Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

Проекты грантового финансирования на 27 мес. (2020-2022 гг.)


Система светского образования и просвещения в политике модернизации традиционного казахского общества в 20-30-е гг. ХХ в


Наименование темы проекта. «Система светского образования и просвещения в политике модернизации традиционного казахского общества в 20-30-е гг. ХХ в.»

Наименование приоритетного направления развития науки, по которому подается заявка. 6. Научные основы «Мәңгілік ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук)

Наименование специализированного научного направления, по которому подается заявка.6.3. Фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук: 6.3.4. Общность истории и культуры, литературы и языка, традиций и ценностей в условиях модернизации общества

Предполагаемая дата начала и окончания программы и ее продолжительность.Начало – октябрь, 2020 г. Окончание – 31 декабря, 2022 г. Продолжительность – 27 месяцев.

Актуальность. В Казахстане актуален анализ значения реформ, осуществленных в области светского образования и системы просвещения после Октябрьской революции 1917 года, вклада национальных деятелей в эту работу. Важно проведение сравнительного исследования опыта образования 20-30-х годов XX в. с сегодняшней системой эпохи глобализации. В программной статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» образование обозначалось как главный капитал государства. При совершенствовании современной системы образования целесообразно использовать достижения прошлого в области образования. В связи с этим основной идеей проекта является комплексное изучение истории образования в 20-30-е годы XX века.

Целью проекта – является комплексное исследование формирования нового подхода в политике модернизации казахстанского общества в период распада традиционного образования в стране в 1920-30 гг. после Октябрьской революции, а также реформ становления и развития светского образования и роли национальной интеллигенции в ее реализации.

В результате:

публикация статей в зарубежных рецензируемых научных журналах. Результаты проекта публикуются в рецензируемом научном издании, индексируемом международной базой данных Web of Science, входящим в (первый) либо 2 (второй) либо 3 (третий) квартили, и (или) по требованию, входящему в базу Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index и (или) имеющему процентиль по cite Score на базе Scopus (не менее 35 (тридцати пяти) будет опубликована 1 статья

– в отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН МОН РК, будут опубликованы не менее 5 (пять) статей и/или обзоров с ненулевым импакт-фактором. («Отан тарихы», «Вестник КазНУ им. аль-Фараби», Электронный журнал «edu.e-history», «Вестник КазНПУ им. Абая» и другие).

– Планируется опубликовать коллективную монографию, сборник архивных документов по ССР. Сборник документов и материалов (1917–1939). – Алма-Ата, 1957. – 237 с. итогам проекта в отечественном издании. 

Результаты глав коллективной монографии публикуются в виде статей в научных журналах, научных конференциях, зарубежных изданиях:

2020 г.

в рецензируемых отечественных изданиях с ненулевым импакт-фактором (рекомендованных КОКСОН):

1 Мұхатова О.Х. Алаш ардақтысының білім беру турасындағы ойлары. // «еdu.e-history.kz» электронды ғылыми журналы. – 2020. – №4 (24).

2 Қайпбаева А.Т., Нурмухамбетов А.А. ХХ ғасырдың 20-30-жылдарындағы зайырлы білім беру ісі: ұлт қайраткерлерінің қызметі. // Қазақ тарихы. – 2020. – №12 (баспада)

в сборниках материалов международных конференций:

1 Тулентаева К.А., Қаипбаева А.Т. Алаш зиялылары және білім беру мәселесі. // Профессор С.И. Оспановты еске алуға арналған «Тұлға. Таным. Шығармашылық» атты Халықаралық ғылыми-практикалық конференциясы материалдарының жинағы. Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университеті. – Алматы, 2020. 11 қараша. (баспада)

