Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

АМАНГЕЛЬДЫ ИМАНОВ


Амангельды Удербайулы Иманов (3 апреля 1873 – 18 мая1919) – выдающийся лидер национально-освободительного движения 1916 года против колониальной политики Российской империи. Участник гражданской войны в 1918–1920 гг.

Биография

Амангельды Иманов родился в 1873 году в селе № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда (ныне Амангельдинский район Костанайской области). Его отец Удербай Иманов происходил из рода узын-кыпчак, а мать Калампыр занимались земледелием, частично охотой и рыболовством. Его предок Иман Дулатулы из рода кыпчак был известным батыром и авторитетным полководцем, который участвовал в восстании Кенесары хана [1].

Амангельды лишился отца, когда ему было 8 лет. Вырос сиротой: батрачил и видел бедственное положение народа. В засушливый неурожайный 1887 год Амангельды, как и многие другие бедняки, мог найти пропитание только за счет отходных работ. Амангельды и его старший брат работают пастухами у баев. Как свидетельствуют современники, Амангельды пытался по-своему сопротивляться жестокости и произволу бая. Не получив полного расчета, он на лошади бая уезжает домой. Однако бай с помощью волостного управителя отбирает лошадь, так и не оплатив труд батрака. Первое столкновение и первое поражение, неодолимая сила бая и свое бессилие – оставляют неизгладимый след в сознании подростка [1].

Юность Амангельды проходила в период активной деятельности выдающегося педагога, демократа-просветителя Ибрая Алтынсарина. До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе дулыгальского имама Абдрахмана. Здесь он проучился четыре года, освоил 3 иностранных восточных языка (турецкий, персидский, арабский языки). В 1910 году в Терисбутаке, где жил род Амангельды, по его инициативе была построена школа [1].

Еще до восстания 1916 года Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима. Под влиянием освободительных идей Первой русской революции 1905–1907 годов он участвует в вооруженной борьбе против баев. Юный Амангельды, испытавший байский произвол и не раз пытавшийся защитить себя и друзей от самоуправства волостных управителей и аульных старшин, перестает батрачить. Примерно с 20-летнего возраста он вместе со старшим братом Бектепбергеном работает в его кузнице, занимается охотой. Меткий стрелок, отличный наездник, по натуре активный, энергичный, вольнолюбивый, жизнерадостный жигит имеет друзей не только в своей Кайдаульской волости, он становится известным и за ее пределами. Ему не раз приходилось сталкиваться с властьимущими [2].

Установив тесную связь с группой коммунистов, А. Иманов прославился на всю Тургайскую степь как организатор национально-освободительной борьбы крестьянских масс. В 1896–1908 годы царское правительство неоднократно сажало его в тюрьму, считая неблагонадежным.

Cоветская историография традиционно изображает лидеров просоветских сил «поборниками народной свободы». Амангельды не стал исключением: советские биографические материалы характеризуют его как «противника британской колониальной системы», с детства включившегося в борьбу с западной буржуазией.

Публикации 1950-х годов, равно как и некоторые более поздние, приписывают ему также участие в «вооружённой борьбе против баев»: во время волнений 1905–1907 гг. ему было уже 32–34 года. Тем не менее, данных об этом участии в них нет ни в русских, ни в казахских источниках, помимо канонической советской историографии, в которой нет ссылок на архивные материалы или документы [3].

«Не раз ему пришлось побывать в тюрьмах, ездить в Петербург по делам заключённых казахов», – отмечается в советской энциклопедии (впрочем, без ссылок на источник). Ни в каких других публикациях не обнаружено сведений о его пребывании «в тюрьмах». Утверждение о поездках в Санкт-Петербург, тем более неоднократных, «по делам заключённых» также не нашло документального подтверждения и выглядит крайне мало достоверным.

В статье «К двадцатипятилетию партии» 7 марта 1923 года А. Т. Джангильдин среди борцов, отдавших жизнь за власть Советов, назвал имя Амангельды. «Иманов, – писал он, – был из бедных киргиз-батраков. Один из первых киргизских борцов угнетенных, он пробуждал трудовые массы к сознательной жизни. Он чувствовал, что с победой будут сняты вековые оковы рабства, что словом не проймешь железные сердца правителей, и с первых дней восстания сделался врагом их, вступив в ряды активных борцов революции. Вдохновляя своих единомышленников, он был стойким до последней минуты свой жизни» [2].

Заслуги

Амангельды – типичный представитель передовых слоев казахского трудового шаруа (бедных крестьян) начала ХХ века. Благодаря активному участию в общественной жизни аула, способствовавшему его значительному политическому развитию, он стоял в передовой шеренге освободительного движения. В обстановке подъема революционного движения в царской России в 1916 году началось восстание в Казахстане и Средней Азии. Поводом к восстанию в Казахстане явился указ царя Николая II от 25 июня 1916 года, названный «реквизицией», о призыве казахов в возрасте 19–43 лет на прифронтовые окопные работы. В ходе восстания А. Иманов проявил себя как стойкий боец, убежденный в антинародном характере государственной власти. Восстание имело политическое значение, было направлено против колониальной политики царского правительства, имело целью освобождение народа и продолжалось до Февральской революции в России [4].

