Проблемы методологии истории Казахстана: становление новой научной парадигмы (2006-2008)

Ключевые слова: Историческая наука, методология, этнология, зарубежная историография Центральной Азии, империология, концептуальная структура западных моделей нациестроительства, нация, самосознание, социум, интеллект, лидер, идея, казахи, консорционный анализ, источниковедение, методы исторического исследования, вебография, интернет, гипертекст, веб-ресурсы, историческая информатика, клиометрика, исторический компьютинг, квантитативная история, электронные ресурсы, мультимедиа-технологии, исторические базы данных, информационные технологии.
Объект исследования: массив казахско-, русско- и англоязычной литературы по истории и современности Казахстана и Средней Азии, концептуальная структура цивилизационной адаптации посттоталитарных государств в мировое сообщество, этногенез, проблемы формирования национальной идентичности, этнического тождества и регионального самоопределения. Современные концептуальные, методологические и методические подходы, технологический инструментарий историка в условиях интенсивного развития информационного общества, степень изученности этих разработок отечественной и зарубежной историографией. Исследование воздействия интеллектуальной исторической персоналии на развитие и формирование отдельных вопросов казахской национальной идеи и самосознании народа. Вклад традиционной и интеллектуальной исторической персоналии в политическую и социокультурную трансформацию общественно-политического положения Казахстана в ХІХ-ХХ вв.
Методы исследования: общенаучный метод, историко-сопоставительный анализ исторических материалов, приемы аналитико-синтетической обработки эмпирических данных, междисциплинарный подход, математические методы обработки источников, эвристический анализ, источниковедческие приемы изучения электронных форм хранения, трансляции и ретрансляции исторических источников.
Аналитико-синтетическая обработка и перевод информационных потоков и археографических источников, историософская разработка научных методов отечественного обществознания, нативация зарубежного опыта историографических исследований, исторический, компаративный, генеалогический, системно-структурный, междисциплинарный, био-библиографический анализ, обработка материалов на основе операционных систем IBM PC, новые коммуникационно-информационные технологии, компьтерные технологии, технологии видеоподачи исторической информации, интерактивность, многоуровневый метод обучения, формационно-цивилизационный подход при отборе исторической информации, методы интеграции и конвергенции истории и технологий, количественный метод, эвристический анализ исторических веб-ресурсов по казахстанской тематике во всемирной паутине, источниковедческие приемы изучения электронных форм хранения, трансляции и ретрансляции исторических источников, разработка методики создания: исторических веб-сайтов для организации исторического профиля; специализированных веб-сайтов тематического характера; персональных веб-страниц историков-исследователей Internet-форумов и виртуальных конференций для историков, квантитативные (математико-статистические и формально-количественные) методы, методы общенаучного и конкретно-исторического познания, системно-структурный анализ, контент-анализ, теоретико-информационный подход, информационно-поисковый метод, модельный метод, перевод и аналитико-синтетическая обработка информационных потоков на основе современных информационных технологий.
Теоретико-методологической основой исследования выступили общемировые принципы научного познания и философия национального исторического образования с её приоритетом исторических ценностей и духовных традиций народа. Исследование строится на подходе к осмыслению изучаемых вопросов с концептуальных позиций нового исторического мышления через раскрытие исторических событий и их историографической оценки в реальном содержании, сквозь призму интересов духовно-национального возрождения. Принцип историзма трактуется в исследовании как принцип неповторяемости социокультурных состояний, прерывистости и процессуальности историко-научного знания в динамике отечественной культуры учебниковедения. Среди исследовательских методов для изучения поставленной проблемы наиболее продуктивными оказались также комплексный подход и системный анализ, сравнительно-исторический метод, метод исторической реконструкции, интеллектуального моделирования, методы диахронного и синхронного анализа социально-исторической реальности. Особое внимание уделяется методологии обучения истории на основе коммуникационно-информационных технологий и достижений отечественных инноваций в данном направлении. Теоретической основой работы являются принципы системности научного познания, историзма и объективности, которые сочетаются с ценностным подходом к событиям, как прошлого, так и настоящего периодов истории Республики Казахстан.
Цель программы: системный мониторинг новейших разработок в области методологии и историографии истории Казахстана, формирование основ новой для Казахстана отрасли знания на базе аккумуляции и внедрения в отечественный научно-гуманитарный оборот блоков методологических и методических разработок мировой исторической мысли. Проект ориентирован на решение задач научно-фундаментального, исследовательского прикладного и учебно-образовательного направлений и предусматривает разработку в казахстанской академической науке новых форм и методов решения задач продвижения науки Казахстана на передовые позиции в мировом научном сообществе. Второй этап реализации НИР ориентирован на научные исследования по следующим блокам: анализ инновационных теоретико-концептуальных направлений в мировой науке к исследованию национальной истории; исследование интеграционных процессов исторической науке: Интернет в призме междисциплинарных подходов в истории, вспомогательные исторические дисциплины как направление конкретно-исторических исследований в Казахстане; информационные технологии в истории: теория и практика; методо-логические принципы исторического образования; эпистемологические подходы западного обществознания к изучению истории Центральной Азии; анализ роли личности в отечественной истории.
Область применения. Переживаемый в настоящее время кризис исторической науки во многом обусловлен отсутствием в республике исследований, направленных на разработку фундаментальных вопросов самой исторической науки. Уровень развития отечественной исторической науки остановился на описательном характере дат, событий и фактов, формально опираясь на принципы историзма и стадиальности. Между тем, мировая историческая мысль ушла далеко вперед в своих исследованиях как в методологическом, так и технологическом измерениях, пережив принципиальные изменения профессиональных приемов и усложнения исследовательского мышления. Обусловленность избрания темы нацелена на преодоление устаревших стереотипов на основе выработки системно-структурной целостности и социокультурного единства в историческом знании.
