Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Абжанов Х. Интеллигенция и культура Казахстана в годы Великой отечественной войны Советского союза (главы из книги)


Первая четверть социалистического строительства кардинально измененила социально-экономическую структуру и культурный облик Казахстана. Несмотря на чудовищные преступления тоталитаризма на рубеже 20-30-х годов и в 1937-1938 гг., унесшие жизни не менее 2 млн. казахов, накануне войны наша республика располагала солидным интеллектуальным и духовным потенциалом. Молодежь, рожденная после октября 1917 г., стала поголовно грамотной, обязательный начальный всеобуч, о котором мечтал и не раз писал А.Байтурсынов, воплотился в жизнь, сложилась достаточно широкая сеть культурно-просветительных учреждений, в 20 высших учебных заведениях, чего вовсе не было в дореволюционном Казахстане, обучалось более 10 тыс. юношей и девушек. Театры, творческие союзы, научно-исследовательские институты, музеи и архивы служили настоящими кузницами формирования и роста кадров национальной интеллигенции. На 1 января 1941 г. численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве, превысила 52 тыс. человек, среди них было инженеров и техников – 11,4 тыс. человек, агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей и работников, лесоводов – 4,6 тыс., врачей и медицинских работников – 11,9 тыс., педагогов и культпросветработников – 20,2 тыс. человек[1]. Почти полмиллиона населения Казахстана работали в сфере умственного труда[2].
Однако в душе казахстанцев царило беспокойствие. Советско-японские конфликты на озере Хасан (1938 г.) и на реке Халкин-Гол (1939 г.), советско-финляндская война 1939-1940 гг., начавшаяся вторая мировая война неумолимо свидетельствовали о приближении часа Х. Страна готовилась к большой войне. В конце 1938 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об укреплении трудовой дисциплины, затруднявший смену места работы. ХVIII конференция ВКП(б) (февраль 1941г.) внесла коррективы в пятилетний план ради скорейшего выполнения военных программ. Каждый инженер и агроном, ученый и педагог чувствовал себя мобилизованным на укрепление обороноспособности Родины. Еще 29 июля 1940 г. К.И.Сатпаев обращается в ЦК КП(б) Казахстана с докладной запиской о необходимости строительства в центре республики комбината черной металлургии. Идея К.И.Сатпаева, получившая поддержку руководства республики и Москвы, была воплощена в жизнь в годы войны. 31 декабря 1944 г. состоялся торжественый пуск первой очереди казахского передельного металлургического завода и выдана первая плавка стали[3]. После войны именно на этом комбинате начал свою трудовую биографию первый президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев.
Война вызвала противоречивые тенденции и процессы в духовной и интеллектуальной жизни Казахстана. С одной стороны, интеллигенция поставила на защиту Отечества вес свой ум и талант. Ее роль четко была указана в обращении наркома просвещения республики Т.Тажибаева: «неустанно разьясняйте трудящимся задачи и цели нашей Великой Отечественной войны… победа решается не только на фронте, но и в тылу… победа зависит от нас, от нашего единства и самоотверженности…»[4]. С другой стороны, ухудшились материальные условия деятельности учреждений культуры, образования и науки, хотя партийно-правительственное руководство держало руку на пульсе духовной жизни. В частности, в 1943 г. в структуре ЦК Компартии Казахстана открылся отдел школ, вузов и науки[5]. Много объектов соцкультбыта либо закрылось, либо было передано в распоряжение военных органов. За четыре года войны сеть культурно-просветительных учреждений республики сократилась на 1621 единицу. Из 1268 киноустановок 1940 г. к концу 1945 г. функционировали всего 574. Упало также количество названий книг, журналов, газет и их тираж[6]. Десятки тысяч специалистов и студентов ушли на фронт. В первые же месяцы войны из Казахского горно-металлургического института ушли в действующую армию 200 студентов. На фронтах войны сражались 176 студентов КазГУ им. С.М.Кирова, 206 студентов и сотрудников Алма-Атинского зооветинститута, около 160 педагогов и студентов КазПИ им. Абая[7]. Однако ни на минуту не прекращалась подготовка новой плеяды работников умственного труда. Более того, в тяжелые военные годы открылись 5 новых вузов – консерватория, женский педагогический институт, институт иностранных языков, институт физической культуры в Алматы, технологический институт строительных материалов в Шымкенте. В столице республики, Караганде, Кзыл-Орде и других городах размещались эвакуированные университеты и институты России и Украины. 15 тыс. студентов-казахстанцев встретили победный 1945/46 уч. год[8].
