Интеллектуальная история: социокультурная и политическая деятельность элиты в контексте национальной идеи (ХІХ – первая треть ХХ вв.) 2006-2008

Ключевые слова – элита, нация, самосознание, социум, интеллект, мектеб, медресе, религия, аул, кочевые, лидер, идея, казахи, колониализм, революция.

Цель исследования. – Исследования роли и значения интеллектуальной и политической элиты в формировании национальной идеи. Традиционная и интеллектуальная элита в условиях широкой колонизации Казахстана. Ограничения властей в деятельности традиционной   и интеллектуальной элиты и репрессии против элиты.

Методы исследования. – Освоение методологических подходов современной  исторической науки. Компаративный анализ деятельности различных представителей интеллектуальной элиты. Вычленение отдельных элементов  в деятельности интеллектуальной и политической элиты. Характеристики общественных идей в качестве основного стержня  освободительных идей интеллектуальной и традиционной элиты.

Полученные результаты. -  В ходе  исследовательской работы выявлен и систематизирован документальный материал исследования. Систематизация документального материала на русском и казахском языках производилась  выборочно на основе методологических подходов. Выявлены и определены направления деятельности и интеллектуальной элиты. Обобщен обширный материал  анализу национальной элиты в условиях нарастающего воздействия колониального господства на  общественные и политические  институты казахского социума. Исследованы отдельные качественные элементы формирующие деятельность национальной элиты как носителя этнического самосознания казахского народа. Проанализирована тесная взаимосвязь между востребованностью национальной элиты и общественно-политическими условиями Казахстана.

По проблеме опубликовано –  монографий и статей научного характера, основные положения обнародованы на научно-практических конференциях и круглых столах, а также в СМИ.

ВВЕДЕНИЕ

 

В целях оптимальной характеристики деятельности интеллектуальной элиты рассмотрения положения позиции методологии, методы подхода, понятийный аппарат и некоторые другие проблемы в конкретном преломлении. В работе  было определен предмет изложения как единая система исторических основ формирования и функционирования национальной элиты в истории Казахстана Х1Х-ХХ вв.и ее ориентиры. Нужно учесть, что казахская нация, ее внутренние процессы и проблемы, взаимодействие и взаимоотношения нации, как особой общности на историческом пространстве, являются важнейшими факторами развития интеллектуальной элиты. Понимание того, что казахская нация формировалась на протяжении длительного времени и представляет в совокупности различные этносоциальные и этноисторические явления, стало основным содержанием периода нового времени в истории Казахстана. Казахский народ и казахская нация претворяют весь комплекс развития и проявления деятельности интеллектуальной элиты. Разнообразие событий, явлений, фактов истории Казахстана настолько значительно, что не позволяет только в одном направлении рассматривать всю проблематику интеллектуальной элиты. Учитывая значимость интеллектуальной элиты как концентрированной части   казахского общества, в работе были проведены системные исследования и опора на новые подходы, дающие целостное представление основного ее содержания.

Современный инструментарий, применяемый в изучении общественных процессов, позволяет рассмотреть механизмы проявления  деятельности интеллектуальной элиты в истории Казахстана. Проведен анализ на отдельные характерные черты казахского общественного развития. Важнейшей особенностью казахского традиционного общественного строя было ведение кочевого хозяйства. Природно-климатические условия почти на всей территории Казахстана обусловили ведение кочевого хозяйства в большинстве регионов Казахстана. Кочевое скотоводческое хозяйство играло стержневую роль в жизнедеятельности. Так сложилась система материального производства, социальной и политической организации, при этом внутри общества происходил обмен продуктами скотоводства и земледелия, вырабатывалась определенная система социальной иерархии, складывалась устойчивая духовная общность и система ценностных ориентаций, наконец, произошло объединение родоплеменных структур в сложную систему государственного устройства.

Реализация реформ проводившихся в Казахстане в первой и второй половине XIX века показывает, что господство царизма так и не сумело создать стройную систему духовных преобразований и отношений в Казахстане. Во-первых, целью самых реформ была создание всеохватывающей  устойчивой колониальной системы, которая должна была окончательно закрепить за казахской степью положение неотъемлемой части империи. Во-вторых, большинство российских администраторов и тех, от кого зависело претворение в жизнь реформ, не хотели рассмотреть глубинные вопросы жизни казахского населения и его реальные ценности. В-третьих, реформы должны были стать плацдармом для освоения всей территории Казахстана. В-четвертых, чем было больше противоречий в среде кочевого населения, тем легче было им управлять. Колониальная экспансия, ликвидация традиционной системы управления и установление колониального господства предопределили дальнейшую политику Российской империи в отношении казахского народа, а вслед за этим и политику советского режима.

