Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

 

Садвокасова З.Т. – ГНС, д.и.н., профессор

Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова КН МОН РК

Одним из важных факторов духовного возрождения является мирное сосуществование религий. Толерантное соседство мировых религий в Республике Казахстан, в том числе двух основных – ислама и православия, совместное проживание последователей этих религий на территории страны обусловлены также совместным прошлым, историей более чем двухвекового их взаимодействия.

В XX веке приверженцы двух основных религий в Казахстане – мусульмане и православные – пережили различные этапы существования в зависимости от проводимой государственной политики. Так, в начале столетия одни притеснялись, другие находились в привилегированном положении. Затем и те, и другие испытали на себе жесткое давление со стороны коммунистической идеологии и атеистической пропаганды. Совершенно иначе складывается положение религий в независимом Казахстане, где между верующими нет конфликтов, отсутствует притеснение и отмечается свободное вероисповедание.

 Политика царского правительства была направлена на поддержку православия и распространения его на всей казахской земле. С этой целью принимались меры по сокращению духовных учреждений мусульман, притеснению служителей ислама. Запретительные меры коснулись наличия мечетей на казахской территории. Строительство мусульманских культовых зданий напрямую зависело от решения колониальной администрации. В новые правила было внесено положение, что «киргизским обществам, в составе не менее одной волости дозволяется иметь одного муллу». Складывалась следующая картина. Волость состояла из 10-12 аулов, разделенных в силу особого ведения хозяйства, друг от друга десятками, а порой и сотнями километров. Мусульмане пятничный намаз – коллективную молитву должны совершать в мечети один раз в неделю. В условиях наличия лишь конного средства передвижения казахи, вынужденные выполнять российские гражданские законы, нарушали религиозные. Можно предположить, что такая мера российского правительства была разработана намеренно, так как ограничивала казахов в исполнении исламских обрядов. Подобные действия в отношении мусульманства выразились в других законодательных правилах, в которых на первый план выдвигалась судьба православного населения.

Однако, несмотря на деятельность чиновников, в истории взаимоотношений между приверженцами двух религий имеются немало страниц, описывающих случаи, когда русские переселенцы: чиновники, казаки, крестьяне добровольно принимали ислам, выполняли все его обряды, омусульманивались.

В распространении православия в Казахстане принимали участие священно­служители, миссионеры, чиновники колониальной администрации, различные слои населения. Безусловно, грамотные, подкованные, обученные в этом непростом деле кадры имели большие преимущества по сравнению с теми, кто, находясь вблизи с церковными служителями, считал себя «мастером» в этом непростом деле. В целях улучшения и успешного развития миссионерского дела в 1863 году возникает «Общество для распространения священного писания в России». Важнейшей задачей общества была поддержка существующих и открытие новых миссий, обращение в православие всех нехристиан Российской империи и утверждение новой паствы в «истинах святой веры». В царской России действовали еще два миссионерских общества: «Императорское православное палестинское общество» и «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». В пределах азиатской России ежегодно «принимало православие до 5000 язычников обоего пола».

Помимо этих организаций, в 1889 году в Казани открываются Всероссийские миссионерские курсы. Это было вызвано необходимостью активизации мисси­онерской деятельности церкви. «Основной целью создания данного учебного заведения была подготовка сельских священников-миссионеров для «инородческих» приходов, имеющих добротные знания по истории, этнографии, религиозным верованиям местного населения, основам религиозной полемики, миссионерской деятельности среди религиозных меньшинств». Во время учебных командировок слушатели курсов направлялись в инородческие селения для закрепления полученных знаний, изучения языков и освоения методов миссионерской деятельности. Так, в 1900 году на время летних каникул «были командированы в Тургайскую область и Оренбургскую губернию слушатель первого курса И. Хохлов, а в 1902 г. в Букеевскую орду – Н. Краморенко, в Астраханскую губернию – И. Савичев и В. Андреевский».  Предпринятые меры давали свои результаты. Среди коренного населения появлялись крещеные казахи. Но процесс христианизации не был столь интенсивным, как это можно было ожидать, исходя из прикладываемых усилий. Более того, в отдельных случаях он оказался обратимым. Многие из крещеных признавались, что, несмотря на принятие православия, в душе оставались мусульманами. Позже они обращались с просьбами о разрешении им вернуться в ислам, так как отказаться от веры своих отцов и дедов не могут.

