Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙУЛЫ


Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889) – патриарх казахской народной музыки, известный кюйши-композитор. Классик инструментальной музыки и кюя, общественный деятель.

Биография

Основоположник кюя, известный кюйши-композитор Курмангазы родился в 1818 году в семье батрака Сагырбая в урочище Жидели современного Курмангазынского района Атырауской области (бывшая Гурьевская область, Тенгизский район). Рожденного в день празднования Курбан айта младенца в честь праздника  нарекли именем Курмангазы. 

Жизнь Курмангазы Сагырбаева протекала в 1818–1889 гг. Такая датировка подтверждается рядом установленных фактов из жизни и творчества кюйши. Однако, исходя из надписи на памятнике, сооруженном на могиле кюйши, считалось, что он жил в 1806–1879 годах. 

Исследователь жизни выдающегося музыканта, академик Ахмет Жубанов в своей монографии о Курмангазы убедительно доказал, что при изготовлении этой надписи была допущена ошибка, настоятельно требующая исправления на 1823 год. Сагырбай, отец Курмангазы являлся выходцем рода кызылкурт родового объединения байулы Младшего жуза. После рождения второго сына в семье Сагырбая, его назвали Байгазы. 

Курмангазы – это настоящий самородок, с 6 лет научившийся виртуозно играть на маленькой домбре, которую смастерил отец. Однако, из-за нужды и других жизненных трудностей в семье, родители были вынуждены отправить малолетнего сына Курмангазы пасти овец у бая.  Изо дня в день, в зной и стужу, он пас байский скот и только на закате солнца переступал порог родной юрты. Чувствительный и толковый не по годам мальчик, понимал трудное положение своей семьи и всячески старался поддерживать в меру своих сил. Присматривая за овцами, он увлеченно играл на маленькой домбре, которая стала единственной отрадой и неразлучной спутницей в трудной работе. Извлекая из струн домбры чарующие звуки, мальчик забывал обо всём на свете.

Из-за принципиальности Курмангазы быть справедливым, честным, байские дети порой прибегали домой в слезах и побитыми им. Однако отец не одобрял его поступков и боялся, что он попадет в неприятную ситуацию. Судя по рассказам сородичей, отец его был весьма кротким и скромным человеком. Курмангазы рос храбрым, отважным юношей с крепким телосложением, в воспитании которого самое деятельное участие принимала мать Алка. По преданиям, тягу к музыке Курмангазы унаследовал от своей матери, в роду которой были одарённые музыканты. Она разделяла любовь сына к музыке, поддерживала его, воспитывая в нем лучшие черты характера – гордый, непреклонный нрав, веру в свои силы. Народная мудрость, исходящая из казахской пословицы «великан от матери рождается», в данном случае была доказана его матерью. Повзрослевший, он продолжал пасти овец у того же бая Шагабала, всегда при себе держал домбру и старался жить по своему укладу. Он слушал певучие мелодии флейты и мирские рассказы пастухов.

С наступлением вечера, в свободное время слушал старейшин-кюйши. Монотонная пастушья жизнь утомляла его, но в один прекрасный день удача улыбнулась и ему. Ярким впечатлением, глуБуко взволновавшим его душу и повлиявшим на всю его будущую судьбу, был приезд в аул знаменитого народного музыканта Узака. Кюйши Узак, издавна прославившийся своим мастерством в Букеевской орде, направляясь в аул Шагабала бая, останавливается у дома батрака Сагырбая. С восторгом вслушивался и всматривался Курмангазы в игру кюйши, стараясь, в точности запомнить древние кюи-легенды, перенять от большого мастера все тонкости сложного искусства свободной импровизации. Однажды после состязания кюйши, которое длилось днем и ночью в течении нескольких дней, почетный старейшина Узак кюйши, приметив в Курмангазы особый интерес к музыке, просит его сыграть на домбре. Восхищенный выступлением молодого человека, Узак кюйши предсказывает ему большое будущее, дав свое благословение.

Курмангазы в поисках выхода из нищеты, уводит знаменитого скакуна, вороного коня у Аубакира – бая из рода байбакты-акбай, долгие годы обсчитывавшего его отца, не посмотрев даже на то, что нарушает законы шариата и совершает такое преступное деяние как барымта. В ответ, Аубакир бай принудительно забирает  младшего брата Курмангазы – Байгази у Шагабала бая, для того чтобы он пас его овец. Сагырбаю приходится перебраться из родного края в пустыню. Можно сказать, что с этого момента Курмангазы начали называть «вором-барымташы».

Со временем Курмангазы отказался от работы пастуха и решил посвятить себя любимому делу – музыке. Оседлав вороного коня и упаковав сосновую деревянную домбру, он направляется в путь в поисках благославившего его домбриста-кюйши Узак ата. Найдя его, с упоением и восторгом вслушивался и всматривался  в его игру, стараясь в точности запомнить древние кюи-легенды, стремясь перенять от большого мастера все тонкости сложного искусства.  Разъезжая по аулам, встречаясь со многими певцами-инструменталистами, перенимает их песни и кюи, обменивается опытом и обогащает репертуар. 

Обучаясь манере игры на домбре у прославившихся в Букейской Орде известных мастеров-домбристов, как слепой Есжан, Шеркеш, Жаппас Байжума, Байбакты Баламайсан и слушая их шедевральные произведения, достигает своего совершенства в игре на домбре. При этом большое внимание уделял историям кюйя, оценивая их значение, оттачивая свой талант игры на домбре. В 17 лет юноша покидает родной аул и становится свободным музыкантом, вместе со своим учителем странствуя по степи, встречаясь с людьми, изучая жизнь и обретая постепенно славу виртуоза. Вторым учителем для него спустя много лет станет Даулеткерей, который высоко оценит музыкальный дар Курмангазы и будет помогать ему. 

