Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова 7 ноября 2024 года провел республиканский научно-методологический семинар на тему «Исследование и проблемы истории беспризорных детей в 1920-1930-х годах». Мероприятие было организовано в рамках грантового финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан по проекту «Проблема беспризорности детей на территории Казахстана и соседних стран в 1920-1930-х годах» (ИРН AP23488331). Цель мероприятия заключалась в обсуждении методологических подходов к изучению проблемы безнадзорности детей в Казахстане и соседних странах в отечественной и зарубежной историографии 1920-1930-х годов, а также в выявлении, сборе и введении в научный оборот новых источников по данной тематике.
Научно-методологический семинар был открыт с благодарственной речи генерального директора Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова, академика Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора исторических наук З.Е. Кабульдинова. Зиябек Ермуханович ознакомил участников с проектами, реализуемыми в нашем институте, и подчеркнул важность исследования проекта «Проблема беспризорности детей на территории Казахстана и соседних стран в 1920-1930-х годах».
Научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова, доктор исторических наук Оразгуль Хасеновна Мухатова представила презентацию и доклад по теме исследования и проблем истории беспризорных детей в 1920-1930-х годах. В ходе своего доклада Оразгуль Хасеновна подняла вопрос: «Правильно ли говорить «беспризорный ребенок» или лучше «брошенный ребенок»?». Участники, высказываясь, отметили, что термин «брошенный ребенок» более полно раскрывает тему исследования.
Кроме того, докладчик провела обзор отечественной и зарубежной историографии по данной теме, подчеркнув значимость трудов таких ученых, как А.И. Зак, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Е.Д. Кускова, И.В. Зезина, Н.В. Мананникова, А.Б. Бисеновой, К. Алдажуманова, К. Кусайынова, Э. Баймагамбетовой, Т. Каленовой и других. Она также отметила, что изучение статей, опубликованных в периодической печати того времени и в настоящее время, будет способствовать более глубокому раскрытию темы. В частности, она упомянула кандидатскую диссертацию Г. Сугиралимовой, посвященную истории беспризорных детей в Казахстане в 20-40-х годах XX века.
Оразгуль Хасеновна также остановилась на истории формирования и развития детских домов в 1920-1930-х годах. В числе документов, собранных по истории беспризорных детей, она привела сборник документов Е. Сыдыковой «Гонимые голодом», изданный в 2010 году о казахах, бежавших в Западную Сибирь, а также трехтомный сборник документов «Ашаршылык. Голод. 1928–1934. Документальная хроника», выпущенный в 2021 году.
В заключение своего доклада Оразгуль Хасеновна предложила решения следующих проблем в написании истории беспризорных детей:
- пересмотр понятия «беспризорный ребенок»;
- определение категорий беспризорных детей;
- уточнение причин возникновения беспризорности;
- определение числа беспризорных детей;
- изучение случаев ложной беспризорности и их раскрытие;
- разграничение вопросов детских домов и беспризорности;
- определение исторического и значимого законодательного основания беспризорности;
- пересмотр проблем, связанных с ликвидацией беспризорности детей.
На научно-методологическом семинаре в офлайн и онлайн формате приняли участие около 50 ученых, преподавателей, докторантов и других заинтересованных в исследовании истории беспризорных детей. В ходе обсуждения после доклада кандидат исторических наук Г.У. Орынбаевой, доктор PhD М.М. Козыбаева, магистр истории А.А. Бекенова и докторант Е. Сауыркан высказали свои мнения и задали вопросы по теме доклада. Преподаватель Карагандинского университета Т. Сакабай поделилась результатами своего исследования, в котором установила, что в ходе работы с архивами было выявлено, что количество детей в детских домах было намеренно завышено с целью получения большего финансирования от государства. Доктор PhD М.М. Козыбаева отметила, что в ходе исследования проекта будет также изучаться история беспризорных детей, оказавшихся в соседних государствах в результате голода и репрессий. Она подчеркнула необходимость сравнительного анализа судьбы казахских детей, которые во время голода уехали в Кыргызстан, Западную Сибирь, Южную Сибирь и другие соседние регионы, а также того, как в этих странах велась борьба с беспризорностью детей.
В ходе обсуждения вопросов, поднятых на научно-методологическом семинаре, мы надеемся, что они будут изучены в рамках проекта «Проблема беспризорности детей в Казахстане и соседних странах в 1920-1930-х годах» и принесут свои результаты.