Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

МонгКЭ-2001, МонгКЭ-2002, МонгКЭ-2003


Экспедиция проводила работы в августе-сентябре 2001 г. В ее составе принимали участие зав.отделом эт-нологии ИИЭ МОИ РК д.и.н. С.Е.Ажигали (руководитель экспедиции), доцент КазГАСА Л.Р.Турганбаева, канд. филол.наук Напил Базылхан.

Экспедиция носила маршрутный характер с обследо-ванием центральных и северо-западных аймаков Мон-голии. Были изучены следующие памятники древнетюрк-ской письменности и культуры, а также другие комплек-сы и сооружения: 1. Комплекс Тоньюкука; 2. комплекс Кул-Чур; 3. памятник Бага-Хошот (плиточная могила с оленным камнем); 4. каменные черепахи (2) и объект фаллического культа в Хархорине; 5. остатки эпиграфи-ческой стелы ок. городища Карабалгасун; 6. памятник ти-па оленного камня (менгира) к ЗСЗ от Карабалгасуна; 7. комплекс Бильге-кагана в Кошо- Цайдаме; 8. Комп-лекс Култегина (там же); 9. Памятник “Алтын тамган тар-хан”; 10. Наскальный памятник Кул-тархана; 11. комп лекс Моюн-Чура; увеличить…12. каменный саркофаг к СЗ от сом. Эрдэнэ-Мандал; 13. Их-Хануйский древнетюркский памятник; 14. Бугутская стела (Таспар-кагана) и др. Па-мятники в Арахангайском музее; 15. оленный камень с керексурами к СЗ от сом. Хангай; 16. группа керексуров к 3 от сом. Сонгино (визуальное обсл.); 17. каменное из-ваяние на реке Шивертийн с керексурами; 18. древнетюркские стелы и каменные изваяния в музее Баян-Оль-гийского аймака (памятник из Ачитнуура и др.). Комп-лексное исследование этих памятников включало в се-бя: детальную их фотофиксацию, архитектурный обмер (планы, разрезы, фасады, в т.ч. генпланы 3-х крупных памятников с балбалами), копирование надписей и эс-там паж.

увеличить… увеличить…Наиболее полно обследованы погребальные комплексы лиц высшего ранга Второго Тюркского каганата (коктюрков), которые подверглись значительным измене-ниям. Величественный комплекс (Култегина) представ-ляет собой в настоящее время стелу с надписями, ос-татки погребальных сооружений и вереницу из 131 бал-бала. Ансамбль Тоньюкука – две стелы с надписями, кир-пичи мощения, гранитные столбики с резными узорами, фрагменты саркофагов с розетками и вереницу из 228 камней. На комплексе Кул-Чура между эпиграфической стелой и началом цепочки балбалов (208) располагают-ся остатки антропоморфных и зооморфных каменных из-ваяний, а на фрагментах плит саркофагов просматрива-ются фениксы и цветы.Кроме того, изучен целый ряд эпиграфических памятников, каменных изваяний.

увеличить…Большой интерес представляет обследование не-скольких каменных черепах: две каракорумские, тариат-ская, моюнчурская и бугутская. Характерно, что все они отличаются размерами от небольших длиной 1,3 м до огромных, трехметровых; у них различное выражение “лица” (от доброго и безразличного до грозного оскала) и разный рисунок на панцире с преобладанием ромби-ческой сетки. В ходе экспедиции проводился также сбор материалов этнографического характера (в основном фо-тофиксация) по культуре и искусству казахов Монголии и архаическим моментам культуры современных монголов (в особенности сохраняющих полукочевой быт).

Экспедиция продолжила комплексные изыскания по кочевническим памятникам в Монголии, в т.ч. древнетюрк-ским. Работы проводились в августе-сентябре 2002 г. в составе д.и.н. С.Е. Ажигали (научн. рук.), к.и.н. Р.А. Бек-назаров, художник М.М. Молдашев. Был значительно расширен ареал исследований; восточные, центральные аймаки, па мятники вдоль южной, основной, трассы Улан-батор-Ольгий. Большое внимание было уделено музейным и др. экспонатам (камнерезные скульптурные, эпиграфические памятники, петроглифы и т.д.): Музеи искусств в Уланбаторе (Fine art museum of Zanabazar), этнографии и народного творчества Хэнтийского аймака в Ондорхаане, Тов аймака в Зуунмоде, Оворхангайского аймака и памяти Занабазара в Арвайхээре, Баянхонгор-ского, Гоби-Алтайского, Ховд аймаков, аймачный музей в Ольгие и Тюркологический центр Института культуры и языка Монголии. В ходе экспедиции проводилось также изучение этнографии монголов и казахов.

