Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

АЙТЕКЕ БИ


Айтеке би Байбекулы (1644–1700) – выдающийся казахский государственный деятель, «Орда бий», вошедший в состав Ханского Совета при Тауке хане (годы правления 1680–1718). Он являлся одним из составителей, наряду с семью крупными биями, такими как Толе би и Каздауысты Казыбек би, свода правовых установлений централизованного Казахского ханства «Жеті жарғы». Айтеке би оказал большое влияние на становление казахской государственности, а также формирование эффективной и независимой внешней политики в годы джунгарского нашествия – время «Великого бедствия» – «Ақ табан шұбырынды».

Биография

Айтеке би Байбекулы родился в 1644 году в местности Кызылша (на территории нынешнего Узбекистана) в благородной семье («текті әулет» – благородной семье, имевшей большое значение в казахской традиционной культуре, поскольку считалось, что у таких людей особая миссия служения народу). Он происходил из племенного объединения алимулы Младшего жуза, рода торткара. В его шежире (родословной) были знаменитые в казахской истории люди, такие как Ораз би (1299–1385), который был одним из ближайших советников основателя государства тимуридов эмира Тимура, сделавшего своей столицей Самарканд, кокандский хан Акши (1622–1635), Жалантос (1576–1656), который был правителем Самарканда. В детстве Айтеке би воспитывался при дворе бухарских ханов Самарканда, которым управлял Жалантос бахадур. Он получил образование в медресе Улугбека, а затем медресе Шердор в Самарканде (по некоторым другим источникам, в Бухаре).

Таким образом, волей исторической судьбы он не только рос в атмосфере изысканного аристократизма, будучи свидетелем важных политических решений тимуридского двора, но и получил высокое по тому времени образование в сфере мусульманского права, логики, истории, астрономии, математики и риторики, которые были обязательными предметами образования в медресе. Он блестяще владел арабским, персидским и чагатайским языками. Помимо всего прочего, он впитал в себя ценности и культурные традиции казахского кочевого общества. Патриотизм, самостоятельная свободная мысль и самоотверженное служение своему народу стали жизненным кредо Айтеке би. Уже в 25 лет он был избран главным бием Младшего жуза, части узбеков и каракалпаков.

Казахи собирали регулярные собрания в местечках Ордабасы, Культобе и Улытау для обсуждения важнейших вопросов совместной деятельности племен и обустройства казахской государственности. На эти собрания призывались султаны всех родов, авторитетные бии, жырау и батыры. Они принимали важные решения о жизни казахского общества того времени. Во времена Тауке хана в народе говорили: «Күлтөбенің басында күнде кеңес» («На вершине Культобе каждый день собрания»). Айтеке би был призван на Ханский Совет Тауке хана в качестве главного бия Младшего жуза. Тауке хан поручил семи самым знаменитым биям того времени, в их числе Толе би, Казыбек би, Айтеке би, разработать правовую основу («Жеті жарғы») централизованного казахского государства («Жеті жарғы»).

В своей деятельности он не только выступал как советник Тауке хана в Ханском Совете, но и принимал непосредственное участие в боевых действиях против джунгар. Известно, что он участвовал в отражении натиска джунгар на город Сайрам. А в 1683 году сам возглавил военное ополчение Младшего жуза и во главе пятитысячного войска выступил против джунгарского военачальника Галдан-Бошакту, одержав победу.

В своих ярких выступлениях на Ханском Совете Айтеке би руководствовался принципом острого, как клинок, слова. По многим свидетельствам его речь «рассекала надвое конский волос», помогая разрешать самые трудные споры и разногласия между соплеменниками, предвосхищая мудрые государственные решения. Однако междоусобицы, жаждущих власти султанов, постоянные межродовые распри и трагические для народа последствия нашествия джунгар сказались на судьбе талантливого политического деятеля Айтеке би.

Чтобы не видеть свой народ порабощенным Айтеке би умолял Всевышнего о скорой смерти. Он покинул Ханский совет, перебрался к родным местам возле Нураты. В 1700 году самый младший из трех великих биев скончался в возрасте 56 лет.

