Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

БИРЖАН САЛ КОЖАГУЛУЛЫ


Биржан сал Кожагулулы (1834-1897) –талантливый певец, композитор; личность, сочетавшая в себе артистичность и поэтическое искусство.

Биография

Видный представитель казахского устного поэтического и музыкального творчества XIX века, один из ярких мастеров слова – Биржан сал Кожагулулы, родился в 1834 году в краю восьмидесяти озер, в местечке Обаган, родовом кочевье рядом с озером Жекей, на территории нынешней Акмолинской области. Окружающая природа – красивые леса Бурабая, прозрачные родники и зеркальные озера наградила акына даром певца, прозорливым взглядом поэта. Биржан сал – представитель рода аксары племени керей Среднего жуза. У Биртаса – прадеда Биржана по мужской линии, было восемь сыновей: Акшолак, Айшуак, Жаншуак, Кожамкул, Кожагул. От Кожагула родились Нуралы, Ералы и Турлыбай, который был отцом Биржана. Дед Кожагул, заметив одаренность внука, стал сам его воспитывать, учил его у аульного муллы грамоте. Дед и бабушка баловали Биржана и предоставляли ему полную свободу для самовыражения. Уже в подростковом возрасте Биржан начал сочинять песни, в которых звучали строки: «Я сын Кожагула – Биржан сал».

Кожагул был одним из состоятельных людей в округе, поэтому Биржан рос ни в чем не нуждаясь, свободно развиваясь в благоприятной среде. С детства мальчик играл на домбре и пел песни, проявил талант в поэзии и музыке, сочинял мелодии. Любовь к песне стала причиной его участия в семейных и родовых праздниках. Юноша внимательно слушал выступления акынов и сказителей, проявлял интерес к народной традиции «сери» и «сал» (путешествующих певцов и сказителей), стал принимать участие в выступлениях. Биржан был рослым, обладал крепким телосложением, с привлекательной внешностью, что можно заметить фотографии, сохранившейся в Акмолинском областном архиве [1, с. 1].

Дед Кожагул сильно повлиял на творчество Биржана, его судьбу, выбор творческой среды, на развитие его как певца и поэта, потому что сам Кожагул был образованным человеком, бием-судьей, острым на язык оратором. В народе его называли «түйе палуан» – борцом, способным побороть верблюда. Кроме того, Кожагул был человеком искусства, бывавший много раз за границей. Поддерживал близкое отношение с ханским двором, дважды посещал Китай в качестве посла. Известно, что по данным академика А. Маргулана, Чокан Валиханов сдал в музей Петербурга на выставку искусств золотое седло посла Кожагула и его позолоченный кинжал. Поэтический дар Биржана, его острословие являются наследственным талантом, переходящим от дедов к детям [2, с. 115].

Свой творческий путь к искусству Биржан начал в медресе, где его наставниками были Имагамбет Ыргызбекулы, Корпеш Бахрамулы, а также Кошебели, известные люди искусства, близкие к религиозному наставничеству из рода керей: поэты и певцы обучили его музыкальному (игра на домбре) и песенному искусству, поэзии и навыкам сказителя, обучили ремеслам, способам охоты, в том числе  охоте с ловчей птицей, подготовке лошадей для скачек и другим навыкам настоящего сал-сери (традиционного певца и сказителя). Биржан придерживался направления, заданного его наставниками, учился навыкам и мастерству исполнителя песен. Биржан обучался не только мастерству исполнителя и охоте с ловчей птицей, а также развивал в себе духовные качества и религиозную добродетель, что повлияло на его известность в народе.

Биржан с детства играл на домбре, пел песни, когда в аул приезжали певцы или музыканты, он не только внимательно слушал их, но и пытался понять их приемы исполнения. Если же певцы и исполнители приезжали в соседние аулы, всегда выезжал туда, и участвовал в этих праздниках. Он любил не только песни, но и традицию «сал-серилик» в целом. Его привлекала их нарядная одежда, скакуны, гончие собаки, ловчие птицы и другие атрибуты их профессии.