Важнейшим направлением являлись натурные исследования памятников. увеличить…На 1-ом этапе были обследованы Хэнтийский и Дорнодский аймаки, где были изучены интересные рунические памятники: в Цэнхэрмандале и на комплексе Рашаан хад, относящиеся к VIII-IX вв. (древ-неуйгурский период). Среди архитектурно-археологических памятников следует отметить комплексы Дунд Жар-галантын (с 7-ю оленными камнями, керексурами и плиточными могилами), Биндэрийн буган хошоо, Их-Дэлгэр (древнетюркский) и др. Особого внимания заслу живает комплексное исследование башни-пагоды в Барсхоте, которая считается киданьским памятником X-XII вв. и имеет формально-типологические аналогии в Казахстане: башенные сооружения, мавзолеи шатрового типа. На уникальном памятнике проведены обмерные работы, по которым уточнены параметры здания (основание = 8,80 м; высота = 17,0 м), что является серьезным достижением экспедиции. На 2-м этапе экспедиции были изучены памятники в Центральном (Тов) аймаке, а также в Оворхангайском, Баянхонгорском, Гобиалтайском и Ховд аймаке. Было зафиксировано большое количество древнетюркских скульптурных сооружений: антропоморфные стелы, каменные бараны, львы в т.ч. на территории монастыря Маньчжушри, на выдающихся мемориально-культовых комплексах Онгутийн, Онгин, “Шатар чулууны”. Специально исследована (с инструментальной съемкой генплана) “долина керексуров” в м. Их-Хо-шот, где также находится известный комплекс Кул-Чура. Особого внимания заслуживает открытие галереи наскальных изображений на г. Дунд-Мандал в м. Гурван-Мандал, среди которых обнаружилась и древнетюрк-ская надпись. Кроме того, был изучен и ряд более ранних памятников с оленными камнями в м. Халзан и, в особенности, комплекс Сортийн-хошоо с выразительной вереницей стел.

На завершающем этапе экспедиции было проведено превентивное обследование населенного казахами Ба-янОльгийского аймака, как в отношении древних мемориально-культовых памятников, так и в плане этнографическом. Осуществлена фиксация ряда редких каменных изваяний (в т.ч. гигантского плоскостного в м. Битеу, сом. Сагсай), столбообразных стел “сынтасов”, среди которых одна (в долине р. Кату) с малоизвестной рунической надписью. Предварительно исследовались и старинные казахские кладбища (напр., в м. Жамантобе), поздние мечети (сомоны Толбо, Сагсай, Бугат, а также сомон Ховд). Выявлены значительные этнографические особенности казахов Западной Монголии, проявляющиеся в традиционных способах жизнеобеспечения (хозяйство и быт), материальной, духовной культуре, прикладном искусстве. Все это послужило основой значительного расширения программы проекта в сторону целенаправленного этнографического исследования казахов Баян-Ольгия, которое было начато в 2003 г.

Одним из важных объектов исследования МонгКЭ-2002 являлись мемориальные сооружения древнетюркской знати -Онгинский и Онгутинский ансамбли, а также композитные памятники др. периодов. Получен интересный, практически не опубликованный материал по архитектуре, монументальному искусству тюрков: планы комплексов, фотофиксации, обмеры изваяний людей и животных, зарисовки орнаментов на плитах саркофагов.

В центральной части Онгинского мемориала “шада” Дуси-фу/Элетмиша, в данный момент под деревянным навесом, собраны остатки некогда великолепного ансамбля: фрагменты плиты с розетками, увеличить… увеличить…статуи четырех людей и каменные изваяния баранов. Несмотря на это, содержательный смысл и планировка комплекса сохранились. Главная ось “курука” размещена по линии В-3, прослеживаются очертания рва (48×68 м) и вала, от которых на 980 м на В протянулся ряд из 166 камней. Эту цепочку прежде начинал “главный” балбал, на котором помещалась козловидная тамга и руническая надпись, утверждавшая, что он “подарен” Дусифу/Элетмишу его старшим сыном Алп-Элетмишем, имевшим титул “ышбара-таркан”.

