Узбек (Озбек) хан (1312/13–1341/42) – правитель государства Золотой Орды. При Узбек хане ислам был объявлен официальной религией Золотой Орды.
Биография
Узбек (мусульманское имя султан-Гийас ад-Дин Мухаммед) – один из знаменитых правителей Золотой орды. Узбек хан является младшим братом Тохты хана и внуком Менгу-Тимура. В начале первого десятилетия ХІV века во времена властвования Узбек хана и его сына Жанибек хана государство Золотая Орда достигло наибольшего расцвета в своем развитии. В средневековых источниках он характеризуется как «красивый, с мягким характером храбрый джигит и замечательный мусульманин» [1, с. 174].
Воцарение Узбек хана тесно связано с событиями, произошедшими в истории Золотой Орды. Например, автор «Чингиз Наме» Утемиш Хаджи в связи с этими событиями сообщает о следующем интересном случае. Тохты хан (1290–1313) в целях передачи власти любимому сыну Елбасару уничтожает других сыновей, а также всех других потомков по линии Бату хана. Но, судьба складывается таким образом, что Елбасар уходит из жизни раньше отца. Трон Золотой Орды после Токты хана должен перейти к другим потомкам Джучи, осознав эту ситуацию правитель погружается в глубокую печаль. В это время царевна Византии, вдова Тогрул хана, нашедшего смерть от рук Тохты хана и ставшая по традициям амангерства женой правителя – Келин-Байалин рассказывает неизвестный доселе никому секрет. Оказывается, ее сын, рожденный от Тогрыла хана, Узбек, спрятанный в горах Черкеса из-за страха после убийств, совершенных Тохты ханом жив и здоров. Обрадованный этой вестью хан дарит Келин -Байалин 2 тумена войск и для возвращения ребёнка отправляет 4000 человек во главе с киятом Исатаем к анджутом Алатаем в горы Черкес. Но пока войска везли Узбека в ставку правителя, Тохты хан уходит из жизни. Воспользовавшись ситуацией аталык Тохты хана Баджир Токбуга уйгур, захватывает власть в Сарае. Узнав об этом, Узбек и его спутники отправляют в Сарай человека с сообщением о признании власти. В свою очередь уйгур Баджир Токбуга сообщает, что он был вынужден пойти на такой шаг, с той целью, чтобы никто не завладел троном до возвращения Узбека. «Когда жив сын моего правителя разве я могу быть властелином? Пусть приходит мой правитель и народ, и ханство принадлежит ему». А на самом деле он строит план убийства Узбека. Один из эмиров по имени Сангусун сообщает кияту Исатаю истинные цели Баджир Токбуги. По этой причине Узбек и его спутники совершают набег на Орду и обезглавливают предателя.
Благодарный Узбек дарит Алатаю страну народа мингов, а кияту Исатаю передает других потомков Джучи вместе с нукерми и людьми. Это было местью потомкам Джучи, которые признали власть «простолюдина» уйгура Баджир Токбуги. Далее, Утемиш хаджи пишет, что Исатай из подвластных ему потомков Джучи освобождает только потомков Шайбани и о том, что он дарит им страну карлуков и буйруков [2, c. 102–105]. Конечно в этом повествовании больше сведений, которые передавали из уст в уста, но в любом случае они ценны, т.к. из них можно узнать, что будучи «бесправным» для престолонаследия Узбек использует решения эмиров родов и племен и в действительности смог завладеть троном Бату хана.
В результате чего роль представителей родов и племён, поддерживающих Узбек хана в Золотой Орде усиливается. В целом, начало XIV века запомнилось усилением влияния мусульман во властных структурах Золотой Орды.
