Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

РАЙЫМБЕК БАТЫР


Райымбекбатыр Тукеулы(ок. 1705–1785) – полководец хана Абылая, казахский батыр, участвовавший в казахско-джунгарских войнах XVIII в. и освобождавший Жетысу от джунгар; признанный при жизни как «әулие» («святой»)

Биография

На рубеже XVII–XVIII веков Казахское ханство в период правления хана Тауке представляло собой достаточно мощное этнополитическое государственное образование с сильной централизованной ханской властью. Сфера политического влияния казахских ханов распространялась не только на традиционные кочевые районы казахов, но и на соседние оседло-земледельческие и торгово-ремесленные районы по нижнему и среднему течению Сырдарьи и Жетысу. Стабилизировалась социально-политическая обстановка внутри ханства, неслучайно в своем исследовании А. Левшин этот период называет «золотым веком» казахов. Регламентация практически всех сфер жизни по нормам обычного права и уложению «Жеты Жарғы» («Семь установлений») способствовало сохранению стабильности внутри жузов. Хану Тауке удалось преодолеть междоусобицы между родами и племенами, восстановить спокойствие в казахских жузах и на некоторое время обезопасить кочевья казахов от внешних вторжений. Значительно укрепилась и внешнеполитическая ситуация.

Несмотря на достаточно беспокойных соседей практически по всему периметру границ, территория Казахского ханства в правление Тауке находилась в относительной безопасности. Соседи с севера (сибирские казаки), с северо-запада и запада (башкиры и волжские калмыки), с юга (среднеазиатские ханства – Бухарское и Хивинское) периодически доставляли определенные беспокойства казахам, но казахам удавалось отстоять целостность своих земель. Самым опасным соседом на юго-восточных границах было Джунгарское ханство, населенное ойратами (их называли в разных источниках по-разному – ойраты, джунгары, калмаки). Кочевники-джунгары в 90-е годы XVII и первом десятилетии XVIII веков совершали вторжения на казахские земли, пытаясь отвоевать у казахов пастбища, но, находившиеся под сильной ханской властью, казахи отражали нападения, не оставляя джунгарам никаких шансов на расширение их территории за счет казахских земель.

После смерти Тауке Казахское ханство оказалось в достаточно сложном положении. В конце второго – начале третьего десятилетия XVIII века нарастание вооруженных конфликтов с соседями, распри и раздоры среди ханов и султанов за доминирование во власти привели к децентрализации государства, оно распалось на ряд ханств: в каждом жузе правили не один, а иногда и по два и более хана или султана. В этих сложнейших политических условиях агрессия юго-восточного соседа стала неизбежной.

Главная опасность исходила от Джунгарского ханства, начавшего активное вторжение на земли казахов. С 1723 года в истории казахских ханств наступил период, названный казахами «Ақтабан шұбырынды, Алқакөль сұлама» – время «Великого бедствия» казахского народа. Этот сложнейший период, связанный с защитой Отечества от джунгарского нашествия, способствовал появлению легендарных личностей, организовавших защиту от завоевателей. Известнейшие сражения, в которых казахи одержали победу, стали вехами в освобождении казахских земель от джунгарских завоевателей – Булантинское сражение (1728), Аныракайское сражение (1730). Все батыры той эпохи принимали участие в этих великих битвах. Их имена остались в исторической памяти народа, однако жизненный и ратный путь, подвиги и деяния некоторых из них, овеянные легендами и мифами, не могут быть описаны глубоко, детально с полными и достоверными фактами. Их биографии представлены небольшим количеством фрагментов, сохранившихся в дастанах, эпосах, фольклоре, мифах, легендах и т.п., зачастую повторяющимися в публикациях в различных версиях и трактовках. Одним из таких персонажей является историческая личность – Райымбек батыр из племени албан Старшего жуза.

Генеалогия (шежiре) батыра Райымбека отслеживается в ряде публикаций. Одна из предложенных версий следующая: Албан – Сары – Cүйерқұл – Шоған – Алжан (Мәмбет) –Сырымбет –  Хангельды – Түке – Райымбек [2, с. 58]. 

