Есимхан (д.р.н. – 1645) – хан и выдающийся деятель Казахского ханства, сын хана Шигая (Шыгая).
Биография
В исторических источниках отсутствуют сведения о детстве хана Есима. В годы правления брата Тауекель хана участвовал в военных походах, завоевав на юге земли до Самарканда. В 1598 году после смерти Тауекель хана стал правителем Казахского ханства. В следующем году в ходе мирных переговоров с Бухарским ханством, Есим хану удается присоединить к Казахскому ханству Ташкент и прилежащие к нему земли. В годы его правления столицей Казахского ханства стал Туркестан. Однако, централизаторская политика Есим хана не нашла поддержки со стороны некоторых влиятельных султанов, сторонников сепаратизма. В 1603 году некий Абд ал-Гафар (выходец из каракалпаков) провозглашает себя ханом Туркестана, захватив города Сайрам, Ахсикент и Ташкент. В первом сражении с Абд ал-Гафаром Есим хан потерпел поражение. Во второй битве Есим хан одержал победу и убил его. Присоединение к Казахскому ханству большой территории и ряда городов на Сырдарье, а также проявленная ханом отвага в отражении внешней угрозы подняли его авторитет в народе. Однако, в 1613 году сложилась неблагоприятная для хана ситуация: Турсун султан при поддержке бухарского хана Имамкули объявил себя ханом в Ташкенте и вознамерившись стать ханом всего Казахского ханства, стремился избавиться от соперника в лице хана Есима. Потерпев поражение в этой борьбе, Есим хан вынужден был удалиться в пределы Восточного Туркестана.
В 1627 году Есим хану пришлось вести борьбу против джунгар (калмыков), которые участили набеги на земли казахов. За проявленную в борьбе с калмыками отвагу, а также изгнание их за Джунгарские горы, народ прозвал Есим хана «Храбрым ханом Есимом». В этот сложный для Казахского ханства период хан Турсун вторгается со своими войсками в Туркестан и захватывает в плен семью хана Есима. В ходе начавшихся между двумя ханами кровопролитных сражений в 1628 году Турсун хан погибает. Но в последние годы своей жизни Есим хан по болезни был прикован к постели. В 1645 году он скончался и был похоронен в г.Туркестан.
Во время правления Касым хана, который основал государство, объединившее казахские племена и роды, потомки его отца Жанибека, происходившие от девяти его сыновей, управляли казахским государством согласно традициям родоплеменной системы. Такая система управления государством сохранилась в истории под названием «Светлый путь Касым хана». Основное значение политической реформы Касым хана заключалось в следующем: бывшая Золотая Орда, Ак Орда, и Узбекский улус Абулхаира, основываясь на монгольской улусной системе правления рассматривались при административном делении Улуса Джучи как Правое, Левое крыло и Средний улус, теперь в результате образования государства казахов появилось новое содержание понятия «крыло» как «сторона», «часть» или «сотня». Такое изменение было связано с тем, что единый народ невозможно было разделить на политичские улусы или ставки. В новой системе старая традиция Золотой Орды, в которой вместо отца на трон должен был воссесть его сын, также претерпела несколько изменений, и на престол мог претендовать любой выходец сословия торе из династии потомков Жанибека хана (младшие братья, внуки и родные братья).
Руководствуясь этим правилом, потомки Жанибек хана при ослаблении центральной власти, дошли до того, что имели возможность избирать для каждой части государства лично своего хана. Однако являясь основным фактором развития степной демократии, в конечном итоге все это привело к появлению нескольких ханов в казахских степях и, когда местные племена поддерживали отдельных ханов, происходило ослабление внутреннего политического единства казахского государства. Эти явления стали чаще проявляться после смерти в 1521 году Касым хана, которого признавали все казахские племена.
Таким образом, когда Мамаш (1521–1523), Тахир (1523–1533) находились у власти Казахского ханства, местные выходцы-потомки торе участили попытки создать небольшие ханства в определенных регионах, опираясь на поддержку племен и родов. В новой политической системе лидеры местных племен не были обязаны подчиняться только сыновьям Мамаш хана или Тахир хана. В это же время Ногайская Орда на западе смогла преодолеть политический кризис, усилившись вновь захватила земли до реки Жем. Таким образом, ослабление центральной власти позволило взойти на престол в Казахской степи сразу трем ханам с 1533 по 1538 год. На западе правил Ахмет хан (Ходжа Ахмед хан), в центральных областях Тогым хан, а на юго-востоке находился Буйдаш хан. Позднее и хан Хакназар, правивший в XVI веке, и Тауекел хан не смогли помешать процессам разобщенности.
