Warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, class '' not found in /var/www/iie/data/www/iie.kz/wp-includes/class-wp-hook.php on line 308
ИСАТАЙ ТАЙМАНУЛЫ (ТАЙМАНОВ) – Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ИСАТАЙ ТАЙМАНУЛЫ (ТАЙМАНОВ)


Исатай Тайманулы (1791–1838) – предводитель освободительного движения в Букеевской Орде. Он был старшиной рода бериш, полководцем и батыром

Биография

После вхождения Младшего жуза в состав Российской империи начались глубинные трансформации традиционного казахского общества, которые оказали негативное влияние на него. Царские чиновники, которые стали свободно распоряжаться казахскими землями, абсолютно не считались с интересами казахского народа. Построив многочисленные укрепления, царизм предоставил большие привилегии казакам, которые стали оплотом их колониальной политики и способствовали открытому грабежу местного казахского населения. Сокращение пастбищных угодий тяжело отразилось на традиционной системе скотоводства, которое было основным источником средств к существованию у казахского народа, вынужденного соблюдать жесткие условия царского правительства. Проводниками колониальной политики царского правительства были не только казаки, но и представители местного населения. Это, в свою очередь, привело к широкому общественному недовольству, в том числе и толкнуло в стан оппозиции старшин родов. Протестное движение казахов Букеевской Орды в первой половине XIX века было тесно связано с именем Исатая Тайманулы.

Исатай Тайманулы происходил из рода бериш, родился в 1791 году в пустыне Тайсойган, расположенной между Каратауским и Кызылкогинскими районами современной Атырауской области. Отец батыра – Тайман, а мать – Нагибала (из рода есентемир). Родословная: от Жаика – Наурыз, от Наурыз – Тлеуке, от Тлеуке – Агатай, от Агатая – Бокай, от Бокая – Бегали, от Бегали – Тайман, от Таймана – Исатай [1, с. 5–8]. Кроме того, потомки Агатай батыра, прославившего свое имя во время казахско-жонгарского противостояния, стали объектами научных исследований. В этой связи поэт Ы. Шуреков помимо Агатай батыра упоминал и других людей, повлиявших на формирование Исатая. Например, автор называет имена таких батыров, как младшего брата Агатая – Есиркепа, известных батыров Жангабылы, Сарта. Потомок Сарта – Жузбатыр был также видным членом казахского освободительного движения. Младший брат Таймана – Жабал Бегалиулы был старшиной рода бериш, оказал также огромное влияние на формирование личности Исатая Тайманова. В то же время Ы. Шуреков в своих стихах также упоминает таких батыров рода по материнской линии, как Кожамбет, Кулькара, Кикши, Сиралы и Дарике, которые способствовали возмужанию Исатая [2, с. 21–22]. Отец будущего главы восстания владел такими землями между Уралом и Волгой, как Оленты, Шидерты, Ушанкаты, Борбастау, Булдырты, Жымпиты, Ойыл и Тайсойган. Исатай вырос в этих краях, испытав горести своего рода, изгнанного в результате царского колониального господства со своих земель, а также испытавающего притеснения, несправедливости со стороны местных правителей. Таким образом, именно младший брат Таймана Жабал, будучи старшиной рода бериш, оказал наиболее значительное влияние на формирование Исатая Тайманулы. Он с малых лет подключал Исатая к управленческой деятельности, прекрасно разбираясь в политической ситуации общества и владея русским языком. Жабал Бегалиулы был одним из тех людей, который установил тесные взаимоотношения с царскими чиновниками. И. Кенжалиев в своем труде под названием «Исатай-Махамбет» приводит данные о том, что Жабал Бегалиулы в 1808 году, кочуя вблизи крепости Баксай за Жайыком (Уралом), входил в подчиненение Букей хана [3, с. 10]. Значит можно предположить, что Исатай Тайманулы примерно в 17 лет перекочевал в Букеевскую Орду.

У Исатая Тайманулы были сыновья Жакия, Акай, Оспан, Досмагамбет, Динбаян и Алпияр, а также дочь Дульзада. Жакия Иссатайулы родился в 1811 году и был видным участником освободительного движения своего отца. О нем писал о Л.Б. Бердигожин в своей монографии «Исатай-Махамбет: Азаттық күрес сардарлары» («Иссатай-Махамбет: вожди освободительной борьбы»): «В годы восстания Жакия находился среди повстанцев, участвовал в налетах на аулы Караул ходжи, Балкы, осаде Ханской ставки, в битве при Тастобе» [4, с. 192].

В 1812 году после смерти Жабала Бегалиулы, который оказал огромое влияние на формирование Исатая Тайманулы как личности, по предложению Букей хана 21-летний Исатай Тайманулы был назначен старшиной рода бериш на Яицкой стороне. В грамоте, врученной в 1812 году старшине рода бериш Исатаю, можно встретить такие строки: «Вручая эту грамоту моему подчиненному Исатаю Тайманову, разрешаю ему вместе с подчиненными ему казахами кочевать по берегам Каспийского моря между поселениями Кокарев, Плетнев и Кульпинским сторожевым постом, то есть от степного кордонного пути до берегов Каспийского моря даю разрешение на зимовку. Он сам и ему подчиненный народ может этими плодородными землями распоряжаться. Запрещаю другим казахам переселяться на эти земли, и со стороны руководства кордона не будет никаких препятствий». В том числе в этом письме сказано: «…В связи с этим прошу начальников Астрахани, Оренбурга и командиров Яицкой кордонной межи не припятствовать Тайманову, а при надобности оказывать ему помощь. Письмо было вручено Исатаю Тайманову по этому поводу» [5, с. 30].

25 ноября 1814 года это назначение было утверждено со стороны Оренбургской пограничной комиссии, которая вручила Исатаю Тайманулы специальный указ о титуле старшины и печать. Если обратить внимание на общественно-политическую деятельность Исатая Тайманулы этих лет, то он, несмотря на молодость, был высоко почитаем среди сородичей, был личностью, имевшей особый авторитет во внутренней жизни Орды.