Имя Хангельды – прославленного деда Райымбека зафиксировано в архивных документах XVIII века. В 1733 году султаны и бии Старшего жуза направляют российской императрице Анне Иоанновне письмо с просьбой о принятии их в российское подданство. «Перевод с листа к е.и.в.киргизкайсацкой Большой орды… Отдальной стороны ближним сердцем киргиз-кайсацкой Большей орды князья, беки, Вам великой государыне императрице и белой царице, в подданство пришли, а именно: Кодарби, Тюляби, Сатай батыр,Хангильды батыр и Буляк батыр, так же и всей орды беги в подданство пришли» [3, с. 101–102]. В одном из важнейших письменных документов XVIII века от казахов Старшего жуза указаны имена пяти представителей Улы (Старшего, дослов. перев. – Великого) жуза, среди которых упоминаются известнейшие личности – Кодар и Толе бии, Сатай и Болек батыры, и наряду с ними есть имя Хангельды батыра, что свидетельствует о его очень высоком статусе в жузе. Так что можно сделать вывод, что семья, из которой происходил Райымбек была известной и достаточно авторитетной не только среди албанов, но и во всем Старшем жузе. 

В начале XVIII века (по данным издания «Ұлттық энциклопедиясы» в 1705 году [1, с. 430] на территории нынешней Алматинской области родился мальчик, которого назвали Райымбек – сын Айтолы (мать) и Туке (отец Райымбека). О родителях Райымбека известно немного,  как уже отмечалось, он происходил из известной, знатной и достаточно богатой семьи. О матери Райымбека сохранились две основные версии: первая – она сестра Биеке батыра из племени Албан, рода Досалы; вторая версия – дочь батыра (Барак-Керимбуби) из рода Жалайыр. Отец Райымбека Туке – сын известного батыра Хангельды из племени Албан, рода Алжан, подрода Сырымбет Старшего жуза. Даты рождения и смерти Райымбека, как и других важных жизненных вех батыра установить достаточно сложно, ряд авторов приводят различные версии: среди дат его жизни называют: 1705–1785 [1, с. 430], 1730–11814 [4, с. 508], 1730–1829 (1830) [2, с. 36] и др. 

О детстве Райымбека сохранилась легенда, что он двухлетним ребенком откусил голову небольшой змее, которая заползла ему в рот. С раннего детства он выделялся среди сверстников силой и отсутствием страха, отличаясь независимым и свободолюбивым характером. По преданию, когда маленькому Райымбеку было еще семь лет, его дед по материнской линии привез в подарок мальчику оружие – лук, колчан со стрелами (садақ), саблю (қылыш), копье (найза), боевой топор (айбалта), щит (калкан), доспехи (сауыт) и жеребенка. Жеребенка называли Кокойнак – это будущая легендарная лошадь батыра Райымбека [5, с. 154]

По некоторым сведениям в одиннадцатилетнем возрасте мальчик остался без родителей и воспитывался своим дедом, известным батыром Хангельды и его женой Сулуке-ана. Детство и юность Райымбека пришлись на труднейшие годы казахо-джунгарских войн, поэтому воспитывался Райымбек и рос в обстановке и атмосфере необходимости защиты Отечества от завоевателей, понимая с раннего детства, что мужчинам-воинам определена роль защитника своей земли. Маленький Райымбек обучается военному искусству и обучает своего жеребенка. К 15 годам он стал хорошим воином, великолепно стрелял из лука, отлично владел мечом, побеждал даже сильных воинов в рукопашных схватках. Его конь Кокойнак был отличным скакуном, и Райымбек на нем неоднократно побеждал в байге. В семнадцатилетнем возрасте юноша, принимая участие в казахо-джунгарских войнах, прославил себя и получил титул батыра [6, с. 4].

О силе и мужестве юного Райымбека рассказывали казахские эпосы. К таким казахским историческим устным памятникам относится эпос о Райымбек батыре [5], долгое время непереведенный на русский язык. В 2010 году Институт истории и искусства имени М.О. Ауэзова издал книгу «Казахский эпос», где впервые опубликовал аннотационные содержания шестидесяти трех казахских эпосов, в их числе был один из образцов исторического эпоса о Райымбек батыре [7]. В нем отражены основные эпизоды и сюжетообразующие действия данного исторического персонажа. Основное содержание исторического эпоса о Райымбеке позволяет уточнить фрагменты биографии батыра. О чем же нам рассказывает этот эпос?