Пришедший в 1598 году после правления Тауекел хана на ханский престол Есим хан (Енсегей бойлы Ер Есим – хан Есим Храбрый) для объединения Казахского ханства, переживавшего политическую раздробленность, начал активно бороться с сепаратистскими движениями султанов, таких как Турсын, Абылай, Ханзада, Абулайыс, Мурат и т.д. Сложившаяся внутриполитическая ситуация, а также проблемы внешней политики – набеги калмыков, которые притесняли с востока, вынудила Есим хана разделить общирную населенную казахами территорию на три большие зоны и осуществить данную реформу (разделение и управление на три жуза). В новой системе стали ограничивать господство потомков торе, тем самым намеревались укрепить верховенство влиятельных биев, вышедших из числа простых людей.
Эта реформа вошла в историю как «Древний путь Есим хана», то есть изменение привело к возрождению прежних ставок как было в улусе Джучи, но в новом политическом контексте. Есим хан начал эту реформу с Жетысу, где сам и вел все дела управления, где сложилось Казахское ханство на тех земелях, на которых издавна расселялись казахские племена, которые он впоследствии назвал Старшим жузом. Необходимо отметить, что после смерти Тауекел хана, полузависимые ойраты вновь восстали и попытались отвоевать территорию Жетысу у казахов. С 1603 года начались длительные войны Казахской Орды с Бухарским ханством, которые потребовали консолидации племен Старшего жуза, так как именно здесь – на территории Жетысу – располагалась ставка Есим хана. Таким образом, были созданы три этно-географические и хозяйственно-административные района.
Как мы уже отмечали, осенью 1598 года после смерти его брата Тауекел хана, к власти в Казахском ханстве приходит Есим хан. Они являлись сыновьями второй жены Шыгай хана – Жаксым Бикем [1]. Отец самого Шыгая являлся девятым сыном Аз-Жанибека, знаменитого Жадик Султана. В историческом эпосе «Храбрый хан Есим», широко известном в народе, говорится, что с самых ранних лет Есим хан был талантлив и уникален. Там есть следующие строки:
Когда ему было семь лет,
Появилось стремление учиться.
К пятнадцати годам
Разная наука стала интересна.
В этом возрасте
Превосходством и находчивостью,
Стал человеком сознательным.
Если слово говорил,
«Нет, это не так и это не то,
Люди были поражены,
Такого рода мудрецу [2, с. 137]…
Есим был человеком добрым и милосердным, с мягким характером, терпеливо решавшим все проблемы. Его враги, пользуясь его добрым характером всегда пытались решить все в свою пользу. Приход к власти Есим хана совпал с набегами на казахские земли калмыков (1599), которые приняли русское подданство и через Сибирь проникли к Волге. Эту историческую эпоху на основе записей воспоминаний современника Матай бия, в своем труде «Вся родословная до меня» Шапырашты Казбек бек Тауасарулы описывает следующим образом: «…это было время, когда после Тауекел хана к власти пришел Есим хан…Сын Шыгая, Есим хан, не жалея сил пытался объединить казахский народ. Впервые на глаза он попался при наступлении Тауекеля на Самарканд» [3, б. 902]. В этом переполохе начали возвышаться те, кто планировал захватить ханский трон у Есим хана. Осенью 1603 года выходец из каракалпаков, некий Абд аль-Гафар, объявил себя ханом в Туркестане. Есим Хан, в спешке повел за собой казахских султанов, и бросился за Абд аль-Гафаром в погоню, проиграв первый бой. Опьяненный временной победой Абд аль-Гафар, захватил не только Туркестан, но и Сайрам, Ахсикент, обозначив Ташкент своей столицей. В 1605 году, собравший войско из казахских родов и племен у подножия Алатау, Есим хан, неожиданно напал на своих противников на земле Каракамыс. Выбежавший спросонья Абд аль-Гафар, был убит самим Есим ханом саблей с изогнутым клинком [4, с. 61–62]. Настало время для признания единственного хана.
Однако при этом в 1613 году Турсун-Мухаммед, который опирался на бухарского хана Имамкули, воссел на ханский троне в Ташкенте. Теперь казахские племена должны были признать его власть. В историческом эпосе «Хан Есим храбрый» повествуется о следующем:
В это время в Ташкенте
Много людей, наблюдающих,
Катаган говорят о намдарын.
Из рода Шибани хана,
Шах-Турсун говорят о своем хане.
