Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Уалтаева А.С. КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ В РЕТРОСПЕКТИВЕ


В этом году исполняется 19 лет Конституции Республики Казахстан. За эти годы наше государство, развиваясь демократическим путем, добилось значительных успехов в экономике, в социальной сфере. У граждан Казахстана появилась стабильная уверенность в будущем. Становление и укрепление государственных институтов привело к единой системе управления, пробудив политическую активность всего общества. Народ Казахстана, участвуя в государственном управлении, осознал свои права в подтверждении слов преамбулы Конституции РК 1995 г.: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая знать достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».

Но не всегда было так, после революционных событий 1917 года, история государственности Казахстана объективно развивалась на советской основе, по возможности сохраняя свою национальную природу. Вследствие принятия Декрета ВЦИК «Об образовании Автономной Киргизкой Советской социалистической Республики» от 26 августа 1920 г., была определена территория казахстанской автономии в составе Российской Федерации. С образованием СССР в декабре 1922 г. и принятием Конституции РСФСР 1925 г., КазЦИК 18 февраля 1926 г. постановил принять окончательную редакцию проекта Конституции КазАССР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственное устройство, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основы активного и пассивного избирательного и бюджетного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.

Нужно отметить, что этот период был во всей советской истории Республики благотворным для политического самоопределения казахской нации на исторической территории расселения своих предков. Это явилось необходимой основой консолидации в государственно-территориальную общность и дальнейшее становления государственного суверенитета. Юридические признаки складывались из основ принятой Конституцией казахской автономии, деятельности высших органов государственной власти и управления, малой возможности законотворчества на территории Казахстана. Кроме того республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри СССР.

Следующая Конституция Казахской ССР была принята на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». Так же было закреплено: добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии политической и экономической обороны (ст. 13), неизменяемость территории без согласия КазССР (ст. 16), вопросы формирования высших республиканских и местных органов государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимание налогов (ст. 19) были переданы в ведение республики. Кроме того установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды стали избираться гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, в районных же с большинством других национальностей – на их языке (статьи 83-90). В документе были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (ст. 96), на отдых (ст. 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.

Конституция 1937 г. действовала 41 год, за это время прошла Великая Отечественная война, в республике подняли целину, произошли территориальные изменения, развивалась советская правовая система. После принятия в 1977 году Конституции СССР, 20 апреля 1978 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета КазССР IX созыва, была принята Конституция Казахской ССР, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Конституции были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления (статьи 78-83, 97-139), государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора, правовой статус народных депутатов, принципы избирательной системы и т. д.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров, Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие.

После обретения независимости республики первая Конституция была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда – Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.

В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой – Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, так как её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Это не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. По словам Президента Республики Н.А. Назарбаева, Конституция стала основанием нашей свободы. «Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость… Мы учимся жить в демократическом обществе – а значит, ежедневно сами создаем демократию. …Наша Конституция дала нам главное – право выбора, ибо творить свою жизнь самим – ценнее любых сокровищ».

Конституция 1993 г. открыла простор для положительной динамики казахстанского общества, уходя вперед от однопартийного политического правления, от монополистической экономической системы и идеологии исторического насилия. Она ясно дала понять, что Казахстан воспринимает себя как составную часть современной цивилизации, имеет намерения добрососедства и многополюсного и взаимовыгодного сотрудничества, привержен общечеловеческим ценностям. Казахстан объявлялся демократическим, светским и унитарным государством, в котором единственным источником власти выступал народ. Никакая идеология не могла быть установлена в качестве государственной. Важной новацией стала формула о прямом действии Конституции. Международно-правовые акты о правах и свободах человека, признанные Казахстаном, должны были иметь приоритет над внутренним законодательством.

В главе 10 Конституции 1993 г., посвященной общественным объединениям, появилась ст. 56 о политических партиях. Раздел III, посвященный государственным институтам, в целом отражал изменения в подходах к конституционализму.