Первые произведения Курмангазы были просты по тематике, форме, способу выражения музыкальной мысли. Это кюи «Бас акжелен», «Узак акжелен» и популярные кюи «Балбраун» («Медовый настрой»), передающий радостное, праздничное настроение, веселье и игры аульной молодёжи. Дина Нурпеисова, о произведении Курмангазы «Ұзақ-ақжелең» («Узак – белый чапан») говорила, что «Узак был величайшим мастером исполнителем, но сам не сочинял кюев. Данный кюй «Ақжелең» Курмангазы посвятил своему наставнику Узаку». Академик А. Жубанов, опираясь на слова Дины Нурпеисовой, говорил, что: «Курмангазы композицию «Ақжелең» посвятил своему наставнику Узаку как «благодарственный кюй» за его труд и роль в его жизни, как величайшему мастеру».

Как известно, в конце 30-х годов XIX века в Букеевской Орде началось крестьянское восстание во главе с Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым. Это движение было направлено против колониальной политики царской администрации и несправедливости местных баев и феодалов. Представители рода кызылкурт, включая Курмангазы, примкнули к участникам восстания против колонизаторов и их султанов. Хан Жангир жестоко подавив крестьянское восстание, яростно начал преследовать и наказывать активных участников восстания. 

Академик А. Жубанов, который тщательно изучал биографию Курмангазы, пишет по этому поводу, что неспроста: «… Весь род кызылкурт, включая Курмангазы, были под контролем сначала временного Совета, затем Уральской казачьей армии, законодательных органов Астраханской области, Оренбургской пограничной комиссии и у генерал-губернатора Оренбурга» [2, с. 62]. Поражение, гибель и трагедия казахов, принимавших участие в восстании, оставила глуБукую рану в душе Курмангазы.  

Под впечатлением народного восстания казахов Букеевской орды (1836–1838), очевидцем которого стал Курмангазы, был создан один из его первых кюев «Кішкентай» («Младший»), ставший величественным гимном деяниям борцов, а также передающий огорчение автора, что не мог встать в ряды восставших из-за юного возраста, но отразивший всю боль своего народа и его восхищение батырами. Кюй «Кішкентай» – это своеобразный музыкальный памятник, воплощающий и героические образы предводителей народного восстания, и глубокую скорбь, вызванную их утратой, и страстный порыв к борьбе, и веру в светлое будущее. Несмотря на всю необычность, непохожесть на известную до него казахскую инструментальную музыку, кюй поражает слушателей эпичностью, истинно народным характером художественных образов» [3].

Курмангазы глубоко почитает и преклоняется перед памятью Исатая и Махамбета, посвящая им свои кюи «Кишкентай», «Жалын» и песни. Естественно, бунтарские кюи кюйши были не по душе правителям степи, что мешало им в установлении «порядка». Таким образом, мы убеждаемся, что Курмангазы начал создавать свои гениальные произведения под ярким впечатлением социального взрыва, потрясшего Великую степь и глубоко взволновавшего душу будущего патриарха казахской музыки.

Знаменитый кюй «Адай», выражающий мятежный и воинственный дух древнего казахского рода адай, занимает особое место в творчестве Курмангазы. Этот кюй сохранил не только воинственный, мятежный дух нашего народа, но и ритмы стремительной скачки и особую энергетику, возвышающую дух народа. Кюй композитора, как и последующие его творения, стал для народа знаменем борьбы и символом свободы. Курмангазы воспел на языке домбры героизм адайцев, неутомимый дух свободы. Знаменитые кюйши Лукпан Мухитов, Кали Жантлеуов, Окаб Кабигожин и Дина Нурпеисова первыми исполнили «Адай» и подготовили к исполнению оркестром.  

Академик А. Жубанов, высоко оценивший кюй «Адай», отметил: «… Адай – одно из величайших произведений Курмангазы. Он не просто так запечатлен и присутствует в крови людей. «Адай» имеет острый язык присуще великим художникам современности и обладает большой чувствительностью. В качестве примера литературного мира можно сказать, что «Адай» – это яркая поэзия, характерная для Махамбета Утемисова. Адай звучит как девиз свободы. Курмангазы, показывая народные мечты в данном кюе дал понять на музыкальном языке, что «народ – он властелин» [4, с. 73.]. 

Один из самых знаменитых произведений после «Адая» – кюй «Серпер», посвященный думам и чаяниям народа. А. Затаевич, написавший один из вариантов «Серпера» для нот, высоко оценивая его, отмечает: «Несомненно, Серпер – один из лучших кюйев Курмангазы и один из лучших в моих сборниках» [5, с. 300]. Махамбет Букейханов, знаменитый домбрист-исполнитель Букея, последователь традиции Бапаса просил А. Затаевича записать «Серпер», в то же время кюйши Окаб Кабигожин представил полную, усовершенствованную версию «Серпер» на всеказахстанский конкурс домбристов в 1934 году. В версии Серпера, которую исполнял Окаб, есть разнообразные мелодии, начиная со звуков цоканья лошадиных копыт, заканчивая многоголосием всадников, их пением о торжестве победы. Исследователи оценили «Серпер» – как победный эпос батыров. Дина Нурпеисова, привезла один из вариантов Серпера в Алматы в 1937 году.

Жизнь Курмангазы была посвящена борьбе против гнетущего произвола баев, коррумпированных чиновников. Понятно, что «бунтарские» кюи, передаваемые народом, что называется «из уст в уста» власть имущим были не по душе. Применив испытанный способ ложного доноса, обвинив в конокрадстве и бродяжничестве, Курмангазы бесконечно арестовывали и бросали в тюрьмы. Так, к примеру, сын Шымана-тюре – Жанша, когда-то противостоящий Исатаю и отправивший на ссылку в Сибирь его 14-летнего сына Жакию, стал преследовать Курмангазы. Однажды, на Курмангазы, мирно сидевшего на то и игравшего на домбре, напали люди Жаншы и отправили в Уральскую тюрьму по ложному обвинению в конокрадстве, квалифицировав как «вора-барымташы». Отважный кюйши, проявив находчивость сбежал из тюрьмы. Вернувшись в родные края, увел знаменитого коня по имени Аксур, у Кемел торе, известного жестоким  обращением с простым народом.

