Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Академик Анна Михайловна Панкратова (1897 г. Одесса – 1957, Москва) – выдающийся историк и обществовед. В возрасте 20-и лет окончила исторический факультет Одесского университета, а в 1925 г. – институт Красной профессуры в г.Москве. Вела преподавательскую работу в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, Военно-политической академии в Ленинграде (С.-Петербурге), В Москвоском и Саратовском университетах, в Московском педагогическом институте им.Ленина. Занимая ответственные педагогические должности, она их совмещает с исследованиями коренных проблем России, Советского Союза и ее некоторых национальных республик, в том числе и Казахстана.

С 1939 года и до своей кончины в 1957 году она бессменно трудится в институте истории Академии наук СССР. Одновременно она являлась редактором главного для всего Союза ССР журнала “Вопросы историиѕ.

Как ученый – историк широкого профиля она изучала историю формирования и развития российского рабочего класса до 1917 г., занималась проблемами общественно-политических движений, историей дипломатии, исследовала историю профсоюзных движений в России, Германии, Италии и Франции. Большинство опубликованных ею работ по вышеназванным проблемам не потеряло своей научной значимости и в наши дни.

Академик А.Н.Панкратова придавала большое значение вопросам формирования исторического сознания у молодежи. Свидетельством тому является ее непосредственное участие в создании учебников по истории СССР для VІІІ-X классов общеобразовательной школы как одного из основных авторов и в качестве главного редактора. Этот учебник выдержал свое время 16 изданий.

Даже в условиях господства коммунистической идеологии и концепции “старшегоѕ и “младших братьевѕ Анна Михайловна смогла сказать в этих учебниках правду о процессе присоединения национальных окраин к Российской империи причинах и сущности национально-освободительных движений нерусских, в том числе и казахского народов.

За выдающиеся заслуги в развитии исторической науки и в подготовке научных кадров высшей квалификации она была избрана академиком Академии наук СССР, Российской академии педагогических наук, АН Белорусской ССР, она была избрана почетным членом академии наук Венгрии, Германии, Румынии, являлась заслуженным деятелем науки РСФСР и Казахской ССР, за участие в создании капитального труда по истории дипломатии она в 1946 году была удостоена Сталинской премии.

С 1944 года и до конца своей жизни научная, научно-организаторская и педагогическая деятельность Анны Михайловны была тесно связана с Казахстаном, с научной и творческой интеллигенцией Республики.

Еще довоенные годы, точнее сказать в первой половине 30-х годов Анна Михайловна консультировала профессоров Санжара Жафаровича Асфендиярова и Михаила Порфирьевича Вяткина, занимавшихся историей Казахстана XVІІІ-XІX веков, оказывая им методологическую и конкретно-практическую помощь. Ее советы касались в первую очередь проблем присоединения Казахстана к России и истории национально-освободительных движений казахского народа.

И в период пребывания в Алматы в 1941-1943 годах Анна Михайловна Панкратова неоднократно и смело высказала свои мнения по многим тогда спорным вопросам истории Казахстана.

Известно, что в 30-е годы в кругах интеллигенции республики господствовало утверждение о том, что Чокан Чингисович Валиханов являлся проводником колониальной политики царизма в Казахстане.

А.М.Панкратова резко выступила против таких ниглистических, антиисторических оценок роли великого ученого-энциклопедиста, ярчайшего представителя демократической интеллигенции, каким был Чокан Чингисович Валиханов.

Весомым итогом научно-организаторской и исследовательской работы Анны Михайловны Панкратовой периода ее пребывания в Алматы в 1941-1943 годах явилась “История Казахской ССР. С древнейших временѕ, опубликованная летом 1943 года. Этот капитальный труд, написанный совместными усилиями группы ученых-обществоведов Москвы и Ленинграда, находившейся в нашем городе в эвакуации, совместно с исследователями республики был выполнен за очень короткое время (с осени 1941 г. до лета 1943 г.) под научным руководством Анны Михайловны Панкратовой и вышел под редакцией тогдашнего секретаря ЦК Компартии Казахстана по идеологии Мухаметжана Абдыкалыкова и Анны Михайловны Панкратовой.

