Наурызбай батыр Шапрашты(XVIII в.; ок. 1706 (1708)–1781)– выдающийся полководец хана Абылая, возглавлявший тумен (десятитысячное войско), один из знаменосцев Абылай хана, легендарный казахский батыр, участвовавший в казахско-джунгарских войнах XVIII в.
Биография
История Казахского ханства в первой половине XVIII века представляет собой одну из драматических страниц героического прошлого казахского народа, наполненного борьбой за свободу от джунгарской агрессии. Вторжения джунгар принесли казахам неисчислимые потери и страдания. Положение казахов трех жузов в данный период передал в своих трудах Я.П. Гавердовский: «Ужасная и доныне в памяти киргизцев (казахов) сия эпоха, сопровождаемая величайшими бедствиями, преследовала их до последней крайности. И по сие время сохраняются еще в преданиях орды обильные повествования о храбрых героях и несчастных происшествиях того времени. Часто поседелые старики, указывая на крупные насыпи, прикрывающие прах усопших,говорили нам: «Здесь лежат наши батыры, погибшие на ратном поле, защищая вольность. Тут погребены целые аулы, истребленные многочисленными варварами; но невзирая на сию жестокость, мужество не оставляло отцов наших. Облекшись в панцири, он сражались отчаянно, и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопами. Иногда подобно ужасной буре поражали они скопища неприятельские и след их бегства покрывали трупами (врагов)» [1, с. 133; 2].
Казахско-джунгарские войны были эпохальным событием – Отечественной войной казахского народа за свою независимость. Это период наибольшей консолидации казахов, когда каждый мужчина сражался не только за себя и свой род, но и за весь народ [3]. Огромная роль в этой борьбе принадлежит казахским батырам, оставившим свои имена в исторической памяти народа. Институт батыров в казахском обществе сыграл особенно важную роль в XVIII–XIX веках, что позволило казахам отстоять право на собственное существование в истории. Не зная историю института батырства, пишут исследователи, невозможно понять военную, более того, казахскую историю. Главные черты воинского духа батыров стали основой национального духа казахов [4, с. 6].
Происхождение термина «батыр» имеет тюрко-монгольские корни. Слово «батыр» (batur, batyr), «бахадур» (bahadur) первоначально означало любого храброго воина, особо отличившегося в военных набегах и сражениях, храбреца, героя, вызывающего врага перед битвой на противоборство [3]. В этимологии термина «батыр» преобладающей является положительная оценка личности: «герой, богатырь, храбрец, удалец, силач, борец, победитель» или обозначение таких человеческих качеств, как «отважный, решительный, мужественный, героический, сильный бравый, удалой, видный, знатный, властный» [5, с. 82].
Таким образом, происхождение социального института «батырства» связано, прежде всего, с личными качествами человека, отличающегося физической силой, храбростью, доблестью, героическими поступками, о чем наглядно свидетельствует материалы казахского фольклора и исторических эпосов казахов-кочевников. Звание «батыр» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами [6, с. 121].
Согласно историческим и героическим эпосам, воинским дастанам, преданиям, нужно было отличиться либо в бою, в схватке с врагом, либо в единоборстве («жекпе-жек» – «один на один») и т.п. В работах исследователей отмечено, что для получения титула «батыр» воин был должен: обладать физической силой, выносливостью, стойкостью духа; трижды врываться в стан врага, без страха вступая в рукопашный бой, убивать противника; провести поединок с сильным воином-врагом и победить его в единоборстве; осуществлять набеги, вторжения на неприятельскую территорию и захватить добычу с малыми потерями своих воинов [7, с. 200].
Огромное значение имели нравственные, этические, моральные качества воина-батыра: верность Отечеству, соблюдение кодекса чести степного воина, чувство долга перед сородичами, преемственность воинских традиций, передача военного искусства и знаний военного дела молодым ополченцам. Победы в единоборствах, боевые поединки батыров служили критерием оценки владения военным искусством, мастерства, силы и мужества батыров; они регламентировались определенными правилами и ритуалами. Батыры умели хранить самообладание и выдержку в критических ситуациях, имели огромную волю к победе, были готовы пожертвовать жизнью в случае необходимости. Неслучайно авторы пишут, что психофизическая подготовка, будучи ключевой в системе подготовки степного воина, дает ключ к пониманию легендарных побед героев казахского эпоса [8, с. 167].