Не раз Курмангазы, несмотря на преклонный возраст, оказывался в тюрьмах Уральска, Оренбурга, Омска, при этом не переставал творить, даря народу не просто новые кюи, полные боли за его будущее, а даря новую надежду, вдохновляя на дальнейшую борьбу за свободу.

Решив, что на земле, принадлежащей Букей хану, ему не будет житья, Курмангазы переправляется через запретный мост «Таскешу» на реке Жайык (Урал) и направляется в Мангистауские края. Скитаясь по горному плато Устюрта, создает кюй «Маната», великолепную композицию отражающую уникальность природы, прекрасный вид горных вершин этой местности.

В 1850-х годах тоскуя по родным краям и своим родителям, молодой кюйши, переплыв реку Жайык (Урал), возвращается в родной аул. Увидев своих постаревших, измученных из-за тяжелых условий жизни и быта родителей, он был ошеломлен. С целью справедливого решения вопроса возврата долгов Аубакир баем его родителям, Курмангазы добивается встречи с баем, однако тот не думает возвращать долги и пытается со своими работниками задержать его. Кюйши просит его выслушать, аргументируя тем, что «голову можно отрубить, а язык нельзя». Тогда Аубакир бай в надменной позе разрешает ему говорить. Курмангазы сказал:

Абеке, я не лгу, Бог свидетель.

Я не крал ни одного твоего скакуна.

Выходи один на один, не кучкуясь,

Если я умру в схватке, нет больше мечты!

Аубакир не стал слушать его и приказывает своим людям задержать Курмангазы, однако джигиты не решаются подступиться к нему из-за его сильных кулаков. Курмангазы с помощью своего коня Аксура скрывается от них и возвращается домой. Однако, упрямый бай Аубакир с нукерами приходит к нему и связавает его, затем, заковав в кандалы, уводит пешком в уральскую тюрьму. В сентябре 1857 года власти заключают его в тюремный каземат при ханской ставке в Нарынских песках, где он знакомится с Лавочкиным, русским рабочим, осужденным за оскорбление белого царя. Благодаря хорошему знанию им казахского языка, они разговорившись, быстро нашли общий язык. Кюйши рассказал тюремному другу о страданиях, пережитых матерью из-за его задержания, и как он расстроился от огорчения и прослезился. В ответ на это его мать тогда дала ему пощечину со словами: «Я думала, что родила сына, а он оказался безвольным». Под впечатлением от услышанного рассказа, Лавочкин тоже поделился своими переживаниями, что не смог заботиться о матери, будучи постоянно в ссылках и гонениях. На следующий день Курмангазы взял в руки свою домбру, принесенную тюремным надсмотрщиком при помощи Лавочкина. Свою печаль и горесть с вдохновением выражал струнами домбры. Во имя благородной матери, которая вдохновляла его, решил назвать произведение «Қайран шешем» («О, милая мать»), создающее образ мужественной, стойкой женщины – матери, а также передающее раздумья пленника, тоскующего по воле в надежде на свободу. Таким образом, мы знаем, что известное произведение, занимаяющее особое место в истории казахского искусства кюев, было создано в тюрьме.

В целом, произведения, созданные великим Курмангазы, знакомят нас не только с биографией великого композитора, а также с историей людей той эпохи, общественными отношениями того времени. Курмангазы не стал дожидаться, как распорядятся его судьбой и ночью, перерезав решётку, сбежал из тюрьмы. Так, знаменитый кюй «Түрмеден қашқан» («Побег из тюрьмы») явился историей побега из тюрьмы. Мать заключенного Лавочкина приезжает в тюрьму навестить своего сына и приносит ему еду, а также сладкие прирожные, внутри одного из которых закладывает осколок стальной пилы. Два пленника всю ночь распиливают свои кандалы. Ощущение свободы вдохновляет Курмангазы на создание нового произведения. От начала до конца в кюе прослеживается ритм топота скакунов. Скорость данной композиций настолько стремительная, что ее сложно сопровождать даже знаменитым исполнителям-домбристам и специализированному составу оркестров.

Одной из самых изящных композиций великого композитора, сочиненных в порыве вдохновения, является кюй по названию «Лавочкинаға» («Лавочкиной»), посвященный матери тюремного друга, который он называл «Лаушкен». Курмангазы не выговаривал буквы русского языка «в», «ч», и поэтому произведение стало называться «Лаушкенаға». Курмангазы, сбежав из тюрьмы, благополучно вернулся к своим родителям. Решив в дальнейшем жить спокойно, честно, но опасаясь преследований, начал работать у бая Кульмана в дальнем ауле, скрывая имя своего отца, под именем сына Базарбая. По этой причине, появилась некоторая путаница с именем его отца.

Кюйши два с половиной года работал тихо и незаметно, заботясь о родителях. Кульман бай отдал ему коня за его труд, выросший в хорошего скакуна, неоднократно выигрывавший на конских забегах. Весть об этом дошла до Аубакира Акбая, отправившего к нему двух своих джигитов с приказом забрать коня, со словами: «У нищего Курмангазы откуда скакун, наверно украл у кого то, заберите у него коня, если приедет искать, то мы покажем этому разбойнику». Курмангазы дал отпор этим двум нукерам и свалил их с лошадей, со словами: «Передайте Аубакиру, увиденное и услышанное».

В порыве ярости от случившегося, кюйши создает новое произведение, исполняя в кругу друзей и родителей. По предположению академика А. Жубанова, история происхождения этого кюйя была следующей: «Мать кюйши Алқа приподнявшись в кругу родственников сказала: «Пусть этот кюй будет назван именем отца Аубакира Акбая, который не давал нам покоя в течении долгих лет. За долги перед твоим отцом, за твои унижения, пусть народ узнает истинное злонамеренное лицо Акбая через язык домбры». Публика единодушно одобрила название «Акбай». Так появилась композиция «Акбай», обогатившая казахскую казну кюев [6, с. 78].

