Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ЖАЛАНТОС БАТЫР


Жалантос (Абдукарим) батыр Сеиткулулы (Байкожаулы), Ялантуш бахадур (15 сентября 1576-1656) – государственный деятель, военачальник, батыр, бий.

Биография

В древней и средневековой истории Центральной Азии есть много интересных и сложных исторических личностей, судьба которых объединяет братские народы. Безусловно, одним из таких личностей является Жалантос бахадур. По поводу него хоть и кратко, но выразили свои мнения и русские историки [1]. Казахские исследователи, понимая значимость личности Жалантос батыра, поднимали эту проблему в своих коллективных исследованиях [2]. В этом деле одними из первых выделились известные деятели Алашского движения М. Тынышбаев [3] и Х. Досмухамедов [4]. В частности, исследования Х. Досмухамедова отличаются своей точностью и научной обоснованностью. Особое значение для изучения истории Жалантоса имеет труд «Тарих-и кипчаки» Ходжамкули-бека Балхи, переведенный на русский язык и опубликованный в сборнике источников «Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVІІІ веков» [5]. Ученые из Узбекистана также оказали значительное влияние на изучение истории Жалантоса [6]. Стоит отметить, что здесь особенно активны казахи, проживающие в Узбекистане и Каракалпакстане, профессор Н. Откелбаев, писатель Ж. Муратбаев и президент Фонда «Жалантос бахадур» К. Ыдырыс. Их исследования и материалы о Жалантосе указаны снизу, и включены в специальное издание, изданное в Казахстане. Казахстанские писатели, поэты и журналисты внесли значительный вклад в сбор данных о Жалантосе [7]. Некоторые из трудов были опубликованы в сборнике «Жалантос Баходур – историческая личность» по инициативе и при прямой поддержке известного общественного деятеля и профессора Бекета Тургараева, составлен труд журналистом-писателем Аширбеком Амангельды [8]. Это исследование, которое объединяет основные работы историков, писателей и поэтов, местных летописцев, является значительным вкладом в изучение личности Жалантоса. Однако необходимо отметить, что многие из упомянутых нами работ были опубликованы до установления советской тоталитарной системы или только после ее краха, либо вышли в свет лишь после обретения независимости Казахстаном.

В историографии советского периода, несмотря на сохранившиеся в исторической памяти народа героические образы, таким личностям как Жалантос бахадур давалась либо негативная оценка их деятельности, либо умалчивалось их значение в истории, их относили к представителям «господствующего, правящего класса». Для казахстанской историографии имело особо значение выявление родовой принадлежности Жалантос бахадура, так как в своей политико-государственной деятельности он являлся общей фигурой для братских народов – узбеков, каракалпаков и казахов. Такие исследования помогли бы определить его происхождение и принадлежность к вышеупомянутым народам. Однако сталинская классовая система не позволила этого сделать. Например, в первой книге «История Казахстана», подготовленной русскими историками, которые были эвакуированы из Москвы в республику во время войны в 1943 году, не было сказано ни слова о Жалантосе. Есть только следующие строки, посвященные данной исторической личности: «В 1643 году пятидесятитысячное войско калмыков вторглось в пределы Казахстана… приблизились союзные с казахами войска бухарского хана, и калмыки вынуждены были отступить» [9]. После начавшегося политического преследования этого издания, которое было оценено как «буржуазное националистическое проявление», научные публикации по истории Казахстана стали обходить стороной описание общей борьбы Казахского и Бухарского ханств против иноземных захватчиков. К сожалению, личность Жалантоса не была упомянута и во втором томе истории Казахстана, опубликованном в 1957 году.Тем не менее, как было указано, в конце 50-х и начале 60-х годов русские ученые – Иванов П.П., Пугаченкова Г.А. начали писать о Жалантосе и построенных им великолепных зданиях в Самарканде, чем вдохновили и казахстанских исследователей. Впервые в четвертом томе «Казахской советской энциклопедии», опубликованном в 1974 году, было указано, что Жалантос был не узбеком или татарином, как представляли его русские исследователи, а «казахским героем», старшим дедом Айтеке би, и выходцем из рода торткара Младшего жуза, населявшего нижнее течение Сырдарьи [10]. Наряду с этим, в энциклопедической статье также упоминается, что потомки Жалантоса Бахадура все еще живут в Казалинском районе Кызылординской области. Следует отметить, что имена трех известных казахских биев которые, на тот период еще в полной мере не были возвращены казахской истории, тот факт, что была опубликована такая информация о Жалантосе в годы идеологии «интернационализма», произвела революцию в историческом сознании народа. Потому что ранее о происхождении этой личности писал лишь один из лидеров Алашского движения, ставший жертвой политической советской тоталитарной системы Халел Досмухамедов. В первую очередь, он отметил что казахи зовут Жалантос бахадура Жалантос батыром.