Трудности военной поры сполна испытала научная и художественная интеллигенция. В боях с врагом геройски погибли поэт А. Жумагалиев, публицист Б.Булкышев, композиторы Р.Елебаев, А.Базанов, С.Кошекбаев. Терпя лишения и невзгоды, интеллигенция хорошо знала, какая социально-профессиональная перспектива ждет ее в случае победы фашизма. Вожди третьего рейха в самом деле вынашивали чудовищные идеи. 9 сентября 1941 г. Гитлер, представляя себя в роли победителя, говорил: «раз в год мы будем проводить через столицу империи партию киргизов, чтобы в их сознании запечатлелись мощь и величие каменных памятников этого города». Весной 1942 г. он высказался еще подробнее: «Если русские, украинцы, киргизы и т.д. научатся читать и писать, то это может нам лишь повредить. Ибо подобные навыки дали бы возможность самым способным из них получить определенные знания в области истории и, следовательно, прийти к размышлениям политического свойства, острие которых было бы неизбежно направлено против нас… Было бы разумнее, считал фюрер, установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных и т.п. сведений. И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку. Ибо веселая музыка способствует прилежной работе…»[9].
Словом, фашизм поставил интеллигенцию перед дилемой «быть или не быть». На борьбу с коричневой чумой поднялись от студента до девяностолетнего Жамбыла. Не соглашаясь с сумасбродной идееи Гитлера и отстаивая честь и свободу Родины, Героями Советского Союза стали ученый-филолог М.Габдуллин, студент КазГУ им. С.М.Кирова А.Г.Попов, студентка Алматинского мединститута М.Маметова. Не один верст фронтовых дорог прошагали будущие академики и профессора С.Бейсембаев, Г.Дахшлейгер, С.Зиманов, А.Лукьянов, А.Кайдаров, С.Баишев, А.Нусупбеков, С.Балмуханов, Р.И.Фурсов, К.Мынбаев и многие другие. Так, выпускник Харьковского института советской торговли С.Бейсембаев был призван в ряды Красной Армии в 1940 г. Служил в Минске, Борисовском военно-инженерном училище, в 57-й армии Сталинградского фронта. Его письма с фронта матери, родным и близким четко отражают мировоззрение и настрой молодежи тех лет, вчерашнего педагога и аспиранта, истинного патриота. 3 февраля 1943 г. он писал: «Менiң денiм сау, қалым жақсы, табыс күштi, мына Сталинград бойындағы қоршалған жаудың группировкасын бiтiрдiк – мұны газеттен де оқып қуанып жатқан боларсыздар. Қай фронтта болсын қазiр жағдайымыз жаман емес. Ендi бұл жақта мойнымыздағы мiндетiмiздi орындағасын алға бармақпыз. Немiстерден басқа жерiмiздi босатуымыз керек… Қайда барсақ та мақсатымыз бiр ғой – жауды құртып, Отанымызды сақтап қалу». («Я здоров, настроение хорошее, успехи колоссальные, ликвидировали группировку врага под Сталинградом, о чем, думаю, узнали из газет и радуетесь. На всех фронтах положение наше не плохое. Как только выполним здесь свой долг, двинемся дальше. Надо освободить от немцев другие территории. Где бы ни находились, у нас одна цель – уничтожить врага, защитить Отчизну»). Следующее письмо написано 21 марта 1943г. Оно тоже пронизано любовью к Отчизне и идейностью автора. «Немцев по-прежнему бьем крепко, – говорится в письме. – Недавно мне присвоили звание «майора» и наградили орденом «Красная звезда». Очевидно, это письмо к Вам придет к октябрьским дням, поэтому поздравляю Вас с 26-й годовщиной Октябрьской социалистической революции… Вы пишете насчет посылок, ничего нам не нужно. Всего у нас достаточно, поэтому не беспокойтесь, лучше помогайте маме, Зуре»[10].