В этот период создано знаменитое произведение Курмангазы «Аман бол, шешем, аман бол!» («До свидания, мама, до свидания!»). Курмангазы решил временно скрыться от преследований Аубакир Акбая, узнавшего предысторию кюя «Акбай». Перед своим отъездом, взяв в руки домбру, вдохновенно исполнил кюй. Несомненно, собравшиеся друзья, сразу догадались о содержании этого кюя, даже не спрашивая, ведь язык мелодии шептал: «Прощай, мама, прощай!» Курмангазы перед своим отъездом сочинил еще одно произведение «Ертең кетем» («Уезжаю завтра»). Самым печальным было прощание с матерью. В кюе «Аман бол шешем, аман бол», Курмангазы выражает не только уныние и отчаяние, но и протест против жизненных невзгод и социальной несправедливости. В этих произведениях оттачивается мастерство кюйши, язык кюя становится наполненным изяществом и спокойствием. По преданию, Курмангазы, погостив на побережьях ек Жайыка и Жем, с невестой Ауэс, сосватанной матерью у Есенкула Бериш Игилика, несколько дней живет в своем ауле, затем уезжает, поручив заботу о своей жене и родителях дальнему родственнику и другу Джалелю.

В начале 1850-х годов Курмангазы отправляется на левый берег реки Урал, навещает аул батыров Торемурата, Отена, Нарынбая, сближаясь с ними как с кровными братьями.  Курмангазы проявляет себя здесь не только как виртуозный кюйши-исполнитель, но и как силач-палуан, отличный стрелок, воин, искусно владеющий копьем. В то же время кюйши оставил незабываемые воспоминания об исторических событиях, свидетелями которых он стал, воспевая языком мелодии, увековечив их на века. Кюи, прославившие имя композитора, как «Қыз-Данайдың қырғыны» («Трагедия Кыз-Данай»), «Төремұрат-Нарынбай» («Тюремурат-Нарынбай»), «Бозқаңғыр» («Сивое бренчание»), «Ақсақ киік» («Хромая сайга»), «Балқаймақ» («Сливки») родились во время поездки. Кюйши вспоминал с тоской эти дни и со словами Бала Ураза напевал толгау:

Торемурат, Нарынбай.

Отен мои батыры.

Когда есть мои  батыры,

Я не уступал в чести,

И не сдавался в рабскую покорность [7, с. 96].

Курмангазы радует родителей, добравшись благополучно до дома. Он полон решимости остаться, заботясь о родителях. Но неудачи преследовали его, в 1857 году его вновь отправляют в Оренбургскую тюрьму. Физические страдания от разбитых дорог переплетаются с душевными муками, в результате рождаются на свет новые произведения, как «Арба соққан» («Тряска телеги»), «Не кричи, не шуми». Как известно из архивных материалов, во время заключения в стенах Оренбургской тюрьмы, Курмангазы сочиняет кюй «Перовский марш» и исполняет в кабинете генерал-губернатора Перовского. Правдивость того, что Перовский был настолько в восторге от таланта Курмангазы, что закрывает расследование и дарует свободу кюйши, подтверждается словами самого кюйши об истории возникновения кюя «Кісен ашқан» («Освобождение от оков»).

Кюйши после долгого пребывания в тюрьме, принял решение бежать и вспомнил о кусочке стальной пилы, переданной матерью Лавочкина, спрятанный у него под стелькой обуви. Распилив часть кандалов, возвращаясь после исправительных работ, притворяется, что хромает и отстает от толпы. С наступлением темноты, выждав время, спрятался под кустами. Избавляясь от кандалов,  сильно ранит ногу. Затем, несколько дней отлеживается в доме пастуха у реки Жайык. Взяв у хозяина дома домбру, исполняет несколько кюев, создает новый кюй. Об истории создания этого кюя говорил следующее: «Когда я пилил кандалы, рана открылась и болела, и я не смог ни ходить, ни лежать, тогда навернулись эти мотивы...хочу назвать его «Кісен ашқан»(«Освобождение от оков»).

Академик А. Жубанов рассказывая про кюй «Кісен ашқан» («Освобождение от оков») отмечает: «Этот кюй А. Затаевичу был передан Н. Букейхановым в 1935 году. Науша нам исполнил его по другому. Записанная нами версия одновременно обьемная и богатая, для исполнения оркестром предложена была именно эта версия, и до сих пор исполняется ими. «Кісен ашқан» («Освобождение от оков») от начала до конца идет как тройной четвертью, с глубоким философским смыслом» [8, с. 35].

Эта оценка академика является справедливой, определяющей и устанавливаеющей истину в отношении второй версии произведения, записанного А. Затаевичем, где незаслуженно приведены недостойные слова о личности великого композитора.

История создания кюя «Қызыл қайың» («Красная береза») связана с его побегом из тюрьмы,  когда опасаясь погони, он прячется под кустами единственной березы, растущей в степи. Перед исполнением этого произведения, кюйши, в глубоком волнении, говорит: «Моя страна, моя земля, моя трава, мое дерево – все они мое убежище.Это кюй о березе,котораяприютила меня среди своих ветвей, укрыла от погони. Этот кюй о родной степи, о славных джигитах моего народа, раскрывших мне свои объятия и спасших меня от черной смерти».

Кюйши, не торопясь добирается до родных краев, едет к своему другу Джалелю, чтобы расспросить о своих домашних. Его друг не знал, как сообщить про скорбную весть о его семье. Услышав, что отца Сагирбая не стало, а три дня назад жену Ауэс и ее грудного ребенка забрали в качестве заложников солдаты-конвоиры в Оренбург, кюйши с печалью в сердце, присел с опущенной головой. Курмангазы, повидавший на своем веку много горя, быстро пришел в себя и, собрав волю в кулак, покинул дом друга. Так появился кюй «Бұқтым-бұқтым» («Притаился-притаился»).