В 1818 году во Внутренней Орде вспыхнуло народное волнение. Однако сейчас очень трудно точно определить каких взглядов он придерживался в ходе этого движения. Между тем сохранилось письмо атамана Бородина, написанное Исатаю Тайманулы в ходе этого волнения 14 октября 1819 года. В своем послании Бородин просит Исатая повлиять на волнения в Орде и успокоить народ [6, с. 15]. Это письмо доказывает, что батыр являлся личностью, которая может вполне внести изменения в политические процессы во Внутренней Орде. Наряду с этим произошел ряд сообытий, который доказывает, что вначале Исатай Тайманулы был сторонником Жангир хана и царской администрации. Однако группа завистников старшины, заслужившего своим авторитетом в народе огромное доверие со стороны хана, оклеветали его, он был несколько раз арестован царскими чиновниками.

Осенью 1818 года Исатай Тайманулы был вызван в город Сарайчик, и его взяли под стражу. В дело освобождения батыра из заключения много усилий приложил батыр и бий из рода бериш Жузбатыр. Как показали дальнейшие события на этом гонения и ложные обвинения против батыра не прекратились.

В 1822 году группа людей во главе с Исатаем Тайманулы приезжает в аул рода тана с целью возвращения скота, похищенного у его сородича. Присвоившие оспариваемый скот оклеветали Исатая Тайманулы, называя «убийцей» и «скотокрадом». По этой причине в том же году был издан приказ о задержании и аресте Исатая Тайманулы [7, л. 21]. В результате 9 ноября 1823 года он был задержан и отправлен в Оренбург. Однако есть сведения о том, что по дороге он сбежал из под стражи. Доказательством тому является письмо, направленное Суинишкали султану 15 ноября того же года о том, что Исатай Тайманулы бежал и его надо немедленно поймать [7, л. 56–57]. Это поручение вскоре было выполнено.

В августе 1824 года Исатай Тайманулы с приближенными был доставлен в Оренбург. В ходе допроса они признались в присвоении краденного скота, однако сказали, что не имеют оношения к убийству человека. В ходе расследования по делу выяснилось, что показания об убийстве человека Исатаем Тайманулы были ложными, в связи с чем он был освобожден из заключения [3, с. 16–17]. После полного оправдания Тайманулы продолжает работу в качестве старшины рода.

После этих событий доверие Жангир хана в отношении Исатая Тайманулы несколько возросло. 24 августа 1825 года Жангир хан написал письмо Исатаю Тайманулы, предоставив дополнительно к его зимовкам земли на побережье Каспия. Кроме того, в виде пастбищ передал ему в полную собственность земли Куйган-Арал и Кара-Камыс, запретив там устраивать зимовки другим казахам [8, с. 279].

29 декабря 1826 года Жангир хан дает важное поручение Исатаю – встретить в качестве представителя хана послов Бухарского ханства, направляющихся в город Астрахань. В связи с прибытием в крепость Сарайчик послов, Жангир хан поручил Исатаю Тайманулы направиться туда, встретиться с ними в качестве представителя Жангир хана, выразив им полное уважение. Исатай с честью выполнил поручение хана, встретив посла вышеназванного ханства в крепости и обеспечив ему безопасность.

В 1828 году Исатай Тайманулы участвует в собрании представителей Орды, организованном в местечке Уялы, что в пустыне Нарын. На этом собрании вместе с Жангир ханом участвовал и полковник пограничной комиссии Генс. В связи с тем, что Жангир хан не доверял старшинам, приехавшим на собрание, Генс увеличивает численность войск. На собрании Генс потребовал от старшин поклониться Жангир хану и клятвенно обещать ему верность, грозя при отказе применить силу. Исатай Тайманулы дал клятву в верности Жангир хану [6, с. 15]. Этой клятве верности Жангир хану и царскому правительству батыр придерживался вплоть до начала восстания. В своем труде А. Якунин приводит данные о том, что Жангир хану никогда не нравился Исатай Тайманулы. По словам автора, Жангир хан завидовал его умению влиять на массы, принимал его в качестве недоброжелателя и бунтаря [9, с. 79].

В архивных документах за 1833 г. часто упоминается имя Исатая Тайманулы. 14 января этого года Жангир хан написал письмо Исатаю Тайманулы, в котором с разрешения царя дал указание ежегодно проводить две ярмарки в Жаккусте, а также призвать подчиненных ему казахов принять активное в них участие [7, с. 341]. Отсюда следует, что в годы, предшествовавшие восстанию, отношения Исатая Тайманулы с чиновниками колониальной администрации, назначенными царским правительством, были нормальными. Например, 2 января 1835 года Оренбургская пограничная комиссия сообщила Исатаю Тайманулы как старшине рода бериш о задержании ими казаха по фамилии Кускадамов, обвиненного в краже верблюда, и передаче дела в суд. После того скотокраду назначили 15 ударов розгами и отправили в Сибирь [10, с. 135–136].

Антинародная политика Жангир хана, проводимая во Внутренней Орде, вынудила Исатая Тайманулы отречься от присяги и послужила толчком перехода на сторону народной борьбы. Так, в те годы, когда он давал клятву хану на верность, в Букеевской Орде насчитывалось около 80 тысяч человек, из них около 20 тысяч испытывали нехватку земли. Несомненно, это было тесно связано с изъятием земель у казахов Жангир ханом и его приближенными. Плодородные земли, отобранные у простых кочевников, раздавали им же в аренду. Наряду с тем социальное положение усугубляла политика налогооблажения, которая привела к росту недовольства. Есть основания полагать, что неправильное ведение налоговой политики – стало одной из причин восстания, имевшего место в Букеевской Орде. Если от налога зякет в казну поступало 115000 рублей, то от налога соғым в личную казну хана поступало 4000 рублей и 24000 овец [11, с. 63]. Безусловно, главными жертвами этой политики был простой народ. Поэтому движущей силой восстания под предводительством Исатая Тайманулы была та же угнетенная народная масса. В труде П.И. Небольсина «Очерки Волжского Низовья» приводятся данные о том, что 5–7 тысяч семей в Букеевской Орде или 1/4 часть жителей были безземельными [12, с. 135]. Этот показатель вполне может оказаться выше.