Как отмечалось выше, к приходу Узбек хана во власть, его противника – сына Тохты хана, поддерживали степные аристократы, проповедующие шаманизм. Другая часть аристократов, проповедующая ислам, а также городские торговцы поддержали Узбек хана. Почувствовав, что претендентом на трон Тохты хана может стать Елбасар мусульмане стали создавать собственное объединение. Это объединение возглавил известный эмир Кутлуг-Тимур [3, c. 587–589]. Кутлуг-Тимур и его братья, а также ряд лидеров мусульманской вероучения поддержали кандидатуру Узбека. В истории Золотой Орды восшествие Узбек хана на престол и определение государственной религией ислама объясняется тремя версиями. Первая история Шейх Уайса написана о том, что в Дешт-и-Кыпчаке в этом году скончался Тохта хан. У него был сын Елбасар, а главным эмиром Кадак. После Тохты он хотел возвести на трон Елбасара. В свою очередь сын Тулыша Узбек прибывает в Хорезм, чтобы посоветоваться с Кутлык Темиром. Узбек прибывает в Орду для выражения соболезнования по случаю кончины правителя. Во время выражения соболезнования Узбек убивает Елбасмыла ударом ножа. Кутлык Тимур же убивает ножом Кадака. Таким образом, ханская власть переходит к Узбеку [4, с. 198]. Автор второй версии, перемену власти в Сарае объясняет, как религиозный переворот. После смерти Тохты хана за власть в Сарае вспыхивает война между мусульманами и неверными. Против незаконной власти Узбека выступает ряд монгольских аристократов. Среди них были сыновья Манжука Таз и Тунгур. Впоследствии после прихода к власти Узбек убивает их, а также нескольких ордынских правителей. По сочинению Хафиза Абру, противниками Узбека были 120 чингизидов [4, c. 278–279].
Третий вариант основан на исторических хрониках Ибн Дукмака. В этой хронике отмечается, что после смерти Тохты хана и отсутствие у него наследников, Кутлуг Тимур после переговоров со старшей женой Тогрула привёл к власти Узбека» [1, с. 323]. Таким образом, историки по-разному показывают процесс прихода к власти Узбек хана. О смерти Узбек хана также имеются разного рода точки зрения. Узбек хан ещё при жизни объявляет одного из троих сыновей – Тинибека наследником престола. Он с 1333 г. как наследник ханского престола участвует в государственных делах, руководит ханским войском. Смерть Узбек хана в новом Сарае наступила внезапно и была неожиданной для его наследника Танибека, отправленного в военный поход в Среднюю Азию по завоеванию земель потомков Чагатая.
Услышав о ханской смерти, Тинибек поспешил в столицу, чтобы взять ханство в свои руки, но пока он находился в пути, его мать в согласии с эмирами – противниками Тинибека, отдаёт ханский трон второму сыну Жанибеку. Под видом встречи хана они направляют своих людей против Тинибека, эмиры, прибывшие к нему, стали сначала целовать ему руки, а затем вероломно убивали его. Позже вернувшсь к Жанибеку, сообщили о случившемся. После сопротивления младшего брата Кыдырбека Жанибек убивает и его, став единоличным правителем государства.
Заслуги
В первые же годы правления Золотой Ордой Узбек хан объявляет ислам государственной религией. По сообщениям историка Абылгазы он принимает исламскую веру с благословления Сеид-Аты. Сеид-Ата продолжатель славных традиций выдающегося представителя суфизма в исламе Ахмета Яссауи, его учителя Арыстан бабы и его славного потомка Зенги-Аты [4].