Юный Райымбек, услышав о том, что дед его Хангельды, собрав воинов, отправился сражаться с врагами, но не взял его с собой, пришел к матери и стал умолять ее отпустить и благословить его на битву с врагами – калмыками. Он считал, что должен отомстить им за вторжение в казахские земли. Получив благословение матери, Райымбек батыр облачился в доспехи и отправился в путь. Когда он вошел в лес, расположенный на берегу Или, навстречу ему вышел тигр. Юный батыр, не робея, натянул стрелу и направил ее в сердце тигра, насмерть пригвоздив его к земле. Сняв с тигра шкуру и набив ее соломой, привязал к лошади и забрал с собой. Вскоре он догнал войско деда Хангельды. Оказалось, что они остановились на берегу, не имея возможности перебраться на другой берег реки Или. Сарбазы его деда, не узнав юношу, стали расспрашивать молодого человека: откуда он, чьих кровей, из какого рода-племени. Райымбек, не рассказав им ничего о себе, пообещал помочь им в переправе: «Я проведу вас. Вы благословите меня. После и познакомимся». Тогда воины, решив, что юноша мог бы им помочь, дали свое благословение. Райымбек окликнул своего коня и с кличем «Райымбек, Райымбек» вошел в стремительные воды, бурной, широко разлившейся реки, переплыл на другой берег, осмотрел местность и вернулся назад. [7, с. 166-167]

Воинов он попросил дать ему тридцать (сорок) джигитов, восемьдесят арканов и взять свои боевые топоры. По совету Райымбека воины соорудили широкий плот из камыша, длиной почти в ширину Или и привязали аркан к плоту с двух сторон. Юноша, зажав под коленом аркан, верхом на своем Кокойнаке вновь вошел в бурлящую реку. Джигиты же по его указанию спустили плот на воду и стали его подталкивать, удерживая в бурных водах. Батыр, вновь переплыв Или, на противоположном берегу привязал аркан к дереву с одной стороны и вернувшись, закрепил плот арканом с другой стороны берега, где находилось войско. Переночевав, на следующее утро войско благодаря смекалке юноши переправилось через Или. После этого молодой батыр назвал свое имя: «Я из рода албан, внук Хангельды, сын ТукенаРайымбек». Воины удивились, что Хангельды не признался сразу, что это его внук. На что Хангельды ответил: «Не стоит хвастать тем, что он мой внук. Если мальчик настоящий батыр пусть докажет это. Я думал, что он еще совсем юн и, ничего не сказав ему, оставил пасти табун. А теперь, догнав нас, он перевел всех через широкую реку. Теперь он достоин наших рядов». После этого случая батыры решили, что именно Райымбек должен возглавить войско [5, с. 158].

Именно тогда, согласно эпосу, было высказано пожелание: «Пусть в борьбе с врагами у нас будет один клич. Мы будем сражаться с именем Райымбека на устах» [5, с. 158]. Имя «Райымбек» стало боевым кличем для всех албанов. Тогда Райымбек, согласившись встать во главе сарбазов, попросил дать ему благословление, и Рыскельды батыр одним из первых дал ему «бата», благословили юного батыра и другие воины. Райымбек поклялся до последней капли крови сражаться за свой народ и наказать калмыков, напавших на казахов, отобрать их скот. Взяв с собой шестьдесят воинов, Райымбек устремился вперед, отогнал скот калмыков и освободил из плена своих сородичей. Оставшиеся в живых калмыки о казахском батыре рассказывали: «Есть среди них молодой воин по имени Райымбек, не то колдун, не то шайтан он. Грудью сшибает лошадь противника. Когда рубит саблей глаз не уследит. И лошадь его словно мираж. Очень он ловкий. Вот такого мы видели человека, свое имя «Райымбек, Райымбек» выкрикивает» [7, с. 167]. 

После нападения казахов, подсчитав свою убыль, богатый калмык Ажике пожаловался Корын хану на потери скота, и Корын хан дал задание главному везирю Серкену выяснить, кто такой Райымбек. Прибывший в ставку казахов на берегу Или, Серке оказался свидетелем учений казахских сарбазов и увидел, как Райымбек верхом на лошади, на всем скаку саблей рубил деревья. На переговорах с казахами (вели их Райымбек, Бакай и Аралбай батыры) Серке передал требования Корын хана: вернуть угнанный у калмыков скот, искупить свою вину – нападение на калмыков, и немедленно покинуть эти края. В противном случае, сообщил везир, Корын-хан обещал перерезать казахов. Тогда, согласно эпосу, Райымбек ответил: «Ты пойди к Корынхану и передай мои слова: «Пусть и не мечтает об этом, пусть в течение трех дней готовится к сражению. Уже на четвертый день я разгромлю орду Корын-хана» [7, с. 169].

