Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ТАТТИМБЕТ КАЗАНГАПУЛЫ


Таттимбет Казангапулы (1815/1817–1859/1860) – один из основоположников классической домбровой музыки, выдающийся композитор XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюйев стиля «шертпе», казахский волостной правитель, общественный деятель и дипломат.

Биография

XIX век для казахского общества – один из сложнейших и переломных периодов новой истории. Завершался процесс присоединения территорий Младшего, Среднего и Старшего жузов к Российской империи. Российское правительство предприняло в 1820-е, 1860-е, 1880-е и 1890-е годы целый ряд крупных административно-территориальных реформ с целью трансформации традиционного казахского общества: ликвидировало институт ханской власти, изменяло статус института биев и султанов, пытаясь снизить их роль в казахском обществе, сделать управляемой казахскую степную элиту и т.п. Эти реформы, продолжающаяся колонизация казахской степи, изъятие лучших земель у кочевников, стихийное крестьянское переселение и т.п. вызывало массовые национально-освободительные движения казахов.

Неслучайно данный период обозначался как «Зар заман» – «Эпоха скорби», получивший название от литературного течения в казахской поэзии. Появляются колоритные фигуры в казахской поэзии, как отражение скорби народа по утраченному благополучию и благоденствию – акыны Шортанбай Канайулы, Дулат Бабатайулы, Мурат Монкеулы, Абубакир Кердери и другие. Их произведения отражают общественные настроения, протест против имперской политики в степи и ее последствий. Но эта переломная эпоха родила и великих музыкантов, и мыслителей, философия произведений которых, несмотря на сложнейший период, была насыщена оптимизмом и огромной верой в будущее казахского общества: Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей, Муса Жаяу и другие. Среди этих ярких представителей казахской традиционной музыкальной культуры следует назвать Таттимбета Казангапулы.

Имя Таттимбета во второй половине XIX и первой трети ХХ века было известно далеко за пределами Сары-Арки. После репрессий 1930-х годов казахская традиционная культура, как и имена носителей этой культуры, стали постепенно вытесняться «идеологически и классово выверенными» представителями нового социалистического мира. Сегодня имя великого кюйши, выдающегося композитора Таттимбета в «золотом фонде» казахского музыкального искусства. Носитель генетического кода казахов Сары-Арки – Таттимбет, занял достойное место в плеяде великих представителей казахской культуры XIX века.

Следует согласиться с исследователями его жизни и творчества, что «появлению феномена Таттимбета способствовало несколько факторов. М.Я. Гамарник называет три фактора: «…это родовые традиции: ведь среди прямых предков Таттимбета было немало биев, певцов-серэ, острословов и др.»; «немаловажное место в развитии таланта будущего кюйши занимала культурная среда, хранившая историю народа, его духовное наследие и высокоразвитую музыку, особенно инструментальную»; «и, наконец, на творчество Таттимбета оказала непосредственное влияние природа родного края, неповторимая красота Сары-Арки» [1, с. 33].

Возможно, на наш взгляд, расширить условия формирования личности Таттимбета и выделить 6 факторов появления «феномена Таттимбета»: 1) родословная Таттимбета, генетические корни великого музыканта; 2) семейное воспитание и семейные традиции; 3) интеллектуальная среда, в которых рос и развивался Таттимбет; 4) культурная среда, творческое окружение, талантливые, яркие личности вокруг семьи его отца Казангапа, в том числе, известные музыканты, исполнители, поэты; 5) друзья Таттимбета, которые находились рядом и поддерживали кюйши, сопровождая его по жизни; 6) и, конечно же, природа Сары-Арки, величие и красота казахской степи, которые всегда служили источником вдохновения для всех талантливых людей.

Таттимбет происходил из подрода Бектемир, родовой ветви Шаншар, род каракесек племени аргын Среднего жуза. Генеалогию  Таттимбета прослеживают по следующей родословной линии (шежере): Аргын – Мейрам – Каракесек – Акша – Бошан – Таз – Булбул – Шаншар – Бектемир – Мошеке – Казангап – Таттимбет. По преданию именно Шаншар привел соплеменников в Сары-Арку и положил начало отдельной родовой ветви. У Шаншара было три жены: Айбике, Нурбике и Кыздарбике. Среди потомков Шаншара и Айбике прославили род известные бии – Кедильбек, Каз даусты Казыбек, Бекболат, Алшымбай; из музыкантов и акынов – Мади. От Шаншара и Нурбике родились сыновья, от одного из которых – Бектемира на свет появились будущие известные в степи серэ Битан и Шитан, а также Даулет и Мошеке. От Мошеке родился Казангап. Казангап имел сыновей – Ырсымбета, Куттымбета, Таттимбета, Жаксымбета, Ашымбета, Дуйсена и дочь Марьям [1, с. 183].

Известный казахский поэт Какимбек Салыков так описывает родословную Таттимбета в своих статьях: «В аргынском роду Центрального Казахстана знаменитые каракесековцы жили в горах Едирей, Бедирей, Мыржык, отвоеванных у жунгарских племен и названных именами их батыров. Жунгарский батыр Мыржык имел трех дочерей: Айбике, Нурбике, Кыздарбике. Все они были красивы и умны, в них влюбились шаншаровские джигиты, и от них пошла вся ныне действующая родословная. Эти три династии составили в царское время основу двух волостных уездов под названием Айбике-Шаншар и Нурбике-Шаншар.