Народное ополчение у казахов составляло традиционную войсковую структуру. Авторитетные батыры командовали родовыми (племенными и другими) подразделениями этого ополчения, участвовали в разработке и проведении боевых операций; разрабатывали стратегию и тактику военных действий; координировали военные маневры; были знаменосцами у ханов; хранителями войскового знамени; принимали участие в выборах руководителя общего ополчения жуза или всеобщего казахского ополчения. [4, с. 71]
Стратегия казахского военного искусства кроме масштабных сражений с привлечением значительных военных сил и ресурсов (к которым готовились заранее) состояла еще и «в военных хитростях, партизанских действиях, засадах, внезапных быстрых нападениях, в пресечении путей отступления, в разделении и разбитии врага по частям, в предприятии осад» и др. [9, с. 70].
Перед началом военной операции, как правило, производилась разведка, имелись дозорные отряды (идущие впереди авангарда); в ходе сражения вносились коррективы в операцию в зависимости от течения военных событий. Впереди основных сил двигался авангард, который выполнял разные функции: могли навязать сражение до прихода основных сил, отвлекая неприятеля или же совершать обманные действия, отступая и заманивая вражеские войска в заранее подготовленную засаду. Основная часть войска делилась на три части (центр, правое и левое крыло), которые также возглавлялись батырами. Во время военных действий казахские батыры использовали некоторые охотничьи приемы, которые им были известны с детства [10].
Важную роль играло вооружение казахского воина-батыра. В фольклорных источниках описывается боевое вооружение батыров: «бес қаруын асынды», «бес қаруы бойында», «бес қаруын сайланған» (что в переводе означает «вооружился пятью видами оружия») [11, с. 83]. Основной комплекс предметов вооружения казахских воинов был разнообразным; полным боевым оснащением обладали в первую очередь знатные воины – ханы, султаны и батыры. Их традиционный набор боевых средств состоял из пяти видов оружия: лук (садақ), сабля (қылыш), копье (найза), топор (айбалта) и булава (курзі) [12, с. 83]. Батыры должны были отменно владеть всеми видами оружия: рубящим (топор), режущим (сабля), метательным (лук), колющим (копье), ударным (булава, палица или кистень). Каждый вид оружия имел свои разновидности; они не заменяли друг друга и использовались в совокупности [13]. Появилось в казахском вооружении и огнестрельное оружие – фитильные ружья («мылтық»), но в начале XVIII веке оно еще не получило массового распространения у казахов.
Защитные доспехи подразделялись на три группы: пластинчатый панцирь, кольчуга или кожаный панцирь; головы батыров защищали железные шлемы. Батыров из общей массы воинов отличали султаны из перьев птиц («жыға»), часто перьев филина («үкі»).
И.П. Фальк о батырах XVIII века писал: «Некоторые из воинов (batyr) выходят в строй в панцирных рубахах. В походе это – обыкновенно – предводители отрядов, их отличает наличие особого крылышка на шапке» [14, с. 236]. Батыры могли украшать шлемы волосяными плюмажами (украшение из перьев на головном уборе) из конского волоса («шашақ»), крепили кисти из шнуров и матерчатых лент («байрақ»), флажки («жалау») [15].
Для батыров олицетворением их высокого социального статуса был боевой и выносливый конь и богатая конская сбруя. Лошадей еще жеребятами специально обучали, приучая к будущим военным сражениям. У большинства батыров были кони, которые дополняли их легендарный образ; они спасали и защищали во время боя своего всадника, увертываясь от стрел и т.д. У многих батыров кольчатой броней были покрыты боевые кони.
Батыры являлись носителями и хранителями военного опыта и традиций кочевников. Ханы и султаны решали внешнеполитические и внутриполитические проблемы, опираясь на военную силу и помощь батыров, самые влиятельные из которых зачастую играли роль военных советников [12, с. 91].
