Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки выступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения не ее месте малых государств с идентичной предопределенностью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации полиэтнического социума, страна сумела бескровно и почти без всплесков гражданского неповиновения пройти труднопреодолимый путь признания государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот короткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство, лишний раз свидетельствует о том, что, с одной стороны, происходит осмысление истории как единого всемирного процесса, а, с другой – все более подчеркивается локальность всякого исторического знания.
К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания казахстанской модели развития в новейшее время реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие:

* унитарный характер государственного строительства как гаранта целостности страны;
* формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения; модернизация народнохозяйственного комплекса;
* обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благоприятствования;
* становление Казахстана как реально действующего актора на международной арене.

Не секрет, что по данным направлениям, равно как и по другим аспектам новейшей истории отечества ведется ожесточенная борьба мировоззрений не только среди радетелей и недоброжелателей, но и между настоящими патриотами страны. Во многом это обусловлено фрагментированным историческим знанием о недавнем прошлом. Поэтому задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории конца прошлого и начала нынешнего столетия во всем ее многообразии. При этом необходимо выявление структурных моментов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой – показать ее упорядоченность и, соответственно, изобразить ее как нечто понятное и рациональное.

2. В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и антлантизма.
В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно-временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шелкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походов, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировых гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между восточной и западной цивилизациями. Роль историков в данном случае найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставить себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме, в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности. Обуславливается это тем, что в глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.
В этой связи актуальной проблемой в отечественном историческом знании выступает вопрос об информационном обеспечении гуманитарной науки Казахстана, что напрямую связано с исследованием специфики исторического мышления, поиском научных методов постижения исторического процесса в контексте философии истории. Не секрет, что до сегодняшнего времени специалисты-гуманитарии не в состоянии оперировать научным инструментарием, наработанным в мире за годы советской изоляции. И даже сегодня информация о мировых достижениях доходит до них опосредованно, порой через тенденциозно интерпретирующие каналы. Между тем, информационный ресурс общества наряду с природным и техногенным становится цивилизационнообразующим фактором.

3. В целях обоснования и обеспечения этнотерриториальной целосности необходимо разработать историю формирования государственных границ Казахстана. попытки пересмотреть обоснованность государственных границ Республики Казахстан проявляются со стороны ряда Российских историков (В. Моисеев и др., г.Барнаул) и других соседних государств.

4. Все большее значение в науке приобретает осмысление исторического опыта деятельности национальных политических элит. Поведение и позиция правящей элиты оказывало огромное влияние на выбор путей развития на различных этапах истории страны. Отечественной историографией накоплен огромный материал по данной проблеме и она имеет достаточный опыт для разработки этой проблемы, имеющей большое социально-культурное значение.

5. На таком фоне вынужденной изоляции настоящим прорывом можно считать реализацию предложенной Президентом РК программы «Культурное наследие». Она явилась ответным откликом государства на запросы общества. И уже на первом этапе работы, во время эвристических изысканий, обнаружилось, что по истории и современности тюркских народов написано не меньше, если не больше, чем в отечественной историографии. Поэтому этот вид деятельности по видимому следует поставить на системную основу. Казахстан в этом богатейшем научно-исследовательском аппарате занимает одно из лидирующих мест. Однако особенность состоит в том, что история казахов и Казахстана рассматривается в едином комплексе или Центральной Азии, или российской государственности. Охватить в виде полного издания весь материал, конечно, высокозатратно и невозможно. Поэтому следует на перспективу предусмотреть какие-то иные формы информационного обеспечения в этой отрасли.
Наиболее оптимальным в этом отношении представляется жанр реферирования и научно-информационной аналитики, который в международном законодательстве об авторских правах не рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности и поэтому не требует больших субсидий на их приобретение. Надо возобновить практику некогда существовавшего департамента научной информации по общественным наукам. Создав при нем издательство, электронную библиотеку со связями с зарубежными организациями подобного рода, можно было бы успешно способствовать преодолению языкового барьера и утолить голод казахстанских ученых в зарубежных источниках. Посредством сети internet всемирные знания о казахах и Казахстане можно было бы распространить по всему миру.