Принимая во внимание его неоценимый вклад в исследование жизни Жалантоса Бахадура, следует отметить ценность источников, приведенных им в статье под названием «Родословная Жалантус бахадура (Ялантуш-бахадура), строителя медрессе Тилля-кары и Шир-дор в городе Самарканде», изданной в 1928 году в городе Ташкенте. Х. Досмухамедов упоминает, что казахи племенного объединения алимулы, выходцем которого является Жалантос, проживали в Темирском, Иргизском, Казалинском уездах и Каракалпакской области Казахстана, и в нескольких шежире, попавших к нему в руки, родословная Жалантос бахадура дана без каких-либо изменений. Мы посчитали необходимым привести одно из таких сведений – шежире, записанное Х. Досмухамедовым в 1920 году, со слов аксакала Малдимана Шоштаева [4, с. 73].

По мнению автора, это шежире содержит сведения только о прямых предках и потомках Жалантоса. Здесь не были упомянуты потомки Жалантоса в более поздние века. Тем не менее, Х. Досмухамедов посчитал, что желательно дать некоторые дополнительные объяснения некоторым из этих генеологических данных. Он отмечает, что брат Жалантоса Акша би был одним из известных биев своего времени, и тот факт, что Айтеке би является его внуком и одним из известных трех биев при Тауке хане, заложивших основу его ханских законов. Автор отметил, что герой по имени Кара-абыз упоминается в шежире как правнук Жалантоса, и уточнил, что потомки Жалантоса жили в Сарытогайской волости Казалинского района Сырдарьинской области [4, с. 74].

Отцом Жалантоса является Сеиткул или Байкожа?Согласно историческим источникам, Жалантос родился в 1576 году в семье Сеиткула, который был бием рода Алчин, состоящего из 40 тысяч семей, кочевавших вдоль нижнего течения Сырдарьи. Его настоящее имя Абдикарим (Абдулкарим). Это также указано на заглавии надгробия его могилы в мавзолее ходжей «Дагбет» близ Самарканда. Однако надпись «Бойходжи би уғли Абдулкерим» на этом надгробии означает, что его отец не Сеиткул, а кто-то другой. Более того, если в шежире, где указывается что Жалантос был сыном Сеиткула, упоминается большое количество потомков, то в вышеупомянутом захоронении, рядом с могилой были похоронены две его дочери и один сын, и от сына не осталось потомков. В связи с этим, имеется следующий комментарий: «Дискуссионным вопросом является имя отца Ялангтуш бахадура, так как по казахским устным преданиям имя его отца звучит как Сейиткул, а по письменным юридическим документам, его отца звали Бойходжа. Скорее всего, речь идет о двух разных лицах. Жалантос батыр оставил многочисленное потомство, а Ялангтуш бий имел всего лишь одного сына, который умер, не оставив мужского потомства» [11]. Эта гипотеза впервые была высказана русскими учеными [12]. 

