Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Отдел этнографии/этнологии, как одно из ведущих, титульных подразделений, был создан сразу же при образовании Института истории, археологии и этнографии АН КазССР в 1945 г. Т.е. он изначально создавался как основополагающая структура головного института гуманитарной сферы науки Казахстана и был призван решать важные задачи по комплексному изучению культуры и быта казахов и др. народов республики, а впоследствии и более широкие проблемы этно- и культурогенеза, этносоциологии и т.д. Если обратиться к истории науки, то необходимо сразу отметить, что организационное оформление, становление академической этнографии в Казахстане во 2-ой половине 40-х–50-х гг. было вполне закономерным. Образование самостоятельного отдела этнографии при организации после войны Института истории,   археологии и этнографии было продиктовано не только политикой государства в области науки, но и значительным заделом, научными традициями в исследовании культуры и быта казахов и других народов Казахстана. За небольшим отделом, первоначально насчитывавшим 4 научных сотрудника во главе с самобытным ученым востоковедом Нигметом Сабитовым, как бы стояли могучие фигуры предшественников: А.И. Левшина, Ч.Ч. Валиханова, Г.Н. Потанина, Ж. Кастанье, А. Диваева  и др. Перед этнографами изначально ставились важные задачи исследования традиционной культуры казахов, других этносов республики, изменений, происходивших в культуре и быту в тот период – прежде всего на основе полевых изысканий.  Поэтому были вскоре налажены тесные научные связи с московскими и ленинградскими учеными, как в деле совместного полевого исследования, так и в плане подготовки кадров. В начале 1950-х гг. под их руководством защитили кандидатские диссертации первые профессиональные этнографы в Казахстане: И.В. Захарова, Г. Валиханов, В.В. Востров, Р.Д. Ходжаева.

Несомненно, послевоенные годы были весьма сложными и трудными для развития науки. Достаточно отметить, что до 1955г. экспедиции наших этнографов проводились в отсутствии элементарного технического оснащения. Тем не менее, было сделано уже немало – почти ежегодно проводились экспедиции, материалы которых легли в основу диссертаций, ряда важных публикаций, а также и будущих монографий. Была завершена работа над плановой  темой «Культура и быт казахского колхозного аула». Но, видимо, самым важным было то, что в этот период произошло организационное становление отдела этнографии, который мог уже решать серьезные научные задачи и готовить кадры. Особая заслуга в этом принадлежит первому заведующему сектором  Н. Сабитову, а также И.В. Захаровой.        Именно в этот период в казахскую этнографию пришла группа молодых, энергичных, талантливых исследователей – Халел Аргынбаев, Едыге Масанов, Марат Муканов, Оразак Исмагулов. Они были востребованы, поскольку этнография Казахстана, прежде всего казахского народа, в научном отношении оставалась неизученной и представляла собой огромное поле деятельности. Каждый из них выбрал свое направление исследований, или даже несколько направлений, и успешно их развивал впоследствии. На основе этих изысканий появляются первые серьезные публикации молодых этнографов Казахстана. Изданию этих материалов и исследованию тогда придавалось серьезное значение. Показательный пример: из шести первых томов Трудов ИИАЭ этнографии пропорционально были посвящены два тома – 3-ий и 6-ой. Экспедиционные исследования планомерно и интенсивно проводились небольшим коллективом   этнографов вплоть до начала 80-х годов, был собран огромный уникальный полевой материал по различным разделам традиционно-бытовой культуры  казахов,  других народов республики. Наряду с этим велись солидные архивно-библиографические изыскания. Все это нашло отражение в диссертационных исследованиях, монографиях, получивших высокую оценку в советской этнографической науке: «Культура и быт казахского колхозного аула», «Казахская национальная одежда XIX – начала XX в.», «Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР», «Қазақ халқындағы семья мен неке», «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.)», «Население Казахстана от эпохи бронзы до современности», «Хозяйство казахов», «Казахское народное прикладное искусство» и др. Следует отметить, что на исследованиях тех лет базируется и данное издание по казахскому шежире трех авторов – наиболее активных участников экспедиций тех лет. Несомненно, в этот период казахстанская этнография была на подъеме, имела серьезные научные достижения – в особенности  в русле выполнения программы по региональному «Историко-этнографического атласа народов Средней Азии и Казахстана». В русле данной программы отделом этнографии ИИАЭ были подготовлены и изданы значительные по объему и содержанию книги. По заключению московских ученых казахские этнографы были намного впереди своих коллег из других союзных республик, в том числе и России.