2 Шашаев Ә.К. ХІХ ғасырдың соңы – ХХ ғ. басындағы қазақстандағы білім берудің тарихынан.// «Қозыбаев оқулары – 2020: қазақстандық ғылым дамуының басым бағыттары, заманауи жетістіктері мен инновациялары» атты халықаралық ғылыми тәжірибелік конференциясы жинағы. М. Қозыбаев атындағы Солтүстік Қазақстан университеті. – Петропавл, 2020. (баспада)

3 Қаипбаева А.Т. Қазақстандағы зайырлы білім мен ағарту жүйесі мәселесінің зерттелуі хақында (ХХ ғ. 20-30 жж.). // «Қозыбаев оқулары – 2020: қазақстандық ғылым дамуының басым бағыттары, заманауи жетістіктері мен инновациялары» атты халықаралық ғылыми тәжірибелік конференциясы жинағы. М. Қозыбаев атындағы Солтүстік Қазақстан университеті. – Петропавл, 2020. (баспада)

публикаций СМИ:

1 Хумарзах А. Алаш қайраткерлерінің ағартушылық қызметі. // Төртінші билік. –2020. – № 19-20 (357-358). – 7 б.

2 Шымкент қаласына ғылыми іссапар. // Тарих және этнология институтының сайты. – 2020. – 24 қараша //https://iie.kz/?p=11548&lang=ru (қаралған күні 24.11.2020)

3 Қызылорда қаласына ғылыми іссапар. // Тарих және этнология институтының сайты. – 2020. – 24 қараша // https://iie.kz/?p=11544&lang=ru (қаралған күні 24.11.2020)

4 Нұр-Сұлтан қаласына жасалған ғылыми іссапар туралы. // Тарих және этнология институтының сайты. – 2020. – 24 қараша // https://iie.kz/?p=11539&lang=ru (қаралған күні 24.11.2020)

5 Қаипбаева А.Т. Қазақ қоғамындағы білім жүйесінің даму деңгейі (ХХ ғасыр 20-30 жылдар)// «Qazaqstan tarihy» порталы. – 2020. – 25 қараша // https://e-history.kz/kz/history-of-kazakhstan/show/32231/ (қаралған күні 25.11.2020)

2022 ж.

По итогам проведенных исследований подготовлены и опубликованы научные статьи всего: – 21 статей, из них в рецензируемых отечественных изданиях с ненулевым импакт-фактором (рекомендованных КОКСОН) – 5, в научных журналах – 1,в рецензируемом научном издании, индексируемом международными базами данных Web of Science, входящих в базу Scopus – 1, в сборниках материалов международных конференций – 4, в рецензируемом зарубежном издании (РИНЦ) – 1,публикаций СМИ – 9.

Из них: в журналах, рекомендованных КОКСОН МОН РК– 5

1. Мұхатова О.Х., Қаипбаева А.Т. Қазақ халық ағарту институты және оның қызметі. // Ветник КазНУ. Серия Историческая. – 2021. – №1 (93). – С. 15-28.

2. Мухатова О.Х. Қазақстандағы 1920-1930 жылдардағы Халық ағарту комиссариатының қызметі. // Отан тарихы. 2021. – №1(93). – С. 15-28.

3. Мухатова О.Х. Қазақстандағы 1920-жылдардағы оқу-ағарту. // ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение – 2021. – №2 (135). – С. 35-47.

4. Мұхатова О.Х.Қазақстандағы 1920-30 жылдардағы білім беру жүйесі тарихының тарихнамасы. // Отан тарихы. – 2021. – №3 (95). – С. 5-15.

5. Нурмухамбетов А. ХХ ғасырдың 20-30 жылдарындағы Қазақстанның білім беру қызметі саласын дамытудың негізгі үрдістері. // Отан тарихы. 2021. №3 (95). – 2021. – №3 (95). – С. 118-126.

– в научных журналах – 1.

1. Борбасов.С.М. Духовное наследие лидеров партии «алаш» в контексте формирования идеи казахской государственности. // Электронный научный журнал «еdu.e-history.kz». – 2021. – №2 (26).

