Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ЖАНИБЕК ХАН


Жанибек хан (нач. – вт. пол. XV века) – казахский хан, один из основателей Казахского ханства и его правитель. Сын Барака, последнего хана Белой Орды и хана Золотой Орды.

Биография

Одним из особо почитаемых правителей в истории казахского народа является Жанибек хан. Историки соседних государств в период начала раннего средневековья дают обрывочную и короткую информацию о нём, но его исторический образ хранится в устной литературе казахов как Аз-Жанибек на протяжении более пяти веков.

В истории немного ханов, царей и султанов, все произошедшие изменения государственной важности в правлении которых связывают с их мудростью, рассудительностью, проницательностью и другими особыми качествами правителя. Таким образом, в глазах народа они были лучшими правителями, последующих ханов сравнивают с ними, приравнивают им. Например, в средневековых источниках самых сильных, справедливых и победоносных правителей приравнивают к Александру Македонскому, Ануширвану. А казахский народ в литературе своих самых сильных и умных ханов описывал одним словом или словосочетанием. Например, словосочетания «Аз Жанибек», «Аз Тауке», «Уложения» Тауке хана», «Древний путь Есим хана», «Светлый путь Касым хана» сохранились в памяти народа на протяжении нескольких веков и дошли до наших дней.

Когда мы говорим о значимости Жанибек хана в казахской истории, первым делом вспоминаем его, как сооснователя, который вместе с Керей ханом в середине XVI в. основал Казахское ханство – первое государство национального характера на территории Казахстана. И это всё, что известно обществу о Жанибек хане. Исходя из этого, мы в данном труде попытаемся раскрыть роль и значимость хана в казахской истории с помощью использования всех рукописей и исторических легенд в качестве исторических материалов, а также последних достижений отечественной историографии в последние годы.

В исторических источниках имя Жанибек хана по различным причинам встречается чаще, чем Керей хана. В «Муизз ал-ансаб» 1426 г. и «Тауарих-и гузида-йи нусрат-наме» первой половины XVI в. его имя внесено в родословную правителей, а в исторических произведениях «Тарих-и Рашиди», «Фатх-наме», «Шайбани-наме» его часто упоминают как одного из основателей Казахского ханства [1, с. 63; 2, с. 42; 3, с. 110–305-306; 4, с. 56–57; 5, с. 99]. В трудах Абулгази, Кадыргали Жалаири, Гаффари, Хайдара Рази Жанибек хан представлен как представитель правящей династии в Восточном Дешт-и-Кыпчаке [6, с. 19; 7, с. 114; 8, с. 212; 9, с. 218].

Жанибек хан являлся троюродным родственником Керей хана, поэтому их предки от Орда-Еджена до Урус хана были общими. По этой причине мы не будем перечислять предков Жанибек хана от Джучи до Урус хана, а сразу перейдём дальше от Урус хана. Об этом говорится и в вышеназванных трудах «Муизз ал-ансаб» и зависящем от него «Тауарих-и гузида-йи нусрат-наме». Т.И. Султанов показал, что в материалах о потомках Чингисхана из второго тома «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды», сведения для которого были взяты из рукописи «Муизз ал-ансаб», находящегося в национальной библиотеке Парижа, были допущены некоторые ошибки, в результате чего «несколько десятков принцев династии Чингисхана превратились в огланов» [11, с. 109–117]. Поэтому сведения о потомках Урус хана из этого произведения были переведены на русский язык, с соблюдением всех требований источниковедения. Следует отметить, во время изучения предков Жанибек хана мы использовали перевод Т.И. Султанова. В данном переводе о предках Жанибек хана пишется следующее: «Первый сын Урус хана – Токтакия. Он правил… Восьмой сын Урус хана – Куйыршык. У него были две дочери Пайанде-султан и Рукийа и сын Барак. Барак был правителем. У Барака было четверо детей: дочь Саадат-бек и сыновья Абу Саид, Мир Касым и Мир Саид» [11, с. 120–121]. В «Тауарих-и гузида-йи нусрат-наме» Абу Саид был младшим из трёх сыновей Барак хана и дополнительно носил имя Жанибек хан, Кадыргали Жалаири его точнее описывает как сын Барак хана «младший Жанибек хан» [2, с. 42; 7, с. 114; 6, с. 119]. Таким образом, выясняется, что в родословных источниках его настоящее имя – Абу Саид, а псевдоним – Жанибек. В источниках, повествующих об образовании Казахского ханства, его именуют Жанибек ханом.

В различных источниках имя Жанибек хана пишут, как Абусагит [6, с. 119], Бу-Сайд [2, с. 42], Абу Саид [11, с. 63]. Хоть и каждый из них пишут по-разному, но его имя на казахском – Абусеит (Абусайд) не вызывает сомнений. Абулгази писал, что «его прозвище – Жанибек хан» [6, с. 119], а Кадыргали Жалаири уточняет, что «сына Барак хана прозвали Младшим Жанибек ханом» [7, с. 114].