Наиболее сильно возрос авторитет и укрепились его традиции в первой половине XVIII века, когда необходимость защиты земель в период джунгарской агрессии привела к появлению целой плеяды выдающихся батыров: Богенбая, Кабанбая, Малайсары, Жаныбека, Отегена, Наурызбая и других. Практически во всех исследованиях наряду с именами известных и великих батыров XVIII века стоит имя Наурыбая Шапрашты.
В начале XVIII века в местности Жалпактас-Сериктас в окрестностях Алатау (ныне территория Жамбылского района Алматинской области) у Кутпанбета (Құттымбет) из подрода толемис, рода асыл-желди, племени шапрашты Старшего жуза родился сын Наурызбай. Дата его рождения не зафиксирована в письменных источниках, в публикациях указывают различные даты рождения: в энциклопедиях, как правило – 1706 год [16, с. 288; 17, с. 26; 18, с. 475], 1707 год [19, с. 104–105], есть еще одна версия – 1708 годы [20]. Шежире (родословная) Наурызбая исследователями представлена следующим образом: Шапрашты – Асыл – Байбағыс – Батыр – Көрпе – Толемис – Серек – Көштай – Сулеймен – Сикымбай – Кутпанбет (Құттымбет) – Наурызбай [21].
У отца Наурызбая Құтпанбета (Құттымбет) было 5 сыновей, кроме Наурызбая еще: старший сын – Кудайберген был известен единоборством с Долангаром, он погиб в данном бою; следующие двое сыновей – Хангельды и Жангельды погибли в бою на левобережье Или, самый младший брат Наурызбая – Кожагул прожил долгую жизнь [22].
С детства Наурызбай рос крепким, высоким, сильным мальчиком, отличаясь от сверстников могучим телосложением. О Наурызбае Шапрашты Казыбек пишет: «В роду человеческом кроме Наурызбая в жизни не встречал такого рослого и крупного. В расцвете сил плечи Наурызбая были вровень с горбами верблюда. И рядом с верблюдом он казался так же высок, как и сам верблюд. Соответственно росту, он отличался и лицом, и статью». Казыбек описывал силу мальчика Наурызбая в детстве: «Пастухи-коневоды никак не могли изловить арканом рыжего жеребца с белой головой. Тогда Наурызбай направился к коню, как тигр к неприрученному зверю. Взявшись за толстый хвост коня, придавил его к земле. Жеребец заржал от боли и припал на задние ноги. Такого сильного человека, как Наурызбай я еще не видел»[23].
Согласно легендам, его отец, будучи состоятельным человеком, специально растил для будущего батыра двух пегих коней – жеребят, которых поил коровьим молоком вместо воды. Впоследствии пегие жеребцы служили Наурызбаю восемнадцать лет, на одном из них в шестнадцатилетнем возрасте он отправился на свой первый бой с джунгарами. Отличаясь богатырской силой, Наурызбай в молодом возрасте стал известным батыром. Победы в поединках с лучшими калмыцкими воинами, в крупных сражениях снискали славу и известность Наурызбаю. Абылай хан назначил его одним из трех своих знаменосцев (Кабанбай, Богенбай, Наурызбай).
В архивных источниках сохранились небольшие фрагменты о жизни батыра. В частности, имеются сведения о посещении российским офицером Карлом Миллером батыра Наурызбая. В сентябре 1742 года через Семиречье в Джунгарское ханство прибыли российские послы во главе с майором К. Миллером. Эта делегация 14 сентября 1742 года прибыла в дом Бектемир бая из Старшего жуза, из племени уйсун в Семиречье, 15 сентября они побывали в доме Келдибай мырза. Эти сведения сохранились в дневнике К. Миллера. В нем упоминаются именитые люди Старшего жуза: Бектемир бай, Мырза Гирде бай (Келдибай), Наурыс (Наурызбай) батыр, Мамбет бай, Алагоз бай и др. [24, с. 72-73].