Полученные результаты: Создание обширного банка данных историко-историографических, источниковедческих трудов: монографии, учебники, научные, научно-популярные публикации в исторической периодике и средствах массовой информации как в библиотеках города Алматы и областных центров, так и ближнего и дальнего зарубежья (изучение библиографии, сбор историографических источников, комплектация источниковой базы по блокам проблем ПФИ). Разработка и внедрение во всемирную сеть интернет нескольких исследовательских проектов исторического и источниковедческого плана, выявление обширного комплекса исторических веб-ресурсов на казахском и русском языках по вопросам отечественной истории, формирование принципов источниковед-ческой классификации исторических веб-ресурсов, определение приоритетных направлений внедрения и использования инновационных форм хранения и передачи исторической информации в процессе исследования, интеграция традиционных форм становления научного знания в систему интернет путем организации онлайновых диспутов, электронного журнала.
Исследование блока историографический работ по проблемам исторической информатики (ИИ), теории информации, новым методологическим подходам к историческим исследованиям в свете теории информации в нашей стране и за рубежом, на основании которого выявлены наименее разработанных вопросы ИИ; разработка и конкретизация методологических основ исторических исследований в междисциплинарном контексте и теоретические основы применения информационных технологий в историческом исследовании, раздел базового образования Государственного стандарта 12-летней школы, предметный Стандарт по истории и учебные программы основной и общей средней школы, в которых нашли отражение новые методики и педагогические технологии образования, связанные и с информационными технологиями в историческом образовании.
По результатам исследований:
•    выявлен и систематизирован массив отечественных и зарубежных источников по истории и современности Казахстана и Средней Азии, на основе которых подготовлена монография “Очерки историографии и методологии истории Казахстана”;
•    подготовлены разделы 4-го и 5-го томов «История Казахстана»;
•    издана монография, посвященная мифотворчеству в современном историографическом процессе;
•    выявлен обширного комплекса исторических веб-ресурсов по казахстанской тематике;
•     осуществлено формирование базовых принципов источниковедческой классификации исторических веб-ресурсов;
•     определены приоритетные направления внедрения и использования инновационных форм хранения и передачи исторической информации в процессе исследования;
•     осуществлена презентация казахстанской фундаментальной отечественной исторической науки в мировой паутине;
•     интеграция традиционных форм научной эвристики в Internet (он-лайновые научные форумы, диспуты, электронный журнал, Internet-чаты);
•    получены предварительные результаты разработки и изучения проблем исторического компьютинга и дистанционного обучения.
•    исследованы проблемы историографии клиометрики и исторической информатики в мировой научной практике и Республике Казахстан;
•    подготовлен сериал статей и электронные ресурсы по истории Казахстана XIX-ХХ-го столетий;
•    разработана и внедрена в учебный процесс на исторических факультетах РК типовая программа «Информатика и математическое моделирование в исторической науке».
•    разработаны и созданы 21 учебных фильмов;
•    подготовлены 320 компьютерных учебных анимации и электронных дидактических пособий;
•    выпущен ряд электронных учебников по истории Казахстана для вузов и общеобразовательных школ Республики Казахстан

Реализация научно-исследовательских разработок по теме основывалось на принятой программе 6.4. История Казахстана в евразийском и центральноазиатском контексте: осмысление опыта национально-государственного развития, что подразумевало более широкий диапазон изысканий по избранной проблематике. Тем не менее, был сохранен приоритет историографического, археографического и клиометрического анализа материала отечественных и зарубежных исторических исследований. Их хронологические рамки охватывали период средневековья, а также нового и новейшего времени, что обуславливалось актуализацией проблем вхождения Казахстана, как независимого суверенного государства, в мировое сообщество. Это, в свою очередь, обусловило сосредоточение внимания на вопросах опыта государственного строительства, этнического развития и межэтнических отношений в регионе с целью получения новых научных результатов в сфере аналитики концептуальных схем и моделей историографии. Характер изысканий определялся уникальностью объекта исследований – историей Казахстана.
Обоснование выбора и направления исследований. Переживаемый в настоящее время кризис исторической науки во многом обусловлен отсутствием в республике исследований, направленных на разработку фундаментальных вопросов самой исторической науки. Уровень развития отечественной исторической науки остановился на описательном характере дат, событий и фактов, формально опираясь на принципы историзма и стадиальности. Между тем, историческая мысль ушла далеко вперед в своих исследованиях как в методологическом, так и технологическом измерениях, пережив принципиальные изменения профессиональных приемов и усложнения исследовательского мышления. Обусловленность избрания темы нацелена на преодоление устаревших стереотипов на основе выработки системно-структурной целостности и социокультурного единства в историческом знании.
Научная и практическая значимость темы выражается в теоретическом осмыслении достижений мирового методологического опыта по историческим дисциплинам и утилитарной инкорпорации его в современный процесс историософского познания. Практическая ценность проекта обусловлена приоритетом аналитической обработки концептуальной структуры историографического потока последнего десятилетия. Это означает, что первостепенное внимание будет уделено оценочным суждениям по наиболее значимым моментам исторической действительности региона в исторической ретроспекции.
Результаты работы могут быть использованы центральными органами государственного управления, подразделений Министерства образования и науки Республики Казахстан при выработке научных подходов и подготовке проектов дальнейшего совершенствования системы исторического образования.
Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики. Часть полученных в процессе исследований результатов выходит на уровень новых методик создания традиционных, мультимедийных учебных пособий, электронных дидактических пособий, электронных учебников и информационно-коммуникационных технологий обучения по истории.
Степень внедрения. Согласно приказов по министерству образования и науки РК, а также свидетельств об авторских правах результаты исследований в области учебников внедрены в учебно-образовательный процесс, а также опубликованы научной печати специального и общественно-политического характера.
Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. 
Имеются свидетельства и сертификаты, а также похвальные грамоты, а также почетные знаки Министерства образования и науки РК, а также Республиканского центра информатизации образования.
Область применения. История, историография, информационно-коммуникационные технологии обучения, педагогика, архивное дело (внедрение информационных технологий в процесс консервации и систематизации историко-культурного наследия)
Полученные результаты
Объем выполненной работы за отчетный период составил (в единицах продукции):
Опубликованных научных работ – 141, из них 3 монографии, 115 статей, 2 сборника, 13 учебников и учебных пособий, продукции на электронных и магнитных носителях – 8.
Участие в научных мероприятиях (конференции, форумы, круглые столы и т.д.) –94, из них 55 международные конференции.