Желая спасти свою семью глубокой ночью приходит домой, где мать  встречает его в полной печали и горе. Курмангазы в состоянии полного изнеможения и бессилия берет в руки свою домбру и сочиняет кюй, посвятив кончине своего отца и своей любимой матери. Кюй под названием «Алка» дошел до наших дней. Для спасения своей семьи он с помощью друга Джалеля захватывает двух коней у бая, направляется на перевал, где остановились солдаты на ночлег. Выждав, когда уставшие от дороги солдаты уснули,  подал знаки жене Ауэс условным свистом. На этот раз кюйши, демонстрируя свой опыт, захватив оружие, скрывается с семьей в темноте. Добравшись до родных краев целыми и невредимыми, кюйши сочиняет кюй об этой поездке «Бұқтым-бұқтым» («Притаился-притаился»). История этого произведения, основана на смешной, ироничной ноте, нежели его ранние композиции, где все сложно и печально.

Знаменательным событием явилось в жизни Курмангазы знакомство с известным кюйши Даулеткереем, когда они вместе наслаждались пусть недолгой, но привольной жизнью. В начале 1860-х годов для управления родом кызылкурт и ногайцами назначается сын Шигай торе –Даулеткерей, приезд которого в эти края был благопритятным для Курмангазы. Несмотря на то, что между сторонником Исатай-Махамбета, бунтарем по характеру Курмангазы и их заклятым врагом, сыном Шигая торе, младшего брата Букей хана, Даулеткереем, существовало немало разногласий, тем не менее, благодаря силе искусства, они сблизились и стали друзьями. Через некоторое время, Даулеткерей сложив административную должность, присоединился к Курмангазы, стал исполнителем кюев. В одной из поездок, они приезжают в аул известной домбристки Айжан, которая встречает дорогих гостей с большой заботой и вниманием. Она исполняет знаменитый свой кюй «Айжан қыз» («Девушка Айжан»), а Курмангазы, взяв домбру,  исполняет новую мелодию. Один из слушателей, знаменитый кюйши Бапас, сказал:

– Куреке, мы раньше не слышали этот кюй, как он называется?

Этот кюй посвящаю девушке-соловьюАйжан, – сказал кюйши.

Бапас кюйши ответил: «Тогда пусть название этого кюй будет «Айда, бұлбұл Айжан-ай» («Айда, соловей девушка Айжан»).

Безусловно, что для Курмангазы, уставшего от скитаний, бесконечных преследований и заточений в тюрьмах, время, проведенное вместе с Даулеткереем, Бапасом и Айжан, было самым лучшим временем в его жизни.

В 1866 году он был заточен в уральской тюрьме, откуда с трудом освобождается через год. Но вскоре опять был заключен в Уркютскую тюрьму, где за ним устанавливается строгий контроль и наблюдение через окошко в двери. Все же, один из смотрителей тюрьмы передает ему старую домбру. Исполняя свои произведения перед заключенными, он высмеивает своих надзирателей, сочиняет кюй «Терезеден, есіктен» («Из окна, из дверей»). Надзирателю по имени Сергей нравится искусство Курмангазы, он часто стал проводит беседу с кюйши, подробно расспрашивает про его жизнь. Курмангазы, подружившись с ним, рассказывает о своем намерении бежать из тюрьмы и просит его помочь. Сергей помогает сбежать из тюрьмы, спрятав на два дня в доме друга, а также подсказывает, в каком направлении ему двигаться, чего опасаться в пути и снабжает старой одеждой. Пройдя пешком по указанному Сергеем маршруту почти по всей территории Казахской  степи, пересекает реку Иртыш, переходит через Сарыарку, бело-голубые горы Алатау, благополучно добирается до дома в целости и сохранности. 

Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает такие музыкальные произведения, как «Алатау» и «Сары-Арка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле, ставшие символами красоты казахских степей, казахской музыки, включенной в золотой фонд музыкального искусства, повествуют также о рождении этих кюев в долгом и мучительном путешествии.

Казалось, что у изможденного от тяжелой и многострадательной жизни Курмангазы начинается спокойная жизнь, но такая жизнь продлилась не долго. От астраханского генерал-губернатора поступает срочная повестка, что рождает еще одно произведение композитора «Побескі» («Повестка»). По приказу генерал-губернатора Курмангазы был заключен в Астраханскую тюрьму, где он знакомится с Саранжапом, знаменитым калмыцким батыром, с которым  они сбегают из тюрьмы. Около двух месяцев находятся под прикрытием в доме кюйши и образованного человека Ергали Есжанова вблизи Астрахани. Курмангазы был кумиром Ергали, и он желал, чтобы кюйши был его наставником, научил играть на домбре и исполнять свои произведения. Изучая новые произведения Курмангазы, он совершенствует свое мастерство. Перед отъездом на родину, Курмангазы сочиняет новый кюй под названием «Саранжап», посвящая композицию своему другу со словами: «Пусть этот кюй будет напоминанием тех дней, когда мы с тобой были вместе».

Учитывая, опасность возвращения на родину, так как всемогущий генерал-губернатор может вернуть его обратно в тюрьму, по совету своего друга Ергали Курмангазы едет просить покровительство у Макаша, знающего Курмангазы заочно. Курмангазы, почувствовав облегчение, обратился со своей просьбой, исполнив речитатив «Торға түскен боз торғай – шырылдайды күнінде» («Жаворонок, попавшись в ловушку – чирикает днем»). Распевая свою длинную речь, сказал:

Мой возраст старше шестидесяти,

Доживаю свою жизнь.

Не наслаждался жизнью,

Не мог парить как птичка,

Над озером родным.

Хотел отомстить врагам,

Вооружившись ружьем на пояснице.

Не было благородного джигита,

Чтобы быть опорой,

Разве это не удивительно в моей стране?

По ложному обвинению врага

Снова попал в заточение.

Заманили в западню.

Я пришел к вам

За вашим решением? [9, с. 121].

В длинной речи кюйши приводятся ценные сведения из его жизни. В частности, это позволяет исправить некоторые заблуждения по поводу его матери и семье. Например, надо учесть нижеприведенные данные:

Ты стал правителем, будучи простым человеком,

Твое правление известно простому народу.

