Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

МАХАМБЕТ УТЕМИСОВ (ОТЕМИСУЛЫ)


Махамбет Утемисов (Отемисулы) (1803–1846) – акын, композитор и исполнитель кюев, один из организаторов народно-освободительного восстания 1836–1838 гг. в Букеевской Орде. Был патриотом, мечтавшим об освобождении казахского народа. В его пламенных стихах отражались чаяния восставших и печали народа. 

Биография

Махамбет Отемисулы родился в 1803 году в местности Жаскус, расположенной в Нарынский пустыне, современного Жанибекского района в Западном Казахстане. Необходимо иметь ввиду тот факт, что относительно года и места рождения батыра исследователи не располагают точными сведениями и их данные не совпадают. Если ряд исследователей говорят, что он появился на свет в 1803 году, другие же придерживаются мнения, что он родился в 1804 году. Такие маститые ученые-историки как Е. Бекмаханов, М. Козыбаев датируют появление батыра 1803 годом. Известный историк И. Кенжалиев своем труде конкретно утверждает, что он родился в Бекетае на «Внутренней стороне», после получившей название в Российской империи «Врутренней / Букеевской орды» [1, с. 42], в нынешнем Жанакалинском районе Западно-Казахстанской области. Многие видные исследователи закономерно придерживались такого мнения, ссылаясь на тот факт, что Жангир хан в мае 1836 года, обвинив Махамбета в убийстве Кушика Жапарова, подал рапорт в Оренбургскую пограничную комиссию. Следователю организованной в связи этим делом комиссии Махамбет Отемисулы письменно отвечал: «Мое имя Мухамет Утемисов, мне 33 года, по веросповеданию мусульманин, владею татарской грамотой, немного могу читать и писать по русски» [2, л. 138]. Этот ответ батыра был принят в ноябре–декабре 1836 год. Значит, мнение, что Махамбет Отемисулы родился в 1803 г. вполне обоснованно. Однако исследователи, придерживающиеся мнения о его рождении в 1804 году, тоже пытаются доказать свою точку зрения, ссылаясь на архивные документы. На допросе в ходе следствия, проведенного 7 ноября 1841 года, батыр указал, что ему 37 лет. По этой причине исследователи считают, что Махамбет Отемисулы появился на свет в 1804 году. По нашему мнению, Махамбет Отемисулы указал так по причине того, что в 1841 году ему было неполных 38 лет. Поэтому есть полное основание считать, что он родился в 1803 году. А относительно места рождения в историграфии установилось мнение о местечке Жаскус в пустыне Нарын. Известный историк И. Кенжалиев, ученые К. Сыдиков и А. Сарай придерживаются мнения о рождении батыра не в местечке Жаскус, а в пустыне Нарын в местечке Бекетай. Когда Букей султан переселился в 1801 году во Внутренню Орду, то стоянка отца Махамбета –Утемиса, распологалась вблизи Бекетая, что подтверждает правоту этого мнения. 

Исторические данные свидетельствуют, что Махамбет Отемисулы с малых лет впитывал в себя произведения известных акынов и жырау Великой степи, имея с малых лет сильную тягу к знаниям. В соответствии со своим временем он освоил мусульманскую грамоту, наряду с русским владел татарским и арабскими языками. В.Ф. Шахматов в своем труде «Внутреняя Орда и восстание Исатая Тайманова» пишет, что в те времена человек, знавший столько языков, среди жителей Орды был редкостью и неизвестно, где он их выучил [3, с. 246]. Отец батыра Утемис считался в своей округе влиятельным бием, а его дед Кулмали для своего времени тоже был особенным человеком. Происходил из рода бериш племенного объединения байулы. Махамбет в своих стихах оставил такие данные:

Өтемістен туған он едік,

Онымыз атқа мінгенде,

Жер қайысқан қол едік.

Из этого можно предположить, что от Отемиса было десять потомков мужского пола. Все эти десять сыновей по имени Бекмухамбет, Кожахмет, Сулейман, Касен, Исмаил, Досмаил, Ибраим были активными участниками освободительного движения и находились рядом с Махамбетом [4, л. 131].

Братья Бекмухамбет, Кожахмет, Сулейман, Касен, Исмаил, Досмаил, Ибраим и Махамбет Отемисулы были высоко почитаемы у народа, были людьми, умеющими руководить обществом. Их отец Отемис был старшиной и руководил родом, затем уже его сыновья Токтамыс и Бекмухамбет – родные братья Махамбета, также стали старшинами. Дошедшие до нас исторические данные и последующие исследовательские работы доказывают, что Отемиса и его потомство отличал сильный характер, свойственный людям, умеющим прямо смотреть правде в глаза. Анес Сарай в своем труде пишет «Отемис был одним из 19 биев бериша, который своим ораторским искусством в споре затмевал многих». Известно, что личности, всегда ставящие чаяния и интересы народа превыше всего, далеко не всегда устраивали господствуюшие круги своего времени. Вот из такого противоборства между предводителем рода бериш Суинишкали и отцом Махамбета – Отемисом – сложились холодные отношения. В 1816 году султан Суинишкали со своими людьми совершил набег на аул Отемиса. Заявление Отемиса в русскую колониальную администрацию на действия султана не имело положительных результатов. Наоборот в ходе разбирательства по этому заявлению было предъявлено обвинение самому Отемису, отец Махамбета был взят под стражу и 2 ноября 1817 года умер в заключении [5, с. 30]. Так что Махамбет Отемисулы после потери отца в ранней молодости рос под присмотром матери.