Каракалпак, Катаган
Самарканд, Джезак, Коканд
Спросил бы кто-нибудь обо всем [2, с. 141]…
Что касается происхождения Турсун хана, восточные источники указывают на него как на третьего сына Джалим султана. Джалим султан однако, был братом Хакназар хана, значит был сыном Касым хана [5]. Джалим султан был убит своим зятем Баба султаном [6]. Историческая ситуация была такова: Джалим султан был известен в истории как преданная фигура Акназар хана. Он также принимал участие в конфликте Акназар хана с ногайцами. В 1569 году, вместе с султаном Акназаром и Шыгай султаном, создав армию из 20 вооруженных отрядов султанов, которые были их родственниками, вторглись в Ногайскую Орду и разгромили ее. После этого Джалим султан ни на шаг не отходил от Акназар хана. В 1580 году во время выполнения очередного поручения Акназар хана, был казнен своим зятем Баба султаном, правителем «шайбанидского» Ташкента. Вместе с Джалим султаном, двое его сыновей и двое сыновей Акназар хана, умерли от рук людей, которые выполняли поручение Баба султана. Но ситуация не изменилась даже после того, как Тауекел хан отомстил за них и убил Баба султана. Этому причиной стала битва за трон, между торе после смерти Тауекел хана [7, с. 90–91].
Таким образом, как видно из данных источников, в Казахском ханстве одновременно правили сразу два хана. Чтобы предотвратить деление казахов на две части, Есим хан сначала смирился с этим и не мешал Турсуну, ограничившись управлением города Туркестан. По возрасту Турсун-хан был значительно старше Есим хана. Здесь важно отметить, что русские историки показали Турсун хана братом Есима хана [8, с. 136]. Это, конечно, ошибочное мнение.
Однако добрая слава о Есим хане, которая была известна еще при Тауекел хане, не давала покоя Турсун хану. Он постоянно думал о том, как бы избавиться от Есим хана. Он решил использовать Имамкули, врага казахов, для своих собственных целей. По провокации Турсун-Мухаммеда бухарский хан Имамкули, проникнув в присырдарьинский регион, захватил Жетысу, и безжалостно убивал казахов. Хан Турсун-Мухаммед, который также воспользовался этим моментом, вторгся в Туркестанский край и покорил местных казахов. Таким образом, не выдержав давление с двух сторон, Есим хан пересек Жетысу и бежал на земли Абдилрахима, хана Турфана. Абдилрахим был сыном могольского хана Абдирашида, точнее внуком могольского хана Саида, родней жены Қасым хана. Эти события относятся ко времени 1618–1619 годов. Тем временем в Могольской империи, которая когда-то была создана Чагатаем и его потомками, резко снизилось количество наследников престола, и поэтому приход Есим хана, как представителя чингизидов очень обрадовало власти. Прежде всего, для того чтобы не выглядеть жалким в глазах друзей и врагов, он предложил Абдилрахим хану стать его зятем. Это предложение пришлось по душе Абдилрахиму. Таким образом, он торжественно выдал замуж свою дочь Айханым падишах за Абдилрахима [9, с. 252]. Есим хан активно принимал участие в походах Абдилрахим хана, в покорении нескольких городов в Кашгарском регионе. Он также регулярно организовывал походы против калмыков совместно с сопровождающими его казахами. В целом, беспрерывные набеги калмыков на казахские земли имели место, начиная с 1599 года. Таким образом, главной целью Есим хана, где бы он ни был, было продолжить путь своих предков, защитить свои земли от врага и восстановить единое Казахское ханство. В это время казахи боролись с калмыками на просторах Сарыарки. В 1618 году казахские войска уничтожили калмыков в кровавом сражении между горами Буркутты и Болатты. Несмотря на это, калмыки периодически продолжали свои набеги на казахские земли. Два года спустя казахи снова встретились с большим количеством калмыцких армий и разбили их на поле битвы вдоль Тобола. Эту войну на поле битвы, с поднятой к небу саблей, возглавлял сам Есим хан. Однако это была не окончательная победа. Враждебность, возникшая между казахами и калмыками, предвещала много кровавых сражений в будущем.
В 1623–24 гг. Есим хан прибыл в Ташкент, когда осознал важность объединения казахов с кыргызами для противостояния калмыкам. В это время он приходит к соглашению с Турсун ханом, который правил одной частью казахской земли и становится правителем Туркестанского края. По причине своего миролюбивого характера, Есим хан снисходительно относился ко всем проделкам, которые совершал Турсун хан. В первое время примирение двух ханов произошло по инициативе хивинского Абильгазы Бахадура. Тем не менее Турсун хан сражался не только с казахами, но и неоднократно организовывал походы против бухарского хана, который часто поддерживал его. Например, в 1623 году, собрав 100 000 войско выступил против Имамкули, тем самым разгромил его. В таких случаях Турсун хан сначала приходил к соглашению с Есим ханом. Общий враг, общие интересы заставляли казахских ханов время от времени приходить к такому соглашению. В 1624 году он даже активно принимал участие в походе Турсун хана в Андижан. В это время Андижаном правил Ханзада, сын казахского султана Кельды Мухаммеда. Однако несмотря на то, что управлял этой местностью правитель-казах, в целом регион находился под контролем бухарского хана Имамкули. Турсын хан, враждуя с Имамкули, считая его своим соперником, опираясь на сильные отряды Есим хана, окружил крепость Ахси.
