Четыре столпа науки

http://kazpravda.kz/?p=1910

Формирование нового исторического мировоззрения нации, воспитание у подрастающего поколения уважения к национальной истории являются важнейшими факторами обеспечения национальной безопасности.

Вопросы развития исторической науки, сос­тояние и перспективы изучения национальной истории и методы преподавания истории Казахстана в вузах страны обсудили в КазНУ им. Аль-Фараби. Во встрече приняли участие ученые и преподаватели вузов и специалисты гуманитарных учреждений исторического профиля.

Как отметил профессор кафедры «История Казахстана» КазНУ Аскар Алтаев, высшие учебные заведения, колледжи и школы должны отдавать себе отчет в том, что они готовят не только специалистов по своему профилю, но в первую очередь граждан республики. «Именно знание истории своего народа воспитывает патриотизм, чувство гражданской идентификации», – уверен профессор. Поэтому, по его словам, сокращение учебных часов в ущерб преподаванию национальной истории, как это наблюдалось в некоторых технических вузах, недопустимо.

Доктор исторических наук профессор Камбар Атабаев в свою очередь затронул вопросы коренного преобразования исторической науки, которая зиждется на четырех столпах – археологии, этнологии, историографии и источниковедении.

– У нас археология и этнология развиты прекрасно. Но вот историография и источниковедение, можно сказать, отсутствуют, – утверждает Камбар Махамбетович.

В связи с этим он предложил организовать Институт историографии и источниковедения, а при КазНУ им. Аль-Фараби открыть соответствующую кафедру. Если на институт будет возложена задача изучения и анализа, то на кафедре готовили бы новое поколение историков, умеющих работать с источниками.

Речь шла также и о новой программе, предложенной Президентом страны, – «Народ в потоке истории». Первой задачей при ее реализации, говорили выступавшие, должны стать подготовка качественной научной основы на базе передовых методологий и методик; расширение горизонтов национальной истории казахов, в том числе осмысление двух десятилетий новейшей истории страны.

И конечно, был затронут вопрос необходимости написания единого учебника истории Казахстана. Фальсификация и неоднозначная трактовка исторических событий, которые наблюдаются в некоторых существующих учебниках, по мнению специалистов, таят в себе риски для нашей страны. Ведь формирование исторического мировоззрения нации, воспитание у подрастающего поколения уважения к национальной истории являются важнейшими факторами обеспечения национальной безопасности.

Раушан ШУЛЕМБАЕВА