в рецензируемом научном издании, индексируемом международными базами данных WebofScience, входящих в базу Scopus:

1. O. Мukhatova. Аrchival terminology in the USSR and in post-Soviet countries: continuity and change// Archives and Manuscripts. – Volume 49, 2021 – Issue 1-2: Scholarly and Professional Communication in Archives: Archival Traditions and Languages. 10 May, 2021. Q3. 45 процентиль. Scopus https://doi.org/10.1080/01576895.2021.1913757 (дата обращения 2021-11-11).

в рецензируемом зарубежном издании (РИНЦ) – 1

1. Каипбаева А.Т., Курманалина Н.Н. Из истории деятельности общества «Талап» // Тенденции развития науки и образования. – Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2021. – Май. Часть 8. – №73. – С. 162-168.

в статьи в сборниках Международной научно-практической конференции – 4

1. Қаипбаева А.Т. ХХ ғ. 20-30 жж. Қазақстандағы зайырлы білім мен ағарту жүйесі: зерттеудің әдістемелік негіздері мәселесі. // Международная научно-теоретическая конференция «Академик М.К.Козыбаев и современная концептуализация отечественной истории», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося ученого-историка, доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Казахстана, академика НАН РК, Лауреата премии им. Ч.Ч. Валиханова и Государственной премии Республики Казахстан Манаша Кабашевича Козыбаева. НАН РК, ИИиЭ им. Ч.Ч.Валиханова. – Алматы, 2021. 16 ноябрь. (в печати).

2.Нурмухамбетов А.А. ХХ ғасырдың 20-30 жылдарында Қазақстандағы зайырлы білім беру мәселесі: ерекшеліктері мен барысы. // Международная научно-теоретическая конференция «Академик М.К.Козыбаев и современная концептуализация отечественной истории», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося ученого-историка, доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Казахстана, академика НАН РК, Лауреата премии им. Ч.Ч. Валиханова и Государственной премии Республики Казахстан Манаша Кабашевича Козыбаева. НАН РК, ИЭиИ им. Ч.Ч.Валиханова. – Алматы, 2021. 16 ноябрь. (в печати).

3.Хумарзах А. Қазақстанның зайырлы білім беру жүйесінің қалыптасуы (ХХ ғасыр 20-30 жылдар). // Международная научно-теоретическая конференция «Академик М.К.Козыбаев и современная концептуализация отечественной истории», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося ученого-историка, доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Казахстана, академика НАН РК, Лауреата премии им. Ч.Ч. Валиханова и Государственной премии Республики Казахстан Манаша Кабашевича Козыбаева. НАН РК, ИЭиИ им. Ч.Ч.Валиханова. – Алматы, 2021. 16 ноябрь. (в печати).

4.Байжұманова З.Б. 1920-30 жж. қазақ қыздарына білім беру мәселелері. // Международная научно-теоретическая конференция «Академик М.К.Козыбаев и современная концептуализация отечественной истории», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося ученого-историка, доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Казахстана, академика НАН РК, Лауреата премии им. Ч.Ч. Валиханова и Государственной премии Республики Казахстан Манаша Кабашевича Козыбаева. НАН РК, ИЭиИ им. Ч.Ч.Валиханова. – Алматы, 2021. 16 ноябрь. (в печати).

в СМИ опубликованы – 9.

1. Құмырзақ А. Қазақ ізі: Атажұрттан ағартушылық мақсатта аттанғандар (Эксклюзив). // Портал «Qazaqstan tarihy». – 2021. – 20 май // https://e-history.kz/kz/news/show/32663/ (дата обращения 2021-11-11).

2. Хумарзах А. Қазақстандық ұстаздардың Моңғолиядағы білім беру ісіне қосқан үлесі (1920-40 годы). //Дәстүр. – 2021, май-июнь. – №3 (76). – С. 55-58.