Тогда может возникнуть законный вопрос, кто же были хозяевами этих земель. Из истории известно, что 273 десятин этой земли в Букеевской Орде принадлежали казахским феодалам и таким крупным в то время русским помещикам, как Юсупов и Безбородко. Самому Жангир хану принадлежало 400 тысяч десятин земли, Караул ходже Бабажанову (Бабаджанову) принадлежало 700 тысяч десятин земли. Об этом Кошим Есмагамбетов дает такие данные: «Исследователи относительно сообытий 30-х годов указывают, что Караул ходжа был тестем Жангир хана, это не соответствует правде. Жангир хан женится на четвертой дочери Караул ходжи Салихе в 1844 году» [13, с. 106]. По всей видимости, Караул ходжа Бабажанов мог иметь столь много земли благодаря своему титулу. Несомненно, такой дефицит земли внес изменения в ведение хозяйства в традиционном казахском обществе, став толчком к освободительному движению казахов.

Отдельные группы и личности были освобождены от налоговой политики Жангир хана. Например, не платили налоги и согым султаны и ходжи, бии и муллы, и в том числе старшины, которые руководили отделениями, были освобождены от всех налогов.

Местные казахи направляли жалобы в Оренбургскую пограничную комиссию о несправедливости и тяжести налогов Жангир хана. В этих жалобах казахи подняли вопрос об открытом грабеже их со стороны султанов, об изьятии их скота, о затруднениях народа. Однако эти жалобы не рассматривались. Наоборот царские чиновники старались оказать всевозможную помошь ханам и султанам [9, с. 77–78].

Значит есть полное основание говорить о том, что во времена Жангир хана был разрушен порядок использования земли обществом, даже такие деятели как Исатай тоже потеряли свои преимущества, которые имели при Букей хане, оставшись без земли, что стало причиной волнений во Внутренней Орде. В общем, земельный вопрос в Букеевскй Орде относится к ряду актульных вопросов. Однако проблема с нехваткой земли возникла не с приходом к власти Жангир хана, спорные дела вокруг плодородных земель этого края имели место и до него. И после прошедших нескольких лет правления Жангир хана этот процесс усилился до такой степени, что даже ханы и султаны испытывали нехватку земель.

В 1834 году Жангир хан отобрал кочевья у аула Исатая, располагавшиеся возле речки Кигаш [14, л. 12]. По причине нехватки земель в Букеевской орде вспыхивали народные волнения и до восстания Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы (Утемисов). Речь идет о восстании под предводительством внука Нурали хана – султана Каипкали Есимова [15, с. 103]. Когда политика Жангир хана по изъятию земель обратилась против Исатая Тайманулы, который верой и правдой служил ему, то это стало поводом для начала освободительного восстания.

Таким образом, насильственное изымание казахских земель со стороны царского правительства, рост налогов, конфискация кочевий по берегам реки Кигаш, принадлежащих Исатаю Тайманулы, усугубили отношения между Жангир ханом и батыром, что и привело к восстанию 1836–1838 годов. Это восстание, ставшее ключевым в общественно-политической жизни Исатая Тайманулы, является неотъемлемой частью истории освободительного движения казахов. В начале восстания Жангир хан считал непристойным враждовать с Исатаем Тайманулы. Известно, что накануне восстания имели место стычки между Исатаем и Караул ходжей. С целью разрешения этих противоречий и успокоения Исатая Жангир хан в 1835 году выполнил все его требования, освободив Караул ходжу от должности руководителя прикаспийских казахов. Однако это не привело к окончательному прекращению стычек между политическими противниками.

24 марта 1836 года происходят первые столкновения между отрядами Караул ходжи Бабажанова и Исатая Тайманулы. К. Бабажанов с ополчением в 800 человек окружил аул Исатая. Однако не посмев пойти на столковение с двухсотенным отрядом Тайманулы, К. Бабажанов возвращается обратно. Безусловно вести о решительности и храбрости Исатая Тайманулы, который с относительно малым числом сарбазов был готов сражаться с превосходящим противником, и нерешительность Караул ходжи, располагавшим большим числом воинов, быстро распространились среди жителей Букеевской Орды. Это привело к росту авторитета батыра среди народа, число его сторонников стало быстро увеличиваться. Однако 28 марта Караул ходжа организовал набег на аул Исатая Тайманулы, Усы Толегенова, Тингали Тайсойганова, и набег, видимо, был очень тяжелым для аулов восставших. Подтверждением этого является жалоба жителей восставших аулов хану, поданная в этом же году. Знакомясь с текстом жалобы, можно убедиться в том, что разбойное нападение имело тяжелые последствия для бедных аулчан. Например в жалобе указано: «Ей, почтенный, скажи, есть ли над головой у этого разграбленного народа хоть какой-то правитель? В какую беду мы попали? Враги,не верно представили облик нашего правителя, жалобы бедного народа не были услышаны и, поэтому, почтенный наш, дайте хоть какой-то ответ» [16, л. 297]. В свою очередь и Исатай Тайманулы тоже жаловался Жангир хану относительно этих действий Караул ходжи. Однако это жалоба осталась без внимания.

В начале июня 1836 года 17 человек во главе с Исатаем Тайманулы и Махамбетом Отемисулы направились в сторону ставки Жангир хана и хотели лично довести до его сведения о своеволии Караул ходжи. Присоединились и те группы которые устали от притеснений Караул ходжи, собралось около ста человек. Манифестация, организованная Исатаем Тайманулы, носила мирный характер. Встревоженный этоми действиями батыра Жангир хан послал во все аулы гонцов с запретом предоставления продуктов питания оппозиционным группам. Бии-советники хана – Балпан султан и Алтай Досмухаметов, встретившись с недовольными, ознакомили Тайманулы с ханским указом. Согласно этому указу Исатай должен был немедленно распустить собравшиеся группы повстанцев, принять в течение двух недель членов Ханского совета для выяснения сути дела. Однако никто из членов Ханского совета не приехал.

