С.Ф. Мажитов. Казахстанское корееведение – реальность научно-педагогической системы в Казахстане

Важной предпосылкой возникновения корееведения в Казахстане является наличие не самой большой по численности, но очень социально-экономически и культурно активной корейской диаспоры. История изучения корейцев в Казахстане, введение в научный оборот и в преподавание гуманитарных и социальных дисциплин элементов корееведения имеет свои этапы и направления, связанные и определяемые всем ходом политической истории Евразии XX столетия. Среди первых значимых для нас публикаций можно отметить очерки по истории корейцев Советского Союза, увидевшие свет в 3-ей четверти XX века в связи с эпохой так называемой «оттепели». В монографии рассмотрено духовное и культурное развитие корейцев советского Дальнего Востока.
В это время изучение казахстанских корейцев мало помалу набирает обороты. Периодически публикуются исследования, посвященные некоторым аспектам духовной и материальной жизни корейцев в республиках Советского Союза, в том числе в Средней Азии и Казахстане. В поле зрения исследователей находились вопросы расселения корейцев в республике, проблема занятости, специфика профессионально-трудовой деятельности. Активное включение корейцев в трудовую жизнь Казахстана, культурный потенциал, трудолюбие, интернационализм позволили корейцам хотя бы отчасти компенсировать те моральные и физические потери, которые понес народ в ходе силового переселения с берегов Тихого океана на равнины Центральной Азии. Это позволило исследовательской и популярной литературе подвести некоторый итог достижениям корейцев Казахстана в советский период.
В книге 1988 г. «Корейцы в братской семье народов Казахстана» большое внимание уделено истории роста кадров корейцев – организаторов и руководителей многоотраслевого сельского хозяйства, руководителей и главных специалистов крупных промышленных предприятий. Многие корейцы-казахстанцы были удостоены наград, весьма престижных в советской системе трудового поощрения.
Корейцы избирались в представительные органы власти, осуществляли полномочия депутатов в высших органах власти республики. Казахстанской научной общественности известны: член-корреспондент АН КазССР, доктор физико-математических наук Ким Енг Ван И., доктор философских наук Т.А. Югай, член-корреспондент АН КазССР, доктор технических наук Л.П. Ни, доктор биологических наук М.Б. Хван, доктор философских наук Г.Б. Хан и др.
В 1962 г. была образована секция корейских писателей, драматургов, поэтов при Союзе писателей Казахстана.
80-е годы ознаменовались стремительными переменами в общественном сознании республики. Одним из проявлений демократизации казахстанского общества стало облегчение доступа к ранее засекреченным документам по истории депортации репрессированных народов Казахстана. В это время начинают активно публиковаться материалы по корейской диаспоре в связи с критикой командно-административной системы, санкционировавшей силовое выселение корейцев, вскрываются упущения и недостатки при проведении мероприятий по укоренению корейцев на казахстанской земле.
Введение в научный оборот ранее недоступных материалов предопределило появление ряда новых критических выводов в специальной литературе по корейской проблематике. К их числу принадлежали и фактологическии аргументированные свидетельства «о том, что процессы размещения, хозяйственного устройства и адаптации переселенцев-корейцев в новой природной и этнической среде по многим причинам проходили сложно, болезненно и небезконфликтно». Важную роль при этом сыграл фактор перемены экологической среды обитания, повлекшей за собой деформацию хозяйственно-культурного типа, и недостаточная обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами вопреки декларируемым заявлениям власти.
В этот период происходит всплеск публикаций о причинах и последствиях Постановления от 21 августа 1937 г. СНК и ЦК ВКПб «О выселении корейского населения из пограничных районов советского Дальневосточного края». Ряд авторов начала 90-х годов высказал точку зрения о том, что советские корейцы стали заложниками «большой игры», проводимой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Депортация корейцев – уступка правящим кругам дальневосточных государств, стремление нейтрализовать корейскую диаспору как фактор внутренней и внешней политики на Дальнем Востоке в преддверии Второй мировой войны. Весьма подробно были рассмотрены процессы расселения корейцев в Казахстане, исследована география расселения, проведен демографический анализ последствий этих процессов. Обстоятельный и многоаспектный анализ одновременно заложил базу для постановки новых вопросов. Это в первую очередь вопрос о людских потерях репрессивной акции 1937 г., вопрос о дисперсизации корейской диаспоры на пространствах Советского Союза.