«16 числа 1742 года поехал я и приехал к Наурыс Батырю Большую Орду Уйсинского роду, который меня спрашивал, зачем я еду и, куда и от кого отправлен. На что я ему сказал, что я по высочайшему Ея императорского величества указу из Оренбургаот господина генералаи Кавалера Неплюева с письмом к калмыцкому хану, Галдан Черену отправлен с тем, что оной Хан Ея императорского величества верных подданных впредь не разорял. Понеже Абулхайыр-хан и Средней орды состоят в подданствеЕя императорского величества и оной Наурыс Батыр требовал от меня, чтобя ему то письмо дал прочесть, на что я ему сказал, что то письмо запечатано, довольно можно ему поверить, что я словесно ему объявляю, что я для всех верных подданных киргисцов еду к Галдан Черену, чему верить запечатанное письмо может быть иное, что в письме написано. На что я ему сказал, чтобы он несумневался ежели я не для их пользы отправлен был то б, я через их улусы не поехал». К. Миллер пишет, что встретил через пару дней Наурызбай батыра и Келдибая во второй раз. «18 числа… приехали ко оной Марбет баю вышозначенной Наурызбай батыр да Мурза Гирде юай (Келдибай)… они сказали, что мы Вам всякого благополучия желаем и удержать Вас не можем и отпустили меня» [24, с. 73].
Данные фрагменты из источника подтверждают не только реальное существование Наурызбая как исторической личности. Они подтверждают значимость и роль, которую батыр играл в Старшем жузе, контролируя передвижения по территории южного и юго-восточного Казахстана различных миссий и экспедиций, пытаясь выяснить реальные задачи, стоявшие перед такого рода делегациями. И по дневнику К. Миллера мы видим, что главная задача расспросов Наурызбая: для их (казахов) «пользы отправлен был»? То есть, батыра Наурызбая, прежде всего, интересовала «польза» и безопасность жизни казахов-сородичей. Получив вторичное подтверждение от майора К. Миллера, что делегация едет к Галдан-Цэрэну решать проблемы Российского государства («с учетом интересов» казахов), «всякого благополучия» пожелали, удержать не стали и отпустили.
Еще один архивный документ был опубликован в 2000-х годах и связан с именем Наурызбай батыра. В 1848 г. в г. Омске на имя исправляющего должность пограничного начальника сибирских киргизов (казахов) барона Врангеля была подана жалоба. Ее направил султан Суюк, сын Абылай хана. Под обращением поставили свои именные печати семь султанов и старших султанов, 15 биев удостоверили ее вместо подписи родовой тамгой. Речь шла о споре усуней с найманами за земли вдоль рек Аксу и Лепсы. Султан Суюк от имени «рода усуньского, поступивших в российское подданство волостей» подробно излагает свои аргументы, доказывающие принадлежность спорной территории его роду. Пункт третий его доказательств гласит: «…из Уйсуньской волости, отделения Чапрачлы, бийНаурызбай, кочуя с волостями между Аксу и Лепсою, здесь умер. И по его имени называется одна речка Наурызбай-Карасу, которая и поныне сохраняет свое название, далее и могила Наурызбая подле нее видна на горе Карасу-тюбе» [25, с. 1].
О шапраштинце Наурызбае сохранились фрагменты из устных источников, в частности, в произведениях Бухар жырау. В 28 песнях-толгау знаменитый Бухар жырау, говоря об Отечественной войне 20–40-х годов XVIII века с джунгарами, называл имена батыров: Кабанбая, Богенбая, Жаныбека, Есета и других. Среди них был неоднократно упомянут и Шапрашты Наурызбай [1, с. 146]. Жырау говорил о батыре: «Встретив в бою чванливых калмыков, Наурызбай на пегом коне умножил славу свою и народа!» [21].
Роль и влияние Бухар жырау в казахском обществе было весьма значительными, еще более значимыми были его произведения. Как жырау, приближенный к хану Абылаю, он отражал наиболее важные эпохальные события, поэтому неоднократное упоминание в его произведениях Наурызбая – свидетельство значимости роли данного исторического персонажа в сложнейших событиях этого периода, прежде всего в казахо-джунгарских войнах. Знаменитый жырау называет имена великих батыров Каракерея Кабанбая и Канжыгалы Богенбая и рядом с ними – батыра Наурызбая. Это яркое свидетельство огромной роли батыра в военной истории общества первой половины XVIII века: «КаракерейКабанбай, КанжыгалыБогенбай, ШапраштыНаурызбай стояли под знаменем, в это время Абылай хан грозный да могучий был» («Қарақерей Қабанбай, Қанжығалы Бөгенбай, ШапраштыНаурызбай ту түбінде тұр еді. Абылай хан осы күн, айбатты да, сұр еді») [24, с. 72].
