Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Рецензия на монографию: К. Ускенбай «Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII — начале XV века»


Одна из интересных страниц в истории Казахстана является история улуса Джучи и его потомков. Огромная территория этого средневекового ханства включала степную зону Казахстана, более того именно казахские степи стали родовым юртом тюрко-монгольских народов, объединившихся в самостоятельное государство в монгольский период мировой истории.

 

Рецензия на монографию:

Каната Ускенбай «Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII — начале XV века». Казань: Фэн, АН РТ, 2013 г., 288 с. ISВN 978-5-9690-0

Одна из интересных страниц в истории Казахстана является история улуса Джучи и его потомков. Огромная территория этого средневекового ханства включала степную зону Казахстана, более того именно казахские степи стали родовым юртом тюрко-монгольских народов, объединившихся в самостоятельное государство в монгольский период мировой истории. С формированием улуса Джучи происходит образование Ак-Орды и Золотой Орды, тех государств, правители которых расширили границы влияния кочевой цивилизации и культуры за пределы Поволжья, Дуная, Кавказа, русских княжеств и Европы.

Молодой исследователь Канат Зулкарышевич Ускенбай в 2013 г. опубликовал свою первую монографию «Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII — начале XV века» (Казань, Академия Наук, 2013). Этот труд основан на его кандидатской диссертации и научных исследованиях в рамках фундаментальных программ Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН Республики Казахстан. В стенах этого Института системы Академии наук под чутким руководством Клавдии Антоновны Пищулиной начинается научный путь аспиранта Ускенбая. Так повелось, что влияние на становление нового исследователя оказывает научный руководитель. В ходе длительных обсуждений тех или иных вопросов научного исследования даются самые главные знания о науке, ученых, научной этике, теоретико-методологических подходах к историческому знанию и впервые раскрываются письменные источники, их чтение и понимание. К.А. Пищулина принадлежит к тому поколению ученых, чьи знания письменных источников были первостепенными, это персидские, тюркские, монгольские, арабские документы, из которых сложена история Монгольской империи, ее улусов и последующих государственных образований монгольского и послемонгольского времени. Ее перу принадлежат известные публикации и монографии. Поэтому исследование ее ученика стало ожидаемым событием в казахстанской исторической науке.

История Восточного Дашт-и Кыпчака как единой историко-географической территории и самостоятельного государства от начала его образования и дальнейшей истории правления потомков Джучиева дома до сих пор не была представлена. В этой связи, монографию К.Ускенбая нужно рассматривать как новый научный вклад в развитие и углубление отечественной истории мон­гольского и послемонгольского периодов, в которой центральное место отведено исследованию Ак-Орды и правлению ее ханов по линии Орды-Ичена.

Работа К.Ускенбая представляет большой научный интерес не только как исследование, которое обсуждает спорные вопросы истории Дашт-и Кыпчака в XIII — начале XV века, но и как исследование, сконцентрированное на выяснении процессов становления и развития улуса Джучи, завоевания монголами огромного степного региона кыпчаков, источниковедческих и историо­графических проблем Ак-Орды и Кок-Орды, наследование власти и отношений между джучидами, вопросы политического кризиса и упадка. История Восточного Дашт-и Кыпчака охватывает тот период истории Казахстана, когда шло становление новой отличной от тюркской послемонгольской формации, и она неотделима связана с произошедшими революционными для кочевого родоплеменного общества событиями: образования имперского правления династии Чингизидов, как надродоплеменной структуры.

Монография К.Ускенбая состоит из 7 глав, каждая из которых разработана как в проблемном ключе, так и в хронологической последовательности исторических событий и правления тех или иных правителей Восточного Дашт-и Кыпчака. В первой главе (с. 11–35) отведено внимание обзору историографии и источников. Через разбор спорных вопросов историографии монгольских государств и отдельных источниковедческих проблем разработана вся концепция исследования, и поэтому историографический и источниковедческий анализ проходит через всю работу. Вместе с тем, рассматриваемая монография — это историческое повествование, насыщенное событиями и фактами истории огромного степного региона, находящегося в политическом, социально-экономическом и культурном взаимодействии с другими подобными средневековыми государствами и регионами. История Дашт-и Кыпчака занимает одно из центральных мест в истории всей Центральной Азии и, как отмечает автор, делая вывод о своей работе: «Представленная реконструкция двухсотлетней политической истории Восточного Дашт-и Кыпчака свидетельствует о сущест­вовании собственной политической традиции, развивающейся в рамках Ак-Орды» (с. 256).

Вторая глава (с. 36–80) исследует один из значительных в истории Монгольской империи вопросов формирования улусной системы и образования улуса Джучи. Этот вопрос рассматри­вается на основе изучения сведений о завоеваниях монголов территорий Восточного Казахстана, Хакассии, Алтая, и в то же время, как отмечает автор, «решающим этапом в формировании улусных территорий старших чингизидов, в нашем случае Улуса Джучи. является хорезмийский поход войска Чингиз-хана и его полководцев 1219–1224 гг.» (с. 48). В этой главе рассматриваются вопро­сы границ и территорий, вошедшие в состав Улуса Джучи, отдельным вопросом изучается период правления Джучи в Восточном Дашт-и Кыпчаке, вопросы противоречий между Джучи и Чингиз-ханом, датировка смерти Джучи и ее причин. Безусловно, что эти темы становились предметом исследования в исторической науке, и поэтому выявление возможно приемлемого решения возникающих вопросов через анализ различных мнений и сведений письменных источников было достаточно подробно продемонстрировано автором. Завоевание Восточного Дашт-и Кыпчака проходило поэтапно и протянулось с 1207 по 1242 годы (с.53). Монгольское завоевание тюркских степей не было одномоментным актом, и исследователь стремиться осветить объективность исторических событий, показывает поэтапный характер становления самой Монгольской империи и ее улусной системы, улуса Джучи.