Выступлений в СМИ – 16.
Всего объем выполненной исполнителями проекта аналитической научно-исследовательской работы составил (в единицах измерения) – 251.
Защищена 1 докторская диссертация.
Экономическая эффективность и значимость работы. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут послужить теоретическим и эмпирическим материалом для дальнейшего исследования процессов развития исторического образования в казахстанском обществе; найти применение в учебном процессе – при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций, дидактических пособий в помощь преподавателям, учителям истории и студентам учебных заведений по истории Казахстана, всемирной истории и другим общественным дисциплинам. Выполнение темы ПФИ направлено на реализацию государственной стратегии формирования единого научно-образовательного пространства и реализации проектов по интеграции современных информационных технологий в науку и образование. Выполнение темы ПФИ включает разработку механизмов интеграции фундаментальной казахстанской науки в систему координат информационного поля передовой гуманитарной науки XXI века.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования. На базе созданных и функционирующих веб-сайтов – www.iie.kz, www.cgaa.kz в будущем планируется запустить казахстанский проект исторического веб-портала путем организации в сети интернет интерактивного образовательного и научно-информационного контента по фундаментальным и прикладным результатам отечественной исторической науки, и на этой базе разработка информационной базы данных в области отечественной истории, мультимедиа-материалов. Последнее, в свою очередь, приблизит решение научно-прикладной задачи – выработки представления об информационной среде интернет как нового направления прикладных источниковедческих и историографических исследований, с одной стороны, и системное научно-информационное и методологическое обеспечение источниковедческих и конкретно-исторических исследований в казахстанской исторической науки на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий и средств телекоммуникаций – с другой. При условии дальнейшего прямого финансирования результатов исследования, последние можно вывести на новый уровень методик обучения в виде LMS-технологий и создания качественно иных форматов создания учебников и совершенствования учебно-методических комплексов традиционного обучения.
Реализация проекта предполагает решение следующих блоков проблем:
•    Новые методологические подходы к изучению истории Казахстана нового и новейшего времени (отечественный и зарубежный опыт);
•    Казахскоязычный исторический Интернет: становление научной дисциплины;
•    Вспомогательные исторические дисциплины по медиевистике Казахстана;
•    Историческая информатика: методология, историография, технология.
•    Методологические принципы исторического образования;
•    Эпистемологические подходы западного обществознания к изучению истории Центральной Азии.
•    Исторические персоналии в истории Казахстана: методика консорционного анализа.
В отечественный научный оборот были внедрены ранее неизвестные и неидентифицированные археографические и историографические источники.
В соответствии с требованиями к развитию современной науки основные параметры и структура программы была внедрена в мировую сеть internet.
Результаты исследование нашли воплощение как в научных изданиях, так и изданиях на небумажных носителях, повсеместно открытых для потребителя.
Собраны эмпирические материалы, которые составят основу для написания монографических трудов.
В рамках рассматриваемой фундаментальной темы велись исследования по апробации новейших методик и техники конкретно-исторических исследований, разработка методологических вопросов квантитативной истории (количественной истории), компьютерного источниковедения, источниковедения массовых источников, наиболее подверженных формализации и являющихся основой информационного обеспечения исторических баз  и банков данных, применения современных технологий в исторических исследованиях, в частности, мультимедиа-технологий, технологии баз данных, глобальной информационной сети internet, статистических пакетов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление научно-исследовательской работы проводилось на основе функциональных обязательств, оговоренных в договоре, и показателей производственной деятельности Отдела историографии, источниковедения ИИЭ Комитета по науке МОН РК, а также реализации поручений законодательных и исполнительных органов Республики.
Главным результатом выполненной научно-исследовательской работы явился анализ на конкретно-историографическом материале евро-американской литературы особенностей и динамики развития советского общества, его социальной и социально-этнической истории, роли и места массового сознания на примере формирования Казахской социалистической республики. Особое внимание было уделено взаимоотношениям дореволюционной элиты и новой власти, а также механизму дезавуирования влияния последней в 1920-30-e годы. На этой основе в научный оборот были введены исследования зарубежных авторов «посттоталитарной» школы советоведения, которые на основе впервые озвученных российских архивных источников дали новое понимание национальной политике в СССР.
Количество исполнителей составляло 7 научных и 1-го технического сотрудников, включая двух сотрудников работавших на полставки, а материально-техническое снабжение ограничивалось фондом заработной платы, частичного финансирования технического обеспечения и командировок, без оплаты библиографических услуг. Работа в системе internet и командировочные расходы осуществлялись частично затратами сторонних организаций, поиск и обработка иноязычных материалов проводилась за счет личных средств сотрудников, равно как создание баз данных. Результаты научных исследований соответствуют календарному плану производственной деятельности и поставленным целям и задачам по утвержденной теме.

Публикации

Монографии

1 Сужиков Б.М. История СССР в западных центрально-азиатских исследованиях: уроки посттоталитарной школы советоведения. – Правовое государство: от идеи до ее материализации. Часть 2. Алматы: КазАТиСО, 2008. С. 283-293. (объем 0.6 усл. печ. л.).
2 Мажитов С.Ф. Великая степь и кочевой мир: цивилизация, геополитика, идеология / Көшпенділер өркениетіндегі дала қалаларының орны. – Астана: Комплекс, 2008. – 408 с. (С. 58-66). – 0,5 п.л.
3 Абылхожин Ж.Б. Инерция мифотворчества в освещении советской и постсоветской истории Казахстана. Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана». Алматы: Дайк-Пресс, 2007. С. 225-291. (объем 4.3 усл. печ. л.).

Учебники и учебные пособия

1 Мажитов С.Ф. Современная история Казахстана. – Алматы, «Седьмая верста», 2008. – 472 с. (В соавт. Султанов Б.К., Сужиков Б.М., Сугирбаева Г.Д.). Авт. 50 п.л.
2 Мажитов С.Ф. История древнего Казахстана. Учебник для 6 класса. Часть 1. – Алматы, Мектеп, 2008. – 80 с. (В соавт. Маженов Б.Н.). Авт. 5 п.л.
