Warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, class '' not found in /var/www/iie/data/www/iie.kz/wp-includes/class-wp-hook.php on line 308
КАБАНБАЙ БАТЫР – Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

КАБАНБАЙ БАТЫР


Кабанбай батыр (Ерасыл) Кожакулулы (1692-1770) полководец, батыр, государственный деятель. Участник: Аягузской битвы (1718), обороны Туркестана (1724), битвы «Қалмақ қырылған» – «Место гибели калмыков» (1727), Аныракайской битвы (17291730), Чаганской битвы (1750), сражении у Баспан-Базар, Шорга-Ласты в землях Тарбагатая.

Биография

Кабанбай батыр – легендарный казахский полководец, один из знаменитых батыров, организовавших отпор казахского народа джунгарскому нашествию в XVIII в. Имя Кабанбай батыра вошло в летопись казахского народа наряду с именами Абылая, Богенбая. Он участник многих сражений на пути к свободе казахского народа, остался в памяти народа как воин, защитивший от врагов, угрожавших казахской земле.

Кабанбай батырродился в конце ХVII века в семье батыра Кожакула, который был выходцем из ветви токтаркожа рода каракерей племени найман Среднего жуза. От Токтаркожы родился Байжигит, сыновьями Байжигита были Жумык, Тогас и Мамбет. Кожакул был сыном Мамбета, сыновьями Кожакула  были  Есенаман, Есенбай и Кабанбай (Ерасыл).

Кабанбай с детства готовился к ратному делу, стремился к совершению подвигов. Его отца Кожакул батыра убили джунгары, когда Кабанбаю было семь лет. Его брат Есенбай также погиб от рук джунгар, когда Ерасылу-Кабанбаю исполнилось пятнадцать лет. Желая отомстить за смерть родных он убивает Ожежыгырыла, после чего совершает поездку в земли кереев с целью возвращения угнанных джунгарами-дурбитами коней. В итоге, Кабанбай возвращается домой с победой и большой добычей. Так молодой батыр прославился героизмом и за ним прочно закрепилось имя «Кабанбай» [1].

Так, в труде Курбангали Халида, посвященном истории казахского народа под названием «Таурих хамса», изданном в 1910 году в Казани, имеются ценные сведения: «В эпоху хана Абылая батырами-военачальниками были Каракерей Кабанбай, Алтыбай батыр, Актанберды батыр, керей Жанибек батыр, Акпантай батыр, канжыгалы Богенбай батыр, басентеин Малайсары батыр. Все они были полководцами, но самым деятельным среди них был Кабанбай….» [2].

Заслуги

Кабанбай батыр принимал участие в заключении казахско-джунгарского соглашения «Мамыр су» и казахско-китайского соглашения «Айтансык» (1757). В конце 1750-х и в течение 1760-х годов он сыграл важную роль в казахско-кыргызских и казахско-кокандских отношениях. Способствовал развитию казахско-китайской торговли (1758).

Кабанбай батыр за свою жизнь 103 раза вступал в схватки с джунгарами, где в большинстве случаев одержал победы. Он был не только героем своего времени, но и был признан как талантливый полководец, военачальник и государственный деятель.

Он принимал активное участие в решений важных политических вопросов  Казахской степи. Дошедшие до наших дней документы свидетельствуют о том, что его мнение имело весомое значение [3]. В этот период были известны имена прославленных батыров, защищавших родную землю: Канжыгалы Богенбай, Каракерей Кабанбай, Шакшакулы Жанибек, Кудайберды Жапек, Басентиын-Малайсары, Олжабай Толыбайулы, Карауыл-Канай, Утеген Утегулулы, Шапрашты Наурызбай, Койгельды Сартулы, Уак Сары, Баян и др. Особое влияние на настроение и дух народа оказали поэты жырау: Бухар Калкаманулы, Кожаберген Толыбайулы, Умбетей Тлеуулы, Актамберды Сарыулы. В то же время выдающимися деятелями из числа торе-чингизидов были: ханы Абулхаир, Болат, Самеке, Абулмамбет, Кушик, Жолбарыс; султаны Барак, Батыр, Ералы, Абулпейиз, Султанмамет [4].

Известный ученый-китаевед, историк К. Ш. Хафизова в статье «Кабанбай батыр» пишет: «Батырами Абылай хана, сражавшимися с джунгарскими и китайскими войсками, были: Кабанбай, Богенбай, Баян, Жанибек и другие. Их подвиги навсегда записаны в казахских эпосах. Кабанбай не ограничивался героизмом, проявленным в сражениях. Он также решал проблемы межродовых отношений. Заслуги батыра отличались большим вкладом, внесенным в защиту общеказахских государственных интересов и во внешние отношения Казахского ханства» [5].