Сильнейшее впечатление производит и другой памятник древних тюрков – Онгутийн. Он размещен на плоской земляной платформе, вытянутой с 3 на В, без ограждающих вала и рва. В западной части мемориала сохранился большой каменный ящик, стенки которого орнаментированы ромбической сеткой. На этом “куруке” отсутствуют статуи львов и баранов, но в наличии большое количество изваяний людей мужские и женские, ростовые, поясные, плечевые и лицевые изображения с характерным изобразительным рядом, моделировкой и прорисовкой деталей. Они обращены в затылок одно за другим либо лицами друг к другу. Возможно, ориентировка фигур в период раннего средневековья была иной. Уникальной является вереница балбалов на этом комплексе, которая протянулась на 2 км и состоит из 532 стел, что можно считать весьма убедительным аргументом в пользу коно-вязной теории их происхождения.

увеличить…В числе объектов исследования были и такие интересные памятники монументального изобразительного искусства кочевников, как оленные камни. Уникальная группа этих стел, размещенных в один ряд “лицевой” частью на В, зафиксирована в Сортийн хошоо (Ховд аймак, Ховд сомон). Особо следует отметить также и выдающийся разновременный комплекс “Шатар чулууны” в Баянхонгорском аймаке, включающий в себя керексуры, оленные камни, тюркские ограды и балбалы, саркофаги, уникальные антропоморфные изваяния, скульптуры львов. Этот памятник известен также знаменитым изображением львов на плите саркофага; но при этом комплекс до сих пор еще не исследован полностью особенно в планиграфическом отношении.

В 2003 г. отдел этнологии приступил к выполнению комплексной фунда ментальной программы “Казахи Монголии (историко-этно-графическое исследование)”, рассчитанной на 3 года. Прежде всего, были заложены научно-методические основы исследования, в т.ч. составлена программа полевых этнографических изысканий “Мо??олия ?аза?тары Этникалы? тобын зерттеуде ат?арылатын шараларды? Б1ры?? аи с?ра?намасы (тарихи-этнографиялы? зерт-теу)”, 45 с. (авт.: ?ж!?али С.Е., Ошанов О.Ж., То?табай А.У., Ораз-бек Е.Ж.). Экспедиционное исследование в Баян-Ольгийском аймаке фактически базировалось на ней. Кроме того, данная программа-вопросник являет собой самоценную методическую разработку по истори ческой этнографии казахов весьма широкого спектра использования.

Проведение комплексной экспедиции по этнографическому обследо ванию казахов Баян-Ольгийского аймака Монголии осуществлялось совместно с этноархеологическим изучением памятников древних и средневе ковых кочевников. В составе экспедиции участвовали: д.и.н. С.Е.Ажигали (нач-к экспедиции); СНС, канд. арх. Л.Р.Турганбаева; МНС О.Ошанов; МНС Н.Байгабатова, а также 2 сотрудника Научного центра социально-экономических исследов-ний Баян-Ольгийского аймака при АН Монголии: СНС, д.и.н. Б.Кама-лашулы; СНС, этноархеолог Е.Болат. В ходе экспедиции была обследована значительная территория аймака: сомоны Улаанхус, Цэн-гэл, Бугат (Бугыты), Дэлуун, Булган (Булгын), а также г.Ольгий. Обследование сомонов включало в себя как изучение самих центральных посёлков, так и территорий (бак), входящих в данный административный район, где расселяется полукочевое скотоводческое население

