Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

2.    Ключевые слова: ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, АРАБСКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, АРАБСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ, КОМПИЛЯЦИЯ, АРАБСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ,  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ, НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ
3.    Объект исследования: – арабские географические и исторические сочинения по истории Казахстана и Центральной Азии (источниковедческий анализ).
4.    Цель исследования – формирование корпуса сведений арабских географических и исторических сочинений ХIII-ХIV вв. по истории Казахстана и прилегающих к нему регионов Центральной Азии. Проведение классификации широкого круга нарративных источников, осуществление комплексного источниковедческого анализа сведений арабских письменных памятников и рассмотрение их как целостной системы.
5.    Метод – источниковедческо-аналитический, сравнительно-сопоставитель-ный, конкретно-исторический, пространственно-временной.
6.    Научные результаты – на основе систематизации и классификации материалов, извлеченных из арабских географических и исторических сочинений ХIII-ХIV вв. Проведен источниковедческий анализ письменных памятников, установлена их взаимосвязь и взаимозависимость, выявлена степень полноты и достоверности имеющейся в нарративных произведениях информации, в их совокупности, в целостной системе.
7.    Степень внедрения – результаты нашли отражение в научных публикациях, в докладах на научных форумах международного и республиканского уровней, в подготовке книги «История Казахстана в арабских источниках».

ВВЕДЕНИЕ

Научная необходимость разработки целого ряда актуальных истори-ческих проблем, связанных с развитием государственности, формированием этнической территории, выявлением культурного наследия, показом общей исторической судьбы народов Казахстана и Центральной Азии главным образом связана с обеспеченностью надежной источниковой базы. Как показывает отечественная и зарубежная исследовательская практика каждый период исторического процесса Казахстана связан преимущественно с инфор-мационным пластом той или иной культурно-исторической письменной традиции. Так, древность освещается древнеиранскими, древнегреческими, древнеримскими и отчасти древнекитайскими летописями. История раннего средневековья (VI-VIII вв.) базируется прежде всего на китайских и древне-тюркских письменных памятниках. Что касается периода IХ-ХII вв. истории Казахстана, Киргизии, Узбекистана, то их основным источником информации являются арабоязычные исторические и географические сочинения, написан-ные в IХ-XV вв. Симптоматично, что арабские сочинения созданные после ХII в. в своем большинстве носят компилятивный характер и рисуют картины исторических событий предшествующих веков.
Арабские письменные памятники в отдельности и группами неоднократ-но привлекались в исторических разработках поколениями ученых. Накоплен определенный исторический и источниковедческий опыт. Однако до сих пор не был проведен источниковедческий анализ арабских сочинений IХ-ХV вв. во всей их совокупности, в целостной системе. Данный подход даст возможность реально оценить степень полноты и достоверности имеющейся информации и выявить те внутренние связи, которые, в сущности, и превращают подборку реальных фрагментов из разных источников во внутренне не противоречивую систему, являющуюся надежной базой новых оценок и выводов в изучении истории и культуры тюркских народов.
Анализ комплекса арабоязычных письменных памятников, начиная с самых ранних, записок путешественников Тамим ибн Бахра (IX в.) и Салляма ат-Тарджумана (IX в.) и заканчивая трудами знаменитого историка Ибн Халдуна (XV в.) и географа Ибн ал-Варди (XV в.) позволит установить источ-ники сведений и взаимозависимость средневековых авторов, фиксировать параллельные места различных сюжетов, исправить не всегда достоверные све-дения, основанные на слухах или традиционных представлениях авторов сочи-нений, выправить тюркские этнонимы и топонимы, искаженные авторами и переписчиками, не знавшими тюркского или будучи далекими от затрагивае-мых тем. В ходе источниковедческого анализа будет выявлен первичный и второстепенный пласт сведений, относящийся к истории Казахстана и приле-гающих к нему областей Центральной Азии. Системный подход позволят также рассматривать материалы источников не в хронологическом порядке написания сочинений, а по времени происхождения исходных источников. Предпринимае-мое нами исследование всего доступного круга арабских источников является необходимым этапом продвижения к новым историческим обобщениям.
Велась авторская работа по проведению источниковедческого анализа и написанию текстов.