6. Проблемы этнологии и антропологии. Жестокий идеологически-доктринерский контроль над советской историографией завел ее в теоретико-методологический тупик в дискурсе по проблемам этнических отношений. Бетонной стеной вставала на пути живых мыслительных инноваций и концептуальных прорывов сталинская максима о нации. Ее известная четырехэлементная дефиниция и сегодня продолжает оказывать почти, что гипнотическое воздействие на умы людей, самоуверенно апеллирующих к национальным проблемам.
Между тем уже давно не перечесть исследованных исторических прецедентов, показывающих, что два из продекларированных Сталиным признака нации («общность языка» и «общность культуры») относятся к этносу, а два – «общность территории» и «общность экономической жизни» – к геосоциальному организму, т.е. государству и нет ни одного, который относился бы к собственно нации.
Исследовательское сознание освобождается и от другого стереотипа советской историографии согласно которому нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности. Посредством новейшего понятийно-категориального инструментария разрешено искусственно возведенное тождество между понятиями «нация», «этнос», «народ». Все это исторические макрофеномены, относящиеся к различным социальным средам.
Сущность этнической общности проявляется в этнических процессах – этнической ассимиляции, этническом слиянии (консолидации), этническом включении (инкорпорации) и этническом расщеплении (дивергенции). Эти процессы происходят стихийно и во многом независимо от воли людей.
Принцип этнической принадлежности не несет в себе политического содержания. Нация, напротив, политико-правовая категория. Нация есть совокупность всех граждан государства, это все его население без различия этнической принадлежности. Нация – это устойчивая правовая связь между индивидом и государством, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей. Нация выступает в качестве особой идентичности, связанной с членством в политическом обществе, которая может противопоставляться другим идентичностям – классовым, расовым, этническим, религиозным.
Отсюда проистекает и асимметричность и базовых характеристик этнического и национального самосознания, которые дифференцируются в том числе и по границе культурно-цивилизационных разрывов.
Освоение новейшего теоретико-концептуального аппарата совершенной исторической наукой Казахстана позволяет ей сделать уже сейчас мощный прорыв в понимании таких фундаментальных проблем, как: этногенез казахов; степень адекватности социально-политических организмов, возникавших на территории Казахстана, критериям государственности; характер протестного движения в российско-имперского колонизма в плане выявления присутствия в ней восприятия к действительно национальным символам и идеям; соотнесенность приоритетов узко корпоративного общинного и более пространственного общенационального самосознания, что, в частности, важно для понимания таких застереотипизированных вопросов, как Октябрь и «степная» периферия (была ли Октябрьская революция в Казахстане объективно обусловлена или являла собой «колониальную» экстраполяцию в силовом исполнении) и т.д.
Учитывая, что именно история, общее прошлое есть то, что создает нацию и, что именно прошлое оправдывает ее в глазах других, а историки – это люди. Которые «производят» это прошлое, можно сказать, что на исторической науке в значительной части лежит ответственность за процесс консолидации казахстанского общества.
Проблематика, которой сегодня занимается академическая историческая наука, показывает, что она глубоко осознает всю важность этой своей функции. Но нельзя не видеть, какому давлению подвергается научно-рациональное знание со стороны дилетантов от истории. Прогресс исторических исследований, выход их на действительно научно-рациональный уровень представляет опасность для различных псевдопатриотических, уранационалистических сентенций, ибо обнажает их мифотворческую суть. Легко и безответственно спекулируя на подмене да и просто дилетантском непонимании серьезных теоретических положений и элементарном незнании исторического материала, отдельное публицисты трактуют отдельные сюжеты и вопросы истории этнических и национальных отношений, так, что «их история» оказывается способной провоцировать раскол общества, отчуждение части его от созидательных процессов модернизации и государствостроительства, превращая ее, если и не в оппозицию этим процессам, то, во всяком случае, в посторонних и малозаинтересованных наблюдателей. Печальнее всего, что прозелиты от исторической мифологии рекрутируются в том числе и в рядах профессиональных историков.
В связи с вышеизложенным предстоит разработка таких проблем как этническая история казахов, межнациональные отношения в полиэтническом Казахстане, культура и быт народов современного Казахстана. немаловажное значение для стабильного функционирования общества имеет своевременное выявление факторов дестабилизации, для чего необходимо вести этносоциологические исследования среди населения. Необходимо продолжить антропологические исследования. Кроме того, предстоит более глубокие исследования проблем адаптации оралманов и истории казахской диаспоры за рубежом.