Неизвестно, почему Абу Саида прозвали Жанибеком, об этом сведений нет. По мнению Т.И. Султанова, в истории Улуса Джучи и Средней Азии титул хан одновременно носили несколько султанов, и хорошо осведомленные авторы, чтобы различать тех или иных правителей использовали в своих материалах именования «Улуг хан» (Старший хан) и «Кичиг хан» (Младший хан) [10, с. 148]. Мы считаем, что определения «улуг» и «кичиг» были сделаны уместно. Известно, что такие пояснения были даны в отношении Улуг Мухаммед хана и Кичиг Мухаммед хана, которые правили в Золотой Орде в первой половине XV в. эти два хана оставили неизгладимый след в политической истории Золотой Орды, имена их уже тогда были внесены в летописи. Если в Казахском ханстве сына Барака Абу Саида звали «младший Жанибек», то кто «старший» или «улуг» Жанибек? В мусульманских источниках XIV–XVI вв. встречается много ханов и султанов по имени Жанибек, но никого из них не нарекали Улуг Жанибеком.

Для более конкретного определения нужно глубже изучить материалы источников. В «Муизз ал-ансаб» Абу Саид – старший из трёх сыновей Барак хана, но о его прозвище ничего не говорится. Должно быть, прозвище Жанибек хан ему присвоили после официального вступления на престол. В труде первой половины XVI в. «Тауарих-и гузида-йи нусрат-наме» Абу Саид – младший из трёх сыновей Барак хана. Также, упоминается о его прозвище – Жанибек хан и ни слова о «младшем». В материалах Абулгази точно также. Впервые о Жанибек хане как о «младшем Жанибек хане» встречается в труде Кадыргали Жалаири, написанном в первой половине XVII в. [7, с. 114]. Можно сказать, что строки из «Сборника летописей»: «Его сына (здесь Барак хан – Б.К.) прозвали младшим Жанибек ханом» он взял из недошедших до наших дней летописей или материалов устной литературы.

Поэтому мы должны перечислить всех личностей по имени Жанибек хан, правивших в XV в. в разных частях Улуса Джучи. Только тогда будет возможным понять причину, по которой Жанибек хана Баракулы именовали «младшим Жанибеком». В XV–XVI вв. было несколько Жанибеков, бывших у власти в пределах Улусов Джучи и Чагатая.

1) Жанибек хан – потомок Крымского хана Хажыкерея, правившего в 1477–1478 гг. [12, с. 199–200]. Период его правления был очень мал, поэтому сведения о нем в источниках и исследованиях не встречаются. В 1474–1477 гг. в Крымском ханстве среди сыновей Хаджи-Гирея была междоусобица за трон, в ходе которой побежденный Менликерей с помощью турецкого султана отобрал трон у брата. В 1477 г. его победил хан Большой Орды Ахмед хан и назначил ханом в Крым потомка Хаджи-Гирея Жанибека или Жанибек-Керея. Спустя год Менликерей свергнул Жанибек хана, после чего он был вынужден бежать в Московское княжество. Вернув власть, Менликерей заново заключил старый договор о союзе с Иваном III, дополнив его постановлениями. В них говорилось о материальном обеспечении сбежавших в Россию родственников и запрете выпускать за пределы России [13, с. 141–142]. По имеющейся информации крымский Жанибек хан провёл всю жизнь в России и скончался в городе Ковно.

2) Жанибек хан – сын Махмуд хана, внук Младшего Мухаммед хана, правивший Астраханским ханством в 1514–1521 гг. По данным автора монографии по истории Астраханского ханства И.В. Зайцева, сын Махмуд хана, брат Абд аль-Карима Жанибек взошёл на престол летом 1514 г. и правил до 15 августа 1521 г. [14, с. 73–87].

3) Следующий Жанибек хан – правитель Андижанского вилайета в Мавераннахре в XVI в. шейбанского происхождения. Он – внук Абулхайыр хана, сын Ходжа Мухаммед хана [15, с. 356–357]. В конце XVI в. знаменитый внук Жанибек хана Абдаллах хан боролся за объединение Мавераннахра.

4) Кроме Жанибеков с титулом хана в родословных правителей встречаются и несколько Жанибек султанов. Это: потомок Тукай-Тимура, внук Кара Кесека, сын Жетыбека – Жанибек [2, с. 40], правнук Шейбанского Бахтяр султана, внук Алике султана, сын Турыма – Жанибек [2, с. 35]. Поскольку эти личности не носили титул хана, рассматривать их мы не будем.

Если сопоставить периоды правления вышеперечисленных личностей по имени Жанибек хан с Жанибек ханом Баракулы, то в одно время с ним титул хана носил потомок Хаджи-Гирея Жанибек хан, правивший Крымским ханством небольшой период. Политическая роль Жанибек хана не была значимой ни в Улусе Джучи, ни в Крымском ханстве. Поэтому он не соответствует званию «Улуг Жанибек хан». Значит причины прозвища Жанибек хана Баракулы «младший Жанибек хан» мы должны искать исходя из других обстоятельств.