Мать смогла дать достойное воспитание сыну, что говорит о ее незаурядности. Мать Махамбета была из рода косуан, слывшими храбрыми людьми. Наряду с тем, что Махамбет свободно владел несколькими языками, их мать прилагала достаточно внимания к его разностороннему образованию. Разумеется в этом ряду надо отметить, что на рост и развитие Махамбета, его близость к народу особое влияние оказал Исатай Тайманулы. Например в одном из стихотворений, посвященных Жангир хану, поэт писал:

Арыстан еді-ау Исатай,

Нетесің тақсыр табалап,

Бауырында паналап, – 

и такие строки являются доказательством наших слов. Отметим, что не только Махамбет, но и все сыновья Отемиса смолоду были под присмотром Исатая Тайманулы. Поэтому в годы освободительного движения некоторые из потомков Отемиса подержали Исатая, став активными участниками освободительного движения.

В 1829 году Махамбета Отемисулы обвинили в том, что он незаконно проник во Внутренню Орду, заключив на один год в крепость Калмыков. Однако во время массового распространения тифа он бежал из тюрьмы, но впоследствии по решению военного губернатора графа Сухтелена был оправдан [6, л. 222].

В некоторых исследовательских работах упоминается, что в 1824–1828 годы Махамбет был воспитателем сына Жангир хана, который учился в Оренбурге и некоторое время он проживал в этом городе. Однако И. Кенжалиев, долгие годы занимавшийся исследованием этой проблемы, в работе «Исатай-Махамбет» отметил, что неизвестно в какие годы Махамбет находился рядом с Зулкарнаем, обучавшимся в Неплюевском кадетском корпусе. Он отметил: «Мы нашли в Центральном государственном архиве Казахской ССР письмо Жангир хана от 9 марта 1833 г. военному губернатору Оренбурга. В нем он пишет, что просит принять его 9-летнего сына Зулкарная в Неплюевское военное училище. Эта просьба была принята, и в этом же году 14 мая уральский казачий атаман увез детей в город Уральск. По всей видимости, в это же время Махамбет вместе с Зулкарнаем прибыл в Оренбург», – заключает он [7, с. 126–127]. По мнению исследователей, в годы пребывания в этом городе Махамбет Отемисулы получил возможность освоить русский и другие языки. Однако, если взять во внимание ход исторических событий, Махамбет Отемисулы не мог долгое время пребывать рядом с Зулкарнаем, поскольку в последующем 1834 году Махамбет Отемисулы стал активным участником политической борьбы, а также в том же году был назачен старшиной. Несомненно, этот шаг можно истолковать как политическую уловку со стороны Жингир хана: осознавая Махамбета главным вдохновителем освободительного движения под предводительством Исатая, хан присвоил ему чин старшины, чтобы он изменил свои политические убеждения. Однако эта уловка не дала никаких результатов.

Во многом имя Махамбета Отемисулы тесно связано с нацинально-освободительным движением в Букеевской Орде 1836–1838 годов. Недовольство в народе правлением Жангир хана и колонизаторской политикой царского правительства повлияло на становление его политических взглядов и убеждений. Все-таки до этих исторических сообытий Махамбет считался приближенным Жангир хана, который инициировал ряд преобразований для казахов. Несмотря на то, что батыр некоторое время был рядом с сыном Жангир хана в городе Оренбурге, по прошествии времени он перешел на сторону взбунтовавшегося народа, став одним из организаторов освободительного движения.

В истории жизни Махамбета Отемисулы особое место занимает народно-освободительное движение в Букеевской Орде 1836–1838 годы, одним из организаторов которого он был. Народно-освободительное движение по своему содержанию было направлено против колонизаторской политики царя и его ставленника – Жангир хана. Главную движушюю силу восстания составляли крестьяне, страдавшие под двойным гнетом – царя и Жангир хана. В восстании участвовали люди, недовольные неумелым руководством Жангир хана, а также известные в народе старшины и бии, ставящие интересы народа выше своих личных выгод.

Первые стычки в ходе восстания начались 24 марта 1836 года при столкновении между Караул ходжой Бабажановым (Бабаджановым) и Исатаем Тайманулы. В начале Исатай Тайманулы и Махамбет Отемисулы попытались не военными средствами, а посредством переговоров с Жангир ханом решить вопросы, вызывающие в народе недовольство. В июне 1836 года Исатай Тайманулы и Махамбет Отемисулы со своими единомышленниками отправились к Жангир хану, чтобы сказать о своих доводах. Однако Жангир хан, прервав переговоры, наоборот занялся не решением проблем, а подготовкой к неминуемому столкновению. Правда, вначале и Жангир хан стремился реализовать невоенный сценарий. Так, в одном из писем, направленном Исатаю и Махамбету, он пишет: «Зная Ваш ум и сердце, не хочу терять к вам веру, требую от вас немедленно приехать ко мне на переговоры для того, чтобы точнее знать ваши намерения». Однако эти преговоры зашли в тупик и на деле ничего не решили. Вероятно, советники хана очень повляли на это. В результате 17 марта 1836 года Жангир хан приказал старшинам и биям схватить Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы как возмутителей спокойствия.