Отдельно был поставлен вопрос о написании научно-документального труда о братской помощи народов Казахстана своим новым соотечественникам.
Огромную моральную важность имел процесс политической реабилитации корейцев, репрессированных в 30-40-х годы XX столетия. На рубеже XX-XXI столетий вышла в свет публикация о ходе политической реабилитации корейцев, незаконно осужденных в годы тоталитаризма.
Однако многие успехи корейской диаспоры в казахстанском обществе не означали, что у народа не существовало этнокультурных проблем. Одной из последствий эмансипации корейской диаспоры явилась проблема языковой ассимиляции, особенно остро обнаружившаяся с 50-60-х годов прошлого столетия. Актуальная лингво-культурная проблема стала самостоятельным исследованием в период активных процессов самопознания казахстанского общества в условиях суверенизации республики.
Было предпринято исследование, посвященное функционированию родного языка корейцев. При этом вопросы школьного образования на корейском языке и преподавание корейского языка в хронологическом отношении были разбиты на два периода – с 1938г. до сер. 1950-х гг. и с сер. 1950-х по 1990-е годы. Согласно этого исследования корейская молодежь составила значительный процент студенчества. Дети корейских переселенцев были охвачены системой всеобщего образования, решался вопрос подготовки педагогических кадров из корейцев для начального, среднего и высшего звена. «В 1930-40-х гг. преподавание корейского языка практиковалось почти во всех школах со значительным удельным весом учащихся корейской национальности». Но «… к середине 1950-х гг. … уроки корейского языка стали исчезать из школ..». Одна из причин этого, помимо наметившейся тенденции к унификации и стандартизации советского образования и последствий закрытия национальных школ в ходе кампании по борьбе с «буржуазно-националистическим влиянием» в национальной школе, был отток образованной части корейских переселенцев на Сахалин, в Приморье и Северную Корею для участия в советском строительстве. В конце 1950- начале 60-х годов в Казахстане было создано 125 школ с числом учащихся свыше 17,5 тыс. человек. К середине 1960-х годов количество школьников достигло свыше 18 тыс. человек. Однако с начала 1980-х гг. возобладала тенденция к интеграции корейских учащихся в общесоветскую систему школьного образования преимущественно с русским языком обучения. Специфика школ с «корейским контингентом учащихся», выражавшаяся в преподавании корейского языка и на корейском языке была в значительной мере утрачена. Тем не менее, корейский язык продолжал преподаваться в немногих школах Алма-Атинской, Кызыл-Ординской, Чимкентской, Джамбульской и Талды-Курганской областей. Во второй половине 50-х гг. был отменен запрет на передвижение корейцев по стране. Это открывало перспективы поступления во многие ВУЗы и за пределами Казахстана, и служило фактором дальнейшей лингвистической ассимиляции, в основном в пользу языка межнационального общения.
Падение уровня знания корейского языка не раз становилось предметом для обращения корейской интеллигенции к власти на различных ее уровнях. Нечто новое произошло в положении корейского языка в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века, когда стали создаваться корейские культурные центры, ставившие одной из основных задач возрождение национального языка. Не осталось в стороне и правительство Республики Казахстан. Его заботами проводились семинары для учителей корейского языка, в университетах и педагогических ВУЗах открывались корейские отделения.
С начала насильственного переселения и до сегодняшних дней в Казахстане, корейская диаспора сформировала свою интеллигенцию практически во всех наиболее значимых областях жизни, в том числе и в сфере образования. На период начала 1990-х гг. в Казахстане было зарегистрировано свыше 30-ти заслуженных учителей и работников высшей школы КазССР. Большое количество среди корейцев Казахстана ученых и преподавателей ВУЗа. Общепризнанным авторитетом пользуются ученые историки – представители корейской диаспоры. Их перу принадлежат исследования не только по истории Кореи и корейцев, но и по истории Казахстана. Обретение Казахстаном суверенитета поставило задачу выработки самостоятельной исторической концепции, где получили бы освещение узловые вопросы внешне- и внутриполитического положения Казахстана.