В результате исследования собран исключительно репрезентативный материал по основным разделам исторической этнографии казахов народной истории (шежире), системе поселения, хозяйству, материальной и духовной культуре, мемориально-культовым памятникам. Выявлено множество новых, оригинальных данных по следующим главным исследовательским направлениям (блокам): 1. Формирование диаспоры в ходе переселений казахов-кереев во 2-ой пол. XIX-первых десятилетиях XX вв. из Восточного Туркестана и др. районов. 2. Скотоводческое полукочевое полуоседлое хозяйство казахов Алтая, основанное на разведении 5 видов скота бес т?л1ковеи” лошадей, коров (и яков сарлыков), верблюдов, коз. 3. Формы поселений и жилищ жайляу, кузеу, стационарные зимовкикыстау; постройки типа там, ысты? ?й, д?кен; Мобильные жилища кшз ?й, жолым ?й, итар?а. 4. ремесло и декоративно-прикладное искусство, с фиксацией многочисленных образцов, в т.ч. в музеях и частных коллекциях. 5. Мате-риальная культура, характеризующаяся выраженными особенностями в пище (чай, мясная пища), одежде (напр., белдемше, т?белд1р1к), убранство жилищ (коврики маяуза и т.п.). 6. народные знания ветеринария и медицина (лечебные травы), метеорология (прогноз по небесным объектам, поведению животных), традиционная астрономия (Сар ша ж?лдыз = Сириус, ?ркер). 7. мемориально-культовая архитектура, святые места (кладбища, мечети, источники- арасан), а также древние памятники (керексуры, менгиры, древнетюркские комплексы). Осуществлена всесторонняя фиксация выявленных сведений и материалов полевые дневники (6 шт.), аудиокассеты (15), видеокассеты (6), детальная фотофиксация (ок. 1800 снимков), зарисовки и кроки архитектурных обмеров (102 л.). Всё свидетельствует о начале полномасштабного историко-этнографического исследования казахов Монголии и памятников.

B материальной культуре казахов Монголии проявляются существенные особенности, вызванные как общим сохранением архаичных основ хозяйственно-культурной деятельности, так и длительной изоляции их от основного этнического массива.Система поселений и типы жилищ казахского полукочевого населения Баян-Ольгийского аймака обусловлены средой обитания. Имеются два основных вида поселений: временное (жайлау, кузеу, кок-теу) и стационарное (?ыстау), относящихся в административном плане к определенному ба? (административные единицы: айма?-сомон-ба?). Кыстау представляло собой своеобразный хозяйственно-жилищный комплекс, включавший помимо стационарного жилища ряд хозяйственных построек, в т.ч. для загона скота.

B сомонах и в самом аймаке наиболее распространенным названием стационарного жилища является ысты? ?Й, к которому примыкают хозяйственные постройки: тошал ?й, используемое в качестве помещения для хранения мяса и др.продуктов, сарапшы ?ора, помещения для кормления скота в дневное время в зимний в период и др. Все они находятся внутри очень большого ?аша (двора), средние размеры которого составляют 30 х 40 м, а то и больше. Иногда внутри одного ?аша располагаются два ысты? ?й – один из них ?л-кен ?й (глава семьи, ?араша?ыра?) и отау ?й (выделившийся сын) и соответственно по два тошал ?й. Помимо прочего внутри ?аша могут располагаться и постройки, связанные с деятельностью хозяина, например, ?ста ?й или д?кен ?й (мастерская). В летнее время здесь же находятся кшз ?й (юрта). Особенность в том, что размеры юрты казахов Монголии определяются количеством уыков (купольных жердей). Наиболее распространенными являются юрты, имеющие 60-70 уыков (алпыс-жетт’с басты).

Средства транспорта. В настоящее время перекочевки осуществляются в основном на автомашинах, однако сохранились и традиционные способы: на верблюдах, лошадях. Вьючное приспособление верблюдов называется шом, а КРС ы?ырша?. Хотя в настоящее время арба как средство перевозки груза не встречается, по свидетелям информаторов раньше имелись двухколесные ?г!з арба (телеги, запряженные быками). Это подтверждается наличием на перевале Жалгызагаш следов тропинок под названием “?г/з арба жолда-ры”.

Материальная культура характеризуется также ярко выраженными особенностями в комплексе одежды, например наличием таких ее элементов как белдемше, т?белд1р1к, ке-пеш, п?шпа? Тыма?, которые не сохранились в среде основного этнического массива, однако не потеряли своего функционального назначения у казахов Баян-Ольгийского аймака до настоящего времени. Комплекс традиционной одежды сохранился преимущественно у старшего поколения.

Степень адаптированности полукочевников-казахов к данной экосреде также проявляется в системе питания, где преобладает мясо-молочная пища, имеющая ярко выраженный сезонный характер (мясо зимой, молоко и молочные продукты летом). Отдельный научно-исследовательский интерес вызывают такие этнографические явления как “чайная церемония” казахов Монголии, отсутствие теста в блюде “мясо по-казахски”, минимальное использование муки, практическое отсутствие в рационе растительной пищи (за исключением аймака). Значительные отличия наблюдаются в убранстве жилищ (коврики маяуза, внешнее покрытие юрты к?шк! и т.п.).