В этот период этнографы Казахстана вполне обоснованно задумали создать обобщающий историко-этнографический труд «Казахи», в котором освещались бы этногенез и этническая история, хозяйство, материальная и духовная культуры народа. К 1980 г. научная база была подготовлена: были изданы монографии, статьи по вышеназванным проблемам, в архиве отдела накопились записи, иллюстрации, фотоснимки, дающие представление о культуре казахов, собраны архивные материалы и литературные публикации. Поэтому на 1980–84 гг. за отделом этнографии была закреплена тема: «Казахи. Историко-этнографическое исследование».

Написание разделов было закончено как раз к началу Долгие годы рукопись редактировалась в угоду меняющимся политическим приоритетам. Одним камней преткновения являлся раздел «Этногенез» (исполнитель Н. Масанов) статья Н. Масанова  Спустя почти десять лет книга всё же вышла в усечённом варианте. Авторский коллектив убрал из рукописи раздел по этногенезу казахов; подверглись значительному сокращению ряд других разделов книги. Тем не менее, труд являл собой важный итог многолетней деятельности коллектива академического отдела этнографии. Книга остается единственным обобщающим трудом по этнографии казахов и пользуется значительным спросом.

Вместе с тем необходимо отметить, что вопрос издания полновесного фундаментального, по-своему презентационного труда по исторической этнографии казахов остается в значительной степени открытым. Более того, проблема не утратила своей научной актуальности в связи с новейшими этнолого-этнографическими изысканиями, осуществленными за последние 10–15 лет группой исследователей среднего и молодого поколения. Но следует еще раз подчеркнуть, что выход коллективного труда «Казахи» являлся серьезным итогом, вехой в развитии отечественной этнографии в послевоенный период, который в историографическом плане наиболее точно можно было бы обозначить  как «казахская этнографическая школа 2-ой половины ХХ века». Научная школа, которая формировалась в лоне отечественной фундаментальной науки, на базе небольшого, но знакового подразделения – академического отдела этнографии.

Следует отметить, что в 1980-е гг. происходило заметное пополнение этнологии новыми молодыми сотрудниками. Не имея достаточной возможности направлять аспирантов в Институт этнографии АН СССР, где готовили квалифицированных этнографов широкого профиля, дирекция Института по рекомендации заведующего отделом Х.Аргынбаева начала зачислять в отдел специалистов различного профиля: историков (А.Калышев, Е.Оразбеков, А.Токтабаев), искусствоведа (Ш.Тохтабаева), палеоэтнографа (С.Аджигалиева), специалистов по истории рабочего класса (К.Сакенова) и историографии (Н.Алимбаева). Но только двое из них прошли стажировку в Москве – Е.Оразбек и А.Калышев, а первый из них – и аспирантуру и только Калышев защитил кандидатскую диссертацию по совершенно новой тематике в отделе этнографии – социоэтнографии. Ш. Тохтабаева и С. Аджигалиев защитили кандидатские диссертации в Ленинграде (ЛО ИЭ АН СССР), соответственно в 1984 и 1989 гг. Интересы Тохтабаевой, главным образом касались ювелирных украшений, искусства казахских зергеров (Казахские ювелирные украшения. Сост. Ш.Тохтабаева. Алма-Ата, 1985; Тохтабаева Ш. Казахское ювелирное искусство казахов Западного Казахстана // Советская этнография. 1978. № 4; Её же. Семантика казахских женских украшений // Советская этнография. 1992. №1.) (что и явилось основой её кандидатской диссертации), но также и национальной одежды, пищи. Кроме того, на неё была возложена работа по организации музея этнографии при нашем Институте, хотя эту важную идею не удалось воплотить в жизнь. Главное же внимание Ажигали было сосредоточено на мемореально-культовой архитектуре Западного Казахстана, где он осуществил целый ряд экспедиций. Результаты полевых исследований и их анализ содержатся в его книге, вышедшей весной 1994 г., хотя она была написана почти на 10 лет раньше (Аджигалиев С. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана (на основе исследования малых форм). Алматы, 1994). В 1980 – 1984 гг. отдел этнографии вёл разработку темы «Современная сельская семья». Для исследования было выбрано четыре объекта: в Алматинской области – колхоз им. А. Нусупбекова Кегенского р-на и Чиликский винзавод; в Талдыкорганской области – колхоз им. Куйбышева и «Енбекши» Кировского р-на. В эти населённые пункты были организованы ежегодные экспедиции (1984–1986 гг.) с довольно длительным пребыванием в них большой полевой группы до 15–20 дней за один сезон. Участникам экспедиции необходимо было изучить сельскую семью в свете новой метологии – социально-этнической. Социальное исследование семей состояло в анкетировании супружеских пар, семей по национальному (межнациональному) признаку, по времени создания семьи, её составу, условиям жизни (дом, его обстановка и т.д.), заработку, культурным запросам и т.д. Такое анкетирование было проведено, сделаны статистические расчёты и обобщения, написаны многие главы монографии «Современная сельская семья народов Казахстана». Но, вместе с тем, в большинстве её разделов содержалась апология уходящего советского образа жизни. Имелись также издержки научно-методического характера: исследование преимущественно было проведено в духе модного тогда, довлевшего в советской этнографии этносоциологического направления, заслонившего собой самоценные изыскания по традиционной этнографии – не менее важной основы глубоких этносоциологических обобщений. Таким образом, монография потеряла «пресловутую» актуальность, по многим параметрам тотчас морально устарела и не была издана. Но нельзя, всё же, утверждать, что работа была проделана впустую: многие весьма значительные части исследования потом были опубликованы некоторыми авторами (См. напр.: Ажигали С.Е. Религиозность и обрядность сельчан Казахстана в ближайшей ретроспективе: Жетысу, середина 80-х // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Сб. статей. Алматы, 2001. С. 35 – 96 с илл.).