Согласно народным преданиям решающую роль в обращении хана в исламскую веру сыграл суфийский святой Баба Туклас (позже по казахской эпической традиции его прозвали ангелом-спасителем батыров – Баба Тукти Шашти Азиз). Анонимный продолжатель исторического труда «Сборник летописей» описывает следующим образом отношения между Узбек ханом и противниками ислама: «Мы подчинимся тебе, но какое твоё дело в нашей вере? Как мы откажемся от ясака и законов (туры) Чингизхана и примем религию арабов?». «Он (Узбек), – пишет далее автор, – не отступился от своих слов. В результате ихненависть к Узбеку возросла и они старались его уничтожить. С этой целью они организовали собрание и хотели там же его предать смерти. Когда Узбек прибыл на той, Кутлуг Тимур подал своим Эмирам тайные знаки, Узбек вскочил на своего коня и ускакал, собрал своих воинов и разгромил их. Убил сына Тохты вместе с 120 царевичами-чингизидами, а эмира предупредившего его о заговоре наградил» [4, с. 278–279]. Согласно источникам Узбек хан объявив ислам государственной религией, жестоко наказывал её противников. Например, отправив посольство египетскому султану (период с 19 марта по 16 апреля 1314 г.), он поздравил султана с его неустанной деятельностью по распространению ислама от Китая до границ западных стран и сообщает, что у него в государстве осталась малая кучка людей, которые ещё не приняли ислам. Далее хан пишет, что как только он пришёл к власти, то поставил перед ними жесткое условие о добровольном принятии исламской веры или будет воевать с ними, когда противники ислама выбрали последнее, то он подверг их жестокому наказанию» [1, с. 163]. Узбек Хан жестоко подавлял противников централизации власти, тем самым укрепляя собственные полномочия.
Русский историк Н. Веселовский пишет об Узбек хане следующее: «Он был замечательным ханом, он установил порядок в Орде. В период его правления государство в своем развитии и усилении достигло высших пределов». Отдельные акции хана по отношению к представителям других религий нельзя принимать как общее правило, т.е. как приоритетное политическое направление. Как отмечает Р. Груссе «магометанские цели Узбек хана не помешали ему придерживаться либеральной позиции в отношении христианства». В своем письме от 13 июля 1338 года Узбек хану XXII Папа Иоанн благодарит его за толерантность и терпимость по отношению к католическим миссиям. В целом, Золотая Орда при Узбеке и Жанибеке установила эффективные взаимоотношения между Востоком и Западом и завоевала большой авторитет на международной арене.
Об окончательной исламизации Великой степи пишет Шакарим Кудайбердыулы: «Узбек хан стал мусульманином и повернул весь свой народ к исламу. С тех пор народ верен этой вере». Активную конфессиональную политику хана ярко подтверждает и казахский фольклор, доказывая, что это было период ренессанса.
Времена ханской власти Узбека нашли свое отражение в многочисленных пословицах и поговорках, песнях и сказаниях (например, распространённая среди казахов и ногайцев пословица «Наша вера от Узбека» или «Веру завещал нам Узбек». В результате религиозных реформ XIV века в кипчакских степях ислам превратился в народную религию». Присущий кочевникам религиозный плюрализм, а также сохранение элементов шаманизма не помешали в конце XIV в. – начале XV в. созданию ханафи – суннитского направлению тюрков-мусульман Центральной Азии. Таким образом, в течение 30-летнего правления Узбек хан (1312–1342) смог подавить различного рода восстания и удерживать власть в своих твёрдых руках. Потомки царевича улуса Джучи признали его власть и исполняли все требования. В 1333 году ибн Батута, побывавший в Крыму, среднем и нижнем течении Волги, а также в Хорезме, называет Узбека единственным правителем улуса Джучи.