Требования, просьбы Исатая Тайманулы к Жангир хану оставались без внимания. В письме хану от 22 июня 1836 года было изложено, что он до сих пор не получил ответа на жалобу, направленную ему еще 11 апреля. В том письме было указано на то, что Караул ходжа и Балкы би старались представить хану Исатая и его сподвижников как неблагонадежных, и, таким образом отдалить их от хана, а сами хотели приблизиться к хану [16, л. 231]. Исходя из этих данных, можем отметить, что Исатай Тайманулы желал мирными средствами решить назревшие проблемы, избежав открытой борьбы с Жангир ханом. Наряду с этим Исатай вел переписку с сыном хана Зулкарнаем для разрешения недопонимания с ханом, давая знать о том, что он верен хану и желает спокойствия, и просит поддержать его усилия к восстановлению и сохранению дружеских отношений с правителем Орды. В ответ Зулкарнай ответил: «Прочел Ваше письмо. Но не могу выполнить Вашу просьбу, изложенную в нем. Если бы была возможность сделать это, разумеется, выполнил бы с большим усердием. Надеюсь, что Вы простите меня. Просите одного только Аллаха, чтобы он помог нам, возможно Вы еще будете у нас. Однако теперьоставайтесь у себя дома, остерегаясь своих врагов, угрожающих Вашей жизни. Положение слишком ухудшается, найдутся люди,бросающие себя в огонь и не щадящие ни себя, ни других, меня и Вас тоже». Он советует в дальнейшем не противиться политике хана, наоборот беспрекословно выполнять ее. Главной целью переписки Исатая с Зулкарнаем было изгнание Караул ходжи с его должности. В одном из писем, написанном позже, имеются такие данные: «Уважаемый, посудите сами, если человеку, который ненавидит свой народ, поручают возглавить его, он никому не будет делать добра, и от этого начинаются беспорядки. Об унижениях, которые мы испытали после Вашего отьезда, расскажем по приезду к вам. Ваши приказы, переданные через Кунгиза Елмесова, полностью выполним; но данные Вами до этого обещания не выполнены, отчего народ несет большие убытки» [16, л. 232–235].

Движение под началом Исатая Тайманулы стал активно поддерживать и простой народ. А. Шамгонов об этом пишет: «Исатай и Махамбет летом 1836 года продолжали сплачивать вокруг себя крестьян, недовольных царской властью и правящим классом. Крестьяне, подвергшиеся угнетению со стороны баев и биев, по одиночке, иногда даже целыми аулами присоединяются к восставшим. Подчиненные жадных биев таких как Караул ходжи и Балкы, Тулеген Тыныштыков и Шомбал, Айгана и КараБукен и крестяне из аулов некоторых баев, а также из аулов Самарской степи, из берегов Яика пришли в большом количестве. Например, из аула бия Айгана 39 человек, из аула бия Толегена Тыныштыкова 30 человек, из аула бия и старшины Агыма Айболатова 24 человека, из подчинения бия КараБукен 14 человек, от старшины и бая Жумагазы Баярова убежали 15 человек и присоединились к восставшим. Были известны данные о прибавлении из пустыни Нарын к Исатаю 10 аулов, и о присоеденении Толегена Серекенова со своим аулом в 30 домов» [17, с. 12]. В освободительное движение под предводительством Исатая Тайманулы начали активно вовлекаться простые казахи. Оренбургский генерал-губернатор Перовский пишет письмо Николаю I о политической ситуации в Букеевской орде. А в качестве ответа царь приказал сурово наказывать восставших.

1837 год был пиком освободительного движения под предводительством Исатая Тайманулы. Повстанцы получили возможность отобрать скот и имущество у сторонников Жангир хана. В этом году Жангир хан был вынужден активно просить дополнительной помощи от царского правительства и от султанов. Для усмирения казахского ополчения под предводительством Исатая прибывает карательный отряд под началом Покатилова, но он не сумел организовать результативных действий. Безусловно, такие события стали доказательством временного ослабления ханской власти, расширения движения, характеризующиеся численным ростом. Поэтому Жангир хан был вынужден просить подкреплений у оренбургского генерал-губернатора Перовского.

В октябре 1837 года против восставших Перовский мобилизовал войска под командованием Геке. Карательный отряд под командованием Геке начал движение, начиная с форпоста Глинский по направлению к ханской Орде, поскольку в ноябре сего года Исатай Тайманулы взял ее в осаду. С целью снятия блокады генерал Перовский дает приказ атаковать аул Исатая Тайманулы, а султан Айшуаков должен был воспрепятствовать отступлению восставших за Урал, сам же Геке оставался в ханской Орде. Хотя Исатай Тайманулы окружил ханскую ставку, но далее он не решился на ее штурм. Однако имели место мелкие стычки. Затем в ночь с 5-го по 6-ое ноября Исатай Тайманулы, прекратив окружение ханской Орды, отступает. В то время его мысли были связаны с прекращением Меркульевым убийств жителей мирных аулов. Однако Меркульев взял в плен семью Исатая. В это время главный соратник батыра Исатая – Махамбет Отемисулы установил связь с Есетом Кутебарулы с целью обмена семьи Исатая на русских пленных, которые были в его руках. Путем переговоров между Махамбетом и офицером царской армии Аитовым семья Тайманулы была освобождена из плена [9, с. 244–245].

В боях с силами Геке у восставших было достаточно возможностей добиться победы. Однако положительный для карательного отряда исход сражения был предопределен вводом в действие в решающий момент артиллерии. Восставшие были вынуждены отступать в сторону пустыни Нарын, в ходе битвы Исатай Тайманулы был ранен, а его сын Акай погиб.

15 ноября 1837 года Исатай Тайманулы участвует в сражении в местечке Тастобе. После битвы восставшие планировали перейти через Урал. В те годы во всей Казахской степи был распространен дух освободительного движения. Поэтому царь Николай І, чтобы не допустить объеденения сил восставших был нацелен на быстрое подавление движения. Этим планам русского императора оказали поддержку баи и султаны, которые считались союзниками хана. Для устранения Исатая Тайманулы за его голову назначили огромные деньги.

На подавление восстания оказало огромное влияние предательство баев и султанов, которые участвовали в нем, преследуя свои корыстные цели. Они, поверив в воззвания Гекке, оставили ряды восставших на поле боя. Сражение, проигранное Исатаем под Тастобе, оказало отрицательное влияние на дальнейший ход восстания. Поредели ряды восставших, в окружении Исатая остались лишь истинные сооратники. Они потеряли множество скота и имущества. Несмотря на то, что Жангир хан объявил о награде человеку, который поймает Исатая, в 500 рублей серебром, среди жителей степи не нашлось предателей. Исатай и Махамбет разбили восставших на мелкие группы, чтобы уйти от преследования, а в декабре 1837 года переплыв Жайык, перешли к стоянкам Сарторгай, Каракум, Тайсойган и прошли через устье реки. Чтобы укрыться от карательного отряда они осели в местечке Сагыз [9, с. 184–187].