От Айбике родился знаменитый Келдибек – отец великого «Каздаусты Казыбека» – советника хана Абылая, бывшего казахского дипломата и бия – отправителя справедливости, он был общепризнанным мудрым лидером, способствовавшим развитию государственности казахского народа. Далее идут Бекболат – отец знаменитого певца, поэта Мади, Тленши и современник Таттимбета верховный бий Алшынбай, дед жены Абая. От Нурбике пошла другая родственная ветвь: Бертис, Мошеке, Мынбай, Казангап, Таттимбет. Алшынбай был бием Айбике-Шаншаровской волости, Казангап – Нурбике-Шаншара». [2, с. 3]

Таким образом, среди предков и родственников Таттимбета были известные казахской степи личности: политические и общественные деятели, бии – Кельдибек би, Каз даусты Казыбек би, Бекболат би, Алшымбай би; доблестные воины-батыры, защищавшие казахскую землю от джунгаров – сын Шаншара Бертыс; певцы, музыканты, серэ – Битан и Шитан, Контай и Тонтай.

Так что первый фактор – родословная, генетические корни великого музыканта, действительно, сыграли огромную роль в рождении феномена Таттимбета. В диссертационном исследовании М.Я. Гамарник приводится ряд легенд о предках Таттимбета, собранных автором у аксакалов Каркаралинска [1, с. 38-41]. 

Еще один фактор, способствовавший формированию талантливой личности кюйши – это семейное воспитание и семейные традиции. Как уже отмечалось, что дед, отец, мама, дядя Таттимбета, атмосфера семьи, его ближайшее семейное окружение, отличавшееся авторитетом и честью, которое считалось в семье и в роду большим достоинством, безусловно, формировали личность и мировоззрение будущего композитора и бия.

Третий фактор – интеллектуальная среда, в которой рос и развивался Таттимбет. Отец Таттимбета Казангап Мошекеулы жил приблизительно в 1775-1845 годах, был влиятельным и известным волостным правителем. С.Б. Броневский, посетивший Центральный Казахстан (Сары-Арку) в 1820-х годах, говорит о «солтанах» Среднего жуза в своих «Записках»: «…обретшие покой и надежное покровительство, нарочито размножились и обогатились; есть теперь между ними и Солтаны, значительнейшие из них: Урусовы, Ташеневы и Чанчаровы» [3, с. 180], то есть, о потомках Шаншара. Потомки Шаншара не являлись султанами, но фамильные знатность, богатство и влияние позволили именно так характеризовать их генерал-майору Броневскому.

Казангап в 1824 году был избран старшиной Бектемирского рода, в 1832 – аульным старшиной, 1840-1844 (1845) годах – волостным правителем Нурбике-Чанчаровской волости. Сохранившиеся архивные документы, приведенные в исследованиях, позволяют говорить о значительном влиянии Казангапа и среди казахов Среднего жуза, и среди колониальных властей. В частности, известно, что Казангап числился среди приглашенных султанов, биев и старшин «каракесекских волостей» на совет для объявления «об открытии при урочище Каркаралы Окружного управления», то есть, учреждения Каркаралинского округа [4, с. 262-265]. В документальном источнике из Государственного архива Омской области, датированном 22 января 1842 года, зафиксировано: «Казангап, сын Мушикин, от роду имею 67 лет, грамоте ни на каком языке не знаю, Веры магометанской, Каркаралинского округа, Нурбике-Чанчаровской волости бий, а по выбору народа управляю означенной волостью с 1840 года» [5, с. 46].  Данной волостью Казангап управляет до самой смерти, до 1845 года. 

Российские колониальные власти понимали, что реформы вызовут неприятие местного населения и привлекали для стабилизации ситуации и «успокоения» населения наиболее авторитетных и влиятельных представителей степной знати, среди которых был и Казангап. Он пользовался в степи огромным уважением, обладал добрым и справедливым характером, решая проблемы соплеменников, отлично ориентировался в нормах обычного права казахов.

В 1830 году был на приеме у российского императора Николая I в Санкт-Петербурге, за добросовестную службу получил звание поручика [6, с. 129-130]. В период 1938-начале 1840-х годов казахские бии Казангап,  Алшыбай и Кунанбай были награждены серебряной медалью с барельефом Николая I [1, с. 51; 6, с. 103]. Семья Казангапа была связана с Абаем Кунанбаевым: мать Абая  – Улжан была потомком Шаншара, а внучка бия Алшимбая Дильда стала первой женой Абая. Своего старшего сына Мусатая Таттимбет женил на дочери волостного правителя Мусы Шорманова. Как видим, казахская степная элита составляла браки для укрепления своего положения и состояния. 

