Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

БИЛЬГЕ-КАГАН


Бильгекаган (собственное имя по китайским источникам – Могилянь) (684–734) – третий каган Восточного (Второго) Тюркского каганата. Сын его основателя Эль-терес кагана. В правление дяди, Капаган кагана, участник ряда войн, шад (правитель) над подчинёнными каганату тардушами (698 г.). После гибели Капаган кагана его сыновья были убиты братьями Бильге и Кюль-тегином, провозгласившими «по закону» каганом старшего из братьев – Бильге кагана (716). Бильге кагана с Кюль-тегином и советником Тоньюкуком удалось восстановить могущество каганата, подчинить уйгуров, киданей, карлуков и др., отразить натиск Китая и его союзников; в 721 г. с Китаем был заключён мир. В отношении побеждённых проводилась политика умиротворения. В 734 г. Бильге каган был отравлен приближёнными.

Биография

Каган Восточно-тюркского каганата с 716 по 734 годы. Ставленник Кюль-тегина. Под управлением Бильге хана, Кюль-тегина и Тоньюкука каганат процветал, и тюрки смогли установить долгожданный мир с Танской империей.

Приход к власти. Судя по эпитафиям, родился в 683 году. Богю был старшим сыном Эль-терес кагана, его брат Кюль-тегин был величайшим героем каганата, выигравшим множество битв и контролировавшим своего старшего брата.

Тюркско-танская война 699710 гг.В 700 году участвовал в походе на тангутов, тангуты были побеждены, тюрки вернулись с трофеями и пленниками. В 701 году он участвовал в успешном походе на народы, называемые тюрками «алты чуб согдак». У историков не сложилось единого мнения, о том, что это были за народы, есть предположения, что имеются ввиду «алты-чуб»: шесть чуйских племён (Чуюэ, чуми, чумугунь, чугань двух родов, шато). А поход в «согдак», на согдов следует считать преувеличением, хотя войска западного каганата воевали в Согдиане с арабскими султанами.

В 703 году участвовал в походе против басмалов, правитель которых был из рода Ашина, но не прислал дань кагану. Тюрки вернулись с добычей. В 705 году разбил 80000 войско танского Чача-Сенгуна, вероятно часть танско-тюркской войны 699 – 710 года. В 709 г. обострились отношения с кыргызами и чиками (небольшой народ в долине Енисея). В битве на Орпене они были разбиты. Во всех военных действиях братья смогли закрепить за собой славу удачливых воинов и полководцев.

Междоусобная война 710716 гг. В начале 710 года тюрки оказались в окружении:

Каган табгачский был нашим врагом. Каган десяти стрел (западных тюрок, в данном случае тюргешский хан Согэ. Л.Г.) был нашим врагом. Но больше всего был нашим врагом кыргызский сильный каган. Эти три кагана, рассудив, сказали: «да пойдем мы на Алтунскую чернь».

Так они рассудили и сказали: «да отправимся мы в поход на восток против тюркского кагана. Если мы не пойдем на него, как бы то ни было он нас победит: каган — герой, а советник его мудрец, он, возможно, окажется нашим убийцей. Втроем мы объединимся, отправимся в поход и уничтожим его».

«Тюргешский каган сказал так: «Мой народ там будет», – сказал он, – а тюркский народ в смятении, огузы же его\», — сказал он, — находятся в рассеянии» [1].

В 710 г. Бильге каган вновь совершил поход против кыргызов. Тюрки шли через снег «высотою в копьё» в «чернь» (тайга) коглеманскую, они напали на спящих кыргызов и уничтожили их. В лесу Сунга произошёл следующий бой, хан кыргызов был убит и кыргызы покорились. С 710 г. каганат стали сотрясать восстания и Богю (Бильге – каган) участвовал во многих походах, хотя в надписях настоящим героем был представлен Кюль-тегин.