1. Кумеков Б.Е. – Реферат, введение, заключение, источниковедческий анализ Тамим ибн Бахр, Салам ат-Тарджуман, ал-Азраки, ал-Бакри, ал-Идриси, Абу-л-Фараджа, ал-Багдади, ад-Димашки, ал-Варрака, ал-Калкашанди, Ибн Халдуна, Ибн Баттуты, Ибн Дукмака;
2. Ильясова З.И. – источниковедческий анализ Абу Дулафа, Махмуд Кашгари, ал-Бируни, Якута ал-Хамави, ал-Марвази, Абу-л-Фиды;
3. Кумекова Р.Б. – источниковедческий анализ Абу Зайда ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукаля, ал-Мукаддаси, Ибн Саида, ан-Нувайри;
4. Шуховцов В.К. – источниковедческий анализ ат-Табари, ал-Йакуби, ал-Масуди, ал-Хусейни, на-Насави, Исхак ал-Хусейни, Марверруди, ал-Умари;
5. Анарбаев К.С. – источниковедческий анализ Ибн Хордадбеха, Закарийа ал-Казвини, ал-Гарнати, Абу-л-Фиды;
6. Кумекова Б.Б. – источниковедческий анализ «Атлас ислама», ал-Джахиза, Ибн ал-Асира, ал-Идриси, Низами, ал-Калкашанди, Ибн Ияса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе разработки научно-исследовательской работы «Арабские источники ІХ-ХV вв. по истории Казахстана и Центральной Азии» был проведен источниковедческий анализ исторических и географических сочинений, записок путешественников, космографических трудов и энциклопедических фолиантов в количестве 42 названий.
Системный подход позволил охватить широкий круг арабских географических и исторических сочинений IX-XI вв. по истории Казахстана и прилегающих к нему областей Центральной Азии. Источниковедческий анализ корпуса арабских письменных памятников привел к выявлению взаимозависимости средневековых произведений, ибо накапливавшийся информационный фонд в арабоязычных нарративных трудах вне зависимости от времени и места их создания, воспринимался средневековыми писателями как общее наследие и достояние. Тем самым в мусульманской синкретической культуре от Кордовы на западе до Тараза на востоке создавалась преемственность в накоплении и передаче исторических знаний в арабской литературе.
Выявлен первичный и второстепенный пласт информации, относящейся к истории Казахстана и Центральной Азии. Именно данный подход является основным ключом при определении хронологии тех или иных сообщений средневековых авторов, что принципиально важно для анализа географических материалов, где абсолютно отсутствуют даты, или другие атрибуты по выявлению временных показателей. Осуществлялось также установление исходных сведений.
Вместе с тем в ходе реализации источниковедческого анализа была приоткрыта завеса по определению аутентичного и компилятивного материалов. Аутентичная информация прежде всего связана со сведениями путешественников. Благодаря нередкому повторению ранних сообщений, до нас дошли сведения из несохранившихся записок арабских путешественников ранней поры, чей путь пролегал через территорию Казахстана – Саллама ат-Тарджумана (сер. IX в.) в сочинении Ибн Хордадбеха, Ибн Русте и ал-Идриси; Тамима ибн Бахра (нач. IX в.) в книге Ибн ал-Факиха, отдельные выдержки эксцерп из этого путешествия сохранились в трудах Кудама ибн Джафара, Ибн Хордадбеха, Якута ал-Хамави.
Как показано в рассматриваемом исследовании немалая часть материалов средневековых источников носит компилятивный характер, при этом зачастую авторы не указывают источников своих сведений. Соответственно компиляция создает определенные трудности для проведения источниковедческо-текстологического анализа. Наряду с этим компиляция облегчает выявление текстологических связей, установление хронологии сведений, реконструирова-ние исходного текста. Как показало наше исследование существует различный характер компиляции. Так заимствование чужого материала бывает полное или менее полное. Однако наиболее распространенная форма компиляции – частичное заимствование. Впрочем встречается сокращенное заимствование авторами с добавлением или же авторской редакцией, вплоть до исправления, последнее бывает крайне редко. Изучение «поправок» средневековых авторов, внесенных в заимствованный текст, представляет интерес для выяснения их методов работы.
Проведенное источниковедческое исследование позволило выявить новые материалы, равно как определить соотношение отдельно взятого сочинения (текста) и корпуса источников (системы текстов) определить наиболее информативные сочинения и уточнить пути накопления сведений нарративных памятников по истории Казахстана и прилегающих регионов Центральной Азии.