На китайской карте о монгольских владениях к 1331 году были обозначены границы монгольских государств, в том числе контуры Золотой Орды в правление Узбек хана. На этой карте Золотая Орда показана как единое государство и владения Узбек хана, которые простираются от берегов Иртыша до Сырдарьи. Во времена Узбека монголы восстановили традиционную внешнюю политику, ослабленную после кончины Берке хана. В пору феодальных распрей ханы не обращали особого внимания на русские земли. Ханские послабления (поручения в сборе налогов русским князьям, льготы для русских религиозных деятелей и т.д.) несколько улучшили состояние русских земель. Поддерживая распри между русскими князями, Узбек хан удерживал их в своей власти. В 1318 году М.Я. Тверской, а в 1326 году Д.И. Тверской и А. Новосильский, 1327 году И.Я. Рязанский, а в 1330 году Ф. Стародубский, в 1339 году А. Тверской, а также его сын Федор были казнены. Теперь карательные отряды зачастили на русские земли [5, с. 333]. Запуганные русские князья сами стали привозить хану сборы и налоги. Монгольская власть на землях Руси переходила на новые условия – военное давление было заменено экономическим давлением. После сбалансирования сил на северо-востоке правительство Узбека предприняло некоторые мер против Литвы, которая становилась дестабилизирующим фактором на северо-западных границах. Монголы не могли воспрепятствовать становлению этого государства, но имели возможность своими систематическими военными походами ослаблять Литовское государство. Военные походы в 20-х годах XIV века остановили продвижение литовцев на Запад. Такую же политику монголы использовали по отношению к Польше. В 20 годах XIV века предпринятые военные походы в Польшу вызвали на западе большие тревоги. Поэтому встревоженный монгольскими походами, Папа Римский в 1329 году специальным посланием призвал всех правителей Европы к крестовому походу против татар, пообещав всем участникам отпущения грехов. Но осуществить крестовый поход не удалось. В отместку за призывы Папы монголы в 1337-м году напали и разорили земли Люблины. В следующим году несметные полчища татар Узбек хана вошли на земле Польши и Венгрии, подвергнув их безжалостному грабежу [5, с. 334]. Если к этому событию добавить войны Узбек хана с Хулагуидами на Кавказе, а также завоевательные походы в Среднюю Азию на территорию улуса Чагатая, то можно представить огромную боевую мощь и наступательную силу внешней политики Узбек хана.
Победоносные войны Узбека с соседними государствами, а также удачная внутренняя государственная политика вернули Золотой Орде былую силу и превратили её в одно из самых процветающих государств Европы и Азии. В источниках времён усиления Золотой Орды отсутствуют сведения о созыве курултая, вместо него проводились ханские советы с приглашенными на них родственников Узбек хана и предводителей войск. Примером этого может служить ханский совет по случаю женитьбы египетского султана на старшей сестре Узбек хана. На этом совете участвовали родственники хана, причастные к заключению брачного договора, а также 70 эмиров и начальников туменов.
Это собрание проходило как семейный совет, но когда вопрос касается государственного управления, то хан собрал «диуан», состоящий из эмиров улуса. При прежних ханах «диуан» не упоминается, значит при Узбек хане централизация государства усиливается. Арабский историк аль-Омари скончался в 1343 году, оставил после себя полное описание ханских советов при Узбек и Жанибек ханах. аль-Омари пишет: «Правители этого султана – эмиры четырех улусов и самый высокопоставленный среди них беклярбек, т.е. старший эмир. Различного рода важные вопросы решают именно эти четыре султана, если отсутствует один из них всё-равно его имя вписывается в принятый указ(ярлык)» [1, с. 439–440].
Дела решаются через везирей. они претворяют решения в жизнь, отдают приказы наместникам, и вписывают их имена в приказы. Везирь-настоящий султан, единолично возглавляет отдел финансов, распределяет и даже как беклярбек управляет военными делами. Среди четырех эмиров наиболее четко определены функции беклярбека и везиря. Беклярбек (эмир эмиров) управляет военными делами, т.е управляет туменами, тысячниками, сотнями и десятками, везирь – занимается государственными и гражданскими делами. Учитывая, что Золотая Орда прежде всего военно – феодальное государство, то приоритет и преимущества принадлежит беклярбеку. Поэтому среди четырех султанов самым старшим является беклярбек» [1, c. 249, 348, 411].
В период правления Узбек хана в связи с централизацией государственного управления было осуществлено регулирование местных органов управления. Если в период формирования Золотой Орды власть распределялась среди родственников Бату хана и каждый из них единолично управлял своим улусом, то теперь, когда произошла централизация государства, то прежние территории стали управляться эмирами – правителями. Правители территорий имели широкие полномочия. Поэтому, египетские султаны свои грамоты отправляли как центральным властям, так и правителям территорий. На должность правителя территории назначались авторитетные феодальные аристократы по принципу наследования. При Узбек хане Золотая Орда превратились в одно из самых крупных средневековых государств. Отделение потомков Джучи от монгольской империи и их военные действия за независимость увенчались успехом. Отдельные улусы родственников Батый хана ослабли и подчинились Узбеку, что еще более усилило ханскую власть. Централизация власти совершенствовалось как в центре, так и на местах: создавались аппараты бюрократического управления. Управление страной было в руках диуана – совета. Местные органы были тесно связаны с центральной администрацией, и центральная власть состояла из четырех эмиров, которые стали ханским диуан-советом.