Бухар жырау, прославляя Наурызбая, слагал о нем стихи: «Эй, Наурызбай, Наурызбай! ШапраштыНаурызбай! Ты драгоценный из драгоценных! Священный из священных! Наурызбай, Наурызбай! Ты лучшие доспехи при нападении врага, ты, как плодоносящее дерево, если нападет враг, ты наша защита! Если среди родственников раздоры, ты не слышишь плохого, ты глух к этому. Если придет, желая поглотить нас, чванливыйЦерен, ты идешь сражаться с ним. Ты живым не сдашься, рожденный особенным мой потомок. Когда враг душит, купая казахов в крови, ты, как глубокая река, не дашь им перейти. На кровавом фронте напротив ярого врага всегда я вижу тебя. Когда идет великая байга, впереди всех лошадей, я вижу твоего коня». («Ей, Наурызбай, Наурызбай!ШапраштыНаурызбай! Асылыедің асылдың, жасылы едің жамылдың. Ей, Наурызбай, Наурызбай! Жауға киерберенім, миуа ағашта береғім, еңкерістен жаукелсе, бетіме үстар керегім. Ағайын қызыл сөз айтса, өсекке тоспас құлағын, түк естімес керіңім. Арандайашыпауызын Серен келсесестеніп, аттанашабаркеренім. Өліспей тіріберіспес, артықша туған өренім. Жау қыспаққа алғанда, қазақты қанға малғанда, өткел берместеренім. Майданнын қанды өтінде, жасанған жаубетіндесені ылғи көремін. Ұлы дүбір бәйгеде жаныға ат қоқканда, алдында көрем сөренің»)[26, с. 4].
Легенды о Наурызбае, его военных победах и подвигах сохранились в казахских эпосах и дастанах. До самой смерти Наурызбай (он прожил более семидесяти лет) защищал земли казахов. От врагов погибли члены его семьи: его три брата, первая жена Акбике, вторая жена – калмычка Олжагул, двое его детей.
Цель и смысл жизни великого батыра были в сохранении земли, страны, чтобы жить в следующих поколениях. Остались потомки великого батыра: следующие поколения трех сыновей Наурызбая (Онтагар, Жаксылык, Шашке) проживают и поныне в Жамбылском, Каскеленском и Илийском районах Алматинской области.
Заслуги
Нарративных материалов об освобождении земель Старшего жуза от джунгар немного, но сохранились казахские предания, устные источники в виде казахских исторических эпосов и дастанов, позволяющих частично восстановить прошедшие события военной истории. Эти события описаны в дастанах «Райымбек», «Ер Отеген», «Каракерей Кабанбай», «Богенбай батыр», «Олжабай батыр» и других. Наурызбай батыр принимал участие во всех крупнейших сражениях казахо-джунгарских войн 1720-х – 1750-х гг.: в период «Великого бедствия» «Ақтабан шұбырынды» (1723–1727), Булантинское (1727). Согласно преданиям, батыр принимал участие в Аныракайском сражении (1730 год), возглавляя ополчение казахов из племени шапрашты [27].
Албан Райымбек батыр со своим войском воевал против джунгарских полководцев Секера, Арыса и Аганаса на востоке от урочища Алматы. На северо-западном направлении джунгарам противостояло войско батыра Наурызбая. В 1729 году казахи собрали основные силы трех жузов в одном ополчении, их общая численность составила более тридцати тысяч воинов. Два тумена казахов Среднего жуза возглавляли батыры Каракерей Кабанбай и Канжыгалы Богенбай. Ополчение воинов Старшего жуза возглавляли батыры Дулат Отеген и Шапрашты Казыбек. После Аныракайского сражения (1730) стало известно, что джунгарский правитель Шамал собирает войска для нового сражения [28].
