Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Кожа М. Памятники средневековой резьбы по дереву из г. Туркестана


Город Туркестан один из немногих городов Центральной Азии, где выявлено более десятка высокохудожественных образцов средневекового прикладного искусства – резьбы по дереву. В первую очередь это двери усыпальницы ханаки – мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, которые покрыты многоплановой резьбой с замысловатыми мотивами растительного и эпиграфического характера. Посетивший памятник в 1876 г. француз Ш.-Е. Ужфальви особо отметил великолепие входной двери усыпальницы святого: «В глубине зала видна старинная дверь из резного дерева, резьба – настоящий шедевр» [1, с. 195].

Не менее примечательна и главная наружная дверь ханаки прекрасной двухплановой резьбы со следами инкрустации из кости [2, с. 15]. Если упомянутые двери  и косяк правой части относятся к эпохе Тимура [3, с. 107], то левая часть имеет совершенно иной орнамент и технику резьбы и датируется началом ХХ в. Наборная деревянная решетка со скромным орнаментом, отделяющая зияратхану от усыпальницы, несет в себе надпись с именем мастера Хамрах-кула ибн Абд ал-Карима Туркистани и дату изготовления 1329 г. по хиджре /1911 г. [3, с. 179]. Эти образцы резного дерева свидетельствуют о сохранении в новое время традиции средневекового икусства.

В настоящее время в ханаке Ходжа Ахмеда Ясави выявлены новые экземпляры средневековой резьбы по дереву. В апреле 2012 г. при обследовании межкупольного пространства казандыка памятника мы с удивлением обнаружили, что некоторые балки служащие связкой между сталактитовым и внешним куполами казандыка имеют на одной из своих граней резной орнамент. В большинстве случаев декор располагается на нижней или боковых частях деревянных креплений, что скрывало их от взора немногих лиц попадавших в межкупольное пространство. Если на боковых гранях некоторых балок имелась простая плосковыемчатая резьба (Фото 1, 2), то на нижних гранях одной балки встречен сложный многоплановый орнамент. Примечательно, что в последнем случае резьба произведена на двух соседних гранях дерева (Фото 3).

Судя по расположению орнамента на гранях балки, они служили, скорее всего, элементами покрытого резьбой потолка мечети или другого сооружения, находившегося на территории ханаки Ходжа Ахмеда Ясави. В домонгольский период в значительной части монументальных сооружении Средней Азии и Казахстана использовалось дерево. Судя по данным исследований к ним относились соборные мечети Бухары и Самарканда. Последний был сожжен при взятии города монголами. Деревянные элементы старых сооружении обычно не выбрасывались. В литературе приводятся примеры вторичного использования деревянных частей из других здании. Так по распоряжению cаманида Ахмада деревянные конструкции дворца бухар-худата были разобраны и употреблены при сооружении его собственного дворца в Бухаре [4, с. 4-5]. Видимо, аналогичным образом были использованы деревянные балки обнаруженные нами в центральном куполе туркестанского памятника.

Местонахождение балок в межкупольном пространстве ханаки Ходжа Ахмеда Ясави позволяет определить время их вторичного использования. Известный искусcтвовед и исследователь туркестанского архитектурного комплекса Л.Ю. Маньковская в своих публикациях показала, что первый этап строительства ханаки Ходжа Ахмеда Ясави начался в 1389-1391 гг. Этому предшествовало разрушение расположенных на территории культового комплекса построек ХІІ-ХІV вв. [5, с. 8-11]. Можно предпологать, что указанные балки взяты из этого комплекса построек. Отнесение вышеуказанных образцов резьбы к караханидскому времени находит подкрепление в художественных особенностях декора. Некоторые элементы орнамента имеют сходство с декором деревянных панно и колонны из селения Оббурдон [4, рис. 6, 7], датируемые ІХ-Х вв. [6, с. 46]. Следует отметить, что выявленные нами образцы резного дерева были выявлены при осмотре лишь ближайших к единственному выходу из купола деревянных креплений. Скорее всего, внимательный осмотр деревянных конструкции всего межкупольного пространства казандыка даст новые памятники средневекового резного дерева.