Подвергнут источниковедческому анализу географическое произведение основателя классической арабской географической школы Абу Зайда ал-Балхи (Х в.). До сих пор считалось, что оригинальный труд Абу Зайда не дошел до наших дней. Нами предпринята попытка идентифицировать приписанное ему до этого сочинение (оно выявлено в рукописном фонде г.Каира в ноябре 2006 г.) как оригинальную работу автора.
Предварительная работа по определению соотношения сочинений ал-Балхи и ал-Истахри (сравнительно-текстологический анализ) убеждает нас  в авторстве ал-Балхи в географическом сочинении «Зикр ал-масафат вас увар ал-акалим» (Упоминание расстояний и картина климатов).
Проведенный источниковедческий анализ позволил выявить наиболее полные и содержательные арабские средневековые нарративные памятники каковыми являются сочинения Махмуда ал-Кашгари, ал-Идриси, Ибн ал-Асира,  ад-Димашки, Абу-л-Фиды, Ибн Халдуна являющиеся ценными источниками по истории и культуре средневековых этносов, населявших Казахстан и Центральную Азию. Вместе с тем пристальное внимание было уделено анализу жанра энциклопедии, который появился на почве культурного развития Мамлюкского государства Египта и Сирии. Яркими представителями этой историко-культурной школы явились Ахмад ат-Тини, ан-Нувайри, ал-Калкашанди. Наряду с этим проведен источниковедческий анализ историко-географического труда ал-Умари. Произведения вышеупомянутых средневеко-вых авторов были составлены на широком привлечении, прежде всего предшествующих им исторических и географических сочинений IX-XIII вв., а также расспросных данных их современников, равно как написания событий, участниками которых они являлись.
Нередко значительная часть материалов средневековых источников носит компилятивный характер. Компиляция создает определенные трудности для проведения источниковедческо-текстологического анализа. Вместе с тем благодаря повторению ранней информации компиляция облегчает выявление текстологических связей, авторских  вмешательств в контекст, установлению круга письменных нарративных памятников. Изучение «поправок» средневековых авторов, внесенных в заимствованный текст, представляет специальный интерес для выяснения их методов работы.
Исходя из результатов исследования, следует полагать, что мусульманский круг письменных памятников, прежде всего арабоязычных  остаются для периода IX-XIV вв. наиболее информативными при разработке истории, исторической географии и культуры народов и племен Казахстана и сопредельных ему земель Центральной Азии. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что научная работа в данном направлении требует дальнейших устремлений по выявлению и введению в научный оборот новых материалов письменных источников мусульманского круга и сравнительно-сопоставительному изучению более полных и ранних списков рукописей, находящихся в наиболее крупных и ценных по содержанию рукописехранилищах Турции (Стамбул) и Египта (Каир), для более детального и комплексного изучения нарративных памятников.
В целом проведенная источниковедческая работа позволит воссоздать более рельефную картину этнополитической истории и исторической географии, как Казахстана, так и Центральной Азии.
Всего объем выполненной исполнителями проекта аналитической научно-исследовательской работы составил (в единицах измерения):
Опубликованных научных работ (рус., каз.яз.) – 61, из них – 40 (каз. яз),  20 (рус. яз.) и 1 (турец.яз.);
Подготовленных к выпуску монографий – 2 (каз. яз);
Участие в научных мероприятиях (конференции, форумы, круглые столы и т.д.) – 16 международных конференции – (4 каз. и 12 рус. яз.);
Находятся в производстве 2 монографии (каз. яз.), 2 статьи (каз., рус. яз.).
Всего объем выполненной исполнителями проекта аналитической научно-исследовательской работы составил – 42.
Произведено научной экспертизы – 3.
Выступлений в СМИ – 3.
Организовано и проведено научных мероприятий – 2.
Работают над повышением своей научной квалификации – 2 (работают над кандидатской диссертацией); проведена защита 1 кандидатской диссертации в мае 2006 г.  (З.Ильясова).