Улусная система стала новой формой административного управления родоплеменной общностью, позволившая создать имперскую основу монгольской государственности. В период тюркских каганатов правящая династия еще не была оторвана от родоплеменных отношений, она составляла родоплеменную единицу наряду с другими, тогда как установление наследования территорий по прямой линии создало династию Чингизидов, которая стояла над родоплеменной организацией. Такое явление общественно-политической организации номадов было предопределено развитием каганской власти и уровнем развития тюркских каганатов. Общество номадов принимает и, в последующем, старается вписаться в новую общественно-политическую расстановку, однако при которой огромное количество родоплеменных вождей лишились права легитимной власти, они только могли звать Чингизидов, чтобы они их возглавили, или сели на престол. В этой связи, рассмотрение в третьей главе терминов Ак-Орда и Кок-Орда, как «названий двух основных улусных единиц в составе Джучидского государства» (с. 81) является полезным для выяснения вопросов формирования улусной системы. В изучаемый период истории, как отмечает автор, Ак-Орда и Кок-Орда обозначали улусы внутри улуса Джучи: «Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана» (с. 113). Справедливо мнение, что «улус предстает в это время не как этническое объединение, а как социально-политический организм» (с. 254).

Во многом цветосимволика и ориентация по сторонам света, как было рассмотрено в монографии, сохраняло живучесть и традиционность с периода предшествующих эпох. В тюркское время цветовая символика и ориентация по сторонам света не могла еще обозначать прямонаследованное владение от отца к сыну, она опиралась на родоплеменную систему организации. Как показано в исследованиях Ю.А. Зуева, она могла быть фратриального типа, катунская и каганская, Малая и Большая Орда. В отличие от улусной системы монгольского времени при тюркских каганатах «фратриальный тип» не мог превратиться в государственное объединение, но из него могли выделиться этнические объединения родоплеменной группы или групп, обозначенные в письменных источниках как сотенная организация, например, при образовании Тюргешского каганата, или пёстросоставные (алач, халач, алаш) объединения. С изменением системы наследования и появлением имперской династии Чингизидов, менялась система административно-территориального управления родоплеменным обществом. Это не могло произойти в одночасье, о чем, по нашему мнению, сообщают сведения письменных источников, историографы которых могли для понимания ситуации в степных областях маркировать их терминами и понятиями, пришедшими из предшествующих времен, например, та же цветосимволика, или внимание Рашид ад-Дина к происхождению матерней и жен правителей. В перипетии политической борьбы, которую ведут уже не родоплеменные вожди, а представители признанной легитимной династии, потомки Чигизхана, султаны, территории и государственные единицы — Ак-Орда и Кок-Орда могли расширяться, приобретая новые границы, и попадать под власть соседних правителей. Традиция степной системы геополитических ориентации и цветовых обозначений сохраняется в улусной системе Восточного Дашт-и Кыпчака: «Применение терминов Ак-Орда и Кок-Орда было явлением характерным только для территории Восточного Дашт-и Кыпчака» (с.113).

Поставленные в монографии К.Ускенбая вопросы нашли авторскую систематизацию, анализ и обозначили границы хронологических периодов истории Восточного Дашт-и Кыпчака. Вместе с тем, в каждой отдельной главе были сформулированы историко-событийные ориентиры, проведен историографический обзор, даны характеристики и оценки. Интересные периоды истории правления хана Коничи, связанного, по мнению автора, с формированием независимого государства Ак-Орда.

Детальный обзор историографии и мнений исследователей о происхождении Урус-хана «основателя династии последующих казахских ханов» (с. 172) обнаруживает не столько предмет не изученности проблемы, а сколько политический контекст письменных источников. Шестая глава монографии посвящена Урус-хану и его правлению, ставшая, по мнению К.Ускенбая, «апогеем военно-политического могущества Ак-Орды» (с. 256). Между Чингизидами была борьба за власть над населением и территориями, городами и пастбищами, и перед ними всегда стояла задача управления для выживания или возвышения государства. Исследование политической власти Урус-хана посвящено этому вопросу: это консолидация племен вокруг Урус-хана, наличие возможной объединительной политической доктрины и завоевания, произведенные в ее рамках, в целом, приводят к объединению Восточного Дашт-и Кыпчака, обозначающего независимый период ее развития и завершение процесса этнополитического обособления, падающие на 1366–1378 гг. (с. 185–196, 258). Большое место в повествовании истории этого периода занимает дипломатическая и военная конфронтация между Урус-ханом и Эмиром Тимуром, во взаимодействиях которых решающее место принадлежит Тохтамышу.

В послесловии исследования К.З. Ускенбай представляет целостную историю Восточного Дашт-и Кыпчака, делает вывод о том, что «Ак-Орда является прообразом казахской государственности средневековья» и в ее рамках «произошло объединение во многом уже единого этнического коллектива — казахской народности» (с.258). Приведенные в монографии сведения и доводы вполне обосновывают эту дискуссионную мысль, соответствуют предшествующей и последующей истории региона. Вместе с тем, углубление отдельных вопросов истории Казахстана и в целом всей Центральной Азии, как взаимодействующего региона, связанных с экономическими, миграционными или культурно-религиозными аспектами требуют своего дальнейшего изучения и последовательной реконструкции. Поэтому как замечает сам автор: «Надеемся, все же, что данная работа облегчит восприятие исторического пути Ак-Орды, и будет способствовать продолжению исследований» (с. 258).

 

К.У. Торланбаева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова

Оригинал: Вестник НАН РК. — 2014. — № 2. — С. 231–233.