Вообще-то административная система государства Золотая Орда относится к ряду вопросов, ждущих своего дальнейшего изучения и исследования. Несмотря на это, опираясь на имеющиеся данные можно заключить, что в Золотой Орде высшая власть –власть хана, а затем беклярбека, дальше Улуг Карачибека и везиря. Улуг Карачибек возглавлял государственный совет – диуан, который состоял из верховного суда, совета иностранных дел, армии. В государственный совет входили главы туменов, а им в свою очередь подчинялись правители территорий и городов [6, c. 122]. Средневековые авторы, аль-Кашканди и аль-Мухабби сообщают, что «в улусе Джучи самым главным аппаратом управления был совет четырех главных эмиров». Как уже указывалось среди них самым старшим был беклярбек, который командовал всей армией государства [1, с. 347]. Ему подчинились эмиры главы тысячников и сотников [1, с. 348].
Египетский султан в своих письмах характеризует беклербека Жаныбека Кутлуг бека в следующих восторженных выражениях: «властитель на землях Узбек хана, Эмир высшего ранга, великий, ученый, справедливый, укрепляющий, стыкующий,регулирующий…вдохновитель ислама и мусульман, правитель эмиров двух миров, сторонник борцов за религию и бойцов, командующий войском, связующее звено царей и султанов, клинок эмира мусульман» [1, с. 230]. Такая характеристика показывает нам то, насколько высок был авторитет беклярбека, считавшегося вторым человеком после хана в государстве Золотая Орда.
Утемис Хаджи называет имя Кутлук Бека как наследника трона Золотой Орды, которого призвала на трон в период «смутного времени» жена Узбек хана Тайдулла бегим. Он был выходец из племени Найман Хызыр Хана [2, с. 112]. По сообщению авторов источника Кутлуг Бек советовал покрасившей по случаю волосы в черный цвет Тайдулле бегим не выходить замуж за наймана Хазыр хана [2, с. 122] Кутлуг Бука, имя которого часто упоминается в источнике, относящемся историй Золотой Орды. Г.А. Федоров опираясь на эти источники, называет имена эмиров Маглу-бей, Ягалтай, Ядхозин, Кутлуг Бука, которые участвовали в 1347 году от имени Жаныбека хана в переговорах с венецианцами. В 1358 году к именам вышеназванных трех эмиров: Маглу-бей, Кутлуг Бека, Ягалтай добавляют имена других трех эмиров [7, c. 146]. Средневековый арабский историк аль-Мухибби в своем труде пишет о том, что к имени Кутлуг Бука было добавлено Инак и по сложившейся традиции, он стал одним из четырех эмиров на территориях Узбек хана. Автор уточняет, что Кутлуг Бука Инак был наместником Жанибека хана [1, c. 348].
Анализ этих данных приводит к мысли, что Кутлуг Бука, которого в 1351 году аль-Мухибби называет «Инак» и Кутлуг Бука, участвовавший в переговорах с венецианцами, являются одним лицом. Российские учёные, проводившие исследование документов, найденных в, пришли к выводу, что Кутлуг Бука в 1351–1357 г.г. был у Жанибек хана на должности Карачи бека [8, c. 113]. Далее сообщается, что Кутлуг Бека в течении короткого времени (с сентября 1358 г. по 1359 г.) был правителем Крымского тумена [8, c. 109]. Далее исследователь, опираясь на многочисленные источники, сообщает, что Могул Бека (Могол бей), который служил у Жанибека хана и Бердибек хана в должности улугбека, также в 1345 году он являлся командующим войсками Золотой Орды, осаждавших город Кафку, является никем иным как старшим братом Кутлуг Бека [8, c. 208]. Согласно источникам, Могул Бека погиб 1360 году от рук Хызыр хана [9, c. 79].