Прежде чем исследовать возникший вопрос, сосредоточимся на проблеме потомков Жалантоса. Понятно, конечно, речь пойдет о потомках от двух жен Жалантоса. У отца Жалантоса было три жены. По нашему мнению, потомки его от одной жены, когда он был бием среди Алимов, были показаны в казахской генеалогии, а потомки, погребенные в комплексе близ Самарканда были от другой жены, когда он был еще правителем в этом городе. То есть в казахском шежире не были упомянуты его потомки от другой жены, проживавшие на «узбекской» земле. И если мы вернемся к мазару «Дагбет», где хоронились лишь представители ходжей, то становится ясным, что для Жалантоса получить место в данном комплексе как для себя, так и для своих родных оказалось трудным делом, исходя из того, что они не были из сословия ходжа. Приводится источник, где говорится, что он купил землю в данном комплексе у предводителя суфиев Хашими ходжи [13, с. 179]. Действительно, известно, что Жалантос бахадур вместе со своим отцом, пришел к нему, и был принят в качестве мурида, и стал одним из его воспитанников. Судя по источникам, эта встреча произошла в 1606 году [11]. С нашей точки зрения, именно с этого момента Сеиткул принял имя более близкое к ходжа, и стал зваться Байкожа бием. Так, согласно некоторым источникам и погребальному комплексу «Дагбет», имя Сеиткул была записано как Байкожа. По этой причине, в то же время, Жалантос сменил свое имя на более восточное, и стал именоваться как Абдулкарим. Стоит упомянуть, что невестки Байкожу иногда называли дополнительным именем Байкажы, данное Сеиткулу, совершившему хадж, и имеющему огромное количество скота [13, с. 178]. Однако, тот факт что Сеиткула, известного в народе лишь своим обычным вторым именем Байкажы, похоронили в погребальном комплексе, принадлежавшем ходжам, рядом со святыми, кажется неправдоподобным. Важно отметить, что официальное имя отца Жалантоса Сеиткула было зарегистрировано как Байкожа в юридическом документе (васика), написанном 30 апреля 1650 года, который свидетельствует о земле, которая была передана в собственность Жалантоса. Там есть следующие строки: «Ялангтуш бая, сына Бой Ходжа бия, на приобретение у Ниёз бека и Ходжи бека, сыновей Ошура кушбеги 2/6 сада и 2/6 участка земли, составляющих обеленное имение в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 1000 танга» [11].

Известно, что тела самого Жалантоса, его отца и детей были захоронены у ног вышеупомянутого ходжи Хашими в погребальном комплексе ходжей. Ходжа Хашими был потомком знаменитого лидера суфийского направления Сейта Бахауидина Накшбанда Махдуми Агзама, которого почитала аштарханидская династия правившая в Бухаре. Стоит отметить, что имя суфия Махдуди Агзама было известно не только в регионе Мавераннахра, но и во всем исламском мире, поэтому индийский султан, потомок знаменитого Бабура Жанибек, в 1621 году послал Бухарскому хану и другу детства Жалантоса Имамкули послов с ценными подарками и для потомков этого знаменитого суфия. В более поздние годы Жалантос, живший по суфийским идеям Накшбандия, три раза становился эмиром Самарканда, благодаря поддержке суфиев во главе с Хашими ходжа. Являясь человеком дела, а не слова, Жалантос со своей стороны оказывал всяческую поддержку суфистам. В Дагбете, в честь деда ходжи Хашими Махдуди Агзама построил медресе из сорока комнат (худжры), две мечети и архитектурное помещение для молитв (хонакох). Однако без должного ухода данное построение было запущено и вскоре исчезло [14, с. 77–79].

И если принять во внимание две вышеупомянутые гипотезы, то в истории Бухарского ханства есть только один Жалантос. Такова историческая реальность. Это подтверждают также записи Казыбек бека Тауасарулы, опубликованные в Казахстане в последние годы, и содержащие данные источников XVI–XVIII веков. Там упомянут лишь один «Алчин-Алимулы-Торткара Жалантос батыр» [15, с. 201]. В источниках, используемых узбекскими учеными, говорится что бахадур был из племени алчин, но о принадлежности его к роду торткара внутри алчин не упоминается. Конечно, генеалогические шежире потомков Жалантоса, а также данные с могильника близ Самарканда, являются объективными, хотя мы утверждаем, что эти данные не могут доказать существование двух Жалантосов, правивших в Бухаре в одно историческое время.

Байкожа-Сеиткул хан или бий? В последующие годы исследователи путали отца Жалантоса Сеиткула и самого Жалантоса, показывая их как «ханов из черни» [16]. Это искажение истории. Из данных источников ясно, что Байкожа, он же Сеиткул, был бием рода Торткара племени алчин, кочевавшего вдоль Сырдарьи. На самом деле, в то время Сеиткул был бием племени алчин при хане Динмухаммеде, чья власть простиралась на территорию от нижнего течения Сырдарьи и до районов Аральского моря на востоке, позднее он был бием и при Шигай хане.