В ноябре 1836 года была еще одна попытка представить нарoдной массе Махамбета Отемисулы как преступника. Эту попытку организовал Караул ходжа. По его словам в 1828 году, Махамбет незаконно перевозил товары из Хивы, и за эти действия был арестован [8, л. 9]. Разумеется эти действия были попыткой повысить тяжесть «преступления» Махамбета.

7-го мая 1836 года Жангир хан, обвинив Махамбета в убийстве букейордынца Кушика Жапарова, отправил жалобу в Оренбургскую пограничную комиссию. Жалоба была отправлена в виде рапорта, переданного генерал-губернатору В.А. Перовскому. В результате была создана специальная комиссия по расследованию смерти чабана Кушика Жапарова. В ходе следствия с 8 ноября по 10 декабря 1836 года Махамбет Отемисулы дает о себе следователю такие ценные сведения: «Меня зовут Мухамет Утемисов, мне 33 года, по вероисповеданиюмусульманин, грамотен по татарски, немного могу читать и писать по русски» [9, л. 138].

Относительно гибели Кушика Жаппарова 10 декабря 1836 года был опрошен сын Исатая – Жакия. В результате было вынесено решение суда, где было указано, что к смерти Кушика Жапарова и Махамбет, и Исатай отношения не имели. Несомненно, что это решение противоречило планам Жангир хана. Разумеется, обвинение двух зачинателей восстания в убийстве человека и взятие их под стражу, должно было внести большие изменения в ход восстания. Однако решение о их невинности не могло быть принято Жангир ханом. Правитель Орды пишет письмо оренбургскому военному губернатору В.А. Перовскому, в котором указал, что со стороны Исатая и Махамбета испытывает давление и подчеркивал, что смерть Кушика Жапарова тоже на их совести. Вместе с тем, чтобы убедить В.А. Перовского в истинности обвинений, к письму прилагалась жалоба Балкы бия в отношении Исатая и Махамбета. Важность ареста Исатая и Махамбета для Жангир хана можно заметить из письма генерал-майора Генса омскому военному губернатору В.А. Перовскому. В том письме сохранились такие данные: «Как указано в записях комиссии старшина И. Тайманов оказал большую помощь в поисках беглецов на территории Внутренней Орды. Об этом Вы и сами знаете. Но Жангир хан убедительно просит, чтобы арестовали Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Потому он считает, что эти два человека наносят вред решению вопросов, которые касаются спокойствия во Внутренней Орде».

1837 год в истории восстания был этапом большого подьема. Именно в этот год восставшие смогли объединить все свои силы не только против сторонников хана, но и против самого хана. В этот период численность восставших повысилась в несколько раз, 4 июня 1837 года повстанцы напали на аул Балкы, в ходе сражения разгромив его людей.

16 сентября 1837 года восставшие во главе с Махамбетом Отемисулы разгромили аул Караул ходжи Бабажанова, который прославился угнетением народа, изьяв и раздав бедным 550 лошадей, 95 верблюдов. На утро отпустили 30 человек из 50-ти удерживаемых. Вместе с тем Махамбет Отемисулы блокировал аулы родственников Жангир хана – Шоки Нуралиева, Тауке Букейханова, Жанбобека Бегалиева, а также арестовал султанов Куаныша, Айданали, удерживая их у себя в заточении. Кроме блокады восставшие под предводительством Исатая и Махамбета с целью поимки названных выше султанов отравили специальные дружины. Султанами овладел страх, и они были вынуждены скрываться в Глинянском форпосте.

В ноябре 1837 года Исатай и Махамбет организовали штурм ханской ставки, силами свыше двух тысяч восставших окружив Орду. Между тем Жангир хан не располагал достаточными воинскими силами, чтобы противостоять им. Уверенный в скорой победе восставших Жангир хан призвал Исатая к согласию, и попросил дать время на выполнение их требований. А повстанцы потребовали удалить Балкы бия и Караул ходжу из окружения хана, отдать бразды правления старшинам родов. Это была уловка со стороны Жангир хана, чтобы выиграть время. К тому времени успели придти из Оренбурга на помощь хану русско-казачьи военные подкрепления под командованием подполковника Геке. Таким образом, Жангир хан достиг своей цели – выиграл время для противостояния Исатаю. 15 ноября 1837 года во время сражения повстанцев с 700 русскими казаками, имеющими на вооружении две пушки, и 400 сарбазами хана, местечко Тастобе превратилось в поле битвы. Как только подполковник Геке дал приказ обстреливать повстанцев пушками, ими овладел страх, и это стало прямой причиной их поражения. Потеряв шестьдесят джигитов, не устояв перед превосходящими в вооружении карателями, повстанцы были раздроблены на несколько групп. Чтобы не попасть в руки сильного врага Исатай с малой группой жигитов вынужден был отступать [10, с. 150–152].

Акбулакское сражение, состоявшееся 12 июля 1838 года, между отрядами инсургентов и вооруженными силами под командованием полковника Геке, имело важное значение в истории жизни Махамбета Отемисулы. Градом посыпавшиеся из пушек снаряды сразу подкосили ряды повстанцев и породили в них страх, отряд под предводительством Махамбета не смог устоять и вынужден был отступить. На оступающих повстанцев был брошен свежий отряд султана Баймагамбета Айшуакова. Махамбет вдохновил сарбазов на отпор наступающему отряду султана, заставив его ретироваться. В это время со стороны тыла повстанцев сотня русских казаков начала их окружать. Не выдержав натиска подавляюших сил противника, повстанцы были вынуждены отступать назад, а предводитель освободительного движения Исатай погиб в этом стражении. Разумеется, после гибели Исатая борьба немного утихла. После подавления восстания политика гонений против Махамбета Отемисулы не прекращалась.