С тех пор как Биржан стал обладателем приставки «сал», он сразу стал популярным, его песни перепевались, имя было всегда на слуху, а острое слово перехватывали на лету. Его творчеством интересовались и брали за образец поэты и певцы. Биржан сал объезжал аулы, делился своим творчеством с народом, который с удовольствием посещал его выступления и наслаждался особенным стилем исполнения, голосом и песнями. Благодаря удивительному голосу, поразившему всю Сарыарку, а также привлекательной внешности, достоинству и стати, присущие Биржану, он стал узнаваемым по всей степи. Певец стал популярным и  известным в народе за короткий промежуток времени, как Биржан певец, Биржан искусный исполнитель и наконец как Биржан сал [3, с. 4–5].

С 20 лет он создавал оригинальные музыкальные поэтические произведения. Участвовал в различных народных празднествах, айтысах. Учителями Биржан сала были Шоже, Салгара, Толыбай, Орынбай, Нуркей, Сегиз сери, Арыстан.

Он стал известен не только на территории  Кокшетау, но и по всей Сарыарке как признанный представитель казахской литературы. Такие певцы, как Жаяу Муса, Укили Ыбырай, Балуан Шолак затем продолжили традицию Биржан сала. Каждая песня Биржана рождалась в особых условиях. Во время сборов или государственных собраний, Биржан сал создавал новые песни, отражающие духовный мир народа. Биржан сал пел песни на русском, киргизском, башкирском языках. Выезжая в творческие поездки, Биржан заранее создавал новые произведения. О звучании песен, которые он исполнял, известно следующее: «Ритмы его переливались в разнообразии регистров, он пел сильным голосом, с красивыми переливами-переходами, мелодии его широкомасштабных произведений можно было услышать на праздниках, в дни всенародных гуляний. У Биржана был настолько сильный голос, что его песни можно было услышать в аулах, расположенных в пяти-шести верстах вокруг, и люди замолкали, слушая с наслаждением его исполнение» [4, с. 80–81].

Биржан сал умер в 1897 году на территории нынешнего района Биржан сал Акмолинской области.

Заслуги

Творчество Биржан сала отличает новизна формы, разнообразие тематики, оно повлияло на произведения таких выдающихся акынов, как Акан серэ, Жаяу Муса, Ыбырай, Естай и другие. Биржан сал сумел достичь органичного соединения мелодии и текста, что позволило ему быть узнаваемым в среде известных акынов, композиторов, певцов. В творческоем наследии Биржан сала нашли отражение такие черты, как проявление дружбы, любви и счастья, свойственные молодости. Песни Биржан сала отражают ту среду, в которой он жил, а также различные события. Его жизнь была не проста, были взлеты и падения. Он столкнулся с насильственной сущностью некоторых родовых предводителей, пережив при этом лишения и горе. Так ,в песнях «Жанбота» и «Адаскак» Биржан описывает волостных Азнабая и Жанбота, которые, пользуясь своей властью, оказывали на людей давление.

Биржан и его современники-акыны своим творчеством выступают против разделения на рода, патриархальной косности. В своих произведениях Биржан ратует за равенство женщины, поднимает проблемы социального неравенства. Все пережитые им политические и социальные проблемы нашли отражение в творчестве. До наших времен дошло около шестидесяти песен Биржан сал [4, с. 82–83], число которых увеличивается. В песнях Биржан сала нашло отражение особенности быта и жизни казахов второй половины XIX века, мировоззрение людей, их обычаи и традиции.