К написанию данного труда было привлечено целое созвездие выдающихся ученых-археологов, историков и юристов Москвы и Ленинграда (С.-Петербурга), руководимые А.М.Панкратовой: это – Александр Натанович Бернштам, Михаил Порфирьевич Вяткин, Борис Дмитриевич Греков, Николай Михайлович Дружинин, Андрей Павлович Кучкин.

В этой работе участвовали и казахстанцы:Мухтар Омарханович Ауэзов, Алькей Хаканович Маргулан, Ермухан Бекмаханов, Есмагамбет Исмаилов, Бейсебай Кенжебаев, Сабит Муканов, Габит Махмудович Мусрепов, Сергей Николаевич Покровский и др. К редактированию отдельных глав и разделов были привлечены: академик Иван Иванович Мещанинов, Н.Т.Сауранбаев, М.П.Вяткин, А.П.Кучкин и др.

Вся организационная работа для создания благоприятных условий авторскому коллективу по предложению А.М.Панкратовой было возложено на Ермухана Бекмахановича Бекмаханова, который в то время фктически занимал должность заместителя наркома просвещения Казахской ССР. По свидетельству академика Николая Михайловича Дружинина “молодойѕ, энергичный Е.Б.Бекмаханов … вел неустанную организационную работу, привлекал к обсуждению проекта задуманной книги казахских историков и писателей, знакомил их с приехавшими историками и правоведами, созывал методические совещания и активно участвовал в обсуждении плана “историиѕ и ее отдельных главѕ.

Для большинства приезжих ученых это была новая работа: единственным крупным специалистом по истории Казахстана был ленинградский историк М.П.Вяткин. По рекмоендации А.М.Панкратовой они засели за чтение литературы и изучение архивов. Как вспоминает академик Дружинин, они “посещали музеи, вслушивались в музыку казахских опер в местном театре, старались уловить особенности национальной культуры и быта населенияѕ.

“История Казахской ССРѕ для своего времени была пионерской работой: она явилась первой обобщающей книгой по истории союзной республики, до нее ни по одной республике, входившей в СССР, не было подобного издания.

Данная работа отличается рядом несомненных достоинств по сравнению с двухтомной и пятитомной “Истории Казахской ССРѕ, изданными после нее в период существования Советской власти.

В этой связи в первую очередь необходимо сказать о том, что авторский коллектив и редакторы “Истории Казахской ССРѕ, приняли в основу периодизации истории Казахстана до 1917 года, концепцию Санжара Жафаровича Асфендиярова из его “Истории Казахстана. С древнейших временѕ, опубликованной в 1935 году. Если учесть, что С.Ж.Асфендияров стал жертвой “великого террораѕ 1937 г., данный поступок авторского коллектива и редакторов “Истории Казахской ССРѕ иначе как подвигом не назовешь.

В данном труде многовековая История Казахстана с древнейших времен до 60х-70х годов ХІХ века объединена в первый раздел названный “Народы Казахстана в период независимостиѕ. В этом разделе авторы тома излагают историю не только социально-экономических и общественно-политических проблем, но и вопросы формирования Казахской государственности, историю национально-освободительных движений, особо подчеркивают выдающуюся роль – Тауке хана, Аблая и других выдающихся деятелей казахской государственности.

Среди 17-и глав, объединенных в первый раздел тома, есть такие, например, главы как “Средний жуз в борьбе за независимость. Ханство Аблаяѕ (глава Х), “Освободительная борьба казахов под предводительством Кенесары Касымоваѕ (гл.XІV) и др. Как известно, главы и разделы, посвященные этим событиям, исчезли со страниц последующих издании Истории Республики, опубликованных до 90-х годов.

