Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

АБУЛХАИР ХАН


Абулхаир Мухаммед Гази Бахадур-хан(ок. 1680 – 17 августа 1748) – выдающийся военачальник, политический и государственный деятель, хан Меньшей орды (1710 – 17 августа 1748), старший хан казахов Старшей, Средней и Меньшей орд (ок. 1719 – 17 августа 1748).

Биография

История не донесла до нас ни точной даты рождения, ни названия того степного урочища, а может, и реки, на берегу которой появился на свет потомок Чингисхана. Фамильные кочевья семейства отца Абулхаира, султана Кажи (Хаджи), и детей его братьев располагались летом в верховьях рек Тургай и Иргиз и недалеко от Жема (Эмбы), а зимой – в низовьях Сырдарьи, песках Каракум и на территории Северного Приаралья. В литературе указывается, что Абулхаир родился на юго-западе современного Казахстана приблизительно в 1680 г., или во второй половине 80-х годов XVII в., либо в 1693 г. Последняя предполагаемая дата рождения – 1693 год, по мнению известного исследователя генеалогии чингизидов И.В. Ерофеевой, «выглядит маловероятной, исходя из некоторого несоответствия данной хронологической информации более поздним, достоверно установленным историческим вехам личной и семейной биографии хана» [2, с. 123–124].

Династия Абулхаира происходила от казахского султана Осека (Усяк, Уснак) – восьмого сына султана Жанибека, основавшего в середине XV в. вместе с султаном Кереем новое государство в Восточном Дешт-и-Кыпчаке – Казахское ханство в северо-западном Семиречье. Российский дипломат, полковник Кутлумбет (Мамет мырза, по-русски Алексей Иванович) Тевкелев в 1748 г. со слов самого Абулхаир хана записал в Орской крепости, что фамильная ветвь чингизида восходила к Осеку через 4 династических поколения султанов: Кажи (Хаджи) (отец) – Ирыс (дед) – Айшуак (прадед), Болекей-Коян (прапрадед) – Осек. Полная версия официального ранга правителя –  «Абулхаир Мухаммед Гази Бахадур-хан, Хаджи султанов сын», или ее более краткая редакция «Абулхаир хан, сын Хаджи султана», которая и была отчеканена на ханской печати [2, с. 121, 123]. 

Абулхаир был средним сыном Кажи (Хаджи) султана, который, предположительно, умер после 1695 г. В исторических преданиях отмечается, что Абулхаир рано остался без родителей и близких старших родственников по отцовской линии. Немногочисленность клана и происхождение от младшей линии чингизидов на протяжении всей его жизни давали повод другим влиятельным  потомкам Чингисхана подчеркивать династийное превосходство и их право быть не только старшим ханом для казахов трех орд, но и ханом определенной орды – Большой, Средней или Меньшей (Малой). Неслучайно, что семейство чингизидов – правителей Средней орды «род свой ставят гораздо выше, нежели оное поколение, от которагоАбулхаир-хан произошел», – подчеркивал в 1762 г. первый историк Южного Урала П.И. Рычков (1712–1777) [3, с. 71].

Суровая действительность кочевого социума с молодости закаляла характер чингизида, стимулировала его физическое, интеллектуальное и моральное возмужание, стойкое преодоление  им трудностей и одиночества на пути к вершине пирамиды власти, несгибаемую силу воли, обостренное чувство собственного достоинства, веру в себя и собственные силы. Эти черты характера ярко проявились в последующей политической деятельности Абулхаира, когда он вопреки традициям кочевого общества и мнению оппонентов, оставаясь нередко в меньшинстве, добивался собственных целей и исполнения своей воли как правитель.

Согласно народной легенде однажды знатный батыр Жанибек (ум. в 1751 г.) наткнулся в степи на молодого человека, спящего под тенью одинокого дерева. Батыр резко осадил коня и слегка дотронулся кончиком копья до его руки. Это прикосновение разбудило юношу, он мгновенно вскочил на ноги и, схватив лежавший рядом лук, резко направил его прямо в грудь незнакомца. «Остановись, безумный, остановись, – закричал ему батыр, – опусти свой лук. Я – Жанибек, имя которого слышал и ты, наверное. Желаю тебе доброе, ] не враг твой, а друг!». В ответ на эти слова молодой человек произнес: «Будь ты [хоть] славный Жанибек, но разве ты смеешь беспокоить человека, который ни от кого не зависит и который ничего от тебя не просит! Разве я позволю кому-нибудь толкать меня копьем, не слезая с коня. Я беден, но благороден. Ты, Жанибек, ступай налево. Я, султан Абулхаир, иду направо! …Эй, Жанибек, давно ли «черные» стали так дерзки и непочтительны перед белыми костьми?». Далее в предании говорится, что Жанибек был очень поражен дерзостью и гордостью юноши. Он будто бы, к безмерному удивлению окружавшей его свиты, слез со своего скакуна и первым протянул султану руку в знак примирения. Затем юноша молча опустил свой лук и, в свою очередь, пожал руку почтенного батыра. После этого выражения взаимного расположения друг к другу батыр Жанибек, как утверждает предание, долго разговаривал с султаном Абулхаиром. Из беседы батыр узнал, что чингизид «беден, одинок, не имеет ничего, кроме сивой клячи», и предложил ему свою поддержку, которую Абулхаир, немного поколебавшись, принял [2, с. 126–127]. С тех пор дороги батыра и будущего хана не расходились.

Поддержка известных и авторитетных в обществе батыров, как и султанов, знатных старшин и биев-народных судей во многом определяла силу, влияние, прочность социального статуса того или иного хана, ибо в мирное время рассредоточенное на большие расстояния кочевое население «может жить дольше всех без хана» [4, с. 471], «страху  от ханов не имеет», «хотя и делают …некоторое личное уважением своим ханам исултанам, но далеки совсем от беспредельного повиновения. Нередко, буде власть султанов не отвечает желанию или общим мнениям киргиз-кайсаков, то они принуждают таковых удалиться, избирая себе другую власть» [2, с. 63].

Судьба уготовила Абулхаиру тяжелые испытания. Казахи Меньшей орды подвергались военным набегам подданных России, и в первую очередь со стороны волжских калмыков-буддистов. Исторической родиной этих номадов являлась Джунгария. Аюка (1642–1724) – первый хан Калмыцкой орды (1690–1724) – был волевым, решительным, энергичным, умным, дальновидным правителем кочевого народа, который не только участвовал в войнах на стороне России и защищал ее рубежи, получая самое современное вооружение и другую поддержку от царского правительства, но и при попустительстве последнего жестоко, безнаказанно карал и расправлялся с соседними народами, выгоняя их с насиженных мест, вынуждая внезапностью вторжения быть данниками и пленниками.