В том же году (710) тюрки отправились в поход против тюргешей, тюрки прошли через Алтунский лес (Алитаин-нуру) и пересекли р. Иртыш. Тюрки разбили тюргешей пока они спали. У реки Болчу (Урунгу) тюрки были, со всех сторон, атакованы ханом тюргешей. В битве погиб хан тюргешей, его ябгу и шад, а тюргеши подчинились.

В 713 г. тюрки напали на Бешбалык (танская крепость в Джунгарии), тюрки провели шесть сражений и пощадили город. Скорее всего, это было преувеличением и тюрки, в лучшем случае, избежали полного разгрома.

В 715 г. – начале 716 г. участвовал в битве с карлуками у горы Тамаг. При горе Тогу у реки Тола произошло сражение с токуз-огузами. Следующие сражение произошло при Антаргу, тюрки победили. В сражении у горы Чуш тюрки были окружены и близки к разгрому, но Кюль-тегин отбросил врагов, скорее всего уйгуров тонгра-тунло. Следующие сражение произошло у Эзгенти Кадазэ, тюрки победили.

Проведя зиму в крепости Магы Курган, у тюрок погибло много коней. Весной того года тюрки двинулись против уч-огузов (карлуки). Тюрки разделили войско, оставив половину для охраны орды. Карлуки также разделились и напали на войско и на лагерь. Тюрок было меньше, и они с трудом отбросили карлуков [1].

Когда Капаган умер (716), Кюль-тегин сверг его сына и возвёл своего старшего брата на престол. Богю хотел отказаться, но Кюль-тегин не желал престола для себя. Так Богю на 33-м году жизни стал Бильге ханом Богю.

В онгинской надписи составленной от имени Капагана содержится призыв к тюркам быть верными Бильге хану Богю, также, как они были верны его отцу Эль-тересу. В надписи у Эрдени Цзу, от лица Бильге хана Богю, говорится о сплочении тюрок при новом монархе и укреплении власти на подданными тюрок четырёх сторон света и отпадении токуз-огузов от каганата, которые предались Тан [1].

Правление. Могилян, сын основателя Второго тюркского каганата Кутлуга-Эль-тереса, был посажен на престол в 716 г., после смерти своего дяди Капаган кагана (Мочжо каган, о порядке наследования каганской власти, так называемой удельно-лествичной системе у Гумилева Л.Н. – Древние тюрки.). Воцарение Бильге кагана произошло исключительно благодаря решительным действиям Кюль-тегина, так как престол, вопреки тюркскому мироуложению «Торё», был завещан Капаган каганом своему сыну Бёгу, которого, по всей видимости, поддержали представители второго по значению рода древних тюрков – Ашидэ (так называемая материнская фратрия по отношению к правящему роду Ашина), а также племя Сир (Кыпчаки) [2].

На «коронации» кагана присутствовали тардуши с Кюль-чуром, а за ними шадапыты (западное крыло войска), толесы во главе с апа-тарханом (титул) (восточное крыло), Таман Таркан, Тоньюкук Бойла Бага Таркан, Буюрук (может быть и именем, и титулом), Кюль-тегин сразу же был назначен восточным чжуки-князем. Все советники Капагана были казнены. Лишь семидесятилетний Тоньюкук Апа-тархан был назначен советником кагана, хотя Бильге сомневался в нём [2]. Тюрки волновались, ханы не желали слушаться кагана и Бильге решил, что война с Тан сплотит тюрок. Мудрый Тоньюкук отговорил его, указав ему: «Сил у народа табгач, дающего (нам теперь) без ограничения столько золота, серебра, спирта (или: зерна) и шелка, (всегда) была речь сладкая, а драгоценности (мягкие” (т.е. роскошные, изнеживающие;) прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они столь (т.е. весьма) сильно привлекали к себе далеко (жившие) народы. (Те же) поселясь вплотную, затем усваивали себе там дурное мудрование.