3. Қаипбаева А.Т. Замана зұлматы: Қуғын-сүргін көрген қазақ жастары. // Портал «Qazaqstan tarihy». – 2021. – 31 май // https://e-history.kz/kz/news/show/32687/ (дата обращения 2021-11-11).

4. Тулентаева К.А. Қазақстандағы ХХ ғасырдың 20-30 жылдарындағы мектеп ісі мәселелері. // Төртінші билік. – 2021. – 15 июнь. – №11 (373). – 8 стр.

5. Борбасов С. Қазақ кітапханасы. // Қазақ әдебиеті. – 2021. – 30 июль. – №30. – С. 10-11.

6. «ХХ ғ. 20-30 жж. Қазақстандағы зайырлы білім мен ағарту жүйесін зерттеу мəселелері» тақырыбында онлайн əдістемелік семинар. – 2020. – 7 қазан (қаралған күні 2021-11-11) //https://iie.kz/?p=13246

7. Құрманалина Н.Н., Құмырзақ А. Республиканский онлайн семинар. // Портал «Qazaqstan tarihy». – 2021. – 12 қазан // https://e-history.kz/kz/news/show/33097/ (дата обращения 2021-11-11).

8. О научной командировке в г. Москва (Российская Федерация). // Сайт Института истории и этнологии. – 2021. – 25 июнь // https://iie.kz/?p=12799&lang=ru (дата обращения 2021-11-11).

9. О научной командировке в г. Оренбург (Российская Федерация). // Сайт Института истории и этнологии. – 2020. – 24 ноябрь // https://iie.kz/?p=12759 &lang=ru (дата обращения 2021-11-11).

Состав исследовательской группы:

Каипбаева Айнагуль Толганбаевна  44 года, стаж работы 22 лет, руководитель проекта, к.и.н., ассоциированный профессор. Научные интересы: персоналистика; общественно-политическое положение и культурная жизнь Казахстана в ХХ в. Автор 2 учебников, 3 учебных пособий, 1 учебно-методического комплекса и около 70 научных и методических статей (в том числе 3 статей на базе Scopus), 1 коллективной монографии в авторском объединении. Под ее руководством защищены магистерские диссертации. Имеет опыт реализации научных проектов. В рамках программы будет заниматься сбором и переработкой архивных материалов по исследуемым вопросам в странах ближнего и дальнего зарубежья. Также участвует в разработке монографии, организации конференций, семинаров и круглых столов. Занимается подготовкой промежуточных и итоговых отчетов. Участвует в качестве руководителя программы.

МухатоваОразгульХасеновна – доктор исторических наук, профессор, 61 год, стаж работы – 39 лет, в программе ГНС. Направление научных исследований: историография, источниковедение, архивоведение истории Казахстана. Обладатель государственного гранта МОН РК «Лучший преподаватель года», государственной научной стипендии для ученых и специалистов, внесших значительный вклад в развитие науки и техники, автор 7 монографий, 12 учебных и 6 учебно-методических пособий, автор более 320 научных статей, соавтор 16 коллективных монографий, под ее руководством защищены 2 кандидатские диссертации. В рамках проекта будет заниматься сбором архивных документов по изучаемым вопросам, анализом и систематизацией материалов, а также публикацией научных трудов. Будет участвовать в публикации монографий и научных статей в СМИ с высоким импакт-фактором.

Тулентаева Күлаш Абикеновна– 64 лет, в программе ГНС, к.и.н., и.о. доцент. Автор 2 монографий, 3 учебных пособий (из них 2 а соавт.), 6 коллективных учебно-методических пособий и более 100 научных, методических статей. Имеет опыт реализации научных проектов. В рамках программы будет заниматься сбором и переработкой архивных материалов по исследуемым вопросам в странах ближнего и дальнего зарубежья. Также участвует в разработке монографии, организации конференций, семинаров и круглых столов. Занимается подготовкой промежуточных и итоговых отчетов.