Ханзада, понимая ограниченность своих возможностей против казахских султанов, просит помощи у Имамкули. Тем не менее кровопролитная битва закончилась разгромом бухарского хана. Турсун и Есим хан, захватив еще некоторые крепости, разграбили их и вернулись с большой добычей обратно. Такие дружественные отношения продолжались бы и дальше, если бы Турсун хан не пошел на открытые враждебные действия против своего союзника. Рост влияния и авторитета Есим хана среди казахов не давал покоя Турсун хану. Есим хан был преградой для него на пути к правлению всем казахским народом, как это было раньше. Поэтому он терпеливо ждал лучшего времени, чтобы уничтожить Есим хана, и готовился к решающей битве против него, опираясь в своих планах на племя катаган, во главе которого он и находился. Наконец, и наступил этот удобный момент. К 1626–27 годам их отношения вновь обострились. Об этом упоминается в труде Абильгазы под названием «Родословная тюрков» [10]. Турсун хан был виновником сложившейся ситуации. События развивались следующим образом. Есим хан, который востановил отношения с Турсуном, в том же году отправился к калмыкам с большим войском. Часть его армии состояла из воинов племени катаган. Турсун хан, отправив посредника к Есим хану, клятвенно заверил его в том, что теперь они будут жить в мире, и что он желает, чтобы Есим хан противостоял врагам на востоке, а сам он остановит калмыков с запада. Он также настаивал на следующем: «…возьми у меня войско, возьми снаряжение, возьми припасы, и спустись с великого Иртыша, дойди до конца, и пусть земли от него останутся у нас!» Но Есим хан был уверен в себе: «…Я не возьму у тебя ни войско, ни снаряжения, ни припасы. Мне достаточно того, что у меня есть. Только ты проследи краем глаза, за моим народом, что остался позади», – ответил он. Однако это оказалось ловушкой, расставленной Турсун ханом. Он нарушил соглашение о взаимной дружбе, отправив войско в Туркестан, чтобы разгромить владения Есим хана. Войско Турсын хана, перебив достаточное количество людей, забрали жену и детей Есим хана в Ташкент. Теперь
Турсун хан решил окончательно избавиться от своего соперника – Есим хана. Чтобы реализовать этот коварный план, Турсун хан попытался подкараулить Есим хана, который возвращался из похода на калмыков, и внезапно напасть на него. Однако, благодаря преданным ему людям, Есим хан был проинформирован заранее. Два войска встретились в окрестностях Сайрама. В этой кровавой бойне Турсун хан, потерпев поражение, возвращается в Ташкент с оставшимися в живых воинами. Однако, собрав дополнительное войско в окрестностях Ташкента, он снова возвращается для битвы с Есим ханом. Когда две стороны выстроились в шеренгу друг против друга, Есим хан вызывает Турсун хана на поединок один на один, тем самым он хотел избежать кровопролития между братскими племенами и родами. Понимая, что он не смог бы одолеть Есим хана, Турсун хан боязливо отказывается и пускается в бегство. На этот раз военачальники Турсун хана, которые были свидетелями несправедливых действий хана, и его близкие нукеры, и казахские батыры были сильно разочарованы Турсун ханом и начали поддерживать Есим хана [7, с. 92–93]. Среди них были особенно активны Жанай батыр и прадед Наурызбай батыра – Сулеймен батыр.
В первых боях с Турсун ханом Сулейман батыр при одиночных поединках один убил до десяти человек. Один из прямых свидетелей того времени старец Матай, от которого дошли некоторые рассказы, по которым единственный сын этого Сулейман батыра Сыйкымбай, во время второго и третьего боя, опозорив Турсун хана возвысил славное имя Есим хана. Это было так: после дневного боя, уставший Турсун хан отдыхал в своей ставке, куда ночью проник Сыйкымбай, и усыпив его наголо постриг усы и бороду, измазав его лицо сажей, раздел догола, нацепив сзади длинный аркан, собрал все его оружие, и оставил надпись на голове хана: «Это сделал я, сын Сулеймен батыра Сыйкымбай».