Хороших и мудрых людей, благородных героев народ табгач и их сторонники не (могли) сдвинуть (с истинного пути). Но если (отдельные лица) из тюрков (и соблазнялись), то целые роды (даже) до свойственников (до брачного родства) не отклонялись. Дав себя прельстить их сладкой речью и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб в большом количестве.

Тюркский народ, когда часть твоя говорила: я желаю селиться не только справа (т.е. на юге) в Чугайской черни.

(Итак), о тюркский народ, когда ты идешь в ту страну, ты становишься на краю гибели; когда же ты, находясь в Отюкэнской стране, (лишь) посылаешь караваны (за подарками, т.е. за данью), у тебя совсем нет горя, когда ты остаешься в Отюкэнской черни, ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз, и ты, тюркский народ, сыт, когда же ты тощ и голоден (но тем не менее) ты не понимаешь (состояния) сытости (т.е. истинных причин сытости) и, раз насытившись, ты не понимаешь (состояния) голода. Вследствие того, что ты таков (т.е. нерасчетлив, недальновиден)».

Подобная трактовка событий гибели Тюркского каганата, совершенно справедливо трактуется как манифест культурной и политической независимости. Также Тоньюкук отговорил кагана строить китайские храмы и стену в ставке орды. Речь советника очень примечательна: «Тюркский по численности не может сравниться с сотою долей народонаселения в Китае и что он может противостоять сему государству этому причиной то, что тюрки, следуя за травою и водою, не имеют постоянного местопребывания и упражняются только в военных делах.

Когда сильны идут вперед для приобретения, когда слабы – уклоняются и скрываются.

Войска Дома Тан многочисленны, но негде употреблять их…

Сверх того, учение Будды и Лао-Цзы делает людей человеколюбивыми и слабыми, а не воинственными и сильными».

В тоже время, вся внешняя политика каганата находилась в руках Кюль-тегин. Похоже у нового кагана быстро обострились отношения с токуз-огузами (древние уйгуры), часть из которых присоединилась к Тан, а часть была разбита в битве у берегов Селенги [3].

В 717 г. были разгромлены кочевья токуз-огузов, взяты пленники, огузы продолжали переходить на сторону Тан и переселяться в Ордос. Ещё один поход был предпринят против татабов кадырканском лесу (Хинган). На запад, в Джунгарию, был отправлен тудун Ямтара, который разгромил карлуков, их эльтебер погиб.

Примерно в это же время тюрки разгромили танское войско, вначале конницу (17000 по Орхонской надписи), затем пехоту. Возможно имеется в виду битва у Лянчжоу войны 720–721 гг.

Война 720721 гг. Каган решил заключить мир с Тан, но Сюань-цзун объявил тюркам войну. Была собрана 300000 армия из китайцев и союзников-варваров, Ван Цзунь – назначен полководцем. В 720 г. армия была собрана у реки Гило и союзники кидани, татабы и басмылы направились к ставке кагана. Тоньюкук успокоил кагана и подготовил план войны.

Басмылы первыми подошли к ставке, но никого не нашили. Басмылы испугались тюркской засады и отступили к укреплению Бэйтин. Но Бэйтин был уже занят тюрками, которые просто загоняли басмылов в ловушку. Китайская армия Юань Чэна была разбита, был сильный мороз, а китайцы не взяли перчаток, и лучники отморозили себе пальцы. Вскоре были разбиты кидани, а годом позже татабы, в 722 г. При этом тюрки проявили изрядную жестокость уничтожив даже женщин, чего тюрки обычно не делали, даже со злейшими врагами.

В 721 г. был заключён выгодный для тюрок мир. Каган отправлял посольства и просил о браке, но император не отвечал. Пэй Гуантин, во время церемонии жертвоприношения на Тайшань напомнил императору, что тюрки являются угрозой Китаю по у власти, находится Бильге – воинственный каган, Кюль-тегин – великий воин, Тоньюкук – советник, который, чем старше, тем мудрее. Решено пригласить тюркских ханов в императорскую гвардию. Посол Юань Чжень получил аудиенцию у кагана, который отпустил Ашидэ (один из приближенных тюрков на службе у империи Тан, в свое время перешедших на сторону Капаган кагана) служить у императора, который наградил и отпустил тюрка. Так по выбору кагана один тюркский вельможа ежегодно ездил в Китай для участия в церемониях. (Китайский император устраивал парады на которых присутствовали представители замирённых варваров).