Наряду с колониальным периодом господства царизма, период советской власти также изобиловал формами и методами притеснения интеллектуальной элиты. Во-первых, несогласие представителей интеллектуальных слоев с методами большевиков по установлению своего политического господства. Во-вторых, с вопросами возвращения отнятых земель в полную принадлежность казахского народа, в-третьих, с проведением реформ без учета и подготовки их социальной и экономической базы.

Непредвзятый и объективный анализ деятельности интеллектуальной элиты показал существенную роль внешнего фактора, ставшего главенствующим в освободительных и протестных движениях ХІХ – ХХ веков. Влияние его было существенным не только в противостоянии, но и в глубокой взаимообусловленности расширявшей представления интеллектуалов по формированию собственного мировоззрения в конкретных исторических условиях и явлениях.

После 1917 года интеллектуальная элита выражала свои собственные взгляды на государственное устройство, политическое  и социальное положение казахского народа. В результате противоборства казахские интеллигенты и элита подверглись гонениям и репрессиям.

Исследование данной проблемы носит начальный характер, последующее изучение позволит получить более значимые результаты.

В исследовательской группе изучением данной проблемы занимались,
1.Валиханов Э.Ж. – руководитель темы, к.и.н, доцент.
2.Галиев В.З. – ГНС, д.и.н., профессор.
3.Шашаев А.К. – докторант, к.и.н., НС (0,5ставки по теме).
4.Кривков А.Л. – докторант, к.и.н., НС (0,5ставки по теме).
5.Оразов Р.Е. – МНС (без степени).
6.Сатенова М.Р. – МНС (без степени).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принудительная регламентация явилась частью национальной полити-ки империи и осуществлялась непосредственно через колониальную админи-страцию – аппарат угнетения и насилия. Оно находило отражение в формах и методах деятельности официальных властей, существенной особенностью которых был произвол, узаконенный как непосредственно в правовых актах, так и косвенно, молчаливым одобрением любого незаконного действия царских сатрапов и безнаказанности за него. Практика принудительной регламентации в среде казахского народа привела к нарушению баланса внутренней жизни казахского социума, а законодательное закрепление колониального режима изменило политическое и правовое положение казахского народа. Было окончательно ликвидировано проявление какой-либо политической самостоятельности, как во внешних, так и во внутренних вопросах развития казахского социума. Внутриполитическая жизнь была сосредоточена в пределах волости. Практика принудительной регламентации жизни казахов показала реакционность, лицемерие, гнилость колониального политического режима. На самом деле, царизм, устанавливая «общественное самоуправление», с одной стороны, стремился создать иллюзию демократи-ческого устройства казахского общества, а с другой стороны, всю тяжесть содержания этого аппарата всецело переложило на казахское население.
Кроме того, наделение широкими полномочиями и функциями (полицейские, судебные, фискальные) «общественного управления казахов» объяс-нить можно лишь колониальным их положением и стремлением царизма проводить свою колониальную политику через эти «национальные» органы. Известно, что карательными функциями не обладали органы общественного управления русского сельского населения, являясь лишь органами гражданского управления.
Утверждая свое экономическое и политическое господство, разрушая традиционную систему управления, передавая всю полноту административ-ной, хозяйственной, военной, духовной власти русским чиновникам законы Российской империи были направлены на оттеснение коренного населения, его культуры и возникновения жизненного пространства для иной этно-культурной структуры, то есть на постепенную христианизацию и русифика-цию казахов, формирование в сознании казахского этноса идеи российской гражданственности, преследовавшей в конечном итоге денационализацию, иначе говоря, наряду с отчуждением собственности и власти в результате колонизаторской политики царизма происходило отчуждение народа от его собственных исторических корней, языка, культуры, от его прошлого, без которого не может быть будущего всего того, что составляет дух народа.
Интеллектуальная элита наряду с представителями социально-полити-ческой элиты ставила перед казахским обществом сложные, порой противо-речивые, но вместе с тем, чрезвычайно насущные вопросы подъема освобо-дительного движения. В процессе исследования вычленялись принципиально важные аспекты деятельности отдельных представителей элиты и самих элитарных групп из различных страт. В ХІХ веке интересы интеллектуалов и элитарных страт носили противоречивый, но неантагонистический характер. Точки соприкосновения представителей элиты составляли единый вектор традиционных политических интересов. В основе политических интересов в определенной степени были начала традиционной хозяйственной системы (кочевое и полукочевое скотоводческое хозяйство), симбиоз традиционного хозяйствования и традиционного миропонимания в духовной сфере. Что было взаимообусловлено с традиционным пониманием власти и авторитета.