3 Мажитов С.Ф. История древнего Казахстана. Учебник для 6 класса. Часть 2. – Алматы, Мектеп, 2008. – 120 с. (В соавт. Маженов Б.Н.). Авт. 6 п.л.
4 Мажитов С.Ф. История древнего Казахстана. Типовая программа по истории для 6 класса.– Астана, УМЦ «Учебник», 2008. – 25 с. (В соавт. Маженов Б.Н. и др.). Авт. 1 п.л.
5 Жакишева С.А. История Казахстана. Методические рекомендации по проведению Республиканской олимпиады школьников. – Информационно-методический сборник Республиканского научно-практического центра «Дарын». – Алматы: РНПЦ «Дарын», 2006. С. 47-52
6 Жакишева С.А. Тестовые задания по истории Казахстана к Республиканским научным соревнованиям школьников (на русском языке). Астана: РНПЦ «Дарын», 2006. 100 с.
7 Жакишева С.А. Тестовые задания по истории Казахстана к Республиканским научным соревнованиям школьников (на казахском языке). Астана: РНПЦ «Дарын», 2006. 100 с.
8 Жакишева С.А. Программа спецкурса по подготовке учащихся к олимпиадам различных уровней. История Казахстана. (на русском и казахском языках). – Астана: РНПЦ «Дарын», 2006. 44 с.
9 Жакишева С.А. История Казахстана. – Методические рекомендации по организации и проведению I-IV этапов республиканской олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла.- Астана: РНПЦ «Дарын», 2007. С. 72-92.
10 Жакишева С.А. Образовательная программа  по предмету «История» (6-10 классы) основного среднего образования. – Астана: РНПЦ «12-летнее образование», 2007 г. 43 с.
11 Жакишева С.А. Образовательная программа  по предмету «История» (11-12 классы) общего среднего образования. – Астана: РНПЦ «12-летнее образование», 2007 г. 28 с.
12 Жакишева С.А. Тестовые задания по истории Казахстана к Республиканским научным соревнованиям школьников (на русском и казахском языках). – Астана: РНПЦ «Дарын», 2008.
13 Алимгазинов К.Ш. История Казахстана. Программа курса // Типовые учебные программы по специальности 050908-Оценка. – Алматы, 2007. С.4-19 (объем – 0,5 п.л.)

Статьи, сборники
1 Сужиков Б.М. Системный кризис национальной политики и динамика этнических процессов. – В кн.: История Казахстана. Том V (объем 2.5 усл. печ. л.).
2 Сужиков Б.М. Академик Манаш Козыбаев и культурно-нравственный потенциал исторического знания. – В кн.: Манаш Козыбаев – человек в истории. Алматы: Ғылым, 2006. С. 72-86 (объем 0.6 усл. печ. л.).
3 Сужиков Б.М. И опыт, сын ошибок трудных… – В кн.: Манаш Козыбаев – человек в истории. Алматы: Ғылым, 2006. С. 137-141 (объем 0.3 усл. печ. л.).
4 Сужиков Б.М. Взаимосвязь политики и традиционализма в казахстанской модели межнационального согласия: патернализм государства в условиях демократизации // Конкурентоспособность Казахстана в современных геоэкономических и геополитических реалиях. Материалы круглого стола в ИИЭ, 30 мая 2006 года. (объем 0.8 усл. печ. л.)
5 Сужиков Б.М. Методологические подходы к изучению истории Центральной Азии ХХ-го столетия в евро-американской историографии. – В кн.: Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. Алматы, 2007. С. 197-238. (объем 3.0 усл. печ. л.).
6 Сужиков Б.М. Перевод комментариев к английскому изданию американского востоковеда Юрия Брегеля «Фирдаус ал-Икбал. История Хорезма» Мухаммад Мираб Муниса и Мухаммад Риза Мираб Агахи (Firdaws Al-Iqbal History of  Khorezm by Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Leiden, Boston, Koln, 1999. Pp. VII-LXV.) (объем 4.6 усл. печ. л.). (объем 2.7 усл. печ. л.)
7 Сужиков Б.М. Некоторые проблемы центрально-азиатской идентификации в контексте советской и постсоветской истории региона. – Историческая наука постсоветской Центральной Азии: обретения и проблемы. Материалы международной научно-теоретической конференции. Алматы: Институт истории и этнологии МОН РК, Фонд им. Герды Хенкель, 2007. С. 153-158 (объем 0.4 усл. печ. л.).
8 Сужиков Б.М. После СССР. У истоков созидательных начал казахстанской модели нациестроительства // Мирас. 2007, № 4. (объем 0.6 усл. печ. л.)
9 Сужиков Б.М. Алаш орда в оценках мировой историографии. // Информационное агентство Казинформ. 2008, 19 августа 8 стр. <<http: //www.inform.kz/showarticle3.php?lang=rus&id=214054>> (объем 0.6 п. л.).
10 Сужиков Б.М. Формирование пространственной идентичности Центральной Азии в зарубежной историографии: тоталитарное или позитивное действие? // Шыгыс. 2008 (в производстве) 11 с. (объем 0.8 усл. печ. л.).
11 Сужиков Б.М. Западная империология о советском национальном строительстве в межвоенный период. // Материалы международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития исторической науки Казахстана и России». 2008. (в производстве). 7 с. (объем 0.5 усл. печ. л.).
12 Ерофеева И.В. Аныракайский треугольник» // «Байтерек» №1 (16) 2006 г., с. 22-39.
13 Ерофеева И.В. Жены казахских ханов // журнал «Астана» №2 (27) 2006, с.22-25.