К сожалению, преданность делу защиты Отечества и боевые подвиги представителей национальной интеллигенции на фронтах Великой Отечественной не всегда оценивались адекватно. Сегодня однозначно установлено, что по субъективным причинам высокое звание Героя Советского Союза не получили легендарный комдив Б.Момышулы, партизан К.Кайсенов, бесстрашный офицер Р.Кошкарбаев. Еще трагичнее сложилась судьба тех, кто оказался в немецком плену. Фактически до краха тоталитаризма и роспуска КПСС они считались неблагонадежными, им всячески препятствовали в служебном и профессиональном росте.
Не отличалась корректностью и тактичностью работа особистов. Поиски мнимых шпионов и националистов там, где их вовсе не было, заканчивались охаиванием и шелмованием ни в чем не повинных людей. Так, в 1945 г. сотрудники фронтовой газеты «Отанды қорғауда» Т.Ашимбаев – в прошлом студент Ленинградского финансово-экономического института, К.Усманов – выпускник Саратовского университета, А.Турганов – заместитель начальника планово-экономического управления наркомата совхозов Казахстана за потерью политической бдительности подверглись аресту. Их вина состояла в том, что в казахском тексте партийно-правительственного поздравительного приветствия по случаю 50 летия секретаря ЦК ВКП(б) А.А.Андреева вместо «Андрей» вкралась ошибка «Аднрей». Решением военного трибунала Ленинградского военного округа «политически близорукие» офицеры получили срок от 6 до 8 лет каждый. Из мест заключения Т.Ашимбаев освободился лишь в 1951 г., затем долгое время работал в институте экономики НАН РК, где прошел путь от младшего научного сотрудника до академика. Этот жизнерадостный, энергичный великан, честный труженик науки ушел из жизни в 1995 г. (Егемен Қазақстан. 2005. 20 наурыз).
Алогичные противоречия пронизывали и сферу художественного осмысления военной тематики. Так, главным событием литературного движения военной поры стал выход в свет в 1943 г. первой книги романа-эпопеи М.Ауэзова “Путь Абая”. Еще в рукописном варианте книга не понравилась руководителю республиканской партийной организации Н.Скворцову. В ней он обнаружил чрезмерное восхваление дореволюционного прошлого Казахстана. Лишь благодаря мужественному поступку редактора издательства Б.Кенжебаева литературный шедевр М.Ауэзова стал достоянием народа.
Газета «Комсомольская правда» довела до всесоюзного читателя яркие публицистические статьи талантливого журналиста, сапера Б.Булкышева «Я хочу жить!», «Письмо сыну Востока», «Жизнь принадлежит нам», «Слушай, Кавказ!». В них он разоблачает зверийное лицо гитлеровского фашизма, призывает не отождествлять коричневую чуму ХХ века с великим наследием Бетховена, Гете, Гейне, Шиллера. Размышления Б.Булкышева нашли горячие отклики во всех уголках Советского Союза.
В отличие от судеб публицистики Б.Булкышева, принесшей автору славу и известность, чуть ли трагедией не обернулись для поэта Д.Абилева гуманистические идеи его поэмы «Майданбек», опубликованной в 1943 г. на страницах фронтовой газеты «Аттан жауға қарсы». Сверхбдительные критики обвиняли автора в ненужном, даже вредном гуманизме, якобы порождающем неуверенность и раскол в солдатской среде. От неприятностей, может быть и от смерти, поэта Д.Абилева спасло решительное вмешательство Героя Советского Союза М.Габдуллина и его профессиональный анализ поэмы[11].
«Не было бы счастья да несчастье помогло», гласит народная мудрость. Война – это беда, горе, слезы. Однако в условиях Казахстана она дала мощный толчок развитию науки и художественной культуры. Ибо в республику прибыла по эвакуации научно-художественная элита мирового уровня. Совместная творческая работа с академиками и член-корреспондентами АН СССР и народными артистами СССР, выдающимися мастерами пера и слова еще ярче раскрыла талант К.Сатпаева, М.Ауезова, А.Маргулана, А.Жубанова, Е.Брусиловского, Б.Ерзаковича, А.Бектурова, Е.Бекмаханова, Л.Хамиди, А.Кастеева. За годы войны 130 казахстанских ученых стали докторами и кандидатами наук. Расходы на научно-исследовательские работы Казфилиала АН СССР выросли в 11 раз. Число разрабатываемых научных тем увеличилось с 60 до 368[12]. Сложились объективные предпосылки для преобразования Казфилиала АН СССР в республиканскую академию наук.
