современную эпоху интенсивных интеграционных и модернизационных процессов каждая страна старается адаптироваться, найти свой путь развития в мировом сообществе. Наше государство также с каждым годом осваивает все новые технологии, участвует в деятельности международных организаций и делает значительные успехи в области внешнеполитических и экономических отношений. Более того,нужно отметить что, в 2010 г.Казахстан председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а период с июня 2011 по июнь 2012 года ознаменовался председательством на 38-м Совете министров иностранных дел стран-членов (СМИД) ОИС.

С нового 2014 г. Казахстан намерен вступить в комитет по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития. В «Послании народу 2014»Президент РК Н.А. Назарбаев  отметил, что сейчас фундаментальные показатели развитости демонстрируют государства-участники Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Сама организация была образована еще в 1948 г. с целью координации экономических преобразований в Европе по плану Маршалла. Первоначально она называлась Организацией европейского экономического сотрудничества.Еедекларация была принята в 1978 году, но и сегодня ее положения звучат весьма актуально как для стран-членов ОЭСР, так и для таких, как наша, взявших курс на присоединение к клубу развитых стран европейского сообщества. Сейчас в нее входят 34 страны, производящие более 60 % мирового ВВП. Президент говорит: «Все страны-участницы прошли путь глубокой модернизации, имеют высокие показатели инвестиций, научных разработок, производительности труда, развития бизнеса, стандартов жизни населения. Индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики, это и есть базовые ориентиры нашего пути в число 30 развитых государств планеты» [1].

В 2011 году Казахстан подал заявку на получение статуса наблюдателя в четыре Комитета Совета Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), включая Комитет по образованию. Годом ранее Казахстан впервые принял участие в Международной программе оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA-2009, которая позволила оценить знания и умения учащихся 200 учебных заведений республики. Анализ результатов Казахстана в международных сравнительных исследованиях дает актуальную перспективу для работы в таких областях, как переход на новые стандарты образования и создание национальной системы мониторинга качества образования, вошедших в число приоритетных направлений образовательной политики, закрепленных в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы.

Ключевой посыл Декларации ОЭСР о будущей политике в области образования заключается в том, что в стремительно меняющемся социальном и экономическом контексте все компоненты системы образования (национальные стандарты, учителя, школы и т.д.) должны быть «настроены» на готовность принять изменения и стать активными проводниками нововведений. Постоянное Развитие, Расширение возможностей и установление Равенства для ущемленных групп населения, Сотрудничество всех заинтересованных сторон – вот три основные ценностные опоры, которые отражают дух этой Декларации [2]. Несмотря на то, что прошло достаточно времени со дня принятия этого документа, мы можем сказать, что ее положения, звучавшие несколько десятилетий назад как обращение в будущее, сегодня стали основой для разработки образовательной политики в странах, стремящихся к созданию конкурентной экономики и устойчивого общества.

Если говорить о перспективах участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях, то здесь можно сказать следующее: мы встали на этот путь, и это один из важнейших результатов образовательной политики, целенаправленно проводимой Правительством страны в последние годы. Эти меры направлены на внедрение в Казахстане общепризнанных международных стандартов государственного управления.

Эта политика закреплена в «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы» – базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как:PIRLS- оценка уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы;TIMSS-ADVANCED – оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) учащихся 11-х классов с углубленным изучением этих предметов; ICILS  – оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов.Кстати, надо отметить, что для стран, включающихся в организации ОЭСР, как правило, даются рекомендации присоединяться к различным тематическим оценочным и мониторинговым исследованиям. В области образования для ОЭСР очень важно участие страны (наряду с PISA) в «Программе международной оценки компетенций взрослых» – PIAAC) и совместном исследовании ОЭСР и ЮНЕСКО «Учителя для школ будущего/Анализ Всемирных показателей в области образования» [2]. Возможно, Казахстан получит такое приглашение и это будет еще одной возможностью для осмысления и дальнейшего развития системы образования нашей страны в рамках широкой международной перспективы.

Таким образом, наш Президент Н.А. Назарбаев твердо заявил о намерении внедрения некоторых стандартов ОЭСР в Казахстане. В Послании 2014 г. он говорит «Я ставлю задачу уже начинать внедрять в Казахстане некоторые стандарты ОЭСР, они будут отражены в концепции (вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран)» [1].

Кроме того, по мнению Президента, «создание новых высокотехнологичных отраслей экономики потребует роста финансирования науки не менее 3% от ВВП».

В целом, создание наукоёмкой экономики – это, прежде всего, повышение потенциала казахстанской науки. По данному направлению следует  совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.

Для реализации дальнейших планов Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым было поручено Правительству до 1 сентября текущего года разработать и внести на рассмотрение в Парламент пакет соответствующих законопроектов. Лидер нации отметил, что необходим конкретный план поэтапного увеличения финансирования науки за  конкретные разработки и открытия, работающие на страну, и доведения его до показателей развитых стран.

И в конце нужно отметить, что при реализации данных направлений и планов, особенно в области образования и науки надо учитывать и сохранность будущего нашего государства. Для этого всегда нужно знать, что наше государство должно перенять те инновационные идеи и технологические достижения, которые мы сможем в будущем развить и преобразовать в прогрессивную область. Поэтому строя какие-либо планы или проекты на будущее нельзя, целиком и полностью копировать наукоемкие технологии западной экономической модели. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание и на развитие некоторых развитых стран Востока, в особенности  Южной и Юго-Восточной Азии.  К примеру, Япония или Корея. Эти страны, не смотря на многие внутриполитические и экономические трудности все же с годами смогли не только адаптироваться к современнымпроцессам глобализации, освоить и усовершенствовать многие технологии западного образца и подняться на более высокую ступень экономического и политического развития, но также сохранили свою самобытность, язык и культуру. И наша главная задача,  взяв за образец исторический опыт этих стран, развить и усовершенствовать наш Казахстан, найти его достойное место в мировом сообществе.

 

Список использованной литературы

 

  1. Послание Президента РК 2014 годКазахстанский путь – 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее. – www.akorda.kz/ru
  2. Организация экономического сотрудничества. – ru.wikipedia.org/wiki/