Матери моей, кормившей грудью, восемьдесят три,

Куда ей пойти в жизни, чтобы прожить.

Моя родня ищет хлеб насущный,

Кочуют из места в место мои дети.

Невольно странствую по миру,

Прося твое покровительство [9, с. 121–122].

Сведения о том, что Курмангазы родился в 1806 году, а его мать, Алка, умерла через тридцать дней после рождения его ребенка [5, с. 56] искажают правду. Родоправитель Макаш слушал речь несчастного кюйши о его печальной и обездоленной судьбе. На следующий день он отправился к самому генералу-губернатору, чтобы убедить его: «Курмангазы больше никому не причинит вреда, и я сам буду его гарантом» – ему дали «белый паспорт», чтобы его больше не преследовали», – пишет академик А. Жубанов.

В начале восьмидесятых годов великий кюйши добрался до родных краев с радостной новостью, и, по совету родоправителя Макаша, переехал с семьей в урочище Жидели в Сахму, а затем провел там остаток своей мирной жизни. После избавления от преследований Курмангазы отправляется в Бекетай кум, говоря: «Возраст идет, надо поведать родной край». Это было около 1888 года. В последний раз встретивившись со своей любимой ученицей Диной, на протяжении нескольких дней они играют на домбре и прощаются. Остались два факта о жизни великого кюйши последних лет, связанные с этой поездкой. Согласно одному из них, после встречи с Диной, он находит старого друга известного Кашаган жырау, и вместе с ним в течение нескольких дней разъезжает по аулам и останавливается в доме муллы. Его произведение «Боқтағаның қай ағаш» («Какое дерево ты мастерил») – это уникальная легенда, сказание о Кашаган жырау, появившиеся в результате этой поездки, явилось большой находкой в мире искусства. Одним из первых его слушателей стал Курмангазы, благодаря которому стало шедевром, известным на весь мир.

Композиция «Көбік шашқан» («Бушующий вал») – величайшее произведение Курмангазы, дошедшее до нас по итогам от этой поездки. Кюй был записан для оркестра в исполнении Букейханова. История возникновения композиции о Кашаган жырау связана с гибелью рыбаков в Каспийском море, по форме явиляется эпическими стихами. Поэма «Көбік шашқан» («Бушующий вал») нельзя воспринимать просто как кюй, это действительно великая поэма, которая во власти двухструнной домбры, воспринимается нами, вызывая возвышенно-героические настроение. Известно, что после переезда с семьей в местность Сахма, последние годы жизни великого кюйши прошли спокойно и мирно, что отражено в его произведениях, как «Демалыс» («Отдых») и «Итог», раскрывающие значимость его творчества, образ жизни и настроение кюйши. Данные  произведения являются окончательным итогом долгой и непростой жизни великого композитора. Осенью 1889 года после недолгой болезни он скончался в местности «Шайтан бата» («Дьявольское благословение») Астраханской области и был похоронен в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. 

Заслуги

Курмангазы Сагырбайулы – народный музыкант, композитор, поднявший казахскую инструментальную музыку на мировой уровень, обогатил традицию исполнения на домбре новыми жанрами, образами и исполнительскими приемами. Для него характерны развернутые масштабные формы кюя, в которых охватывается полный диапазон звучания домбры, а также – стремительный темп, динамика и активность развития. Кюи Курмангазы передают думы, настроения и мечты народа, в звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. Несмотря на то, что он не имел специального музыкального образования, сумел создать свой своеобразный, оригинальный  исполнительский стиль, виртуозно передающий на музыкальном языке несломленный дух и неиссякаемую творческую силу народа.

Вершиной его творчества стал знаменитый кюй «Сары-Ака», рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Присущие только ему приёмы игры на домбре, во многом предвосхитившие музыкальную технику того времени, бережно переняли и развивали его ученики и последователи. Яркими представителями домбровой школы Курмангазы стали М. Утемисов, Д. Нурпеисова, Е. Есжанов и другие.

Великий композитор оставил после себя богатое творческое наследие, создал школу учеников-наследников его творчества, благодаря которым наследие великого кюйши стало духовным и культурным достоянием казахского народа. Курмангазы – это легендарная  личность, ставший мега-личностью, человеком-горой. Курмангазы знали, как не сломленного, сильного духом человека, если говорить его собственными словами «… Курмангазы никогда не сдастся и не примириться с судьбой». 

Известный кюйши Дина Нурпеисова про своего любимого учителя говорила: «Я видела своими глазами храброго сына своего народа и великого композитора Курмангазы. В последние двенадцать лет жизни он был моим хорошим учителем. Курмангазы был человеком смелым, плечистым, крупного телосложения с ярко-коричневыми глазами. Длинные волосы, которые доходили до объятия человека, темно-черные усы его показывали величественным храбрецом. На его шее сзади был отличительный знак, похожий на крылатую гриву. Люди, видя это, называли его «гривастый Курмангазы». Это прозвище было широко распространено в Западном Казахстане [10, с. 62–63].

