По сведениям китайского дипломата Чжао Хуна, относящимся к 1221 г., Чингис-хан восседает в кресле, украшенном золотыми головами драконов. Как на деле выглядели украшения этого трона?
На территории Восточной Монголии зафиксировано около 45 мраморных изваяний времени Монгольской империи. Из этих 45 изваяний 25 изображены сидящими, и лишь шесть из них запечатлели людей, сидящих в креслах с перекрещивающимися ножками.
Подлокотники этих кресел плавно закруглены. И только одно изваяние представлено фигурой, сидящей в кресле, подлокотники которого заканчиваются головами драконов. Копирует ли это кресло трон Чингис-хана?
Для утвердительного ответа как минимум нужен еще один предмет. В запасниках Отдела Востока Государственного Эрмитажа имеется бронзовая с позолотой фигура божества войны, сидящая на троне, чьи подлокотники заканчиваются головами драконов (фото 2 и 3).
Таким образом, появляются основания полагать, что трон Чингис-хана выглядел как кресло с невысокой спинкой, а его подлокотники были украшены золотыми головами драконов.
Если мы на правильном пути, то поле знаков легко расширится за счет известных артефактов. Речь идет о золотых и серебряных чашах, ручки которых имеют форму головы дракона.
Вырисовывается круг символов имперской всаднической культуры времени Чингис-хана. Одни и те же головы драконы украшали и трон Чингис-хана и пиршественные чаши его сподвижников.
Существует авторитетное мнение, что Чингис-хан пользовался сиденьем со складными ножками (без спинки и подлокотников). В качестве аргумента указывают на то, что прямые наследники Чингис-хана, его сын, Угедей, и внук, Мунке, использовали такие легкие сиденья. На персидской миниатюре, где изображен великий хан Мунке со своими ближайшими родственниками, некоторые персонажи показаны на таких сиденьях. В музее Ince Minare (Конья, Турция) хранится каменный рельеф с изображением ильхана Гейхату, который сидит в легком кресле. В праздничных сценах старшие нойоны также используют раскладные сиденья. Легкое раздвижное сиденье обнаружено при раскопках захоронения старшего нойона в Таван толгое (раскопки Монгольско-французской экспедиции 2013 г.).
На самом деле, ситуация выглядит так.
На персидских миниатюрах ильханского времени видим два типа сидений. Кочевая аристократия пользуется легкими сидениями, а ильханы большими тронами. Трон для коронации украшен изображениями драконов и птицы фэн-хуан, а трон для праздничных церемоний середины лунного года инкрустирован золотыми пластинами с цветочным орнаментом.
Громоздкие троны у ильханов появились под влиянием персидской дворцовой культуры. Кресел со спинками и подлокотниками (как на мраморных изваяниях из Восточной Монголии) на персидских миниатюрах нет. Это означает следующее. Кресла со спинками (как символ власти, который использовал Чингис-хан) стали привилегией чингизидов, сосредоточивших в своих руках реальную или номинальную власть над всей империей. Улусные правители Золотой Орды и Ирана, признавая старшинство великого хана, не претендовали на «трон Чингис-хана».
У хана Узбека, правителя Золотой Орды, было два трона. Один использовался для еженедельных собраний знати в кочевой ставке хана, другой — для ежегодного имперского праздника. Оба трона видел марокканский путешественник Ибн Баттута.
По словам Ибн Баттуты, посредине приемного шатра хана Узбека находился «деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками; ножки его — из серебра, а верх его усыпан драгоценными камнями». На престол всходили по ступеням. Скорее всего, это было тяжеловесное парадное кресло, сходное по конструкции с тем, что мы видим на персидских миниатюрах времени ильханов.
Второй трон описан Ибн Баттутой с большими подробностями. В июне 1334 г. в кочевой ставке Узбека в местности Бишдаг на Северном Кавказе для празднования середины лунного года была разбита большая палатка на четырех деревянных стойках, покрытых листами позолоченного серебра. Посредине палатки «поставлен большой трон, который они называют тахт. Он [сделан] из резного дерева; столбики его покрыты листами позолоченного серебра, а ножки [сделаны] из чистого серебра с позолотой; поверх его [постлан] большой ковер. Посреди этого большого трона [лежит] тюфяк, на котором сидят султан и старшая хатун. С правой стороны его — тюфяк, на котором сидит дочь его Иткуджуджук вместе с хатун Урдуджей, а с левой — тюфяк, на котором сидит хатун Байалун с хатун Кабак. Направо от трона поставлено сидение, на котором сидит Тинабек, [старший] сын султана, а налево — сидение, на котором сидит Джанибек, второй его сын. Поставлены справа и слева еще другие сидения, на которых сидят царевичи, эмиры старшие, а потом эмиры младшие, например, тысячники, т. е. командующие тысячей человек».
При раскопках кочевнического погребения в Западном Казахстане были обнаружены золотые пластинки, разрезанные на части и нашитые на головной убор. Находка описана в книге известного археолога А. А. Бисембаева «Кочевники средневековья Западного Казахстана» (Актобе, 2010). При реконструкции становится очевидным, что накладки не предназначались для украшения головного убора, а использовались для инкрустации трона.
Доказательство тому следующее. Часть изображений вписана в восьмиугольные формы. Изразцы такой формы использовались для украшения ханских дворцов. Их же мы видим в оформлении праздничного трона Джихангира, правителя Индии из династии Моголов.
Вторым аргументом, указывающим на принадлежность золотых накладок чингизидской (имперской) культуре, является изображение чешуи драконов. Чешуей драконов декорирована оборотная сторона золотых и серебряных бляшек воинских поясов монгольской аристократии.
Опираясь на свидетельство Ибн Баттуты, можно с полным основанием говорить о том, что Джучиды для церемоний использовали большие парадные троны. На троне хан сидел вместе со старшей из хатуней. Такие троны изображены на персидских миниатюрах. Их конструкция отличается от кресла Чингис-хана с невысокой спинкой. И, что важно для нашей темы, деревянные троны Джучидов были инкрустированы листами позолоченного серебра. Конструкция джучидского трона с его широким основанием предполагала украшение золотыми пластинами, чего не скажешь о кресле Чингис-хана.
Какова вероятность того, что золотые украшения одного из джучидских тронов, а именно орнаментированные золотые накладки, могли оказаться в руках кочевой знати Восточного Дешт-и Кипчака, разрезаны на фрагменты и использованы для украшения головного убора знатной кочевницы?
Вероятность такого события велика. Напомню историю джучидского золотого шатра. По словам хорезмийского сказителя XVI в. Утемиша-хаджи, при Хызр-хане (правил в Золотой Орде в 1360–1361 гг.) шатер был разломан и поделен между приближенными хана. Вероятно, такая же участь постигла и трон хана.
Если эта гипотеза не встретит серьезных контраргументов, мы можем приступить к реконструкции джучидского трона.
Единственным местом, где сохранился трон Чингизидов, как и приемная зала, является Бахчисарайский дворец (Крым). Форма трона Гиреев аналогична тронам ильханов.