Неслучайно на айтысе акынов Биржана и Сары звучали строки об известной в степи семье Казангапа:

«Почет Казангапу дается шутя,

В роду знамениты уже с колыбели,

Здесь все при чинах, при богатстве, при деле,

Жена здесь полковник, полковник дитя» [7, с. 302; 8, с. 126]

Четвертый фактор –  культурная среда, творческое окружение, талантливые, яркие личности, которые вызывали восхищение окружающих, на которых хотелось походить или даже превосходить их. Совершенно естественно, что у Казангапа за дастарханом часто были знатные гости –  общественные, политические, религиозные деятели, бии, музыканты, акыны и др.; их присутствие, творчество, беседы не могли не воспитывать способного мальчика: талантливое и именитое окружение влияло на формирование мышления, таланта, личности в целом. 

Еще один, пятый фактор. В поездках рядом с Таттимбетом всегда было большое окружение почитателей его таланта и друзей, которые находились рядом и поддерживали кюйши, сопровождая его по жизни.  Многие из них известные, неординарные личности: неслучайно среди его знакомых и друзей называют Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Варнаву Ботова (основателя Кояндинкой ярмарки)  и других. 

И, конечно же, шестой фактор – природа Сары-Арки, величественная ширь казахской степи, вольный ветер и запах ковыля, сопки в легкой дымке, табуны свободных лошадей. Все это служило источником вдохновения для гениального музыканта, неслучайно десятки кюйев композитора в гармоничной природе и удивительной музыке отражают красоту родного края.

В состоятельной семье влиятельного и богатого бия, общественного деятеля и волостного правителя Казангапа Мошекеулы от жены Акбопе из рода Керей в зимовке Кызылжал (Мошеке-булак) аула (урочища) Мыржык (ныне Каркаралинский район Карагандинской области) родился Таттимбет. Дата его рождения в различных источниках расходится: 1813, 1815, 1816 или 1817 годы. Ряд авторов (А.К. Жубанов, К.С. Мусатаева – прямой потомок Таттимбета) называют датой рождения композитора 1817 год, другие (У. Бекенов, А. Мейдимбеков) – 1815. 

Согласно формулярному списку о службе управителя Нурбике-Чанчаровской волости Каркаралинского округа бия Таттимбета Казангапова от 1852 года указано, что бию Таттимбету Казангапову – 39 лет (если исходить из данных этого документа, год рождения бия – 1813). Упоминается авторами и 1816 год [9, с. 12]. Но все версии относительно года рождения Таттимбета носят характер предположения, гипотезы и даже архивные документы не могут дать точной датировки (в казахской степи функционировал 12-летний цикличный животный календарь, поэтому плохо ориентировавшиеся в нем русские чиновники весьма приблизительно указывали те или иные даты).

Детство Таттимбета, писал К. Салыков, прошло в благоприятных условиях мирной и богатой жизни. Кажущиеся необъятными степные просторы Сары-Арки, удивительная красота Каркаралы окружали мальчика с детства. Будучи самым одаренным ребенком в семье, по сохранившимся преданиям, с ранних детских лет Таттимбет поражал окружающих своей наблюдательностью, острым умом, сообразительностью и ярким музыкальным дарованием. Большое влияние на него оказала его мать Акбопе, знавшая большое количество народных песен и сказок. По книге А.К. Жубанова, «она, может быть и любила Таттимбета больше его братьев и сестер, потому что из восьми детей Казангапа никто особенно не отличался тягой к искусству» [10, с. 166].  

Искусством решать судебные тяжбы в степи, административным опытом делились отец Казангап, родственник Алшымбай би; большую роль в становлении Таттимбета сыграл его дед Мошеке. В юном возрасте Таттимбет разбирает различные жалобы, вершит суд, становится известен по всей округе.

Первым учителем музыки стал дядя Таттимбета, младший брат Казангапа – Али (чье исполнительское мастерство пользовалось большим уважением), он рано научил его играть на домбре народные кюи и подбирать аккомпанемент к песням, и в детстве талантливого ребенка  прозвали «мальчик-кюйши» [2, с. 3]. Искусство по исполнению кюйев ему передавал домбрист Куандык, ученик известного кюйши Байжигита. Таттимбет овладел домбровым стилем «шертпе» аркинской традиции. Согласно исследованиям искусствоведов, этот стиль имел «древние истоки и получил свое классическое выражение в музыке Сарынияза-торе и Байжигита – основными предшественниками Таттимбета как кюйши». О Сарыниязе-торе осталось очень немного сведений, о Байжигите известно чуть больше. Он жил в XVIII веке в Восточном Казахстане (на территории современной Семипалатинской области), будучи очевидцем казахо-джунгарских войн, героическую тематику, патриотический и эпический дух выразил в своих произведениях – кюйях. Среди учеников Байжигита был известный домбрист Куандык, передавший ученикам Кенжебаю и Таттимбету свое искусство домбрового исполнения и сочинения музыки. [1, с. 51-52]

В молодом возрасте Таттимбет сформировался как зрелый кюйши, прекрасный исполнитель с обширным репертуаром. О жизни Таттимбета ходило множество разнообразных легенд. Оригинальный, талантливый, красивый юноша с изысканным вкусом, блистательным остроумием, аристократизмом в поведении молодой Таттимбет был любимцем публики. Являясь ярким и оригинальным серэ (певец, музыкант, импровизатор, артист) юноша создавал праздничное настроение там, где появлялся. В красивых нарядах, с богатым убранством коней, в большом и шумном сопровождении джигитов, музыкант-лирик нравился девушкам, был желанным гостем на всех праздниках в казахской степи.