Вернувшись к хану, Серке рассказал об этих переговорах и передал свои впечатления о молодом батыре: «Один молодой джигит по имени Райымбек просил передать вам, чтобы вы даже не мечтали о победе, так как грозился за три дня выиграть сражение. Боюсь, что эта угроза реальна. Прибыв в их ставку, мы увидели, как юный Райымбек на всем скаку, словно волшебник, саблей рубил деревья. Он очень ловок и быстр, а конь его под стать ему» [7, с. 169]. Рассвирепел Хан Корын, приказал бросить Серке в зиндан (тюрьму), а воинам своим – готовиться к сражению с казахами. Битва должна была состояться в Карадала у подножья Тургеня.

Райымбек, выступая на совете перед сраженим против калмыцкого хана Корына в Тургене, сказал, согласно преданиям: «Одинокий человек как одна спичка, его смогут сломать все. В атаке мы должны действовать вместе, как кулак из пяти пальцев. Тогда нашу сплоченную армию никто не победит» [8, с.145]. На этом совете присутствовали батыры Сатай, Бердикожа, Аралбай, Ердес, Жалайыр, Бакай Мыктыбекулы, Тилеке Байсеитулы, Биеке батыр и др.

При подходе врага к казахскому ополчению Райымбек рассказал воинам о своем плане: казахские воины должны держать оборону на месте, а сам Райымбек с четырьмя джигитами, знающими язык калмыков, переодевшись в одежду врага, проберутся в центр вражеской армии и начнут сражение, тогда в схватку должны вступить основные силы ополчения. Незаметно для врагов Райымбеку с товарищами удалось осуществить этот план, они пробрались в центр ставки калмыков. Но, увидев, что Корын заметил их и приказал схватить, батыр устремился к хану Корыну, отрубил ему голову и, сломав знамя калмыков, бросил его на землю. Увидев это казахские сарбазы с кличем «Райымбек» устремились в гущу сражения. До глубокой ночи шла битва, батыр Райымбек отличился мужеством и отвагой. Оставшиеся в живых калмыки бежали к Секер хану. [7, с. 170–173] Это лишь один из эпизодов храбрости и военной хитрости батыра и полководца Райымбека.

О жизни и семье батыра источников немного. Остались сведения о том, что у Райымбека было несколько жен. В целом у Райымбека было около десяти детей. От первой жены родились сыновья Нарт, Сарт, Ажи, Кожагул. По некоторым сведениям, Кожагулу было 9 лет, когда скончался его отец Райымбек батыр. Кожагул также принимал активное участие в политических процессах на территории Старшего жуза. Имя Кожагула  встречается в архивном документе – письме, датированном от 2 июня 1845 года, на имя начальника пограничных казахов Сибири генерал-майора Вишневского и заседателя Аягозского окружного приказа Смельницкого от казахов Старшего жуза. Среди подписавших это письмо биев и батыров есть и сын Райымбека – Кожагул [9, с. 4–6; 2, с. 94]. И еще один документ с подписью Кожагула на имя того же Г. Смельницкого от родов Старшего жуза (Жалаир, Дулат, Шапарашты, Суан, Ысты и др.) с просьбой открыть для них отдельный округ [10, с. 1-3; 8, с. 147]. Также имеются сведения, что Кожагул возможно принимал участие в определении границы между Китайем и Российской империей в 1862-1863 годах [8, с. 147].

Еще при жизни Райымбека казахи считали ясновидящим. Прожив долгую жизнь, целью которой была защита Отечества, он снискал огромную славу и уважение народа, признавшего его при жизни за все заслуги «әулие» (святым). Многие казахи рассказывали о том, что видели батыра во сне уже после его смерти, и Райымбек предсказывал им будущее, которое сбывалось [11, с. 7].

