Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі Ғылым комитеті

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты

Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. При этом следует отметить, что как ни в какой другой сфере социального развития в Казахстане, в области культуры национальное выступает в наиболее индивидуальном, можно сказать «чистом» виде, впитывая все лучшее из инонационального. В то же время, культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны. В Казахстане, благодаря происходившему на его территории многообразным политическим, историческим, общественно-экономическим изменениям, выработалась благодатная почва, которая способна впитывать все наилучшее из духовного наследия человечества.
Складывавшиеся в Казахстане со второй половины 1980-х годов культурные процессы, отражали, с одной стороны, кризис советской тоталитарной системы, отход от культивировавшихся в тот период принципов классовости, партийности, социалистического реализма. Культурное развитие страны характеризовалось трудностями и коллизиями становления нового независимого государства. После декабрьских событий 1986 г. в Казахстане свой отпечаток на решение культурных вопросов оказало и обвинение казахского народа в «национализме». С другой стороны, в культуре конца 1980-х – начала 1990-х гг. наблюдается отражение первых шагов утверждающего плюрализма, различных форм собственности, общественно-политического обновления и многообразия мнений.
Процесс становления культуры суверенного Казахстана испытал и испытывает немалые трудности и противоречия. В начале пути перевод плановой экономики на рельсы рыночных отношений, сопровождавшийся падением объема производства, «вызвал серьезные издержки в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений культуры, народного образования и науки. Гуманитарная интеллигенция и специалисты непроизводственной сферы оказались социально незащищенными, что стало причиной забастовок учителей и медиков Казахстана в 1992 г. В то же время наблюдалась и тенденция коммерциализации культуры. Под предлогом демократизации общества в духовную сферу проникли низкопробные изо – и кино продукты, пропагандирующие порнографию, насилие, жестокость» .
Государства постсоветского пространства на протяжении относительно короткого исторического периода столкнулись с комплексом проблем сферы духовного и культурного развития. Среди них: уход в прошлое былых приоритетов единого культурного пространства и появление новых парадигм национальной идентификации; девальвация коллективистских взглядов и возрождение на их руинах разных по своей идейной и мировоззренческой направленности ценностей. Последние и определили, в конечном счете судьбы ряда традиционных сообществ и государственных формирований. Эволюция процесса демократизации непосредственным образом определила многообразие и реальный контент общественных структур. В то же время по ряду показателей идеалы плюрализма и мультикультурализма не оправдали себя и даже вызвали обратные процессы. В этих условиях для возрожденного Казахстана ключом к сбережению нации, стабильности общества, национального единства и общественного согласия стал ориентир на богатое историческое и культурное наследие казахского и других этносов. Тем более, что возрастающие темпы глобализации актуализировали задачу выработки универсальной модели сохранения этнической самобытности и неповторимости.
Обращение к культурному наследию приобретает особую актуальность, когда встает задача выявления этнодифференцирующих функций в развитии национальных культур. Исследователь сталкивается здесь с разного рода жанрово-стилевыми предпочтениями и лексико-семантическими ориентациями при прослеживании судьбы фольклорного, профессионального развития отдельных национальных культур, путей совершенствования и взаимообогащения их самобытных творческих школ. Отсюда актуализация вопросов «что» и «как»: что означают культурные ценности для их создателей и породившей их социально-этнической среды, а с другой стороны, как они воспринимаются и оцениваются в инонациональной среде «потребителей». Под последними подразумеваются как читатели, зрители, слушатели, так и художники-творцы, и интерпретаторы, и аналитики искусства, осваивающие культурное наследие сообразно своим профессиональным установкам. «Психологи нашего столетия неоднократно рассуждали об архетипах, трудно определяемых больших идеях, образах или системах идей и образов, выплывающих в сознании людей из сферы бессознательного. Национальная сказка, мифология, древние законы, архитектура, литература, история, культура, музыка и т.д. способствуют тому, что в сознании каждого из людей каким-то таинственным образом формируются образы, способствующие возникновению собственных оценок истории и культуры, а также порождающих деление на «Мы» и «Другие». Без таких архетипов вообще невозможно говорить о национальной памяти, национальном образе мира, национальном духовном и материальном наследии» .