Заслуги

Говоря о заслугах выдающегося казахского бия Айтеке, традиционно упоминают о его законотворческой деятельности в качестве одного из авторов «Жеті жарғы» («Семи уложений» Тауке хана). Как известно, в казахской кочевой правовой традиции было несколько вариантов регулирования правоотношений, исходя из актуальных общественных запросов. После самопровозглашения Казахского ханства в результате откочевки от Абулхаира султанов Керея и Джанибека на осколках государственности Джучидов и Чагатаидов возникла новая политико-правовая реальность, которая нуждалась в самостоятельном правообеспечении. Прежняя «Яса» («Жасау ізі») Чингисхана должна была быть переработана в соответствии с возникновением новой государственности. И эту задачу выполнил выдающийся казахский хан, сын Әз-Жанибека Касым хан. Именно Касым хан выработал и сделал жизнеспособными морально-этические и социально-правовые нормы общества, способствовавшие укреплению единства на более высоком уровне, чем родоплеменные узы. Он поставил перед собой и во многом осуществил цель создания такого государства кочевой цивилизации, которое отличалось бы четко регламентированным порядком и укладом жизни, строго определенными внешними границами и маршрутами кочеваний, обязательными налогами в государственную казну и судебной властью, отлаженным механизмом мобилизации населения в случае войн, стихийных бедствий. Свод законов, разработанный Касым ханом, народ назвал метко и точно «Қасым салған қасқа жол» («Столбовая дорога, проложенная Касым ханом»). Этот свод законов включал в себя пять основных разделов: 1. Имущественный закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе. 2. Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них. 3. Военный закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. 4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. 5. Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Вследствие этого Есим ханом были предложены усовершенствования в новом правовом кодексе, названном по имени хана, «Есім ханның ескі жолы» (Старый путь Есим хана).

В итоге была коренным образом реформирована политическая система Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты – торе-чингизидов заменялось на главенство элиты открытого, для казахов-кочевников, типа – биев и старшин. Произошла своего рода «бийская революция», ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Новая система получила широкое признание у народа, где нормы адата (обычаев) были более приемлемы, чем законы шариата в силу занятия скотоводством. Эта система существенным образом ограничивала ханскую власть и вовлекала большие массы народа в управление государством. В правовом акте Есим хана определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год в местностях Орда басы, Культобе и Улытау.

Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями – жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия. Айтеке би был одним из наиболее авторитетных членов такого Совета биев, правителем Младшего жуза. Хорошо зная нормы  казахского кочевого обычного права и, одновременно, имея представление о правовых системах соседних с кочевым казахским ханством оседлых государств и знатоком мусульманского права, он, участвуя в разработке нового свода законов «Жеті жарғы», внес целый ряд ценных правовых новаций.

Принятие нового свода законов было обусловлено:

1. Целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся джунгарской опасности);

2. Задачей выработки единых правовых основ казахского общества, отвечающих требованиям времени.

По своей структуре «Жеті жарғы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т. д. Основными принципами, основываясь на которые Тауке хотел сплотить казахов, были: принципы строгого подчинения младших старшим (детей – родителям, жены – мужу; подчиненного – правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена). Уголовное наказание основывалось на принципе «око за око, зуб за зуб», но кровная месть всегда могла быть заменена рядом наказаний, среди которых такие виды наказаний, как высылка, айып (штраф), кун (оплата ущерба), дуре (удары плетьми) и казнь. Правда смертная казнь применялась крайне редко. Тюрьмы и места лишения свободы отсутствовали. Шире практиковалось изгнание из рода-племени, когда наказанные фактически лишались покровительства общины и обрекали себя на верную смерть.

В «Жеті жарғы» нашла отражение социальная иерархия и расслоение общества, о чем говорят статьи о разной степени ответственности правящих лиц и простых людей. Основная масса населения была свободным субъектом права. Только рабы находились в личной зависимости от своих владельцев и могли быть лишены жизни по их усмотрению. «Жеті Жарғы» включал в себя следующие основные разделы:

1) Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и колодцах;

2) Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи;

3) Военный закон, регламентирующий воинскую мобилизацию в военное время, формирование подразделений и выборов военачальников;

4) Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства;

5) Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства;

6) Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения;

7) Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Интересно, что в «Жеті Жарғы» нашли свое отражение также и мусульманские каноны. К примеру, за богоотступничество забивали камнями до смерти. Но были и древние кочевые табу, к которым относится смертная казнь за кровосмешение. Казахское обычное право категорически запрещало вступать в брак родственникам ближе седьмого колена. Айтеке би, как знаток мусульманского права, умело адаптировал разные каноны в казахской кочевой традиции.