Тибетцы предлагали кагану подписать пограничный договор в 727 г., но каган передал его Императору, демонстрируя свою преданность Тан (тибетцы-туфань были врагами Тан). В Шофане был открыт меновой рынок: тюркских лошадей меняли на щёлк. Несколько сот тысяч рулонов щёлка Сюань-цзун дарил (дань) тюркам каждый год [4].

В 731 г. Кюль-тегин умер. Прибыли Чжан Цюйи и Люй Сян с посланием о соболезновании. Император приказал построить Кюль-тегину храм, высечь статую, плиты с записями его многочисленных побед.

Ещё в 730 г. у Тан обострились отношения с киданями и татабами. Хан киданей Кэтугань, присоединился к тюркам. В 732 г. китайская армия разбила киданей, покорила татабов и прогнала Кэтуганя. В 733 г. Богю дал Кэтуганю войско, и он сразился у горы Тунгкер с 40000 войском китайцев и татабов, татабы бежали, и китайцы были разгромлены. 30000 китайцев погибло.

В неизвестное время своего правления, Бильге каган выдал свою дочь за тюргешского кагана, вероятно Сулука, и своего сына женил на дочери тюргешского кагана.

Вскоре уйгуры перерезали караванный путь. Было ясно, что с объединёнными силами кочевников будет справиться очень трудно. Тюркский вельможа Мэйлучжо что интересно, бывшим ранее послом в Китае, отравил кагана, который правда успел приказать казнить Мэйлучжо вместе с семьёй. Так 734 г., в девятом месяце (тюркского календаря), 26 числа, Бильге хан Богю скончался. От императора пришли официальные соболезнования и мастеров для возведения храма, и высечения надписи (мастером Ли Жунум). Отравитель и весь его род были казнены по приказу умирающего кагана. Ханом стал Йоллыг-тегин Ижань хан, сын Бильге. Похороны кагана состоялись 27-го числа 5-го месяца (лето, вероятно июль) в год Свиньи (735 г.). Йоллыг-тегин Ижань хан распоряжался на похоронах. Упомянут «Ли Сун Тай-сенгун» и 500 послов, которые принесли благовония, курительные свечи из сандала, серебро и золото для похорон. Опечаленные тюрки резали свои волосы, уши и щёки. В жертву приносились лошади, собаки, чёрные соболи, голубые белки.

С помощью китайских резчиков, Йоллыг-тегин Ижань хан составил знаменитую Орхонскую надпись в которой прославлял Бильге хана и тюркскую монархию. По данным надписи Йоллыг-тегин изготовил её за месяц и 4 дня. Стела была поставлена в месяц «когда олень бегает в горах», то есть примерно в августе [5].

Бильге каган и Кюль-тегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Кюль-тегина, военачальник Тоньюкук, в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге кагана и Кюль-тегина. После смерти Бильге кагана в 741 г. у начался распад каганата. В 744 г. образовался Уйгурский каганат (744–840). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, эльтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли кара будун-чернь. Повинность «кровного долга» – обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы – древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Росту городов способствовали отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка [6].

Заслуги

Кроме военных мероприятий, правление Бильге кагана ознаменовалось созданием великолепного памятника древнетюркской эпохи. Расшифровка этого памятника открыла для мира древнетюркскую рунику, и весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры древних тюрков.

Основными заслугами Бильге кагана следует признать восстановление и укрепление государства, военные победы, а также публикацию собственного манифеста, где воплотилась политическая программа Великой тройки тюрков: политического правителя и главного дипломата Второго Восточно-тюркского каганата Бильге кагана, главного полководца Кюль-тегина и главного идеолога Тоньюкука.