После проигранного Исатаем Тайманулы сражения на берегу реки Акбулак Махамбет Отемисулы вместе султаном Каиыпкали перешел на территорию Хивинского ханства. До января 1839 года имеется очень мало данных относительно его жизни. В январе того же года султану Асфендиару Сегалину, который имел кочевья в прикаспийских землях, было передано письмо Махамбета Отемисулы. Это письмо было адресовано казахским старшинам этих мест. Асфендиар Сегалин даставил это письмо председателю Пограничной комиссии. В письме Махамбет Отемисулы дал знать своим бывшим соратникам, что он жив и здоров и благополучно вернулся из Хивы и передал, что возвращение в родные края из-за большой опасности пока невозможно. В письме содержится важная информация, что была установлена связь Махамбета Отемисулы с Хивинским ханом Алакулом. Махамбет Отемисулы берет разрешение от хана Алакула на то, что если казахи и впредь будут испытывать давление со стороны русского царя, то они откочуют в сторону Хивы. Без сомнения, это доказывает то, что Махамбет установил тесную связь с ханом Алакулом и является главным показателем дипломатических качеств батыра. Вместе с тем направленность письма казахским старшинам показывает, что Махамбет Отемисулы, несомненно, до сих пор держал политическую ситуацию под своим пристальным виниманием. В своем письме поэт доводит до сведения всех о поддержке Хивинского хана Алакула и о создании султаном Каипкали военного ополчения. Судя по сему батыр до сих пор не отрекся от мысли восстать против местных правителей, которые были проводниками колониальной политики царской России.

В октября месяце 1839 года Махамбет Отемисулы прибыл в Букеевскую Орду. Об этом Жангир хан рассказал в своем отчете в декабре 1840 года. Хотя Жангир хан дал приказ султану Адилю Букейханову разыскать батыра и арестовать его, но это не дало результата.

В декабре 1840 года Махамбет Отемисулы вместе со своим ополчением отбил и угнал 35 лошадей у старшины рода бериш Актая Мунаева, а затем перешел за Урал, поселившись в Сарыколе.

В июле 1840 года казахи под предводительством Махамбета Отемисулы атакуют ополчение генерал-майора Жемчужникова. По рассказу Б. Бердалиева, который был проводником отряда генерала, численность казахов, совершивших набег, было порядка 200 человек. Это указывает на то, что дух восстания все еще не погас.

В январе 1841 года военный губернатор дает указание атаману уральского ополчения арестовать Махамбета Отемисулы. Точно такое же указание дается и Баймухамбету Айшуакову. Он в свою очередь выполнение этого приказа перекладывает на Асфендияра Сегалина, но это не дает результата. После того как 4 марта Муртаза Узбеккалиев извещает о том, что Махамбет Отемисулы скрывается в аулах на берегу моря, начальники Уральского военного отряда, такие как Голунов, Ведерников и Хохлов, поймав батыра, передают его военно-полевому суду в Оренбурге. В результате этого 1 марта 1841 года Махамбет Отемисулы был отправлен в оренбургскую тюрьму. И здесь были составлены данные о батыре: «Махамбет Утемисов в возрасте 37-ми лет, и его волосы, усы и борода черные, глаза карие». А 31 марта дело Махамбета было отправлено в Оренбургский военный суд. Исследователь А. Рязанов считает, что конец жизни и смерть Махамбета Отемисулы надо искать именно здесь [11, с. 99–100]. Однако, как показали последующие исторические сообытия, жизнь знаменитого поэта-трибуна не закончилась здесь. Именно 24 июня 1841 года Отемисулы был депортирован в Младший жуз на земли, принадлежащие султану А. Жанторину, на территорию нынешнего г. Актобе [12, с. 7–10]. Ехать в город или в Букеевскую орду ему было запрещено.

В промежутке с 1841 г. по 1843 г. жизнь Махамбета Отемисулы проходила в этих краях. В эти годы родились стихи и его кюи, где красной нитью проходила тоска о соратниках и прошедших днях.

В 1845 году Махамбет Отемисулы приезжает в город Оренбург с целью написать прошение в Оренбургскую порганичную комиссию о принятии на учебу десятилетнего сына Нурсултана. При желании дать образование своим детям любому казаху обязательно предписывалось брать справку у местного родоправителя или султана о своем происхождении. И вот по просьбе Махамбета Отемисулы 9 февраля султану был отправлен запрос. Как одному из организаторов освободительного движения ему было приказано немедленно возвращаться к месту жительства.

Известно, что про Махамбета Отемисулы султан Айшуаков высказался весьма негативно, давая знать, что он представляет опасность для Букеевской орды. Наряду с этим султан, направляя еще одно письмо, обвиняет его в конокрадстве, указывая на то, что Махамбет Отемисулы 12 мая 1845 года угнал лошадей у бая Букеевской Орды Тунганшина. Также извещает, что беглые воры Букеевской Орды находят приют у Махамбета.