По нашему мнению, было две причины, по которой Кадыргали Жалаири в своем труде называл Жанибек хана «младшим». Первая причина такова. В труде Кадыргали Жалаири не говорится ни о Крымском, ни о Астраханском Жанибек ханах, а о хане Золотой Орды, сыне Узбек хана Жанибеке пишет следующее: «Узбек хан долгие годы правил на Волге. Его сын Жанибек стал ханом и занял место отца. Он тоже правил долго. На двоих они правили около пятидесяти лет. После смерти Жанибека всё распалось» [7, с. 113–114]. В сравнении с Жанибек ханом Золотой Орды автор источника именует казахского хана Жанибека «младшим Жанибек ханом». Вторая причина состоит в том, что в «Муизз ал-ансаб» Абу Саид старший из трёх сыновей Барак хана, а в «Тауарих-и гузида-йи нусрат-наме» наоборот, Абу Саид – третий сын Барак хана. Должно быть, авторы XVI–XVII вв., использовавшие материалы «Тауарих-и гузида-йи нусрат-наме», посчитали Жанибек хана за младшего сына Барак хана и в своих трудах писали «Младший Жанибек хан».

Жанибек хан – последний хан Ак Орды, третий сын умершего в 1428 г. Барак хана после Мир-Саида, Мир-Касыма. Сведения о Барак хане в средневековых источниках встречается достаточно.

Барак – единственный сын Койыршак хана. Кроме Барака у Койыршака были дочери Пайанде-султан и Рукйиа. Кадыргали Жалаири описывал Барак хана так: «человек крупного телосложения, настоящий герой, батыр. Он быстро подчинил себе территории разных улусов» [7, с. 114]. Барак хан оставил неизгладимый след в политической жизни Золотой Орды в 20-х гг. XV в., победил в борьбе за трон и несколько лет правил. В труде Абд ар-Раззак Самарканди его имя впервые упоминается в связи с событиями 1419 г. [16, с. 196]. Специальных исследований о Барак хане нет, но известные ученые упоминают его в своих трудах. Так, М.Г. Сафаргалиев рассматривает борьбу с Улуг Мухаммед ханом, Худайдатом, а Т.И. Султанов в своём исследовании рассматривает его в более широком плане [17, с. 449-452; 18, с. 204–212]. Мы не будем повторять суждения о Барак хане, только перечислим некоторые главные моменты из его жизни.

Конкретный год рождения Барак хана доподлинно неизвестен. В 1419 г. с помощью Улугбека он овладел Восточным Дешт-и-Кыпчаком; в 1422 г. победил Худайдат хана и Улуг Мухаммед хана, и завоевал трон Золотой Орды; в 1422–1426 гг. Барак был правителем Золотой Орды; в 1426 г. потерпел поражение от Улуг Мухаммед хана и вернулся в Восточный Дешт-и-Кыпчак; в 1427 г. выиграл борьбу с Улугбеком за города и территории на среднем течении Сырдарьи; в 1428 г. погиб в сражении против объединенных войск Киши Мухаммед хана, Гази мурзы и Наурыз мурзы.

Власть династии Орда-Еджена в Восточном Дешт-и-Кыпчаке утратилась на несколько десятилетий после смерти Барак хана в 1428 г. Итак, после смерти Барак хана распалось и средневековое государство Ак Орда.

Жанибек хан – внук восьмого сына Урус хана Койыршака, сын Барак хана. В летописях предок Жанибек хана встречается как Койричак оглан, Коюрчак, Курчук, Нузи-оглан, Каруджак, Куйршык, Куйршак, Койриджак. В академическом издании на казахском языке написан как Койыршак,поэтому мы используем этот вариант [19, с. 157–159].

Сведения о Койыршак кроме родословных потомков Чингисхана, также встречается в труде «Зафар-наме» тимуридского историка Шараф ад-дин Йезди. В апреле 1395 г. Тимур победил Тохтамыш хана в сражении на берегу реки Терек, и чтобы окончательно разбить его погнался за ним следом. О Койыршаке пишет следующее: «Он добрался по переправы Туратур через реку Волга, присоединил узбекских бахадуров из своего окружения сыну Урус хана Койыршак оглагу, одарил золотым ремнём и халатом, вышитый золотыми нитями, подарил дары достойные правителя. Поручил ему перейти Волгу и взять власть Улуса Джучи в свои руки. Султан потомка Джучи выполнил приказ, начал собирать войско» [20, с. 178]. Используя эти сведения, Т.И. Султанов пишет, что неизвестно, когда и как Койыршак прибыл в Орду Тимура, каким была его власть в Улусе Джучи. Опираясь на Махмуда бен Вали, он приводит следующие сведения: «Как только Тимур покинул земли Золотой Орды, его человек был убит» [10, с. 146–147]. Не сложно узнать почему Койыршак посетил столицу Тимура. После овладения троном Ак Орды с помощью Тимура, Тохтамыш избавился от всех противников, тех, кто не признал его власть, он помиловал. Не трудно определить, что когда Тохтамыш занял трон Золотой Орды и выступил против Тимура, его противники встали в сторону Тимура. Койыршак придерживался стороны Тимура, это можно судить как вид его борьбы против Тохтамыш хана.