В 1718 году в казахской истории произошла Аягузская битва. В этом сражении Кабанбай батыр убил в поединке джунгарского героя Арсалана [6]. В этом сражении основная часть войск Казахского ханства вышла из Туркестана, пройдя Сарысу, через Улытау, продвигаясь вдоль Чингизтау, встретилась у реки Аягуз с калмыцкой армией. Калмыцкое войско, закрепившееся на берегу, понимая, что после однодневного сражения близки к поражению, соорудило из прибрежного тростника высокое оборонительное сооружение и продолжило битву. На второй день они построили оборонительные укрепления на обеих берегах реки и продолжали сражаться. На третий день джунгары начали теснить казахское войско. Об этом историческом событии расспрашивал российский посол казаха Куттыбая. В своем донесении Б. Брянцев пишет: «Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя, и Белыя России самодержца губернатору Сибири князю Матвею Петровичу Борис Брянцов, Яков Тарыштин, Кабай Мамеев челом бьют.

По указу светлости Вашей велено нам, приехав в первые Казачьи орды юрты, осведомитца подлинно, что в войне сего прошлого лета учинилось у Казачьей орды с калмыки, и кому у них было счастие, Казачьей ли орды или калмыком, и далеко ль были в походе Казачья орда в Калмыцкой земле. И по оному Вашей светлости указу до первых Казачьи орды юрт доехали прешедшего генваря 21 дня сего 1718 г.

А в первых юртах мурза Кутлубай о войне Казачьи орды с калмыки сказал, что-де ходило на калмык их казачья войска 30 000 человек, на которой войне был и он, и были при реке, зовомой Ангус и сошлись-де с ними калмык человек с тысячю, с которыми у них была баталия до вечера, и ночью-де калмыки, нарубя лесу, сделали деревянной вал и сели в осаду; а казаки-де також сделали деревянной же вал выше калмыцкого и с того валу по калмыцком стреляли два дни. И на третий-де день явилось из стороны калмыцкого войска еще тысячи с полторы и наехали на кашевые их станы, и кашевары-де, испужався, побежали, а за ними-де и их казачье войско возвратились, а больши-де той с калмыки войны у них не было; а коликое число калмык или их людей побито, того-де он не знает; только-де поймали они калмыцких языков, которые и поныне в их земле, а у них-де убито знатных людей только 2 человека, а Хаип-де и Абулхаир ханы и прочие возратились до своих улусов в добром случае; також и все люди казачьего народа сказывают вышеобъявленные речи, что сказал и Кутлубай-мурза, но точию один сказал, что-де на третий день, поутру рано, приехали множество калмыков и напали на их войско вдруг и они-де, казаки, стреляли по них из фузей и калмыки-де напали на них с копьи жестоко, и они-де, не стерпя того, побежали все и за ними-де калмыки гнали полдни и их людей побили, колико, того он не знает.

Февраля в 14 день явился при казаке Бекташе тюменской полонной татарин Бутук Куцашев, а про войну с калмыки сказал, что-де при вышеобъявленном Бекташе на баталии он был, а казаков в походе было 30 тысяч человек и сошлись-де с ними калмыки при реке Ангусе и была-де у них баталия. И ночью-де половина казаков перешли за вышеобъявленную реку на калмыцкую сторону, и на другой-де день в полдни напали на них калмык человек сот с восемь и человек ста с четыре побили и казаки-де с обоих сторон реки, покиня свой богаж, разбежались врозну, а Хаип-де хан остался только с двумя человеки и воротился до своего улуса, а багаж их взяли калмыки в полон» [7]. Следовательно, борьба за власть между Абулхаир ханом и султаном Каипом, возглавлявших казахское войско, привело к поражению казахов.

В это время джунгарские феодалы решали ударить по казахам и вторгнуться на казахскую землю, и далее в Среднюю Азию. Для нападения была выбрана весна 1723 года, когда казахи готовятся к переходу на летние пастбища. В том же году был сильный джут. В памяти казахов остался особый: год белой мыши, заставивший питаться для выживания березовым соком.

