Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Несипбаева Ж.Ж. Методологические проблемы современной истории Казахстана: этнокультурный аспект


Время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования. В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых этносов в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения, и тем самым решения актуальных проблем сразу нескольких научных дисциплин истории, этнологии и педагогики.

На наш взгляд, для построения целостной картины новейшей истории Казахстана, необходимо используя специфику и методику междисциплинарных наук в совокупности больше акцентировать внимание, на развитии этнокультурной истории государства в современный период. Для этого нужно, во-первых изучить исторические предпосылки развития культуры этносов Казахстана, а так же историю формирования этнокультурных объединений в различных регионах страны в период независимости. Модель межэтнического согласия в Казахстане сегодня привлекает мировое сообщество и постсоветские страны. Между тем, история становления национальных культурных центров и культурные процессы в среде этносов Казахстана являются главными факторами, определяющими мирное сосуществование народов нашей республики. Поэтому при изучении здесь будет необходимо использовать методы не только исторические, но и этнокультурные; во-вторых выявить приоритетные аспекты и перспективы развития межэтнических культурных процессов в пределах рассматриваемого географического пространства. В связи с этим необходимо пополнить знания о евразийском культурном наследии. Всестороннее изучение этого наследия – наиболее актуальная проблема для современной гуманитарной науки. Здесь, прежде всего, нужно учесть и специфику геополитических процессов, и особенности межрегиональных интеграционных моделей и развитие внутренних этнических процессов; в-третьих – исследовать современные этнокультурные и этнопсихологические условия развития казахского этноса, на формирование которого оказала влияние его культура, быт, обычаи, традиции, язык, верования, а так же роль казахского этноса в современных модернизационных процессах. Здесь необходимо учесть и этническое воспитание казахского народа, и его способность к адаптации инновационных изменений и мн. др. Для анализа этих моментов так же следует использовать методологию разнопланового характера общеисторические, философские, этнокультурные. Тем более если учесть что вопрос этнического воспитания сегодня наиболее актуален. Казахская этнопедагогика является составной частью педагогической науки, по мнению ученого, но объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, она выступает как интегративная отрасль знания [3].
Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания [4]. Поэтому основными принципами современной исторической науки должны стать, следующие направления: 1) создание всевозможных условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур; 2) ориентация на диалог культур, их взаимообогащение; 3) воспитание поликультурной личности; 4) реализация модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к государству. Для решения данных проблем и осуществления поставленных целей необходимо, прежде всего, провести комплексное исследование по методологической проблематике. В целях осуществления данных направлений значительное место занимает реализация Проекта десятитомной «Истории Казахстана» по государственной программе «Ғылыми Қазына». В рамках данного проекта специалистами НИИ и ВУЗов будет проведено качественно новое концептуальное освещение нашей отечественной истории, опирающееся на новые источники, обнаруженные и изданные в ходе реализации государственной Программы «Культурное наследие». Новые исследования различных периодов отечественной истории, в том числе и новейшего рассмотрят историческую действительность в широком контексте социального опыта, исторической ментальности и общих процессов духовной жизни общества. Историческое развитие будет показано не только с внешней стороны, но и как бы изнутри, с позиций действующих лиц, поскольку профессионализм историка оценивается сегодня с точки зрения владения им теоретико-методологическими знаниями, способствующими вскрытию путем глубинного анализа представлений и верований людей изучаемой им эпохи, и его умением рассмотреть за любым историческим феноменом живую человеческую сущность. Однако это только первый шаг в осуществлении поставленных целей. Необходимо так же как заметил директор Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Х.М. Абжанов, учитывать и развивать потенциал регионов. Ведь исследовательские институты существуют только в Алматы и Астане, почему бы не организовать такие институты во всех регионах Казахстана. Тогда процессы внутри- и внешне регионального развития будут пересмотрены по-другому и выйдут на новый профессиональный уровень.
Кроме того одним из сотрудников Института истории и этнологии К.Ш. Алимгазиновым был предложен проект на тему «Социальное взаимодействие в условиях информационной открытости: электронное медийное пространство KZ в исторических контекстах». Предлагаемая тематика исследования отвечает ключевым тезисам положений Послания Президента РК – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, в части необходимости модернизации методик преподавания, активного развития онлайн-системы образования, интенсивного внедрения инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему науки и образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн. Фундирующая основой реализации научного проекта заложена в идее Президента РК Н.А. Назарбаева «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества», выделенная как «главная задача государства». Государственный Секретарь РК, М. Тажин особо акцентирует внимание при этом на то, что сегодня «Казахстан – не изолированный остров в глобальном мире, как часть мира мы будем испытывать на себе все грядущие изменения». Поэтому особенную актуальность сегодня приобретают научные исследования рецептурного характера, ориентированные на долгосрочную перспективу укрепления фундамента открытого гражданского общества в Казахстане. Он отметил, что в условиях растущей вовлеченности казахстанского общества в мировую информационную среду, культура и язык становятся важным условием сохранения идентичности. Исследование новых каналов инфокоммуникации, раскрытие через них механизмов функционирования общественных процессов – вкупе способствуют решению научных задач становления информационного общества в Казахстане. При этом важен анализ трансформации историко-культурного потока национальной идентичности в магистральное русло ее политизации в контексте западной историософской мысли. Инновационность проекта заключается в систематизации научного знания в области информационной политики Казахстана, изучении процессов социальной, культурной трансформации казахстанского общества в условиях информационной открытости; анализе, с позиции историографии и источниковедения как отраслей гуманитарного знания – информативной отдачи, способов трансляции, методов извлечения и научного исследования информации.
Таким образом, нужно отметить, что решение проблемы истории Казахстана в целом, и современной истории в частности это очень сложная, трудоемкая и кропотливая работа. И в рамках одной статьи естественно ее не решить. Однако если определить методологическую базу исторических исследований, унифицировать и систематизировать научно-исследовательский и учебный материал, используя методы междисциплинарных наук, то можно решить многие вопросы отечественной истории.

Список использованной литературы

1. Тажин М. Народ в потоке истории // Казахстанская правда. – 2013. – 25 июня. – № 214-215;
2. Калкеева К.Р. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. – http://orpheusmusic.ru/publ/;
3. Ержанов М. Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане (Теоретические основы и практика): Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05: Москва, 1999 429 c. РГБ ОД, 71:00-13/167-X. – planetadisser.com/see/dis_105960.ht;
4. Фоменко Н.М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. – http://orpheusmusic.ru/publ/.