Почувствовав приближение смерти, Райымбек собрал своих друзей и соратников и попрощался с ними. Согласно легенде батыр завещал посадить его после смерти на любимого белого верблюда и похоронить там, где верблюд обессилев, остановится. Он скончался в Сарыжазе, а верблюд оттуда шел до нынешнего города Алматы. Он предугадал, считают исследователи, свою смерть и место, где его похоронят [11, с. 7].

Заслуги

Воин, полководец, дипломат и борец за освобождение Семиречья от джунгарских захватчиков. За военную стратегию и храбрость Абылай хан назначил Райымбека одним из своих полководцев. Упоминается в публикациях [12; 13], что Райымбек принимал участие в основных сражениях казахо-джунгарских войн 1720-х – 1730-х годов (Булантинское, Аныракайское и другие сражения), но упоминаний об этом в устных исторических преданиях не осталось, отсутствуют и  письменные источники. По некоторым источникам в 1733 году Райымбек вместе с Болек батыром находился в Джунгарии в качестве посла [14, с. 386; 5, с. 4]. Более подробные материалы сохранились по участию Райымбека в казахо-джунгарских войнах 40 – 50-х годов XVIII века. Этот период для джунгар был тяжелым: смуты, заговоры, казни, эпидемия, поражения армии джунгар в войне с Кокандом, в Средней Азии, вторжения киргиз ослабили некогда мощную кочевую империю. Ухудшали внутриполитическую ситуацию и продолжительные войны против казахских ханств, Цинской империи, Кокандского бекства, истощение ресурсов, прекращение торговли, стихийные бедствия и т.п. привели к тяжелому экономическому кризису в Джунгарии. Поручик русской армии Ф. Аблязов, возвратившийся из Джунгарии сообщал: у ойратов «железа весьма малое число и у многих копейныяратовища без копей… А огненного ружья недоволно ж, тако ж наоные пороху и пуль помалу, а у других же почти и нет…, да и лошадей доволного числа не имеют» [15, с. 183]. В этих условиях ослабления Джунгарии казахи активизировали борьбу за освобождение своих земель от захватчиков.

В 1740-е – 1750-е гг. обострилась борьба за Жетысу: возглавляли военные сражения батыры из племен Старшего жуза (Албаны Райымбек и Малай, Дулат Отеген, Ошакты Санкрак, Шапырашты Наурызбай и Казыбек, Жалаир Ескельды, Басентиин Малайсары, Шанышклы Бердикожа и др.). Казахское ополчение преследовало джунгар, минуя Келес, Бадам, Туркестан, Сайрам. На побережье реки Или и на Балхаше отряды, возглавляемые батырами Отегеном, Наурызбаем, Малайсары и более старшими по возрасту военачальниками Хангельды, Бердикеем, Бике гнали джунгарскую армию на восток. В дастане «Отеген» акына Тлемиса Досполулы называются имена прославленных батыров, преследовавших врага: с одной стороны плечо Райымбека, Шинета, Таусара, с другой КаракереяКабанбая, КанжыгалыБогенбая… [6, с. 4].

В центральной части Жетысу во главе с Райымбеком батыры Бакай, Сатай, Малай гнали джунгар на восток, сражаясь с их полководцами Секером, Арысом, Аганасом. Батыр Райымбек с казахским ополчением воевал на востоке от Алматы против Секера, Арыса и Аганаса. Наурызбай батыр боролся с джунгарскими полководцами Каскеленом и Чемолганом северо-западней урочища Алматы. Партизанские действия казахских сарбазов, мобильность и внезапность нападения давали им большие преимущества, они громили джунгарские отряды, их небольшие караулы, отвоевывая свою землю пядь за пядью. Об этих событиях остались казахские предания о батырах Райымбеке, Отегене и Наурызбае – дастаны «Райымбек», «Ер Отеген», «Каракерей Кабанбай» и «Олжабай батыр». Сохранились джунгарские предания, в которых имя Райымбека и других батыров упоминается в горестном восклицании Шамал хана (Чемолгана): «Райымбек, Караш, Наурызбай, Отеген, Болек и Сатай загнали наши души в пятки!» [6, с. 4; 17].

Самое известное сражение под предводительством Райымбека – «Ойрантөбе шайқасы» (1745 [6], 1747 [16] или 1750-е гг. [17]), которое описывает казахский дастан «Райымбек». Сражение произошло в урочище Ойрантобе (Гибельный холм), между горами Торайгыр и Согеты. Сражение «Ойрантөбе шайқасы» произошло в Согетинской долине (Көкпек жазығы). Секер нойон, узнав о гибели Корын-хана, вызвал джунгарских полководцев Аганаса и Арыса и приказал собрать армию на равнине Кокпекты для сражения.