Джунгарская армия, состоявшая из 70 тысяч человек, совершила нападение, в частности, сын Цэван-Рабдана Галдан-Цэрэн с 10-тысячным войском отправился к Балхашу и далее в Каратау. Отряд Амурсаны, внука хунтайджи, направлялся в бассейн реки Нура. Сын Галдан-Цэрэна Цэван-Доржы отправился в долину реки Шелек. Второй сын Галдан-Цэрэна Лама-Доржы был ориентирован на Иссык-Куль. Ноян Додама-Доржым устремился к реке Шу. Сам Цэван-Рабтан преодолел реку Или и двигался в южное Семиречье. Общее руководство вторжением осуществлял брат Цэван-Рабдана Шона-Доба.

В 1724 году призошло сражение с джунгарами у стен города Туркестана, являвшегося столицей Казахского ханства. При нападении джунгар на Туркестан Кабанбай батыр вместе с Елшибек батыром принимал непосредственное участие в обороне города. Героизм проявили и жители города Сайрам [8].

Главную роль в обороне Туркестана сыграл Кабанбай батыр. Вот как описывается  в романе И. Есенберлина «Кочевники» героизм казахских батыров, их стремление защитить родину от врага: «О народ мой! Я – батыр Кабанбай из рода кара-керей! Страшная, невиданная опасность надвигается на нас. Ветер войны задул с Востока. В единении и стойкости наша сила. А, земляки! Идущий на нас враг силен. Для того, чтобы сохранить нашу страну, нашу землю, нам нужно только единство. Если отдадим Туркестан врагу, то рухнет купол казахского народа. Не смотрите, что он не из знатного рода и молод. Следуйте за батыром Елшибеком. Знатность подлинного воина проверяется в бою, а молодость – залог успеха» [9].

В 1726 году Кабанбай батыр участвовал во всенародном курултае на берегу реки Бадам в южном Казахстане, а также в обсуждении плана похода против джунгар. В курултае, где рассматривался вопрос противостояния Джунгарскому ханству, где приняли участие ханы Абулхаир, Абилмамбет, Самеке, Жолбарыс, главы разных родов во главе с Толе би, Айтеке би, Казыбек би, а также полководцы и батыры. Наряду с этим, на курултае рассмотрели вопрос избрания командующего казахским войском. Так, на общем совещании в Ордабасы хана Абулхаира избрали главнокомандующим. Участники собрания дали клятву, объединиться и координировать свои действия, выработали план действий по освобождению страны. В 1727 году казахский народ впервые одержал грандиозную победу во время  битвы в районе хребта «Қалмақ қырылған» между реками Буланты-Билеуты [10].

Выдающаяся роль в победном завершении Отечественной войны казахского народа (1729–1730) против джунгарских захватчиков сыграла Аныракайская битва, что нашло отражение в традиционной устной литературе казахов. Этому также посвящен труд М. Тынышпаева и ряд других документов. В источниках указывается, что долина, в которой прошла Аныракайская битва, находилась в 120 км юго-восточной части озера Балхаш.

Местность, где происходило Аныракайское сражение, находится в широком поле, протяженностью 200 км в направлении Алматы, где расположены горы Аныракай, Аксуйек, сопки Хантау. Здесь есть места: «Ставка Большой Орды», «Сумкайты». Объединенным казахским войском в этой битве командовал Абулхаир хан. Несомненно, успешное начало битвы вдохновило казахских воинов на победу. Проявив высокий дух, казахские воины показали свою мужественность, сплоченность и военные навыки. В этом сражении проявились лучшие качества самого Абулхаир хана и его соратников. В Аныракайской битве участвовало много батыров, биев, султанов, глав родов, представителей всех трех жузов, совершивших свои личные подвиги и проявивших организаторские способности.

Бухар жырау в 28-м стихе, рассказывая об Отечественной войне 20-х годов XVIII века, отмечал имена героев: Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая, Шакшак Жанибека, Тама Есета, Сыргели Тлеуке, Каракалпака Кулашбека, Шапрашты Наурызбая, Кудайбергена Жапека, Сенгирбая и Шуйкебая, Тансыткожа Малыта, Каскараула Молдабая, Айнакул Батыя. Все они руководили сотнями и тысячами казахских отрядов. Так был сформирован реестр военных отрядов у казахов.

В этих сражениях принял участие Актамберды Сарыулы. Он не только героически сражался с врагом, но и в своих произведениях раскрыл народно-освободительный  характер Отечественной войны. Именно в этой войне принимал участие Умбетей жырау, один из самых известных поэтов и мыслителей казахского народа Бухар жырау не только был свидетелем этих событий, но и пережил вместе со своим народом всю горечь поражений и радость победы в Отечественной войне [8, с. 143–146].