Упомянутый в истории как хан Мерва Динмухаммед, подчинил себе ногайцев, каракалпаков, узбеков и казахские роды. Власть Динмухаммеда усилили ногайцы. В 1540 году Исмаил, сын известного ногайского мурзы Мусы бия, женился на дочери Динмухамеда. С 1548 по 1549 годы, когда узбеки сражались между собой, Акназар-хан от имени казахов поддержал Динмухамеда. Тот факт, что дальним предком Динмухамеда был Тукай-Тимур потомок Джучи, поднял его авторитет перед казахами, узбеками и каракалпаками. Среди казахов, последовавших за Акназаром, был и будущий казахский хан Шигай. В таком случае, племена алчин были разделены на две группы, некоторые роды, такие как бай, тама, телеу, каракыпчаки были подчинены Ногайской орде, а те, кто принадлежали к союзу алим, включая племена, возглавляемые бием Сеиткулом, подчинялись Динмухаммеду.

В 1570–1572 годах, когда ногайцы, казахские султаны и узбекские ханы спорили из-за присырдарьинских городов, и хан Акназар присоединил эти города к Казахскому ханству, настало тяжелое политическое время, распространился джут, и для выхода из критической ситуации Сеиткул переселяет часть своего рода торткаринцев в сторону гор Нурата, расположенного близ Бухарского ханства [14, с. 67–68]. Здесь, 15 сентября 1576 года третья жена Сеиткула произвела на свет Жалантоса [17]. Детство и юность бахадура проходило в окружении Динмухаммед хана. Султан Казахского ханства Шигай, после упомянутого выше хана Акназара, был девятым сыном Жадик султана, сына Жанибек хана, который вместе с Кереем создал Казахское ханство. В то же время известно, что Шигай был отцом двух известных казахских ханов Тауекеля и Есима. Одна из дочерей Бурундук хана, сына Жанибек хана, вышла замуж за Дадим султана. Родные свояченицы Шигай хана во время правления Бурундука вышли замуж за шайбанидских правителей, и потомки от этих трех девушек, правили Самаркандом и Бухарой, и были в хороших отношениях со своими дядьями из казахских родов. Особенно шайбанидские ханы, сыновья Михр-Султан, дочери Бурундук хана, были влиятельными фигурами, и управляли Самаркандом и близлежащими регионами, что помогло Шигай хану через них наладить контакт с правителем Бухарского ханства Абдоллой ханом.

Жалантос получил образование в бухарской школе и медресе, что имело место во времена правления Абдоллы II. Его отец, Сеиткул-Байкожа, был близок к этому хану, что позволило Жалантосу получить воспитание в ханском дворце. Здесь он свободно овладел персидским языком [18, с. 39]. Абдолла хан, в свою очередь, хотел использовать казахских султанов в качестве союзников против своего врага за узбекский престол правителя Ташкента Баба султана, который в свое время убил казахского хана Акназара. В 1581 году в ходе ожесточенной битвы на побережье Таласа, казахские султаны под руководством Шигай хана потерпели поражение от шайбанида Баба султана. Это обстоятельство вынудило Шигай хана попросить помощи у бухарского хана Абдоллы. В июне месяце 1581 года Шигай вместе со своими сыновьями Тауекелем, Есимом, Али, Сулымом, Ибрагимом, прибыл в ставку Абдоллы хана. Абдолла хан, встретив их с почестями, подарил ему в качестве икты районы Ходжента. Наряду с этим, будущего казахского хана Тауекеля, старшего сына Шигай султана, он оставил при себе и сделал своим нукером. Это привело к увеличению числа влиятельных казахских старейшин, которые были близки к руководству Бухарского ханства. Сеиткул би был одним из них. Теперь у казахских родов появилась возможность свободно кочевать у Нуратинских гор до района Ходжента [19, с. 77–80].

Юность Жалантоса. В 1590 году Жалантос начал учиться в военной школе Абдоллы по подготовке военачальников. В этой школе Жалантос познакомился и подружился с будущим ханом Бухары и выходцем из династии Аштарханидов Имамкули ханом. Из истории династии Аштараханидов известно, что они управляли Астраханским ханством и являлись потомками Джучи. Имамкули был сыном Динмухаммед хана, который положил начало правлению этой династии в Мавераннахре. Поэтому влияние Имамкули на решение государственных проблем в Бухарском ханстве было велико. Жалантос, который три года отучился в военной школе в Бухаре и получил должность туменбасы, начал свою деятельность по управлению народом. Он вернулся на родину, и стал бием для части племени алимов, которые жили в районах Булангар, Лайиш и Каттыкорган. В 1595–1598 годы Жалантос по совету Имамкули отучился в городе Багдад, и вернувшись, стал военным советником в Бухарском ханстве.