Предок Жанибек хана Койыршак не долгое время правил в Восточном Дешт-и-Кыпчаке, сохранил там власть и влияние династии Орда-Еджена. Итак, его имя перечисляется в списке ханов Улуса Джучи [8, с. 212; 9, с. 214]. По сведениям Хайдара Рази, дед Жанибек хана Койыршак был у власти недолго [9, с. 214].

О прапрадеде Жанибек хана – Урус хане письменных сведений много, в 1361–1378 гг. он был правителем Ак Орды и некоторые время Золотой Орды.

Сведения о родословной от Урус хана до Чингисхана и исследования, основанные на них, как мы отмечали ранее, происхождение казахских ханов толкует по-разному. В труде «Родословной тюрок» Абулгази, написанный во второй половине XVII в. и основанной на источнике шейбанидской группы неизвестного автора «Тауарихи гузида-йи нусрат-наме», предки казахских ханов от Чингисхана до Урус хана приводится следующим образом: Чингисхан – Джучи хан – Токайтемир – Узтемир – Ходжа-Бадык (Бадагул) – Урус хан [2, с. 34-42; 6, с. 119]. Родословная правителей Улуса Орда-Еджена в Восточном Дешт-и-Кыпчаке по Рашид ад-дину: « Чингисхан – Джучи хан – Орда-Еджен – Сартактай – Коныша – Баян – Саты Бука» [21, с. 64–67], продолжается «Анонимом Александра» Натанзи: «Сасы бука – Ерзен хан – Шымтай и Урус хан» [22, с. 129–131]. То, что в одном источнике предка Урус хана именуют Саты Бука, а во втором – Сасы Бука, считаем ошибкой переписчиков. Далее родословная Жанибек хана от Чингисхана и до самого Жанибека переписали без ошибок.

В первом источнике Жанибек хан – потомок самого младшего сына Чингисхана Тукай-Тимура, во втором – потомок старшего сына – Орда-Еджена. Опираясь на эти данные, историки придерживаются двух разных суждений о происхождении казахских ханов, одни поддерживают – тукайтемирскую, другие – ордаеженскую версии. Мы в нескольких работах обоснованно показывали, что поддерживаем вторую версию. В Шейбанских источниках числится шесть поколений, в других указывают до десятого колена. Можем просто просчитать. Промежуток с годом рождения Чингисхана и смерти Урус хана – 225 лет. В родословных потомками были только мужчины, также они женились в раннем возрасте, поэтому закономерно иметь десять колен за это время. Также, по ордаедженской версии промежуток каждого колена от Чингисхана до Урус хана – 22,5 лет, в тукайтемирской версии – 37,5 лет. Это сравнение показывает правильность наших суждений.

Как мы видим из вышеуказанных родословных, предки Жанибек хана из первой версии Узтемир, Бадагул не особо известные личности в истории Дешт-и-Кыпчака. По второй версии предки Жанибек хана были персонами, династия которых непрерывно была у власти, и занимают особое место в политической истории Дешт-и-Кыпчака в XIII–XV вв. Каждый из них в своё время правил в Улусе Орда-Еджена, затем государством Ак Орда. Продолжая путь предшественников, начиная с середины XV в. Жанибек хан также был одним из основоположников и правителей нового государства национального характера в Дешт-и-Кыпчак – Казахской государственности. Стоит отметить, что все правители Казахского ханства, существовавшего до первой четверти ХIХ в., считаются потомками Жанибек хана.

Рассматривая суждения о Керей хане, мы пришли к выводу, что они с Жанибек ханом родились примерно вначале XV в.

В письменных источниках нет точного года рождения Жанибек хана, но по косвенным источникам возможно определить примерное время. В «Муизз ал-ансаб» Жанибек приходится сыном Барак хану. Значит, он родился в промежуток 1410–1420 гг. Также, третьему или четвертому сыну из девяти Касым султану, по Мухаммеду Хайдар Дулати, в 1512 г. «было больше шестидесяти, около семидесяти» [3, с. 308]. Если считать этот возраст как 66–68 лет, то сын Жанибека Касым родился в 1444–1446 гг. Если учитывать, что у Касыма были старшие братья Иренчи, Махмуд, Адик, то Жанибеку было 25–30 лет, когда родился Касым.

В 50-60 гг. XV в. Жанибек султан и его родственник в третьем колене Керей султан были старшими по возрасту среди потомков Урус хана. До образования Казахского ханства о нём ничего неизвестно, поэтому трудно рассуждать. По известным сведениям в последние годы исторических легенд, Жанибек хан после смерти отца Барак хана в 1428-1457 гг. жил в Присырдарьинске и управлял улусом [23, с. 7–9]. Это подтверждают и письменные источники. Кадыргали Жалаири пишет о нём: «… Жанибек хан сам управлял улусом отца» [7, с. 114]. В истории Ак Орды Сырдарьинский регион начиная с конца XIII в. был политико-административным, торговым, экономическим, духовно-культурным центром, издавна служил пастбищем для скотоводческих племен и образовал единое хозяйственное, экономическое, культурное, этническое, духовное пространство. Правящие династии Мавераннахра также были заинтересованы во власти над данным регионом. После Барак хана политическая власть над этим регионом перешла в Мавераннахр, затем после 1446 г. при Абулхаир хане – обратно во владения Дешт-и-Кыпчак.