7. Институт истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова МОН РК активно ведет разработки по внедрению инновационных технологий в историческую науку Казахстана. Сотрудниками института впервые в республике разработаны электронные учебники и учебные фильмы по истории Казахстана для школ и высших учебных заведений. Мультимедийные разработки (учебники и учебные фильмы) сотрудников Института были отмечены зарубежными специалистами из Чехии, Великобритании, России. Так, первый в республике электронный учебник «История Казахстана. Обобщающий курс» (Алматы, 2000), занявший 1-е место на республиканской научно-практической конференции-выставке «Новые информационные технологии в образовании» (г.Астана, 13-15 ноября 2003 г.), был высоко оценен британскими экспертами, пригласившими разработчиков учебника на 1-ый Всемирный саммит по информатизации в Швейцарию.
По запросу Республиканского центра информатизации образования (РЦИО) институт разработал методические рекомендации по созданию учебных фильмов и электронных учебников по истории Казахстана, подготовил методические пособия для преподавателей, использующих в учебном процессе интерактивные методики обучения на основе компьютерных технологий.
В рамках реализации государственной программы информатизации учебных заведений Республики Казахстан по заказу МОН РК в 2002-2004 гг. разработан электронный учебник «История Казахстана. 11 класс» на русском и казахском языках, который активно используется в учебном процессе в средних учебных заведениях, разработана мультимедийная электронная хрестоматия «Иллюстрированная история Казахстана», создана серия учебных и учебно-методических фильмов в системе Спутникового канала дистанционного обучения для сельских школ Казахстана. Ныне сотрудники Института работают над осуществлением проекта «Компьютерные учебные анимации по истории Казахстана для 5-11 классов средней общеобразовательной школы».
Институт активно сотрудничает с издательствами «Атамура» и «Мектеп», выступая экспертом и редактором школьных учебников. Это также сотрудничество и по подготовке учебников нового поколения и альтернативных учебников по истории Казахстана для 5-11-х классов.
В соответствии с приказом МОН РК Институтом разработаны задания для областных и республиканских олимпиад школьников, тестовые задания для Национальных соревнований научных проектов школьников при Республиканском научно-практическом центре «Дарын» МОН РК на казахском и русском языках.
Институт не раз выступал инициатором проведения республиканских исторических конкурсов для школьников (Человек в истории. Казахстан -XX век), сотрудники Института сами непосредственно принимают участие в ходе проведения всех мероприятий.
Институт в рамках инновационных направлений исследования работает над реализацией”‘ Международного проекта по созданию Единого электронного банка данных жертв политических репрессий «Возвращенные имена».

8. Институт истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова МОН одним из первых среди научно-исследовательских институтов в республике приступил к использованию гиперпространства Интернет как интерактивного инструмента интеграции фундаментальной исторической науки Казахстана в информационное пространство 21 века. Институт является инициатором и разработчиком концепции применения Интернет-технологий как инновационного направления исторических исследований в республике (так, в частности, проведения инновационных историографических, источниковедческих (с использованием современных компьютерных технологий изучения археографических источников на базе использования и внедрения Интернет-ресурсов), с учетом особенностей развития исторической науки в Казахстане, а также концепции управления научными ресурсами путем использования компьютерных систем (СУБД – системы управления базами данных). Впервые предприняты шаги по «презентации» фундаментальной науки в глобальной системе Интернет (в рамках фундаментальных инновационных исследований разработан и размещен во всемирной сети Интернет официальный веб-сайт Института истории