В 1735 году известные представители Казахского ханства Кушик хан и Барак султан направили письмо на имя начальника Оренбургской экспедиции И.К. Кирилова, где говорится о том, что Кушик хан, Барак султан, Кабанбай батыр, Ерназар батыр, Утебай, Акшора бай, Суюндук бай, Шакаман батыр, Жарылгап батыр и другие стремятся к дружеским отношениям [11].

В 1740 году лидер башкирского восстания против колониализма Российской империи Карасакал, потерпев поражение от 11-тысячной армии русского князя В. Урусова, с 2-мя тысячами своих людей бежал в Казахскую степь, сначала он находился у Абылай хана, а затем поселился в Среднем жузе во владениях Казыбек бия и Кабанбай батыра. По прибытию в Казахскую степь он объявил себя бывшим джунгарским аристократом Шона. Эта информация дошла до Джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна и сильно его обеспокоила [12].

Российский историк А.И. Левшин в своем труде «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацских, орд и степей», изданном в 1832 году, писал: «В 1740 году башкирский мятежник Карасакал убежал на землю Казахстана и огласил себя родственником Калдана Цэрэна Шона. Он сначала находился в Каркаралинске у Казыбек бия, а затем поселился на Черном Иртыше во владениях Каракерей Кабанбая, где жил до конца своей жизни» [13].

В 1751 году Кабанбай батыр очистил от джунгаров присырдарьинские земли, Чимкент, Сайрам, Ташкент, помог прийти к власти Толе бию. В 1752 году спас несколько тысяч каракалпаков, угоняемых в Джунгарию [14].

В 1750-е годы произошло сражение в Чингистау на берегу реки Чаган, в районе пещеры Коныраулие, оставившее особый след в казахской истории. Об этой битве писали М.-Ж. Копеев, К. Халид и М. О. Ауэзов. В Чаганской битве калмыки оборонялись в районе пещеры Коныраулие под руководством Доржы и Аркаула, во главе казахов были султан Абылай и Кабанбай батыр. Сражение длилось семь дней и казахское войско не могло захватить укрепление врага. Абылай хан пообещал присвоить почетное звание «Дорабоз-полководец» батыру, сумевшему захватить укрепление противника. Кабанбай батыр предложил султану Абылаю необычную тактику войны. По плану Кабанбая, армия не участвовала целиком в сражении, а направлялась группами в качестве свежих сил. Войска под командованием Кабанбая с участием батыра Есепенбета захватили крепость противника. Кабанбай батыр, передав свой стяг в руки Казыбек бия, вступил в поединок с калмыцким батыром Аркауылом, где он одержал победу. После сражения Абылай султан выразил свою признательность, подарив корону Кабанбаю и чапан Еспенбету, из-за чего Кабанбая иногда называли «ханом».

После этой победы девизом Абылая стало «Мой полководец Кабанбай». В Чаганской битве приняли участие батыры: Бухар, Казыбек, Боранбай, Тобет, Кабанбай, Богенбай, Бармак, Субебай, Боранбай, Баймурат, Акпантай, Еспенбет и другие. Остальные войска Доржи, бежавшие после поражения, были разгромлены воинами Ер Жанибека и Кокжарлы Барака, перехватишими их в землях Аягуза [15].

В целях освобождения Тарбагатая от джунгар казахские воины во главе с Кабанбаем и Богенбай батырами вступили в битву в 1756–1757 гг. в предгорьях Тарбагатая на берегу реки Базар. В тот период эти земли были захвачены правителем Каранаем. После полной очистки данного региона от джунгар батыры Кабанбай, Богенбай, Боранбай, Казымбет, Жанакулы Майлы, Кокжарлы Барак, Конакай потребовали от Караная покинуть эти земли. После его отказа покинуть эти земли, произошло кровопролитное столкновение, в итоге Каранай был вынужден переселиться из Тарбагатая. Об этом говорится в песнях Умбетей жырау.

В настоящее время в горах Тарбагатай между Аягозским и Тарбагатайским районами находится местность «Майлышат». Здесь имеются ущелья, носящие имена Кабанбая, Богенбая, Боранбая. Эти и другие топонимы свидетельствуют о сотнях кровопролитных сражениях [16].

В заключительном этапе сражений с калмыками – в 50-е годы XVIII века – Абылай с многочисленным войском подошел к горе Калбинским горам. Торгоуты находились в Северном Ласты, вдоль Шорги и одна группа к востоку от Тарбагатая вдоль Урджара и Емеля. Кабанбай участвовал в боях в Шорга-Ласты и руководил освобождением Казахской степи от джунгар. Об этом говорится в песнях Бухар жырау и в труде Курбангали Халида. Казахская армия уничтожила торгоутов в Шорге-ласты, и, несмотря на значительные потери, вернулась с большими трофеями.