В настоящее время цивилизационное формирование Казахстана, как равноправного субъекта мирового сообщества, требует глубокого переосмысления места и роли культурного достояния народа, давшего имя республике. Согласно принятой ЮНЕСКО «Конвенции о всемирном культурном и природном наследии», а также «Рекомендации об охране культурного и природного наследия» ответственность за сохранность и прерогатива регулирования нормативной системы в этой сфере ложится на плечи государственных структур.
Однако настала необходимость и на общенациональном уровне, с привлечением широкой общественности, произвести освидетельствование и выявить приоритеты историко-культурного наследия с точки зрения сохранения и развития языка, материальных, интеллектуальных и духовных достижений, на основе которых складывается современный этнический образ казахского народа. Сопоставительный анализ историко-культурного ядра казахстанского общества в контексте общечеловеческих гуманитарных ценностей даст возможность не только обогатить имманентную социокультурную инфраструктуру, но и четко позиционировать Казахстан в современном мире как страну с уникальной историей и культурой.
Достигнутые Казахстаном к началу XXI века темпы экономического роста оказали неминуемое положительное влияние на развитие культурных процессов. Примером плодотворного диалога государства и культуры в современном Казахстане по праву может считаться Государственная программа «Культурное наследие». Реализация программы основана на выдвинутой Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым двуединой задаче формирования такой социокультурной общности, которая опиралась бы на богатейший пласт языковой, духовной и материальной культуры казахского народа, а также всех этносов, проживающих в нашей стране. И одновременно – на органическом восприятии многогранного опыта духовно-культурного развития всей мировой цивилизации.
Настоящая Программа определяет основные аспекты, связанные с изучением, охраной, использованием и пропагандой культурного наследия страны, преемственностью развития и возрождения историко-культурных традиций, предусматривает меры по созданию целостной системы изучения культурного наследия, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев, обобщению многовекового опыта национальной литературы и письменности, по созданию развернутых художественных и научных серий, а также, реставрации, консервации и музеефикации памятников истории и культуры, укреплению и развитию научно-исследовательской, материально-технической составляющей вопросов культурного наследия.
Разработка данной Программы была продиктована необходимостью более активного, конструктивного вмешательства в организационную ситуацию, сложившуюся в сфере культурного наследия, путем планомерного финансирования деятельности по сохранению и рациональному использованию имеющихся культурных ценностей.
Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века практически было приостановлено издание основополагающих трудов мировой научной мысли в области философии, истории, юриспруденции и т.д., а также художественной литературы для казахскоязычной аудитории. В этой связи, в целях воспитания подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма и восполнения пробелов в полноценном изучении исторического, культурного наследия, а также обобщения многовекового духовного опыта казахского народа, становятся особо актуальными вопросы создания развернутых исторических, художественных, научных серий на государственном языке.
Комплексное решение обозначенных выше проблем в рамках настоящей Программы будет способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана.
Государственная программа «Культурное наследие» – «Мәдени мұра» за короткий исторический отрезок времени стала восприниматься как классический бренд нашей страны, олицетворяющий духовную преемственность, связь времен, поколений и традиций государственности на территории Казахстана как полноправной составной общечеловеческого историко-культурного и цивилизационного процесса. В общеисторическом плане – это уникальный проект современности, который по своим масштабам и результатам не имеет аналогов во всем постсоветском пространстве. С реализацией Государственной программы «Культурное наследие» связана историческая судьба многих народов древности, средневековья, нового и новейшего времени; история ряда крупных политико-административных центров, городов; исключительно многообразное развитие традиционно-бытовой, духовной культуры казахов и взаимодействовавших с ним народов и стран; сложение огромного круга самобытных мемориально-культовых памятников и т.д. Начавшись как программа возрождения культурного наследия казахского народа, и в целом усиления культурных процессов в Казахстане в условиях становления независимости, данный проект перешел пределы собственно нашей страны. Многочисленные экспедиции и кропотливый труд исследователей и всех, кто поддержал и стоит у истоков Государственной программы «Культурное наследие», вывели ее на магистраль мировой цивилизации, сделав составной планетарных культурно-исторических и политических трансформаций.