Аюка хан произвел огромное впечатление на молодого Абулхаира во время его вынужденного кратковременного пребывания в калмыцких улусах, а именно – жесткой системой военно-политической организации, мобильной сильной конницей, статусом самостоятельного хана, сильного и властного, с которым считается русская власть. Казахский султан видел привилегированное положение калмыцкого хана, сумевшего на тот момент еще сохранить относительную автономию, как в делах внутреннего самоуправления, так и во внешней политике. При не известных пока нам обстоятельствах султан Абулхаир смог вернуться от калмыков в родные степи [2, с. 130]. Главным достоинством султана Абулхаира являлось то, что он был открыт к восприятию нового, полезного, и, как показывают последующие события его кипучей военной деятельности, он оказался способным «стажером» калмыцкого правителя. Об этом свидетельствуют ответные военные походы хана в калмыцкие улусы в 1719, 1723–1726 гг.

История дала шанс Абулхаиру участвовать в борьбе башкир против колониальной политики российского самодержавия. Как известно, с присоединением Башкирии к Русскому государству военная служба башкир стала постоянной, как и притеснения самого народа. Одним из руководителей башкирских восстаний 1704–1711 гг. стал старшина, тархан Алдар Исянгельдин (в русских документах Алдарбай Исекеев, 1670–1740), награжденный Петром I за геройское участие в Крымском и втором Азовском походах (1694). Деятельный проводник восточной политики Петра I П.И. Рычков, оправдывая цели военной колонизации Зауральской окраины, подчеркивал: «…и так по победоносном и торжественном окончании Шведской войны, между прочим, изволил Петр Великий особливое попечение иметь, …чтобы вышеписанную безопасность …основать, и чрез то героическим своим намерением путь во всю полуденную Азию отворить, а своевольный башкирский народ на вечное время обуздать…» [5, с. 6].

Тархан Алдар Исянгельдин предпринимал шаги по привлечению на ханский престол для управления башкирами султана Абулхаира, как, впрочем, и других чингизидов из Крымского ханства. В письменных материалах 30-х годов XVIII в. имеется информация о том, что «в последний башкирский бунт Алдар с товарищами призывали к себе оного Абулхаир султана, тогда назвали ханом…». В степях мятежной Башкирии казахский султан  отличился мужеством, храбростью в ратных делах, его имя прописалось в русских дипломатических донесениях. Так пришла к Абулхаиру известность и за пределами Казахской степи, что также способствовало тому, чтобы в 1710 г. «себя в Меньшей орде особым ханом утвердил».

Быстрое отбытие Абулхаира от башкирских повстанцев было связано с тем обстоятельством, что зимой 1710 г. по инициативе батыров и в первую очередь Бокенбая Карабатырулы (1667–1742) в Каракумах состоялся исторический курултай казахской знати. Приаральские Каракумы, рассматривавшиеся как благоприятное зимнее пастбище (қыстау) для номадов Меньшей и Средней орд, в геополитическом отношении тогда представляли собой юго-западный приграничный район Казахского ханства, где кочевья Меньшей орды тесно смыкались с земельными владениями ойратских племен. Южнее Каракумов, в урочище Калмаккум, вблизи одноименных колодцев Карауылтобе, в местности Карауылхана и в других местах в первой половине XVIII в. размещались стационарные джунгарские караулы [2, с. 84].  

Под боком врага зимой 1710 г. в песках Каракумов собрались на курултай Алшины Меньшей орды «длясовету, дабы употребить все усилия к единодушной защите друг друга до последней капли крови. Слабые души даже среди сего собрания, обнаружа страх свой, и предлагали искать безопасности от милосердия контайши; другие хотели оставить жилища свои и спасаться бегством за реку Волгу, а некоторые, подобно робким зайцам,желали рассеяться в разные стороны и поколебали было постоянство многих. Но известный в то время по храбрости старшина Буканбай уничтожил сие предприятие их. Киргизцы рассказывают, что он среди жаркого спора, разорвав на себе одежду и повергнув в круг совета меч свой, говорил в исступлении: «Отмстим врагам нашим! Умрем с оружием! Не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и плененных детей наших! Робели ли когда воины равнин кипчакских?! Сия брада еще не украшалась сединою, как я багрил руки свои в крови неприятелей. Теперь могу ль равнодушно снесть тиранство от варваров? Еще нет у нас недостатка в добрых конях! Еще не опустел колчан со стрелами острыми!». После сего все торжественно клялись следовать совету Буканбая. Энтузиазм достиг даже того, что некоторые из старейшин для усугубления клятвы открыли себе раны и точили кровь свою на пылающий среди них костер. По окончании присяги совершалось общее богомоление, и разделено было жертвенное брашно, приготовленное из белого коня. Они хотели чрез сие ознаменовать непоколебимость союза. Орды избрали в сие время султана Абулхаира, как старшего сына из фамилии ханской, а Буканбая благодарный народ провозгласил своим предводителем» [6].

Как известно, после гибели в 1580 г. Хакназар хана к власти в Казахском ханстве пришла династия девятого по счету сына Жанибека Жадик султана, потомки которого фактически безраздельно правили в разных частях государства до начала XVIII в. Через 130 лет, в 1710 г. впервые ханом в Северо-Восточном Приаралье был избран представитель династии другого, восьмого сына Жанибека Осек султана Абулхаир султан. Затем Абулхаир хан целенаправленно укрепляет свой авторитет среди торе и казахов  в результате успешных боевых действий против джунгар, волжских калмыков, яицких казаков, башкир, утвердивших за ним репутацию талантливого полководца, бахадура, пользовавшегося большой поддержкой самых авторитетных батыров своего времени.

Кстати, И.В. Ерофеева в новом исследовании [6] исправила ошибку, которая «прописалась» в исторической науке. В частности, по ее мнению, на курултае в 1710 г. с яркой и образной речью выступал не молодой батыр Богембай Акшалулы (1690–1775, или 1776, либо 1778) из рода Канжигалы племени Аргын Средней орды, как утверждалось с середины прошлого века до последнего времени,  а другой батыр – Бокенбай Карабатырулы  из рода Табын поколения Жетыру Меньшей орды. При внимательном прочтении и структурном анализе известного источника  «Обозрение киргиз-кайсацкой степи» Я.П. Гавердовского напрашивается вполне логичный вывод, что на курултае 1710 г. была представлена исключительно Меньшая орда. В лице прославленного народом батыра Бокенбая Карабатырулы Абулхаир, избранный ханом на этом курултае, приобрел очень влиятельного сторонника для своей кипучей военно-политической деятельности.