Биржан сал Кожагулулы не только хорошо знал песенную традицию своего региона, он также внес значительный вклад в древнюю традицию серэ и сал. В своем стихотворении «Биржан сал» выражает желание защитить человеческое достоинство даже в условиях смертельной опасности. Песня «Шидер» про жадного бая, который печется только о себе, песне «Ғашығым» – «Любимая», полна страсти, противоположных чувств, свойственных любви. Также в художественных произведениях Биржан сал есть повседневная рутина, суета и радость существования. Эти песни волновали слушателей, пробуждали в них эстетические чувства. В то же время в этих песнях поэт поднимал вопросы отсутствия социальной справедливости в обществе, призывал к выступлениям против колониальной зависимости [5, с. 100–102].

Очевидно, что Биржан сал начал свой творческий путь в сложное время, когда его правдивые песни мешали осуществлять в степи политические преобразования. Первоначально его родственники не возражали против творчества Биржана, поддерживали его поездки и выступления, гордились им и его творчеством. Но родные начали волноваться за него, когда он достиг среднего возраста, но так и не нашел для себя другой профессии, кроме пения. Родственникам не нравилось, что Биржан постоянно выступает на праздниках, и что он не занимается домом и хозяйством. В связи с колониальной политикой Российской империи, которая запрещала традиционное народное искусство «сал» и всячески препятствовала его распространению, отходом от свободного кочевого образа жизни многие люди поменяли свое отношение к традиционному казахскому искусству, к творчеству «сал» и «сери».

Современники Биржан сала, композиторы и одновременно поэты-певцы, такие как Сегиз серэ, Акан серэ, Мухит, Асет, Жаяу Муса, Балуан Шолак, также внесли свой новаторский вклад в казахскую литературу и музыкальную культуру. Стихи этих поэтов, отражавшие их мечты и надежды о независимости народа, были источником гордости для простых людей. «Серэ» и «сал» создавали стихи и песни, исполняли их под домбру или кобыз. Они посвящали песни наиболее важным социальным проблемам общества, событиям из повседневной жизни казахов, любви, призывали в своих песнях к равенству и свободе казахских женщин. Песня Биржана «Жанбота», песня  «Кулагер», написанная Акан сери, песня Жаяу Мусы «Хаулау» рассказывают о социальной несправедливости в обществе, призывают бороться за достойную жизнь. Посредством поэтического творчества певцов-композиторов, казахская литература наполнилась свободолюбивыми и гуманистическими идеями, которые быстро распространялись среди народа [6, с. 8–9].

Как упоминалось выше, Биржан сал обладал в обществе хорошей репутацией и пользовался уважением. Он пользовался успехом и признанием среди своих коллег. Будучи современником вышеназванных поэтов и певцов, творцов со своей индивидуальной поэзией, песенным искусством и философией, он, безусловно, оказал влияние на их творчество. Яркий талант и высокое искусство Биржан сала стал примером для Жаяу Муса, Канапия Басырга, Култума, Акан серэ, Балуана Шолака, Укили Ибрая. А также Биржан сал как «последний казахский певец сал, старший из поэтов серэ, наставник и новатор в искусстве» способствовал продолжению и распространению песенной традиции сал и сери [7, с. 25–27].

Совершенно не трудно представить мысли и выводы Биржан сала об обществе и о людях своего времени из его произведений. Жизнь баловня Сарыарки, талантливого певца, прошла в трудностях и лишениях. Среда, которая его возвысила, затем стала строить препоны, перестала поддерживать в распространении казахской традиции «сери» и «сал», и лишь его семья оставалась движущей силой его творчества. Традиция «серэ» и «сал» во все времена играла роль народного театра, служила народу источником творческой энергии, положительно влияла на эстетическое мироощущение людей, освобождая от каждодневной рутины, воспитывая художественный вкус. Основной целью традиции «серэ» и «сал» является сложившееся веками воспитание искусством, это ценность, в которой заключается философия кочевой цивилизации, эта традиция была ошибочно отвергнута и недооценена, на сегодняшний день эта точка зрения подвергается пересмотру и переосмыслению.