14 декабря 1838 года Баймагамбет Айшуаков со своим отрядом и с помощью военного отряда, состоявшего из 80 казаков, начал преследовать восставших, которые находились ниже крепости Сарайшык. В результате этого жена Исатая Несибели, ее младшая сестра Баглан Калымова, отставшие от основной группы, попадают в руки преследователей. А 24 декабря дети Исатая Жакия и Динбаян, Сулеймен Отемисулы также были захвачены в плен [18, л. 287].

В начале марта 1838 года карателям стали известны новые данные об Исатае, в соответствии с которыми соратника Исатая Тайманулы Толегена и сына Махамбета Отемисулы видели вблизи поселения Тайсойган. Они ожидали там Исатая, возглавившего 500 сарбазов. А Махамбет Отемисулы по поручению Исатая был отправлен на проведение переговоров с Кайыпкали Есимовым для создания союза против Жангир хана.

7 марта 1838 года во Внутреннею Орду был направлен полковник Данилевский. Его главная цель – не допустить, чтобы Исатай Тайманулы снова поднял народ на восстание. Позже по заявлению Данилевского стало известно, что Исатай Тайманулы, скрываясь в местах под названием Ак-Тау и Кара-тау, собирает новые силы. А в соответствии с данными на конец марта месяца Исатай Тайманулы кочевал по берегам реки Сагыз.

В мае 1838 года Исатай распространяет воззвания против России. На земле Младшего жуза вновь начинается еще одно волнение. В июне этого же года Исатай вместе с Каипкали Есимовым на берегу реки Темир, в становище Кокбакты объединили под своим началом две тысячи сарбазов. Отсюда К. Есимов направляет письмо-предупреждение биям и старшинам Младшего жуза о присоединении к повстанческим силам до 20 июня. В случае отказа от участия в движении он грозил им расправой (грозился «растоптать копытами своих лошадей»). Исатай Тайманулы, проехав по нескольким аулам рода шекты, призывал их к восстанию. Ондако принятие Каиыпкали Есимовым подданства Хивинского ханства порождает недопонимание среди казахов. Казахи, хотя и были готовы из-за своих интересов противостоять царской России, не желали проливать кровь за интересы хивинского хана. Однако при характеристике последнего периода освободительного восстания под предводительством Исатая Тайманулы приходится часто упоминать имя Каиыпкали Есимова. Он, посчитав себя ханом, даже попытался собирать налог зякет с казахов Младшего жуза. По этому поводу сохранилось письмо батыра рода табын Асауа Баракова, в котором последний заявил о невозможности оплачивать налог Каиыпкали Есимову и непризнании его ханом, а также об оплате налога русскому правительсву [9, с. 222].

Конечно, царское правительство понимало сложность политической обстановки в Казахской степи. В это время не только во Внутренней Орде, но и в землях Среднего жуза полыхало пламя восстания. Взаимное объединение двух очагов восстания могло бы нанести большой вред процессу дальнейшей колонизации Россией казахских земель. Поэтому неотложным вопросом стало немедленное исправление этого положения. Для этих целей в конце июня дополнительно было выделено от Оренбургского казачьего полка 150 бойцов, от стрелкового батальона 50 воинов, 2 пушки. Во главе военного соединения для борьбы против Исатая стоял Геке, представители казахской знати помогали ему.

17 июня 1838 года султан Айшуаков, написав письмо-прошение председателю Пограничной комиссии, просил предоставить ему свыше пятиста воинов, поскольку испытывал затруднения в том, чтобы держать в спокойствии недовольных людей во Внутренней Орде. В своем письме он пишет: «Чтобы недовольная группа людей не воссоединились КаиыпкалиЕсимовым и Исатаем Таймановым им требуются незначительные новые силы. А если не дадут подкрепления, то я не смогу ничего предпринять и защитить преданные царю аулы от повстанцев».

Не ожидая дополнительные военные силы, султан Баймагамбет Айшуаков начал формировать новые военные ополчения из числа преданной ему казахской молодежи. С этий целью против Исатая он призвал тархана Казы Сырымова, начальника 5-ой дистанции Елжана Есергалимова, старшину Сарыбобек и еще других людей, дававших присягу служить царю верой и правдой. Однако в июле месяце от этих старшин приходит коллективное письмо, в котором речь шла о том, чтобы отречься от мысли формировать новые военные образования. Было ясно сказано, что народ не поднимется на борьбу против Исатая. Наряду с этим там говорилось о том, что ополчения старшины Каипкали и Исатая на сегодня достигли численности в две тысячи воинов, приведены данные о том, что во всей степи сегодня установилась их власть. Кроме того, как мы сказали выше, если на землях Среднего жуза шло национально-освободительное движение во главе с Кенесары Касымовым, то одновременно на землях Младшего жуза имели место несколько крупных и мелких движений. Действия Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы и присоединившегося к ним позже Каипкали Есимова нанесли значительный урон торговым связям России со Средней Азией. И самое главное заключается в том, что объединение этих движений привело бы к в затруднениям к осуществлению царской колониальной политики в крае. Поэтому Перовский написал письмо военному министру, в котором просил отправить в Казахскую степь большую военную силу, и срок пребывания этих войск здесь должен был планироваться надолго. Первоначально эти воинские подразделения могли направить против освободительного движения Исатая Тайманулы, Махамбета Отемисулы и Каипкали Есимова, а затем перебросить против движения Кенесары Касымова и Жоламана Тленшиева. Просьба Перовского была удовлетворена и против Жоламана Тленшиева подоспело ополчение Падурова, а против освободительного движения под предводительством Исатая Тайманулы прибывает полковник Геке, который до этого успел здесь провести несколько военных операций.

9 июля 1838 года силы карателей под командованием Геке располагаются на берегу реки Кобда. Здесь они должны былы соединиться с уральским полком и значительно усилиться. На следующий день войска Геке пополнились отрядом султана Айшуакова. Таким образом силы карателей укрепились на берегу реки Акбулак. Исатай Тайманулы, видимо, не был осведомлен о карательном отряде, направленном против восставших. Затем лазутчик по имени Балта, направленный со стороны Геке, прибыв в расположение восставших распространил слух о том, что султан Айшуаков, располагавший малым числом воинов, собирает зякет в ближайших аулах, а также вызвался стать проводником для инсургентов. Так командное руководство карательного отряда получило хорошую возможность скрыть места своего расположения и численность солдат. И в правду, это дало свои результаты. Обманутый ложными данными лазутчика Исатай с малым числом воинов направляется в аул султана Айшуакова. Однако в этом ауле вместе с личными воинами султана находился карательный отряд Геке, насчитывающий сто солдат. Несмотря на то, что с самого начала боя против нападающих использовались пушки, воины Исатая старались сражаться до конца. Однако были вынуждены отступать, попав в окружение. Хотя в первые годы восстания Исатай Тайманулы смог одержать несколько славных побед, но в сражении 12 июля 1838 года на берегу реки Акбулак по причине слабости вооружения он потерпел поражение, этим самым не осуществив намеченные цели восстания.