Государство объявлялось официальным представителем народа и выразителем его воли, действующим в рамках законно установленных полномочий (ст. ст. 59, 60). На первом месте в перечне органов государственной власти в Конституции 1993 года значился Верховный Совет, ст. 62 обозначала его как единственный законодательный и высший представительный орган. Конституционные полномочия парламента, прописанные в статьях 64-74, совершенно однозначно говорят о том, что Верховный Совет не обладал прерогативами, характерными для парламентской республики. Парламент не формировал правительство на основе победившего парламентского большинства и не мог самостоятельно распоряжаться судьбой кабинета, и, тем не менее, важно, что парламент все же обладал контрольными полномочиями. Также в тексте Конституции 1993 года отсутствовал институт импичмента.

Принятие Конституции 30 августа 1995 г., ее дух – неотъемлемые моменты преемственности превратили нашу Республику Казахстан в детище конституционной эволюции и одновременно открыли перспективы дальнейшего развития и укрепления нового независимого государства как государства, возведенного в цивилизованную степень конституционного государства, воплощающего национальные и либерально – демократические ценности. Принятию Основного закона предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн. казахстанцев. Было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний, в 55 статей Проекта внесено более 1100 поправок и дополнений.

Конституция 1995 г., закрепила президентскую форму правления. Конституционный статус Президента состоит из трех важных составляющих. Он является, во-первых, Главой государства; во-вторых, «арбитром», обеспечивающим взаимодействие и согласованную работу государственных органов, гарантом Конституции; в-третьих, занимает определяющее положение в отношении исполнительной ветви власти. Это позволяет Президенту играть ключевую роль в модернизации политической системы и процессах трансформации казахстанского общества. Институт президентства в Конституции 1995 года отныне не сливается с исполнительной властью, а призван олицетворять и осуществлять государственное единство казахстанского народа.

Президент страны наделен обширными полномочиями, часть из которых он осуществляет самостоятельно, часть – совместно с иными государственными органами. Глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Казахстан внутри страны и на международном уровне, возглавляет Вооруженные Силы.

Президент также решает вопросы общеполитического и социального характера. К ним относятся обращение с ежегодным посланием к народу Казахстана, назначение республиканского референдума, решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, осуществление помилования граждан и др.

Кроме того, Глава государства имеет чрезвычайные полномочия. В случае угрозы демократическим институтам, независимости и территориальной целостности страны, безопасности граждан после консультаций с Премьер-министром и председателями Палат Парламента может ввести чрезвычайное положение вплоть до применения Вооруженных Сил. При агрессии либо непосредственной внешней угрозе безопасности Республики имеет право вводить военное положение, объявлять общую или частичную мобилизацию.

Конституция 1995 г. принципиально новый политико-юридический документ. Новизной является принципы, которые решающим образом определяют содержание и форму всех ее институтов. Базовыми здесь выступают следующие утверждающиеся в общественной жизни идеи: народовластие и народный суверенитет, что предполагает разделение государственной власти; конституционализм, законность и правовое государство; естественные и неотъемлемые права человека и гражданина; унитаризм и свободное национальное развитие; укрепление мира между народами и государствами, соблюдение принципов и норм международного права; общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Кроме того новыми стали положения определяющие конституционный статус личности: естественные права человека, полное юридическое равенство всех граждан независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, пола, национальности, языка; отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Установлено правило, согласно которому гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана, запрещен принудительный труд граждан и признано их право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Признана защита частной и интеллектуальной собственности.

Конституционный суд заменен Конституционным советом, главной задачей которого является: оградить граждан, интересы государства, общества в целом от наступления неправомерных юридических последствий, осуществляет последующий конституционный контроль, рассматривая обращения судов о признании неконституционности того или иного закона и другого нормативного правового акта, подлежащего применению, который ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы гражданина.

По сути, и содержанию, которые обусловлены общечеловеческими  ценностями и общедемократическими принципами, Конституция полностью  соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировым стандартам конституционного законотворчества, не только использует опыт конституционного развития демократических государств, но и учитывает практику текущего законодательного регулирования общественных отношений в Казахстане на современном этапе.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народов Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

В формате ныне действующей Конституции РК ставятся, реализуются и позиционируются среднесрочные и долгосрочные планы нашей республики и народа. Глава государства в Послании от 17 января 2014 года сказал: «Все наши действия по достижению главной цели Стратегии-2050 должны следовать четким принципам. Во-первых, принципу прагматичности и эволюционности всех принимаемых решений…», что является главной идеей Основного Закона Республики Казахстан.