В произведениях Биржан сала отражены проблемы общества, глубоко рассмотрены трудности и хитросплетения человеческих судеб. Как было сказано выше, совершенно не сложно представить мысли и выводы Биржан сала-об обществе, о людях своего времени из его произведений. Личным примером Биржан сал демонстрировал ценность образования для творчества, сложно также переоценить его вклад в воспитание искусством. Во-первых, при анализе произведений Биржан сал видно, что стержнем его мировоззрения является правдолюбие; во-вторых он является единственным в своем роде проводником традиции сери и сал в масштабе страны, пропагандистом эстетики древней традиции в народе. В-третьих,  Биржан сал выражал в своих песнях идею человеколюбия; в-четвертых, подчеркивал в своих песнях значение роли каждого человека в развитии общества. За это народ и любил творчество «серэ» и «сал» и с удовольствием слушал их. В степи не существовало нотной школы музыки, веселые напевы и мелодичные песни запоминались и перепевались на ходу, если исполнительский талант певца задевал сердца и души народа, приносил радость, то песня мгновенно распространялась на необъятные просторы, прославляя автора [8, с. 21].

Биржан сал был широко известен не только как талантливый исполнитель. Он прославился как певец, распространявший традицию, в основе которой искусство песни и музыки, воздействующая на слушателей, оказывала благотворное влияние на способность размышлять и делать выводы. Биржан сал также получил широкую известность как пламенный поэт-импровизатор. Как известно, воспитательная функция айтысов заключается в том, что два поэта искусным словом раскрывают ценность и художественность языка, его силу воздействия, важность этикета в общении. Большинству любителей айтыса знакомо состязание Биржана с Сарой. В Среднем жузе широкую известность получил айтыс между Шоже и Биржаном, в котором акыны продемонстрировали особую остроту слова и в котором прозвучали критика и претензии в адрес Кунанбая [8, с. 106].

Самые высокие достижения Биржан сала в устном народном творчестве  связаны с его талантом акына-импровизатора. Среди своих современников Биржан сал слыл недосягаемым мастером в искусстве айтыса. Айтысы поэтов-импровизаторов издревле считаются одним из важных видов казахского литературного творчества. Сложившаяся веками традиция соревнования в острословии постоянно совершенствовалась, она продолжала служить обществу и во времена Биржан сала. В те времена известность акына начиналась с участия в айтысе, где поэт в качестве исполнителя соревновался в находчивости, знаниях, остроте и метафоричности слова, и тем самым находил отклик в сердцах слушателей. Поэтому каждый начинающий поэт, желавший посвятить свою жизнь поэзии, в первую очередь готовился к айтысу, вооружался фактами из жизни видных представителей своего рода, чтобы использовать их во время состязания. Многие поэты-импровизаторы ХІХ века прославили казахскую поэзию своим поэтическим талантом,  даром красноречия, находчивостью, глубоким знанием жизни народа, такие поэты были любимы народом. Среди них: Биржан и Сара, Бактыбай, Акбала, Тубек, Шортанбай, Шернияз, Суйнбай и другие [9, с. 551].

По форме и содержанию айтысы во многом отличаются друг от друга. Если основными темами некоторых из их становились жизнь народа, вопросы быта и хозяйствования,  традиции родового сообщества и их особенностей, то, например, айтыс между Биржаном и Сарой поднял вопрос личностной независимости женщины. Наравне с большими айтысами на эпические темы, часто имели место состязания на острословие в шутливой форме, в приветственных словах, что создавало веселый эмоциональный фон. В соответствии с темой и содержанием, художественный уровень айтысов также отличался друг от друга.

Айтысы поэтов-импровизаторов способствовали развитию устного народного творчества. Эти соревнования превратились в школу импровизаторского мастерства, в искусство слова, обучали находчивости, метафоричности высказывания, исполнительскому мастерству.  Акыны-импровизаторы во время айтысов открыто высказывались и критиковали проблемные общественные явления. Позже, в связи с развитием письменной литературы появилась новая традиция – в виде поэтического письма, когда айтыс проходил в форме обмена различными загадками и закодированными сообщениями. Все эти факты оказали всесторонне влияние на развитие национальной поэзии [9, с. 552].