Публикации:

Монографии
1 Кумеков Б.Е. Казахстан по арабским источникам (Тизенгаузен В.Г. Материалы по истории Золотой Орды), т. 1, Алматы, 2005 (в соавторстве с Муминовым А.К.) Книга издана в 2006 г. (45 п.л.);
2 Ильясова З.С. Ортағасырлық Қазақстан тарихын оқытудағы ІХ-ХІІІ ғғ. араб дерек көздері. Түркістан, 2007;

Статьи, сборники
1 Кумеков Б.Е. «О перспективах развития кипчаковедения. Современная тюркология: теория, практика и перспективы». ч.II. Туркестан, 2006, с. 264-274;
2 Кумеков Б.Е. Политические и этнокультурные связи кипчакских племен с огузами. //Взаимоотношения Турции и Центральной Азии в контексте расширяющейся Европы. Алматы, 2006, с. 56-59;
3 Көмеков Б.Е. Авеста. //Отрар энциклопедиясы. Алматы, 2005 (издано 2006 г.), 52-53;
4 Кумеков Б.Е.. Әбу-л-Қасым Ұбайдаллах Ибн Хордадбех, 99;
5 Кумеков Б.Е.. Әбу-л-Халид Мұхаммед әл-Азраки, 99-100;
6 Кумеков Б.Е.. Әбу Сайид Абд әл-Хайя әл-Гардизи, 102;
7 Кумеков Б.Е.. Әбілхайыр хандығы, 104-105;
8 Кумеков Б.Е.. Әмір темір, 110-111;
9 Кумеков Б.Е.. Гетум елшілігі, 141;
10 Кумеков Б.Е.. Дешті Қыпшақ, 151-152;
11 Кумеков Б.Е.. Жамал Қаршы, 166;
12 Кумеков Б.Е.. Жувайни, 174-175;
13 Кумеков Б.Е.. Қарахан мемлекеті, 219-220;
14 Кумеков Б.Е.. Қимақ мемлекеті, 225-226;
15 Кумеков Б.Е.. Қыпшақ мемлекеті, 252-253;
16 Кумеков Б.Е.. Махмуд Қашғари, 262;
17 Кумеков Б.Е.. Мұхамед ибн Нәжіп Бекран, 271;
18 Кумеков Б.Е.. Оғыздар, 283;
19 Кумеков Б.Е.. Оғыздардың саяси бірлестігі, 283-284;
20 Кумеков Б.Е.. Худуд әл-алам, 367;
21 Кумеков Б.Е.. Яқұт әл-хамауи (З.Ильясова);
22 Кумеков Б.Е.. Араб жазбалары, 75-78 (Р.Көмекова мен бірге);
23 Кумеков Б.Е.. Әбу-л-Қасым ибн Хаукал, 99 (Р.Көмекова);
24 Сыздық Кенесары ұлы  // «Ана тілі», наурыз, 2006 (Ә.Сәрсенқызы, С.Өтениязовпен бірге);
25 Кумеков Б.Е. Видное исследование. Рецензия на книгу Байпакова К.М. «Средневековые города Казахстана» // Казахстанская правда, 11 мая 2006 г.;
26 Кумекова Р. ал-Истахри // Отрар. Энциклопедия. Алматы, 2006;
27 Ильясова З. Йакут // Отрар. Энциклопедия. Алматы, 2006.
28 Кумеков Б.Е., Ильясова З.С. Йақұттың «Муджам әл-булдан» (XIII ғ.) жағрафиялық жинағы – Қазақстанның ортағасырлық тарихынның дерегі. Дайк-Пресс. Алматы, 2008, 136 б.т. (баспада);
29 Кумеков Б.Е. Казахи и венгры: общие исторические корни //Научный мир Казахстана. Астана-Шымкент, 2008, № 1, с. 62-75.
30 Анарбаев К.С. Прототюрк мәдениеті және әлемдік өркениеттер басталуының кейбір мәселелері //Халықаралық конференция «Педагог кадірлердін сапасын жетілдіруде инновациялық технологиялық ролі» атты халықаралық конференцияның материалдары. Алматы, Казақпарат,   2008 ж., 41-45 б.