Балкыбай, который был из аула Исатая Тайманулы, при преследовании восставших своим отрядом, дал ложные сведения Исатаю о том, что Геке и Айшуаков хотят провести преговоры, склонив полководца на это. Воспользовавшись этим карательный отряд успел окружить повстанцев под предводительством Исатая Тайманулы. 12 июля 1838 года происходит решающее сражение на берегу реки Акбулак между ополчением недовольных групп и вооруженными силами под командованием полковника Геке, руководитель освободительного движения Исатай погибает в этом бою. Об этом сражении Исатая Тайманулы и о его смерти его современник Е.П. Ковалевский в своем очерке под названием «Экспедиция на пути в Бухару и военная экспедиция против Хивы» привел интересные подробности. В очерке автор пишет, что ополчение Исатая Тайманулы в степи попало в засаду и в окружение намного превосходящих их сил, батыр вынужден был сражаться, долго оступая. В ходе боя Исатай все время подбадривал своих бойцов. Батыр очень дорожил своим боевым конем, который споткнулся во время сражения, Исатай в этот момент взял коня за повод. Заметив это, казаки узнали Исатая и стали стрелять в него. Ни одна из пуль не попала в Исатая. Поэтому казачьи ополчения стали сплошным огнем обстреливать батыра вместе с конем, тот рухнул, подмяв под себя и Исатая. Отемисулы сделал попытку посадить Исатая на своего коня, но было уже слишком поздно. Подоспевшие казаки убили Исатая. Махамбет же успел скрыться от преследователей и спастись [19, с. 86].

Неоднозначны и данные о том, где похоронен Исатай. О месте захоронения батыра есть два мнения. Согласно первому мнению, Исатай был похоронен в местечке Шолакмолда, а второе мнение настаивает на местечке Шеитсай, что в Кобдинском районе Актюбинской области. Среди придерживающихся первого мнения можно назвать видного алашордынца Халела Досмухамедова. В своем труде он, говоря о гибели Исатая Тайманулы в 49 лет, высказывает мнение, что тот был похоронен в местечке Шолакмолда. Однако автор допустил хронологическую ошибку и неверно указал возраст батыра. Разумеется, было слишом мало данных о судьбе двух батыров, участников восстания, произошедшего в начале ХІХ века. Поэтому выводы известного казахского просветителя вызывают сомнения у иследователей последних лет. О первых данных о том, что Исатай Тайманулы был похоронен в Шеитсайе, стало известно в советское время. В связи с этим А. Шамгонов в своей исследовательской статье, говоря о месте захоронения Исатая Тайманова, ссылается на статью, напечатанную в газете «Қазақ әдебиеті» 14 декабря 1962 года. Он заявляет, что в статье Х. Дуйсемалиева точно указано местечко Шеитсай. Кроме того, пишет о том, что в этом месте Н. Шаяхметов исследовал могилу батыра и приводит данные о том, что рядом с батыром там был похоронен и его сын Оспан.

Заслуги

Исатай Тайманулы – это личность, которая была одним из организаторов освободительного движения казахского народа в первой половине ХІХ века. Образ Исатая Тайманулы, который ставил интересы народа выше своих личных интересов и не руководствовался интересами отдельных групп в ущерб чаяниям простого народа, стал символом героизма и народовластия. Для реализации требований народа он собрал ополчение, в ходе восстания имел возможность разгромить ханскую ставку, но предвидел отрицательные последствия этого. Исходя из анализа истории восстания, можем утверждать, что эти действия Исатая Тайманулы доказывают, что он был человеком слова, отважным, но желавшим претворять народные требования не кровопролитием, а через соглашение, и думающим о здравии и благополучии народа. Поэтому исторический образ Исатая Тайманулы должен будет дополниться не только с точки зрения полководца и героя, но и дипломата, способного быть договороспособной стороной. Несмотря на то, что ареал восстания расширился и недовольные группы сплотились вокруг него, Исатай Тайманулы стремился решать проблему не войной с Жангир ханом, а мирными переговорами, что является явным доказательством этого. Например, в июне 1836 года Исатай Тайманулы отправляется к хану с группой недовольных царской политикой и ханскими притеснениями, чтобы изложить свои доводы. Однако Жангир хан, не пожелавший понять замыслы Исатая, который стремился решить назревшие проблемы путем переговоров, стремился лишь выиграть время, одновременно начав подготовку к неменуемой стычке в ожидании прибытия карательного отряда. Правда, Жангир хан намеревался прийти к соглашению с Исатаем Тайманулы. Поэтому в одном из его писем, направленном Исатаю, имеются такие данные: «Зная Ваш ум и сердце, не хочу терять к Вам веру, но для того, чтобы узнать ближе, требую немедленно приехать ко мне» [16, л. 230]. Однако эти переговоры зашли в тупик и на самом деле не были претворены в жизнь. Вполне возможно на это могли повлиять сторонники хана. В результате Жангир хан 17 марта 1836 года дает приказ биям и старшинам поймать Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы как возмутителей спокойства [20, л. 21–23]. Еще одним доказательством договороспособности Исатая Тайманулы является переписка с сыном Жангир хана Зулкарнаем. Если обратить внимание на смысл письма, то можно заметить недовольство Исатая не Жангир ханом, а в основном его приближенными. Безусловно, основной причиной восстания были деяния людей, которые свои личные интересы ставили выше интересов народа и руководили народом от имен Жангир хана. Исходя из того, что и Исатай Тайманулы, и Махамбет Отемисулы служили Жангир хану и были непростыми людьми, обладали особыми титулами, для них было важно противостоять действиям сторонников Жангир хана посредством переговоров и сохранить свои прежние привилегии. Можем предположить, что только тогда, когда дело зашло в тупик и переговоры не достигли цели, они подняли народ на восстание.