Место и роль серэ в казахском обществе исследователи определяют так: «экстравагантные люди эпикурейского толка» – А.В. Затаевич [11, с. 83]; «степной актер» – А.К. Жубанов [10, с. 166]; «универсализм дарования», «рыцарство и благородство» серэ, с преобладанием в их творчестве любовной тематики – Е. Исмаилов [12]; «странствующий певец-музыкант», «их репертуар отличался не только эпическими сказаниями, но и артистическими выступлениями, в которых значительное место занимали шутки, прибаутки, иногда костюмированные фокусы» – А.Х. Маргулан [13, с. 71]; «рыцарство» серэ, обожание и «обожествление» салов и серэ, которым  отводили «почетное место выше старейшин – аксакалов, биев, султанов» –  Е. Турсунов [14, с. 56]; салы и серэ были призваны в обществе определять «молодежную культуру», их функции не сводились исключительно к развлекающим, они, воспитывая молодежь,  формировали у них степной этикет – А.И. Мухамбетова [15]. Но Таттимбет был не только серэ. В своем творчестве Таттимбет был неординарным человеком, соединившим в себе поэта, певца, серэ, талантливого домбрового исполнителя и замечательного композитора.

О Таттимбете и его кюях сохранилось много легенд. Некоторые легенды живут в нескольких вариантах. По одному из преданий Таттимбет научил своего коня Бозжорга «танцевать» под звуки своей домбры, исполняя свой кюй «Қара жорға» («Вороной иноходец»). По другому варианту, он даже показал этот номер степному генерал-губернатору, получив в подарок от последнего зонтик [10, с. 165–166], с которым Таттимбет потом якобы не расставался (можно себе представить такое зрелище: в XIX веке в казахской степи всадника верхом на коне с открытым зонтиком от солнца). Одним из легендарных приемов было умение Таттимбета играть на домбре большим пальцем ноги. А.К. Жубанов пишет о том, что Таттимбет играл кюй «Былқылдақ» во время состязания музыкантов и закончил его большим пальцем ноги [10, с. 167].

По другой легенде музыка Таттимбета, его домбра обладали исцеляющим даром. Молодой 18-летний музыкант Таттимбет пришел к богачу Кушикбаю, у которого умер единственный сын. Безутешный аксакал был в состоянии в горе, не хотел жить. Таттимбет сел на пороге юрты хозяина и стал играть. Согласно этому преданию Таттимбет играл 2 дня и 2 ночи без перерыва, начав со скорбных мелодий, перешел к жизнеутверждающим мотивам. Рассказчики утверждают, что Таттимбет сыграл 62 кюя, по представлениям кочевников, у человека 62 тамыра (вены) и, сыграв 1 кюй, Таттимбет «оживлял» 1 тамыр, «открывая» жизненную энергию убитого горем отца. Сыграв 62 кюйя, молодой кюйши вернул к жизни человека, потерявшего в ней смысл. Несколько вариантов этой легенды записано различными авторами.

Одна из легенд гласит о музыкальном соревновании кюйши с известной домбристкой, где каждый из исполнителей сыграл по 39 кюйев. Победу одержал Таттимбет, рассказывал дирижер Карагандинского оркестра казахских народных инструментов имени Таттимбета, заслуженный деятель Казахстана А. Шоканбаев, когда, сняв обувь, кюйши последний 40-й кюй сыграл большим пальцем ноги [9, с. 12]. Другой вариант этой легенды привел Какимбек Салыков. В ней рассказывается о создании кюйя «Сылқылдақ» («Игривый смех»), и он тоже связан с историей об исполнении 40 кюйев Таттимбетом. Эта история, как утверждает автор, известна во всех уголках Казахстана. Мать Абая Улжан имела младшую сестренку Малкара, дочь бая Турпана. Малкара с малых лет слыла замечательной исполнительницей казахских кюйев на домбре, в том числе и Таттимбета. Произведения кюйши были очень популярными и, как говорили в степи, за обучение и передачу одного его кюя некоторые домбристы требовали лошадь. Два молодых музыканта встретились на Кояндинской ярмарке на музыкальном айтысе. Именно там собирались акыны, музыканты, поэты; на ярмарке кипела жизнь, всегда было много заинтересованной публики и зрителей. Музыкальный айтыс проходил между Малкарой и Таттимбетом, было сыграно по 40 кюйев каждым исполнителем, причем Малкара должна была повторить сыгранные кюи Таттимбета, казалось, что она не уступала по мастерству, но сорок первым Таттимбет исполнил только что родившийся у него кюй «Сылқылдақ». Малкара, услышавшая его впервые, не смогла повторить новый кюй автора и признала свое поражение [2, с. 3].