В состав племен Меньшей орды входили 25 родовых групп, которые делились на различные отделения. По сведению А.И. Тевкелева, посещавшего ставку хана Абулхаира в 1731–1732 г., «сильной род Алчин, а Алчин разделяется надвое, то есть Каракисяк и Байулы. Каракисяк всех сильнея, ищисляется шесть родов, а имянно: Чекли, Каракисяк, Чюмекей, Дюрткара, Каракете, Карасакал. В сих шести родах владельцем был Абулхаир хан» [8, с. 183]. Второе отделение – Байулы – почиталось менее сильным, хотя в него входило в два раза больше родов: адай, жаппас, алаша, байбакты, маскар, бериш, тазлар, есентемир, серкеш, тана, кызылкурт, шихлар, алтын и исык. Семь других родов, сконцентрированных по преданию ханом Тауке, соответствовали своему наименованию жетыру: табын, тама, кердери, кереит, толеу, рамадан и жагалбайлы. 

При этом следует иметь в виду, что в традиционной системе генеалогических обозначений казахи Меньшей орды именуются этнонимом «Алшын». Именно этот этноним использовал Абулхаир хан в своей переписке с властями России. Согласно преданиям казахи Меньшей орды ведут свое происхождение от третьего, младшего сына мифологического первопредка казахов Алаша или Котана – Алшына / Карашоры и т. п., у которого, в свою очередь, было три сына – Алим, Кадыркожа и Карт-Казак, от которых соответственно происходят три главные группы  Меньшей орды – алимулы, байулы и жетыру. Привилегированное положение принадлежало самому крупному поколению алимулы по генеалогическому праву первородства его легендарного родоначальника Алима. Ниже поколения алимулы располагалось поколение байулы, затем жетыру, но никак не наоборот.

По мнению Н.Э. Масанова, в первой половине XVIII в., по-видимому, произошло усиление влияния алимулы, которые поддержали крупную фигуру Абулхаир хана в процессе его властного возвышения и деятельности этого чингизида по объединению родоплеменных групп и их мобилизации с целью организации противостояния племен внешней и прежде всего джунгарско-калмыцкой экспансии [8, с. 195].

Источники единодушны в своем молчании о численности казахов Меньшей орды в начале XVIII в. По данным Я.П. Гавердовского (1803), численность казахов Меньшей орды составляла 167700 семейств, а Г.И. Спаский в 1820 г. оценивал в 158200 семейств [8, с. 180]. Если принять во внимание, что в мусульманской среде в позднее Средневековье в среднем 6 человек приходилось на одну семью, тогда численность казахов Меньшей орды составит в среднем  1 млн. человек. По расчетам авторитетного московского исследователя Н.Е. Бекмахановой, в трех ордах в 1850 г. проживало 4931286 казахов, в том числе 1048537 человек в Меньшей орде, что составляло, по нашим подсчетам, 21,3% от общего числа. При этом мы не должны упускать из виду большую погрешность в приведенных количественных данных. 

Меньшая орда, окруженная с трех сторон чужими кочевыми, полукочевыми  и оседлыми народами (волжские калмыки, яицкие казаки, башкиры, туркмены, каракалпаки), вынуждена была часто вступать в военное противоборство, захватывая или теряя скот, патбища, водные источники, пленных, которых нередко отправляли на невольничьи рынки Хивы и Бухары. В начале 1715 г., зимой 1717 г. и в 1720 г. Абулхаир с большим отрядом казахов (10 000 и 20 000 человек) совершил набеги через башкирские кочевья в Казанскую губернию, где разрушил казачью станицу Новошешминск. В 1717 г. им был совершен также многокилометровый конный бросок в другой конец степи: у Аягуза Абулхаир хан и старший хан Каип с 30-тысячным ополчением сражались с джунгарами. Эта военная кампания оказалась для казахских правителей неудачной, но реванш был взят Абулхаиром через три года. Предложенная в 1717–1718 гг. ханами Каипом и Абулхаиром идея о совместном с Россией военном походе против джунгаров не получила одобрения российского правительства. Оно не желало ослабления Джунгарии в борьбе с Цинской империей, в противном случае Россия на востоке и Китай на западе вышли бы к общей границе.

После смерти хана Тауке в 1715 г. полномочия старшего хана объединенного Казахского ханства перешли к Каипу, но в 1718 г. он был убит своими противниками из Средней Орды. Место старшего хана вновь стало вакантным. На него теоретически не мог претендовать самый старший по возрасту среди ханов на тот момент Абулхаир, набравшийся в многочисленных военных походах силы и авторитета. Поскольку он представлял младшую ветвь чингизидской линии казахских правителей Осека, не мог соперничать в том с потомками ханов Тауке и Каипа. Но Абулхаир первым нарушил и эту традицию чингизидов об избрании старшего хана из числа потомков Жадика – представителей старшей ветви чингизидской линии. Считается, что относительно быстрое его возвышение было связано в первую очередь с социальным значением ханов как военных предводителей. С 80-х гг. XVI в. до начала 80-х гг. XVIII в. единым государством казахов поочередно управляли 11 старших ханов, в том числе с 1719 года Абулхаир хан [7, с. 23].  

Исчезновение с политической сцены китайского императора Канси в связи со смертью 20 декабря 1722 г., предложение нового императора Юнчжен (1722–1735) мира джунгарам и отвод китайской армии с северной границы  Китая  позволило джунгарам обрушиться на южные казахские кочевья с февраля–марта 1723 г. Враг разгромил не только кочевья, но и захватил  стратегически важные города, в том числе Ташкент и Туркестан, обрек на бегство казахов с исторической родины вплоть до Памира. 

В тяжелые для народа первые месяцы «Ақтабан шұбырынды» («Великого бедствия») проявился военный талант Абулхаира. Он оказался, «по существу, единственным из казахских правителей, Чингизидов, кто сумел не только быстро вывести народ из состояния растерянности и отчаяния, вызванного внезапным вторжением в южные кочевья многочисленных вооруженных отрядов врага, но и в короткий срок мобилизовать подвластные племена на решительное отражение джунгарской агрессии», – подчеркивает видный российский историк Т.И. Султанов в книге «Рождение казахской государственности» [9, с. 96].  

Своевременно оценив сложную международную обстановку на северных и южных рубежах Казахской степи, Абулхаир в августе 1723 г. совершил во главе объединенного двадцатитысячного отряда казахов и каракалпаков быстрый марш-бросок из Приаралья на северо-запад казахских кочевий, чтобы нанести превентивный удар по волжским калмыкам Аюка хана, не допустив его военного союза с родственной Джунгарией. Новость о приближении Абулхаира к Яику заставила калмыцких тайшей быстро откочевать с левого берега реки к Красному Яру, а Аюка хан инициировал переговоры о мире, которые были отвергнуты Абулхаиром. Смерть Аюки хана в феврале 1724 г., запоздалая военная помощь калмыкам от местных губернаторов, продолжение наступательных операций отрядов казахов, каракалпаков и башкир, батыров Абулхаира в конечном итоге подорвали военный потенциал волжских калмыков, хотя и в отрядах тюркских народов были большие потери. Потенциальная угроза нападения на Меньшую орду с тыла была снята, и Абулхаир направил свои отряды на юг, освободив осенью 1724 г. Туркестан, затем Ташкент и его окрестности. Лишь численное превосходство врага заставило Абулхаира весной 1725 г. временно откочевать в Бухару. Осенью 1726 г. казахские отряды, возглавляемые Абулхаиром, ханом Средней орды Семеке и султанами Бараком и Есимом, вновь сражались в калмыцких улусах. Примирение же сторон произошло только осенью 1728 г.