К ряду еще одних факторов, проясняющих договороспособность Исатая Тайманулы, можно причислить его письмо Жангир хану. В канун восстания Исатай указывает на то, что Караул ходжа сеет смуту внутри народа и угнетает его. Караул ходжа вблизи пастбищ князя Юсупова принудил казахов косить камыш для своей выгоды, а от остальных аулов собрал по 30 рублей для оплаты труда казахов-косильщиков. Что интересно, Караул ходжа присвоил себя эти собранные деньги, заявив, что будет рассчитываться с работниками хлебом, но и эти обещания не были выполнены. Наряду с этим в письме Исатая Тайманулы, направленном Жангир хану, было сказано, что Караул ходжа от каждого дома из подчиненного ему аула в свою пользу ввел налог на казы и мясо по 2 рубля, а от старшин брал по одной лошади. Исатай Тайманулы требовал, чтобы Караул ходжа не чувствовал себя ханом, чтобы открыто не грабил народ. Батыр прямо требовал, что если хан не проведет совет с этими старшинами, то он откажется от своего титула [6, с. 20–21]. Это письмо Исатая Тайманулы не является письмом человека, озабоченного получением титулов и службой. В письме нашли отражение интересы бедного большинства и тяжелая участь простых казахов. Конечно, Жангир хан дает ответ на письмо Исатая Тайманулы и в этом письме не обращает внимане на требования Исатая, наоборот, он склонен обвинить его в бунтарстве. Безусловно, давшие такую характеристику Исатаю Тайманову сторонники хана были людьми, стремящимися жить за счет простого народа. Действия людей в окружении Жангир хана подталкивали Исатая Тайманулы на конкретные шаги. Манаш Козыбаев в своем труде под названием «Жауды шаптым ту байлап» дает справедливую оценку восстания и пишет, что «…народно- освбодительное движение 1836–37 гг под предводительством Исатая, Махамбета является важной вехой в истории казахского народа… Усиление ханской власти и ее казначейской функции породило чиновничье засилье. Бюрократический аппарат высасывал народ словно пиявка. Вот в это время вышедшие из среды народа видные деятели Исатай Тайманулы и Махамбет Отемисулы возглавили народное восстание» [21, с. 116]. Один из организаторов освободительного движения и сторонник Исатая Тайманулы – Махамбет Отемисулы воспевал:

Исатай деген ағам бар,

Ақ кіреуке жағам бар.

Хан ұлымен қас болып,

Қара ұлымен дос болып, – эти строки из стихов Махамбета показывают, что Исатай Тайманов преследовал интересы простого народа.

Чтобы исправить сложную ситуацию Исатай Тайманулы провел безрезультативные переговоры с Геке, начальником карательного отряда. На приглашение Геке для встречи Исатай Тайманулы в своем письменном ответе от 2 ноября 1836 года написал, что отказывается ехать в ханскую Орду. До этого его люди при атаке были внезапно обстреляны, некоторые из них тяжело ранены. Даже окружив Ханскую ставку в течение двух недель Исатай Тайманулы, зная слабость военных сил противника, не пошел на конкретные шаги. И только потребовал освободить от должностей народных угнетателей. Несомненно, можно утверждать, что батыр думал о народе и стремился не проливать невинную кровь.

В освободительное движение под предводительством Исатая Тайманулы были активно вовлечены простые казахи, которые устали от нехватки земли и от тяжелых налогов. Необходимо отметить и высокие организаторские способности Исатая Тайманулы как руководителя восстания. Он был авторитетным человеком, который мог убеждать и увлечь народ за собой. Наряду с этим Исатай обладал свойствами военного полководца. Можно обратить внимание на тот факт, что к борьбе за дело простого народа он привлекал не только сородичей, но и своих сыновей, способных держать оружие. Махамбет Отемисулы в своих стихах это отразил таким образом:

Баласы Исатайдың Жақия-ды,

Жақия жауды көрсе ақияды.

Түлейде түнде жортқан жолбарыстай

Алдырдым жолдасымды қапияда-ай!

Вот эти строки являются наглядным доказательством его справедливости и геройства.

Освободительное движение под предводительством Исатая Тайманулы хотя и имело региональное значение – но причины, заставившие их подняться на борьбу, имели всенародный смысл. Потому, что в это время колониальная политика царского правительства в Казахской степи набрала силу, а действия чиновиников, проводивших эту политику, и их приближенных были направлены на растаптывание интересов казахского народа. Конечно, главные трудности были связаны с нехваткой земли, неправильно проводимой налоговой политикой. Завладение крупными земельными участками в Младшем жузе представителями не коренного населения и стихийные переселения русских крестьян из центральной части России получили со временем всеобщий характер, а поселение их в приказном порядке на плодородные земли вблизи рек и озер привело к оттеснению казахов на пустынные территории. Казахов лишали прав на использование земель вдоль рек и озер, где они дотоле веками занимались скотоводством, и это усугубило положение. Утрата плодородных земель и сужение пространства жизнедеятельности привели к кризису системы казахского традиционного хозяйствования. В жизни казахского народа особое место занимает животноводство, что проявляется даже в том, что при встрече люди прежде, чем спрашивать о здоровье, целях поездки, узнавали невредим ли скот. А сужение ареала кочевий привело к снижению численности скота. Исатай Тайманулы тоже испытал на себе притеснения в земельных отношениях, глубоко осознавав создавшееся положение. Его стремление не допустить и далее игнорирование интересов народа, безусловно, обнажает его облик как человека, глубоко любящего отечество.

На сегодняшний день в отношении названных событий высказывается ряд мнений. Во многих учебниках и в литературе говорится, что это сообытие было восстанием только в Букеевской орде, а некоторые исследователи считают, что это движение охватило всю территорию Младшего жуза. Конечно, народно-освободительное движение под предводительством Исатая и Махамбета было не только в Букеевской Орде, но нашло свое продолжение на всей территории Младшего жуза. Поэтому данную проблему невозможно рассматривать только как политическое событие Внутренней орды. Наряду с этим, судя по характеру движения, ему до наших дней давали несколько названий. Одни исследователи оценивали его как восстание, другие как крестьянское восстание. Целью восстания была не только защита интересов крестьян, а защита интересов всего народа, который страдал от политики царя и от чиновников, претворяющих в жизнь его политику, и поэтому считаем уместным назвать это событие «народно-освободительным восстанием».