К другой категории деревянных изделий с резным орнаментом относятся знаменитые туркестанские колонны. В 1928 г. М.Е. Массоном и Т. Миргиазовым в различных квартальных мечетях города Туркестана было обнаружено порознь пять деревянных колонн, причем одна из них имела дату изготовления 1352 г., а вторая – 1471 г. [7, с. 39-40]. Особенности и детальное описание туркестанских колонн ХІV-ХV вв. приведены в  специальной статье знатока среднеазиатских древностей  Г.А. Пугаченковой. Одна из надписей колонны І содержит дату: 10-е сафара 753 г. хиджры ( 7 апреля 1352 г.). Колонна ІІ имеет надписи в которых отмечено имя мастера резчика – Иса, время постройки мечети по распоряжению эмира Мухаммада-бини-Бука, бини Амир-Датха – 876 г. (1470-1471 гг.). Надпись колонны ІІІ гласит об основании мечети неким Джехан-Султаном [8, с. 40-53].

Экспонируемая в реставрированной мечети ХІХ в., расположенной на территории  городища Ески Туркестан, деревянная колонна с инвентарным номером № ЭБ-862 не упомянута в указанных выше работах. Единственный фотоснимок этой туркестанской колонны опубликован  в альбоме «Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави», изданный в 1980 г. [9, с. 164]. В тексте альбома и в других публикациях по истории и археологии г. Туркестана отсутствует  какая-либо информация об отмеченной деревянной колонне.

Согласно данным музейных документов, хранящихся в историко-культурном заповеднике «Азрет-Султан», колонна была привезена в музей при ханаке Ахмеда Ходжа Ясави в 1954 г. из мавзолея Али-ходжа-ата. Упомянутый мавзолей находится в настоящее время в черте города, в  2 км от ханаки. В 50-е гг. ХХ в. мавзолей Али-ходжа-ата был разобран до основания. Поэтому он не упоминается даже в «Своде памятников истории и культуры РК. Южно-Казахстанская область» 1993 г.

Ответ на вопрос, кто такой Али-ходжа-ата можно найти в родословных ходжа Средней Сырдарьи  – «Насабнама». Настоящее имя Али-ходжа-ата Абд ал-Малик, причем отмечено, что первое имя является его прозвищем. Он являлся зятем туркестанского святого, за него Ходжа Ахмед Ясави отдал свою дочь. В отмеченном источнике отмечается, что место погребения Али-ходжа-ата находится в местности Рах-и Калан на территории общины Дарваза [10, с. 75, 77]. Согласно тексту изданной в 1967 г. брошюры О. Дастанова за Али-ходжа-ата была выдана приемная дочь Ясави, а к моменту написания книжки упомянутый мавзолей уже не существовал [11, 56 б.].

Первое же упоминание о мавзолее встречается в 1889 г. в книге А. Кенесарина, где читаем, что известный сын казахского хана Кенесары «султан Садык остановился около Туркестана в саду мазара, называемого Али-ходжа-ата» [12, с. 36], т.е. памятник находился в окрестностях города конца ХІХ в. Фотоснимок мавзолея Али-ходжа-ата опубликован А.И. Добросмысловым в известной книге 1912 г. «Города Сырдарьинской области» [13, с. 151]. На ней четко просматривается профиль колонн парадного входа в купольную мечеть (Фото 4). Видно, что они имели расширяющий к верху ствол.

В 1948 г. мавзолей Али-ходжа-ата исследовала архитектор В.В. Константинова, которая выделила три этапа строительства архитектурного комплекса. Постройку кабырхана-усыпальницы ученый датировала ХV в., пристроенной к нему позже купольную мечеть – началом ХVІІІ в., крытую пристройку – айван с восточной стороны – 20-30 гг. ХХ в. [14, с. 37-53]. На приложенной к статье плане мавзолея Али-ходжа-ата мы видим, что к этому времени количество колонн достигло 6. На фотоснимке 1948 г. видны внешние деревянные колонны парадного входа в купольную мечеть и айвана с восточной стороны. На фотоснимке из книги А.И. Добросмыслова отсутвует пристройка с восточной стороны.