3 августа 1845 года старшины и бии рода алаш окончательно изгнали Махамбета с территории Внутренней Орды на основании общественного мнения, что он всегда призывает к восстанию. Под этим подписались двеннадцать старшин и биев. Это решение сильно повлияло на дальнейшую судьбу Махамбета. Затем 7 сентября этого года Пограничная комиссия приказывает задержать Отемисулы, а его исполнение берет под свою ответственность султан Баймагамбет. В октябре 1846 года для задержания Махамбета Айшуаков отправляет 20 человек во главе с Ыкыласом Тулеевым, Жанбергеном Боздаковым, Турежаном Турумовым, Мусой Нуралином, Жусупом Утеулиевым. После прибытия к кочевью Махамбета Турежан Турумов сказал, что пришел ознакомить его с решением султана о возвращении ворованных лошадей, обманом проник в дом Махамбета. Во это время Ыкылас Тулеев и Муса Нуралин, войдя в дом и требуя возвращения лошадей, специально нагнетали обстановку, чтобы вызвать батыра на конфликт. При попытке Махамбета Отемисулы доказать, что он невиновен, они накинулись на него, в результате короткой схватки Жусип Утеулин отрубил голову батыра. Затем изьяв 8 коней и 4 верблюда Махамбета, доставили голову батыра и его плененного младшего брата султану Баймагамбету. Султан Баймагамбет, обьясняя суть дела Пограничной комиссии, обвинил Отемисулы в том, что он сам первым применил оружие и попытался убить людей султана Баймагамбета. Была создана комиссия с целью выяснения обстоятельств смерти Махамбета, но ее работа не имела результата [3, с. 250–252]. Если вспомнить, что за голову Махамбета Отемисулы было обещано 500 рублей, то пружина событий разворачивалась не в сторону ареста, а в сторону его убийства. 20 октября 1846 года Махамбет Отемисулы погиб от рук наемных убийц в местечке Караой.

Заслуги

Жизнь и общественная деятельность Махамбета Отемисулы постянно сопровождались трудностями, которые совпадают со сложными периодами в истории казахского народа. В историографии достаточно научно-исследовательских работ, раскрывающих исторический образ поэта и батыра. По мнению ученых-исследователей, М. Отемисулы был выдающимся представителем освободительного движения казахов против колониальной политики первой половины XIX века, а также пламенным рупором освободительного движения под руководством Исатая Тайманулы. Исторический образ Махамбета Отемисулы стал примером любви к Родине и олицетворял героические качества казахского народа. Махамбет писал свои произведения в разных жанрах, был поэтом, мастером древнего искусства кюев, пропагандировал идеи свободы и единства народа, вопросы государственности.

События освободительной борьбы в 1836–1838 годах в Букеевской Орде доказывают, что Махамбет Отемисулы был исторической личностью, ставившей интересы народа превыше всего. Восстание, одним из организаторов которого был Махамбет, вспыхнуло от нехватки земель в результате колониальной политики царского правительства. Например, в Букеевской Орде, где началось восстание в 30-е годы, проживало около 80 тысяч человек, 20 тысяч из них страдали от нехватки земли. Главная причина восстания кроилась в произволе царских чиновников и их приближенных, отбиравших у народа плородные земли. Что интересно, эти отобранные земли обратно сдавались в аренду простым казахам и наряду с этим стало нормой собирать с них налоги. Как видим, это было открытым ограблением простого народа. Вообщем, нехватка земель в Букеевской Орде была обременительна для простого народа. У многих простых кочевников не было сил и средств на приобретение или аренду земли. В то время по подсчетам Ханской ставки 6–7 тысяч семей или ¼ часть жителей были безземельными [13, с. 135]. Однако исторические данные указывают на то, что этот показатель был намного выше. В общем, по данным 1834 года в Букеевской орде было зарегистрировано 16500 семей, из них 3600 семей из рода бериш, 2000 из рода шеркеш, из рода байбакты – 1980 семей, из рода алаша – 1700 семей. Наряду с этим перепись зарегистрировала и другие мелкие роды. Если анализировать данные за этот год в Букеевской Орде прожило 109300 человек.

Что примечательно, земля распределялось не равномерно. 273 тысяч десятин земель были розданы казахским феодалам и переданы в имения знатным в те времена русским помещикам – Юсупову и Безбородко. Жангир хан присвоил себе 400 тысяч десятин, его родственник Караул ходжа Бабажанов (Бабаджанов) прибрал 700 тысяч десятин земли, и собирал налоги с казахов, арендовавших эти земли. О Караул ходже Бабажанове среди историков есть перекрестные мнения. При описании истории восстания Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы, Караул ходжу упоминают как тестя Жангир хана, и причины его лидерства в присвоении земель связывают с этим родственным фактором. Однако в предверии восстания и в его ходе Караул ходжа еще не был тестем Жангир хана. Об этом историк Кушим Есмагамбетов приводит такие данные: «Исследователи указывают что Караул был тестем Жангир хана, это не соответствует истине. Жангир хан женился на четвертой дочери Караул ходже Салихе в 1844 году» [14, с. 106]. Так что в момент начала восстания между Жангир ханом и Караул ходжей Бабажановым не было никаких родственных связей.