Основой идеологии тюрков было отторжение китайской культуры и декларация превосходства своей, собственно степной. Китайская надпись отмечает наличие идейного направления у тюрок, которое можно было бы назвать воинствующим пассеизмом. Чтобы соблюсти свое достоинство, она предлагает весьма натянутое объяснение неприятию китайской культуры: «Его [Кюль-тегина] почтительность к родителям, дружелюбие ко всем прославились в отдаленных странах, его величие и добродетель заставили его бояться изменить нравы». Это вежливое, хотя довольно кислое, объяснение важно лишь потому, что оно подтверждает факт сознательного отталкивания от чужой культуры, которой противопоставляется собственная старина [6].

Этот момент чрезвычайно важен: здесь не только борьба государств, но борьба культур, борьба двух мировоззрений и мироощущений. Великая степь манифестом заявила свое право не быть Китаем, а быть только собой. Такая борьба велась еще со времени хуннского Модэ-шаньюя, но здесь она сформулирована и зафиксирована в документе. Чтобы не поддаться обаянию Китая, нужны были сверхусилия, и их сделали голубые тюрки: Кутлуг, Бильге каган, Тоньюкук, Кюль-тегин и Йоллыг-тегин.

Но если первый принцип мог быть популярен среди кочевников, подчиненных элю голубых тюрок, хотя он и бил по карману, лишая китайских подачек, то второй принцип был полностью неприемлем и даже оскорбителен. Тюркский эль, монолитный внутри себя, должен был по идее его основателей господствовать над прочими племенами. Тоньюкук как свою заслугу отмечает, что он всю жизнь «приобретал» и «возвышал тюркский народ». «Порядок», заведенный тюркским ханом, заключался в том, что «наши рабы стали рабовладельцами, а рабыни рабовладельцами». Бильге хан заявил: «Туфань (Тибетское царство) от собак происходит, а Кидань и Хи мои невольники». Тюргешского хана тюрки считали вассалом, и на пиру в Чанъани тюркский посол отказался сесть ниже тюргешского. Высокомерие тюрок вытекало из сознания своей миссии — организации степи и строительства оригинальной культуры, но оно было связано с эксплуатацией и даже экспроприацией подданных, а это заставляло последних искать спасения в союзе с Империей, что предрешало гибель Каганата [1].

Тем не менее, правление Бильге кагана было хоть и в начале нелегким, но Великая тройка тюрков справилась со своей задачей. Так, согласно надписи, Бильге каган пришел в трудное для государства время:

«Я отнюдь не сел (на царство) над народом богатым (скотом?),

я сел (на царство) над народом, у которого внутри не было пищи,

а снаружи одежды, (над народом) жалким и низким.

Мы переговорили (о делах) с моим младшим братом Кюль-тегином,

и, чтобы не пропало имя и слава народа, добытого нашим отцом и дядею».

В принципе декларация о собственной значимости характерна для всех средневековых правителей, но только благодаря данной надписи становится известным собственное видение тюрков на события той эпохи.

Далее следует перечисление собственных деяний, где наряду с Кюль-тегином упоминаются и другие «должностные лица». Данный пункт доволен интересен и тем что прослеживается довольно четкая иерархия:

«Я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел (без дела) днем.

С моим братом Кюль-тегином и с двумя шадами я приобрел (т.е.

предпринимал завоевания) до полного изнеможения (букв. Слабея-погибая). Столь много приобретя (т.е. завоевав), я не делал огнем и водой присоединившиеся (к нам) народы (т.е. старался ладить с ними мирно), я… по всем странам

Бродивший народ, ослабевая и погибая, пеш и наг, пришел (к нам) обратно. Чтобы поднять (свой) народ, (я предпринял) с большими войсками двенадцать (походов) налево (т.е. на север) против народа огузов, вперед (т.е. на восток) против народа кытай и татабы, направо (т.е. на юг) против табгачей… сразился.