14 Ерофеева И.В. История казахско-джунгарских отношений XVII – середины XVIII вв. с позиций междисциплинарного подхода: к постановке проблемы. – В кн.: Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. Алматы: «Искандер», 2007. С. 17-59. (объем 5 усл. печ. л.);
15 Ерофеева И.В. События и люди Казахской степи (эпоха позднего средневековья и нового времени) как объект исторической мистификации. – В кн.: Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана». Алматы: Дайк-Пресс, 2007. С. 132-224. (объем 6 усл. печ. л.);
16 Ерофеева И.В. Казахстан в потоке эпох: историческая динамика и традиция // Центральная Азия: собственный взгляд. // Zentralasien: eine Innenansicht. Бишкек. 2006. С.    27-74 (объем 4.2 усл. печ. л.);
17 Ерофеева И.В. Исторический опыт Российского государства по инкорпорации номадов // Феномен кочевничества в истории Евразии. Номадизм и развитие государства. // Сборник материалов международной научной конференции. А. 2007. С. 94-111. (объем 0.8 усл. печ. л.);
18 Мажитов С.Ф. The State and cultural Processes in modern Kazakhstan: new Paradigms and Realities. – В кн. Cultures and Societies in Transition India, Russia and other CIS Countries. – New-Delhi, 2006. С. 61. (0,3 п.л.)
19 Мажитов С.Ф. On Kazakh-India Relations in Historical Perspective: Realities & Prospects //The Journal of Central Asian Studies. The University of Kashmir, Srinagar. Volume XVI. 2006. №1. PP. 17-29. – 0,8 п.л.
20 Мажитов С.Ф. People’s Liberation Movement in Kazakhstan and India during the Colonial Period: Problems of the Theory and Methodology of Studying. – The University of Kashmir. Centre of Central Asian Studies. 2006. 12 pp. – 0,8 п.л.
21 Мажитов С.Ф. The heritage of  Jawaharlal Nehru in the conditions of the Kazakhstan Sovereignty. В кн. Jawaharlal Nehru and Asian Cooperation. Джавахарлал Неру и сотрудничество в Центральной Азии. – Алматы: Индийский культурный центр, 2006. – С.81-87. – 0,5 п.л.
22 Мажитов С.Ф. Наследие Джавахарлала Неру в условиях казахстанского суверенитета. – В кн. Jawaharlal Nehru and Asian Co-operation. Джавахарлал Неру и сотрудничество в Центральной Азии. – Алматы: Индийский культурный центр, 2006. – С. 74-80. – 0,5 п.л.
23 Мажитов С.Ф. Теоретико-методологические проблемы изучения народно-освободительного движения в Казахстане на современном этапе. // Отан тарихы. № 1. 2006. – 0,5 п.л.
24 Мажитов С.Ф. Актуальные проблемы социально-экономического развития Казахстана на современном этапе // Международная конференция «СНГ: энергетика, безопасность и развитие» (Центр Российских и Центрально-Азиатских исследований, Школа международных исследований, Университет Дж. Неру, г.Нью-Дели, Индия 16-17 февраля 2006 г.).
25 Мажитов С.Ф. Параллель «Казахстан и Индия»: ретроспектива, реалии и перспективы // Международная конференция индологов государств СНГ (Институт востоковедения РАН, Институт стран Азии и Африки МГУ, Индийский совет по культурным связям, Посольство Индии в РФ, г. Москва, 15-16 марта 2006 г.)
26 Мажитов С.Ф. Историзм Рабиндраната Тагора // Международный «Круглый стол» на тему «Рабиндранат Тагор и его время». (Посольство Индии в РК и Индийский культурный центр в г. Алматы, 19 мая 2006 г.)
27 Мажитов С.Ф. Теоретико-методологические проблемы изучения народно-освободительного движения 1916 г. в Казахстане // Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию восстания 1916 г. «Восстание 1916 года: новые оценки исторических событий». (г. Алматы, 29 июня 2006 г.)
28 Мажитов С.Ф.  Казахстанский путь глазами зодчего. Рецензия на книгу Президента РК Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь». // Страна и мир. 2007. 19 января. (в соавторстве Бурханов К.Н.) (объем 0.4 усл. печ. л.);
29 Мажитов С.Ф. Упрочить позицию лидера. По Посланию Президента РК Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире». //Казахстанская правда. 2007. 24 апреля.  (в соавторстве Бурханов К.Н.) (объем 0.4 усл. печ. л.);
30 Мажитов С.Ф. Проблемы методологии, теории и историографии народно-освободительного движения в Казахстане: новые парадигмы. – В кн.: Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. Алматы: «Искандер», 2007. С. 60-120. (объем 4 усл. печ. л.);
31 Мажитов С.Ф. The Silk Route and historical Memory of Central Asian People / International Seminar and Exhibition «Cities,  Roads    and     Caravan Sarais an Emblem of Linkages through the Ages (India , West and Central Asia)». (New-Delhi, India, 8th -12th January, 2008). – New-Delhi, Indira Gandhi National Center for the Arts, 2008. – Vol. 1. – P. 110-114. – 0,5 п.л.
32 Мажитов С.Ф. Казахстанский масштаб ОБСЕ: реалитет, потенциал, перспективы // Отан тарихы. – 2008. – № 1. – С. 5-13. – 0,5 п.л.
33 Мажитов С.Ф. Центральноазиатская идентичность: взгляд из Казахстана // Отан тарихы. – 2008. – № 2. – С. 5-11. – 0,4 п.л.
34 Мажитов С.Ф. Проблема казахской государственности в народно-освободительном движении XVIII – начала XX вв. // Отан тарихы. – 2008. – № 2. – С. 40-52. – 0,5 п.л.
35 Мажитов С.Ф. The Silk Route & Kazakhstan: A Historical Perspective // Отан тарихы. – 2008. – № 3. – С. 5-12. – 0,5 п.л.
36 Мажитов С.Ф. Евразийская доктрина Казахстана: исторические, социальные и политические параметры // Отан тарихы. – 2008. – № 3. – С. 142-149. – 0,5 п.л.
37 Мажитов С.Ф. Вклад К.Т. Жумагулова в развитие исторической науки Казахстана // Казахстанско-германские отношения в системе международной интеграции и модернизации. Материалы международной научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию профессора Жумагулова К.Т. (г. Алматы, 9 февраля 2008 г.). – Алматы, Қазақ университеті, 2008. – 395 с. (С. 23-25). – 0,4 п.л.
38 Мажитов С.Ф. Өткеннің қорқынышы // Қазақ әдебиеті. – 2008. – № 10. – 7 наурыз. – 0,1 п.л.