После сражения на местности Узунбулак в Каратау (по одной из версий Отеген батыр пропал без вести) полководцем общего ополчения казахов Старшего жуза становится батыр Шапрашты Казыбек. Часто сражения начинались с поединков полководцев или знаменитых батыров. Казыбек был немолод для единоборства (ему перевалило за сорок лет), и было решено, что батыр, возглавивший войско Старшего жуза, выйдет на поединок с Каскеленом и Шамал ханом. Опытный Боле батыр, который мог бы принять участие в поединке, был ранен в Аныракайском сражении в левую руку. Другие молодые батыры, жаждавшие участвовать в единоборствах, не обладали полководческим опытом. В качестве полководца был избран Наурызбай, который повел казахское войско к городу Уш.
Шамал собирался выставить на поединок своих известных воинов – Каскелена, Домбайла, Боралдая, Кангыр и др. Каскелен был одним из самых известных и сильных воинов среди джунгар. Дед и отец Каскелена в конце XVII века попали в плен к казахам, среди казахов вырос и сам Каскелен (по одной из версий получивший свое имя по названию местности близ Алматы, где проживали попавшие в плен калмыки (джунгары)). Позже вернувшись к сородичам, Каскелен стал одним из полководцев у хана Шамала. Каскелен был сильным и опасным противником, зная казахский язык, обычаи, традиции, особенности военного дела казахов, он мог просчитывать действия казахов. Перед сражением первое единоборство началось между калмыком Боралдаем и сыном Шапрашты Казыбека батыром Каскары. На второй поединок вышел от калмаков Каскелен, от казахов – Наурызбай батыр. Бой продлился недолго, копье Наурызбая насквозь пробило противника. Согласно преданиям, известие о победе Шапрашты Наурызбая разнеслось далеко по степи. Батыр стал во главе тумена (десятитысячное войско), заслужив славу великого батыра и полководца.
По сохранившимся преданиям Кабай жырау приписывал горькие слова Шамал хану (Чамалган), сокрушавшемуся поражению джунгар: «Где есть такая земля, как Алматы, где травы высоки, яблоки красны и огромны, как сердце. Райымбек, Караша, Наурызбай, Отеген, Болек и Саиай загнали наши души в пятки. Куда девался в то время высокородныйхунтайджи?» («Балдырганыбілектей, алмалары жүректей, әлімтідей жер кайда?!Райымбек, Қараш, Наурызбай,Өтеген, Бөлек һәм Сатай, қыспаққа жанды салғанда, қонтайшы біздің жүр кайда?!»)[29, с. 3].
Как происходило освобождение земель Жетысу, рассказывают казахские предания. Осенью 1752 года вновь началась война между джунгарами и казахами. Но силы джунгар были на исходе после многолетних войн. Вторжение джунгар во главе с хунтайши Лама Дорджи в Восточном Казахстане, в районах Тарбагатая не стало для них успешным, сражения шли с переменным успехом. Для усиления этой части джунгарской армии Лама Дорджи перебросил свои отряды из Жетысу в Тарбагатай.
В ставке Абылай хана было принято решение о направлении казахо-джунгарского отряда в пять сотен сабель (в него вошли перебежавшие на сторону казахов калмаки-джунгары). Про преданиям, джунгарскими частями командовал Даваци, казахскими – Шапрашты Наурызбай. Джунгарские войска сильно ослабли и не могли противостоять казахам. В январе 1753 года Лама Доржи был убит, новым хунтайджи становится Даваци. В Джунгарии разгорались внутренние усобицы, ханство теряло былую военную мощь и политическое влияние в регионе. Освобождение казахских земель от джунгар продолжалось.
На берегу Айнаколя Шамал хан и Наурызбай встретились в сражении, когда между ними и произошел поединок. Джунгарское войско у Шамала было около десяти тысяч сабель, они расположились в устье реки Нарын у Балхаша, весной двинулись в сторону Заилийского Алатау. Кызыбек Тауасарулы в своей книге «Түп тұкианнан өзіме шейін» («От далеких предков до меня») сообщал, что казахские джигиты, переправившие через Или, стали догонять войско калмыков во главе с Шамал-ханом. На берегу Айнаколя произошло сражение казахов с войсками Шамала. На первый бой вышли от джунгар воины Кангыр, Манбадар и Домбаил, казахскую сторону на поединке представляли Сенкибай, Шойбек и Мамбет, выигравшие единоборства и поразившие джунгарских батыров. Тогда на бой вышел сам Шамал хан, навстречу ему выехал батыр Наурызбай. Победу одержал Наурызбай. Преимущество в силе казахского батыра было видно сразу, он с первого удара убил Шамала кистенем [29].