В 1446–1457 гг. внутренняя политика Абулхаир хана казалась местным вождям племен, султанов, и даже для сторонников хана «давлением». Одержав полную победу в Дешт-и-Кыпчаке, он обрёл неограниченную власть присуще потомкам Чингисхана и в правлении государством придерживался монгольских традиций. Для местных племен такая ситуация в XV в. считалась неприемлемой. Например, вначале XV в. племена в Жетысу поддерживали хана Есен-Буга, с усилением его власти каждый эмир отделился от него и самостоятельно правил в своем улусе. Следующие слова потомка Едиге Муса би, сказанные в 70-х гг. XV в. Мухаммеду Шейбани это доказывают: «До этого дня каждый правитель, которого ханом провозгласили мангытские эмиры, давал мангытским эмирам свободу. Если Мухаммед Шейбани хан подчинится нашим древним традициям, то будет он ханом. Ежели нет, то он сам знает» [5, с. 104]. В 1428 г. во время прихода к власти Абулхаир хан также заручился поддержкой эмиров Дешт-и-Кыпчака. Усиление власти в 40-е гг. XV в. и изменения во внутренней политике шли наперекор «древним традициям» и интересам коренных племен. Результатом такого недовольства стало неполное подчинение приказу Абулхаир хана собрать войско летом 1457 г.

Жертвами «давления» также были потомки Урус хана султаны Керей и Жанибек. Овладение шейбанидскими султанами городов на Сырдарье, контроль караванных путей, присваивание лучших пастбищ и другие действия привели Абулхаир хана к вражде с двумя султанами. Без поддержки народа и доверия не будет править долго. Таково было состояние Абулхаир хана в 50-е гг. XV в. Это понимали основоположники Казахского ханства – султаны Керей и Жанибек.

Выше, когда речь шла о Керей хане, мы уже писали, как и когда образовалось государство. Не повторяя все это, мы перейдем к роли Жанибек хана. Образование государства мы условно делим на несколько периодов. К начальному этапу относится отделение Керея и Жанибека от Абулхаир хана и образование ханства в Могулистане, то есть, 1461/1462 г., период до смерти хана Есен-Буги. В это время Казахское ханство еще не было полностью независимым. Оно располагалось на западе Могулистана, служило западной «крепостью», «щитом». Народ ханства именовался этнонимом «узбек-казах», и за счет недовольных Абулхаир ханом племен численность народа росла. Таким образом, в период 1458–1462 гг. благодаря Казахскому ханству ни Жунис хан, ни кто-либо другой не угрожали власти хана Есен-Буги.

В последующих этапах укрепление Казахской государственности продолжалось. После смерти хана Есен-Буги трон занял его сын Досмухаммед. За 7 лет его правления вчерашние друзья превратились во врагов, а враги оказались мнимыми друзьями. Причиной всему этому послужило беспринципная политика Досмухаммед хана. В это время в Жетысу Казахское ханство определило внутреннюю и внешнюю политики, постепенно становилось независимым. С приходом в могольскую власть Жунис хана в 1469 г. в истории становления Казахского ханства начался новый этап. Были установлены хорошие отношения между Жунис ханом и казахскими правителями [15, с. 353].

Последним этапом становления государства были 1469–1470/1471 гг. если вначале имена Керей и Жанибек ханов упоминались вместе, то позднее в источниках встречался только Жанибек хан. По опубликованным историческим материалам М. Елеуова, Керей хан правил около 10 лет, был похоронен в Хантау [23, с. 6-7]. Согласно традициям, после Керей хана трон занял Жанибек. В Х–XIII вв. по традиции ханская власть в кипчакском обществе Восточного Дешт-и-Кыпчака передавалась не от отца к сыну, а к брату или троюродному родственнику. Данная традиция местных племен продолжилась и в XV в. В своем труде Фазлаллах ибн Рузбихан писал: «В Казахском улусе и султаны стремились к ханской власти. Некоторое время такой титул носили несколько человек, наконец, очередь дошла до Бурундук хана» [24, с. 96]. Судя поэтому, до Бурундук хана во власти были Керей и Жанибек ханы. Автор труда «Тарих-и Кипчакхани» в ходе описаний всех событий, произошедших после смерти Абулхаир хана в Восточном Дешт-и-Кыпчаке, указывает, что в 1469–1470/1471 гг. ханом казахов был Жанибек [25, с. 393].