Великий военачальник Мавераннахра. В 1611–1642 годы могущественным ханом Мавераннахра был Имамкули хан. Во время его правления в 1613 году было отправлено посольство в Русское государство для налаживания дипломатических контактов, а также в 1615 году было направлено посольство в Индию, где правил потомок Бабура Жангир. Посольство возглавляли потомки выдающегося представителя суфийской доктрины Накшбандия Ходжа Хашими Дагбеди. Известно, что Жалантос был учеником-муридом этого известного суфия. Во времена этого хана Жалантос был известен как главный военачальник Бухарского ханства. Командуя бухарской армией, он в 1614–1615 годах направился против Сефевидского Ирана, вторгся в Хорасан и дошел до районов Мешхеда и Мазандара. Эта кампания была разработана, чтобы помочь Турции, а именно султану Османской империи Ахмеду I от лица Бухарского ханства. Однако трагические события кровопролитных походов Имамкули против казахов Сырдарьинской, Туркестанской и Ташкентской областей с целью присоединения их к составу Бухарского ханства, широко описаны в источниках. Его сокрушительные походы на побережье Сырдарьи против соплеменников Жалантоса ухудшили их взаимоотношения, что в итоге привело к извинениям со стороны Имамкули перед своим другом [20, с. 488–490]. В то же время, нельзя не упомянуть, что казахи разделились на два ханства, и во время соперничества между Есим ханом и Турсун ханом, Имамкули хан и Жалантос бахадур были вначале за Турсын хана, который правил в Ташкенте, а затем на стороне Есим хана. Отношения этих ханов, которые управляли казахскими племенами развивались следующим образом. Брат Есим хана Тауекел хан, который в то время правил Самаркандом, был тяжело ранен под Бухарой, и после его кончины, к власти пришел Турсун хан, которого назначили правителем Ташкента. Однако он не хотел быть правителем лишь одной провинции, а хотел быть ханом как для казахов, так и для узбеков. Чтобы достичь этой цели, он хотел забрать присырдарьинские города от Есим хана, некогда присоединенные при Акназар хане. Однако из-за нехватки сил, он попросил помощи у Бухарского хана Имамкули. Идея Имамкули также состояла в том, чтобы обрести власть над присырдарьинскими городами. Этот поход состоялся в год кабана (1613–1614). Казыбек бек Тауасарулы, живший в XVIII веке на основании исторической летописи деда Матая, рассказывает об этой сложной ситуации следующим образом: «… в год кабана Имамкули совершил поход на казахов из Ташкента, казахи, ослабев, начали спускаться по низовью Сырдарьи. Спустя некоторое время, казахи, вновь собравшись с силами, открыли войну. Однако Имамкули, победив казахов, истребил их. Поставил во главе своего сына Искандера. Но он был убит пожилым казахским батыром Жанаем и казахи вновь захватили власть. Через полгода Имамкулы вновь собрал силы и разбил казахов. Такого массового убийства казахи не видели, по приказу Имамкулы убили даже ребенка в колыбели» [15, с. 191–192].

В 1621 году казахские войска во главе с Турсун ханом начали войну против Бухары, и аштараханидская армия под предводительством главнокомандующего Жалантоса, отразила это нападение. Эта война позднее получила свое продолжение, и в 1628 году по приказу хана Имамкули Жалантос победил казахские войска во главе с Абули султаном у подножия Ташкента. Затем сам султан был вынужден бежать в Кашгар. Армия Имамкулы хана во главе с Жалантосом отправилась в поход на Сайрам в 1636 году, чтобы присоединить Ташкент, Туркестанский край с Бухарой. Конечно, казахские племена в этом регионе испытывали большие трудности. Поход продолжился и до кыпчакских степей [21]. В то же время, в соседних районах где правил Имамкули, проживали казахские племена подвластные Есим хану и Турсун хану. Однако политические амбиции правителей зачастую не соответствовали интересам местных казахских племен. Что касается Жалантос бахадура, он был главнокомандующим и послом Самарканда в таких конфликтах, и в первую очередь, выступал для защиты интересов Бухарского ханства. Таковы были исторические факты. Однако в зарубежной, в том числе англоязычной, историографии пишут об этом факте (Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550–1702. Curzon, 1997, и др.). 