Әбікей Арман Мұратұлы – 49 жас, жұмыс өтілі 12 жыл, бағдарламаның ЖҒҚ, PhD. Отандық және шетелдік басылымдарда жарияланған 20 астам ғылыми мақалалардың авторы. Index H-1. Зерттеу саласы – кеңес кезеңіндегі отандық тарих, 1924 ж. ұлттық-мемлекеттік межелеу, тұлғатану. Бағдарлама аясында таяу және алыс шетелдердегі зерттелетін мәселелер бойынша архив материалдарын жинаумен және өңдеумен айналысатын болады. Сондай-ақ, халықаралық рецензияланатын басылымда мақала жариялауға, конференцияларды, семинарлар мен дөңгелек үстелдерді ұйымдастыруға қатысады. Аралық және қорытынды есептерді дайындау.

Нурмухамедов Ардак Амангельдыевич, 36 лет, стаж работы 14 лет, в программе СНС, PhD доктор. Является автором более 30 научных статей и 1 коллективного учебника и 1 методического пособия. Научные статьи опубликованы в отечественных и зарубежных научных изданиях. В рамках программы будет заниматься сбором и переработкой архивных материалов по исследуемым вопросам в странах ближнего и дальнего зарубежья. Также участвует в разработке монографии, организации конференций, семинаров и круглых столов. Занимается подготовкой промежуточных и итоговых отчетов.

БайжумановаЗамзагульБекежановна – 45 лет, стаж работы 16 года, в программе НС, магистр. Автор более 40 научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных журналах. В рамках программы будет заниматься сбором и переработкой архивных материалов по исследуемым вопросам в странах ближнего и дальнего зарубежья. Также участвует в разработке монографии, организации конференций, семинаров и круглых столов. 

Хумарзах Алтынбек – 33 года, стаж работы 12 лет. В программе СНС, PhD. Автор более 20 научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях. Index H-1. Область исследования – отечественная история советского периода, учет населения, коллективизация, борьба с преступностью. В рамках программы будет заниматься сбором и переработкой архивных материалов по исследуемым вопросам в странах ближнего и дальнего зарубежья. Также участвует в разработке монографии, организации конференций, семинаров и круглых столов. Занимается подготовкой промежуточных и итоговых отчетов.

Сведения о публикацияхисследовательской группы по теме проекта:

Қаипбаева А.Т., Қазақстандағы ілім-білім мен медреселер. // Қазақ тарихы, 2016 ж. – № 4. – 27-29 бб. (соавторы – Берлібаев Е.Т.)

Қаипбаева А.Т. Қазақ қоғамындағы руханияттың дамуындағы парасаттылық пен данышпандықтың көріністері. // Қазақ тарихы; 2019. – №4.

Мұхатова О.Х. Асылбек Сейітов – Алаштың арысы. // «Тұлға және ұлттық тарих мәселелері» республикалық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдарының жинағы. – Алматы: Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты; 2019. – 77-91 бб.

Мұхатова О.Х. Шет елдік тарихнамадағы кеңестік Қазақстан тарихы мәселелері. // әл-Фараби атындағы ҚазҰУ Хабаршысы. – Тарих сериясы. 2017. №1(84). – 14-21бб.

Тулентаева К.А. Цифрлы Қазақстан: білім беру саласы мәселелері. // Вестник КазНМУ. – 2018. – №4. – 290-293 бб.

Нурмухамбетов А.А. Шәкәрім Құдайбердіұлы және оның саяси-құқықтық көзқарастары. // Қазақ тарихы, 2019. – №5. – 11-13 бб. (соавторы – Жақсымбетов Б.П.)

Нурмухамбетов А.А. Алаш қайраткерлерінің еңбектеріндегі патша үкіметінің отарлық саясаты. // Алаш қозғалысы және рухани жаңғыру: идеялық бірлігі мен тарихи сабақтастығы. Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция, 15 қараша, 2017 ж. – Алматы, 2017. – 5 б.