Сейчас есть возможность уточнить время последней перестройки. В помещении Малый Аксарай ханаки Ходжа Ахмеда Ясави в настоящее время выставлена мраморная плита размером 58 х 37 см, толщиной в 5 см, которая по данным востоковедов Б.М. Бабаджанова и А.К. Муминова является посвятительной надписью на строительство усыпальницы Ходжа Али. Согласно переводу текста в ней идет речь о строительных работах на памятнике, произведенных в 1335 г. хиджры, т.е 1917 г. ташкентским мастером Мир Усман бони [15, 90 б.]. Таким образом сопоставление фотоснимков из книги 1912 г. и 1948 г., данные из строительной надписи на плите позволяют считать что пристройка с восточной стороны появилась в 1917 г. Различие форм колонн в парадном входе в купольную мечеть на фотографиях различных лет свидетельствует о замене старых колонн, имеющих расширение ствола вверх, на новые, с прямым стволом.

Время и климат оказали отрицательное воздействие на техническое состояние колонны из мавзолея Али-ходжа-ата. Змеевидные трещины разбросаны по поверхности древесного ствола колонны.На одной из граней капители имеются утраты ряда деталей резного декора. В шестьнадцатигранном поясе ствола часть резьбы на площади трех граней уничтожена. Небольшая арабографичная надпись под датой сооружения местами настолько стерта, что невозможно различить ряд букв. С целью музейного экспонирования изделия на нижний конец колонны была вдета железная цилиндрическая подставка.

Высота деревянной колонны с мавзолея Али-ходжа-ата составляет 2,66 м. Нижняя часть круглого сечения, диаметр нижнего основания 19 см. Верхняя часть подквадратного сечения – 28,5 х 28,5 х 28 х 26,5 см. Таким образом колонна имеет расширяющийся вверх ствол (Рис 1).

Капитель на всех четырех гранях покрыта резьбой. Три грани имеют растительно-геометрический и одна грань геометрический орнамент (Фото 5; рис. 2, 3, 4). Капитель подквадратного сечения фигурными угловыми срезами сводится к восьмигранному поясу. Четыре грани восьмигранника в верхней части орнаментированы в виде арок различной конфигурации (Рис 1,  пояс а). Под тремя арками изображения вариации стилизованного растительного узора. Остальные четыре грани восьмигранника покрыты геометрическим орнаментом, состоящий из сетки треугольников и ромбиков.

Выпуклый валик отделяет восьмигранник от шестьнадцатигранника. На этом поясе отсутствует растительный орнамент (Рис 1, пояс б). Здесь господствует  сетка из треугольников, изображении в виде ниш с арочным перекрытием. Целостная картина узоров нарушена из-за потери части орнамента. Нижний валик отделяет шестьнадцатигранник от нижерасположенного восьмигранника. Тело восьмигранника покрыто  орнаментированнами поясами, с характерными ромбиками и треугольниками, схематичекие изображения ниш с арочным завершением (Рис 1, пояс в). В пояске с арочными нишами вырезана дата строительства здания – «1196 санат» и ниже неразборчивая арабографичная надпись (Фото 6). Перевод с хиджры 1196 г. на современное летоисчисление дает 1782-1783 г. Таким образом, колонна вырезана в последней четверти ХVІІІ в.

В среднем поясе вырезаны крупные фигурные лопасти с ромбовидными или килевидными окончаниями. Нижняя часть завершается пояском из треугольников, ограниченных с двух сторон зигзагами. Ниже следует гладкий неорнаментированный ствол колонны.

Орнаментальные мотивы колонны из мавзолея Али-ходжа-ата во многом индивидуальны. При некотором совпадении с мотивами с других более древних туркестанских и среднеазиатских колонн,  содержит особую, им одним присущую специфику. Интересные результаты дает сопоставление с казахским орнаментом известным по изделиям прикладного искусства. Растительный узор на гранях капители очень схож с узором откизбе, узилмес, с узором табан в сочетании с узором ағаш на түскиизе, [16, с. 32, 34-35, рис 114], с орнаментом казахских деревянных сундуков [17, с. 143, 144, 148, 219] с растительным орнаментом войлочных изделий [18, с. 42]. Отдельные элементы растительного узора также имеют аналоги в надгробных сооружениях Устюрта и Мангыстау [19, с. 13-61]. Поэтому датированная ХVІІІ в. колонна из мавзолея Али-ходжа-ата представляет большую историческую ценность при исследовании истории казахских орнаментов. Необходим сравнительный анализ декора колонны с орнаментами   других  тюркских народов Средней Азии.