Затем Кабанбай батыр в 1757 году принял участие в заключении в казахско-джунгарского соглашения «Мамыр су» и казахско-китайского соглашения «Айтансык». Мамыр су впадает в нижнюю часть Аягуза. Ниже находится болотистая местность, где расположена могила Касабай. Это соглашение в народе называли «Соглашением прощения крови». Калмыки первоначально потребовали возмещения за умершего хана, а затем согласились простить его смерть. Имя умершего хана было также «Кандыжап-Прощение кровопролития». Об этом нам сообщили десять гонцов», – написал Курбангали Халид [2, с. 106–109].

Н. Мукаметканулы, работавший с китайскими архивными документами пишет: «Кабанбай (Ерасыл) Кожакулулы – национальный герой казахского народа в борьбе с джунгарами, полководец дарабоз. Как известно, труд Кабанбая, его героизм и мужество, проявленные в борьбе с врагом, воспевались в народе на протяжении веков. О нем сложены легенды, написаны романы. Но многие не знают точных данных о Кабанбай батыре, записанных в китайских источниках» [17].

В Джунгарском государстве началась борьба между претендентами на престол. В конце 1750 года против правителя Лама-Доржа выступили Амурсана и Даваци. После смерти Лама-Доржы в 1753 году Даваци взошел на престол. Затем были столкновения между Даваци и Амурсаной. И это искусно использовал казахский султан Абылай. В 1755 году китайский император Цянь-Лун приказал начать поход против джунгар. Последний хунтайджи джунгар Амурсана, потерпев поражение от войск империи Цинь, сбежал в Казахскую степь, где Абылай султан дал ему приют. К тому же, не выполнив требования китайской стороны о его выдаче, помогли тому сбежать. В результате войско империи Цинь, преследовашее Амурсану, вступило в войну с Казахским ханством. В 1756–1757 гг. султаны Абылай, Абулпеиз, Ханбаба, батыры Богенбай, Кабанбай и Кожаберген сражались против армии Цинской империи и защищали казахскую землю [18].

В войне между войсками Цинской империи и казахским войском превосходство  было на стороне цинских войск. Но, несмотря на это, казахские войска во главе с Абылаем и Богенбаем сражались с ними на Есиле, районах Нуры и Баянаула. Казахские отряды во главе с Кожабергеном, Кабанбай батыром сражались на землях Аягуза и Тарбагатая. В 1757 г. султан Абылай заключил мирный договор между Казахским ханством и Цинской империей. Казахские батыры и султаны хорошо понимали, что казахский народ исчезнет с лица земли, если война продолжится дальше. Мирный договор между двумя странами был заключен в местечке Айтансык в Аягузском регионе. Об этом историческом событии сохранилось послание, адресованное казахскими старшинами и батырами Кабанбаем и Утегеном российской сибирской администрации. Казахские батыры первоначально были против заключения мирного соглашения с Китаем, но после консультации с Абылаем поддержали его [19].

Именно об этих событиях в Казахском ханстве докладывал российский шпион, бухарец Мурзалы Шихов, донесение которого сохранилось в российском архиве. В этом письме, написанном 29 августа 1758 года, говорится: «Абылай султан заключил заочно договор с китайским императором осенью 1757 года, без согласия Нуралы хана, Ералы султана и Кульсары, батыров Кулеке, Кабанбая, Кожабергена, включая 60 известных лиц» [20]. Содержание этого письма можно понять в двух разных вариантах С одной стороны, это стремление противопоставить Абылая известным людям среди казахов, с другой, быстрое принятие решения Абылаем, обусловленное нехваткой времени и стремлением сохранить казахский народ.

В китайских документах за 1757–1758 годы Кабанбай батыр указан как «казахский туму батулы – главный герой». Как третье по значимости после Абылая и Абулпеиза, а иногда и четвертое лицо – после Абылая, Абулмамбета, Абулпеиза.

Историк-синолог З.К. Турсынхан, пишет: «В 1757 году первые казахские послы прибывают императорский дворец династии Цин. В составе этой первой дипломатической миссии были представители Кабанбай батыра. Доказательством этого является архивный документ периода правления императора Цянь Лун. В этом документе, состояшем из 7 человек: «заместитель посла Танаш, младший брат главы рода каракерей найман  Кабанбая» [21].