Блестящих успехов добилась медицинская интеллигенция Казахстана. Профессор А.П.Полосухин предложил противошоковую жидкость, профессор А.Н.Сызганов создал Республиканскую станцию переливания крови, где был получен казахстанский заменитель крови – КЗК[13]. Врачи и медицинские сестры добились возвращения в строй свыше 72% раненных и 90% больных бойцов и офицеров Красной Армии и Флота, тогда как в период первой мировой войны было возвращено в строй лишь 40-45%. Вот строки горячей благодарности воинов к своим спасителям. В газете «За Родину» капитану медицинской службы Сейдалиной Гульнур они писали: «Товарищ Сейдалина! Благодаря Вашей заботе и условиям не только вылечились, но и еще больше вдохновились на борьбу для скорейшего разгрома фашистской Германии. Мы никогда не забудем Вашей скромности и человечности по отношению к нам – раненым воинам. Желаем крепкого здоровья, дорогая сестра, Гульнур»[14]. Трудно переоценить значение вклада производственно-технической и сельскохозяйственной интеллигенции Казахстана в экономическое обеспечение Великой победы. Инженеры, механики, агрономы и зоотехники днем и ночью несли трудовую вахту. Смысл и назначение их деятельности выражены лозунгом «Все для фронта, все для победы». Небезучастными оставались даже узники ГУЛАГА. В годы войны только в системе Карлага сельскохозяйственным производством занималось около 20 тыс. узников. В 1942 г. они собрали 320 тыс. ц. Зерновых, что составляло 117,5% к плану, в 1943 г. государству сдали 4,8 тыс. тонн мяса живым весом, тогда как все совхозы и колхозы Карагандинской области сдали всего 7,9 тыс. тонн[15].
Словом, интеллигенция и культура Казахстана достойно выдержали весь трагизм войны. Конечно, были тяжелые потери, но были и приобретения. Страх, предательство, измена, без которых не обойдется ни одна война, оказались ничтожными перед союзом интеллекта и муз. Этот союз укрепил в сознании и сердцах воинов чувство самосохранения, человеколюбия, солидарности и справедливости, стал прочным фундаментом многих достижений послевоенного Казахстана. Ветераны войны, строители культуры, образования и науки все еще в строю. Их ум и талант заложили духовно-нравственные устои нашей независимости. Яркий пример тому – государственная деятельность Героя Советского Союза, генерала армии С. Нурмагамбетова – первого Министра Обороны Республики Казахстан, первого кавалера звания «Халық қаhарманы». Духовный подвиг наших отцов и дедов были и остаются вечными ценностями и немеркнущим достоянием истории, современности и грядущих эпох.

Л И Т Е Р Т У Р А:
1. Казахстан за 40 лет. Стат. сборник. А., 1960. С.289-291, 460.
2. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Казахская ССР. М., 1962. С.103.
3. История индустриализации Казахской ССР. Т.2. А., 1967. С.306-312, 400-401.
4. Библиотечное дело в Казахстане 1918-1945 гг. Сб. документов и материалов. А., 1990. С.176.
5. Коммунистическая партия Казахстана: организационно-политическое развитие. Справочник. А., 1990. С.107.
6. Большевик Казахстана. 1946. № 3. С.73. Казахстан за 40 лет. Стат. сборник. С. 484, 486.
7. Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. А., 1985. С.22. Казахский политехнический институт им. В.И.Ленина. А., 1984. С.23. Алма-Ата. Энциклопедия. А., 1983. С.268, 415.
8. Казахстан за 40 лет. Стат. сборник. С.460.
9. Садыкова Б. История Туркестанского легиона в документах. А., 2002. С.169.
10. Академик Серкбай Бейсембаев. А., 2004. С.136-137.
11. Егемен Қазақстан. 2005. 20 наурыз.
12. Назарбаєва Г., Әбжанов Х. Қазақстан: тарих пен тағдыр. А., 2003. С.122.
13. Национальная Академия наук Республики Казахстан. Энциклопедический справочник. А., 1996. С.292, 347.
14. Назарбаева Г., Әбжанов Х. Қазақстан: тарих пен тағдыр. А., 2003. С.122.
15. Шаймұханов Д.А., Шаймұханова С.Д. Карлаг. А., 1997. С.66.