Кюи Таттимбета, сочиненные им в молодом возрасте («Өкше күй», «Сылқылдақ» и др.) позволили исследователям музыкального творчества кюйши отнести его в разряд-композиторов-лириков. Знакомясь с разными публикациями по творчеству Таттимбета, мы насчитали около десятка различных версий-легенд о создании только одного кюя «Сылқылдақ», что свидетельствует об огромной популярности и легендарности как творчества, так и личности композитора-кюйши. Таттимбет часто выступал со своими произведениями «Сарыжайлау», «Балбырауын» и др. на Кояндинской ярмарке, его почитателем был хороший знакомый кюйши и основатель знаменитой ярмарки Варнава Ботов [16, с. 10].

С молодого возраста Таттимбет помогает отцу в административной и судебной деятельности, решая сложные вопросы судебных дел. Будучи справедливым бием и высокопорядочным человеком, щедрым человеком, помогавшим нуждающимся, Таттимбет завоевал огромное уважение земляков. Отстаивал интересы рода в тяжелые времена перед российской администрацией. Во время тяжелого джута 1840–1841 годов, повлекшего массовый падеж скота у кочевников, ряд волостных правителей обратились к представителю царской администрации, заседателю Каркаралинского округа Неговскому с просьбой переписать скот заново (произведенная перепись скота 1840 года не учитывала падеж, случившийся позже, зимой 1840–1841 годов). Решение вопроса затянулось. Тогда летом, 26 июля 1841 года Таттимбет и Берды Тленчин обратились в окружной приказ с просьбой разрешить им поездку в Омск для решения вопроса о нуждающихся казахах своей волости. Согласно архивным документам им удалось съездить в Омск и добиться помощи [5, с. 82]. Откликаясь на произошедшее, сопереживая этим событиям, Таттимбет сочиняет кюй «Нар шөккен» [12, с. 234].

Прямой потомок Таттимбета в пятом поколении К.С. Мусатаева рассказывала, что Таттимбет, его сыновья и внуки были образованнейшими людьми своего края. Сам кюйши совершил хадж в Мекку и Медину, знал арабский и русский языки (в архивных документах российских властей писалось, что он неграмотен и не знал русского языка, по всей видимости, имелось ввиду знание грамоты на кириллице, а что же касается русского языка, по семейному преданию, Таттимбет может быть не в совершенстве, но владел русским языком).

«Кюйши очень любил книги, – рассказывала К. Мусатаева, – у него дома в определенном месте, завешенном ковром находилась целая библиотека томов в золоченных переплетах. В годы гонений и преследований его потомков почти все личные вещи Таттимбета были утеряны» [17, с. 12].

Природа щедро наградила Таттимбета и другими талантами. Согласно преданиям Таттимбет был охотником, ювелиром, музыкальным мастером, изготавливая домбры, оружейным мастером; прекрасно владел саблей, боевой камчой [18]. Таттимбет был гостеприимным хозяином. В дневниках ссыльного поляка А. Янушкевича остались записи о пребывании в юрте Таттимбета, где он со своими спутниками гостили 4 дня.

Огромную роль Таттимбет и его семья сыграли в сохранении и преумножении богатств и природы родного края. Сам Таттимбет сыграл определенную роль в разведке полезных ископаемых Сары-Арки. Имел знакомства и связи с геологами и русскими купцами-промышленниками. Развитию хозяйства Сары-Арки способствовали братья Таттимбета. Куттымбет занимался разведением лошадей, в том числе и элитных пород. Исследователь М. Гамарник утверждает, что он тоже ездил на прием к императору и награжден медалью. Ырсымбет занимался просвещением края, приглашал мулл из таттарии и Башкирии для соплеменников. 

У Таттимбета и его первой жены Акбопе (Калайы) было трое сыновей – Мусатай (1836–1920), Кысатай (Ксатай,1838–1921), Исатай (1840–1860). Исатай был очень талантлив, но  умер в молодом возрасте (20–21 год). Первая жена кюйши умерла, когда дети были еще маленькими, тоскуя по ней, согласно сказаниям, Таттимбет сочинил кюй «Акбопе» (но исследователи пишут, что это кюй не сохранился и не дошел до нас). Позже Таттимбету сосватали 17-летнюю девушку Есим из рода Бауыр Бошан. Став настоящей матерью сыновьям Таттимбета, Бошан родила дочь Сауле, которая унаследовала талант отца, как домбристка, но умерла в юном 16–17-летнем возрасте. Сыновья Таттимбета были, согласно воспоминаниям земляков, людьми с высоким  нравственными устоями и душевной чистотой, справедливыми и обладали способностями. Они совершили хадж в Мекку и Медину, в народе их называли «кажы» [17, с. 12].