Райымбек применил военную тактику, он разделил своих воинов на три группы. Одной группой командовал батыр Бакай, переправившийся через реку Тургень и вышедший на Согетинскую долину с юго-запада через плато Асы и долину Чилика. Вторая часть казахских воинов  батыра Сатая спустилась в долину с северо-запада со стороны Или через перевал горы Бугуты. Третья группа – Райымбек и его сарбазы, переодетые в калмыцкую одежду через Кокпек пробрались в центр к Секеру, и Райымбек застрелил его из лука (Второй вариант: Райымбек, выстрелив из лука, ранил стоявшего на башне Секера в правое плечо, вскоре после этого Секер был казнен). Джунгары отступили к горам Торайгыр.

Немного передохнув после сражения, казахские отряды продолжили наступление, дошли до реки Сумбе. Аганас и Арыс, услышав о приближении войска Райымбека, решили бежать в Китай. В 1758 г. Райымбек вместе с батырами Наурызбаем, Отегеном и Малаем разгромили последнее войско джунгар на границе Сумбе и очистили от врагов земли вдоль Или. Согласно легендам, после этого сражения Райымбек и Бакай получают титул «Бас батыр». Как пишут авторы, «судя по отрывкам из дастанов и сказаний Кабаяжырау» [6, с. 4], Райымбек продумывал все военные операции, тщательно изучал местность будущего сражения, просчитывал шансы предстоящего боя, никогда не шел напролом, стараясь без потерь уйти от врага или победить его с малыми потерями.

Согласно преданиям Райымбек батыр побеждал в единоборствах прославленных джунгарских нойонов Корына, Бадама, Аганаса и Секера и других. Неслучайно в преданиях калмыков остались строки: «Прощай, Таушилик, Жалагаш, От тебя потерял надежду хан Аганас, Когда есть Райымбек, Не нашими будут скот и люди» («Қош, Таушілік, Жалағаш, Түнілді ханың Ағанас, Райымбек турғанда, біздікі емес мал мен бас») [18, с. 3].

В результате побед казахов были определены границы по рекам Текес и Каркара. Недалеко от Сумбе находится холм, который называется Кызыл Оба. Он представляет собой нагромождение валунов красноватого оттенка высотой почти восемь метров. Это сооружение, согласно преданиям, связано с походом Райымбека во время преследования остатков джунгар во главе с Арысом и Аганасом до Кульджи. Ополчение Райымбека, отдохнув после изгнания и последних сражений с джунгарами, сопровождаемые освобожденным казахским населением отправилось в родные кочевья. В урочище Сумбе Райымбек обратил внимание на плодородные земли вокруг. «Надо установить памятный знак, чтобы на нашу землю больше никто не претендовал» – сказал Райымбек своему окружению и предложил насыпать холм из камней [8, с. 146]. Камни свозили с побережья озера Тузколь, соорудив курган из красноватых камней. Позже, в середине XIX века, при размежевании границы и разделении земли между Российской империей и Китаем (после присоединения Старшего жуза в состав России) курган Кызыл Оба стал ориентиром при определении границы [19, с. 56; 6, с. 4].

Под руководством Райымбека были вырыты оросительные каналы [14, с. 386]. К северу от Ойрантобе в низине под горой Торыайгыр имеется родник Райымбека. По легенде Райымбек привел в эту местность измученную жаждой армию и, желая найти воду, вонзил в сухую землю свой меч и из-под меча забил родник [6, с. 4].

Райымбек, став известным батыром в 17-летнем возрасте, более 30 лет участвовал в военных сражениях против джунгар, получил 77 ранений. И, согласно легендам, не проиграл ни одного сражения. Вместе с дедом Хангельды и другими известными батырами участвовал в освобождении казахских земель от джунгарских захватчиков.

Смысл жизни, любовь к родине батыра отражают слова, которые Кабай жырау приводит, как речь Райымбека: «Народ с кличем предков «Албан» мой народ, моя земляЖетысу, мой джайляу Асы, зимовье мой Алматы» [6, с. 4].