Всего мы ходили в поход двадцать пять раз, дали тринадцать

сражений, отняли племенные союзы у имевших племенные союзы и отняли

каганов у имевших (во главе у себя своих) каганов, имевших колени

заставили преклонить колени, имевших головы заставили склонить

(головы). Тюргешский каган был наш же тюрок, (из) нашего же

народа. Так как он не понимал (своего блага)

И провинился перед нами, то (сам) каган умер (т.е. был убит), его

“приказные” и правители были также убиты, народ “десяти стрел”

подвергся притеснению. Говоря: пусть не будет без хозяина страна

(букв.Земля и вода), принадлежавшая нашим предкам, мы, устроив

немногочисленный (или азский) народ…».

Разбор исторической географии и этнического состава Второго Восточно-тюркского каганата отражен во многих специальных работах, нам же здесь интересна основная мысль, а именно, прежнее представление о концентрации власти в руках Кюль-тегина и марионеточной роли Бильге кагана во многом ошибочно. После смерти Тоньюкука и Кюль-тегина, Бильге каган самостоятельно управляет государством и передает в руки наследника довольно устойчивую империю.

Память

Памятник Бильге кагану – крупный каменный комплекс, памятник тюркского рунического письма VIII века. Часть культурного ландшафта долины реки Орхон.

Сам памятник неоднократно изучался многими учеными, однако заслуга детального описания принадлежит чешскому археологу Йислу, обследовавшего захоронение во время совместной чешско-монгольской экспедиции в 1958 году.

Все сооружение, размерами 80х40 метров, вытянуто с востока на запад. Оно обведено рвом, прерывающимся перед воротами, и стеной из глины, которая была покрыта черепицей, оштукатурена и побелена. У ворот – две статуи баранов из мрамора. За ними мощеная дорога и пруд для дождевой воды с керамической трубой, которая отводила излишек влаги. За ним, на спине мраморной черепахи (китайский символ вечности) была укреплена сама стела с надписью. Рядом находился храм с жертвенником и мраморной статуей Кюль-тегина и его жены.

Голову статуи удалось найти. Она выполнена вполне реалистически: монголоидные черты – скуластость, монгольское веко, низкий прямой нос и косой разрез глаз не оставляют места для сомнений в расовой принадлежности рода Ашина [1].

К памятнику тянется цепь балбалов на целых 3 км от цайдамских соленых озер. До нашего времени уцелело 169 балбалов, но, по-видимому, их было больше. Некоторым изваяниям придано грубое подобие человека, обозначены руки, намечен пояс.

Кроме того, в общественном сознании Бильге каган до сих пор ассоциируется с теми личностями, которые внесли значительный вклад в истории. Так, ученый, политолог из Турции Кюршад Зорлу назвал Нурсултана Назарбаева Бильге каганом тюркского мира: «Уважаемый Елбасы, за годы независимости Казахстан добился хорошего результата благодаря вашей стабильной политике. О казахской культуре начали узнавать во всем мире. В одном из своих выступлений вы сказали: «Наша молодежь должна знать свою великую историю, начиная от саков и гуннов. Эти слова тепло приняла турецкая молодежь и разлетелись по социальным сетям. В прошлом году по результатам социального исследования вы стали самым узнаваемым лидером в Турции. Мы считаем вас Бильге каганом тюркского мира», – сказал Кюршад Зорлу на международной научно-практической конференции «30 лет лидерства» в г. Алматы.