В истории Золотой Орды Улуг Карачи беки как вторые лица после хана принимали непосредственное участие в решении всех важных вопросов. Даже многие ханские решения исходили из политических установок Улуг Карачи беков. Так, средневековый арабский историк аль-Омари, характеризуя Узбек хана, подчёркивает: «В государственных делах он (Узбек хан) обратил свое внимание на общую картину дел, особо не углублялся, он ограничивал свое внимание предоставленными ему отчетами, что еще раз доказывает усиление роли эмиров, которые держали в своих руках важнейшие рычаги государственного управления» [10, c. 367–368].
В период правления Узбек хана экономика Золотой Орды была на подъеме. Именно в этот период сильно выросло количество городов, а в 30-е годы ХIV века хан начал строительство новой столицы – Сарай-аль-Жадид. Торговые караванные пути стали не только безопасными, но и с удобными маршрутами. 22 купца из Хорезма, русские, кавказские, генуэзские, венецианские, египетские, немецкие купцы стали привычными людьми на базарах Сарая. Главным источником расцвета Золотой Орды стали сборы и налоги, военные трофеи и доходы от торговли. Транзитное положение государства между Западом и Востоком и распространение вместе с исламом разных традиций подтолкнули кочевников к положительным внутренним изменениям. В итоге укрепилась ханская власть и её авторитет. Во внешней политике Узбек хана большое внимание уделяется войне против хулагуидов, правитель хотел объединить земли Азербайджана.
В период ханства Узбека в культурной жизни Золотой Орды происходят позитивные сдвиги. В первый половине ХIV века в крупных городах Золотой Орды были построены религиозно-культовые памятники архитектуры. Строительство первых мечетей и медресе начиналось еще при Берке хане, но массовое строительство мечетей и развитие городской цивилизации имело место быть именно в период правления Узбек хана. Например 60-метровые культовые сооружения с именами Кутлуг Тимура и Казбек хана, построенные в 1320–1330 гг., минарет Кутлуг Тимура, мавзолей дочери Узбек хана красавицы Туребек являются архитектурными памятниками истории Золотой Орды.
Духовно-культурные и интеллектуальные последствия исламизации вызвали культурный подъем Золотой Орды. Культура Золотой Орды на основе ислама и тюркского (кыпчакского) языка непрерывно развивались и стала фундаментом культуры полиэтичного евразийского государства. Хорезм в Золотой Орде, ставший центром формирования тюркоязычия, внёс огромный вклад в развитие тюрского литературного языка (следующий период после карлукско-караханского реннесанса). В период правления Узбек хана и Жанибек хана в Дешт-и-Кыпчаке вопросы религии приобрели особое значение, соответственно поэтические произведения на религиозные темы широко разошлись по кыпчакским степям. В фольклор и около фольклорную литературу стали проникать легенды, сказания, притчи и хадисы на религиозные темы. В эпоху Золотой Орды духовный ренессанс нашел своё отражение в героических эпосах, одним из известных вариантов которого является цикл сказанний «Қырымның қырық батыры» и др., которые формировались по мнению учёных в ногайско-кыпчакский период (XIV–XVI вв.).
Теперь остановимся на левом крыле или Ак Орде в период правления Золотой Ордой Узбек ханом. В левом крыле Золотой Орды правили потомки старшего сына Джуши хана Орда-Еджена. В целом правители левого крыла только на словах подчинялись ханам Золотой Орды. По этому поводу Рашид ад-Дин пишет: «Правители Ак Орды (Белый Орды) только на словах говорили, что они вассалы потомков Батый хана, а на деле были независимыми ханами своих улусов» [11, c. 66].