Принимая во внимание воинские заслуги неутомимого в сражениях Абулхаира, на курултае казахов трех орд предположительно в конце 1726 – начале 1727 г. Абулхаир хан по достоинству был избран верховным главнокомандующим объединенного военного ополчения. Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, поощрял патриотизм и высокий моральный дух. Результаты мер, принятых полководцем, сказались уже в 1727 г., когда был развеян миф о непобедимости джунгарской армии. В горах Улытау, в местности Карасиыр, в междуречье рек Буланты-Беляуты, к западу от реки Сарысу (современный Улутауский район Карагандинской области) казахи проявили единство в этом сражении. И место битвы вошло в историю под названием «Место гибели калмыков» (каз. «Қалмақ қырылған»). Предположительно весной 1730 г. в 125 км к югу от озера Балхаш, в местности Аныракай («Место стонов и рыданий калмыков»), произошла крупная битва казахского ополчения и джунгар. В столетней войне против джунгар наконец-то наступил коренной перелом: народ стал более организован, проявляя стойкость, особый энтузиазм и патриотизм при защите родной земли.

Руководствуясь стратегическими интересами сохранения казахской государственности в сложной и непредсказуемой международной обстановке, стремясь положить конец внутренним раздорам степняков и их правителей, Абулхаир хан, также поддерживая решение казахской знати о заключении мирного договора и военного союза с Россией, пошел дальше в своих планах и взял на себя инициативу  просить подданства России. В данном случае личностный фактор сыграл свою решающую роль. В 1730 г. хан отправляет посольство в столицу России во главе с батыром Сеиткулом Койдагулулы и бием Кутлумбетом Коштаевым через Уфимское наместничество.

Тогда кроме как из династии Романовых выбирать хану  покровителя из соседей было просто не из кого. В это время первые шаги в своей политической карьере делала императрица Анна Иоанновна (1693–1740), которая была приглашена на престол по прошествии 18 лет пребывания за границей и коронована 28 апреля (9 мая) 1730 г. на условиях полного самодержавия при поддержке дворянства. Внешняя политика императрицы в общем стала продолжением политики ее дяди Петра Великого, рассматривавшего мало известные ему казахские земли как «ключ и врата» к внутренней Азии.

Посольство Абулхаир хана было принято в Петербурге с почетом. Императрица охотно уважила просьбу хана и 19 февраля 1731 г. подписала грамоту о принятии казахов Меньшей орды в подданство России. Посольство вернулось в степь с богатыми подарками и в сопровождении особой миссии во главе с переводчиком А.И. Тевкелевым, военной охраны и двух офицеров-геодезистов. В составе дипломатической миссии был и влиятельный башкирский старшина и батыр Таймас Шаимов, пользовавшийся большим почетом среди степняков. Российские представители имели письменно изложенную программу действий от Государственной коллегии иностранных дел – «Инструкцию» из 12 пунктов, которые сводились к тому, как склонить степняков к принятию подданства России. Для этого разрешалось израсходовать до одного миллиона рублей. Одной из функций дипломатической миссии был сбор разведывательных сведений: описание местности, информация о языке, обычаях и обрядах местных жителей, настроениях различных слоев населения при принятии подданства.

С 5 октября 1731 г. по 24 ноября 1732 г. А.И. Тевкелев находился у Абулхаир хана. На месте выяснилось, что для значительной части знати Меньшей орды принятие российского подданства было личной инициативой хана Абулхаира. Это явилось причиной категорического отказа казахской знати переходить в российское подданство. Со стороны оппозиционнонастроенных степных правителей было немало тех, кто пытался открыто сорвать переговоры и даже убить российских послов. Поэтому охрана дипломатической миссии была возложена на султана Нуралы – старшего сына Абулхаир хана. Степная знать в большей степени руководствовалась поиском надежного военного союзника, ни в коей мере не посягающего на ее свободу, и о потере независимости не могло быть и речи. Каждая сторона по-своему понимала сущность «подданства». Российской империи нужны были формальный повод и юридическое основание для последующей ликвидации государственности своих соседей. Щедрые подарки, уговоры, подкупы знати, запугивания, привлечение батыров и торе, смелое выступление мурзы – все доступные способы были использованы Тевкелевым, хорошо знавшим менталитет степняков.

10 октября 1731 г. в урочище Майтобе, в междуречье рек Иргиза и Тобола, первыми на Коране присягали на подданство России Абулхаир хан и 29 лиц старшинского звания, в том числе Бокенбай батыр, побудивший других старшин следовать его примеру, а также его зять Есет батыр и двоюродный брат батыр Худайменды мурза [5, с. 18]. В знак верности российскому престолу Абулхаир обязывался отправлять в Россию своих сыновей в качестве аманатов. На этом собрании Абулхаир не стал оправдываться перед элитой, а прямо и жестко заявил, что должен обладать реальной политической властью, а не просто почетным титулом хана, когда «он, хан, только имя носит ханское, а воли над подданными… не имеет…» Сравнив свою жизнь среди казахов с положением дикой бесхозной лошади, «которую люди бьют и звери ловят», Абулхаир убежденно говорил, что «подобнотем зверям, он, хан, не имеет себя оборонителя и изобрел, яко лучшее есть, иметь подданство великого монарха, и желает видеть свету; и лучше от них убиен будет, нежели страмно живот терпеть» [7, с. 136]. 21 ноября еще 30 старшин склонил к принятию подданства Худайменды мурза, и они были одарены подарками на сумму 100 рублей. При посредничестве Бокенбай батыра 3 декабря присягу дал султан Батыр, сын бывшего старшего хана казахов Каипа (1715–1718). 19 декабря 1731 г. хан Средней орды Семеке решил принять подданство, заявив посланникам Тевкелева, что «желает быть в подданстве… не по совету Абулхаир хана, но сам своим желанием», а затем отправил подтверждающее послание императрице [7, с. 136].  