Память

На сегодняшний день в отечественной историографии проведена системная научно-исследовательская работа по истории освободительного движения и его предводителях. Работа по названным направлениям по сей день находит свое продолжение. Это несомненно связано с важностью формирования патриотизма и народолюбия. Потому, что жизнь и жизнено важные идеи, которые они поднимали тесно связаны с понятиями свободы. К ряду таких важных тем можно отнести историю освободительного движения под руководством Исатая Тайманулы. Личные качества Исатая Тайманулы и история его освободительного движения начали рассматриваться в отечественной историографии не только с обретением независимости. Жизнь батыра и история восстания была исследована неоднократно и в советской историографии. И тогда были опубликованы труды и фундаментальные монографии. В трудах таких ученых, как А. Якунин, А.Ф. Рязанов, В.Ф. Шахматов были раскрыты исторические портреты батыра и были сделаны важные заключения. Что интересно, научная интерпретация истории восстания под предводительством Исатая Тайманулы в советское время носила положительный характер.

Безусловно, для того чтобы увековечить имя Исатая Тайманулы в памяти потомков системно проводятся различные мероприятия. Попробуем начать с научно-исследовательских работ, в этом направлении вышли в свет ряд трудов. В частности, опубликованы работы М.К. Козыбаева, И. Кенжалиева, К.Л. Есмагамбетова, М.К. Койгельдиева, А. Шамгонова, А. Сарая и ряда других ученых, сделаны новые выводы.

Конечно, в целях пропаганды жизни и идей независимости Исатая Тайманулы проводятся научные изыскания, конференции. Одна из таких конференций состоялась в 2013 году под названием «Исатай мен Махамбет: ізденістер, зерттеулер, көзқарастар» («Исатай и Махамбет: поиски, исследования, мнения»), «Бабамыздың өршіл рухы өшпейді» («Не угаснет дух предка»). Наряду с этим в 2016 году в канун 225-летнего юбилея Исатая Тайманулы начала работу региональная конференция под названием «Тарих және тұлға» («История и личность»).

Можно назвать и ряд научных экспедиций с целью увековечивания имени Исатая Тайманулы. Например, в 2017 году в ходе научной автоэкспедиции, объеденившей разных ученых, под названием «Карой-Шеитсай-Карой» было осмотрено место захоронения батыра, проведена работа по пропаганде его великих свершений перед подрастающими поколениями как организатора национально-освободительного движения, сделаны новые открытия.

Памятник Исатаю Тайманулы, установленный вдоль дороги Уральск-АктобеАвтопоход «Карой-Шеитсай-Карой»

Для вечного сохранения имени Исатая Тайманова в памяти народа были возведены исторические памятники. В Кобдинском районе Актюбинской области были поставлены памятники Исатаю Тайманулы и его сыну Оспану, в Исатайском районе Атырауской области был установлен памятник самому батыру Исатаю. А в 2017 году в райцентре Кобда Актюбинской области был открыт комплекс памятников батырам – выходцам из западных регионов. Особенностью этого мемориального комплекса является то, что он объединил имена славных батыров разных эпох. В мемориальном комплексе нашлось место и Исатаю Тайманулы.

Такой памятник был установлен в городе Уральске в 2019 году. В нашей стране имеются несколько улиц и школ, названных именем Исатая Тайманулы.  Памятник Исатаю Тайманулы в г. Атырау. – URL: http://atpress.kz/kz/9208-atyrauda-isatay-taymanulyna-eskertkish-ornatyldy

Киностудия «Казахфильм» сняла документальный фильм под названием «Мінгені Исатайдың Ақтабан-ай», где раскрывается образ Исатая Тайманулы.

Список литературы и источников:

  1. Сарай Ә. Исатай Тайманұлы. – Алматы, 2004. – 5–8 б.
  2. Шөреков Ы. Исатай-Махамбет. Дастан мен өлеңдер. – Алматы: Жазушы, 1976. – 161 б.
  3. Кенжалиев И. Исатай-Махамбет. – Алматы, 1991. – 192 б.
  4. Бердіғожин Л.Б. Исатай-Махамбет: Азаттық күрес сардарлары. – Алматы: Өлке, 2011. – 208 б.
  5. Исатай-Махамбет (1801–1845). Құжаттар // Махамбет әлемі. – Алматы: Арыс, 2003. – 9 кітап.
  6. Рязанов А.Ф. Восстание Исатая Тайманова (1836–1838 гг.). Очерки по истории национального движения казакского народа. – Ташкент, 1927. – 103 с.
  7. ЦГА РК. – Оп. 1. – Д. 6.
  8. История Букеевского ханства. 1801-1852 гг: Сб. документов и материалов / Сост. Б.Т. Жанаев, В.А. Иночкин, С.Х. Сагнаева. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. – 1120 с.+ 8 с.
  9. Якунин А. Исатай Тайманов, вождь национально-освободительного восстания казахов в 1836–1838 // Исторический журнал. – М., 1940. – № 10. – 159 с.
  10. Шахматов В.Ф. Внутреняя орда и восстание Исатая Тайманова. – Алма-Ата, 1946. – 255 с.
  11. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы. – 4 кітаптан тұратын оқулық. –Алматы: Қазақ университеті, 2016.
  12. Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. – СПб., 1852. – С. 135
  13. Есмағамбетов К.Л. Азат рухтың күрескері. – Алматы: Өркениет, 2003. – 176 б.
  14. ЦГА РК. Оп. 1. Д. 4197.
  15. Гиззатов С.М. Бөкей Ордасындағы аграрлық саясат тарихы (ХІХ ғасырдың І-жартысы). – Орал, 2012. – 103 б.
  16. ЦГА РК. Оп. 1. Д. 1974.
  17. Шамғонов А. Исатай мен Махамбет батырлар бастаған көтеріліс және оны мектептерде оқыту: көмекші оқу-әдістемелік құрал. – Атырау, 2008.
  18. ЦГА РК. Оп. 1. Д. 34.
  19. Ковалевский Е. П. Странствователь по суше и морям. – Ч. 1. – СПб., 1843.
  20. ЦГА РК. Оп. 1. Д. 1965.
  21. Қозыбаев М. Жауды шаптым ту байлап. – Алматы: Қазақстан, 1994. – 188 б.

Автор: Каипбаева А.Т., к.и.н.