Институт истории с 2004 года приступил к реализации уникального в Казахстане научного пилотного проекта по созданию единой республиканской историко-информационной виртуальной сети. Проект направлен на решение задач интеграции гуманитарно-исследовательской инфраструктуры республики в составе общего научно-информационного комплекса со свободным доступом к нему через Всемирную паутину. В рамках этого проекта Институт истории инициирует появление в Глобальной сети виртуального научного форума по истории, «специализированных» исторических веб-порталов, авторство которых будет служить гарантом подлинности выставленного в Интернете исторического материала (к примеру, веб-сайт электронных коллекций уникальных тюркских рукописей (www.qypchaq.freenet.kz, www.qypchaq.unesco.kz – автор А.Н.Гаркавец, ГНС ИИЭ).
В течение последних лет сотрудниками Института велась работа по мониторингу исторических ресурсов Интернета, определены приоритетные направления интеграции фундаментальной науки во Всемирную паутину. Одной из конечных стадий реализации этого проекта станет появление системы дистанционного обучения и управления через спутниковую связь -проведение обучающих семинаров, практикумов, научных виртуальных форумов и т.д., согласно концепции непрерывного обучения в Республике Казахстан.
Институтом проводится систематическая работа по компьютерной обработке исторических источников, созданию на ее основе электронной Базы Данных, разрабатывается проект виртуальной исторической библиотеки.
Институт истории с ноября 2003 года является официальным веб-партнером кластерного бюро Юнеско по контент-наполнению веб-портала «Мировое наследие» – http: www.heritagenet.unesco.kz, http: www.heritagenet.unesco.org (генеральный проект Юнеско), выступая в качестве веб-корреспондента портала мирового историческог наследия для новых независимых государств.
В этой связи представляется важным еще больше интенсифицировать усилия академической науки в области исследования этнической и национальной истории. Поэтому Институт истории в своих перспективных научных планах предусматривает еще шире развернуть исследования в этой области в самой ближайшей перспективе. Имея в этом отношении хороший потенциал (известная в СНГ шкала антропологов и этнологов, этноисториков и этнодемографов), Институт сделает все возможное в этом направлении исторической науки.
В этой связи представляется важным еще больше интенсифицировать усилия академической науки в области исследования этнической и национальной истории. Поэтому Институт истории в своих перспективных научных планах предусматривает еще шире развернуть исследования в этой области в самой ближайшей перспективе. Имея в этом отношении хороший потенциал (известная в СНГ шкала антропологов и этнологов, этноисториков и этнодемографов), Институт сделает все возможное в этом направлении исторической науки.
Вклад ученых ИИЭ в развитие исторической науки Казахстана отмечен высокими государственными наградами и премиями.
Лауреатами Государственной премии Казахской ССР (1982г.) стали сотрудники Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова: А.Н. Нусупбеков, К.А. Акишев, Б.Н. Абишева, Г.Ф. Дахшлейгер, А.Х. Маргулан, К.Н. Нурпеисов – за работу «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в 5-ти томах. Ряд ученых ИИЭ за монографические исследования удостоены в разные годы премии АН РК им. Ч.Ч. Валиханова: К.А. Акишев, М.К. Кадырбаев, А.Х. Маргулан и А.Н. Нусупбеков (1968г.), С.Н. Покровский и М.К. Козыбаев (1971г.), Т.Б. Балакаев (1972), Р.Б. Сулейменов (1973), Б. Сулейменов(1979), К.М. Байпаков (1988), О. Исмагулов и К. Сихимбаева (1991). В 1982 г. звание Лауреата Государственной премии Республики в области науки и техники присвоено К.Н. Нурпеисову.
В 1994 г. академик М.К. Козыбаев за цикл исторических исследований удостоен Государственной премии РК в области науки и техники. В 1997 г. Указом Президента РК директор ИИЭ академик М.К. Козыбаев удостоен Президентской премии мира и духовного согласия. В 1998 г. за заслуги в развитии исторической науки РК, активное участие в подготовке и проведении мероприятий, связанных с “Годом народного единства и национальной истории” членам –корреспондентам НАН РК М.Х. Асылбекову, К.Н. Нурпеису, О.И. Исмагулову присвоено звание заслуженный деятель науки и техники РК; орденом “Курмет” награжден К.С. Алдажуманов – зам. директора ИИЭ; орденом “Достык” награждена К.А. Пищулина, работавшая зав.отделом древней и средневековой истории. В 2000 г. д.и.н. Х.А. Аргынбаев и д.и.н. М.С. Муканов за цикл работ по истории и этнографии удостоены (посмертно) премии им. Ч.Ч. Валиханова. В 2002-2004 гг. – государственная научная стипендия для ученых, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники присуждена академику К.Нурпеису. В 2005г. стипендиатами стали – ученые института д.и.н., зав.отделом З.Кинаятулы, д.и.н. Мендикулова Г.М., среди молодых ученых – Кривков А. За достигнутые успехи в исследовании проблем новейшей истории был награжден орденом «Парасат» академик НАН РК Нурпеис К.
В 2005 г. Институт истории и этнологии стал инициатором организации общественного объединения «Ассоциация историков Казахстана» («Қазақстан тарихшыларының қауымдастығы»). Целями Ассоциации являются «реализация и защита экономических, социальных и культурных прав и свобод; способствование демократизации общества; удовлетворение профессиональных и любительских интересов; развитие научно-технического творчества; участие в благотворительной деятельности; проведение культурно-просветительной работы и расширение международного сотрудничества. Задачами Ассоциации являются:

* Изучение исторического наследия Республики Казахстан;
* Обобщение и распространение опыта работы историков на всей территории Республики Казахстан;
* Активная организационно-практическая и методическая работа по объединению и координации деятельности ученых-историков;
* Представление и защита интересов историков Казахстана в органах государственно власти и управления Республики Казахстан;
* Активное участие в реализации казахстанских программ по формированию исторического сознания и развитию исторических дисциплин;
* Оказание финансовой и иной поддержки деятельности различных благотворительных фондов РЕСПУБЛИКИ Казахстан;
* Создание необходимых условий для поддержки и развертывания широкомасштабной международной деятельности отечественных ученых-историков.
* Предметом деятельности Ассоциации является:
* Международная деятельность в области защиты прав и интересов историков;
* Издательская деятельность, работа со средствами массовой информации;
* Организация помощи в обучении за рубежом учащихся, студентов, аспирантов, докторантов, специалистов-историков;
* Научно-методическая, исследовательская и образовательная деятельность;
* Обобщение опыта преподавания исторических дисциплин в системе вузовского и школьного образования;
* Интеграция деятельности научно-исследовательских учреждений с учебными заведениями;
* развитие сектора инновационных научно-исследовательских учреждений с учебными заведениями;
* развитие сектора инновационных научных исследований;
* создание необходимых условий для поддержки и развертывания широкомасштабной международной деятельности отечественных ученых-обществоведов;
* развитие программ поддержки молодых ученых-историков;
* участие историков в международных, республиканских и иных – просветительских акциях;
* специализация, стажировка с целью изучения зарубежного опыта, установления деловых контактов, поиск спонсоров;
* участие в привлечении иностранных инвестиций, использовании новейших технологий на основе конкретных программ;
* содействие историко-культурному, научному сотрудничеству и обмену опытом Республики Казахстан с другими государствами;
* осуществление подготовки, организация и проведение отечественных и зарубежных выставок, ярмарок, аукционов, благотворительных акций и т.д.

Отечественная историческая наука имеет свой десятилетиями заложенный потенциал и значительное влияние на утверждение её дальнейшего авторитета среди ведущих историографических школ мира оказывают происходящие в казахстанском обществе процессы суверенизации и демократизации. Этому также способствуют достижения исторической науки в области антропологии, археологии, отечественной истории, этнологии. Указанные направления конкурентноспособны на мировом уровне. Высокий научный уровень фундаментальных исследований в области исторической науки РК подкрепляется широким участием его ученых в международных научных конгрессах и конференциях и публикацией трудов в зарубежных изданиях, что позволяет занимать достойное место в мировом научном сообществе.
За годы независимости отечественная историческая наука вышла на уровень междисциплинарных связей. Антропологические исследования проводятся в контакте с Институтами физиологии, питания и другими учреждениями данного профиля, а также на базе Института археологии им. А. Маргулана. Этнологическое исследование искусства кочевников затрагивает широкий спектр вопросов смежных научных дисциплин: этногенеза, этнической истории, археологии, фольклористики, искусствознания, истории народного зодчества. Исследования по истории средневекового Казахстана проводятся в тесной увязке с востоковедческими исследованиями Института востоковедения и Института языкознания. Изучение проблем историографии и источниковедения осуществляется на стыке исторической науки со смежными отраслями – социально-политической историей менталистики, народной историологией, исторической информатикой и информационной историографией.
Расширяются с каждым годом интеграционные научные и научно-методические связи исторической науки РК с вузами, системой среднего и среднеспециального образования как в РК, так и за рубежом. Активизировалось участие ученых-историков в законотворческой деятельности, что подтверждает востребованность результатов научных поисков в области исторической науки.
В целом, основные усилия ученых-историков суверенного Казахстана направлены на разработку концептуальных подходов к важнейшим проблемам истории РК, переосмыслению их, разработке новой методологии исследований, созданию научных трудов, освещающих исторический опыт развития казахской нации и казахстанского народа.