Из донесения Тевкелева от 5 января 1732 г. мы узнаем о причинах, толкавших Абулхаира в подданство России: «напредь сего предки его и он, Абулхаир хан, владел городами Ташкентом, Туркестаном и Сайрамом с принадлежащими к ним деревнями и киргиз-кайсаками, которые зенгорский (джунгарский) владелец у них, киргиз-касак, отнял, а их отбил в степь, а как вольские калмыки и башкирцы будучи здешними подданными и когда не могут управиться с неприятелями, то со здешней стороны охранены бывают, то и он, Абулхаир хан уповает, что когда их, киргис-касак, калмыки и башкиры, яко здешних подданных оставят в покое, он и над зенгорцами реванш получить возможет» [10].  

Официальную присягу сына Абулхаир хана султана Ералы (1720–1794) императрица Анна Иоанновна приняла 10 февраля 1734 г. Повторной присяге Абулхаир хан был подвергнут в Орске 3 августа 1738 г. Влияние Абулхаира обусловило принятие российского подданства в 1740 г. хана Средней орды Абулмамбета и влиятельного султана (с 1771 г. – хан) Абылая, а также большей части каракалпаков в начале 40-х годов. Надо заметить, что подданство приняли в основном те группы казахов, которые проживали вблизи пограничной линии. Истинное же отношение казахских ханов к документам о подданстве вполне характеризует и то обстоятельство, что Абулхаир хан три раза подтверждал свое подданство. При подписании грамоты были оговорены ряд условий: 1. Охранять безопасность границ российских, смежных с землями его орды. 2. Защищать купеческие караваны наши и провожать их чрез степи киргизские. 3. Давать из подвластных своих, подобно башкирам и калмыкам, подкрепления войску русскому в случае нужды. 4. Платить дань или ясак звериными кожами [10, с. 185]. Более поздние события показали, что почти ни одно из этих обязательств с обеих сторон не было выполнено. Каждая сторона хотела получить свои выгоды. В целом подданство имело номинальный характер, но с формальной точки зрения стало отправной точкой для постепенного присоединения Казахского ханства к Российской империи. За отличное выполнение задания императрицы в Казахской степи А.И. Тевкелев получил чин полковника (позднее и генерала), а башкирский старшина Таймас Шаимов – звание тархана.

Для закрепления позиций царизма в приграничных землях Меньшей орды в 1734г. была создана Киргиз-кайсацкая экспедиция, которую возглавил И.К. Кирилов (1689–1737), сохранивший «Записки о всех видах и предположениях Петра Первого касательно смежных с Россиею азиатских владений» [11, с. 186]. Его помощником в делах и переводах стал А.И. Тевкелев. Позднее Киргиз-кайсацкая экспедиция была переименована в Оренбургскуюисостояла из 2700 человек. Она получила правительственное задание по всестороннему изучению Меньшей орды. Статскому советнику Кирилову для руководства при устройстве управления в присоединяемой области была дана инструкция. Основные ее моменты следующие: 

1. Построить город с крепостию при устье реки Ори и стараться о привлечении в оный жителей.

2. Разослать врученные ему грамоты: а) Абульхайру, b) Шемяке, хану Средней казачьей орды, с) родоначальникам Большой орды и d) каракалпакскому хану.

3. Ханов и старейшин или родоначальников всех сих  орд пригласить к себе.

4. От Большой и Средней орд потребовать присяги.

5. Султана Эрали отправить к отцу под надежным прикрытием.

6. Удерживать киргиз-казаков в повиновении, смотря по обстоятельствам, милостями и подарками, или строгостию и страхом.

7. Если Абульхайр или другие ханы и простые киргизы захотят кочевать близ нового города, то назначить им места, если же ханы пожелают иметь для приезда или житья дома, то строить оные под городом по их обычаю. Равным образом не отказывать им в построении мечетей, но иметь при них караул как для чести, так и для надзора.

8. Реку Урал назначить границею и смотреть, чтобы никто из киргизов своевольно на правый ее берег не переходил.

9. Для разбирательств учредить суд из русских чиновников и значительнейших киргизов, как, например, из ханских детей или других султанов и старейшин. В суде сем всякому  судиться по обычаям своей земли.

10. По основании города и после свидания с Абульхайром при первом удобном случае отравить караван с товарами в Бухарию и, если можно, далее. Равным образом стараться привлечь в Россию для торговли купцов из разных мест Азии.

11. В каждом караване, начиная с первого, отправлять геодезистов для осмотра и съемки мест.

12. Отыскивать по возможности руды и осмотреть место, заключающее в себе, по словам Абульхайра, золото.

13. Стараться завести на Аральском море пристань и вооруженные суда, для чего построить вначале несколько шлюпок на Яике (Урале) и, разобрав их, держать со всеми снастями во всегдашней готовности. Когда же город построится и связи с киргиз-казаками и каракалпаками  утвердятся, то разобранные суда в зимнее время с согласия Абулхайра и знатнейших старейшин привести на Аральское море и, опять собрав, вооружить пушками.

14. Покупать у киргизов при удобных случаях лошадей для кавалерии.

15. В открытии, добывании и продаже минералов, кроме золота и серебра, которые в киргизской степи могут быть найдены, поступать на купеческом основании, не теряя времени в соблюдении форм [11, с. 187–188].

Дополнительные дипломатические наставления, данные Кириллову, имели цели:

1. Надзирать за башкирами, между которыми до того оказывались частые беспокойства.

2. Смотреть равным образом и за киргиз-казаками.

3. Если же те или другие будут волноваться, то употреблять один народ против другого, сберегая русское войско.

4. Стараться иметь верные и скорые известия о всех народах, пограничных с Россиею.

5. Особенно наблюдать действия зюнгаров, изыскивая средства  прекратить набеги их на сибирские поселения и отвратить их от собирания подати с так называемых двоеданцев…

6. Абулхайру в войне его против хивинцев делать пособия только порохом и оружием, но войск вспомогательных не давать [11, с. 188].

В награду за принятие подданства Абулхаир хан просил утвердить в его роде ханское престолонаследие на вечные времена и построить на реке Орь город с крепостью, где бы он мог находить себе убежище в случае опасности. Это желание хана совпадало со стратегической системой колонизаторских действий русского царизма, который был заинтересован в устройстве крепостей как опорных пунктов своего владычества. Первоначально в 1735 г. Оренбург был основан на устье реки Ори при впадении в реку Урал. В 1739 г. Оренбург был перенесен ниже на новое место – на Красную гору, сохранив прежнее название. Старый город получил название Орской крепости. В 1743 г. Оренбург был заложен в третий раз на месте ранее бывшей Бердянской крепости, в 70 верстах от Красногорского урочища. Город же, выстроенный на Красной горе, получил название Красногорской крепости. Оренбургская крепость выполняла функции крупного торгового центра между европейской частью России и Казахской степью, Средней Азией. Позднее выяснилось, что Оренбург рассматривался царизмом не как резиденция казахского хана, а как военный плацдарм империи для дальнейшего продвижения на Восток.