Самое важное, что следует здесь отметить, это то, кем является Жалантос бахадур. Вышеупомянутый русский историк исказил его происхождение, окрестив «татарином». Правда, упоминается только в работах Казыбек бека Тауасарулы. К сожалению, до сих пор, фундаментальные исследования, вышедшие уже в период независимости продолжают искажать происхождение Жалантоса. В коллективном труде «Большой атлас истории и культуры Казахстана», опубликованном в 2010 году, Т. Султанов написал, что более 20 тысяч солдат, возглавляемых Жалантосом, было «узбекским войском» [22]. Стоит отметить, что в первую очередь, рядом с Жалантосом были его соплеменники из племени алим, и другие соплеменники из Младшего жуза. В период написания новой истории казахского народа, необходимо учитывать, что он является одним из самых выдающихся личностей нашего народа. Следует отметить, что племя алчин упоминается рядом с другими узбекскими племенами в долине Заравшана лишь с XVI века [23]. Раньше алчины жили в Узбекском улусе Абулхаир хана, а после его распада разделились по территориям новых государств, таких как Ногайская Орда, Казахское ханство, Бухарское ханство. Однако, выходцы из Торткаринского рода Алчинов, то есть соплеменники Жалантоса, которые в свое время, перекочевали в Бухарское ханство, и стали там мощной политической силой, стоявшей по левую сторону от трона хана, никогда не забывали, что они являются казахами. В 1643 году Жалантос бахадур во главе войска Бухарского ханства, помог казахам в войне против джунгар. В то время правителем Бухарского ханства был хан Надир-Мухаммед, сын Имамкули хана. У него было соглашение о взаимопомощи с казахским правителем Салкамом Жангиром. По источникам известно, что война при Орбулаке состояла из двух этапов. Первая битва, как указал Казыбек би Тауасарулы, проходила в узком ущелье горы Лабас. Там было около 300 воинов с огнестрельными оружиями во главе с батыром Жиембетом и стрелком Жаксыгуловым, находившимися в засаде, а остальные воины под командованием батыром Жангира и Карасая, обойдя гору пришли к врагам из тыла. В этой битве на помощь подоспело 20-тысячное войско во главе с Жалантос бахадуром [15, с. 201].

Кроме того, в 1646 году бухарский хан Абдулазиз и его полководец Жалантос снова пришли на помощь и поддержали казахов, сражавшихся с джунгарами. Казахи, в свою очередь, поддержали бухарцев во время войны с моголами. Причиной похода 1646 года стало противостояние между бухарским ханом Абдулазизом и правителем государства Великих Моголов Шах-Джаханом в городе Балхе. Узбеки, казахи и каракалпаки собрались в Ташкенте, и выставили на защиту Балха 300 тысяч воинов. Около 100 тысяч казахов приняли участие в этой битве во главе с Салкам Жангиром. А поход Жалантоса в Хорасан был направлен против шиитов [24, с. 395-396].

Надпись на внутренней стене портала мечети Шир-Дор

Архитектор Самарканда.Жалантос бахадур был не только талантливым полководцем Бухарского ханства, и крупным государственным деятелем, но и наряду с этим известным деятелем в области искусства и культуры. Мечеть Тилля-Кори и медресе Шир-Дор, построенные им на площади Регистан в Самарканде, поражают мир своей великолепной архитектурой и монументальной красотой. На стенах портала последнего медресе даются в стихотворной форме слова восхваления Жалантосу, возведшему это строение. Первые казахские исследователи Сералы Лапин [25, с. 328–329] и Халел Досмухамедов [4, с. 72] предложили русский перевод этой надписи с персидского языка. Указав ссылку на них, историк М. Козыбаев переводит его на свободный поэтический стиль современного казахского языка [26, с. 43–44]. На наш взгляд, наиболее точным переводом является вариант узбекского ученого К. Каттаева [27]. Его поддерживает и ташкентский казах, профессор Нурали Уткельбаев [14, с. 79–80]. Этот исследователь привел вариант текста на казахском языке, который К. Каттаев перевел с персидского на узбекский. Там есть следующие строки:

Пришел справедливый Жалантос разрушитель стана врагов,

Большое восхваление его превосходительства было переполнено дрожью;

Он на всей земле построил такую мечеть,

Восхищение им достигло небес,

Даже совершим поступок, не возможно дойти до башни медресе,

Создатель создал изгиб своих стержней,

Когда небо увидев это новолуние, посмотрит на луну,

От ее блеска оно будет кусать пальцы.