Память

Письменные источники, прямо или косвенно связанные с жизнью и деятельностью Райымбека, единичны и хранятся в разных архивах и библиотеках. Сведения об этом зафиксированы в письме директора Института истории, археологии и этнографии Казахской ССР, член-корреспондента АН КазССР А.Н. Нусупбекова (от 31 декабря 1966 года) в ответ на запрос от 14 октября 1963 года председателю Алма-Атинского горисполкома Е.Д. Дуйсенову. Один из документов, фрагмент которого был приведен в данной статье, находится в Архиве внешней политике Российской Федерации (АВПР). Это письмо казахов Старшего жуза к Анне Иоанновне, которое подписали бии и батыра, и в их числе, дед Райымбека Хангельды (АВПР, фонд 122, дело 5, 1733–1735 годы, г. Москва). Еще один архивный документ связан с сыном Райымбека Кожагулом. При жизни батыра Райымбека территория Старшего жуза не входила в состав Российской империи. Но его сын Кожагул батыр от имени казахских племен Албан и Суан подписывает акт добровольного присоединения этих племен к Российской империи (Центральный государственный архив Республики Казахстан ЦГА РК, фонд 7374, дело 1616, г. Алматы). Также упоминается находившаяся в Институте истории, археологии и этнографии Казахской ССР рукопись «Походы Райымбека» объемом в 151 страницу (документ № 1670).

Архитектор Ленинского района города Алма-Аты Иманбаев в 1967 году пишет: «…как районный архитектор прошу и советую о ходатайстве на просьбу ограждения могилы РаимбекаХангельдина, и создания ему вечного памятника архитектуры» [2, с.75–76].

В 1960-е – 1970-е годы потомки батыра Райымбека отправляют ряд писем-обращений на имя первого секретаря ЦК Компартии Д.А. Кунаева, в Министерство культуры Казахской ССР и т.д. с просьбой об увековечении его памяти, включая сохранение захоронения и изготовление надмогильной плиты. Именно тогда в середине прошлого ХХ века начались работы по расширению города и строительству объектов. На окраине улицы Ташкентской на пустыре возвышался земляной холм, под ними покоились останки батыра Райымбека. Городские легенды рассказывали о несчастьях и неприятностях, навалившихся на некоторых из работяг-строителей, которые выкапывали и присваивали деньги паломников, оставленные ими на могиле Райымбека. Старики говорили, что дух Райымбека разгневался и послал недуги и проблемы страждущих на тех, кто позарился на деньги паломников.

Интересный случай произошел во время попытки сровнять могилу батыра с землей: техника глохла без причины, переставала работать. Причем, как рассказывали очевидцы, трактор заводился и ехал в любую сторону, кроме направления могилы Райымбека. Работы по сносу захоронения прекратили. Больше, как пишут авторы, на могилу Райымбека никто не посягал. В конце концов, строительство развернулось вокруг пустыря, не затрагивая место захоронения әулие батыра [12].

Мавзолей Райымбека. Архитектурный памятник. URL: http://comode.kz/post/zhizn-goroda/v-chest-kogo-nazvan-prospekt-nizhe-kotorogo-net-zhizni-v-almaty/

В Алма-Ате в 1981 году на могиле Райымбека была установлена гранитная стела. В 1990 году с инициативой о возведении мавзолея на могиле батыра вышло историко-этнографическое общество «Райымбек», в 1992 был построен мавзолей (архитекторы Б. Ыбраев, Ш. Отепбаев, С. Агытаев) [14, с. 386].

Мавзолей имеет необычную форму в виде остроконечного шатра с полумесяцем на вершине, внутри которого находится саркофаг с прахом великого героя. Рядом расположена фигура легендарного белого верблюда Райымбека. Мавзолей стал местом паломничества казахов.

Памятник Райымбек батыру был открыт 7 декабря 2012 года в городе Алматы на пересечении улиц Райымбека и Пушкина. Высота бронзовой скульптуры с постаментом из красного гранита составляет более 12 метров. Райымбек в полном вооружении восседает на своем легендарном коне Кокойнаке (скульптор памятника Е. Рахмадиев, дизайнер И. Поляков, архитектор В. Немчиков) [20].