Талант Биржана как импровизатора раскрылся во всей широте во время айтыса с Сарой. Среди произведений поэтов импровизаторов никогда не было текстов такого высокого уровня по художественности как в айтысе Биржана и Сары. Этот айтыс также запомнился темой: в нем поднимались  проблемы  общества, человеческих ценностей [3, с. 23].

В 1865 году Биржан сал встретился с Абаем. Путешествуя по степи со своими выступлениями в традиции сал и сери, Биржан однажды приехал в качестве гостя в аул Абая. Конечно же, песни и сказания, прозвучавшие на той встрече, являются отдельной темой. Великий Абай дал оценку творчеству Биржан сала, отметив, что Биржан не пошел по проторенным тропам, а оставил свой выразительный след, при этом сохранив традицию. Абай восхитился талантом поэта, высоко оценил произведения Биржана и его исполнительское искусство. Встреча двух поэтов стало явлением для степи, повлияло на их дальнейшее творчество. Беседа Биржана с Абаем, всесторонние научные умозаключения великого поэта, критический, честный подход к песням и стихам, двухсторонний союз поэтов оказали влияние на поэзию и искусство в целом. 

Биржан сал со своей стороны смог раскрыть философскую глубину стихов Абая. Если Абай задал новое направление в поэзии, то Биржан сал стал новатором в музыке и исполнительском мастерстве. Абай – поэт, экспериментировавший в своем творчестве в разных художественных стилях, дал высокую оценку песням, поэзии Биржан сала, его мастерской игре на домбре. Особо отмечая народный характер  исполнения [8, с. 90].

В творчестве Биржана сал основное место уделяется любовной лирике и в этом направлении его песни «Айтбай», «Лайлим шырак», «Жамбас сипар», «Каламкас», «Алтын балдак», «Аксеркеш», «Керкекил», «Бирлан», «Гашыгым», «Гашык жар», «Макпал», «Айжан кызга», «Орынтай», «Калкама», «Акжоргажан», и еще другие песни-посвящения. Они являются яркими проявлениями чувств автора, имевшими место в течение его жизни, подтверждением искренней дружбы и любви. Вышеназванные произведения Биржан сала, это поэтические эксперименты, которые привели к созданию настоящей любовной лирики. Вышедший в свет в 1967 году сборник произведений Биржана состоит из 65 стихов, 59 из которых относятся к любовной лирике.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что Биржан сал – это творческая личность, внесшая неоценимый вклад в казахское искусство и культуру. Он остался в памяти народа, в казахской истории как особо значимая фигура. Как композитор, Биржан сал наполнил казахскую народную музыку новыми гранями, обогатил и поднял исполнительское искусство на высокий уровень. Прежде всего, Биржан сал остался для казахского народа златоголосым певцом, личностью с поэтическим и певческим даром. Как и любой обладатель большого таланта, Биржан сал оставил свой неповторимый след, стал основоположником нового направления в музыке и исполнительском искусстве. Биржан сал – мастер поэтического слова, искусный исполнитель песен. Его имя и его произведения пользуются заслуженным уважением у народа, его творчество на сегодня является по форме народным и национальным, по содержанию богатым духовным наследием.

В советское время А. Затаевич, знаменитый исследователь, собиратель казахских песен и стихов,  отредактировал и внес в сборник «1000 песен и 500 мелодий казахского народа» стихи Биржан сала, что является свидетельством большого интереса руководства советского Казахстана к жизни и творчеству выдающегося представителя казахской культуры Биржана Кожагулулы. Автор дал в этом сборнике оценку творчеству Биржан сала. Сборник песен А. Затаевича является одним из крупных изданий и считается первым сборником, в котором опубликованы произведения  Биржан сала [10, с. 15–17].