31 Кумеков Б.Е. Erken ve gelismis ortcag Devletleri (VI-XIII yuzyillar). // Kazakstan ve Kazaklar. Ankara, 2007, c. 91-119;
32 Кумеков Б.Е. Қазақ мемелекеттілігінің бастауы мен дамуы. // Сб. Мировые цивилизации и Казахстан. Ч. 1., Алматы, 2007, с. 22-34;
33 Кумеков Б.Е.. Номадная цивилизация: общее и особенное // Сб.Степной край Евразии. Историко-культурные взаимодействия и современность. V Международная научная конференция. Омск, 2007, с. 7-8;
34 Кумеков Б.Е.. О географическом сочинении Абу Зайда ал-Балхи «Зикр ал-масафат ва сувар ал-акалим» (Х в.) // III Международный конгресс «Глобализация и тюркская цивилизация». Тезисы. Бишкек, 2007, с.29;
35 Кумеков Б.Е.. Қыпшақ мәдениетінің мұрагері Қазақ халқы (Өтениязовпен бірге) // “Қобыланды батыр: аңыздар мен шындықтар тоғысында” ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары. Ақтөбе, 2007;
36 Кумеков Б.Е.. Хун, қыпшақ, қазақ мәдениеттерінің байланысы // Арал-Каспий өңірінің тарихи-мәдени мұралары. Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Ақтау, 2007;
37 Кумеков Б.Е.. Хундар мен түркі тілдерінің байланысы // Арал-Каспий өңірінің тарихи-мәдени мұралары. Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Ақтау, 2007;
38 Кумеков Б.Е.. Адамзат тарихындағы хун мен қыпшақ өңірінің орны (С.Өтениязов, А.Бекенжановамен бірге) // Арал-Каспий өңірінің тарихи-мәдени мұралары. Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Ақтау, 2007;
39 Кумеков Б.Е.. Алғы сөз. Предисловие // Асанбай Асқаров. Ұлы Тұранның ұлдары. Сыны Великого Турана. Т.7. Алматы, 2007, 3-5 б-б, с. 232-233 (в соавторстве);
40 Кумеков Б.Е.. Рец. на кн.: Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К. Археология Казахстана. Алматы, 2006. // Известия НАН РК, №1. Алматы, 2007, с.273-274;
41 Кумеков Б.Е.. Рец. на кн.: А.Азимхан (А.А. Касымжанова) Философское приношение аль-Фараби. Алматы, 2007// «Литер», 15.03.2007;
42 Кумеков Б.Е.. Ежелгі қыпшақ тілі. Алматы, 2007 (в соавторстве);
43 Кумеков Б.Е.. Ә. Дербісәлі – шығыстанушы ғалым // жинақ. Әбсаттар Дербісәлі және шығыстану мен руханият мәселелері. Алматы, 2007, 47-50 б;
44 Соныкі. Хадистер отан тарихының дерек көзі. // Материалы научно-практической конференции “Источниковедческие проблемы Казахстана” Алматы, 2007;
45 Кумекова Р.Б. Об использовании материала ал-Балхи (Х в.) сочинении ал-Истахри // Сб. Степной край Евразии. Историко-культурные взаимодействия и современность. V Международная научная конференция. Омск, 2007.
46 Кумеков Б.Е., Ильясова З.С. Йақұттың «Муджам әл-булдан» (XIII ғ.) жағрафиялық жинағы – Қазақстанның ортағасырлық тарихынның дерегі. Алматы, 2008, 11 б.т. (баспада);
47 Кумеков Б.Е. Казахи и венгры: общие исторические корни. //Научный мир Казахстана. Астана-Шымкент, 2008, № 1, с. 62-75;
48 Кумеков Б.Е. О степной цивилизации. //Материалы международной научной конференции «Роль степных городов в цивилизации номадов», посвященная 10-летию Астаны. Астана, 2008, с. 42-49;
49 Кумеков Б.Е. Восточное  кипчакское  государство. //Большой атлас истории и культуры Казахстана. Алматы, 2008, с. 178-179;
50 Кумеков Б.Е. Кимекский каганат. Там же, с. 172-173;
51 Кумеков Б.Е. Огузская держава. Там же, с. 164-166;
52 Кумеков Б.Е.Карлукский каганат. Там же, с. 160-161;
53 Кумеков Б.Е. Огузская держава. Там же, с. 164-166;
54 Кумеков Б.Е. Государство караханидов. Там же, с. 204-206;
55 Кумеков Б.Е. Казах: термин и этноним. Там же, с. 326-327 (совместно с Т.И.Султановым);
56 Кумекова Р.Б. О научной командировке в рукописные фонды Стамбула. //Вестник КазНУ, 1, 2008, с. 140-141;
57 Анарбаев К.С. Прототюрк мәдениеті және әлемдік өркениеттер басталуының кейбір мәселелері //Халықаралық конференция «Педагог кадірлердін сапасын жетілдіруде инновациялық технологиялық ролі» атты халықаралық конференцияның материалдары. Алматы, Казақпарат,   2008 ж., 41-45 б.

Учебники и учебные пособия

1 Көмеков Б.Е. Ортағасырлық Қазақстан тарихы. Мектеп. Алматы, 2008, 10 б.т. (Байпаковпен бірге. Баспада);