В эти годы казахи Младшего жуза бедствовали, поскольку их кочевья были окружены русскими поселениями и станицами, а за переход на их территорию казахи должны были им платить. Например, казахи за переход на территорию оплачивали за семью 10 рублей, за каждую голову скота и загруженную сеном телегу платили десять рублей. Такое положение означало, что система их жизнеобеспечения, основанная на скотоводстве, находилась в кризисном состоянии. Колониальная политика, тяжело отражавшаяся на народе, заставила Махамбета встать в ряды оппозиционных групп, проявив себя достойным сыном своего народа.

Есть основания утверждать, что назначенный на ханский трон в 1823 году Жангир хан не смог правильно осуществить земельную политику. Об особенностях проведения Жангир ханом земельной политики историк М. Койгельдиев высказал такое мнение: «Жангир хан в вопросе земли показал себя не как прогрессивный реформатор, а как представитель крепостного порядка, который отвергался всей демократической Россией, и в его земельной политике не учитывались интересы простого народа». Заслуживает внимание также следующая запись Ф. Энгельса от 2 августа 1827 года, в которой имеются такие строки: «Хан Букеевской Орды и султаны испытывают нехватку земли. Поскольку выделенные для них пастбища с сочными травами и богатыми водоемами перешли в собственность частных лиц и уральских казаков. И наряду с тем они указали на то, что правительственное разрешение на переход казахам с Яицкой стороны в Нарынские пустыни на зиму наносит урон Букеевской Орде. Аулы, прикочевавшие из разных окраин казахской степи, породили внутри Орды бунт из-за нехватики земли и увеличения населения».

Анализ исторических событий того времени показал, что проводимая Жангир ханом реформа земли не отвечала интересам простого народа. Эта политика частично отражала интересы русских помещиков, татарских землевладельцев и казачьего ополчения, однако большая часть плодородных земель была распределена между ханом и его приближенными. В результате плодородные земли были розданы, а простой народ попал в зависимость от них. Это привело к усилению социальных разногласий и распространению взяточничества. В ханстве наметился рост воровства, стала проявляться нестабильность. Все это стало причинами народно-освободительного восстания в Букеевской Орде под предводительством И. Тайманулы и М. Отемисулы в 1836–1838 годы.

Активное участие простого народа Букеевской Орды в восстании под главенством Исатая и Махамбета указывает на то, что обе личности преследовали интересы народа. Об этом в своем труде Амангелды Шамгонов писал: «Исатай и Махамбет летом 1836 года начали сплачивать вокруг себя недовольных царским правительством и угнетателями крестьян. Обиженные баями и биями крестьяне по одиночке, иногда группами или всем аулом начали присоеденяться к восставшим. Бывшие под гнетом таких баев как Караул ходжа и Балкы, Тулеген Тыныштыков и Шомбал, Айган и Карабокен кочевники присоединились к повстанцам, затем к ним присоединились все крестьяне аулов Самарских степей и много людей с берегов Яика. Например, из аула бия Айгана бежали 39 человек, бия Тулегена Тыныштыкова – 30, от аула старшины Агыма Айболатова – 24, из подчинения бия Карабокена – 14 человек, из аула старшины и бая Жумагазы Баярова убежали 15 человек, присоединившись к восставшим. Из Нарынских пустынь к Исатаю присоединилось 10 аулов, Тулегена Серекенова – аул в 30 человек. За короткое время численность восставших увеличилась и составила 700–800 человек. Если задаться вопросом, что повлияло на резкое увеличение численности восставших в Букеевской Орде – прежде всего, это нерешенность насущных вопросов, во-вторых, это пламенность стихов Махамбета, его авторитет в обществе. Ни один из авторов, которые писали о восстании, не оставили отрицательных мнений о Махамбете Отемисулы. Например Е.П. Ковалевский в своем труде сообщает о короткой беседе с Махамбетом, характеризуя его как умного человека и оратора. «Он доказывает свои слова по Корану не как в медресе Бухары и Самарканда, а доводит мысли своими соображениями и глубокими познаниями» [15, с. 82]. Вот за таким умным человеком с блестящими ораторскими способностями могли пойти социально уязвимые слои казахского общества. Повстанцы вначале совершали набеги на аулы Караул ходжи и его приближенных, заставив Жангир хана просить помощи у русского правительства.

Махамбет Отемисулы был не только батыром и поэтом, но отличным переговорщиком, знающим правила межународных отношений. Дипломатические качества Махамбета Отемисулы прослеживаются в установлении прочных связей с Хивинским ханом Алакулом и в переговорах с царскими чиновниками. Например, после окончания восстания семья Исатая Тайманулы оказалась в плену у султана Баймагамбета. И вот в это время Махамбет Отемисулы по заданию Исатая Тайманулы в те годы вместе с родом шекты, вставшим на сторону оппозиционеров, установил связь с Есетом Котибаровым с целью обмена семьи Исатая на русских пленных. Махамбет Отемисулы провел переговоры с офицером царского правительства Аитовым, добившись освобождения из плена семьи Исатая в обмен на русских пленных [3, с. 244–245]. Даже русские чиновники, приезжая в Казахскую степь, для своей безопасности были вынуждены устанавливать связь с Махамбетом. Несомненно, это означает, что Махамбет Отемисулы был глубоко почитаемым человеком в Казахской степи. Поэтому в 1841 году, когда отряд во главе с султаном Узбеккалиевым арестовал Махамбета Отемисулы, оренбургский военный суд оправдал его. Вот и в это время русские чиновники поддержали и пытались оправдать Махамбета. В результате Махамбет Отемисулы был освобожден и предупрежден, что, если перейдет на территорию Внутренней Орды, то будет жестоко наказан. Если иметь ввиду то, что царское правительство жестоко наказало организаторов освободительного движения, то к Махамбету Отемисулы преследования не применялись. Интересен факт о том, что постановление об освобождении Махамбета вышло в тайне от Жангир хана, даже и после освобождения Махамбета Жангир хан не прекращал писать письма Пограничной комиссии о том, что освобождение поэта особо опасно для спокойствия в округе.