С победным кличем казахи начали атаку после этих поединков. Джунгары были повержены и оттеснены в пески Бестаса. Легенды гласят, что после этого сражения Айнаколь казахи стали именовать Айнаколь Наурызбайколем, а место этого сражения назвали Майдан.
В 1750-е годы Наурызбай вместе с батырами Малайсары, Кыстык Малаем, и Шапрашты Каскары разбил джунгарскую армию, изгнав их из Жетысу, отбросив их за Турфан (ныне территория КНР) и освободили множество плененных джунгарами казахов. До полного изгнания джунгар из Жетысу Наурызбай воевал за земли казахов. В правление Абылая (Абылмансура) (1771–1781) Наурызбай был одним из полководцев и знаменосцев великого хана Абылая.
Память
Одна из центральных улиц Алматы названа в честь Наурызбай батыра. В городе Алматы в 2014 году создан Наурызбайский район.
Место погребения Наурызбая – у дороги, ведущей в район Дегерес, на горе Козыбасы, к югу от аула Таргап в Алматинской области. На месте погребения батыра построен мавзолей, в 2003 г. после реконструкции там установлен памятный камень.
Мавзолей Шапрашты Наурызбай батыра // Айтулы Н. Шапрашты Наурызбай. Поэма. – Алматы, 2011. – 148 с.; URL: https://ruh.kz/geo/almaty/mavzolei_naurizbaya_kuttimbetuli/ | Памятник Шапрашты Наурызбай батыру. |
16 сентября 2006 года в г. Каскелене Карасайского района Алматинской области к 300-летию Наурызбая Шапрашты состоялось открытие памятника, посвященного легендарному батыру, выполненный скульптором Н. Далбаем. На пересечении двух больших дорог, на высоком постаменте Наурызбай батыр на коне, с оружием в руках, как будто зорко оглядывает просторы Жетысу, готовый к защите казахских земель.
Батыра прославляли известные жырау и акыны: Бухар жырау, Жамбыл Жабаев и др. Батыру Шапрашты Наурызбаю посвящены поэмы, романы, художественные произведения, картины деятелей казахской культуры. Среди них: произведение Н. Айтулы «Шапрашты Наурызбай. Поэма» (2011), исторический роман Б. Абильдаулы «Шапрашты Наурызбай батыр» (2009), к 550-летию Казахского ханства издательством «Мирас» опубликован трехтомник «Шапрашты Наурызбай батыр» (2015) и другие. Казахстанские художники (М. Есекеков, Б. Мамаджанов, Н. Карымсаков, Д. Кастеев, Б. Мырзахметов, В. Крестников, М. Бейсембаев, М. Нургужин и др.) запечатлели в своих картинах образ сражающегося с джунгарами Наурызбай батыра.
Список литературы и источников:
1. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т. 3. – Алматы: Атамұра, 2000. – 768 с.
2. Гавердовский Я.П. Обозрение киргиз-кайсакской степи. 1802–1803 гг. Речь Речь Буканбай батыра. – URL: https://yvision.kz/post/556178.
3. Ерофеева И. Институт батыров – это исключительно казахский феномен // Центр-Азия. –2011. – 30 мая // URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1306708920/
4. Кабылтаева С.К. Роль батыров в сохранении целостности казахско государственности (первая четверть XVIII в. – середина XIX в.): дисс… д-ра филос. PhD по специальности «История». – Астана, 2017. – 193 с.
5. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на букву «Б» /АН СССР. Институт языкознания. – М.: Наука, 1978. – 349 с.
6. Ерофеева И.В. Символы казахской государственности. Позднее средневековье и новое время. – Алматы, 2001. – 152 с.