Средневековый персидский историк Муин-ад-дин Натанзи пишет, что во времена 30-летнего правления хан Ак Орды Сасы Бука никогда не отказывался от подчинённого положения перед ханом Золотой Орды и всегда участвовал в курултаях. Хотя уровень авторитетности уж сына Сасы Буки Ерзен хана была равной авторитету Узбек хана, но и он беспрекословно подчинялся Узбеку. Но уже его сын Мубарак-ходжа устрол бунт и отказался извиниться перед потомками Сайын (Батый) хана, но его бунты не находили поддержки у народа. Прибывший во времена бунтов Жанибека, Бердибека и Келдибек ханов Шымтай отказался от трона Золотой Орды [12, c. 129].
Поэтому при власти Узбек хана внутреннее политическое единство Золотой Орды было достаточно крепким. Начиная с 50–60 годов XIV века племена, населявшие территорию Ак Орды, т.е. Восточного Дешт-и-Кыпчака становятся известными под именем «узбеки», а XIV–XV века название «узбек» стало не только этнонимом, но и обще политическим самоназванием местных тюркских и отуреченных монгольских племен XV в.в. Рода и племена, составившие основу народа Дешты- Кипчака известны как «92 ветви узбекского народа». Конкретный список родов и племен, составивших число 92 сохранялись в средневековых источниках. Так Т.И. Султанов опубликовал конкретный список 92 узбекских племен и классифицировал их исходя из нескольких одинаковых знаков [13, c. 26-51].
Из этого списка 20 родов и племен встречаются в составе родов и племён казахского народа, а именно: жалаир, конырат, алшын, аргын, найман, кипчак, канлы, мангыт, табын, тама, рамадан, уйсин, телеу, кердери, шеркес, керей, оймауыт, кырк, кереит [13, c. 38]. Здесь акцентируем внимание на происхождении этнонима «узбек». Среди учёных занимающихся специально этой проблемой существует два различных мнения касательно смысла термина «узбек». Одна группа исследователей происхождение термина «узбек» связывает с именем золотоордынского хана Узбека(1312–1342) [14, c. 147; 15, c. 301]. Ряд исследователей полагает, что при Узбек хане Золотая Орда достигла наибольшего расцвета, а также ислам превратился в официальную религию государства. На гребне популярности и авторитета Узбек хана историки этого времени стали называть Золотую Орду «Орда Узбека», а население в свою очередь «узбекским», так и «страна Узбека», «збеки». Вторая группа ученых не согласна с этим мнением, что слово «узбек» происходит от главы «Узи бек», т.е., сам себе хозяин [16, c. 2; 17, c. 4]. Исследователи считают, что племена Дешт-и-Кыпчака чувствовали себя вольными, свободными и независимыми ни от кого, вот мол «сами себе хозяева». Но, узбеками мы называли кочевников северо-восточного Дешт-и-Кыпчака. Почему отделившиеся от Золотой Орды другие кочевники не называли себя «узбеками»? Это говорит о слабости аргументов второй группы учёных-последователей. Поэтому подавляющая часть историков поддерживает мнение первой группу учёных. Для всех этнонимов древности и средневековья – есть одни общие закономерности формирования. В среде тюркских народов они в большей степени связаны с именем исторической личности. Например, Огуз каган – огузы, Булгар – булгары, Хазар – хазары, Ногай – ногаи, Ашина – ашины. Таких случаев в истории не мало. В составе казахского народа не мало названий родов и племен, связанных с именем человека или качествами его характера (характер, внешность, облик и т.д.). Таким образом, для тюркских народов появление самоназваний, связанных с исторической личностью – это не единичный случай, а закономерность. Если так, то термин «узбек» появился в связи и в честь хана Золотой Орды Узбека. Термин «узбек» как имя конкретной личности часто встречается в произведениях Рашид ад-Дина [18, c. 124, 133, 159, 194]. Об этом говорится в труде Хандалаха Казвини и его сына Зайн ад-дина Казвини «Тарих- и гузиде» [12, c. 121–122].