«Жеті жарғы» благодаря мудрости выдающихся биев казахской степи – Толе би, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би – представляет собой синтез многовекового опыта правого регулирования кочевой жизни, проектирования идеальной государственности номадов, выраженной в концепте «Жерұйық» (Благословенной Земли свободного народа казахов) Асана Кайгы, которого Чокан Валиханов называл «великим степным философом». Деятельность Айтеке би была направлена на воплощение в «Жеті Жарғы» вековой мечты казахов-кочевников о справедливом общественном устройстве, единстве народа, безопасности и процветании на широких степных просторах. Эта сторона многогранной натуры Айтеке би нашла свое выражение в его выступлениях на Ханском Совете. На одном из традиционных сборов на вершине Культобе, обращаясь к собравшимся, Айтеке би сказал: «Не приведя народ к счастью, разве достигнет цели герой? Не воздав доблестному мужу по заслугам, разве обретет народ покой?! Там, где опора страны – муж достойный, а мужа опора – достойный народ, разве не ждут их удача и благо? Не воздав герою по чести его, сам себя унизишь. Горе накличешь, беду обретешь, коли ничтожество на трон вознесешь. Ничтожный зарится на чужое, достойный заботится о грядущем. На чужое позаришься – споткнешься. Народ благословит, коль о грядущем печешься. Истинный сын с пути не собьется – предков завет его ведет. Достойный народ с пути не собьется, если дорогой чести идет!».

Айтеке би содействовал объединению трех жузов против джунгарского нашествия, установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими. На Ханских советах он неоднократно говорил, что нужно сплотить силу трех жузов, выбрать из молодых воинов-сардаров предводителя, понимающего толк в современном военном искусстве, в поисках сильного союзника не идти ни к кому в подданство. Весной 1699 года на расширенном Ханском совете Айтеке би, обращаясь к именитым казахским баям и предводителям родов, сказал: «Вас мало. Вас горстка. И богатство ваше народ не спасет, не защитит. Хоть вы и богачи, а народ к праведной жизни не привели. Все султаны, правители-торе, предводители родов погрязли во взятках. И соблазненные подачками урусов, чапанами бухарцев и хивинцев, продают и предают свой народ налево и направо, оптом и поштучно. Иные ненасытные, властолюбивые и честолюбивые правители даже из вековой вражды с кровным врагом – джунгарами извлекают личную выгоду, плетут за спиной народа подлые интриги, вожделенно примериваются к ханскому трону. Высшая цель бия – единство народа. Высшая цель предводителя – найти выход из тупика, избежать кабалы. Несчастен джигит, потерявший родной край. Несчастен народ, лишившийся кормилицы-земли. А враг коварен и никого не жалеет. Необходимо считаться с военным положением и точно определить места обитания народа – летовки, зимовки, осеннюю кочевку. Правители родов должны создавать постоянные вооруженные отряды, народные ополчения, сосредоточить на определенных местах, ближе к опасным границам, военные посты. Там следует проводить и военные учения. Большие аулы, богатые скотом, необходимо переселить в глубь песков Кызылкума и Каракума, во-первых, подальше от набегов, во-вторых, они по надобности должны обеспечить воинов провиантом, транспортом, джигитами-смельчаками. Не вступая ни в чье подданство, следует закупать вдосталь современное оружие. И еще целесообразно объявить особое положение и обложить всех баев, султанов, торе, родоначальников данью-налогами в виде лошадей, верблюдов, шерсти, шкур для обмена на ружья и пушки. Народ только приветствует такое и ради воли и спокойствия ничего не пожалеет. Для укрепления обороноспособности предлагаю создать при Ханском совете постоянное присутствие, которое избрало бы достойного человека, отвечающего за безопасность нашего народа. Если мы не предвидим и не предупредим все беды-напасти, народ нас не простит, а проклянет».