Также, в 1469–1470/1471 гг. несколько противников объединяются против сыновей Абулхаир хана и власти династии Шейбанидов. В трудах «Фатх наме», «Шайбани наме», «Бахр ал-асрар фи манакиб ал ахйар» приводится список противников династии Шейбанидов. Они: из Сибирского ханства – сын Кажы Мухаммедхана Ибак хан, сын Кирай Араба Буреке султан, из мангытов – Аббас бек, Муса би, Жанбыршы бек, среди казахов – сын Барака Жанибек хан [4, с. 56–57; 5, с. 99; 15, с. 362]. Вышеуказанные источники доказывают, что Жанибек занял престол после Керей хана, но не уточняют в каком году он пришел к власти. Здесь мы еще раз обращаемся к материалам устной литературы. В легенде, приводимой М. Елеуовым, «Керей был ханом около десяти лет», значит Жанибек взошел на престол примерно в 1465/1466 гг.

Как мы упоминали ранее, Керей и Жанибек ханы отделились от Абулхаир хана в 1457 г., и если в следующем году весной провозгласили ханом Керея и он правил около десяти лет, тогда Жанибек занял трон в 1465/1466 гг. Мухаммед Хайдар Мырза Дулати писал: «Первое правление казахских султанов начинается с 870 г. (1465–1466)» [3, с. 110], то есть, возможно, он указывает, что в 40-х гг. XVI в. к власти пришел предок казахских султанов Жанибек хан.

Правление Жанибек хана длилось около десяти лет. Разберём события, произошедшие в Казахском ханстве и с участием ханства. В правление Жанибек хана в истории новообразованного государства произошли важные события. Это поход Абулхаир хана на Казахское ханство в 1469 г., который закончился неудачно, в результате хан скончался. Это событие привело к началу полного конца государства «кочевых узбеков». Из-за больших разногласий множество племен перекочевали к казахам. Таким образом, численность казахов достигла двухсот тысяч [3, с. 110].

Второе важное событие – устранение власти династии Шейбанидов в Дешт-и-Кыпчаке. Власть устранил союз противников. Среди этих союзников были, как мы указали выше, Сибирское ханство, ногайские мырза, Хорезмское ханство и Казахское ханство во главе с Жанибек ханом. До этого по поручению Жанибек хана сын Керей хана Бурундук султан организовал удачный поход против шейбанских султанов [25, с. 393]. Историческую роль Жанибек хана в становлении Казахского ханства мы видим здесь.

Жанибек хан распространил власть Казахского ханства на всю территорию Дешт-и-Кыпчака, тем самым исполнив завет Керей хана: «Даст Бог, мы должны отправиться на запад – в Туркестан». Это было в 1470/1471 гг., когда Казахское ханство обрело полную независимость. Таким образом, Жанибек хан в начальном этапе становления государства в 1457–1470/1471 гг. вместе с Керей ханом отделился от «кочевых узбеков» и основал государство, после руководил процессом становления государственности и довел его до конца.

Теперь рассмотрим некоторые ошибочные мнения и суждения о жизни Жанибек хана. К ним относятся мнения, что Жанибек был правителем Астрахани, Крыма и Москвы и скончался там же.

Основываясь на ошибочном мнении Гаммера о Жанибек хане, М. Тынышпаев его продолжает [26, с. 128]. Его суждение, что «в 1477 г. Жанибек хан от имени хана Золотой Орды Ахмета правил Крымом, в 1480 г. прибыл в Россию, к князю Ивану Васильевичу III и скончался там» М. Тынышпаев дополняет следующим аргументом: «Хан Золотой Орды Ахмет не хотел держать при себе влиятельного родственника и хана улуса Жанибека, поэтому Ахмет хан отправил его в Крым, чтобы избавиться от непокорного Менликерея» [26, с. 128].

Мы считаем, что М. Тынышпаев допустил ошибки по причине нехватки материалов по данному вопросу.

Во-первых, в 70-х гг. XV в. и Крымское ханство, и Казахское ханство во главе с Жанибек ханом были независимыми от Золотой Орды. Во-вторых, в указанные годы между Крымским ханством и Золотой Ордой шла борьба. Временная победа одной стороны не гарантировала полную победу второй стороны. Поэтому невозможно, что хан Золотой Орды Ахмет посадил на трон Крыма казахского хана Жанибека, в-третьих, в 70-х гг. XV в. Жанибек хану было за шестьдесят. Поэтому нелогично отправлять пожилого человека из Дешт-и-Кыпчака править Крымом. Из-за пренебрежения таких ситуаций и появились ошибочные суждения.

Чтобы впредь избегать подобных ошибок на счет казахского хана Жанибека, ответим на вопрос о хане Крыма в 1477 г. Сначала пара слов о Крымском ханстве.

40-ые гг. XV в. в Крымском ханстве пришел к власти Тукайтемирский хан Хаджи-Гирей, основал новое государство и новую династию. После его смерти в 1466 г. в результате борьбы между многочисленными сыновьями трон занял Менликерей. Он, в свою очередь, несколько раз лишался власти и возвращал. Вернувшись, Менликерей хан правил в Крымском ханстве до начала XVI в. в 1502 г. он в последний раз нанёс удар по Золотой Орде, навсегда уничтожив государство.

