Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Астана – национальная идея, на которую должен работать весь Казахстан


По материалам дискуссионного клуба “Байтерек”

….Саттар Мажитов: Буквально 10 лет назад я принимал участие в обосновании переноса столицы из Алматы. И мы понимали, что весь шквал критики может обрушиться на нас. Участвовали в этом уважаемые историки, известные экономисты. У меня сохранились документы, которые сегодня уже стали историческими, и аргументы в них в пользу переноса столицы приведены неопровержимые. Возьмем один из них: в том регионе и раньше был центр политических событий. Именно на севере, в Центральном Казахстане, во все времена находились ставки казахских ханов: в Бурабае воздвигнута стела в честь Абылай-хана. Кенесары, скрываясь, именно там, в пещере, потерял свой тумар-амулет. Говорят, после этого его стали настигать неудачи.
В целях политической, экономической целесообразности казахские правители считали обоснованным создавать столицы именно на севере или в Центральном Казахстане. В первой четверти XIX века, когда стали создаваться внешние окружные приказы, потомки дома Абылая – Санжар, Кенесары, сам Касым хан – стали выражать свое негодование, осуществив погром Акмолинской крепости. Это придало большой накал освободительной борьбе казахского народа в первой половине XIX века. Именно с того момента следует вести отсчет той национальной идее, основу которой составил вопрос о борьбе за Центральный Казахстан как наиболее благоприятное место, где следовало разместить ханские ставки, управлять оттуда в целом страной.
Этот же вопрос встал и перед колонизаторами, когда центром Западно-Сибирского губернаторства хотели сделать не Омск, а Акмолу. Тогда уже хотели здесь создать какой-то город или укрепление, для того чтобы контролировать большую часть Казахстана.
Сегодня Астана – это бренд современного Казахстана. За границей очень много желающих попасть в Астану. Люди хотят просто посмотреть нашу столицу, причем это не просто любопытные, а люди с мировым именем, которые в силу каких-то обстоятельств еще не побывали в новой столице.
К сожалению, исторически так сложилось, что тоталитарная система сделала из Центрального Казахстана образ тюрьмы, образ места ссылок и депортации народов. КарЛАГ, СтепЛАГ, АЛЖИР – в советское время имела место даже такая расхожая фраза: «Сослать бы тебя в Караганду». 7
Расположение столицы в центре Евразии определяет и геополитическую концепцию политики нашего государства. Здесь скрещиваются пути из Европы в Азию, это важный военно-стратегический объект, здесь автомобильные магистрали, транспортные коридоры. Кроме того, Астана сегодня – центр предпринимательства, здесь благодатная почва для развития малого и среднего бизнеса. Отметим близость к сырьевой базе, традиции же сельскохозяйственного региона позволяют развивать пищевую и легкую промышленность.
Что касается финансовой проблемы, да, Алматы лидирует, но для этого здесь есть традиции. Ведь Семиречье и весь юг издавна были центрами торговли, пересечением торговых путей и бизнеса. Алматы я люблю, с ним связана вся моя жизнь. Никто ведь не воспринимает здание Академии наук как символ тоталитарного научного знания. Его архитектура и размах являются историческим достоянием, аура самого здания располагает к высокому полету мыслей.
Здесь сказали, что Алматы был неправильно выбран в качестве столицы. Но мы не должны забывать о нашем колониальном прошлом. По правилам колониальной политики, которая была продолжена в советское время, чужеземцы всегда старались построить столицу на окраине колонии. Сама природа, география, стратегия располагали к этому. Алматы должен был замкнуть процесс колонизации. Колонизаторы понимали, что делают. И то, почему одно время столицу разместили в Кызылорде, понятно по стратегическим мотивам метрополии.

«Байтерек»: А в чем, по-вашему, главное в идее переноса столицы?

Саттар Мажитов: Самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что это символ независимости. Мы смогли совершить этот исторический перелом, а теперь должны перебороть в себе «окраинное» сознание. И ради этого необходимо было сильное, волевое решение. Да, многие выступали против, мол, не ко времени это, но ведь всё и всегда не ко времени, если честно. С точки зрения политической ситуации надо было еще с границами определиться. Помните, в начале 90-х годов, когда статья Солженицына вышла, сколько мы переживали? Это же невыносимо: доказывать всему миру, что это наша земля. И именно переезд в Астану многие проблемы решил с точки зрения геополитической: мы смогли определиться с границами, подписали договоры с Китаем, Россией. Конечно, в основе этого лежит большая воля Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева и, я бы сказал, его харизма. Он смог и с китайскими правителями договориться, и с российскими. А ведь буквально секунды решали иногда вопрос об оформлении границ страны: вот идет вроде бы бумага к подписанию, и тут же возникают какие-то препятствия!
И сейчас 10-летний юбилей Астаны призван стать символом зрелости нашей независимости, отражением наших побед и достижений на этом пути.