Песни Биржан сала, посвященные любовной лирике, раскрывают изъяны колониального строя, а также социальное неравноправие женщины. Из чего следует, что исследование творчества Биржан сала, сбор и анализ его песен, их популяризация, с одной стороны, влияет на развитие культуры, а, с другой стороны, демонстрирует все стороны жизни казахского общества во время царского режима. Соответственно, изучение любовной лирики автора помогает обрисовать общество того времени. К примеру, Е. Исмаилов исследование поэзии Биржан сала [11, с. 8–10] начал с изучения места рождения поэта, материалов о его жизни в быту и семье. Исследуя стихи Биржан сала, автор дает оценку положения женщины в обществе.

Точно также, известный композитор и дирижер М. Толебаев исследовал труды Биржан сала в советское время и написал оперу «Биржан – Сара». Исследование М. Толебаева является одной из важных работ в биржановедении. По сюжету айтыса «Биржан – Сара» поэт К. Жумалиев подготовил либретто, основываясь на нем, композитор М. Толебаев написал оперу, которая пользовалась большим успехом в советское время, а композитор также удостоился высокой оценки. Эта опера помогает понять, что все труды, написанные про творчество Биржан сала еще дольше продлевают жизнь произведений поэта, никогда не устаревая и являясь настоящим духовным наследием [12, с. 3–4].

Несмотря на то, что произведения Биржана сала были написаны в период  колониализма и посвящались проблемам простого народа, что соответствовало советской идеологии и было понятным и близким социалистическому строю, благодаря чему произведения Биржана сала были популярными и изучались учеными. Первыми имя Биржана в своих  трудах как знаменитого сала и певца осветили Сабит Муканов и Сакен Сейфуллин. Сабит Муканов собрал важные данные по биографии Биржан сала [13, с. 8–10]. Затем эту работу продолжили исследователи-литературоведы К. Жумалиев, А. Жубанов, М. Габдуллин, М. Ауэзов, а также другие ученые.   

Кроме того, несколько ученых в советское время выпустили сборник о Биржан сале под названием  «Ләйлім шырақ». В сборнике приводится  факты и общественные события,  случаи из жизни автора. Сборник «Ләйлім шырақ» рисует образ женщины, показывает место женщины в обществе в те времена, а также раскрывает политические, социальные и общественные темы [14, с. 10–12].

С тех пор как Республика Казахстан приняла независимость, обязанностью каждого исследователя является осознанный взгляд на историю народа, на язык и культуру. Литератор и ученый Г. Абетов собрал старые и новые материалы о Биржан сале, сделал выводы по его произведениям, провел подробный анализ его поэтических произведений. Выводы по поэтическому творчеству, по его импровизаторскому искусству сегодня встречаются в трудах и других литературоведов. Есть также немало ученых, занимающиеся сбором информации о жизни и судьбе незнакомых песен и стихов Биржан сал. С установлением независимости страны, работы по исследованию творчества Биржана сала расширились. Также сейчас исследуются его путь как поэта-импровизатора, его участие в айтысах [15, с. 32–33].

Память 

Имя Биржана сала всегда будет в памяти народной. В 1967 году была вупущена книга А. Жубанова «Соловьи столетий», первая часть которого посвящена творчеству Биржана сала. В 2009 году по сценарию Таласбека Асемкулова снят художественный фильм «Биржан сал» («Казахфильм», режиссёр и исполнитель главной роли – Досхан Жолжаксынов). В фильме, снятом в жанре лирико-поэтической драмы, сценарист фильма представляет образ Биржан сала в среднем возрасте, когда он был на пике славы и известности. Однако из-за распрей среди  родственников он оказывается в центре конфликта. Этот конфликт и повлек за собой смерть Биржан сала в неволе, расставание с его последней любовью Ляйлим, смерть его жены Апиш – и составили основную сюжетную линию фильма [16, с. 68]. 

