Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Гуманитарные науки за 20 лет независимости Казахстана: достижения, проблемы и перспективы


29 сентября 2011 года в Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК прошел Первый Форум обществоведов «Гуманитарные науки за 20 лет независимости Казахстана: достижения, проблемы и перспективы», посвященный 20-летию независимости Республики Казахстан.
Гуманитарное образование пережило за столь исторически сжатые сроки мировоззренческую трансформацию, обусловленную как интенсивными преобразованиями на геополитической карте мира, так и динамично развивающимися процессами глобализации, подкрепленными общедоступностью информационного пространства. И накопленный опыт, эмпирические знания и наработанные практические шаги постсоветского развития дают богатый материал для научных исследований. Переток населения в урбанизированные центры, характеристика миграционных процессов, взаимоотношения между политикой и религией, соотношение идентичности, языка и образования, оценка человеческого капитала, формирование «умной» экономики, вопросы окружающей среды, соотношение этничности и гражданства, вопросы историко-культурного наследия – все эти аспекты современности являются широкой эмпирической базой для социогуманитарных исследований. Обмен мнениями относительно обретенного опыта и новых тенденций в гуманитарном научно-образовательном комплексе нацелен на дискурс открытости и новаторства в тематике поднимаемых проблем на форуме.
Двадцатилетняя история независимого Казахстана по динамике своего общественного развития, институциональным реформам и экономическим индикаторам представляет один из ярких примеров наступательного вхождения в мировое гуманитарное пространство. На сегодняшний день производство социогуманитарного знания не ограничивается лишь внутрикорпоративным оборотом идей и концептуального багажа, а выходит на оперативный простор принятия практических решений. Современное государственное управление должно опираться на исследования и компетенцию тех, кто помогает исполнительскому корпусу адекватно оценивать риски и видеть перспективы своей деятельности с учетом протекающих мировых тенденций. Союз науки и государственного менеджмента становится приоритетом в Казахстане в контексте индустриально-инновационной стратегии. Говоря об источниках конкурентоспособности нашей страны, Президент РК Назарбаев Н.А. акцентирует внимание на том, что «социальные науки, включая историю, социологию, этнографию и другие отрасли «человекознания», дают не только точные диагнозы общественным проблемам, но и эффективные рецепты социальной мобилизации».
Объединение гуманитарного научно-образовательного комплекса в рамках всего постсоветского пространства требует выработки концептуального обоснования для подготовки трудов по интегрированному гуманитарному направлению, где должно быть отражено как современное состояние науки, актуализирована ее роль, так и представлены перспективы ее реинтеграции, необходимо однозначно уяснить, какие функции выполняет гуманитарное знание как институциональное начало образовательной инфраструктуры, насколько готовы национальные школы к интерактивному диалогу. В качестве первоначальных шагов в сторону синтеза постсоветской социогуманитарной науки необходима выработка новой научной методологии и образовательной парадигмы в дискурсе современных открытий во всемирно-историческом процессе.