Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Мажитов С. ЗАГАДКИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА


http://www.baiterek.kz/index.php?journal=68&page=1262

Саттар МАЖИТОВ,
доктор исторических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова,

академик РАЕН и МАИН

Тайна появления на политической карте Центральной Азии XV века нового государственного образования – Казахского ханства, можно сказать, до сих пор не раскрыта.

АЛЛАХ ЛУЧШЕ ЗНАЕТ

Существующие научные выводы опираются преимущественно на один источник – труд средневекового историка, правителя Кашмира и полководца Мирзы Мухаммада Хайдара Дуглата (Дулати) «Тарих-и Рашиди». Между тем в 1998 году, который был отмечен в Казахстане как Год национальной истории, академик Манаш Козыбаев сказал: «Мирза Мухаммед Хайдар Дулати был значительно прозорливее многих из нас, когда писал: «Начало правления казахских султанов – с восемьсот семидесятого года (хиджры). А Аллах лучше знает». Да, «Аллах лучше знает», с какого времени можно начать летоисчисление казахского государства». При этом Манаш Кабашевич отметил и другой момент. А именно – фактор консолидации правопреемников государств, племен и родов на территории Казахстана.
Каждое племя дробилось на множество этнических групп. Они находились в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости, в том числе зависели от сложной системы социальных отношений. Последние зиждились на генеалогических преданиях и родословных. Каждый род вел свое происхождение либо от общего предка-героя, либо легендарного образа, хранившегося в исторической памяти. Существование представления об едином генеалогическом древе способствовало внутренней консолидации казахского социума. В условиях географических и иных особенностей окружающей среды каждый индивид не мог представить себя вне заданной генеалогии. Более того, он опасался стать аутсайдером традиционного общества. Ибо именно причастность к племени и роду с единым предком позволяла ему занять определенную социальную нишу. Как отмечают исследователи, уже в конце XIV века на территории Казахстана можно проследить феномен крепости уз этнической консолидации.
На стыке XV-XVI веков на территории Евразии этническая пестрота предыдущих эпох сменяется поляризацией этносов. Этому способствовали два основных фактора: накапливание общих этнических черт и складывание общих хозяйственно-культурных типов. Природа и климат вокруг диктовали свои условия.
Образование Казахского ханства растянуто во времени, пространстве и исторических обстоятельствах. Историки почти единодушны в том, что подобно тому, как единая древнерусская общность в результате расчленения территории древнерусского государства распалась на три народности – русских, украинцев и белорусов, единый кыпчакский народ, оказавшийся в составе Улуг-улуса и владений трех сыновей Чингисхана, разделился на казахов, узбеков, ногайцев и сибирских татар. За счет ранее существовавшего суперэтноса значительно укрепили свои позиции каракалпаки, башкиры, татары, а возможно и туркмены. Сформировался Алты Алаш – военная конфедерация шести наиболее родственных народов. В отличие от ханства Абу-ль-Хайра и Ак Орды, а также Могулистана Казахское ханство имело более прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность.
Закрепление за приверженцами Керея и Джанибека имени «узбеки-казахи» или просто «казахи» связывается с событием 1456-1466 гг. – их откочевкой от главы государства кочевых узбеков Абу-ль-Хайр хана. Название «казах» было перенесено на новое государственное образование. Слово «казах» служило также для обозначения группы, части кочевников, отделившихся от того государства, к которому они принадлежали, то есть государства Абу-ль-Хайр хана. Эта группа людей какое-то время скиталась в степях Семиречья, получив название «узбеки-казахи».
Просторы Восточного Дашт-и-Кыпчака перестали быть местом исторического смешение терминов «узбек» и «казах» после передвижения значительной части племен Улуса в Среднюю Азию во главе с Мухаммадом Шейбани ханом. Это событие (территориально-этническое, социально-экономическое и культурно-бытовое разграничение населения бывшего Узбекского улуса) сыграло решающую роль в окончательном сложении новой этнической общности – казахской народности. С укреплением ханства Керея и Джанибека казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дашт-и Кыпчака, Жетысу и Южного Казахстана. Осознание своего этнического единства народ отразил в эпических произведениях. В упорной борьбе с Шейбанидами и Аштарханидами Маве-раннахра, сибирскими и русскими властями на севере, ойратскими тайшами в Жетысу и на землях Восточного Казахстана казахский народ отстаивал свои коренные этничес-кие территории, еще в XVI в. названные в письменных источниках термином «Казахстан».
Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов, ранее протекавших на всей территории Казахстана. Известно, что казахские ханы закрепились на территории Западного Семиречья в середине 60-х годов ХV века (1465-1466 гг.), вытеснив из этого региона своих противников, среди которых был правитель Астраханского ханства. В тесный союз с казахами вступают ногайцы. Племена, населявшие Ногайскую орду, основная территория которой находилась между Волгой и Уралом, участвовали в сложном этническом процессе формирования казахской народности в западном регионе Казахстана. Во всяком случае, так рассуждает не одно поколение историков.