После принятия казахами подданства строительство крепостей активизировалось, что, в свою очередь, вызвало резкое обострение земельного вопроса в приграничном регионе. Во-первых,в 30–40-х годах XVIII в.строится линия военных укреплений Уйская: от Верхнеяицкой крепости до Звериноголовской на 770 верст. Во-вторых, с 1734г. категорически запрещается  кочевать казахам на правобережье Яика (Жайыка). В-третьих, в 1742 г. был издан царский указ, запрещающий степнякам кочевать даже вблизи Жайыка, Яицкого городка и других строящихся крепостей. Подобные указы издавались и в последующие годы. Эти меры привели к ухудшению социально-экономического положения кочевников, к учащению их набегов на пограничную линию.

Следует иметь в виду, что в XVIII в. взаимоотношения и дела правителей казахских орд еще рассматривались в Коллегии иностранных дел, что означало признание Россией статуса орды как зарубежной (чужестранной) территории с собственным правителем. Но со временем возникло и с каждым днем укреплялось новое обстоятельство для Меньшей орды – вмешательство оренбургского генерал-губернатора и пограничной комиссии в ханскую деятельность с целью отстранить чингизида от решения насущных проблем жизни орды. Взаимоотношения Абулхаира хана с первым губернатором И.И. Неплюевым складывались недоверительные и враждебные, Петербургский двор вынужден был принять дипломатические меры по примирению оппонентов. Как профессиональный военный, адмирал Неплюев опасался усиления Абулхаир хана, понимая, что  его политика как сильного правителя и видного полководца своего времени сыграла решающее значение в сохранении  казахского государства.

Жесткое противоборство между ханом и губернатором объяснялось стремлением Абулхаир хана защитить устои ханской власти, а новый порядок управления, который навязывался чингизиду, абсолютно не устраивал его. Как показывает история, ханская власть была гибко адаптирована к кочевому образу жизни и дисперсному характеру расселения номадов на большой территории. Власть степного хана, по выражению академика В.В. Бартольда, «не соответствовала русскому представлению о правителе». «Эта власть лишь в редких случаях достигает той полноты, которая не допускает разделения ее с какими-либо другими политическими силами внутри государства. …Характер ханской власти в обществе определялся не только характером правления. В политической жизни предводителя кочевников, еще не утративших своего военного быта, не последнее место занимали его признававшиеся традицией положительными личностные качества, так сказать, его царственный облик», – подчеркивает Т.И. Султанов [12, с. 90].

Как опытный и проницательный правитель Абулхаир хан не желал превращения Казахской степи во внутреннюю провинцию России, он понимал истинный смысл резких хитроумных тактических действий губернатора И.И. Неплюева, преследующих цель расшатать устои легитимной ханской власти, вытеснить ее традиционную роль российскими административными структурами, дискредитировать хана и его власть перед подданными и другими чингизидами, дать ускорение развитию центробежных тенденций во взаимоотношениях правителей Казахской степи, подогревая их чувства соперничества и враждебности по отношению друг к другу, а также разжигая относительно казахов межэтническую вражду соседних народов (каракалпаки, башкиры, волжские калмыки). И.И. Неплюев как опытный дипломат прилагал все усилия, чтобы отношения России с казахами перешли из области внешней политики в политику внутреннюю. «То, чего ожидал Абулхаир от подданства, не сбылось», – подчеркивает З.Е. Кабульдинов [13, с. 7]. 17 августа 1748 г. Абулхаир хан написал  последнее письмо А.И. Тевкелеву [14, с. 272].

Только трагическая смерть сильного и искушенного в государственных делах степного правителя номадов в августе (в литературе разные даты: 1 августа [5, с. 851; с. 421, примечание 174], 15 или 17 августа [2, с. 395, 398]) 1748 г. поставила жирную точку в противостоянии с губернатором. Так ушла целая эпоха – эпоха Абулхаира. В биографии Абулхаир хана тесно сплелись героизм и трагедия как отдельной личности правителя, так и самого народа в XVIII в.

Заслуги

Выдающиеся заслуги Абулхаир хана становятся понятными, если исходить из специфики социально-экономической природы и политической организации кочевого общества XVIII в. и принять во внимание крайне тяжелое международное положение раздробленного  Казахского ханства.

Абулхаир хан – народный герой Булантинского и Аныракайского сражений, сыграл исключительно приоритетную роль в организации всенародной борьбы трех казахских орд с джунгарскими завоевателями за свободу и независимость Отечества. Настойчиво стремился проводить многовекторную внешнюю политику в северном и южном, западном и восточном направлениях, добивался развития транзитной торговли, расширения кочевий казахов на севере,  северо-западе и создания публично-правовой основы неотъемлемой земельной собственности казахов Меньшей и Средней орд на вновь занятые территории. Именно он первым из чингизидов, облаченных ханской властью, после смерти старших ханов Тауке, Каипа (ум. в 1719 г.) возродил их идею о сближении с Россией.

Прагматические политические шаги (10 октября 1731 г., 3 августа 1738 г., 20 августа 1742 г.) по выбору могущественного патрона, устранению противоречий с  зауральскими башкирами, волжскими калмыками и другими подданными России из-за водных источников, пастбищных мест и транзитной торговли путем принятия казахами российского протектората хан считал своей самой крупной исторической заслугой перед будущими поколениями: «До моего подданства сию Киргиз-кайсацкую орду никто не знал и никто сюда не нахаживал, но первым сию дорогу проложил я». Вплоть до середины XIX в. растянулся процесс присоединения Меньшей орды к России, чтобы через 260 лет после первой присяги Абулхаир хана Казахстан стал действительно независимым государством.

Историческую миссию старшего хана Абулхаир хан видел в том, чтобы преодолеть институциональное и военно-техническое отставание казахов не только от оседлых, но и соседних кочевых народов России и Центральной Азии, сохранить этнотерриториальную целостность, обладать реальной политической властью в централизованном государстве, способном играть самостоятельную роль на международной арене.

Казахский лидер XVIII века и сегодня, в XXI веке, объединяет казахов идеей единства во имя сохранения независимого Казахстана.  Беспристрастный анализ доступного материала и при критическом отношении к нему, учет научного задела многих поколений зарубежных и отечественных историков, объективный подход разнообразной по времени появления историографической базы свидетельствуют о том, что заслуги Абулхаира хана в консолидации усилий трех орд в борьбе с иноземными завоевателями, особенно в «Годы великого бедствия», дипломатическом решении вопросов взаимоотношений с сопредельными странами (Хива, Бухара, Россия, Джунгария) и соседними народами неоспоримы. Абулхаир хан – выдающаяся личность общенационального масштаба XVIII века, гордость казахов. Светский аристократ казахской правящей элиты Абулхаир хан занимает такое же место в отечественной истории, как Петр I у русских, Наполеон – у французов, Бисмарк – у немцев и Кемаль Ататюрк – у турок.