Начиная с 60-х годов XIV века слово «узбек» стало использоваться как самоназвание народа. Скончавшийся в 1418 г. арабский историк аль-Калкашинди назвает Токтамыс хана правителем страны Узбеков [1, c. 414]. Один из самых авторитетных ханов Золотой Орды Узбек хан скончался в 1341–42 году. За время 30-летнего правления Узбек хана Золотая Орда достигла своего наивысшего расцвета. Узбек хан завещал трон своему сыну Тинибеку, но его желание было нарушено и власть в Золотой Орды перешла в руки другого его сына Жанибека.
Память
Портрет Узбек хана в 1339 году был изображен в портолоне Ангелино Дульцерте (портолон – карта моря, инструкция по навигации из порта в порт). Это единственный источник с портретом Узбек хана. В портолане Дульцерты изображена и акватория среди Средиземного и Черного морей, а также часть Каспийского моря. |
Узбек хан – государственный деятель и историческая личность – стал персонажем многих исторических трудов многих арабо-персидских авторов XIV–XV в.в. А именно, имевший честь встретиться с ним лицом к лицу Ибн Батуты, который высоко оценил личность хана отмечает: «…он является одним из величайших и могущественных семи царей мира» [1, с. 290].
Историк-хронист аль-Муфаддал пишет: «Этот молодой парень внешне очень красивый с замечательным характером, честный мусульманин, смелый и сильный деятель» [1, с. 197]. Географ и историк аль-Айни характеризуют правителя Золотой Орды следующим образом: «…он сильный и смелый, религиозный и сдержанный человек, уважает правоведов, слушает ученых и их советы, верит им, добрый, уважает стариков интересуется их самочувствием».
Аль-Бирзали повествует: «Он пришел во власть после кончиныТохты хана, был умен и красив», а в другом месте «молодой юноша, очень видный, замечательный мусульманин и смелый человек» [1, с. 174]. По мнению Аз-Захаби «смелый герой, истинный мусульманин,уничтоживший многих эмиров и колдунов» [1, с. 206]. Даже историк династии хулагидов Вассафи, не испытывавший никаких дружественных чувств к Узбек хану пишет: «Очень добрый правитель Узбек сын Тогрула, сын Тохты, сын Менгу–Тимура, вера бога на его стороне, властитель» [4, с. 172].
Список литературы и источников:
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. В. Тизенгаузена. – Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. – СПб., 1884. – 563 с.
- Утемиш-хаджи. Чингиз-наме /Факсимиле, пер.,транскрипция, текстологические примечания, исследование В.П. Юдина, комментарии и указатели М.X. Абусеитовой. – Алма-Ата: Гылым, 1992. – 296 с.
- Сабитов Ж.М. Происхождение Кутлуг Тимура, эмира хана Узбека // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 587–589.
- История Казахстана в персидских источниках. Т4. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 620 с.
- На стыке континентов и цивилизаций… (из опыта образования и распада империй X–XVI вв.). – М., 1996. – 768 с.
- Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. – Казань, (III – середина XVI вв.). – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 356 с.
- Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. – М., 1973. – 180 с.
- Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов ХІV века из Венеции. Источниковедческое исследование. – СПб., 2002. – 276 с.
- Полное собрание русских летописей. – Т. 15. Издание 1-е. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. – СПб., 1863.
- Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. – Саранск, 1960. – 279 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. Ю.П. Верховского / Ред. И.П. Петрушевского. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – Т. 2. – 253 с.
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т.II. Извлечения из персидских сочинений. Собранные В. Тизенгаузеном и обработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л. Волиным. – М.–Л., 1941. –308 с.
- Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в ХV-ХVІІ вв. – М., 1982. – 160 с.
- Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып. III – IV, СПб., 1897. – С. 277-456.
- Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.–Л., 1950. – 478 с.
- Вамбери Г. История Бохары или Трансаксонин с древнейших времен до настоящего / Пер. А.И. Павловского. – СПб., 1873. – Т. II. – 226 с.
- Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана // Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. – Сталинабад, 1954. – Вып. 1.– С. 3–39.
- Рашид ад-дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О.И. Смирновой, ред. А.А. Семенова. – М. –Л., 1952. – Т. I. – Кн. 2. – 316 с.