В 70-ые гг. XV в. Крым стал союзником Москвы и противостоял союзу хана Золотой Орды Ахмета и короля Казимира. В это время Турецкие султаны усилили свое влияние в Крыму. Такая ситуация вынудила ориентироваться сыновей Хаджи-Гирея в нескольких направлениях: Османская империя, Золотая Орда, Москва. Внутри правящей династии Крыма возобновилась борьба. Из-за этого Менликерей несколько раз лишался власти. В 1474 г. родной брат Менликерея Хайдар хан отнял у него трон. В 1475 г. Менликерей перешёл в сторону турецких султанов и с их помощью вернул власть. А в 1477 г. хан Золотой Орды Ахмет вернул Крымский полуостров и назначил правителем своего человека. Им был Жанибек хан. Правил он в 1477–1478 гг. [12, с. 455]. В материалах источника он встречается под именем Жанибек-Керей, Жан-Керей. Жанкерей – родной брат отца Менликерея Кажы Керей хана [11, с. 61]. Историк, этнограф Г.Е. Грумм-Гржимайло (1860–1936), который изучал историю Улуса Джучи и при жизни не успел опубликовать свой труд, толкует события того времени так: «… Ахмет хан завоевал Крым и назначил правителем Жанибек Герея… но через год ситуация в Крыму восстановилась: Жанибек бежал в Россию, Менликерей вернулся к власти. Восстановился союз с Россией и был дополнен постановлениями». В них говорилось о материальном обеспечении сбежавших в Россию родственников в соответствии с возрастом и положением в Крыму и запрете выпускать за пределы России [13, с. 142].

В вышеуказанных обзорах мы замечаем, что Жанибек хан, который правил Крымом в 1477 г., через год бежал в Россию и скончался там, не Жанибек Казахского ханства, а член правящей семьи в Крыму. Также и хан Астраханского ханства Жанибек не имеет ничего общего с казахским Жанибек ханом. Хан Казахского ханства Жанибек скончался в 70-х гг. XIII в., примерно в 1473–1474 гг. Потому что именно в этот период в письменных источниках пишутся имена второго поколения казахских ханов – Бурундука и Касыма в борьбе за Присырдарьинские города.

Теперь пару слов, почему Жанибек хана прозвали «Аз Жанибек». Впервые прозвище «Аз Жанибек» ввёл в оборот в 1911 г. Ш. Кудайбердиулы, опираясь на материалы устной литературы. Причину отделения Керей и Жанибек султанов от Абулхаир хана он связывает со смертью Акжол би и «Аз Жанибек хан затаил обиду» приговору хана. Стихотворную версию этого исторического рассказа он приводит так:  

«Был ханом у казахов Аз-Жанибек,

Повелевал он согласно ногайским законам.

Предок аргыновДайыр кожа,

Был он справедливым судьей.

Был он очень дорог Абулхаир хану,

Прозвал его «Акжолом» и был его правой рукой.

Кобланды был батыром кара кыпчаков,

Из-за зависти сбился с пути праведной.

Убил он Акжол бия, выследив,

Казахам трудно далась это новость.

Собрал народ Аз-Жанибек,

Чтобы отомстить Кобланды батыру.

Предлагали выплатить кун трех человек,

Но не согласился он с этим.

Не выдал АбулхаирКобланды батыра,

Твердил, что «будет худо потом народу».

Поэтому затаил обиду на него казах,

Перекочевал, разметая все на своем пути.

Решили, что будут в подчинении Мугул Тимур хана,

Который потомок Чагатаяна владеет Чуйской долиной [27, с. 22-23, 74].

Таким образом, после произведения Ш. Кудайбердиулы Жанибек хана прозвали «Аз Жанибеком». А последующие авторы используют его без каких-либо проверок и толкований в своих трудах. Даже в академическом издании 1943 года казахского правителя Жанибек хана именуют «Аз Жанибеком» [28, с. 147].

По материалам источников, сын хана Узбека Золотой Орды Жанибек хан достоин титула «аз». Натанзи оценивает его так: «… Его справедливость равна Ануширвану (Легендарный Справедливый ХусроуАнуширван, ХусроуI, 531–578 гг., член династии Сасанидов – Б.К.). Он ввёл ислам во всем Убекском улусе, ликвидировал все буддистские монастыри, открыл множество мечетей и медресе. Он сосредоточился на улучшении благосостояния мусульман. Множество ученых и образованных людей стремились попасть к нему во дворец. Во время его правления сыны эмиров Дешт-и-Кыпчак начали обучаться, каждый из них стал личностью, и плоды их трудов все еще передается из уст в уста…» [22, с. 128]. После такой политики ученые признали Жанибек хана справедливым, милосердным и прозвали его «азиз».