Конкретные условия колониальной экспансии ставили перед элитарными группами вопросы сплочения разрозненных малых групп вокруг политического лидера. Однако проникновение колониального режима в глубинные пласты социально-экономических структур не позволяло представителям элиты выдвинуть лидеров общенационального масштаба. Революционный характер народно-освободительных движений в целом нехарактерен для казахского кочевого общества и потому интеллектуальная элита выбирала свой собственный путь развития национальной идеи – путь эволюционных, а не революционных преобразований.
Царская администрация на местах не могла обойтись без участия коренных народов в работе местной администрации. С другой стороны администрация в волостях была органами местного самоуправления. Так было и в Казахстане. При этом важно отметить еще один аспект этого вопроса – через местное управление казахская элита выражала свою самодостаточность, интересы имущественной части населения.
Открытые выступление против режима, когда вслед за выступлением были тяжелые репрессивные действия властей, и деятельность интеллектуалов не были разграничены друг от друга. Интеллектуалы, как правило, стремились методами пассивного сопротивления поставить перед властями и, в целом, перед режимом вопрос о признании казахского общества как равноправного члена мировых цивилизационных процессов.
Национальное самосознание, наиболее ярко выраженное в деятельности лидеров казахской интеллигенции, привело к борьбе за независимость. Свержение самодержавия связано не только с угнетением народных масс. Не следует забывать о том вкладе, который внесли представители национальной интеллигенции в борьбе против царизма и его колониальной политики.
В результате победы советской власти казахская интеллектуальная элита стремилась найти более приемлемые возможности для национального самоопределения в совершенно новых условиях модернизации. Сама модернизация проводилась насильственным путем, стремительно обрывая все экономические, социальные, политические и духовные связи с прошлым. Для казахских интеллектуалов интересы народы стояли превыше советской безопасности и потому в их среде наметились важнейшие направления по консолидации казахского народа и поиска путей его самостоятельного развития. Такое отношение к наиболее насущным интересам народа, а значит к установившемуся режиму, привело их большинство к трагическим для каждого из них последствиям.
Задачи, которые интеллектуальная элита стремилась решить оказались глубоко противоречивыми для нового режима, и даже несопоставимыми с ним. Сами интеллектуалы, как элитарный слой казахского общества стали абсолютно чуждыми режиму и это определило их судьбу. Но историческая их роль и значение возродились лишь в новом, независимом Казахстане.
Кадровая и национальная политика КПСС привела к «…появлению национальных элит. Они стали доминировать над «некоренными» национальностями и стремились уйти из-под контроля союзного центра. Многие национальные лидеры мечтали стать во главе независимых государств». История повторяется. Национальная интеллигенция, как высокообразованная часть своего народа, всегда искала пути к независимости родной страны.
Таким образом, казахская интеллигенция была неразрывно связана со своим народом. Она чаще всего использовала мирные средства, оберегая казахов от новых жертв. Осознавая опасность, исходящую от союза высокообразованных людей, чиновники создавали множество препятствий для осуществления их деятельности. Одних высылали подальше от единомышленников, других сажали в тюрьму, третьих награждали эпитетами типа «кляузник», «клеветник», «лгун», тем самым, включая их в список неблагонадежных. Однако, чиновники колониальной администрации, как бы они не стремились внести раскол в действия патриотов казахского народа, увидели другую сторону своих деяний. Вокруг казахской интеллигенции наперекор планам царизма, все больше группировались люди, главной целью которых была борьба за свободу, полученная только в конце XX века.
Возвращая народу духовное наследие представителей казахской интеллигенции, можно быть уверенными в том, что любовь к Родине, к родной культуре станет сильнее и крепче. Надо прилагать много сил для процветания страны, нации, чтобы потомки могли гордиться нами.
Объем выполненной работы за отчетный период составил (в единицах продукции): Опубликованных научных работ – 20. В том числе монографии – 3 (48,5 п.л.), сборников документов – 7 (219 п.л). Публикации –  55 (58,8 п.л.), Участие в научных мероприятиях (конференции, форумы, круглые столы и т.д.) – 18.
Всего объем выполненной исполнителями проекта аналитической научно-исследовательской работы составил (в единицах измерения).
научно-фундаментальной продукции – 326,3 усл.п.л.
из них на казахском яз. – 17, научных работ (48,1 п.л)
на русском яз. – 39 (278,2 п.л)
Выступлений в СМИ – 10
Обсуждение диссертаций – 9
Работают над повышением научной квалификации – 4