Однако необходимо отметить, что вражда Есим хана и Турсун хана принесли много бед казахам. Кровопролития разделили родственников на две враждебные части. К примеру, Айрылмас батыра, имя которого впоследствии стало боевым кличем для катаган, шанышкылы и канглы, убил Сулеймен батыр, который был его зятем и возглавлял одно крыло войска Есим хана. Такая политика Турсун хана, которая была направлена на взаимную вражду между казахами была враждебно воспринята его нукерами. В итоге они добились его смерти. В одном из исторических источников этот сюжет описывается следующим образом: «… во второй войне Турсун хан сбежал без боя от Есим хана. В итоге после преследований Есим хана от Сайрамсу до Ташкента, Есим хан убивает Турсун хана в местности Абат под Ташкентом. После этого город Ташкент оставался казахским городом до сегодняшнего времени (т.е. до XVIII века – от автора)» [3, с. 903]. Эта история кратко описана в книге «Бахр аль-Асрар», средневекового автора Махмуд ибн Вали [11]. Записи Ч. Валиханова также подтверждают и дополняют вышесказанное [12, с. 77]. Убийцы Турсун хана отрезав его голову, принесли его к шатру Есим хана. Есим хан в свою очередь отправил эту голову Имамкули в Бухару, со словами: «это ждет всех моих врагов».
После смерти Турсун хана город Ташкент перешел к казахам. У Турсун хана остались сыновья и дочери. Старший сын, сбежав из Ташкента, отправился в Кашгар под власть Моголов и стал правителем Кашгара, так как жена здешнего принца Абд аль-Латифа Ханым-падишах была сестрой Турсун хана. Младший сын Турсун хана погиб в войне против Имамкули. Есим хан, захвативший дочерей Турсун хана – Айбике, Конырбике и Нурбике, отдал их своим батырам. Есим хан жестоко расправился с племенами катаган и канглы, которые поддерживали Турсун хана. Катаганы были почти полностью истреблены и рассеяны. Некоторые из них, которые были ранены и остались в живых, отказались от имени катаган, и стали звать себя шанышкылы. В свою очередь многочисленные канглы, пытаясь избежать наказания, рассеялись повсюду. Таким образом, злодеяния Турсун хана дорого обошлись для казахов.
Сложная ситуация, вызвавшая конфликт между Турсун ханом и Есим ханом является одной из важных проблем, которая еще не до конца изучена в истории казахского народа. Для исследования вопроса обратимся к одному источнику – эпосу «Казахский предок – батыр Тюрк» – «Қазақтың түп атасы – батыр Түрік». В памятнике повествуется, о том, как Турсун хан повторно захватив Ташкент, передал власть узбекам, и как Есим хан отстранил его от власти. Теперь остановимся на этом:
«Исконный путь Есим хана» издал указ.
Убив темной ночью Турсун хана,
Побив узбеков, вернули Ташкент.
К тысяча шестьсот тридцатому году,
Когда Есим хан вернул себе старый трон.
Айбике, Конырбике, Нурбике,
Привез с собой, как трофей тогда.
День когда убили они Турсуна,
У двери связав его стражника,
Есим хана сказитель один,
Турсун хана будил его песней
Где такой человек сегодня, мой Иллаһ
Как же эта страна оскорблена сегодня.
Когда будили Турсун хана его песней,
Песня сказителя Тулегена была таковой:
– Ей, катаган, Хан Турсун,
Не хан ты, а баба.
Если ты придет казах, боишься ты,
Даже если лежишь на золотом троне,
Ты батыр, которого настигла судьба.
Даже если не хочешь, придется признать,
Говори правду, не то умрешь.
Хан Есим Храбрый
Придет за твоей жизнью,
Прольет твою кровь,
Скоро сам все всхлебнешь!
После этого Есим хан снова вступает на престол Казахского ханства. Опасаясь и считая его своим закоренелым врагом, калмыки пытаясь разными способами обмануть, в конечном итоге хотели избавиться от него. Тайши калмыкских хошоутов Байбагыс совместно с торгоутами и дербетами отправили послов к Есим хану во главе с Далай батыром. Они внесли предложения по установлению дружеских отношений, но при этом не прекращали грабить казахские степи. Это очень расстраивало Есим хана и усиливало его гнев. Вот почему, когда калмыки в очередной раз обманным путем отправили послов к Есим хану, тот убил их и отправил против калмыков десятитысячный отряд казахов. Казахское войско разбило калмыков, захватило их двух тайши и вернулось обратно с добычей. Через некоторое время набеги калмыков утихли, и народ жил какое-то время в спокойствии. Воспользовавшись этим, Есим хан отрегулировал отношения с западными ногайцами, а на востоке объединившись с Алтын ханом, с его помощью искал способы рагрома калмыков. В 1620 году Есим хан совместно с тридцатью тысячью кыргызов неожиданно бросился в атаку на ойратов. В соответствии с соглашением, на калмыков также напало войско Алтын хана. Попав в такое затруднительное положение, калмыкам пришлось бежать без оглядки вдоль Черного Иртыша.