Второй раздел книги назван

“Казахстан – колонияѕ и он объединяет историю Казахстана со второй половины ХІХ века до Октябрьской революции 1917 года.

В этом разделе, читатель не найдет живых утверждений о добровольном вхождении Казахстана в состав России тиражированных в последующие годы, а убеждается, в том что царизм силой присоединил Казахстан в состав России, превратив его в свою колонию, как и другие национальные окраины.

Поэтому, подчеркивают авторы книги, национально-освободительная борьба казахского, как и других народов, была связана в первую очередь борьбой за землю.

Вместе с этим во втором разделе книги уделено большое внимание исследованию духовной жизни и культуры казахского народа в условиях колониальной окраины империи, при этом подчеркивается моменты и факты духовного сопротивления народа колониальной экспансии России. В этом предметно убеждает самостоятельная глава (гл.ХІХ) “Культура казахского народа в колониальный периодѕ и, в частности раздел данной главы “Литература “эпохи скорбиѕ (“Зарзаман јдебиетіѕ). Подобным сюжетам истории Казахстана также не нашлось места в последующих академических изданиях истории республики.

Применительно ко времени выхода книги (1943 г.). Первые два раздела “Истории Казахской ССРѕ были написаны на высоком научном уровне, в них основные проблемы истории Казахского народа и Казахстана в целом были оценены и изменены в соответствии с правдой жизни.

Этому во многом способствовало то, что у истоков данного труда стоял корифей науки, ученый энциклопедист, тогдашний руководитель Казахского филиала АН СССР Каныш Имантаевич Сатпаев, непосредственное участие в подготовке книги принимали участие такие выдающиеся представители казахской духовной элиты как Мухтар Омарович Ауезов, Алькей Хаканович Маргулан, молодые и талантливые ученые Ермухан Бекмаханович Бекмаханов, Ныгмет Тналич Сауранбаев, писатели Сабит Муканович Муканов и Габит Махмудович Мусрепов, литуровед Бейсебай Кенжебаев и др.

Если учесть, что данная книга вышла в свет спустя буквально несколько лет после террора 1937-1938 годов, унесшего практически весь цвет интеллигенции республики, это совместное творение ученых Москвы, Ленинграда и Казахстана вполне можно считать подвигом в науке, проявлением в духовной жизни республики настоящего интернационализма.

После выхода работы в свет ее выдвинули на соискание Сталинской премии. Но последняя не была присуждена. Отказ от премирования А.М.Панкратова связала с отрицательной рецензией члена-корреспондента АН СССР А.И.Яковлева, а также с якобы предубежденным отношением лично к ней некоторых ведущих ученых – историков Москвы, в частности академика Е.В.Тарле. Она обратилась в ЦК ВКП(б) с предложением созвать совещание ведущих историков страны для обсуждения широкого спектора вопросов истории СССР. В результате ее настойчивости это совещание состоялось. Оно проходило с перерывами в мае-июне и июле 1944 г. (29 мая, 1, 22 июня и 8 июля).

Нужно было быть Панкратовой, чтобы в годы тяжелой войны по существу “заставитьѕ ЦК ВКП(б) созвать это совещание. В его работе принимали участие видные историки страны: К.С.Бушуев, А.М.Панкратова, М.В.Нечкина, С.В.Бахрушин, И.И.Минц, Б.Д.Греков и другие. Совещанием руководил секретарь ЦК ВКП(б) А.С.Щербаков. В его работе принимали также эпизотическое участие А.А.Жданов, Г.М.Маленков. Хотя внешним поводом возникшей на совещании дискуссии явилось “История Казахской ССРѕ, на нем состоялся большой разговор по различным аспектам истории страны, в том числе по проблемам присоединения Казахстана (и целого ряда других районов) к России и об оценке этого процесса в обобщающем труде по истории нашей республики. “История Казахской ССРѕ получила на совещании неоднозначную оценку. Ряд участников совещания – А.М.Панкратова, Б.Д.Греков, Н.С.Державин и другие – оценили “Историю Казахской ССРѕ как первую и удачную попытку создания обобщающей истории союзной республики.