В 1990 г. в Алматы прошла Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988 – 1989 гг., которая явилась крупным мероприятием в научной жизни Института истории, археологии и этнографии тех лет. Вместе с тем это было важное событие для этнографов республики, в определённой степени признание их заслуг в разработке проблем исторической этнографии казахов, этносоциологии, антропологии и др. научных направлениях. На таких форумах, которые проводились раз в два года в различных городах – крупных научных центрах Советского Союза, обычно собирался весь цвет этнографической науки. И конференция в Алматы не стала исключением. Работали многочисленные секции по этногенезу, этническим процессам, материальной и духовной культуре и т.д. Работали даже такие секции, проведение которых было немыслимо несколько лет назад – например, секция «Этнические конфликты и оперативная этнология». Были изданы тезисы докладов в 3-х частях (Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследование 1988 – 1989 гг. Тезисы докладов. В 3-х ч. Алма-Ата, 1990).

До начала 1990-х гг. отдел этнографии ИИАЭ представлял собой достаточно крупное научное подразделение, в котором осуществлялись систематические полевые исследования (экспедиции): на базе этого издан ряд крупных монографических исследований. В течение 1990-х гг. отдел этнографии/этнологии находился в очень серьёзном кризисе – в виду «всеобщего сокращения» многие молодые специалисты были вынуждены покинуть его, а количество сотрудников отдела в одно время дошло до 2-х человек. Последствия этого кризиса не удалось преодолеть до сих пор. Несмотря на очевидные успехи в прошлом, о которых мы говорили выше, и вполне серьезные предпосылки, этнографическая наука так и не смогла структурно оформиться и прочно «встать на ноги». Причины здесь разные – как общего социально-экономического плана, так и субъективного характера и о которых, может быть, сейчас и не стоит говорить. Но ясно одно, что в настоящее время на пороге не менее сложного, XXI века, этнография в многонациональном Казахстане, как наука фундаментальная и прикладная сохраняет важную роль в жизни общества. Особую значимость этнологии, этнографических изысканий, их несомненную перспективность показало, в частности, Фронтальное этнокультурное обследование Казахстана, проведенное в 1998г. во всех 14-ти областях республики. Были собраны самобытные, нередко уникальные, материалы по истории, традиционной и современной культуре казахов, сделан ряд важных открытий. Материалы эти так и остались неопубликованными.

Отделом этнологии за последние 10 лет были проведены масштабные научные изыскания. Плановые фундаментальные исследования с 1995 – 2006 гг.

1995–1997 г. ПФИ «Проблемы генезиса казахского народа и шежире (Историко-этнографическое  исследование». Руководитель – д.и.н., Аджигалиев С.Е. Исполнители – д.и.н. Муканов М.С., д.и.н. Аргынбаев Х.А., Ергазиева К., Токтабаев А.У., Каратаев М.К.