Русские власти, подстрекавшие их в прошлом, теперь боялись передвижения калмыков на восток и отказались их поддерживать. В кровавой бойне над калмыками на Черном Иртыше, активное участие приняли батыры Есим хана – аргын Агынтай, конырат Алатау, алшын Жиембет, дулат Жаксыгул, шапырашты Карасай и Айтей, из биев – Уйсун Шапырашты Даулет би и прадед Толе би – Дулат Жаныс Кудайберды би. Они сделали многое, чтобы организовать народ к битве против калмыков. В сражениях на правом фланге горных рядов Черного Иртыша сам Есим хан принимал активное участие в сражениях против ойратов, дал отпор врагу и стал образцом мужества среди народа, и стали его называть «Храбрый хан Есим».
Однако смута калмыков на этом не закончилась. В 1627 году калмыки, потерпевшие поражение и сбежавшие за Тобол, истребили всех казахов, проживавших в местности, где Волга впадает в Хазарское море (Каспийское), тем самым взбудоражили Казахскую степь ужасающими событиями. Они вырезали всех казахов ауыла Борык вблизи Сарысу. В этой ситуации Есим хан, собрав всех биев в Туркестане в местности Култобе, каждый день проводил совет и после отправил 20-тысячный отряд вдоль Урала. После этого появилось выражение, как «Каждый день совет на вершине Култобе». Их возглавляли Агынтай батыр (5 тысяч войнов), уйсун Карасай батыр (5 тысяч войнов), найман Коксерек батыр (5 тысяч войнов) и канглы Сарыбука батыр (5 тысяч войнов). Более 5000 человек во главе с торткара Жиембет батыром присоединились с местности Електи к отрядам, решительно настроенным на отражение врагов в жестоких сражениях. Главнокомандующим казахского отряда был Жиембет батыр, очень хорошо знавший местность. Казахи и калмыки воевали 83 дня в пустыне Хазарского моря и в густых зарослях камыша. Стараясь уменьшить людские потери с обеих сторон, первые полтора месяца сражались только на поединках единоборств. Каждый из вышеперечисленных батыров выходил и сражался один на один с противником на поле битвы в течение девяти или одиннадцати дней, уложив стольких врагов. Однако казахская сторона также понесла большой урон. Например, Алатау батыр, убив восемь калмыков в одиночном поединке, направившись против девятого, неожиданно погиб, из-за споткнувшейся лошади. Калмыки, проигравшие в этой битве, закончившейся массовыми кровавыми расправами, бежали вниз к впадине Волги.
После разгрома на Черном Иртыше в восточной Джунгарии калмыцкий Батыр тайши, осознав, что необходимо более тщательно подготовиться для победы над казахами, взялся за объединение на территории Джунгарии всех джунгар. Теперь казахов ожидали новые сокрушительные атаки калмыков. В этих обстоятельствах сила сопротивления казахов была напрямую связана с умением правильно управлять ими. Есим хан, который хорошо это понимал, а также учитывая конфликт с Турсун ханом в борьбе за власть, осуществил так называемую реформу, приняв положение «Древний путь Есим хана». Оно обсуждалось на одном из вышеупомянутых советов на Култобе. Поставив в ряд красное знамя, которое было оставлено как наследие от предка Урус хана, и белое знамя, поднятое его отцом Шыгай ханом, он призвал к единству свой народ. Теперь казахские племена, отправляясь в поход на врага, на поле битвы вместе с именами своих батыров, должны были озвучить боевым кличом и священное имя предка Алаша, который впоследствии станет общим девизом казахского народа. Реформа «Древний путь Есим хана», была основана на разделении казахских степей на три части, окруженные калмыками от запада до востока, и ввести систему правления во главе с ханом Старшего жуза. Реформа была вынужденной политической мерой, чтобы остановить борьбу за трон, которая началась во времена ханов Тауекеля и Акназара, а также консолидировать и защитить обширные казахские степи и племена. Кроме того, посредством реформы «Древний путь Есим хана» он стремился контролировать Казахское ханство через институт бийства, поскольку в это время на юго-востоке калмыки периодически совершали набеги на территорию Жетысу, а на западе происходил распад Ногайской Орды, вызвавший вливание в состав казахов родов алчин, а также процесс отделения каракалпаков от ногайцев. В результате, в 1608 году под властью главного бия Эштерека было всего около 40 000 ногайцев. Чтобы оградить регион от ногайского завоевания, Есим включил его в состав Младшего жуза, а для сохранения юго-востока Жетысу, который был сначала под властью казахов, затем и калмыков, он передал эту территорию в состав Старшего жуза. Есим хан в качестве общей казахской столицы избрал город Туркестан как духовный и политический центр. Есим хану, осуществившему данную реформу управления, было хорошо известно и понятно, что конфликт с калмыками на востоке и западе будет окончен не скоро. В это время, приблизившийся к 60-ти годам, Есим хан был прикован к постели тяжелой болезнью. К 1644 году он умер и был похоронен в городе Туркестан, который сам провозгласил столицей. Следует отметить, что он сделал так много для своего народа, что казахи считали его «самым умным ханом» и называли «Храбрый хан Есим». Прах его покоится рядом с предком – Ходжа Ахметом Яссауи.