7.Казанцев И.М. Описание кигиз-кайсак. – СПб., 1876. – 231 с.
8. Алланиязов Т.К., Ошанов Н.З. Военное дело кочевников Казахстана: опыт и проблемы изучения. – Алматы: ОО «OST-XXI век», 2017. – 200 с.
9. Исторический опыт защиты Отечества. Военная история Казахстана: Учебное пособие для курсантов военных училищ и студентов гражданских учебных заведений/ Состав.: П.С. Белан, Т.Б. Балакаев. – Алматы: Борки, 1999. – 352 с. URL: http://library.wksu.kz/dmdocuments.pdf.
10. Семенюк Г.И. Оружие, военная организация и военное искусство казахов в XVII-XVIII вв. // Вопросы военной истории России XVIII и первой половины XIX веков. – М.: Наука, 1969. – 445 с.
11. Ахметжанов К.С. Жараған темір кигендер (батырлардың кару-жарағы, әскери өнері, салт-дәстүрлері). – Алма-Ата: РГЖИ «Дәуір» АО «Томол», 1996. – 256 с.
12. Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в XVII–XVIII веках. – Алматы: Дайк–Пресс, 2001. – 172 с.
13. Ахметжанов К.С. Ер қаруы – бес қару // Ана тілі. – 1992. – № 2.
14. Прошлое Казахстана в источниках и материалах / Под ред. проф. Асфендиарова С.Д. и проф. Кунте П.А. 2 изд. – Алматы: Казахстан, 1997. – 383 с.
15. Бобров Л.А. Шлемовые плюмажи и значки на копьях, как маркер казахской военной элиты эпохи позднего средневековья и раннего нового времени. – URL: http://www.main.vsu.ru/~cdh/Articles/10-03b.htm.
16. Қазақ Совет Энциклопедиясы. 8 том. – Алматы: Қазақ Совет Энциклопедиясының Бас редакицясы, 1976. – 664 б.
17 Қазақстан. Ұлттық энциклопедия. 7 том. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» Бас редакицясы, 2005. – 728 б.
18. Жетысу. Энциклопедия. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2004. – 712 б.
19. Омаров Т. Шапырашты Наурызбай қазақ тарихшларының еңбектерде// Насенов Б. XXI болiм – XXVI кiтап. Шапырашты Наурызбай Батыр. – Алматы-Новосибирск, 2012. – 104–106-бб.
20. Қыдырбекұлы Б. Шапырашты Наурызбай // Егеменді Қазақстан. – 1991. – 16 ақпан.
21. Селеубаев А. Басбатыр // Қазақ батырлары. – 2003. – № 4 (57).
22. Один из трех знаменосцев Абылай хана// Qazaqstan. – 2017. – 22 июля. URL: http://iqap.kz.
23. Тауасарулы Қ. Түп тұқияннан өзіме шейін. – Алматы: Жалын, 1993. – 321 б.
24. Койгельдиев М. Наурызбай батыр Құтпанбетұлы // Ұлттық саяси элита. Қызметі мен тағдыры (XVIII–XIX ғғ.). Зерттеулер. – Алматы: «Жалын баспасы» ЖШС, 2004. – 66–74-бб.
25. Каимнский А. Найдена могила Наурызбай батыра? // Экспресс К. – 2009. – 23 июня. – С. 1
26. Койгельдиев М. Наурызбай батыр // Парасат. – 2006. – № 8. – 2–5-бб.
27. Казахстан. Национальная энциклопедия. Т. 4 / Гл. ред. Б. Аяган. – Алмата: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2006. – 568 с.
28. Кенже Т. Погибельный холм ойратов или как казахи отстояли Жетысу. // Central Asia Monitor. – 2018. – 9–15 февраля (№ 2). – С. 9. – URL: https://camonitor.kz/30567-pogibelnyy-holm-oyratov-kak-kazahi-otstoyali-zhetysu.html. 9.02.2018.
29. Турлыбайұлы Ж. Тұгыры биік тұлға // Егемен Қазақстан. – 1995. – 18 шілде. – 3-б.
Автор:СактагановаЗ.Г., д.и.н.