1998–2000 гг. ПФИ «Народное искусство казахов: генезис, синкретизм, многообразие (этнологическое исследования). Руководитель – д.и.н. Аджигалиев С.Е. Исполнители – д.и.н. Аргынбаев Х.А., к.и.н. Токтабаев А.У., к.и.н. Ергазиева К.

2000–2002 гг. ПФИ «Искусство кочевников – как историко-культурный феномен». Руководитель – зав. отделом, д.и.н. Ажигали С.Е. Исполнители – к.и.н. Токтабай А.У., НС Оразбек Е.Ж., к.и.н. Тохтабаева Ш.Ж., к.и.н. Смагулов Е., СНС Кукашев Р., к.и.н. Бекназаров Р.А.

2001 г. Внеплановая научная тема: «Памятники древнетюркской письменности и культуры в Монголии». Руководитель – д.и.н. Ажигали С.Е. Исполнители: к.и.н. Напил Базылхан, СНС Туранбаева Л.Р.
2003–2005 гг. ПФИ «Казахи Монголии (историко-этнографическое исследование)». Руководитель – д.и.н., проф.  Ажигали С.Е. Исполнители проекта: НС Оразбек Е.Ж., СНС, к.и.н. Токтабай А.У., МНС Ошанов О.Ж., МНС Байгабатова Н.К.

В 2006–2008 гг. отдел этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова МОН РК проводил исследования в рамках научной программы фундаментальных исследований «История Казахстана в евразийском и центральноазиатском контексте: осмысление опыта национально-государственного развития». Приоритетным направлением которого являлось исследование общих и частных проблемы современной этнографии казахов, этнокультурных и этносоциальных процессов общества. В связи с усиленно нарастающими процессами глобализации всех сторон жизни мирового сообщества несомненную актуальность приобретает задача сохранения регионального своеобразия, этнической и культурной самобытности, сохранения разнообразия общемировой культуры. К сожалению, на современном этапе существует реальная угроза ликвидации множественности культурных традиций. Процесс глобализации постоянно включает в себя элементы деструктивного воздействия на этнические субкультуры.

Целью фундаментального исследования проводимого отделом этнологии ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова МОН РК является разработка общих и частных проблем традиционной этнографии казахов, концептуальное обобщение накопленных фактических и аналитических материалов. Главный упор в исследовании ставится на всестороннее изучение уникальной традиционно-бытовой культуры, этнокультурных и этносоциальных  процессов, а также многих ранее  неосвещенных феноменов традиционной казахской этнографии в свете новейших полевых и архивно-библиографических исследований (с начала 1990-х гг.).

При разработке темы предусматривалось решение следующих основных задач:

–       Изучение всего круга архивно-библиографических источников, иконографических, полевых этнографических материалов в особенности исследований последних лет (монографий, диссертаций, многочисленных экспедиционных дневников, фотоиллюстраций, зарисовок и т.д.).

–       Проведение дополнительных комплексных полевых этнографических исследований современных казахов.

–       Проведение детального обследования экспозиций и фондов республиканских, областных и иных музеев.

–       Систематизация и аналитическое обобщение материалов (статьи, монографии) по различным направлениям общей темы.

–       Публикация статей, участие в конференциях.

–       Популяризация этнографических исследований.

Заключение.