Махамбет Отемисулы был не только организатором освободительного движения, но и великолепным акыном, удивлявшим языковедов. В его пламенных стихах нашли отражения все стремления восставших. Вот эти строки стихов поэта:

Еділдің бойы ен тоғай,

Ел қондырсам деп едім.

Жағалай жатқан сол елге,

Мал толтырсам деп едім,

в полной мере отражает идею свободы. Не было бы ошибкой сказать, что поэт воспевал правду, не оглядываясь на высокие чины, не воздерживаясь в словах – в этом кроется своебразность стихов Махамбета Отемисулы. Стихи батыра агитировали народ к свободе, открыли глаза к идее сохранения наследия предков.

Махамбет Отемисулы был популярен и как кюйши. Широко известны такие произведения батыра, как «Қайран Нарын», «Жұмыр, Қылыш», «Өкініш», «Жорық», «Ақжелең», «Ілме ақжелеңі» и другие.

Е.П. Ковалевский в 1843 году в своем произведении с названием «Странствователь по суше и морям» оценивает его как душу восстания и «дающим направление Исатаю» [15, с. 47]. В свою очередь Махамбет Отемисулы в памяти казахского народа останется как один из организаторов народно-освободительного движения. Манаш Козыбаев в своем труде «Жауды шаптым ту байлап» отметил, что «национально-освободительное движение под предводительством Исатая, Махамбета 1836–37 гг. является большим этапом истории казахского народа…Усиление ханской власти и ее казначейской функции породило чиновничью жадность. Бюрократический аппарат высасывал народ как пиявка. Вот в это время народные деятели, вышедшие из среды народа, Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов возглавили народное восстание».

Память

Одна из проблем, которая в отечественной историографии широко исследована и получила высокую оценку – это история освободительной борьбы казахского народа. Разумеется в годы советской власти, когда господствовал большевистский порядок и коммунистическая идеология, проблема не получила объективного анализа и высокой оценки, но с обретением нашей страной независимости появилась возможность для исследования этой проблемы с точки зрения новых концептуальных подходов. Портрет Махамбета Отемисулы как борца на пути к свободе в совеские годы дал толчок нескольким исследовательским работам, в годы независимости повысился интерес к восстанию и личности батыра. В советский период вышли в свет научно-ислледовательские работы таких историков, как Ф. Шахматов, А.Ф. Рязанов, А. Якунин, где было высказано однозначное мнение, что в результате колониальной политики царского правительства в Букеевской Орде вспыхнуло освободительное восстание казахов. В отечественной историографии в трудах И. Кенжалиева, М.К. Козыбаева, К.Л. Есмагамбетова, М.К. Койгельдиева, А. Шамгонова, С.М. Гизатова и других исследователей с позиций исторической правды был написан портрет нашего батыра, который в сознании потомков является символом патриотизма и героизма. До сих пор являются актуальными вопросы изучения жизни и творчества батыра Махамбета Отемисулы, его личности как государственника и борца, пропаганды его наследия и системного внедрения в сознание подрастающего поколения. В этом ряду надо сказать, что личность М. Отемисулы является не только объектом исследования историков, но и специалистов в области языкознания. В этом плане вышло в свет несколько работ исследователей, посвященных стихам Махамбета.

Как мы сказали, Отемисулы был не только организатором освободительного движения, но и острым на язык акыном, мастером-кюйши. В годы независимости проводится широкая пропаганда богатого наследия батыра. Однако и в советские годы в 1951 году вышел в свет сборник стихов Махамбета Отемисулы, в 1982 году кюи батыра под названием «Шашақты найза, шалқар күй». Несомненно, после 1991 года работы в этом направлении велись активно: в рамках государственной программы «Культурное наследие» сборник стихов поэта под названием «Бабалар сөзі» («Слова предков») вышел в свет в составе стотомника, были опубликованы стихи М. Отемисулы «Жалған дүние: Өлеңдер» («Обманчивый мир: стихи»), «Жорық жырлары» («Предания о военных походах»), его академический четырехтомник «Өлеңдері мен күйлері» («Стихи и кюи»), «Жыр-жебе» , сборник «Махамбеттің күйлері» («Кюи Махамбета»), составителем которого был К. Ахмедияров.

