Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Как известно, за пределами Казахстана проживает весьма значительная часть казахского этноса, образующая довольно многочисленную диаспору (около млн. человек). Неотъемлемым, крупным и, весьма активным в социальном плане компонентом казахской нации являются казахи Монголии, которых в настоящее время насчитывается около 150 тыс.чел. и из которых формируется значительная часть «оралманов» республики (58 тыс.чел. на данный момент). На территории Монголии казахи, в основном расселяются в Баян-Ольгийском аймаке на западе страны, а также в соседних Кобдоском и Уве аймаках, т.е. на обширной территории Юго-Восточного Алтая, с которой тесно связан этногенез тюркских народов. Казахи проживают здесь последние 150 лет по соседству с монголами, дурбэтами, тыва и др. этносами, на принципах мирного добрососедства, глубокой исторической общности культур и менталитета. Казахская диаспора характеризуется в настоящее время особым состоянием своего социально-экономического развития: с одной стороны, это вовлечение значительной доли населения в традиционное скотоводческое хозяйство (сохраняющее полукочевой – полуоседлый характер), с другой – развитие процессов рыночной экономики, глобализации (не без влияния Китая, Южной Кореи, Японии), но с существенным отставанием, нежели в Казахстане. С позиций гуманитарной и общественной наук исключительно важно то, что в социуме до сих пор сохраняются основные признаки казахской традиционно-бытовой культуры, что ярко проявляется в скотоводческом хозяйстве, системе поселения, материальной и духовной культуре, языке (диалект) и т.д. Думается, данная ситуация будет сохраняться еще 5-10 лет с возможной дальнейшей перспективой развития промышленного животноводства, что представляется стратегически важным в плане развития в XXI в. социально-экономической интеграции Казахстана и Монголии – стран, сходных по своей исторической роли и месту в мире. Вместе с тем в научном отношении наиболее важным является сейчас комплексное этнографическое (историко-этнографическое, этнокультурное) исследование казахов Монголии, не утративших еще многие черты старотрадиционной культуры и быта. Осуществление этой задачи представляется весьма актуальным также в плане выполнения Государственной программы РК «Культурное наследие».

Территория Монголии, в том числе западных частей страны, насыщенна многочисленными памятниками истории и культуры самых различных периодов, исследования которых имеет основополагающее значение для изучение истории и культуры всей степной Евразии. Данные памятники (керексуры, стелы – менгиры, оградки, каменные изваяния, вереницы балбалов, наскальные изображения т.д.) до сих пор еще мало исследованы, в том числе в алтайских регионах, населенных казахами, и могут пролить значительный свет на историю древнего и средневекового Казахстана, этно-и культурогенез казахов. Бесспорно, огромное значение имеет целенаправленное исследование памятников древнетюркской культуры и письменности, которое компетентными казахстанскими учеными до сих пор не осуществлено комплексно и системно адекватно количеству и содержанию памятников, несмотря на особую причастность казахского этноса, нашей страны к «древнетюркскому наследию». (В этом направлении на территории Монголии весьма активные изыскания ведут турецкие и др. исследователи). Следует отметить, что за время довольно длительного пребывания современных казахов в Западной Монголии сложились, собственно, казахские недвижимые памятники, представляющие немалую историко-культурную, художественную ценность. Это – многочисленные общинно-родовые некрополи с оригинальными в архитектурном отношении надмогильными сооружениями, а также небольшие самобытные мечети. Таким образом, комплексное этноархеологическое, раскопочно-археологическое, а также архитектурно-искусствоведческое исследование памятников истории и культуры является второй важной и перспективной задачей казахстанских ученых в рассматриваемом регионе Центральной Азии.