Про его исполнительское мастерство, композиторское искусство есть мемуарные записи уральского писателя и поэта Н.Ф. Савичева (1821–1885), друга Тараса Шевченко, где говориться: «Господин Б. меня представил первому артисту, исполнителю на домбре Курмангазы Сагырбаеву, который прославился на всю Букейскую Орду, и он поднял мне настроение. Он оказался человеком среднего роста с сияющим лицом, скромно одетый, вежливый, немного похож на татарина. Он без долгих упрашиваний, взял свою домбру, висящую на стене. Это был инструмент с длинной шеей, двухструнный, как изящно украшенная балалайка. Надо сказать, что сам хозяин дома тоже музыкант, скрипач и гитарист, очень хорошо играет на балалайке и домбре. Курмангазы быстро настроил домбру, чуть опустил голову и сразу начал играть, и звук стал разливаться. Сначала я был удивлен, а потом был поражен его исполнением на домбре. Я не ожидал, что такой бедный инструмент из двух струн может создавать что-то похожее на музыку, но это была сила человеческой музыкальной способности, поэтому как из домбры звучала чистейшая музыка. Хотя, судя по мелодии она характеризовала киргизское происхождение, но ее можно сравнить с образцовыми музыкальными композициями, поскольку дарисполнения Сагырбаевародом из того же источника одаренности и вдохновения. Я хотел бы сказать, что его исполнение на домбрекак серебристый звон жаворонка или он заливается как соловей, но,несмотря на простоту инструмента, который замедляет стремительность художественного воображения, и это сопоставление слишком простое. Он играет на домбре с рвением и энтузиазмом, а затем его правая рука создает множество сценических представлений, и его лицо ярко светит, но движение его рукне так ритмично, как изящество его исполнения; что касается его лица, то оно нахмуренное, но это не то, что можно придумать заранее, чтобы вызвать интерес, а его чувства естественны, как истина по своей природе, и это очень идет азиатскому артисту. Он исполнил несколько своих композиций сочиненные им самим, и они сразу дают понять, что онталантливейший композитор; дополнительно он исполнил обработанную для домбры композицию старинную танцевальную музыку, которая передавалась из поколения в поколение киргизов. Я ожидал, что буду слушать что-то вроде трепака, но это было замечательное адажио.

Когда я говорил про это хозяину дома (он оказался еще и переводчиком), он объяснил: кыргызский танец … состоит из дрожания и растяжения тела, и что танцующие пытаются выразить через танец чувство любви, тоску, опасность, месть и другие сильные эмоции. В мелодиях киргизских танцев присутствует все это вышеописанное, музыкант повторяет один мотив, пока танцор не переходит к другому состоянию. Сагырбаев делает то же самое с мотивом, что позволяет легко переходить от одного лада к другому.Последовательность его музыкальных идей чрезвычайно привлекательна и сложна, ее пиано и ad ibitum всегда реальны, и в ней иногда бывают анданте, аллегро и даже хорошие финалы, но думаю, что формы и условия европейской музыки ему незнакомы.

Подводя итоги, можно сказать, что Сагырбаев редкий талант, и если бы он получил европейское образование, то был бы яркой звездой музыкального мира …» [11, с. 37–38].

Высказывая слова благодарности такой оценке русского критика, обратимся к словам писателя А. Кекильбаева, который размышлял над другим аспектом этого утверждения, он сказал: «В целом, Курмангазы – большой талант, но если он не жил бы своей жизнью в той среде, где жил, даже если получил бы европейское образование, как сказал тот Савичев, то вряд ли был бы Курмангазы феноменом, эпохальной личностью, каким мы знаем его сейчас?» [12, с. 226], наш ответ, к такому вопросу «конечно, не мог бы».

Имя Курмангазы как настоящего мастера музыкального искусства, автора удивительных кюев был известен в бескрайней Казахской степи уже в те времена. Было много талантливых кюйши-композиторов, которые собирались вокруг таланта и оттачивали свое мастерство, исполняя его произведения, становились его учениками. Немало талантов, которые донесли до академика А. Жубанова и наших времен факты из жизни великого кюйши и его несравненные произведения. Можно перечислить таких известных кюйши-композиторов, которые видели и общались с великим кюйши как Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов, Мендигали Сулейменов и Мамен. У Курмангазы был много и других учеников, кроме них. Ученики таких композиторов как Кокбала, Сугирали, Менетай, сын Алабаса Кали, Тогатбай, Менкара, Шора, те, которые сами были учениками Курмангазы, распространяли произведения кюйши, исполняя его кюи. Труд таких его учеников, которые донесли великое наследие великого композитора следующему поколению, неоценим.

Высокая оценка Б.З. Турмагамбетовой, кандидата искусствоведения, показывает на источник необычной строптивости и амбициозности в произведениях Курмангазы: «Мы видим, что высокий дух и мощная сила Курмангазы сочетается с величественными мечтами мастерства и сказительства» [13, с. 259].

Главным достижением Курмангазы был тот факт, что он довел эпическую традицию в искусстве кюя до легитимной кульминационной точки.  Богатое наследие великого кюйши – это возможность, предоставленная в создании новой традиции и новую форму в казахском кюе путем совершенствования традиционных казахских кюев.

Кюйши А. Токтаган в своих исследованиях заявляет об этом: Каждый из кюев «Ақбай» («Акбай»), «Кішкентай» («Малый»), «Көбік шашқан» («Бушующий вал»), «Кісен ашқан» («Освобождение от оков»), «Түрмеден қашқан» («Побег из тюрьмы»), «Төремұрат» (Тюремурат»), «Сарыарқа» («Золотая степь»), «Серпер», «Саранжап», «Бозшолақ» («Сивый конь»), «Машина» занимает особое место в казахской музыкальной культуре своими невиданными особыми формами». [14, с. 276].

Память

Курмангазы Сагырбайулы – это выдающийся домбрист, композитор, которым по праву гордится казахский народ. Его творческое наследие насчитывает около 60 кюев. Именем Курмангазы названы Казахский оркестр народных инструментов, Казахская государственная  национальная консерватория, дворец культуры в г.Атырау, музыкальный колледж в Уральске, а также улицы и проспекты во многих городах страны, названия районов и сел республики. В своей монографии «Курмангазы» академик А. Жубанов обосновал научную и теоретическую систему о великом кюйши. На государственном уровне отмечались 100–150–200-летние юбилейные даты великого композитора. 

В Астраханской области РФ совместно с акиматами Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областей РК построен мавзолей и создан Межгосударственный культурный центр имени композитора, ставшие местом паломничества почитателей таланта Курмангазы.

Сооружены памятники Курмангазы в городах Нур-Султане, Алматы и др. Проводятся  республиканские конкурсы им. Курмангазы. Кюи великого композитора используются во многих оперных и симфонических композициях, а также спектаклях.