Имя Биржана Кожагулулы присвоено очагам культуры и искусства, в городе Кокшетау музыкальный колледж носит его имя, во всех крупных городах  республики именем Биржан сала названы улицы. В 1991 году 1 августа в г. Кокшетау открыт памятник Биржану салу Кожагул-улы (архитектор А. Кайнарбаев, скульптор Т. Досмагамбетов).

Замечательные произведения Биржан сала завоевали всенародную любовь и стали достоянием нации. В декабре 2009 года «Казпочта» выпустила памятную марку «175 лет со дня рождения Биржан сал Кожагулулы» номиналом 25 тенге. В сентябре 2012 года в городе Степняк Акмолинской области открылся мемориальный комплекс в честь великого акына и 13 декабря 2017 года указом президента Енбекшильдерский район был переименован в Биржансалский район. В 2019 году 185-летие выдающегося казахского акына и композитора Биржана сал широко отметили на его родине, в рамках которого состоялась научно-практическая конференция, состязания акынов-импровизаторов, в которых померялись силами представители разных регионов Казахстана. В рамках программы «Рухани жаңғыру» в Биржансалском районе создан его музей.

Список литературы и источников:

1. ГААО (Государственный архив Акмолинский области). – Ф. 1115. – Оп. 12. – Д. 10.

2. Негимов С. Казахские сал-сери / С. Негимов. – Алматы: Ана тілі, 2005. – 128 с.

3. Биржан сал Кожагулулы. Произведения / Сост. Н. Оразбек. – Алматы: ТОО Издательство «Қазақстан», 2013. – 384 с.

4. Каренов Р.С. Исключительная фигура, повлиявшая на формирование и развитие поэзии сал-серэ // Вестник Карагандинского национального университета им. Е.А. Букетова. серия Филология. – 2012. – № 2 (66). – С. 80–92.

5. Нурым Шыршыгулулы, Биржан сал Кожагулулы, и др. Произведения. – Алматы: Нұрлы Press.kz, 2014. – 288 с.

6. Абуев К.К. Ключевые вопросы относительно жизни и творчества Акан сери // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Бір кезде Ақан едім аспандағы», посвященной 175-летию великого казахского композитора, поэта, певца Акан серэ Корамсаулы. Қазақстан. – Кокшетау, 23 ноября, 2018 г. – 197 с.

7. Боранбаева Ж.К. Художественная особенность произведений Биржан сал // Вестник ПМУ. серия Филология. – 2011. – №2. – С. 21–27.

8. Азамат Т. Этнокультурное воспитание через традицию Сал-серэ: монография – Павлодар: Кереку, 2008. – 152 с.

9. История Казахстана (от античности до сегодняшнего дня). В пяти томах. Том 3. – Алматы: Атамура. – 2010. – 766 с.

10. Затаевич А.В. Исследования. Воспоминания. Письма и документы. – Алма-Ата: КГИХЛ, 1958. – 304 с.

11. Ысмайылов Е. Мысли о литературе: Про поэтов и поэтическое искусство. – Алматы: Жазушы, 1968. – 317 с.

12. Даулет Изтилеуов. Жемчужине оперы «Біржан-Сара» 70 лет. 25.10. 2016 © e-history.kz.

13. Муканов С. Народное наследие. Историко-этнографический обзор. – Алматы: Жазушы, 1979. – 380 б.

14. Кожагулулы Б. Лайлим шырак [Текст]: песни / Б.Кожагулулы; составители: Б.Г. Ерзакович, А. Дербисалин, З. Коспаков. – Алматы: Онер, 1983. – 165 с.

15. Кусманова К.Ә., Абилмажинова А.Б. Текстологическое исследование текстов  айтысов // Вестник КазНУ им Аль-Фараби, серия Филология. – 2014. – № 3 (149). – С. 31–34.

16. Ахмет А. Образ сал-сери в казахском кино. // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Национальное кино: новшества и пути развития». – Алматы, 2014.

Автор: АпендиевТ.А., PhD