Казахская диаспора в Монголии характеризуется особым, промежуточным состоянием своего культурно-экономического, социально-политического, демографического развития, обусловленного активизацией взаимоотношений с Казахстаном, а также сложными процессами, происходящими в современном мире. Этносоциальные процессы, наблюдаемые сейчас в Баян-Ольгийском аймаке – заметный отток населения в Казахстан, но с естественным восполнением его в аймаке; все усиливающееся стремление жителей к приобщению к современным достижениям цивилизации; постепенный переход на рыночные основы экономических отношений; и в то же время произошедший в постперестроечный период «откат» к традиционным формам жизнеобеспечения; индивидуализация хозяйства и т.п. – являются весьма репрезентативными, важными и значимыми для Казахстана. Прежде всего, в связи с тем, что из «монгольских» казахов формируется значительная часть «оралманов», расселяющихся в различных районах республики, но также и для перспектив необходимого расширения дружественных политических, углубления социально-экономических отношений между Монголией и Казахстаном. Значительная часть казахского населения проживает в центре Баян-Ольгийского аймака г.Ольгие (от 30 до 40 тыс. жителей), который является средоточием социокультурных и социально-экономических процессов, имеет наземную связь с пограничными областями России (ГААО), а через них с Казахстаном, а также воздушное сообщение, на летний период, с Устькаменогорском и Алматы. Проведение этносоциологических, более широких социокультурных обследований Ольгия и других населенных пунктов следует считать также одной из ключевых задач казахстанской общественно-гуманитарной науки в данном регионе.
Следует отметить, что казахская диаспора в Монголии является важным объектом многолетних исследований и в других областях -языкознания и диалектологии, фольклористики, музыковедения, животноводства и народной ветеринарии и т.д. – в целом укладывающихся в 3 основных стержневых блока научных изысканий: исторической этнографии (этнологии), памятниковедения и этносоциологии. Для решения этих важных фундаментальных и прикладных задач необходимо создание научно-исследовательской структуры – а именно Баян-Ольгийского филиала Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова МОН РК.

  • Основные направления научных исследований филиала:
  1. Историко-этнографическое (хозяйство, материальная и духовная культура) на базе полевых экспедиционных изысканий.
  2. Этносоциологическое (с обследованием населения в аймаках Монголии, а также и среди «оралманов» в Казахстане).
  3. Историческое (на базе архивно-библиографических изысканий, шежире).
  4. Архитектурно-искусствоведческое (наземно-археологическое, с обследованием памятников истории и культуры древности, средневековья, новейшего времени).
  5. Тюркологическое (с основным упором на памятники древнетюркского периода, VI-VIII вв.: письменности и монументального искусства).
  6. Археологическое (раскопочное).
  • Кадры.

В настоящее время в Казахстане и Монголии работает большой круг исследователей, занимающихся проблемами истории, культуры, языка казахов Алтая, памятниками Монголии. Прежде всего, это специалисты Отдела этнологии ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова МОН РК, которые в 2001-2005 гг. осуществили масштабное превентивное исследование этих вопросов под руководством д.и.н., профессора С.Е. Ажигали (этнографы к.и.н. Н. Байгабатова, к.и.н. А. Токтабай, О.Ошанов, этноархеолог к.и.н. Р. Бекназаров, архитектор-дизайнер канд. арх. Л. Турганбаева6 этносоциологи к.и.н. А.Галимова, Е.Оразбек и др.). Сотрудниками отдела подготовлена комплексная Программа-вопросник по историко-этнографическому исследованию казахов Монголии (Алматы, 2003, 45 стр.). Кроме того, в ряде научно-педагогических учреждений, музеев Алматы работает группа молодых исследователей, занимающихся вопросами истории и культуры, языка баянольгийских казахов, древнетюркских эпиграфических памятников (кандидаты наук Д.Катран, Б. Кинаят, Н.Базылхан, А.Удербаев и др.). Определенное количество необходимых для филиала кадров-этнографов, имеется и в самой Монголии, работающих как в г. Ольгие, так и в Уланбаторе. Почти все они прошли научную подготовку в Казахстане, главным образом в ИИЭ МОН РК, отделе этнологии. Это доктора исторических наук Б. Камалашулы, X. Мухамадиулы, И. Кабышулы, известный филолог Б.Базылхан, ряд начинающих исследователей из Ольгия (Сураган, Е.Болат и др.). Таким образом, кадровая обеспеченность будущего научного центра представляется вполне реальной.