Абулхаир хан оставил обширное эпистолярное наследие.

Потомки Абулхаир хана занимали ведущие позиции в государственной, военной и общественной жизни. Абулхаир хан был отцом 7 сыновей и дедом 69 внуков по мужской линии. В общей сложности полвека обладали ханским титулом его сыновья Нуралы (38 лет), Ералы (4 года) и Айшуак (8 лет). Девять внуков Абулхаира (Есим, Пиралы, Жанторе, Сергазы, Букей, Каратай, Шигай, Болекей, Темир) и пять правнуков (Касым, Маты, Жангир, Каипгали, Саукым) поднялись на ханский трон. Кроме того, два внука Абулхаира, султаны Болекей и Агын, сыновья Ералы и Адиля, в конце 1740 – начале 1741 г. и в 1770–1771 гг. стали хивинскими ханами [2, с. 393].

Семейный клан Абулхаир хана стал многолюдным и известным не только в Казахской степи. Нуралы хан и Айчувак хан имели по 46 внуков и правнуков по мужской линии, Ералы хан – 12, и Адиль султан стал дедом 4 внуков. Знаменитый правнук Абулхаира, хан Букеевской орды Жангир стал первым в степи разносторонне образованным правителем европейского типа, был первым генерал-майором из казахских правителей. Султан Жаанша (1877–1923) – один из руководителей первого казахского журнала «Айқап». Султан Бакытжан (1860–1937) был избран депутатом Государственной думы России 2-го созыва от Уральской области. Султаны Махамбет (1890–1937) и Камбар (1901–1942) – кюйши, одни из организаторов оркестра имени Курмангазы. Султан Габдул-Хаким (1896–1938) – член Революционного комитета Киргизского края, ответственный секретарь КазЦИКа. Потомок Айчувак хана Санжар султан (1889–25.02.1938) стал первым директором (ректором) Казахского медицинского института, наркомом (министром) здравоохранения Казахской Советской Социалистической Республики. И этот почетный ряд известных потомков знаковой фигуры в истории нашего  народа Абулхаир хана можно продолжить. Таким образом, мечты Абулхаир хана о знатном будущем и историческом величии собственного рода во многом осуществились, и в этом отношении главная заслуга принадлежит самому Абулхаиру – основателю новой казахской династии.

Память

Живописец Джон Кэстль в 1736 г. написал в ханской ставке прижизненный портрет Абулхаир хана.Имя главного организатора победоносной антиджунгарской эпопеи увековечено благодарной народной памятью в названиях горы, протянувшейся на юг от Балхаша около Алакульского залива (гора Абулхаир). Лог Абулхаир находится в районе имени Т. Рыскулова Жамбылской области. Другой лог, названный именем Абулхаира, находится в 25 километрах на юго-восток от села Баба-ата вблизи горы Таутары, на территории Сузакского района Туркестанской области. Данные историко-топонимические объекты впервые были точно зафиксированы в топографических и документальных источниках в 1911 г. [14, с. 400].
Источник: [14, с. 240]

В 1993 г., когда была введена национальная валюта Республики Казахстан, на купюре достоинством 50 тенге был изображен портрет Абулхаир хана.

«Киргизцы признают сего умершего Хана за святого», – подчеркивал капитан Николай Рычков, давший первое описание памятника Абулхаир хана через 23 года после его гибели [15, с. 12]. Ханская могила из нежженого кирпича, обмазанного белой глиной, разрушилась со временем, оставив ориентир в виде одинокого дерева в восточной части, в ногах усопшего, являвшегося объектом поклонения многих поколений казахов.

Поисками затерявшейся могилы Абулхаир хана в 70-х годах ХХ в. занимался целый ряд общественных деятелей, писателей – прежде всего А. Кекилбаев, а также У. Жанибеков, А. Сатаев. В 2000-х годах проблема была поднята акиматом Актюбинской области, организованы целенаправленные полевые исследования. Основной вклад в разрешение сложного вопроса внесла Западно-Казахстанская комплексная этноархеологическая экспедиция (ЗККЭАЭ) под руководством профессора С.Е. Ажигали, работами которой в 2010 г. было обнаружено наиболее вероятное место захоронения хана, обоснованное целом рядом серьезных доказательств (в том числе совпадением ДНК костных останков и потомков = 99,783%). Некрополь, который в народе получил название «Хан моласы» («Ханский могильник»), находится в Айтекебийском районе Актюбинской области, на границе с Костанайской областью, в 4,5 км к западу от места слияния рек Олькейек и Кабырга.

Со времени захоронения хана в середине XVIII в. некрополь значительно разросся и ныне представляет собой огромный некрополь, насчитывающий не менее 1 тыс. надмогильных сооружений – главным образом оплывших могил, курганов. Научные изыскания ЗККЭАЭ на некрополе «Хан моласы» (2007–2011) носили междисциплинарный характер с проведением исторических, архивно-библиографических, опросно-этнографических, этноархеологических, планиграфических (с осуществлением фотосъемки с дельтаплана), эпиграфических, геофизических, палеопочвенных и раскопочно-археологических исследований. На заключительном этапе работ были привлечены специалисты – генетики (Институт общей генетики и цитологии КН МОН РК, рук. Л.Б. Джансугурова) и антропологи (Венгерский музей естествознания). На основе комплексных изысканий был восстановлен облик крупнейшего политического деятеля Казахстана XVIII века, степного хана Абулхаира.

В 2015 г. в рамках празднования 550-летия Казахского ханства вблизи села Толыбай Айтекебийского района на месте захоронения Абулхаира хана возведен крупный мемориально-туристический комплекс «Хан моласы», который включен в список 100 общенациональных  сакральных объектов Казахстана. Он состоит из мавзолея над могилой хана и памятного знака. Знак представляет собой высокий стилобат, поднятый над плоскостью степи, из центра которого взмывают три стелы-знамени, покрытые тамгами всех казахских родов. Такая концепция, по мнению автора, архитектора Б. Ибраева, отражает титаническую деятельность Абулхаира хана по объединению казахов трех орд для защиты Отечества от внешних врагов.

Решение вопроса с местонахождением могилы Абулхаир хана как выдающейся исторической личности и возведение мемориального комплекса «Хан моласы» имеет важнейшее государственное, культурное, общественное, научное и туристическое значение. В селе Толыбай также работает музей, посвященный Абулхаир хану.