39 Мажитов С.Ф. Махмыт Кашгарлы и геополитический код Тюркского мира / Mahmyt Kashgarly – the Founder of Scientific Turkology. – Ashghabat, «Miras», 2008. – 392 p. (на туркм., англ., рус. яз.: С. 81-82, 197, 314-315). – 0,1 п.л.
40 Мажитов С.Ф. Государство и перспективы культурных процессов в Казахстане (О государственной программе «Культурное наследие» / Cultural Heritage – source for studying the History of Cultural and Spiritual Renaissance  of the World. – Ashghabat, «Miras», 2008. – 408 p. (на туркм., англ., рус. яз.: С. 57, 167, 287-288). – 0,1 п.л.
41 Мажитов С.Ф. Проблемы казахской государственности и деятельность национальной интеллигенции в первой половине ХХ в. / Казахская интеллигенция первой половины ХХ века и национальная государственность: архивы, проблемы, перспективы». Материалы республиканской научно-практической конференции (г. Алматы, 30 мая 2008 г.). – Алматы, Архив Президента Республики Казахстан, 2008. – 175 с. (С. 6-22). – 0,8 п.л.
42 Мажитов С.Ф. Казахско-туркменские исторические параллели и перспективы развития / Nejmeddin Kubra and Spiritual-Cultural World of Orient– Ashghabat, «Miras», 2008. – 332 p. (на туркм., англ., рус. яз.: С. 86, 182-183, 283-284). – 0,1 п.л.
43 Мажитов С.Ф. Формирование исторического сознания в Республике Казахстан: реалии и перспективы / Проблемы и пути формирования исторического сознания и духовной личности» (Сборник материалов республиканского семинара, г. Алматы, 4 апреля 2008 г.). – Астана, Мин-во культуры и информации РК, 2008. – 84 с. (С. 3-27). 0,8 п.л.
44 Мажитов С.Ф. Ч.Ч. Валиханов и его наследие в историческом хронометре XXI века / «Валихановские чтения – 13». Материалы Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения – 13» (г. Кокшетау, 24-26 апреля 2008 г.). – Кокшетау, КГУ им. Ш. Уалиханова, 2008. Т. 1. – 311 с. (С.4-11). – 0,5 п.л.
45 Мажитов С.Ф. Независимый Казахстан: тернии транзитного периода / Власть и общество в истории: Геополитические изменения на постсоветском пространстве в конце ХХ – начале XXI вв. Материалы для участников III Международной летней школы молодых ученых стран СНГ 11-18 июня 2008 г. – Кишинев, Вадул-луй-Водэ, 2008. – 192 с. (С. 12-19). – 0,5 п.л.
46 Мажитов С.Ф. Астана – национальная идея, на которую должен работать весь Казахстан // Байтерек. – 2008. – № 3. – С. 37-47. (В соавт.) Авт. 0,5 п.л.
47 Мажитов С.Ф. Қазақ ұлтының құрылуының негіздері / Алаш және тәуелсіз Қазақстан: идеялар және ұстанымдар сабақтастығы. Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. 21 қараша 2008 жыл. – Алматы, Абай атындағы ҚазҰПУ, 2008. – 476 б. (С. 64-72). – 0,5 п.л.
48 Мажитов С.Ф. Казахстанское корееведение – реальность научно-педагогической системы в Казахстане / По вопросам взаимопонимания через учебные пособия. – Seoul, The Academy of Korean Studies, 2008. – 220 p. (P. 21-28, на корейском яз.). – 0,5 п.л.
49 Мажитов С.Ф. Казахстанское корееведение – реальность научно-педагогической системы в Казахстане / По вопросам взаимопонимания через учебные пособия. – Seoul, The Academy of Korean Studies, 2008. – 220 с. (С. 115-125, на рус. яз.). – 0,6 п.л.
50 Жакишева С.А. Научно-методические требования к созданию электронного учебника // Современные проблемы образовательной политики в Казахстане. – Алматы: ТОО «Лем», 2006. С.76-84.
51 Жакишева С.А. Скептические заметки или взгляд с обочины. (О негативных проблемах глобальной информатизации общества) // Computer Club. 2006. – № 2. – 0.8 п.л. (перепечатка из Вестника Казахской Академии Труда и Социальных отношений. Алматы: КазГосИНТИ, 2001. – № 2(3). С. 14-17; С. 51-58.
52 Жакишева С.А. Моделирование социального портрета репрессированных евреев на основе проблемно-ориентированной базы данных “Массовые политические репрессии в 1937-1938 гг.” // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». Материалы Х международной конференции Ассоциации «История и компьютер» стран СНГ. – Москва, Барнаул, 2006. С. 59-61.
53 Жакишева С.А. Количественные методы и новые информационные технологии в истории: методология и историография // Очерки по историографии и методологии истории Казахстана Казахстана. – Алматы: «Искандер», 2007. С. 239-277.
54 Жакишева С.А. Образовательная область «Человек и общество», предмет «История» // Государственный стандарт образования Республики Казахстан 12-летней средней школы. – Астана, 2007 г.
55 Жакишева С.А. К вопросу периодизации истории в контексте технологического детерминизма // Социально-экономические и правовые аспекты развития Казахстана в условиях выдвижения в число 50-ти ведущих мировых государств. Материалы международной научно-практической конференции. 11 мая 2007 г. –Алматы: «Искандер», 2007. С. 97-99.
56 Жакишева С.А. Источники по современной истории Казахстана в Интернете // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». – № 43,  М.-Барнаул; АлтГУ, 2008. С. 57-64.
57 Жакишева С.А. Новые информационные технологии в историческом образовании стран СНГ // Современное состояние исторической науки Казахстана и России. Материалы международной конференции. Алматы, 26 июня 2008 г. (в производстве).
58 Жакишева С.А. Казахстанская трагедия в контексте реализации принципа «Что полезно для победы, то нравственно и целесообразно!» // Международная научно-практическая конференция «Голод в СССР 30-х годов: исторические и политические оценки», 21-22 ноября 2008 года (г. Харьков). (в производстве).
59 Алимгазинов К.Ш. Синергетика и история: детерминанта и холизм научной парадигмы. Часть 1 // Международная конференция “Отечественная история: поиски, проблемы, перспективы”. Астана, 12-13 мая, 2006. (объем  0,4 п.л.)