Критические замечания касались периодизации истории дореволюционного Казахстана, оценки отдельных деятелей и национальных движений в крае, отражения истории присоединения Казахстана и его последствий. Высказывались различные мнения и по поводу теорий “наименьшего злаѕ и “единого потокаѕ. Некоторые участники совещания – А.И.Яковлев, С.К.Бушуев – оценили “Историю Казахской ССРѕ как книгу антирусскую, в которой идеализированы национальные восстания против Россииѕ. Такое категорическое замечание было высказано, в частности, по поводу 14-ой главы книги (о восстании под руководством Кенесары Касымова), автором которого являлся Е.Б.Бекмаханов.

Такое обвинение, прозвучавшее на совещании, где присутствовали Жданов, Маленков, Щербаков, являвшиеся активными проводниками указаний Сталина во всех сферах общественной жизни, в том числе и духовной, не могло не иметь отрицательного влияния в дальнейшем на жизнь и творческую деятельность Е.Б.Бекмаханова.

Во многих практических замечаниях на “Историю Казахской ССРѕ, высказанных в ходе обсуждения на совещании историков, и в социальных письменных отзывах на коллективный труд нашли переломление идеологические деформации времен расцвета тоталитарного режима и обусловленное им ложное истолкование патриотизма, усилившегося в условиях борьбы советского народа с фашизмом … К тому же, как правильно писал об этом академик Н.М.Дружинин, после победоносного окончания Великой Отечественной войны с подачи Сталина стали усиленно подчеркивать руководящую роль русского народа не только в советское время, но и в предшествующие периоды; движения в Башкири, Казахстане и других регионах империи в XVІІІ-XІX веках стали осуждать как феодальные; указывали на односторонность и ограниченность положительной оценки движений Имама Шамиля, Кенесары Касымова и т.д.

В годы работы Панкратовой над историей Казахстана расцвел талант молодого Ермухана Бекмахановича. Анна Михайловна всячески поддерживала и помогала в становлении как ученого не только Бекмаханову, но и другим молодым ученым республики, среди всех их Ермухан Бекмаханов стал любимым учеником А.М.Панкратовой.

Не даром Е.Бекмаханов называл Анну Михайловну Панкратову своей второй матерью. Она защищала Е.Бекмаханова всеми ей доступными средствами когда он был оклеветан за свои великолепные работы по истории Казахстана ХІХ века “антисоветчикомѕ, “наследникомѕ казахских буржуазных националистов. Она не прекращала борьбу за освобождение Е.Бекмаханова когда он безвинно был осужден на 25 лет и отправлен в один из дальних лагерей Гулага, и вложила много сил в его освобождение в феврале 1954 года и в возвращение его в большую науку.

Академик Панкратова имеет большие заслуги в подготовке высококвалифицированных научных кадров – историков для нашей республики. В годы войны она помогла в подготовке докторских и кандидатских диссертации Е.Бекмаханову, С.Н.Покровскому, А.Б.Турсунбаеву и многим другим. В послевоенные годы поддерживала тесную творческую связь с коллективом Института истории, археологии и этнографии им.Ч.Ч.Валиханова и его руководителями А.Н.Нусупбековым и Г.Ф.Дахшлейгером.

Она имела дружеские и творческие связи с К.И.Сатпаевым, М.О.Ауэзовым, Бауыржаном Момышулы и другими выдающимися представителями интеллигенции Казахстана.

Отмечая 60-летие Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова Национальной Академии наук Республики Казахстан, мы с благодарностью вспоминаем ее высокие качества как ученого, организатора науки и большого друга Казахского народа и всех казахстанцев.

Жизнь и творчество Анны Михайловны Панкратовой – это пример верного служения науке.