Сохранились исторические сведения о потомках Есим хана в эпосе, известном в среде казахов Китая. В эпосе «Родословная Чингисхана» есть следующие строки:
От Есим хана произошли Султанбет, Жангир,
И Есим хан умер от болезни.
Вместо своего отца пришел Жангир хан,
Пятьдесят два года прошло с тех пор,
Как страна жила в веселье.
От Султанбета, родился Орыс хан,
Сын Орыс хана Татен.
От Татена родился Ханкожа,
У Ханкожи есть один сын Арынгазы.
От Жангира идут Тауке, Уали двое детей,
Борьба за трон имела место.
После восхождения на трон Аз Тауке,
Уалибак был отправлен к родным по линии матери [13, с. 352].
В этом фольклорном источнике есть некоторая историческая информация. Хан долго болел. Нужно отметить: Есим хан долго был прикован к постели из-за своей болезни. Поэтому Жангир хан должен был править ханством и при жизни своего отца. Вот автор указал на то, что Жангир хан правил казахами уже пятьдесят два года. Он также упомянул, что у Жангир хана было двое детей, старшим из которых был Аз Тауке, который впоследствии правил страной, а его второй сын, Уалибак, обиженно уехал к родным по линии матери. Эти сведения не только подтверждают данные, которые нам известны, но и дополняют их новой информацией. Про потомков Есим хана более подробно описано в эпосе казахов Китая «Казахский предок – батыр Тюрк» – «Қазақтың түп атасы – батыр Түрік». Там есть следующие строки:
…Салкам Жангир был сыном Есима,
Он был укрытием для множества людей.
От жены калмычки Жангира –
Аз Тауке был мудрецом общества
Одна из его жен была дочерью Кайып хана,
От нее был сын Уалибак.
Как Аз Тауке пришел к власти,
Говорят ушел он с обидой в Ургенч [13, с. 67].
В следующих строках данного эпоса можно увидеть, что мать великого наследника Жангира, сменившего на престоле своего отца Есима, была калмычкой, а его брат Уалибак перекочевал в Ургенч, обидевшись на своего родственника, воевавшего с Аз Тауке за престол. Казыбек бек Тауасарулы в своем труде «Вся родословная до меня», описывая официальное воцарение на троне Казахского ханства Жангир хана вместо своего отца Есим хана, и опираясь на воспоминания своего деда Матай бия, жившего в XVIII веке, являвшегося современником Есим хана, приводит следующие сведения: «В 1018 году улитки (дата дана по хиджре, по-новому считается как 1640 год – прим.автора) казахами начинает править Жангир, сын Есим хана. Потому что Есим хан был болен. Пять лет тому назад, в год свиньи, предводители кара калмыков Талай, Кужы, Торгаш тайши объединившись, напали на казахские земли, истребив множество казахов, увели в плен Жангира, сына Есим хана. В плену у них Жангир был около года. Таким образом, дав калмыкам передохнуть, Талай тайши вновь нападает на казахов. Как говорится «Слонявшегося без дела ждет гибель», казахи привязали Талай тайши к ветвям четырех деревьев, что в итоге разорвало его на четыре части. Есим Хан, которому тогда было за пятьдесят лет, сказал: «Я разделаю калмыков на четыре части». Но в тот год он умер и не успел осуществить свою мечту. Теперь приход Жангира к власти у казахов взволновал калмыков. Они сильно боялись Жангира, который был в плену калмыков около года, и знал многое об их состоянии [3, с. 909]. Здесь следует отметить, что в вышеупомянутых источниках два факта, связанные с последними годами жизни Есима хана, невольно притягивают внимание. Первый из них о том, что Есим хан, отец Жангир хана, в связи с болезнью не восседал на престоле до 1640 года, а вторая заключается в том, что Есим хан умер в возрасте 50 лет, так и не достигнув старости. Историки, не обращающие внимание на традиционные источники, до сих пор указывая дату смерти Есим хана, как сказал Махмуд бен Вали, пишут дату 1038 год по хиджре (то есть 1628 год) [14, с. 219]. Даже в русских источниках Жангир, сын Есим хана, до 1635 года упоминается как султан [15, с. 45]. Если Есим хан умер в 1628 году, как уже упоминалось выше, почему его сын Жангир до 1635 года именуется султаном вместо хана? Историк А. Хасенов, в своей книге «Қазақ тарихының бес мыңжылдық баяны» утверждает, что Есим хан умер в 1645 году [16, с. 193]. В приложении 56 тома «Бабалар сөзі», касательно даты смерти Есим хана также дается дата – 1645 год [13, с. 67]. И эта дата является наиболее близкой к исторической действительности.