По данным, представленным многовековыми исследованиями и творческими поисками академика А. Жубанова и его учеников, около двадцати кюев были оформлены для исполнения оркестром. Но, мнения искусствоведов про количество его произведений, дошедших до наших дней, не однозначны. В книге академика А. Жубанова «Курмангазы Сагырбаев», изданной в 1978 году в издательстве «Жалын», насчитывается 51 кюев [15, с. 363–364]. Академик А. Жубанов в монографии «Курмангазы» впервые систематизировал, научно проанализировал жизнь и творчество поэта.

Профессор К.С. Сахарбаева пишет то про 81 кюй, то про 100 кюев [15, с. 165–167]. Говорят, что кюев, посвященных одной только тематике Мангистау насчитывается около десяти. Великого кюйши, который оставил после себя такое богатое наследие, казахский народ очень уважает и почитает. В конце XIX века в романе под названием «Сары-Арка» («Золотая степь») русского писателя Геннадия Павловича Васильева было написано: «Главная фигура романа Курмангазы Сагырбаев. Его светлый образ писатель рисует в теплых, пастельных тонах» [16, с. 540].

В 1870 году современник Курмангазы, Есим Айчуаков, посвятил своему учителю кюй «Жалдыкара». ХХ век был веком, когда основоположника кюя признал весь мир. Последующие исследователи, следуя научным выводам академика, издали множество трудов. Поэт Хамит Ергалиев написал поэму под названием «Курмангазы» [17, поэма из двух разделов], и создал литературный образ великого человека. Его богатое наследие широко популяризируется в оркестрах, казахском сценическом искусстве, кино. Казахский оркестр народных инструментов и Казахский государственный академический оркестр народных инструментов, Казахская национальная консерватория работают в Алматы с 1934 года. Более 20 кюев композитора исполняется оркестром в этих храмах искусства. В Атырау дворец культуры, в Уральске музыкальный колледж носят имя Курмангазы. Во многих городах и населенных пунктах страны названы в честь Курмангазы улицы и проспекты. Республиканские конкурсы «Курмангазы» проводятся каждые три года.

Кюй «Сары-Арка» признан классическим произведением на Международной музыкальной трибуне в 1973 году и рекомендован для исполнения в системе коммуникации ЮНЕСКО. Благодаря произведениям Курмангазы весь мир узнал, познакомился с музыкальной культурой казахов. Произведения Курмангазы Сагырбайулы, которые вывели классический жанр кюев на мировой уровень, были посвящены неисчерпаемому духовному богатству независимого казахского государства [16, c. 296].

«Наш народ всегда хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение», – говорил Елбасы Н. Назарбаев, выступая  4 июля 2012 года на церемонии открытия в Астане (ныне Нур-Султане) памятника великому народному композитору Курмангазы Сагырбайулы, – Его кюй «Сары-Арка», то есть – «Золотая степь», где мы сейчас построили столицу, – известен всем, сегодняшнему миру. Он воспел историю и культуру казахов 19-го века» [17]. 

Список литературы и источников:

1. Қазахстан: Национальная энциклопедия. Т. 3 / Гл.ред. Б. Аяган. – Алматы: Главная  редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. – 560 с.

2. Жұбанов А. Құрманғазы Сағырбаев (Өмірі мен творчествосы) / Жауапты шығарушы Б. Ғизатов. – Алматы: Жалын.– 1978. 364 б. – 62–73 бб.

3. Токтарова Ж. Летопись сердца Курмангазы // Казахстанская правда. – 2019. – 20 ноября.

4. Затаевич А.В. 500 Казахских песен и кюев. – Алма-Ата: Наркомпрос Каз ССР, 1931. – 357 с. – 300 с.

5. Жұбанов А.Қ. Күзембай С.Ә. Сахарбаева К.С.  Құрманғазы – Алматы: Әдебиет әлемі, 2014. – 306 б. – 78 б.

6. Қазахстан: Национальная энциклопедия. Т. 3 / Гл.ред. Б. Аяган. – Алматы: Главная  редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. – 560 с.

7. Жұбанов А. Құрманғазы. – Алматы: Жалын, 1978. – 364 б. – 96 б, 356 б. 121–122 бб. – 56 б.

8 Қазақстанның музыка мәдениеті Қазақ мемлекет баспасы. Мақалалар мен материалдар жинағы / Құрастырғандар: П.В. Арабин, Б.Г. Ерзакович. – Алматы, 1957. – 179 б. – 63 б.

9 Құрманғазы // Ұлы дала тұлғалары «Ғылыми қазына». – Алматы:. «Әдебиет әлемі» баспасы, 2014. – 306 б. – 37–38 бб. – 226 б.

10 Тұрмағамбетова Б. Қазақтың кәсіби композиторлар туындыларындағы Құрманғазы күйлері мен оның бейнесі. Жұбанов А.Қ. Күзембай С.А. / Құрастырған Ұлы дала тұлғалары жинағынан алынды. –  Алматы: «Әдебиет әлемі» баспасы, 2014. – 306 б. – 259–260 бб.

11 Аталған ұжымдық жинақ бойынша. – 276 б.

12 Жұбанов А. Құрманғазы Сағырбаев (Өмірі мен творчествосы) / Баспаға дайындаған Б. Ғизатов. – Алматы, Жалын, 1978. – 364 б. – 363–64 бб.

13 Профессор К.С. Сахарбаева. аталған кітап. – 165–167 бб.

14 Искаков. Курмангазы в ХХІ веке в литературе и кино: незримая связь поколений // «Астраханские казахи: На рубеже веков. – Астрахань: Элита: ЗАОР «НПП» Джантор, 2011. – 540 с.

  1. Ерғалиев Х. Құрманғазы. Екі бөлімді  поэма. – Алматы: Жазушы баспасы, 1962.
  2. Күзембай С.Ә. Қазақтың күйлері сарқылмас бұлақ. Құрманғазы. Ұлы дала тұлғалары. – Алматы: Ғылыми қазына, 2014. – 306 б. – 296 б.    
  3. URL: https://www.zakon.kz/4500679-nazarbaev-prinjal-uchastie-v-otkrytii.html/

Автор: Даулетхан А., к.и.н.