На постаменте выгравированы годы жизни батыра – 1705–1785 годы. Ниже на свитке расположены строки стихотворения М. Макатаева: «Дай духовную силу потомкам, Великий предок!» («Ұрпағына медет бер, Ұлы бабам).

Памятник Райымбек батыру в городе Алматы. URL: https://www.inform.kz/ru/v-almaty- otkryt-pamyatnik-rayymbek-batyru

Также памятник Райымбек батыру был возведен в Алматинской области, в 300 км к востоку от города Алматы в местечке Касеней (архитектор К. Егизбаев). Открыт 15 сентября 1996 года. Конные памятники Райымбеку стоят в селе Нарынкол, в Райымбекском районе на шоссе Алмата-Кеген.

В 1997 г. вместо Нарынколского  и Кегенского районов Алматинской области был создан Райымбекский район. Одна из центральных улиц Алматы, село в пригороде Алматы, станция Алматинского метрополитена были названы в честь батыра. В 2005 г. в Казахстане торжественно отмечалось 300-летие со дня рождения Райымбек батыра. Батыру Райымбеку посвящены множество поэм, романов, художественных произведений, картин деятелей казахской культуры. Среди них: поэма М. Макатаева «Райымбек, Райымбек!» (1971), дилогия Ж Турлыбаева «Тамыз таңы» (вторая часть «Райымбек», 1992), Ш. Кумисбайулы «Райымбек батыр. История, личность, время» (2007) и другие.

Списоклитературыиисточников:

1. Қазақстан. Ұлттық энциклопедия. 7 том. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» Бас редакицясы, 2005. – 728 б.

2. Каупынбайулы Т. Райымбек батыр. Эсселер, тарихи очерктер, дастандар, баяндар. – Алматы: «Білім» баспасы, 2005. – 216 с.

3. Казахско-русские отношения в XVI–XVIII веках. Сборник документов. – Алма-Ата, 1961. – 741 с.

4. Жетысу. Энциклопедия. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2004. – 712 б.

5. Райымбек батыр // Бабалар сөзі: Жүзтомдық. – Астана: «Фолиант», 2012. Т. 87: Тарихи аңыздар, 2012. – 153–213-бб.

6. Турлыбайулы Ж. Герой сурового времени // Казахстанская правда. – 2005. – 6 августа. – С. 4.

7. Казахский эпос. – Алматы, 2010. – 472 с.

8. Койгельдиев М. Отан корғау ісіндегі батырлардың орны және ғылыми тарихнамада баяндалуы жөнінде // Райымбек. Ұжымдық жинақ. – Астана: Елорда, 2005. – 288 б.

9. ЦГА РК. Ф. 374. Д. 1616. Л. 2–4.

10. ЦГА РК. Ф. 374. 1 т. Д. 1169. Л.1–3.

11. Есим Г. Әулие Райымбек жолы елдікке бастайды // Жетісу – 2006. – 30 июля.

12. Журекбаев А. Несломленный дух батыра Райымбека // Вечерний Алматы. – 2015. – 2 апреля (№ 39–40). – С. 8.

13. Шупейкин В., Васильева И. Райымбек из рода Албан // Вечерний Алматы. – 2017. – 24 августа (№107). – С. 28.

14. Казахстан. Национальная энциклопедия. Том 4 / Гл. ред. Б. Аяган. – Алмата: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2006. – 568 с.

15. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи. XVII – XVIII вв. – Алма-Аты: «Ғылым», 1991. – 238 с.

16. Қазақстан Ұлттық энциклопедия / Бас редактор Нысанбаев Ә. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1998. – 728 б.

17. Кенже Т. Погибельный холм ойратов или как казахи отстояли Жетысу // Central Asia Monitor. – 2018. – 9–15 февраля (№ 2). – С. 9. URL: https://camonitor.kz/30567-pogibelnyy-holm-oyratov-kak-kazahi-otstoyali-zhetysu.html. 9.02.2018

18. Койгельдиев М. Баһадур // Егемен Қазақстан. – 2005. – 10 тамыз. – 3-б.

19. Турлыбаев Ж. Қаһарлы заманның қаһарманы // Ұлағат. – 1997. – № 1–2.

20. В Алматы открыт памятник Райымбек батыру. 7.12.2012. – URL: https://www.inform.kz/ru/v-almaty-otkryt-pamyatnik-rayymbek-batyru.

Автор:Сактаганова З.Г., д.и.н.