Таким образом, Айтеке би выступал истинным патриотом, проводником чаяний народа, проницательным мудрецом, предвидевшим будущие беды перед лицом опасности колонизации и предлагавшим разумные решения. Среди народа сохранились крылатые слова бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком для своего народа». Благодаря этим мудрым заветам казахам удалось «тысячу раз погибая, тысячу раз восставать из пепла» (Мың өліп, мың тірілген халық) сохранить свою государственность через века. Сам Айтеке би так обобщил свою жизнь: «Өмірім өзгенікі, өлім ғана өзімдікі» («Жизнь моя принадлежит народу и только смерть принадлежит мне самому»).

Пример поэтического красноречия Айтеке би:

Где гнев, там нет ума.

Только накроет человека, снесет как вода,

Гнев – это бурный горный поток,

Ум – беспредельно спокоен,

Золото застрянет в таком потоке.

Не стоит родниться двум разным людям.

А если породнился, то не говори гневных слов им вослед.

Тот, кто злословит не избежит беды,

Лишь совместная дорога ведет к благополучию и удаче.

Подобно тому как с уважением встречаешь брата, когда он приезжает,

Как торжественно встречаешь гостей.

Если есть расторопный младший брат,

Подобный крыльям быстролетной птицы, ты

Будет спокойна и удовлетворена твоя душа.

Если у старшего брата есть такая отрада,

То обязанность младшего брата – управиться скорее с делами,

А старшего забота воспитать младшего, не так ли?

Но если повздорили двое, то не избежать пожара.

Среди народа сохранились крылатые слова: «Айтеке би говорит страстно и точно, разрубая (буквально. – авт.) Истину, Казыбек би глубокими суждениями находит ее, Толе би разыскивая повсюду, обнаруживает Истину» («Әйтеке жарып айтады, Қазыбек қазып айтады, Төле тауып айтады»).

Память

Айтеке би был похоронен по некоторым сведениям близ Ташкента (Республика Узбекистан) у поселков Кауыншы и Шыназ, там, где покоились его предки Ораз, Токпан, Сейткул и отец Байбек. По другим данным, его прах покоится в Мавзолее Айтеке би, который находится в городе Нурата Навоиской области Узбекистана. Местное население почитает это место святым.

Имя Айтеке би заслуженно вписано в анналы казахской истории и права. В Казахстане в разных регионах и городах его именем названы улицы, поставлены памятники. Изучению «Жеті жарғы» и деятельности казахских биев-законотворцев Толе би, Каздауысты Казыбек би и Айтеке би уделяется особое внимание на юридических факультетах университетов. Его имя стало олицетворением чести, достоинства и справедливости.

В 2003 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Айтеке би.

О трех знаменитых биях, живших в XVII – XVIII веках, с именами которых связаны отголоски «Золотого века» в правосудии в Степном крае, а именно о Толе би, Казыбек би и Айтеке би, Лидер Нации Н.А.Назарбаев говорил: «Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладевали умами потомков, как изречения священных книг… Можно много говорить о славной жизни этих трех великих людей, об их деяниях во имя чести, достоинства и священной славы народа, об их природном предводительском таланте, ораторском даре, безупречной справедливости» [8].

Мавзолей Айтеке би в Нуратинском районе Республики Узбекистан.

Памятник Айтеке би в Актобе (Республика Казахстан).

Памятник трем великим личностям казахской государственности – Казыбеку би, Айтеке би, Толе би в столице Республики Казахстан г.Нур-Султан.

Список литературы:

1. Айтеке Байбекулы // Казахстан. Национальная энциклопедия. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. – Т. I.

2. Толыбеков С. Әйтеке би // Қазақ шежіpeci. – Алматы, 1992.

3. Толыбеков С. Үш пайғамбар. – Алматы, 1992.

4. Досмухамедулы X., Аламан. – Алматы, 1993.

5. Досмухамедулы X. Әйтеке би. – Алматы, 1998.

6. Есламгалиулы М. Әйтекe би. – Алматы, 1998.

7. Торекулов Н., Казбеков М. Казахские бии-ораторы. – Алматы, 1993.

8. Назарбаев Н. А. Пять лет независимости. – Алматы, 1996. – С. 153. 

Автор: Амребаев А.М., килос.н.