«Байтерек»: У аль-Фараби есть замечательный трактат «О взглядах жителей добродетельного города». Добродетельным он называет город, во главе которого стоит философ, понимающий, что цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. «Добродетельный город, – говорит ученый, – подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа». Как вы считаете, можно назвать Астану добродетельным городом?

Саттар Мажитов: Перенос столицы и сама Астана состоялись. Теперь нужно, чтобы Астана наполнилась идейным и духовным содержанием. От нее должны идти флюиды добропорядочного образа жизни, цивилизованных взаимоотношений людей. Астана должна утверждать собой образ высокоэффективной экономики.
Ерканат Темирханов: Астана устоялась, теперь надо сделать так, чтобы она управляла страной нормально, чтобы мы не отстали от тех же индийцев, вьетнамцев, узбеков, белорусов, которые сегодня устремились вперед. Надо осваивать Индию, Китай, Узбекистан, Монголию – идти туда со своим капиталом.
Есть у меня, правда, одно опасение. У нас в управлении работают в основном молодые люди, которые не знают производства, не видели реального сектора экономики. Если это архитектор, он должен уметь копать и строить, если экономист – должен поработать «с черновика». Пару лет отучатся в Бостоне, мало-мальски выучат английский, Адама Смита в оригинале так и не прочитают, но уже показывают всюду сертификат – дескать, я окончил Бостон.
Надо думать и делать медленно, экономика не любит спешки, деньги любят покой и тишину, любят двигаться медленно, осторожно. Для того, чтобы дать идею, чиновникам надо досконально знать хотя бы одну отрасль, иметь опыт работы в реальном секторе экономики четыре-пять лет. Не надо бежать впереди паровоза, мол, мы должны удивить весь мир. Мир ничем не удивишь, за ваши деньги, да, он может «удивиться».

 

Мне кажется, все-таки нужна конкурентная среда в Астане в любой отрасли – и в архитектуре, и в науке и в культуре. Как независимый эксперт я участвовал в создании Института истории государства при Президенте РК, новая структура вот-вот откроется. Институт истории государства – это альтернатива Астаны учреждениям Алматы, связанным со сферой политики, идеологии, истории. Меня знаете что волнует: а кто будет там работать? Позволит ли уровень ученых реализовать идею, заложенную в концепции этого института? Ведь речь идет об усилении идеологической работы. Этот вопрос сегодня стоит ребром. Точно такой же дефицит специалистов-профи, как в архитектуре и экономике, есть в истории и гуманитарных науках вообще. Наплодили столько всего за 17 лет: исторических мифов, сказок и преданий. Да, они оправдывают себя, потому что на этапе становления любого независимого государства это нормальное явление. Все пытаются корни свои найти и так далее. Но это явление постоянно существовать не может, надо все приводить в систему.
Президент в открытую призывает: избавляйтесь от провинциальности, чем вы хуже алматинцев! Как много смысла в дефиниции «алматинец»! Это уровень культуры, образования и вообще видения мира, широта мировоззрения, умение принимать гостей, провожать их. Сфера обслуживания, услуг, транспорт – все это требует какого-то кардинального изменения сознания. Надо понять, что столица – это уже реальность, и надо по столичным масштабам мыслить и действовать. Соответствовать этому образу, а не так: сходил там на какой-то концерт, одухотворился и все забыл. Разовые духовные инъекции здесь не помогут. Я понимаю, как много значат одна Айман Мусаходжаева и ее академия, но это больше бренд всего современного Казахстана, а не только Астаны.
Выпускники Академии искусств имени Т. Жургенова по регионам театры создают, но мастера-то остались в Алматы. А если кто поехал на два-три года – квартиру получил и вернулся обратно. Надо дать понять специалистам: вы приехали сюда навсегда, создавать ваши школы, направления и так далее.
Астана сегодня нуждается не только в квалифицированных специалистах, но и в грамотных чиновниках.
Очень не хотелось бы, чтобы этот дискуссионный клуб стал чем-то вроде клуба любителей кактусов: поговорили и на этом закончили. Это же серьезные вопросы, давайте доводить их до правительства, принимать декларации, резолюции, тем более что средства массовой информации поддерживают эти идеи.

Фотоархив

Увеличить картинку