Несомненно, в деле пропаганды исторической личности Махамбета Отемисулы и его наследия велика роль научных центров и научных экспедиций. Как нам известно, некоторые научные экспедиции были организованы в советское время. Летом 1958 года К. Жумалиев и Т. Жароков, приехав в Уральск, дали обьявление в одной из газет о том, что ищут человека, который может показать место захоронения Махамбета. Курак Бектурганов, являвшийся внуком человека по имени Бектурган, участвовавшего в похоронах Махамбета, откликнулся на обьявление и показал место захоронения Махамбета. Это дало толчок для большой научной экспедиции. 9 июля 1966 года в Индерском районе в поселении Караой на территории Атырауской области начинаются поисковые работы, на раскопки приехал ученый-антрополог Н. Шаяхметов. В результате отсеченный от туловища череп Махамбета Отемисулы отправили в лабороторию. Ученый-антрополог Н. Шаяхметов реконструировал методом академика Герасимового портрет Махамбета. Разумеется, хотя последние научные экспедиции не сделали таких сенсационных открытий, но проделали огромную работу в деле воспитания молодого поколения. Например, в 2013 году в Западно-Казахстанском государственном университете открылся научно-исследовательский центр. Огромен вклад в дело воспитания молодого поколения таких научных центров в высших ученых заведениях. В соответствии с целями центра привлечение активных студентов к научно-исследовательской работе, несомненно, откроет широкую дорогу к преемственности поколений. Наряду с тем выпуск периодического издания под названием «Махамбет дауысы» («Голос Махамбета») способствует делу пропаганды великого имени батыра. Названное учебное заведение в том году организовало научно-исследовательскую экспедицию. В ходе празднования 200-летнего юбилея батыра в Кызылкогинский, Жылыойский районы была организована научно-исследовательская экспедиция «Махамбет – жорық жолдарында» («Боевыми дорогами Махамбета»). Считаем, что огромен вклад таких экспедиций, которые преследуют цель создания исторической карты стихов Махамбета, поиск личных вещей и различных исторических раритетов, связанных с батыром.

В 2003 году 200-летний юбилей Махамбета отмечался в рамках ЮНЕСКО. В том году имя батыра было присвоено дворцу в городе Нур-Султан. Празднование 200-летнего юбилея М. Отемисулы в рамках ЮНЕСКО стало начинанием для различных значимых мероприятий. Создатели кинофильма «Махамбеттің ерлік жолдарымен» («Славными дорогами Махамбета») также организовали экспедицию. Наряду с научно-практической конференцией под названием «Ел деп атқа қонған ерлерім» («Достойный мужчина, взнуздавший коня ради народа») была организована передвижная выставка, включающая раритеты, раскрывающие жизнь батыра. В городе Алматы была проведена республиканская выставка под названием «Атадан туған аруақты ер» («Наш славный святой предок»). Комплекс мероприятий 200-летнего юбилея включал и читательскую конференцию под названием «Даулпаз ақын» («Воюющий поэт»). В предверии юбилея были проведены научно-практические конференции под названием «Ерлік пен елдіктің өшпес рухы» («Неистребимый дух мужества и героизма») в Атырауском государственном университете им Х. Досмухамедова, «Махамбет Өтемісұлы – күрескер ақын және сазгер» («Махамбет Отемисулы – воюющий поэт и сказитель») в Атырауском областном историко-краеведческом музее и в Индерском районном акимате.

В 2017 году с целью пропаганды великих дел батыра, с целью поиска новых фактов  была организована автоэкспедиция «Карой–Шеитсай–Карой», объединившая различных ученых.

На сегодяшний день одним из инструментов пропаганды имен батыров явлется возведение им памятников. Памятники будут всегда напоминать в сознании потомков образы батыров, их великие свершения. Памятники, посвяшенные Махамбету Отемисулы, возведены в крупных городах нашей страны и в его родном городе Атырау. Дело возведения таких важных строений продолжается и по сей день. Например, в 2018 году в Махамбетском районе был установлен памятник в честь батыра, в сентябре 2019 года в городе Уральске поставили огромный памятник батыру Махамбету Отемисулы. Улицы с именем нашего предка батыра Махамбета имеются во многих городах нашей республики.

На сегодняшний день средством, формирующим общественное сознание и национальную идеологию, является художественное и документальные кино. В названном направлении имеются снятые в 2003 году киностудией «Казахфильм» картина «Махамбет» и документальный фильм канала «Алматы». До сих пор ощущается необходимость активного проведения работ в этом направлении.

Список литературы и источников:

1. Кенжалиев И. Махамбет. – Орал, 2003. – 201 с.

2. ЦГА РК. – Ф. 4. – Оп. 1. – Д. 4197.

3. Шахматов В.Ф. Внутреняя орда и восстание Исатая Тайманова. – Алма-Ата, 1946. – 255 с.

4. ЦГА РК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1965. 

5. Кенжалиев И. Махамбет. – Орал, 2003. – 201 с.

6. ЦГА РК. Ф. 4. Оп.1. Д. 2039. Т. 1.

7. Кенжалиев И. Исатай-Махамбет. – Алматы: Қазақстан, 1991. – 192 с.

8. ЦГА РК. Ф. 4. Оп.1. Д. 1965.

9. ЦГА РК. Ф. 4. Оп.1. Д. 4197.

10. Шамғонов А.Ш. Исатай мен Махамбет батырлар бастаған көтерілістің соңғы кезеңі // Отан тарихы. – № 3 (83). – Алматы, 2018.

11. Рязанов А.Ф. Восстание Исатая Тайманова (1836–1838). – Ташкент, 1927. – 103 с.

12. ЦГА РК. Ф. 4. Оп.1. Д. 2006.

13. Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. – СПб, 1852. – 297 с.

14. Есмағамбетов К.Л. Азат рухтың күрескері. – Алматы: Өркениет, 2003. – 106 б.

15. Ковалевский Е. П. Странствователь по суше и морям. Ч. 1. – СПб., 1843.

Автор: Каипбаева А.Т., к.и.н.