Заслуги
Период правления Есим хана стало временем подьема могущества Казахского ханства. Мужественный воин Есим как выдающийся полководец и талантливый государственный деятель внес значительный вклад в дело дальнейшего совершенствования государственного устройства. Он сумел укрепить военную мощь Казахского ханства, сделав его централизованным государством. Казахское государство при Есим хане охватывало большую территорию, присоединив стратегически важный район с городами на Сырдарье. Благодаря ему Туркестан превратился в политическую и духовную столицу казахского государства. Есим хану пришлось постоянно противостоять внутренней и внешней угрозе, проводить активное реформирование государственной системы Казахского ханства. Созданный в годы его правления свод законов, называемый в народе «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), как своеобразная степная конституция, ограничивающая политические привилегии сословия чингизидов, значительно расширила права биев-родоправителей. Он ввел в начале XVII в. вместо улусной системы жузовой принцип организации управления, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями – жузами. Во главе жузов стояли бии, которые формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Главный орган законодательной власти – Маслихат, в состав которого входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны, собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау или на Культобе близ г. Туркестана. Законы хана Есима, утвержденные этим органом власти, стали результатом коллегиального обсуждения виднейших представителей казахского общества. В виду этого свод законов получил всемерную поддержку в среде народа. Законодательство Есим хана, созданное в трудные годы становления централизованного государства, в период массового вторжения Джунгар упрочил единство казахского общества и обеспечил защиту казахского государства, что еще раз определяет выдающиеся заслуги хана Есима как государственного деятеля в истории своего народа.
Память
В честь знаменитого хана его именем названы улицы в Нур-Султане, Туркестане и в ряде других городов Казахстана.
В 12 м от мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи находится мавзолей Есима хана – архитектурный памятник XVII века в городе Туркестане Туркестанской области. Входит в состав заповедника-музея «Азрет-Султан». Возведен над могилой хана Казахского ханства Есима. В конце XVIII — начале XIX века мавзолей был частично разрушен. Отстроен из обожжённого кирпича и имеет четырёхугольную форму (9×9 метров).
Главный фасад выполнен в виде портала. Фасады декорированы геометрическими узорами. Вход находится в юго-восточной мавзолея. Ширина сохранившейся стены 1,2 метра. Пол выложен жженым квадратным кирпичом. Сохранившаяся часть мавзолея была реконструирована в 2000 году.
Список литературы и источников:
- Сыздықова Р., Қойгелдиев М. Қадырғали Жалайри. Жылнамалар жинағы. – Алматы: Қазақ университеті, 1991. – 270 б.
- Еңсегей бойлы ер Есім // Бабалар сөзі: Жүз томдық. – Астана: Фолиант, 2009. – Т.56: Тарихи жырлар. – 409 б.
- Шапырашты Қазбек бек Тауасарұлы. «Түп-тұқыйаннан өзіме шейін. Шежіре, естелік». – Алматы: Жалын, 2008. – 1086 б.
- Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине ХҮІ века.. – Алма-Ата: Наука, 1985. – 104 с.
- История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т.2. – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979. – 275 с.
- Материалы по истории казахских ханств ХҮ-ХҮІІІ веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата, 1969. – 253 с.
- Омарбеков Т.О. Ұлы Даланың дара тұлғалары: Қазақ хандары. – Алматы: Эксклюзив КА, 2015. – 180 б.
- Материалы по истории русско-монгольских отношений. Русско-монгольские отношения. 1607-1636: Сборник документов. – М., 1959. – 552 с.
- Шах Махмуд Чорас. Хроника. Критический текст, перевод, коментарии иуказатели О.Ф. Акимушкина. – М., 1976. – 362 с.
- Абул-Газы-Багадур-хан. Родословное древо тюрков. Перевод и предисловие Г.С.Саблукова. – Казань, 1906 г. – 306 с.
- Бахр асрар // Материалы по истории казахских ханств ХҮ-ХҮІІІ веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата, 1969. – 238 б.
- Валиханов Ч.Ч.Записки о киргизах. Собр. Соч. в 5 т. – Алма-Ата, 1985. – Т.2. – 416 с.
- Бабалар сөзі: Жүз томдық. – Астана: Фолиант, 2006. – Т.32: Шежірелік дастандар. – 400 б.
- Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингис хана. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 276 б.
- Қараңыз: Галиев В.З. Хан Джангир и Орбулакская битва. – Алматы: Ғылым, 1998. – 128 с.
- Хасенов Ә. Қазақ тарихының бес мыңжылдық баяны. – Алматы: Мектеп, 1996. – 296 б.
Автор: Омарбеков Т.О., д.и.н.