Дальнейшие отношения Казахского ханства с Цинской империей были связаны с двумя основными проблемами. Первый, самый важный был земельный вопрос. Казахи стремились вернуть богатые земли, особенно в поймах Иртыша и Тарбагатая. А Цины хотели владеть всеми землям, которые раньше относились к Джунгарии. Эти вопросы были решены дипломатическим путем в конце 50-х годов XVIII века.

Абылай султан и Кабанбай батыр вели переговоры с администрацией Цинской империи Китая о заселении казахскими родами земель в Алтайском и Тарбагатайском районах, освобожденных от джунгар. Например, в архивном документе, написанном в эпоху Цинской империи, говорится: «Послы казахских ханов Абылая, Абулпеиза: Канжыралы, Танаш, Атыгай, Омиртай, Толен, Алназа, Бекенай прибыли в Жы-хы (город Чын-ды) и встретились со мной (с Ежен ханом). Мы хотели отправить их с почестями обратно, но они попросили отправить их в Пекин. Поэтому в сопровождении своих солдат я отправил их в Пекин.

Учитывая, что Абылай и другие предводители народа проживают на внешних рубежах, предоставление вам должностей по реестру может препятствовать вашему правлению. Поэтому, не хочу вас излишне утруждать и даю вам возможность управлять старыми методами. Если вы отправите посла в Пекин, то мы его хорошо примем. Что касается Тарбагатая, о котором вы просили, то эти земли только успели успокоиться, …Абылай, Абулпеиз, отправили для вас несколько дорогих нарядов. Вы их получите, когда к вам прибудут послы. Кроме того, на приобретение одежды и предметов для семи послов, а также предметов для сотрудников посольства на рынке выделено около тысячи серебряных денег. Я говорю, чтобы Вы были в курсе…» [22].

Второй важной проблемой казахстанско-китайских взаимоотношений была торговля. Для пополнения конных войск китайцам были необходими казахские кони, а казахи были заинтересованы в китайских товарах. Цинская администрация строго контролировала торговлю с Казахстаном, ограничив места ее проведения, цены на товары, препятствовала ведению казахами свободной торговли на территории Цинской империи. В целом в XVIII веке торговый обмен на границе с Китаем проводился строго ограниченно.

Абылай хан по соглашению с Китаем направил на церемонию открытия двусторонней торговли своего близкого партнера, полководца Дарабоза Кабанбая. Кабанбай батыр во главе делегации казахских торговцев осенью 1758 года отправился в Урумчи и начал первую обменную торговлю с Цинской империей. В китайских источниках того времени зафиксировано: «Казахский Кабанбай 17 сентября пригнал на торговлю в Урумчи более 300 лошадей» [23].

В 1758 году был открыт путь для казахстанско-китайской торговли. Среди документов Цинь-Манжу, хранящихся в архиве Китая, особо ценный документ «Сведения о торговле лошадьми командующего войсковым отрядом Нусана с сыном казаха Кабанбая». В сообщении Нусаны говорится: «Отправленное Кабанбаем пригнал его сын Едыге. Если они пригнали для торговли скот, давайте прилично торговать с ними.  Посол Науандар, отправленный к казахам, после встречи с Абылай ханом, сразу предупредит, если прибывших для торговли казахов будет много. Мной было отдано распоряжение: «Если казахи не пришли в согласованный торговый период, то изготовленный товар вывезти на прежнее место – Барколь. Теперь я думаю, что казахи, прибывшие в этом году, прибудут и в следующем году. Придется товары, отправленные в Баркуль, следующей весной везти в Урумчи. Для этого требуются люди и финансовые средства.  Для того, чтобы в следующем году быть готовым к торговле с казахами, без повторной поставки, необходимо информировать Нусана о хранении товаров в Урумчи под охраной войск!» [24].

В конце 1750-х и в течение 1760-х годов Кабанбай батыр сыграл важную роль в казахско-кыргызских и казахско-кокандских отношениях. После распада Джунгарского ханства между казахским и кыргызскими народами возникла проблема Таласа и владения Семиречьем. Через этот край проходили торговые караваны. Сложная ситуация сложилась в заселении плодородной долины реки Шу и предгорьев Алатау. Кыргызы иногда нападали на казахские поселения, в барымте угоняли скот и людей. Поэтому между двумя народами возникали конфликты и было несколько сражений. В 1759 году 15 тысяч воинов во главе с султаном Абулмамбетом и сыном султана Барака Ханбабой совершили нападение на владения кыргызского батыра Ноороса. В 1760-е годы казахи Среднего жуза вновь организовали поход [25].