У Жанибек хана было девять сыновей [2, с. 42]. Среди них Жиренше, Махмут, Камбар, Адик, Касым известны, что играли большую роль в усилении Казахского ханства в период конца XV и начала XVI вв. В середине и второй половине XVI в. политическая власть была у сына Жанибек хана Жадик и его потомков. Казахские ханы Хакназар, Шыгай, Тауекел, Есим, Жангир, Тауке – все они потомки Жанибек хана. В существовавшем до первой половины XIХ в. Казахском ханстве правителями были потомки Жанибек хана.

Заслуги

Таким образом, в заключение вышеперечисленных мнений о Жанибек хане делаем следующие выводы.

Во-первых, Жанибек хан – член знатного рода, правящий Дешт-и-Кыпчаком со времен Чингисхана. Почти все его предки были правителями в Улусе Орда-Еджена, Ак Орде и Золотой Орде. Во-вторых, Жанибек хан – вместе с Керей ханом восстановил прервавшуюся в XVI в. цепь правления династии в Дешт-и-Кыпчаке и довел до завершения процесс становления. В-третьих, потомки Жанибек хана сохранили Казахское государство до начала XIХ в. Таким образом, история и жизнь ханов позднего средневековья тесно связана с историей страны и народа, поэтому через знание историй отдельных личностей мы можем глубже изучить свою историю и жизнь великих людей всегда будем образцом следующим поколениям.

Список литературы и источников:

1. Муиз ал ансаб // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т. II. Извлечения из персидских сочинений. Собранные В. Тизенгаузеном и обработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л.Волиным. – М. – Л., 1941. – 308 с. (бұдан әрі – СМИЗО)

2. Таварих-и гузида-йи нусрат-наме // Материалы по истории Казахских ханств XV–XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Сост.: С.К.Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А.Пищулина, В.П. Юдин. – Алма-Ата, 1969. – 652 с. (Одан әрі – МИКХ).

3. Мұхаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. (Хақ жолындағылар тарихы). – Алматы, 2003. – 616 б.

4. Фатх-наме // МИКХ.

5. Шайбани-наме // МИКХ.

6. Әбілғазы. Түрік шежіресі. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 208 б. (Халық қазынасы)

7. Қадырғали Жалайыр. Шежірелер жинағы / Шағатай-қазақ тілінен аударып, алғы сөзін жазғандар Н. Мингулов, Б. Көмеков, С. Өтениязов. – Алматы, 1997. – 128 б.

8. Из «Списков устроителя мира» Гаффари // СМИЗО. – II т.

9. Из «Истории» Хайдера Рази // СМИЗО. – II т.

10. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз хана. – Алматы, 2001. – 276 с.

11. СМИЗО. – II т.

12. Лэн-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. Мына жинақта: Абуль-Гази-Багадур хан. Родословное древо тюрков. Иоакинф. История первых четырех ханов дома Чингизова. Лэн-Пуль Стэнли Мусульманские династии. – Москва-Ташкент-Бишкек, 1996. – 544 с.

13. Грумм-Гржимайло Г.С. Джучиды. Золотая Орда // Мир Льва Гумилева. «Арабески» Истории. – Кн. 1: Русский взгляд. – М., 1994. – С. 100–148.

14. Зайцев И.В. Астраханское ханство. – М., 2004. – 303 с.

15. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар // МИКХ.

16. Из «Места восхода двух счастливых звезд и места слияния двух морей» Абд-ар-Раззака Самарканди // СМИЗО. – Т.II. – С. 190-201.

17. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // В кн.: На стыке континентов и цивилизации… (из опыта образования и распада империй Х–ХVІ вв.). – М., 1996. – С. 277–526.

18. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей. Древность и сердневековье. Второе издание, исправленное и дополненное. – СПб., 2004. – 368 с.

19. Қазақ ССР тарихы (көне заманнан бүгінге дейін). Бес томдық. – Т. ІІ. – Алматы, 1983. – 440 б.

20. Из «Книги побед» Шереф ад-дина Йезди // СМИЗО. – Т.II.

21. Рашид ад-дин. Сборник летописей / Пер. с персидского Ю.П. Верховского, примеч. И.П. Петрушевского. – М.-Л., 1960. – Т.2. – 248 с.

22. Из «Анонима Искандера» // СМИЗО. – Т. II.

23. Елеуұлы М. Шу өңірі: аңыз бен тарих // ҚазМУ хабаршысы. Тарих сериясы, 3-шығуы. – 1996. – Б. 6–12.

24. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара. (Записки Бухарского гостя) / Перевод, предисловие и примечания Р.П. Джалиловой / Под ред. А.К. Арендса. – М., 1976. – 196 с.

25. Тарих-и-Кыпчак // МИКХ.

26. Тынышпаев М. История казахского народа. Составители и авторы предисловия проф. Такенов А.С. и Баигалиев Б. – Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993. – 224 с.

27. Құдайбердіұлы Ш. Түрік, қырғыз-қазақ һәм хандар шежіресі. – Алматы, 1991. – 80 б.

28. История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. – 3-е изд., переработ. – Алматы, 2011. – 670 с.

Автор: Карибаев Б.Б., д.и.н.