  • Основные мероприятия по реализации целей и задач филиала.

Поскольку главной задачей научного центра будет научно-исследовательская, изыскательная деятельность по комплексному изучению этнографии казахов Монголии; археологических, письменных, архитектурных памятников; современного состояния диаспоры то стержневым мероприятием будет создание и функционирование комплексной этнрграфо-археолргической экспедиции (МонгКЭ). Она будет осуществлять многолетнее всестороннее исследование на территории Монголии в рамках нескольких специализированных отрядов. Вторым важным мероприятием следует считать создание научной базы филиала_как в Алматы в ИИЭ МОН РК (отдельное помещение, оргтехника, штаты), так и в Ольгие (те же позиции). Кроме того, является целесообразным создание Музея этнографии казахов Баян-Олъгия и памятников Монголии по материалам МонгКЭ 2001-2005 (разработки экспозиционных материалов и адреса приобретаемых экспонатов имеются). Аналогичная выставка результатов комплексной экспедиции успешно может быть организована и в Баян-Ольгийском аймаке. Среди других важных мероприятий филиала предполагается создание базы для подготовки научных кадров (этнографов, археологов, тюркологов и др.) из числа казахской молодежи Баян-Ольгийского аймака, проведение совместных научно-теоретических и практических конференций, семинаров

  • Предполагаемые научные результаты.

Главные результаты деятельности Баян-Ольгийского филиала ИИЭ МОН РК как научного центра видятся в издательской деятельности, прежде всего в плане обнародования в Казахстане и Монголии уникального историко-культурного наследия, отражающего культуру и быт казахов Восточного Алтая, памятники Центральной Азии. В этом отношении уже имеются серьезные заделы – проведенные в 2001-2005 гг МонгКЭ плодотворные изыскания, которые могут послужить основой для издания книг-альбомов «Памятники древнетюркской письменности и культуры в Монголии. Вып. 1-3». В настоящее время отделом этнологии ИИЭ МОН РК разрабатывается фундаментальная тема «Казахи Монголии (Историко-этнографическое исследование)», которая завершается в 2005-2006 гг., планируется издание коллективной монографии объемом 40 печатных листов.
На основе проводимых МонгКЭ исследований (учитывая ближайшие 2-3 года) вполне реальным представляется издание энциклопедии «Баян-Ольгий: все о казахах Монголии», а также «Свода памятников истории и культуры Баян-Ольгийского аймака (или Западной Монголии)», по согласованию с АН Монголии. Перспективными представляется издание «Мемориально-культовая архитектура казахов Монголии», «Наскальные изображения Восточного Алтая» и т.д. По мере расширения исследовательских работ номенклатура научных изданий – крупных статей, монографий, альбомов – естественно, будет увеличиваться. Весьма перспективным и важным представляется и издание переводной научной и социально-значимой литературы по истории и культуре, памятникам Центральной Азии, изданной на монгольском языке. Предполагается осуществить переводы и публикацию, например, следующих изданий на казахском, русском языках, которые будут востребованы в Казахстане: 1. «Монгол нутаг дахь туух соёлын дурсгал. (Сэдэвчилсэн лавлах)». Улаанбаатар, 1999 [Свод памятников Монголии]; 2. Болд Л. БНМАУ-ын нутаг дахь хадны бичээс. (Турэг бигчийн дурсгал),!. Улаанбаатар, 1990 [Памятники древнетюркской письменности в МНР]; 3. Жамбалдорж С. Морин Эрдэнэ. Улаанбаатар, 1996 [Энциклопедия монгольской лошади] и др. Требуют издания на русском языке и качественного переиздания на казахском языке отдельные труды казахских этнографов в Монголии X. Мухамадиулы «Формирование и развитие казахского субэтноса в Монголии» и Б.Камалашулы «Обычаи и обряды казахов Монголии».