В советский период, когда шло строительство безбожного государства, уничтожалось все, что так или иначе было связано с религией. Атеистическая пропаганда и воспитание человека нового коммунистического общества привела к тому, что объединенными усилиями ударили по верующим, мечетям, церквям и другим религиозным объектам. Шло жесткое наступление на духовную жизнь, результатом чего явились: смена алфавита, отказ от религиозных книг и произведений, запрет на проявление вероисповедания. Тем не менее, люди втайне исполняли религиозные обычаи, берегли   атрибуты веры и сохранили их вплоть до распада страны советов.

В настоящее время на всем постсоветском пространстве, и в Казахстане в том числе, наблюдается возрождение религий: изменилось отношение к ним как со стороны государства, так и населения. К примеру, относительно равноправного положения православия и других верований в нашей стране, Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает, что «православная община наряду с другими конфессиями активно участвует в жизни страны, вносит неоценимый вклад в укрепление единства народа, общественного согласия и межрелигиозного диалога».

Открыто и совместно отмечаются конфессиональные праздники, строятся мечети, церкви, костелы и другие учреждения верующих, увеличивается число заведений по подготовке духовных служителей и т.д. По последним данным в республике при Духовном управлении функционируют один университет, один институт повышения квалификации имамов, девять медресе, два центра подготовки чтецов Корана. В данных учебных заведениях получают знания 2856 учеников. Так, в Университете “Нур-Мубарак” учатся 1130 студентов, в девяти медресе – 1321, в центрах – 225 учеников, на подготовительных курсах слушателями лекций являются 180 учащихся.

Наряду с мусульманскими учебными заведениями в Казахстане действуют учреждения образования и других религий. Так, действуют православные воскресные школы, православные гимназии, духовные семинарии. Функционирует и католическое высшее учебное заведение – духовная семинария «Мария – Матерь Церкви», основанное в 1998 г.
Ярким показателем духовного возрождения является уже ставшее традиционным проведение съездов лидеров мировых религий, на которых обсуждаются проблемы глобальных масштабов. Темой предстоящего VI форума, который пройдет в 10-11 октября 2018 года в Астане станет: “Религиозные лидеры за безопасный мир”.

Не следует забывать о положении мусульман в соседних постсоветских странах. Представляет интерес одна из недавних российских публикаций, где ее автор приводит «предварительные данные, полученные в ходе первичной обработки и систематизации собранных данных по мониторингу этноконфессионального вза­­­­­имодействия в г. Москве, акцентируя внимание на мусульманах города». В статье констатируется, что в целом верующие двух основных религий могут мирно сосуществовать и не испытывают враждебности друг к другу. Количество участников опроса – 25 человек. Так, на вопрос: «Отношение к другим религиям?» ни один респондент не дал отрицательного ответа. В качестве вариантов отмечены «нейтральное», «хорошее», «уважительное» и т. д. Даже встречается ответ, что с «верующими других религий легче найти общий язык, чем с атеистами». Далее задавался вопрос о наличии конфликтов между мусульманами и представителями других религий. В ответах говорится об их отсутствии и дружбе с православными, среди которых соседи, коллеги. В то же время, приводятся высказывания в адрес государства, которое уделяет больше внимания РПЦ (Русская православная церковь), «оказывает этой организации намного больше поддержки, чем другим, хотя мы живем в светском государстве». И почти 50 процентов респондентов оставили вопрос: «Наличие различий в системе моральных ценностей в православии и исламе или других конфессий» без ответа или указали, что «существенных различий нет», «различия в догматах, а моральные ценности одинаковы везде». При сложившихся обстоятельствах хочется верить, что вероятность конфликтов на религиозной основе не предвидится.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время разногласия между представителями разных религий в Казахстане отсутствуют. Приведенные данные свидетельствуют, что для межрелигиозного диалога, гражданского согласия имеются необходимые условия. Можно считать, что религиозная толерантность является залогом духовного возрождения, отдельные примеры которого мы рассмотрели в нашей статье. И сегодня наше многоконфессиональное светское государство является примером веротерпимости, взаимодействия и взаимовлияния между представителями различных религий.