Вновь выявленные памятники резного дерева из г. Туркестана являются  новыми источниками информации о развитии в средневековье прикладного искусства – резьбы по дереву, несут новые данные об истории архитектуры и орнамента народов Казахстана и Средней Азии.

 

  1. История Казахстана в западных источниках ХІІ-ХХ вв. Т.7. Алматы, 2006.
  2. Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. Ташкент, 1930.
  3. Мавзолей Ходжа Ахмада Ясави. Mausoleum of Khoja Ahmed Yasavi. Авторы текста А.К. Муминов, М.Б. Кожа, С. Моллаканагатулы. Алматы, 2010.
  4. Массон М.Е. К вопросу о происхождении памятников древней деревянной архитектуры, открытых М.С. Андреевым в горах Самаркандской области. Ташкент, 1927.
  5. Маньковская Л.Ю. Исследование архитектурного комплекса-мавзолея Ахмада Ясави в городе Туркестане и вопросы его реставрации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искуствоведения. Ташкент, 1963.
  6. Воронина В.Л. Искусство Средней Азии и Казахстана // История искусства народов СССР. Т.2. М., 1973.
  7. Массон М.Е. О постройке мавзолея Ходжа Ахмеда в городе Туркестане // Известия Среднеазиатского географического общества, т. ХІХ. Ташкент, 1929.
  8. Пугаченкова Г.А. О резных деревянных колоннах ХІV-ХV вв. в г. Туркестане // Известия АН Казахской ССР. 1948. Серия архитектурная. Вып. 1.  С. 40-53.
  9. Нурмухаммедов Н-Б. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясеви. Алма-Ата, 1980.
  10.  Исламизация и сакральные родословные в Центральной Азии. Алматы-Берн-Ташкент-Блумингтон, 2008.
  11.  Дастанов О. «Әулиелі» жерлер туралы шындық. Алматы, 1967.
  12.  Кенесарин А. Султаны Кенесары и Сыздык. Алматы, 1992.
  13.  Добросмыслов А.И. Города Сырдарьинской области. Ташкент, 1912.
  14.  Константинова В.В. Некоторые архитектурные памятники по среднему течению реки Сыр-дарьи // Известия АН Казахской ССР. Серия архитектурная. 1950. Вып. 2. С. 37-53.
  15.  Тұяқбаев М. Түркістанда жерленген тарихи тұлғалар. Алматы, 2000.
  16.  Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982.
  17.  Джанибеков У. По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата, 1990.
  18.  Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата, 1979.
  19.  Жанысбекұлы Т. Тасөрнек. Орнамент в камне. Алматы,1990.

 

Фото 1

Фото 1. Несколько балок, вмороженных одним концом к внешнему куполу казандыка у проема в межкупольное пространство. Средняя балка с выемками под углом к волокнам древесины.

 

Фото 3

Фото  2. Балка с медальонами и п-образным повторяющимся орнаментом.

 

Фото 3

Фото  3. Балка со сложным многоплановым орнаментом.

 

Фото 4

Фото  4. Фотография мавзолея Али-ходжа-ата из кн. А.И. Добросмыслова «Города Сырдарьинской области».

                                                                              Фото 5

Фото  5. Колонна мавзолея Али-ходжа-ата.

Фрагмент узора на одной из граней капители.

Фото 6

Фото  6. Колонна мавзолея Али-ходжа-ата.

Фрагмент с датой и остатками надписи.

 

Рис. 1

Рис. 1. Колонна с мавзолея Али-ходжа-ата. Орнаменты на поясах и срезы ствола колонны.

 

Рис. 2

Рис. 2. Колонна с мавзолея Али-ходжа-ата. Орнамент на одной из граней капители.

 

Рис. 3

Рис. 3. Колонна с мавзолея Али-ходжа-ата. Орнамент на одной из граней капители.

 

 

Рис. 4

Рис. 4. Колонна с мавзолея Али-ходжа-ата. Орнамент на одной из граней капители.