С конца 80-х гг. XX в. в связи с демократическими преобразованиями интерес общества стала привлекать тема массовых политических репрессий 30-х – 40-х гг., депортации репрессированных народов в Казахстан. Это послужило толчком для дальнейших корееведческих исследований Материалы научных исследований, апробированных в ряде монографий, были адаптированы для преподавания в казахстанской педагогической системе.Сегодня учащиеся казахстанской средней школы изучают историю по учебникам нового поколения, подготовленными уже в XXI столетии. В хрестоматии по истории Казахстана для 9-х классов общеобразовательной школы для ознакомления помещен документ: «Постановление №1428 -326 СС СНК СССР и ЦК ВКПб» о выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края.
Судьба корейцев, переселенных в Казахстан освящается в учебнике по истории Казахстана для 11-х классов общественно-гуманитарного направления. В параграфе, посвященном переселенческой политике советского правительства и депортации народов указывается, что массовая депортация корейцев состояла из 2-х периодов: 1-ый – с осени 1937-го г., 2-ой – с весны 1938-го. Делается упор на парадоксальную ситуацию, когда местное население радушно принимало переселенцев и старалось скрасить тяготы переселения, и в то же время сотни корейцев оказались жертвами репрессивного аппарата. В параграфе «Многонациональный состав Казахстана» приводятся данные по демографическому развитию корейцев. Приведены итоги всенародной переписи населения Казахстана 1999 г. В перечне из 21 национальности корейцы заняли 9-ое место по численности.
Данные о географии расселения корейцев в Казахстане приведены в учебнике по экономической и социальной географии Казахстана для 9-х классов общеобразовательных школ. Указывается, что большинство корейцев было расселено на юге республики по побережью реки Каратал, и берегам нижнего течения Сырдарьи.
В казахстанских учебниках по всеобщей истории стабильно присутствует корейская тематика. В учебнике по новейшей истории мира для 9-го класса Корея представлена в связи с событиями середины XX столетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уделено внимание таким вопросам как послевоенное устройство Кореи. Ее разделение по 38 параллели. Подчеркивается, что провозглашение принципа единства Кореи и корейского народа натолкнулось на глубокие разногласия держав «победительниц» во Второй мировой войне. Следствием этого стало провозглашение двух корейских государств. Уделено внимание особенностям политического и экономического развития Южной Кореи. Отмечено, что процесс демократизации Южной Кореи занял несколько десятков лет. Гражданское правительство было сформировано в 80-х гг. прошлого столетия. С этого периода начинаются активные процессы либерализации политической жизни. Рассказывается о высоких темпах экономики Кореи. Причины процветания Южной Кореи – привлечение иностранного капитала, аграрная реформа, развитие трудового потенциала населения.
В учебнике освящены демографические последствия войны 1950-53 гг. Уделено внимание и северокорейскому государству – КНДР. Раскрываются этапы его становления. Анализируются причины спада в экономике, приведшие к введению жестких норм по распределению продовольствия. Далее ученики знакомятся с особенностями политического развития и идеологии КНДР.
В хрестоматию по новейшей истории мира (1914-2004 гг.) для 9-х классов общеобразовательной школы включены материалы, освящающие партизанское движение в Корее в 1930-х гг., в частности Программа «Общество возрождения Отечества».
Учебник всемирной истории для 10-х классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ останавливает внимание учащихся на положение Кореи в конце XIX начале XX столетия. Причинами установления над Кореей японского протектората названы успехи Японии в войне с Китаем и Российской империей, и активная поддержка американской дипломатии.
Для 11-го класса история Кореи XX столетия преподается детальней. Ученики призваны понять, что раскол Кореи это трагедия корейского народа, произошедшая вследствие геополитических амбиций победителей во Второй мировой войне. «Разделение Кореи в 1945 г. на две части планировалось как временное. Оно обозначало зоны ответственности за нормализацию жизни гражданского населения и подготовку его к самоуправлению страной. Однако, начало холодной войны привело к превращению корейского полуострова в арену соперничества с США и СССР, и закреплению раскола страны». Довольно подробно рассмотрена война в Корее 1950-1953 гг. «появлении е двух корейских государств, каждое из которых провозглашало себя единственно законным, и претендующим на всю территорию Кореи, создало предпосылки для конфронтации между ними. Обе стороны готовились к вооруженному противоборству. 25 июня 1950 г. КНДР первой начала военные действия, захватила столицу Южной Кореи – Сеул, и продолжила продвижение на юг. Это привело к вмешательству в конфликт США, которым удалось провести через Совет безопасности ООН резолюцию, обвинившую КНДР в неспровоцированной агрессии против Республики Корея. Затем Совет безопасности принял резолюцию об оказании военной помощи Южной Корее со стороны государств – членов ООН. На базе резолюции было создано Объединенное командование для ведения войны в Корее. Межкорейский конфликт приобрел международный характер.