В 2000 г. в городе Актобе установлен из бронзы памятник легендарному полководцу. Его высота составляет около 6,5 м, длина – 5,8 м и ширина – 2,1 м. Авторы проекта – скульптор Е. Сергебаев и архитекторы Н. Кожагулов и Б. Егимбаев. Поднятой вверх рукой Абулхаир хан призывает народ к единению и победе над иноземцами.

В 2001 г. была выпущена именная почтовая марка.

29 июля 2016 г. Национальный Банк Республики Казахстан выпустил в обращение памятные монеты «Әбілқайыр хан» из серии «Портрет на банкнотах». Монеты из золота и серебра «proof» качества номиналом 500 тенге и из сплава нейзильбер номиналом 100 тенге.

Именем Абулхаир хана названы также проспекты и улицы в областных центрах и городах: Актобе, Уральске, Кызылорде, Темире, Эмбе, а также в городе республиканского значения – Алматы. 

Список литературы и источников: 

1. КазТАГ: Венгерские специалисты восстановили облик Абулхаир хана // https://kaztag.kz/ru/news/vengerskie-spetsialisty-vosstanovili-oblik-abulkhair-khana.

2. Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. – 456 с. + 28 с. вклейка.

3. Рычков П. И. О киргиз-кайсаках или киргизах // Нәсенов Б. XVI бөлім – XXI кітап. Мәскеу архивтері сөйлейді Санкт-Петербургтің кітапханасы сайрайды. Говорят архивы г. Москвы и библиотека г. Санкт-Петербурга. XVI том – XI книга. Әбілхайыр хан. I-тарау (I часть). – Алматы; Новосибирск, 2011. – С. 65–75.

4. Бартольд В.В. Сочинения. – Т. 5. – М.: Наука, 1968. – С. 468–472.

5. Касымбаев Ж. Государственные деятели казахских ханств (XVIII в.). – Алматы: Білім, 1999. – 288 с.

6. Гавердовский Я.П. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, 1802–1803. – URL: https://yvision.kz/post/556178.

7. Ерофеева И.В. Рыцарь «звания чести» Казахский батыр Бокенбай Карабатырулы. – Алматы: Servis Press, 2017. – 325 с.

8. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Изд. 2-е доп. / Сост. Л.Е. Масанова, И.В. Ерофеева. – Алматы: Print-S, 2011. – 740 с.

9. Султанов Т.И. Рождение казахской государственности. История Казахского ханства. – Алматы: Мектеп, 2011. – 160 с.: ил.

10. Из истории Казахстана XVIII в. // Красный архив. – 1938. – № 2 (87). –  С. 129–173. –URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1720-1740/O_kirgiz_kasakach/text1.htm.

11. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Переизд. – Алматы: Санат, 2009. – 656 с.

12. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XVI–XVII вв. (вопросы этнической и социальной истории). – М.: Наука, 1982. –  133 с.

13. Кабульдинов З. Султанмамет султан: государственный деятель, дипломат и батыр. – Алматы: 2018. – 304 с.

14. История Казахстана в русских источниках XVI–XX веков: в 10 томах. III том. Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана (1731–1759 гг.) / cост.: И.В. Ерофеева. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 483 с.

15. Ажигали С. Хан моласы – место захоронения Абулхаир-хана // Отан тарихы. – 1992. – № 2. – С. 11–17.

Автор: БалтабаеваК.Н., к. и. н.

Фотогалерея

Абулхаир Мухаммед Гази Бахадур-хан (около 1680–17 августа 1748)

Абулхаир ханИсточник: http://900igr.net/up/datai/168043/0010-008-.png;https://e-history.kz/en/biography/view/9 Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.
Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.
Аудиенция путешественника и художника Джона Кэстля у хана, 1736 г.Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.
Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.Источник: Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик.  Изд. 3-е, испр. и  доп. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.
Источник: Кэстль Джон. Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану Киргиз-Кайсацкой Орды / пер. с нем. Вольфганга Штаркенберга. – Алматы: Изд. дом «Жибек жолы», 1998. – 152 с., 13 ил. Источник: Кэстль Джон. Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану Киргиз-Кайсацкой Орды / пер. с нем. Вольфганга Штаркенберга. – Алматы: Изд. дом «Жибек жолы», 1998. – 152 с., 13 ил. 

В 1993 г., когда была введена национальная валюта Республики Казахстан, на купюре достоинством 50 тенге был изображен  портрет Абулхаир хана.

Thesource: https://yandex.kz/search/?textThesource: https://yandex.kz/search/?text
Памятник Абулхаир хану из бронзы воздвигнут в Актобе, в 2000 г.Высота памятника – около 6,5 м, длина – 5,8 м и ширина – 2,1 м. Авторы проекты: скульптор Е. Сергебаев, архитекторы Н. Кожагулов и Б. Егимбаев. В 2001 г. выпущена почтовая марка Абулхаир хан.
Thesource: https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/72/73305/img4.jpgThesource: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Abulkhair_khan.jpg

В 2015 г. вблизи села Толыбай Айтекебийского района на месте захоронения Абулхаира-хана возведен мемориальный комплекс «Хан моласы» (Архитектор Б. Ибраев)

Мавзолей Абулхаир ханаПамятный знак представляет собой высокий стилобат, поднятый над плоскостью степи, из центра которого взмывают три стелы-знамени, покрытые тамгами всех казахских родов. 
Thesource: https://egemen.kz/article_photo/1503378260_article_b.jpeg?width=600&height=315Thesource: https://static.zakon.kz/uploads/posts/2015-10/1444010877_20151005074307.jpg

29 июля 2016 г. Национальный Банк Республики Казахстан выпустил памятные монеты«Әбілқайыр хан» из серии «Портрет на банкнотах». Монеты из золота и серебра «proof» качества номиналом 500 тенге и из сплава нейзильбер номиналом 100 тенге.

Золотая монета 500 тенге «Әбілқайыр хан»:
 проба – 999
 масса – 7,78 гр.
 диаметр – 21,87 мм
 качество изготовления – «proof»
 тираж – 1 000 штук 
Источник: https://www.kazcoins.com/product/portraits-banknotes-abulkhair-khan-500-tenge-kazakhstan-gold-coin/
  
Серебряная монета 500 тенге «Әбілқайыр хан»:Серебро 925 пробы,Вес – 31,1 грамма,Диаметр – 38,61 мм,Качество изготовления – «proof»,Тираж-3 000 штук. 
The source: https://www.kazcoins.com/product/portraits-banknotes-abulkhair-khan-500-tenge-kazakhstan-silver-coin/
 
Монета 100 тенге  «Абулхаир хан»  из сплава нейзильбер: Диаметр – 31 мм, Вес – 11,17 грамма, Тираж – 100 000 штук.
The source: https://www.kazcoins.com/product/abulkhair-khan-100-tenge-kazakhstan-nickel-coin-ovp/

Составитель: Балтабаева К.Н., к. и. н.