В казахско-кыргызских отношениях в качестве легенды сохранились сведения о поединке Кабанбай батыра с Абеке. Это сражение произошло на кыргызской земле. Кыргызы во главе с Абеке убивают казахских батыров Шынкожу и Барака. После этого Кабанбай батыр, возглавив  батыров из трех жузов, сражался с кыргызами. Сохранилось несколько вариантов стихов об этом историческом событии. В большинстве случаев, в поединке Кабанбая и Абеке победу одержал Кабанбай батыр. Но в других вариантах Кабанбай сражается с Аманали. Этот поединок кажется более правдоподобным. Так как есть сведения о том, что Абеке манап жил до 1780-х годов и наладил отношения с Россией [26]. То есть, вполне очевидно, что Кабанбай сошелся в поединке с Аманали, который был под началом у Абеке.

Войско Казахского ханства под командованием хана Абылая в 1760 годах несколько раз воевало с правителем Кокандского ханства Ерденбеком.  Целью этих военных походов была защита городов Южного Казахстана: Сайрама, Туркестана, Шымкента и Ташкента. После исчезновения Джунарского ханства шла борьба между Казахским и Кокандским ханствами за владение этим регионом.

В 1766 году кокандский правитель Ерденбек совершил поход в Казахстан и причинил ущерб. Абылай дал отпор Ерденбеку и прогнал его в кыргызские земли. Для ведения войны с Кокандским ханством Абылай просил китайские власти выдать пушки. Они не удовлетворили  его просьбу.

В 1767 году Абылай совершил поход на Ташкент против Ерденбека. Он занял дорогу из Ташкента в Россию. Ташкентцы не смогли противостоять Абылаю и выплатили запрашиваемую дань. Ташкент перешел под власть Абылая и казахов. Благодаря этому ташкентцы начали беспрепятственную торговлю с казахами [27].

Героический деятель казахского народа – Кабанбай батыр умер в 1769 году. Вся жизнь и деятельность исторической личности была посвящена защите казахского народа от внешних врагов. Автор книги «Қаракерей Қабанбай батыр» Зейнола Саникулы, являющийся потомком младшего сына Кабанбай батыра Али, увязав годы рождения и смерти своего предка с историческими событиями, пишет: «Нет достоверных фактов о том, в каком году родился и в каком году умер Кабанбай батыр. Можно только высказать следующее предположение. В 1781 году умирает Абылай хан и Бухар жырау достигает столетнего возраста. В сказаниях говорится о том, что на похороны Кабанбай батыра прибыл «восьмидесятивосьмилетний Бухар». Следовательно, Кабанбай умер на двенадцать лет раньше Абылая, то есть в 1769 году. В то же время, в эпосе имеются слова Кабанбая, обращенные к его коню Кубасу: «Я достиг семидесятивосьмилетнего возраста, тебе исполнилось тридцать восемь лет». Если в 1769 году ему исполнилось семьдесят восемь лет, то он родился в 1691 году». Эта предположения кажутся вполне логичными. У Кабанбая было семеро сыновей:  Умбетай, Кишкентай, Сырымбет, Едыге, Байток, Мойнак и Али.

Память

В честь Кабанбай батыра названы улицы в Алматы, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Семее и др. В 1991 году был издан сборник легенд, исследований и сказаний «Каракерей Кабанбай» З. Саника и Б. Садыханулы. В 1993–1996 гг. вышел в свет 2-томный роман писателя К. Жумадилова «Полководец» (Дарабоз»). Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова в 2019 году выпустил медаль имени Кабанбай батыра.

В 2000 г. в честь воина, батыра казахских степей был построен мавзолей в форме воинского шлема, который стал местом паломничества и одной из достопримечательностей Казахстана. Мавзолей Кабанбай батыра, являющийся памятником архитектуры, находится в одноименном сельском округе в Целиноградском районе Акмолинской области, в 20 км южнее г. Нур-Султан.

В 1991 году в г. Талдыкоргане проведена научно-теоретическая конференция, посвященная 300-летию Кабанбай батыра. В научном сборнике опубликована статья Б. Абылкасымова о «Каракерей Кабанбае». Самым распространенным из устных произведений о Кабанбай батыре является эпос «Каракерей Кабанбай батыр», имеющий около двадцати вариантов. Некоторые из рукописей о Кабанбай-батыре, собранные еще до Октябрьской революции, хранятся в архивах Санкт-Петербурга, Казани и Омска. В советское время со слов жырау и поэтов записано «Сказание о Кабанбай батыре» [28]. Кроме того, в китайских и российских архивах хранятся данные о походах исторической личности и героизме батыра.