В духовной культуре казахов Монголии проявляются существенные особенности, вызванные как общим сохранением архаичных основ хозяйственно-культурной деятельности, так и длительной изоляции их от основного этнического массива. При этом характерно выраженные своеобразие вербальной культуры: язык (лексика, речь), устный фольклор и т.д., являющихся предметом специальных исследований.

Самобытностью отличаются народные знания казахов Восточного Алтая. В области народной медицины значительное место занимают лечебные травы. Весьма специфичны роль и образ “колдуна-лекаря” ба?сы, который лишён здесь традиционных своих атрибутов (?обыз, да??ыра, Асатая?), но связан с домброй. В народной жизни важное место занимают астрономические познания, имеющиеб ярко выраженную кочевническую, скотоводческую основу. Так, в отличии от общеказахского наименования С?мбше (возникшего как видно, в результате контактов с соседними земледельческими народами) звезда Сириус называется здесь Сарша ж?лдыз. Наблюдения за ней, а также за Плеядами (?ркер) имеет до сих пор немалое практическое значение для скотоводов. С наблюдением за небесными светилами и природными явлениями связаны и актуальные методы народной метеорологии (ауа-райын болжау), которые с другой стороны, основываются на особенностях поведения домашних животных: во время выпаса и покоя. увеличить… увеличить… увеличить…
Народные ремесла и промыслы казахов Монголии

Казахи Монголии сохранили традиции народного декоративно-прикладного искусства в чистом виде, доказывая тем самым генетическую связь с культурой основного этнического массива и, по сути, являясь продолжателями многовековых традиций. Высокий уровень развития и состояния народных промыслов и ремесел казахов Баян-Ольгийского аймака важен в общенациональном масштабе, в т.ч. для их восстановления, использования.

Условно все виды ремесел и домашних промыслов казахов Монголии можно разделить на мужские и женские. К женским, наиболее распространенным, относятся: а) войлочное производство изготовление кошемных покрытий юрты (ки!з), постилочных ковров сырма?, текемет, в т.ч. самобытных маяуза (индивид.коврик), са-?алды сырма? (с бахромой) и др. Особенностью является использование только шерсти осенней стрижки кузем ж?н; б) чиевое плетение (ши то?у), которое подразделяется по внешнему виду изделий на “а? ши” и “ораулы ши”; в) ткачество (“терме то?у”) Изготовление покрывал типа термел!, алаша, различных тканых полос и лент для юрты баубас??р, Та??ыш и т.д.; г) вышивка (кесте Tiry) специфически развитый вид искусства использовалась в производстве настенных ковров т?ски!з, Постельных принад-ежностей (покрывала, подушки), сумок (ая??ап и др.), в одежде. Для женских ремесел характерно использование собственного сырья, коллективное участие в некоторых их видах: выделка войлока, кожи, плетение циновок и т.д. При этом выделяются наиболее искусные и талантливые мастерицы шебер, которые выполняют работы уже и на заказ.

Весьма развиты мужские ремесла, к которым относятся: а) кузнечное ремесло (?сталы?), изготовление орудий труда, различной домашней утвари, конского снаряжения и т.д. Основами металлообработки владеют многие мужчины; б) ювелирное искусство (зергерл!к), которым занимаются подготовленные мастера-зергеры, работающие по благородному металлу (серебро, золото); в) художественная обработка кожи изготовление одежды, обуви, посуды, конской сбруи и т.д.; г) деревообработка традиционно развитый вид ремесла у алтайских казахов, свидетельством чего является пословица “керейден ?л Туса, а?аш?а к?н Туады”. Производились детали юрты, мебель, бытовые предметы, орудия труда; д) художественная обработка кости (с?йек ??деу) использовалась при изготовлении различных хо зяйственно-бытовых предметов (ножей, табаке рок, трубок, колотушек и т.д.), отчасти в мебели; е) художественная обработка камня (тас ?ашау ?HePi) изготовление ручных мельниц “?ол Ди1р- мен”, надмогильных памятников. В целом муж ское ремесло не является массовым: нередко один высокопрофессиональный мастер (?ста, ше бер, зергер, ерш!, ?йш1, С?йекш1) Работает на не сколько аулов. Художественные ремесла казахов Восточного Алтая до сих пор носят, преимущест венно, домашний характер. Изделия декоратив но-прикладного искусства, как правило, отража ют художественный вкус, высокое мастер-ство изготовителей, нередко индивидуальны, “эксклю зивны”. Именно поэтому многие вещи, находя щиеся в повседневном употреблении, являются подлинными произведениями искусства.