В соответствии с задачами планового фундаментального исследования, за отчётный период сотрудники отдела провели следующую работу:
1. осуществлён сбор и выявление библиографических материалов досоветского и довоенного периода библиотеках и архивах гг. Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга и Ташкента, Парижа. Проработаны современные казахстанские периодические издания. Велась работа с региональными краеведческими изданиями. Выявлены новые архивные материалы по традиционной культуре казахов.
2. обследованы экспозиции более 20 краеведческих музеев. Обнаружены редкие экспонаты, характеризующие материальную культуру казахов. Осуществлена комплексная фиксация выявленных материалов.
3. сотрудники отдела этнологии (исполнители темы) в отчётном году приняли участие в одиннадцати экспедициях. Регулярно действующими из которых являются:  Монгольская комплексная этнокультурная (этнографо-этноархеологическая) экспедиция, Сарыаркинская этнографическая экспедиция, Западно-Казахстанская комплексная этноархеологическая экспедиция, Актюбинская этнокультурная экспедиция. В ходе полевых работ собран значительный репрезентативный материал как по традиционной материальной и духовной культуре казахов, так и по современной культуре сельского населения. Почти все экспедиции носили комплексный характер, в них приняли участие, помимо этнографов и этноархеологов, искусствоведы, архитекторы, художники, филологи, географы и геофизики. Полевые исследования отчётного года в очередной раз подтвердили актуальность комплексных этнографических экспедиций.
4. преведены целенаправленные исследования народного прикладного искусства казахов Алтая (казахстаский, российский, монгольский).
5. практически окончена работа по написанию аналитических текстов к отдельным разделам монографии. Данная работа проводилась параллельно с подготовкой разделов к книге «Казахи Монголии (историко-этнографическое исследование)». Проводилась работа по определению, оптимизации структуры обобщающей монографии по теме, в основе которой  лежит содержание книги «Казахи. Историко-этнографическое исследование» (Алматы, 1995), но с существенной переработкой, изменениями, значительными дополнениями. Особое внимание в будущей монографии будет обращено на введение новых глав и разделов, изменение и обогащение иллюстративного ряда, унификацию научно-библиографического аппарата (общая библиография, указатель имен, терминов). Работа, проводимая в этом направлении исполнителями темы, частично нашла отражение в подготовке двухтомного издания «Қазақ халқының дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары», осуществлённого в рамках Госпрограммы «Культурное наследие» и во 2-ой том которого вошли Библиографический указатель работ по обрядности казахов и Предметный указатель к обоим томам. Важными изданиями, отражающим аналитическую работу проводимую исполнителями темы, стали монографии А.Токтабая «Түркі халықтарының этномәдениеті» (Алматы, 2006. 326 б.), и издательско-презентационный проект «Көнеден жеткен жігер: батысқа көзкарас. Арал-Каспий жеріне саяхат / Энергия древности: взгляд на запад. Путешествие по земле Арало-Каспия», итогом которого стали одноимённый альбом-книга (Астана, 2007. 80 б.) (С.Е. Ажигали) и 7 короткометражных фильмов, презентованных на республиканском телеканале «Ел арна». В рамках систематизационной и аналитической работы вышли в свет ряд серьёзных научных статей Бекназарова Р.А. и Турганбаевой Л.Р.
6. важная научно-популяризационная работа продела совмсетно с республиканскими СМИ: Документальный фильм о памятниках Восточного Прикаспия «Пантеоны Манкыстау» (Телекорпорация «Ел»); Документальный фильм об исследовании уникальных памятников Донызтау («Путешествие в затерянный мир». Студия «ВЕК»); Программа «Прорыв» / Информ.–док. фильм «Путешествие в затерянный мир» (О работе Западно-Казахстанской этноархеологической экспедиции в Донызтау в сентябре – октябре 2008 г.). Телеканал «Хабар».
В целом работа над плановым исследованием велась согласно календарному плану.
Работают над повышением своей научной квалификации – 4 исполнителя темы. Количество исполнителей согласно штатному расписанию претерпело изменения. Бекназаров Р.А., закончивший докторантуру в прошлом году, принят в отдел на должность старшего научного сотрудника. Соискатель Тасмагамбет Г.С. закончила аспирантуру и принята на должность младшего научного сотрудника. Тургабаева Л.Р. закончила докторскую диссертацию..

Объем выполненной работы за отчетный период составил: публикаций –109 (276,86 п.л) из них на каз. яз – 38 (161,57 п.л.), на англ. яз. – 5 (2,85 п.л.), на рус.яз. – 63 (112,44 п.л.), в том числе в производстве – 3. Опубликованных монографий – 7 (131,7 п.л., на каз.яз. – 4 (67,3 п.л.), на рус. яз. – 3 (64,4 п.л.).  Общим объёмом – 408,56 п.л.
Публикаций в Казахстане – 106, в т.ч. 7 монографий, в других странах (США, Россия, Украина, Польша) – 10.
Участие в научных мероприятиях (конференции, форумы, круглые столы и т.д.) – 64 (на каз.яз. – 14, на рус.яз. 50), в том числе в Казахстане – 55, в СНГ – 9.
Выступлений в СМИ – 33 (на каз.яз. – 22, на рус.яз. – 11), в том числе в Казахстане – 28, в др. странах (Монголия, Россия) – 5.
Снято 4 документальных фильма. Работают над повышением своей научной квалификации – 3 исполнителя темы. Завершена одна докторска диссертация.