ЗА ЗАВЕСОЙ НЕИЗВЕДАННОГО

Генезис Казахского ханства является предметом специального изучения. Труды каждого исследователя в данном направлении являются медленным, но уверенным шагом в постижении тайны зарождения государства казахов. Между тем все же существует широкий круг нерешенных проблем.
На мой взгляд, усилия историков сегодня должны быть направлены на создание фундаментального труда под названием «История Казахского ханства». До сих пор взгляд на данную проблему был обращен с позиции эволюции государственности на территории Казахстана. В новом труде нужно отразить как социально-политическую и экономическую историю Казахского ханства с акцентом на его исторические истоки, так и на историю собственно народа, отдельных его представителей. Не менее важно исследовать в более ширком контексте демографические изменения, происходившие в результате образования нового государства.
Детального изучения требуют историческое пространство и время зарождения Казахского ханства. Если пойти дальше тех материалов, которые излагаются Мирзой Хайдаром Дуглатом (Дулати), то можно обнаружить, что страна казахов существовала гораздо раньше. Необходимо обратить пристальное внимание на то, что писали Фирдоуси и Карамзин, другие авторы, упоминавшие этноним «казах». Не спорю, в историографии есть исследователи, которым удалось приоткрыть завесу над историей появления Казахского ханства. Но, во-первых, их единицы; во-вторых, их труды не дают того масштабного и развернутого полотна, на котором обозначались бы истоки формирования Казахского ханства. Они говорят вскользь, охватывая либо время, предшествующее его созданию, либо констатируют факты из его дальнейшей истории.
Казахский народ за свою многовековую историю приобрел колоссальный опыт и способность приспосабливаться к условиям среды не только с помощью хозяйственно-экономического уклада, но также и системы поддержки родственных уз, осознания единства культуры и общности происхождения. Важно было выработать собственные мировоззренческие представления как части целостной историко-географической среды. Есть надежда, что этот опыт поможет нашему народу и в условиях глобальных общечеловеческих и экологических проблем достойно выстоять на своей исторической родине. Не потеряв самобытности и наследия предков, стать полноценным участником всемирного исторического процесса. В этой связи важно обратиться к еще малоизвестным источникам из архивов России, Китая, Индии, других, особенно тюркских, стран. Не случайно известный тюрколог Марат Барманкулов писал: «Любопытно, что наша история готова цитировать российские, персидские, арабские, китайские, монгольские источники. Все, кроме своих, тюркских».
Особенно интересны взаимосвязи и дипломатические отношения начального периода Казахского ханства с Османской империей. Это позволит по-новому взглянуть на проблему Казахского ханства как центра тюркского мира во второй половине XV – начале XVI вв.
Недавно я узнал, что весьма интересные материалы по начальному периоду истории Казахского ханства имеются в личных архивах индийских исследователей. В этом отношении большую помощь могут оказать труды профессора Мансуры Хайдар, которая на протяжении всей своей жизни занимается историей государств Центральной Азии XV-XVII веков. Разве не интересно будет узнать о том, как казахи в дальнейшем взаимодействовали со страной Великих Моголов, как они участвовали в строительстве Тадж Махала, прозванного восьмым чудом света? Интересны исследования Ромилы Таппар, автора фундаментальных работ, имеющих отношение к истории формирования цивилизации в Центральной Азии и ее связей с Южной Азией.
Еще один аспект проблемы касается вопросов миграции в период образования Казахского ханства. Именно через нее можно будет прийти к выводам об общности исторических судеб всех народов. А это весьма актуально, поскольку в условиях современного мира важно объединяться. И тот, кто этому способствует, выполняет весьма благородную миссию.

Список использованных
источников

1. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. Алма- Ата, 1970.
2. Кумеков Б.Е. Арабские источники по истории кыпчаков, куманов и кимаков VIII- XIII вв. СПб., 1994.
3. Караев О. История Караханидского каганата. Фрунзе, 1983.
4. Асанканов А.А. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). Учебник для вузов. Бишкек, 2009. 544 с.
5. Чулошников А.П. Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских народов, ч. I. Оренбург, 1924.
6. Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. «Труды ИИАЭ АН ТаджССР». Сталинабад, 1954, Вып. І, т. XII.
7. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969.
8. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) в 5-х томах. Т. 2. Алматы, «Атамұра», 1998.
9. Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII – начале ХХ вв. Алма-Ата, 1991.
10. Пищулина К.А. Письменные восточные источники о присырдарьинских городах Казахстана XIV-XVII вв. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. Алма-Ата, 1983.
11. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
12. Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. В двух книгах. Книга вторая. Алматы, 2000.
13. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Москва: «Институт ДИ – ДИК», 1997.