Боевые действия проходили с переменным успехом.Поначалу удача сопутствовала армии КНДР, но в сентябре 1950 г. США высадили в Корее крупный морской десант и переломили ситуацию, захватив почти всю территорию Северной Кореи и выйдя на корейско-китайскую границу.Это привело к вмешательству в войну Китая. Помощь КНДР оказал и СССР. Советские авиационные и зенитные соединения ликвидировали господство в воздухе американской авиации.
К концу 1950 г. американо-южнокорейские войска отступили за 38-ю параллель. Дальнейшие боевые действия показали тщетность попыток для обеих сторон добиться победы в этой войне. 27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее.В плане достижения политических целей для КНДР и Республики Корея война закончилась безрезультатно». Далее следует краткое объяснение хода экономических реформ в Южной Корее в аграрном секторе и промышленности. Успех южной Корее принес переход к политике индустриализации через экспорт. Правительство развивало экспортные производства, отслеживало целенаправленное использование кредитов, определяло приоритетные направления. Важным фактором быстрого экономического роста являлось также высокая квалификация корейских рабочих. Такая политика привела к тому, что в 90-х гг. за южной Кореей закрепилось одно из ведущих мест среди новых индустриальных стран мира. Уделено внимание и внутриполитическому развитию Южной Кореи. Анализируются процессы во внутриполитическом развитии страны, движение от авторитарного режима 50-х гг. до провозглашения Южной Кореи парламентской республикой в начале 1860-х гг., и установление периода военного правления в стране вплоть до начала 1990-х гг., когда в высших эшелонах власти произошли демократические изменения.
Рассматривается проблема урегулирования отношений между двумя корейскими государствами. Главный приоритет при этом – воссоединение страны. Рассмотрены проекты воссоединения от создания конфедеративной демократической республики до полного слияния, способного изменить геополитическую ситуацию в регионе, так как в последнем случае на мировой арене появится новое государство с населением свыше 70 млн. человек. Важную роль в примирении двух Корей сыграла политика «солнечного тепла», провозглашенная в Южной Корее в конце 1990-х гг. Специальный раздел посвящен Корейской народной демократической республике. Рассматриваются причины прихода к власти Трудовой народной партии. Помощь стран социалистического лагеря позволило приступить к созданию промышленной инфраструктуры. Была осуществлена национализация промышленности, транспорт а, связи, банков и внешней торговли. Проводилось кооперирование в аграрном секторе, мелком производстве и частная торговля. Достижения КНДР во многом были возможны вследствие помощи социалистических режимов, и прежде всего, СССР. Но в КНДР вовремя на был произведен переход от экстенсивного ведения хозяйства к интенсивному. Необходимо было привлекать передовые технологии, которых в самой республике не было. На рубеже 50-60-х гг. руководство КНДР разработало идеологию «чучхэ» (самостоятельность), что привело в последующем к краху попытки создать в КНДР полный аграрно-промышленный комплекс и усилило международную изоляцию Северной Кореи в конце 80 – начале 90-х гг. прошлого столетия. Достаточно внимания уделено и такой актуальной проблеме как северокорейская ядерная программа. Авторы учебника считают, что этот вопрос должен разрешиться с учетом безопасности всех заинтересованных сторон и, прежде, всего корейского народа. Ядерная программа Северной Кореи выступает объектом изучения в учебнике по географии современного мира для 11-х классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Централизованное государственное планирование, государственная промышленность, ограниченные связи с внешним миром определяют экономическое положение Северной Кореи. В данном учебнике, а также в учебнике для 10-х классов по экономической и социальной географии дается краткая характеристика отраслей промышленности, их расположение и функционирование применительно к географии Корейского полуострова.
Предпринятый анализ свидетельствует, что корейская диаспора в Казахстане – тот связующий элемент, который определяет, что казахстанское корееведение развивается не из абстрактных побуждений, это вполне закономерный интерес к исторической родине наших соотечественников.