Одной из задач МонгКЭ-2003 являлось исследование памятников истории и культуры, которое включало в себя обмеры, зарисовки, фотофиксацию; в отдельных случаях использовались теодолитная съемка и показания GPS. В ходе работы обследованы памятники ранних кочевников, древнетюркские и казахские, собран обширный фактический материал по истории архитектуры, искусства номадов Центральной Азии.

Из памятников, характеризующих начальный период кочевничества, наряду с отдельными объектами (оленные камни, стелы с оградками, петроглифы), обследовано шесть комплексов. Из них четыре производят впечатление своими масштабами: к-сЖетытас 1 (сом. Улаан-хус), размер которого составляет 2004280 м, включает 27 объектов ке-рексуры, коридор из менгиров, каменные кольца, цепочки коновязей и др. следы больших поминальных торжеств; к-с Аккол (Хошоот) в сом. Цэнгэл включает 15 керексуров (самый значительный диаметром 60 м) и две величественные стелы – оленные камни высотой около 2,5 м. К комплексу примыкает ряд др. памятников (в т.ч. Несколько самобытных казахских кладбищ сер. 2-ой пол. XX в.); к-с Кумайлы (к СЗ от Ольгия, лев. бер. р. Ховд), включает 65 керексуров, стелы с оградками, каменные кольца (при съемке использовался GPS); к-сХуужирт 1 (сом. Бугат) включает стелы с оградками и 54 керексура, разных размеров и форм, окруженных квадратными и круглыми каменными выкладками с выделением центров и углов вертикально поставленными камнями.

Древнетюркский период представлен тремя комплексами: Терек-ты в долине р. Ховд, Каскажол (Ганц модны) в дол. р. Согак (оба в сом. Улаанхус), Кату (к ВЮВ от сом. Бугат). Их особенностью является наличие плоских антропоморфных каменных изваяний, стоящих спиной к четырехугольным оградкам, лицом на В. Еще четыре изваяния зафиксированы в сом. Цэнгэл и Дэлуун.

Казахский период на территории Баян-Ольгийского аймака интересен исключительно самобытными и весьма разнообразными памятниками мемориальной архитектуры. Зафиксировано 16 старинных крупных и средних кладбищ, основанных в конце XIX в. либо позднее; из них 10 обследованы более или менее подробно (глазомерная съемка планов, обмеры отдельных объектов) Карасу, Согак, Кок-Мойнак, Аккол (неск. кладб.), Бектемир, Караган, Ш?де, Елеш-аулие, ?ш ??Й?ан. Часть исследованных общинно-родовых некрополей имеет определенную преемственность от более древних могильников. Среди видового разнообразия памятников выделены весьма оригинальные типы сооружений: ступенчатые каменные, реже сырцовые, пирамиды-“мавзолеи”; четырехугольные сырцовые ограды с башенками по углам (семейные усыпальницы ?ор?ан); стрельчато-сводчатые либо ступенчатые надгробия “сагана”; деревянные срубы; сырцовые цилиндрические ограды и др.

В ходе экспедиции обследовано также шесть казахских мечетей (Согак, Кок-Мойнак, Цэнгэл, Дэлуун, Булган, Бугат). Эти, довольно своеобразные, памятники архитектуры располагаются в центральной части со-монов, иногда недалеко от кладбищ. Территория мечетей ограждена невысокой глинобитной или каменной стеной. Собственно мечети представляют собой чрезвычайно простые по объемно-пространственному решению и отделке одноэтажные здания, чаще всего прямоугольного очертания. От входа коридор-передняя ведет в четыре помещения: молитвенный зал, комнату для занятий учащихся, кухню и склад. Пластику фасадов “оживляют” минареты, которые в каждой мечети отличаются расположением, количеством и формой.