Дату смерти Таттимбета – 1859 год и следующие данные об этих обстоятельствах сообщает исследователь М. Бейсенбаев [6, с. 128]. В последние годы жизни Таттимбета возникла крупная тяжба по вопросу свободной земли недалеко от кочевий Таттимбета. Для выяснения вопроса один из чиновников отправляется в аул кюйши и пытается найти его. Но аксакалы аула сообщают ему о смерти Таттимбета. В Каркаралинский окружной приказ поступает донесение от 6 июня 1860 года, что «бывший управитель Нурбике-Чанчаровской волости сотник Таттимбет Казангапов, подлежащий по сему делу также опросам, умер» [1, с. 104]. Еще один документ говорит о том, что вместо Таттимбета на должность волостного правителя в 1859 году избран  Б. Койсоймасов, его заместителем стал сын Таттимбета Мусатай [6, с. 128–129]. Но в данном документе не говорится о смерти кюйши. Имеется версия А. Сейдимбекова, по которой год смерти Таттимбета – 1860 [19, с. 5]. По воспоминаниям современников Таттимбет перед смертью сильно болел, не вставал с постели и  мог не принимать участие в волостных делах. С этой датой соглашается исследователь жизни и творчества Таттимбета М. Гамарник [1, c. 104]. Великий кюйши Таттимбет похоронен на территории бывшего совхоза Аркалыкский Каркаралинского района Карагандинской области.

Заслуги

Таттимбет является автором более 40 разнообразных по тематике кюйев («Қосбасар», «Көкейкесті», «Былқылдақ», «Қорамжан», «Алшағыр», «Боз айғыр», «Сары өзен», «Бозторғай», «Балбырауын», «Жетім қыз» и др.), в музыкальном творчестве утверждается как лирик. Дебютный кюй «Сылқылдақ» прославил юного кюйши на всю степь. В кюе «Сарыжайлау» отчетливо выражены философские настроения о природе и жизни.

Искусствоведы пишут: «По отточенности музыкальной мысли, совершенству средств выразительности и масштабности композиции это произведение можно назвать гениальным» [1, с. 94]. Его произведения отличаются тонким лиризмом, глубоким психологизмом, исключительной образной силой. Даже в молодые годы Таттимбет создавал кюи эпического склада с глубочайшим философским смыслом, горестными раздумьями и мышлением зрелого человека («Қосбасар», «Алшағыр» и др.), которые были полярно отличны от его же произведений  авторского стиля серэ. Степная молва приписывала 18-летнему Таттимбету слова: «Я вобрал в себя скорбь всего моего народа». В произведениях Таттимбета получила отражение не только локальная сары-аркинская традиция, в ней отслежены музыкальные традиции и других регионов Казахстана. 

Кюи Таттимбета в целом поражают большим числом исполнительских приемов, масштабностью и монументальностью форм, разнообразием тем, сюжетов и образов. Таттимбет являлся превосходным исполнителем и импровизатором. В 1838 году в Омске Таттимбет приехал на совещание биев и был приглашен на прием к генерал-губернатору. Он на встрече сыграл свой известный кюй «Косбасар», продемонстрировал удивительное мастерство музыканта игрой на казахской домбре [20, с. 3]. 

Искусствоведы единодушны в том, что Таттимбет является музыкантом-профессионалом устной традиции, чье творчество представляет собой вершину аркинской школы шертпе-кюев. «Отличие объясняется, прежде всего, особой техникой игры, присущей «школе Таттимбета». Шелковистость, нежность, трепетность звучания достигаются благодаря тому, что звук извлекается не ударом по струнам всей кистью (токпе), а изящным перебором пальцев щипковым приемом (шертпе), причем как в одну, так и другую сторону» [21, с. 355]. «Внешне простые, – как пишут музыканты, – кюи Таттимбета с ювелирной точностью мелодического рисунка, изящной нюансировкой и особой техникой звукоизвлечения достаточно сложны для исполнения [21, с. 356–357]. Вершиной творчества Таттимбета является кюй «Көкейкесті» («Самое заветное»), созданный в последние годы жизни композитора, согласно преданиям был сочинен в последние дни жизни и посвящен друзьям, приехавшим навестить Таттимбета. «В поздних кюях появляются интонации светлой грусти, некоторой психологической сосредоточенности, тонкого лиризма и сдержанных эмоций открытого сердца» [21, с. 361]. 

Таттимбет Казангапулы служил волостным правителем Нурбике-Шаншаровской волости Каркаралинского округа (1842–1854), прославившись высокими нравственными качествами, справедливостью, умением помогать ближним. О его пребывании на службе имеются архивные свидетельства: «Сотник ТаттимбетКазангапов пользуется по званию своему личным дворянством, но в купеческую гильдию не прописан. Был правителем Нурбике-Чанчарской волости Каркаралинского округа с 20 января 1842 года по 25 января 1854 года и уволен с этой должности по домашним обстоятельствам вследствие просьбы, поданной в приказ 29 июля 1853 года, под судом и следствием не был и не состоит» [22, с. 89]. По другим данным, Таттимбет избран волостным правителем в 1844 году и после смерти отца в 1845 утверждается в должности [22, с. 83–84]. Имеются документы, написанные Таттимбетом российской администрации и свидетельствующие о его желании уберечь казахов от людей, несущих смуту или убытки в торговле.

22 октября 1851 года в Каркаралинске состоялось объединенное совещание волостных биев, участвовал в нем и Таттимбет, отец Абая Кунанбай и др., после совещания несколько волостных правителей Каракаралинского округа (в из числе был и Таттимбет) выехали в Омск, что свидетельствует о достаточно высокой репутации в глазах российской администрации Таттимбета, как волостного правителя.