Список литературы и источников:

1. Cәнік З., Садыханұлы Б. Қаракерей Қабанбай батыр. Аңыз, зерттеу, қиссалар. –Алматы: Жазушы, 1991. – 58-б.

2. Халид Құрбанғали. Тауарих хамса: (Бес тарих). Ауд. Б. Төтенаев, А. Жолдасов. – Алматы: Қазақстан, 1992. – 105-б.

3. Кәрімов М. Қаракерей Қабанбай қайда жерленген? // Қазақ тарихы. – 1995. – № 2. – 7-б.

4. Әбуев Қ.Қ. Абылай хан. Замандастары және ұрпақтары. Көкшетау: Ш.Ш. Уәлиханов атындағы КМУ баспасы, 2016. – 98-б.

5. Хафизова К. Ш.Кабанбай батыр // Известия НАН РК. – 2007. – № 3. – С. 3–7.

6. Жұмаділов Қ. Дарабоз. Бірінші кітап. Алматы: Қазығұрт, 2005. – 58–76-бб.

7. Казахско-русские отношения в XVI–XVIII веках: Сборник документов и материалов. – Алма-Ата: Издательство АН КазССР, 1961.

8. Қазақстан тарихы (көне заманнан бүгінге дейін). Бес томдық. 3-том. – Алматы: Атамұра, 2010. – 130–131-бб.

9. Есенберлин І. Көшпенділер. Тарихи трилогия. Екінші кітап. – Алматы: Жазушы, 1976. – 22-б.

10. Ордабасы жиыны // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Б.Аяған. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» Бас редакциясы, 2005. – 174-б.

11. Россиский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 113. Оп. 1. Д. 1. Л. 484.

12. Таймасов С.У. Башкортостан и Казахстан в период становления Оренбургской губернии. – Стерлитамак: Изд-во гос. пед. академии, 2006. – С. 81–89.

13. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацских, орд и степей. (Под редакцией академика М.К. Козыбаева). – Алматы: Санат, 1996. – С. 497.

14. Материалы по истории караклпаков: сборник. – М., 1935. – 223 с.

15. Сәнік З. Көптомдық шығармалар жинағы. 4-том. Қаракерей Қабанбай. Хан батыр Қабанбай. – Алматы: Ан-Арыс, 2017. – 149–152-бб.

16. Егізбаев Қ. Хан батыр Қабанбай батыр // Қазақ тарихы. – 2003. – № 2. – 22-б.

17. Мұқаметханұлы Н. Қабанбай батыр Қытай деректерінде // Абай. – 2011. – № 1. – 63-б.

18. Хафизова К.Ш. Казахская стратегия Цинской империи. – Алматы: Таймас, 2007. – С. 23–34.

19. Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Из истории Казахстана XVIII века. – Алматы: Наука, 1988. – 62 с.

20. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 248. Оп. 113. Д. 867. Л. 5–6.

21. Тұрсынхан Қ.З. Қабанбай батыр және Қазақ-Цинь елдерінің қарым-қатынастары // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы. Тарих сериясы. – 2013. – № 1(36). – 70–73-бб.

22. 100 құжат (Қазақ хандығы мен Чиң империясы арасындағы қарым-ұатынастарға байланысты құжаттар). – Алматы: Санат, 1998. – 33–34-бб.

23. Мұхаметқанұлы Н. Қытайдағы қазақтардың қоғамдық тарихы (1860–1920 жж.). – Алматы: ҚАЗақпарат, 2000. – 54-б.

24. Қазақстан тарихы туралы қытай деректемелері. ІІІ том. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 64–65-бб.

25. Кыргызстандын тарихы. Байыркы мезгилден бүгүнкү күнгө чейн. 3 томдук. ІІ т. / Бас ред. А. Джуманалиев. – Бишкек: Кут-Бер, 616. (200-б).

26. Сағымбаев М. Қаракерей Қабанбай батыр // Бабалар сөзі. Жүз томдық. – Астана: Фолиант, 2010. –Т. 58. Тарихи жырлар. – 341–359-бб.

27. Абылай хан. Өмірі мен қызметіне қатысты құжаттар мен материалдар жинағы / Құрастырған З.Тайшыбай. – Петропавл, ЖШС, 2005. – 374–378-бб.

28. Әбілқасымов Б. Қаракерей Қабанбай батыр // Жетісу тарихы мен мәдениеті. Қазақтың халық батыры – Қаракерей Қабанбайдың 300 жылдығына арналған ғылыми-теориялық конференция материалдары. ІІ том. Талдықорған: Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты. – 1992. – 31–42-бб.

Автор: Енсенов К.А., к.и.н.