60 Алимгазинов К.Ш. Информация  как  коммуникация: традиционные  представления  и  виртуальная  действительность (к постановке вопроса) // Cборник научных статей 4-го Международного форума «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ», Алматы, 18-19 октября 2006. С.34-37.  (464 стр.) (объем  0,4 п.л.)
61 Алимгазинов К.Ш. Преподавание истории Казахстана на неисторических факультетах: между Сциллой и Харибдой // Материалы 1-го республиканского научно-методического семинара «Методы преподавания: современные парадигмы и подходы». – Алматы, 2006. С.17-29. (объем  0,5 п.л.)
62 Алимгазинов К.Ш. Историко-этнографическое наследие Г.Н.Потанина (источниковедческий очерк) // Г.Н.Потанин. Исследования и материалы. Том 7. А., 2006. – С.5-17.  (объем  0,5 п.л.)
63 Алимгазинов К.Ш. Исторический факт в дискурсе социальной психологии: категория анализа и ее отражение в структуре видовых особенностей источника // Отан тарихы. -  2007. – №1. – С.142-154 (объем  1,0  п.л.)
64 Алимгазинов К.Ш. Интернет и историческое знание: новое обретение в казахстанской историографии. – Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. А., 2007. С. 278-327.  (объем – 3,6 п.л.)
65 Алимгазинов К.Ш. Казахстанская модель образования: эксперименты и традиции // Материалы 2-ого республиканского научно-методического семинара «Методы преподавания: современные парадигмы и подходы». Алматы, 16 мая 2007 года. – С.27-36 (объем  0,5 п.л.)
66 Алимгазинов К.Ш. Информационная деятельность архивов: проблемы и перспективы // Вестник архивной службы г. Алматы. №1 2007. – С.71-74 (объем  0,3 п.л.)
67 Алимгазинов К.Ш. Графико-статистический метод как интерактивный прием источниковедческого анализа // Қазақстан мұрағаттары. – 2007. – № 1 (3). – С.11-16. (объем  0,4 п.л.)
68 Алимгазинов К.Ш. Статистика в истории: от теории к практике // Информационный бюллетень архивных учреждений РК «Қазақстан мұрағаттары – Архивы Казахстана». 2007. – № 1-2 (41-42). – С.103-108.  (объем  0,5 п.л.)
69 Алимгазинов К.Ш. История и ее эпитомы: методологическая рефлексия на источниковедческую концепцию И.Г.Дройзена // Отан тарихы 2007, № 3 (объем  1,0 п.л.)
70 Алимгазинов К.Ш. О возможном подходе к структуризации текстовой информации в рамках количественного анализа качественных данных // Международная научно-практическая конференция «Перспективы укрепления безопасности на евразийском континенте и роль в этом региональных и международных организаций», Алматы. 19-20 октября 2007 года (объем  0,5 п.л.)
71 Алимгазинов К.Ш. Некоторые аспекты источниковедческого описания электронных форм информации (на примере интернет-ресурсов) // Республиканская научная конференция «Исторический источник: проблемы археографии и источниковедения”. 30 октября 2007 г. Алматы (объем  0,5 п.л.)
72 Алимгазинов К.Ш. Synergetic and history: determinant and holism of the scientific paradigm // The integrated scientific journal. – 2008. №3. s.51-55. (объем  0,5 п.л.)
73 Алимгазинов К.Ш. Синергетическая константа исторического контента. Часть 2 // Этнос. Традиции. Культура. (Казань). № 1, 2007. (объем  0,5 п.л.)
74 Алимгазинов К.Ш. И.Г. Дройзен и его метод «понимающей» истории (к вопросу о выработке альтернативной эпистемологии в казахстанской историографии) // “Востоковедные исследования в Калмыкии”. 2008. – № 2. Cборник статей. (Калмыкия). (объем  0,5 п.л.)
75 Алимгазинов К.Ш. Быт и традиции казахов по материалам научных экспедиций Г.Н.Потанина) // Бюллетень Ассоциации историков Казахстана. – 2008. №1-2. – С.31-39. (объем  0,5 п.л.)
76 Алимгазинов К.Ш. Информация как коммуникация: от традиционных  представлений к виртуальной действительности // 1-ый Республиканский научно-методический семинар «Методы преподавания: современные парадигмы и подходы». – Алматы, 26 апреля 2006. (объем  0,5 п.л.)
77 Алимгазинов К.Ш. Интернет в образовательном процессе: состояние и перспективы // 2-ой Республиканский научно-методический семинар «Методы преподавания: современные парадигмы и подходы». – Алматы, 16 мая 2007 г. (объем  0,5 п.л.)
78 Алимгазинов К.Ш. Инновационные технологии исторической эвристики: интернет в призме  источниковедения // Международная научная конференция “Бекмахановские чтения”. Алматы. 25 мая, 2006 года. (объем  0,5 п.л.)
79 Алимгазинов К.Ш. Информационная деятельность архивов: проблемы и перспективы // Вестник архивной службы г.Алматы. №1, 2007. – С.71-74
80 Алимгазинов К.Ш. Қазақстан астанасын Қызылорда қаласынан Алматыға және Алматыдан Астана қаласына көшіру жайындағы Алматы қаласы ОММ құжаттары // Вестник архивной службы г.Алматы. №1 2007. – С.87-89. (объем – 0,3 п.л.)
81 Алимгазинов К.Ш. Центральноазиатская инициатива: взгляд из прошлого (к идее создания региональных союзов на постсоветском пространстве) // Власть и общество в истории: геополитические изменения на постсоветском пространстве в конце XX – начале XIX вв. Материалы участников Летней школы молодых историков в г. Кишиневе. 11-18 июня, 2008 г. – С.153-154 (объем – 0,3 п.л.)
82 Толенова З.М. Ғибраты мол ғұмыр // Алаш. Тарихи-этнографиялық журнал, № 5 (8) 2006, 131-136 бб.
83 Толенова З.М. Академик М. Қозыбаев еңбектеріндегі 1916 ж. көтеріліс жөніндегі тұжырымдар //Республикалық ғылыми конф. материалдары, 2006.