Таттимбет принадлежал к той части казахской степной элиты, которая понимала невозможность открытого сопротивления колонизации Российским государством казахских степей. Как и его отец, он принимает военный чин российской армии. В 1853 году Таттимбету было присвоено звание хорунжего. Зимой 1855 года Таттимбет в составе казахской делегации – 8 депутатов Среднего жуза поехал в Петербург, участвовал в церемонии коронования императора Александра II. Именной список депутатов был достаточно внушительным. «1. Советник областного правления сибирскихкайсаков подполковникЧингизВалиханов. Говорит по-русски порядочно». (Отец ЧоканаВалиханова). «2. Старший султан Акмолинского округа прапорщик Ибрагим Джаикбаев. Говорит по-русски порядочно. 3. Старший султан Баянаульского округа сотник МусаЧорманов. Говорит по-русски порядочно. 4. Султан Акмолинкого округа БегалыКунуркульджин. По-русски не говорит. 5. Заседатель от кайсаковБаянаульского округа хорунжий ШекербайМалгельдин. По-русски не говорит. 6. Волостной управитель Алеке-Байдалинской волости АккошарКичкентаев. По-русски не говорит. 7. БийНурбике-Шаншарской волости Каркаралинского округа ТаттимбетКазангапов. По-русски не говорит. 8. БийЕсенбай-Караульской волости Кокчетавского округа ЧубекБайсарин. По-русски не говорит» [8]. 

Сабит Муканов пишет, что в этот список Таттимбет попал следующим образом. Из-за соперничества старших султанов Кусбека и Жамантая за место в делегации, их обоих лишили этой возможности, и влиятельные казахи выдвинули на это место Кунанбая Ускембаева (отца Абая). Но Кунанбай готовился к паломничеству в Мекку и отказался от поездки в Петербург, предложив вместо себя Таттимбета. Заслуг у последнего хватало, его кандидатура была утверждена. Сейчас трудно утверждать, так ли было на самом деле, определить исторический это факт или вымысел писателя сложно. Но в состав казахской делегации Таттимбет вошел и в Петербург поехал.

23 марта 1855 года Александр I принял делегацию. На приеме Таттимбет исполнил несколько своих кюйев и был награжден: удостоен серебряной медали «Анна на ленте» за исполнительское искусство, а также за административную службу получил чин сотника российской армии. По семейным преданиям, царем Таттимбету был подарен стальной клинок с изумрудом на рукоятке и гравировкой «Киргиз-кайсаку Таттимбету от  Государя-Императора» [17, с. 12]. Часть из этих царских подарков, утверждает краевед Ю. Попов, хранится у его потомков [8]. По семейным преданиям, рассказанным К.С. Мусатаевой, Таттимбет был также на приеме и у Николая I.

Есть предания о Таттимбете, рассказывающие о его дипломатической деятельности. В молодости, выполняя поручение Кунанбая (отца Абая) ездил к казахам Восточного Туркестана для переговоров о принятии российского подданства, чтобы избежать раскола казахов на две части в двух государствах (Российская империя и Китай). По легенде, сочиненные им кюи «Алшағыр-Шаған» и «Қорамжан», отражают события этой миссии. Еще одна миссия, которую приписывают Таттимбету – поездка к Кенесары хану. Его трагической смерти, как говорят предания, посвящен кюй Таттимбета «Азына» («Плач»).

Групповая фотография «Знать Турана». Ок. 1860 год. (Таттимбет второй слева в верхнем ряду). – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

На данной фотографии «Знать Турана» запечатлен Таттимбет незадолго до смерти. Также на фото известные среди казахов общественные деятели. В верхнем ряду первый слева стоит Халиулла Оскенбайулы, дядя Абая; в нижнем ряду (слева направо) сидят ага-султан Атбасарского округа Ерден Сандыбайулы, ага-султан Кокчетавского округа Чингиз Валиханов (Уалиулы, отец Чокана Валиханова (Уалиханова), ага-султан Баянаульского внешнего округа Муса Чорманов, ага-султан Каркаралинского округа Кусбек-торе.

Таттимбет был в своей округе непревзойденным знатоком рудных залежей. С середины XIX века начинается промышленное освоение края. В Казахскую степь едут русские купцы для разведки и разработки месторождений, строят горнодобывающие заводы. С некоторыми из них Таттимбет знаком, в частности с С.И. Поповым. В 1857 году Таттимбет получил свидетельство на производство «золотого промысла». Таттимбет хорошо понимал, что промышленное развитие края неизбежно в будущем.

Память

Творчеству и личности Таттимбета посвящены книги, поэмы, сотни статей, защищены диссертационные работы (Гамарник М.Я., 1996 год). О нем снимали фильмы, один из первых о жизни и творчестве Таттимбета телевизионный фильм «Струны столетий» был снят в 1968 году Карагандинской студией телевидения. В 1998 году казахский поэт Какимбек Салыков завершил работу и издал поэму «Таттимбет», позже переизданную несколько раз. Великий кюйши запечатлен в художественных полотнах, скульптурах и т.п.

