Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Ученые Центральной Азии договорились написать общую историю региона


В Алматы завершился трехдневный семинар «Образование в странах Центральной Азии», в котором приняли участие ученые, школьные методисты и эксперты по вопросам образования из Казахстана, Германии, Кыргызстана и Таджикистана. Международный научно-практический германо-казахстанский семинар для школьных учителей и методистов проходил по инициативе Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова, Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан и германского Института имени Георга Эккерта по международным изучениям школьных учебников.
Семинар проходил в рамках Года Казахстана в Германии – в марте 2009 года между организаторами семинара был подписан Меморандум о взаимопонимании, который позволил открыть путь к новым формам межгосударственного научного сотрудничества, в том числе в области образования. Так, был запущен специальный проект, рассчитанный на четыре года, который предполагает создание новых учебников по обществоведению, географии и истории.
Именно договоренность ученых и школьных методистов региона написать новые учебники по истории Центральной Азии и стала главным итогом прошедшего семинара. Очевидно, что перед тем, как создавать подобные учебники, необходимо будет выработать единую концепцию исторического развития региона, что сегодня представляется довольно трудной и очень деликатной задачей.
На семинаре участники обсудили методические, теоретические и практические проблемы, возникающие при создании школьных учебников по истории, и пришли к единому мнению, что новые учебники должны создаваться не только школьными методистами и учителями, но и учеными, которые занимаются фундаментальными и прикладными историческими исследованиями.
Таджикская сторона предложила начать с издания хрестоматии по общей истории региона – но какой исторический период будет охватывать хрестоматия, какие тексты в нее войдут, будут ли эти тексты сопровождаться комментариями, – все эти вопросы будет решать специальная комиссия, которую только предполагается создать. Вообще, учитывая болезненность этого вопроса, участники семинара были очень осторожны и неспешны в своих прогнозах.
Проект предполагает проведение трех семинаров в странах региона и заключительную встречу в Германии. За четыре года проекта некоторые участники пройдут стажировку в Германии и получат стипендии для создания учебников. Следующий семинар состоится в следующем году в Кыргызстане.
По словам Баходира Сидикова, руководителя Центральноазиатского проекта Института имени Георга Эккерта по международным изучениям школьных учебников, у них уже есть положительный опыт по созданию таких учебников. Так были созданы учебники по общей истории Германии и Польши, Германии и Франции и даже Израиля и Палестины. Правда, в учебнике по истории Ближнего Востока авторы не смогли примирить концепции палестинских и израильских историков, и потому на каждой странице книги в двух столбцах были изложены версии израильской и арабской стороны. Между ними было оставлено чистое поле, где учащиеся могли записать собственные комментарии, выводы – или предложить свое собственное видение истории двух пока враждующих государств.
«Цель нашего проекта – достигнуть взаимопонимания между странами и народами мира, – сказал Баходир Сидиков. – Приятно отметить, что между странами Центральной Азии нет особых конфликтов и противостояния. Это создает благополучную основу для создания общей истории региона. Я верю, что это возможно».
Опубликовано на “Фергана.Ру”

Фотоархив

Увеличить картинку