В честь возведения этого строения Жалантос бахадуром, год основания в отчете абжад именуется как «Ялангтуш Баходир» [14, с. 79–80]. Да, эта запись ценна не только для истории казахского народа, но и для истории братского узбекского народа, а также является показателем сложной этноисторической обстановки общего для двух народов прошлого.

Заключение. В заключении можно сделать следующие выводы: в историографии о Жалантос бахадуре до сих пор не отражена историческая объективность. Основные ошибки заключаются в следующем:

– Согласно данным источников, отца Жалантоса звали «Бойходжа» (Байкожа), а в казахской летописи – «Сеиткул», что породило нелогичные предположения о существовании двух Жалантосов. В этом случае, еще одна проблема заключается в том, что некоторые казахстанские исследователи пишут Байкожу Байкажы без каких-либо реальных источников. В качестве аргумента, приверженцы этой идеи, приводят тот факт, что имя бахадура на его могиле значится как «Абдулкерим». На самом деле, регистрация таких восточных и мусульманских имен связана с приходом бахадура и его отца к лидеру суфиев того времени по имени ходжа Хашими, сына известного деятеля суфийского течения Накшбанди Махдума Агзама, который принял их в муриды, и момент перехода их под его опеку. Все имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в истории Бухарского ханства жил только один Жалантос бахадур.

– В исторических исследованиях проблема происхождения Жалантоса толковалась по-разному, его называли «татарином», «узбеком» или «казахом». В этом случае как доказательство выступало наличие у узбеков племени Алчин. В связи с этим, фактом является то, что узбекские историки изображают его как сына узбекского народа, а казахские историки выдвигают на первый план его происхождение на основе шежире, и называют его великой личностью казахского народа. Мы полагаем, что последнюю точку в данной проблеме поставил биографическо-источниковый труд Казыбек бека Тауасарулы «Түп-тұқианнан өзіме шейін», написанный в эпоху Казахского ханства. Там указывается, что во время Орбулакской битвы, на помощь Салкам Жангиру сыну Есим хана, прибыло 20-тысячное войско из Самарканда во главе с «Алчин-Алимулы-Торткара Жалантос батыром». Известно что выходцы рода торткара из алимулы, относятся к казахскому народу.

Согласно этим словам, в истории человечества Жалантоса (Абдулкерим) следует рассматривать не только как историческую личность, принадлежащую истории какого-либо отдельного народа, но и как великую личность, являющейся общей для казахов, каракалпаков и узбеков, населявших в то время Мавераннахр.

Заслуги

Военно-государственная деятельность Жалантоса бахадура является символом братской дружбы узбекских и казахских народов. Онявляется архитектором знаменитых самаркандских медресе и мечети Шир-дор и Тилля-кари, выдающимся государственным деятелем Мавераннахра.

Память

В честь бескорыстной дружбы Жалантос бахадура и правителя Казахского ханства Жангира, их сплоченной борьбы против иноземных захватчиков был установлен памятник – архитектурный ансамбль в местности Шарапхана на международной трассе Алматы–Ташкент.

Список литературы и источников:

  1. Левшин А. Описание киргиз-кайсацских орд и степей. – Т. 2. – СПб., 1831; Путеводитель по Туркестану и Средне-Азиатской железной дороги. – СПб., 1903; Масальский В.И. Туркестанский край. – СПб., 1913; Массон М.Е. Регистан и его медресе. – Самарканд, 1929; Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии. – М., 1958; Пугаченкова Г.А. Самарканд-Бухара. – М., 1961; Златкин И.А. История Джунгарского ханства. – М., 1983.
  2. Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVІІІ веков. – Алма-Ата, 1969; История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах.– Алматы, 1997 – Т. 2; История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2011; История Казахстана (Қазақ Елі): учебник из 4-х кн. 2: Казахстан в ХІІІ- в первой четверти ХVIII вв. – Алматы, 2018.
  3. Тынышпаев М. Материалы к истории казак-киргизского народа. – Ташкент, 1925.
  4. Досмұхамедұлы Х. Таңдамалы.(Избранное). – Алматы, 1998.
  5. Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVІІІ веков. – Алма-Ата, 1969.
  6. История Узбекистана. – Ташкент,1993; Узбекистон халиклари тарихи. 2 том. –Ташкент, 1993; Ахмедов Б. Тарихтан сабақтар. – Ташкент, 1994; Каттаев К. Махдуми Ағзам және Даһбед. –Самарқанд, 1994.
  7. Сейфуллин С. Шығ., 6 томдық, 6-т. – Алматы, 1963; Кекілбаев Ә. Заманмен сұхбат. –Алматы, 1996; Есламғалиұлы М. Жалаңтөс баһадүр // Қазақ әдебиеті. – 1996. – № 38; Нұржекеұлы Б. Жәңгірге қатысты жәдігерлер // Егемен Қазақстан. – 1992. – 7 қараша.
  8. Жалаңтөс баһадүр – тарихи тұлға. Деректі тарихи-танымдық жинақ. – Алматы, 2018.
  9. История Казахской ССР. – Алматы, 2011. – С. 169.
  10. Жалаңтөс баһадүр // Қазақ Совет энциклопедиясы. Т. 4. – Алматы, 1974. – 235 б.
  11. URL: ru. wikipedia./wiki/ Ялангтуш Бахадур.
  12. Веселевский Н.И. Суфийский орден Дагбид // Записки Накшбандия Восточного отделения имперского русского архивного общества. Т. 3. – СПб., 1888. – С. 87–93; Каттаев К. Махдуми Агзам ва Дахвед. – Самарканд, 1994.
  13. Қойшиев Ө. Жалаңтөс баһадүр.// Жалаңтөс баһадүр – тарихи тұлға. Деректі танымдық жинақ. – Алматы, 2018. – 179 б.
  14. Өткелбаев Н. Жалаңтөс би баһадүр // Жалаңтөс баһадүр – тарихи тұлға. Деректі танымдық жинақ. – Алматы, 2018.
  15. Тауасарұлы Қазыбек. Түп-тұқианнан өзіме шейін. – Алматы, 1993. – 201 б.
  16. Қозыбаев М. Жалаңтөс баһадүр – Тұран өркениетінің ұлы перзенті // Жалаңтөс баһадүр –тарихи тұлға. Деректі танымдық жинақ. – Алматы, 2018. – 40 б.
  17. Мұратбаев Ж. Жалаңтөс баһадүр // Жалаңтөс баһадүр – тарихи тұлға. Деректі танымдық жинақ. – Алматы, 2018.
  18. Документы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве / Под А.К. Арендса. – Ташкент, 1954. – С. 39.
  19. Бұл туралы кеңірек қараңыз: Талас Омарбеков, Ұлы Даланың дара тұлғалары:қазақ хандары. – Алматы, 2015.
  20. Жалаңтөс баһадүр // Қазақстан Ұлттық энциклопедиясы. 4 том. – Алматы, 2001.
  21. URL: ru. wikipedia.orq/wiki/ Имамкули хан.
  22. Қазақстан тарихы мен мәлениетінің үлкен атласы. – Алматы, 2010.
  23. Хафиз-и Таныш Бухари Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Часть 1. Перевод с персидского, введение, примечания и указатели. – М.,1983.
  24. Тарих-и Кипчаки // Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVІІІ веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений). – Алма-Ата: Наука, 1969. – C. 395–396.
  25. Сер-Али Лапин. Стихотворный перевод персидского текста Шер-Дора и др. Путеводитель по Туркестану и Средне-Азиатской железной дороги. – СПб., 1903.
  26. Қозыбаев М. Жалаңтөс баһадүр – Тұран өркениетінің ұлы перзенті // Жалаңтөс баһадүр – тарихи тұлға. Деректі танымдық жинақ. – Алматы, 2018.
  27. Каттаев К. Махдуми Ағзам және Даһбед. – Самарқанд, 1994.

Автор: Омарбеков Т.О., д.и.н.