Продолжение мероприятий по Государственной программе «Культурное наследие» входит в План работы Национальной Комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО на 2008 год. В рамках конференции планируется выставка результатов, полученных в 2004-2008 гг.
На современном этапе развития казахстанского общества диалог между государством и обществом призван сыграть особую роль в расширении и углублении научных исследований, в осмыслении и практическом сохранении для потомков богатейшего историко-культурного наследия, что является задачей первостепенного значения в период активной разработки проектов по названной программе. Планируется рассмотрение и обсуждение очень широкого круга вопросов, связанных с экспертно-аналитическими заключениями ведущих отечественных и зарубежных ученых и исследователей относительно результатов, полученных по Государственной программе «Культурное наследие» в 2004-2008 гг. Предполагается проведение выездных семинаров, обширная культурная программа, работа «Клуба идей» по обмену мнениями и выработке путей дальнейшей плодотворной реализации программы «Культурное наследие».
Предыдущий период реализации программы «Культурное наследие» в Республике Казахстан (2004-2007 гг.) показал высокую востребованность опеки государства в деле по сбережению и приумножению материальных и интеллектуальных ценностей прошлых поколений. Бережное отношение к своему историческому наследию в условиях наднационального делового предпринимательства и стирания этнических границ свидетельствует о приоритете морально-этических ценностей в казахстанском обществе и четкой протекционистской политике государства, которое стремиться к укреплению своего национального авторитета на международной арене. Богатство культурного наследия Казахстана определяется не только его вкладом в сокровищницу мировой истории, но и выявляет значительные потенциалы прорыва в будущее, когда, как отмечал Президент РК Н.А. Назарбаев, история «придает импульс развитию национальной духовности».
Следующий этап осуществления Программы «Мадени мура», предполагает помимо уже апробированных методов по открытию и реставрации материальных артефактов, поиску, обследованию и сбору исторического материала, ретрансляции научных произведений внедрение новых разработок, нацеленных на популяризацию реальных культурных ценностей народа. Эвристическая и эмпирическая деятельность должна быть обогащена инновациями в области расширения методологических и методических горизонтов науки с тем, чтобы культурное наследие казахского народа сумело освободиться от прежних идеологических наслоений и предстать в качестве общечеловеческого достояния.
Проблемы финансирования должны основываться на специально выработанных нормативных актах, где бы предусматривались все этапы и характер работ, проводимых в рамках Программы, регламентировалась деятельность каждого из подразделений. Опыт реализации первого этапа показал неэффективность работы финансовых органов как по своевременности открытия финансирования, так и по расчетам на отдельные виды работ. В частности, бюджетная часть проекта совсем не предусматривала расходы на административное, бухгалтерское и техническое сопровождение проекта. Не соответствуют реальности экспедиционные, командировочные расходы, равно как и ставки авторских гонораров, утвержденных еще в 2004 году. Необходимо также в соответствии с реалиями времени предусмотреть статью расходов на создание учебников и учебных пособий по результатам Программы «Культурное наследие».
Продолжение подготовки сериальных изданий, предусмотренных Программой, требуют большей свободы маневра при выборе границ отбора систематизации и обработки материала. Емкость заданных объемов (20-22 печатных листа на один том) не в состоянии охватить полностью источниковую базу и монографии иноязычных авторов, величина полного издания которых порой значительно превышает заданные параметры.
В связи с этим было бы целесообразно перевести работу по подготовке многотомных сериалов из формата просто издательских проектов, где последнее слово принадлежит издательствам, отвечающим не за содержание, а за объемы, на позиции научно-прикладных исследований с соответствующим трансфертом средств на научную и издательскую деятельность по отдельным статьям расходов. Следует также обратить внимание на своевременный выкуп авторских прав (copyright), несоблюдение правил которых по международному праву ведет к серьезным последствиям.