84 Толенова З.М. Тәуелсіз Қазақстан жылдарындағы тарих ғылымының дамуы // Қазақ тарихы, 2006.
85 Толенова З.М. Қазақстанның тарих ғылымы: Ш.Уәлиханов ат. Тарих және этнология институтының 60-жылдығына арналған. (составитель, автор, набор и верстка текста, корректировка).  – А.: МерСал, 2005. – 600+16 б.
86 Толенова З.М. «Историческая наука постсоветской Центральной Азии: обретение и проблемы» (набор, сканирование и верстка текста, корректировка). –А., 2006.
87 Толенова З.М. Байдабек Ахметұлы Төлепбаев. (Ќазаќстан ѓалымдарыныњ биобиблиографиясы).  – Алматы, 2006. – 39 б.
88 Толенова З.М. «История Западного Казахстана»:  V глава. § 2 «Ұлы Отан соғысындағы жеңіске Батыс Қазақстанның қосқан үлесі». § 3 «Әлеуметтік-экономикалық өмірдегі өзгерістер және әкімшіл-әміршіл жүйенің зардаптары». (2,2 б.т.).
89 Толенова З.М. Сүлейменов Бек // «Қазақстан. Ұлттық энциклопедия»: 8 том, А., 2006.
90 Толенова З.М. Сібір қырғыздары туралы жарғы // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
91 Толенова З.М. Тарих және этнология институты // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
92 Толенова З.М. Түркістан генерал-губернаторлығы // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
93 Толенова З.М. Уилер Дж. // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
94 Толенова З.М. Уфа // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
95 Толенова З.М. Ұйғырлар мен мен дүнгендердің Қазақстанға қоныс аударуы // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
96 Толенова З.М. Ұлт істері жөніндегі халық комиссариатының қазақ бөлімі // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
97 Толенова З.М. Ұлттар комиссариаты // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия», 8 том, А., 2006.
98 Толенова З.М. Академик Манаш Қозыбаев (16.11.1931-31.01.2002) // Қазақ тарихы, 2007, № 1. –С. 92-93.
99 Толенова З.М. Қозыбаев еңбектерінің көрсеткіші (Қысқартылып алынған) // Там же. –С.94-96.
100 Толенова З.М. Академик Қозыбаев және Қазақстандағы ұлттық тарихи сананың қалыптасуы // Қазақ тарихы, 2007. № 2. –С. 35-38. (в соавторстве -  К.Н. Бурханов).
101 Толенова З.М. Қазақ жырауларының шығармашылығындағы ұлттық сана көріністерінің тарихилығы //ҚазҰУ. Хабаршысы, 2007 (в производстве).
102 Толенова З.М. Қазақ батырлары және ұлттық тарихи сана тағылымдары // Қазақ тарихы, 2007 (в производстве).
103 Толенова З.М. Тәуелсіздік – ұлттық рух, елдік пен ерліктің көрінісі болған бабалар аманаты // Вестник КирГУ, 2008. – №2.
104 Абылхожин Ж.Б. Политика «военного коммунизма» – первый большевистский опыт претворения в жизнь «бестоварной утопии» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
105 Абылхожин Ж.Б. Новая экономическая политика как альтернатива кризису» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
106 Абылхожин Ж.Б. Вторжение власти в традиционные структуры аула и деревни Казахстана: попытки «классовой» коррекции социально-экономических отношений в крестьянском социуме» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
107 Абылхожин Ж.Б. «Великий перелом»: тотальное огосударствление  отношений собственности в сельском хозяйстве» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
108 Абылхожин Ж.Б. Волюнтаристская политика власти по силовой седентаризации скотоводческих хозяйств» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
109 Абылхожин Ж.Б. Демографическая катастрофа: массовый голод населения» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
110 Абылхожин Ж.Б. Антикрестьянские репрессии как воплощение  большевистской идеи ликвидации «сельской мелокобуржуазной стихии» » // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
111 Абылхожин Ж.Б. Расширение казахстанского фрагмента союзного военно-промышленного комплекса» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф 1.
112 Абылхожин Ж.Б. Социально-экономическая «оттепель» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
113 Абылхожин Ж.Б. Целина: успехи и провалы» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
114 Абылхожин Ж.Б. Отчуждение государства от проблем экологической безопасности» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
115 Абылхожин Ж.Б. Кризис качества жизни населения» // История Казахстана в 5 томах. Том 4, параграф
116 Абылхожин Ж.Б. Силовая модернизация и теоретико-концептуальный смысл казахского общественного традиционализма. – В кн.: Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. С. 123-196. (объем 5 усл. печ. л.).
117 Абылхожин Ж.Б. Мифовоспринимающее сознание и его суггесторы. – В кн.: Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана». Алматы: Дайк-Пресс, 2007. С. 11- 51. (объем 1.5 усл. печ. л.);

Продукция, выпущенная  на электронных и магнитных носителях

1    Сужиков Б.М. Электронный проект «Веб-сайт Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова МОН РК». Спецредактор и администратор Интернет-служб (почта, форум). Общий объем – 150 Мб.
2    Алимгазинов К.Ш. Электронный проект «Веб-сайт Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова МОН РК». Разработка структуры и содержания сайта. Объем – 150 Мб.
3    Мажитов С.Ф. Независимый Казахстан: на волне рыночной экономики. Видеоматериал. Хронометраж – 45 минут.
4    Мажитов С.Ф. Внешняя политика независимого Казахстана. Видеоматериал. Хронометраж – 45 минут.
5    Мажитов С.Ф. Казахстан – многонациональное государство. Видеоматериал. Хронометраж – 45 минут.
6    Мажитов С.Ф. Тәуелсіз Қазақстан нарықтық экономика толқыныңда. Видеоматериал. Хронометраж – 45 минут.
7    Мажитов С.Ф. Тәуелсіз Қазақстанның сыртқы саясаты. Видеоматериал. Хронометраж – 45 минут.
8    Мажитов С.Ф. Қазақстан – көпұлттық мемлекет. Видеоматериал. Хронометраж – 45 минут.