В архитектуре память о периоде правления Бильге кагана сохранилась в виде поминального комплекса (крупнейший из тюркских), который находится в урочище Хушо-Цайдаме (долина р. Орхон, Монголия). Он был сооружён в 735 году с участием китайского посольства и разрушен около 745 года. Вымощенная кирпичом площадка, окружённая валом и рвом (95×60 м), ориентирована входом на восток, в том же направлении на 3,2 км тянется ряд балбалов. Внутри, по продольной оси, стояли парные каменные скульптуры баранов и сановников, павильон со стелой, крытый черепицей квадратный кирпичный храм с мраморными скульптурами сидящих Бильге кагана и его супруги, каменный кубический алтарь. Там же был найден клад из 2000 драгоценных изделий: корона Бильге кагана, украшения, миниатюрная посуда и других [2].

В начале XXI века стела, посвященная Бильге кагану, для сохранности перемещена в расположенный неподалёку от памятника музей «Орхон»; на месте её исходного расположения установлена бетонная копия. Произведённая в рамках совместного проекта Монголии и Турции «Сохранение, реставрация и исследование некоторых древнетюркских памятников в Монголии» консервация была неудачной: мраморные памятники потеряли сохраняемый до того в течение 1300 лет колорит.

В начале VIII века возник Второй Восточно-тюркский каганат. Между Первым и Вторым пролегло не менее 100 лет. И все же в новом каганате прекрасно помнили истоки многовековой истории тюрков, первых ее правителей. В надписи Кюль-тегину, принцу Второго Восточно-тюркского каганата, умершему в 732 г., приводятся имена обоих основателей: «Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын каган и Истеми каган. Сев (на царство) они поддерживали и устраивали племенной союз и установления тюркского народа». Но не это интересует Бильге кагана. Его интересуют причины развала Первого тюркского каганата. И Бильге каган делит правителей на мудрых и неразумных, трусливых: «Сели (на царство), надо думать, неразумные каганы, надо думать, сели (на царство) трусливые каганы». Дело не только в правителях, но и в их советниках: «И их «приказные» были также неразумны, были трусливы».

В принципе можно считать, что Бильге каган в поминальной стеле своему брату Кюль-тегину делает не только, как сказали бы сейчас, анализ внутриполитического положения, но и внешних причин развала Первого Восточнотюркского каганата:

«Вследствие подстрекательства и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщающих,

(а также) вследствие того, что они (табгачи) ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей,

–  тюркский народ привел в расстройство свой (до того времени) существовавший племенной союз и навлек гибель на царствовавшего над ним (до того времени) кагана».

Под табгачами имелись в виду китайцы, вернее, китаизированные тюрки, стоявшие во главе Китайской империи [2].

Мудрость правителей, мудрость их советников, взаимопонимание между правителями и народом – вот что обеспечивает успех, приходит к выводу Бильге каган. Он видит эти качества у основателей Первого Тюркского каганата:

«Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы, и их “приказные” были мудры, были мужественны, и их правители и народ были прямы.

Поэтому они столь (долго) держали (в своей власти) племенной союз и, держа его (в своей власти), творили суд».

Получается, что перед нами не просто слова панихиды, а развернутые представления о том, как должно создаваться и управляться государство. Возможно, здесь делается излишний упор на личностные качества, на субъективный фактор. Но надо учесть, что поминальная стела была предназначена для народа, для массового читателя. И это были не просто нотации. Именно такой принцип был положен в основу державного правления самого Бильге кагана. Власть государства в нем сочеталась с властью военной и знаниями советника. Военную и прочую силу сконцентрировал в своих руках его брат. А знания, взаимоотношения с массами, сферу политики и морали взял на себя Тоньюкук.

Государство воплощал он сам, Бильге каган.

Список литературы и источников:

1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Серия: Историческая библиотека. – М.: Издательство: АСТ, 2010. –  560 с.

2. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. – С. 346.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010. Т. 1. – 322 с.

4. Наследники каганата. – URL: https://e-history.kz/ru/contents/view/5174/.

5. Тишин В.В. Историография социальной истории Тюркского каганата VI – VIII вв. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. – М., 2015. – 554 с.

6. История Тюркского каганата. – URL: https://e-history.kz/ru/contents/view/5172.

Автор: Ужкенов Е.М., к.и.н.