В целом, современные культурные процессы в Казахстане отражают происходящие в стране позитивные перемены, связанные с углублением демократических реформ. Безусловно, развитие отечественного образования, науки и культуры не происходит без сложностей, трудностей и негативов, о которых нередко говорится в специальной литературе, средствах массовой информации. Среди них чаще называются такие: упало финансирование учреждений культуры, науки, образования; усилилась их коммерциализация; вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность работников этих сфер и др.
Говоря о задачах и перспективах развития общеказахстанской, в том числе и собственно культурной казахской модели Президент нашего государства Н.А.Назарбаев в своей работе «В потоке истории» сказал: «Задача скорее состоит в освоении нового культурного опыта, в национально-культурной интерпретации ежедневно возникающих артефактов… Выстраиваемая общеказахстанская культурная реальность не должна быть замкнутой в пределах нашего государства культурной системой. Её базовая характеристика – принципиальная открытость и направленность на диалог с другими культурными потоками» .
Выступление Президента Н.А. Назарбаева на расширенном заседании Общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие» (Астана, 13 июня 2008 г.) является наиболее полным ответом на вопрос о перспективах и значении данного проекта. В тоже время нижеприводимые слова Главы государства характеризуют современный процесс взаимодействия государства и общества в Казахстане.
Президент акцентировал внимание на том, что в наши дни все большую актуальность приобретает современная история Казахстана. О древности будут писать всегда, она привлекает и ученых, и людей искусства. Теперь пришло время задуматься, что мы, сегодняшние созидатели, оставим нашим детям и внукам. Каждому поколению надо уметь сохранять свое культурное достояние. Мы смогли создать свободное суверенное государство, и мы должны быть озабочены тем, какие произведения мы напишем о нашей эпохе, какие артефакты создадим. Культура – очень емкое понятие, объединяющее широкий спектр дисциплин: это этика, этикет, наука, язык и искусство. Видение Нурсултаном Назарбаевым культурного наследия именно в формате его современности, в связи с днем нынешним, раскрывает новые перспективы развития программы «Мадени мура». Овладение культурным наследием – это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения. В этой связи Президент сказал: «С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан в мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу, – сказал Президент. Он обязал Министерство образования и науки для всестороннего обсуждения этого вопроса и принятия соответствующего решения составить планы работ на долгосрочную перспективу и начать их реализацию» .
Комплексное решение обозначенных выше проблем в рамках Государственной программы «Культурное наследие» продолжает способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана.
Объявление государственного суверенитета и независимости Республики Казахстан внесли коренные изменения в понимание задач культурного строительства в новых условиях и перспектив дальнейшего развития отечественной культуры. «Развитие культуры Казахстана должно служить идее консолидации казахстанского общества, где наряду с утверждением межнационального согласия очень важным является укрепление внутринационального единства… задача состоит в том, чтобы национальная идея сыграла объединяющую, конструктивную роль» .
Последние годы в развитии различных жанров и направлений отечественной культуры были отмечены новым рывком в понимании задач культурного развития, как со стороны государства, так и народа Казахстана. Успехи Казахстана в области социально-экономических и политических реформ неминуемо сказались на культурных процессах. Если в первые годы независимости историческая миссия культуры была направлена на укрепление основ возрожденной государственности казахского народа, то сейчас ее задачи состоят в определении места Казахстана в системе современных мировых культурных процессов. Стратегия страны на вхождение в число 50-ти наиболее развитых стран мира определяет и горизонты перспектив культуры современного Казахстана.
На протяжении 15-ти лет в нашей республике строится демократическое общество с многоукладной, рыночной экономикой, открывающей человеку возможности для реализации его экономических, социальных, национальных, политических и культурных интересов в общемировой цивилизации. В дело утверждения и укрепления процессов суверенизации и независимого развития нашего государства вносят посильную лепту все без исключения отрасли культуры и жанры искусства Казахстана.