Мавзолей Таттимбета.

URL: https://nv.kz/Новый Вестник

Потомки и земляки Таттимбета делают все возможное для сохранения в исторической памяти  творчества великого кюйши Таттимбета (К.С. Мусатаева, Т. Тусупбеков, Т. Асемкулов, А. Брагин, Ю. Попов и др.). Французский историк Гзавье Аллез исследует шедевры знаменитого композитора, он убедил музыкальных издателей в уникальности творческого наследия Таттимбета, по его инициативе и с его помощью во всемирно известной музыкальной студии Парижа «Buda Musique» был выпущен альбом с произведениями великого композитора [23].

Кюи Таттимбета широко представлены в репертуаре всех оркестров Казахстана, выпущены пластинки и диски с кюйями Таттимбета. В честь Таттимбета названы музыкальное училище, филармония и оркестр казахских народных инструментов в городе Караганде.

В селе Егиндыбулак установлены мемориальный памятник-стела (барельеф), мемориальная доска; названы улицы именем Таттимбета в городах Алматы и Караганде. На могиле Таттимбета недалеко от села Актасты в 1962 году был возведен мавзолей. В 1990 году совхоз «Аркалык» Егиндыбулакского района был переименован в Таттимбет. 11 марта 2016 года в Анкаре (Турция) в честь композитора Таттимбета открыли парк его имени.

Список литературы и источников:

1. Гамарник М.Я. Жизнь и творчество Таттимбета. Диссертация на соискание ученой степени кандид. искусствоведения. – Алма-Ата, 1996. – 183 с.

2. Салыков К. Он умножил славу народа // Подробности.  – 2005. – 13 декабря (№ 190). – С. 3.

3. Броневский С.Б. Записки Генерал-майора Броневского О киргиз-кайсаках Средней Орды // Отечественные записки. – 1830. – Август, кн. CXXI, ч. XLII. – С. 162–192.

4. Дело об открытии Каркаралинского и Кокчетавского округов. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.3. Оп.1. Д.299. Л. 660.

5. Дело о незаконных поступках бывшего заседателя Каркаралинского Окружного Приказа Неговского. Ч. I. ГАОО. Ф.3. Оп.2. Д.1988. Л.500.

6. Бейсенбаев М. Абай және оның заманы. – Алматы: Жазушы, 1988. – 136 б.

7. Муканов С. Промелькнувший метеор. Кн.II. – Алма-Ата: Жазушы, 1976. – 411 с.

8. Попов Ю. Золотая домбра Таттимбета / Нива. –  2001. –  № 12. – С.126-132.

9. Машнина А. Загадки Таттимбета // Новый Вестник. –  2016. – 13 апреля (№ 15). – С. 12–13. – URL: http://www.nv.kz/2016/04/16 (дата обращения 9.09.2019)

10. Жубанов А.К. Струны столетий. – Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958. – 396 с.

11. Затаевич А.В. 500 казахских песен и кюйев. – Алма-Ата: Наркомпросс Каз.ССР, 1931. – 312 с.

12. Исмаилов Е. Акыны. – Алма-Ата: «Казгослитиздат», 1957. – 340 с.

13. Маргулан А.Х. О новителях древней поэтической культуры казахского народа // Ауэзов М.О. Сборник статей к его шестидесятилетию. – Алма-Ата: Наука, 1959. –  С.70-89.

14. Турсунов Е.Д. Происхождение древних типов носителей казахской устнопоэтической традиции. Автореферат диссерт…доктор. философ. наук. – Алма-Ата, 1976. – 79 с.

15. Мухамбетова А.И. Жанровая система и типы носителей казахской традиционной музыкально-поэтической культуры. – Алма-Ата, 1989. – 78 с.

16. Могильницкий В. Сто родников Таттимбета // Темиртауский рабочий. – 2015. – 1 апреля (№ 13). – С. 10.

17. Гамарник М. Генеалогия Таттимбета: новые материалы // Индустриальная Караганда. – 2000. – 16 сентября. – С. 12.

18. Асемкулов Т. Все прекрасное имеет единый исток. 20.05.2010. – URL: http://otuken.kz.

19. Сейдімбек А. Қазанғапұлы Тәттімбет// Орталық Қазақстан. – 2001. – 31 қазан. – Б.5.

20. Рыжкова Н. Наследие выдающегося шиши // Индустриальная Караганда. – 2004. – 30 ноября. –  С. 3.

21. История казахской музыки. В 2 т. Т.1 Традиционная музыка казахского народа: песенная и инструментальная / Отв. ред. Т. Джумалиева, А. Темирбекова. – Алматы, 2000. – 424 с.

22. Материалы к биографии Таттимбета // Памятники истории и культуры Казахстана. – Вып.4. – Алма-Ата: «Казахстан», 1989. – С. 83–90.

23. Тарақты Ақселеу. Күй шежіре. – Алматы: «Крамдс-АЯЯАУИ», 1992. – 488 б.

Автор:Сактаганова З.Г., д.и.н.