В степях Тургая повстанческое движение оказалось настолько мощным, что совладать с ним для власти представлялось весьма трудной задачей, ведь почти все военнообязанные были призваны и сражались на европейских фронтах. Во главе восставших здесь стояли военачальники Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин. Амангельды сумел создать дисциплинированный конный отряд с четко налаженным взаимодействием частей. В разгар восстания под знаменами Амангельды находилось около 50 тыс бойцов. В октябре 1916 года только в Тургайском и Иргизском уездах было образовано около 20 отрядов. Амангельды установил в отрядах строгую дисциплину, научил повстанцев пользоваться оружием и требовал усвоить правила ведения боевых действий. «Мы организовали несколько кузниц. Здесь наши кузнецы вместе с рабочими, бежавшими от мобилизации из Атбасара, Акмолинска и даже из Семипалатинска, переделывали и чинили берданки, охотничьи и старинные фитильные ружья, ковали ножи, топоры, пики… Мы сами готовили порох, лили пули, делали седла и сбруи», – вспоминал Джангильдин [5].

Деев И. Революционер. 1936 г.

Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев Амангельды Иманов создал стройный и дисциплинированный военный организм с жестким иерархическим подчинением и разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого подразделения стояли свои начальники – десятники (онбасы), пятидесятники (елубасы), сотники (жузбасы) и тысячники (мынбасы). Также был сформирован специальный отряд снайперов (мергенов). Сам Амангельды Иманов был избран сардарбеком – главнокомандующим повстанцев, со своим четко функционирующим военным советом (кенес) [6].

Амангельды открыто готовится к войне против царизма. В первую очередь он собирает оружие, сохранившееся у населения. Для сбора лошадей, седел, продовольствия в каждый аул он назначает уполномоченного. По его заданию с населения собирается скот из расчета по одной голове со 100 голов крупного рогатого скота, по одной голове мелкого рогатого скота с 25 голов. По 3 рубля с крестьянского и по 100–500 рублей с байского хозяйства. Причем, с баев эти сборы, в случае отказа, взыскивались в принудительном порядке. В аулах организуют кузницы, назначаются специальные люди для снабжения их железом, углем, свинцом. Определяются города, поселки и отдельные лица, с которыми должны держать связь повстанцы, указываются все пути сношений с ними, а также места остановок. В Иргизский, Кустанайский, Атбасарский уезды, а также на Джезказганский и Карсакпайский рудники Амангельды направляет специальных людей, чтобы не допустить проникновения сюда войск и подготовить постой для своих «сарбазов» [7].

В 1916 году Иманов стал героем восстания, произошедшего после того, как местное население призвали на тыловые работы I мировой войны. Иманов занимался агитацией, используя кинематографический аппарат «Гок», который принадлежал Джангильдину: показывали степнякам картины, и те, заинтересовавшись, присоединялись к восстанию [5].

Известно одно из обращений Иманова к городскому населению: «Злые люди все ваши и наши враги пустили слух, что мы, восставшие за свои права, будем убивать всех русских. Это ложь. Мы не воюем с трудовым русским народом. Мы воюем с царем, с царскими порядками, со своими баями и муллами, которые продали нас царю и проливают нашу кровь. Не верьте злым слухам!» [5].

22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай, осада которого продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двигался экспедиционный карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и пр. орудий. Получив сведения о приближении превосходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду г. Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября казахские сарбазы, численностью в 12 тыс. человек в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отряд подполковника Катомина. Основная масса повстанцев для сохранения живой силы во второй половине ноября отошла на 150 км от Тургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 года до середины февраля 1917 года. Схватки между повстанцами и карателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находился штаб Иманова [9].

В этой операции ярко проявились организаторский и военный таланты Амангельды. Его сарбазы показывали пример бесстрашия и решительности. Царское правительство было вынуждено выслать карательные войска, чтобы дать отпор воинам Амангельды. Только после прибытия основных вооруженных сил противника, через 27 дней, Амангельды отвел свое войско. В январе 1917 года он снова предпринял действия по захвату города, но был вынужден отступить, так как силы были неравные. В это время Амангельды стал проникаться передовыми идеями большевистской партии. После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 года Амангельды занял Тургай [6].

Кастеев А. Войска Амангельды. 1970 г.

.

В октябре 1917 – январе 1918 гг. Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды членов РКП(б) под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918) [5].

В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. Во время гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака [5].

В октябре 1917 – январе 1918 года Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области (ныне Костанайская область), был военным комиссаром Тургайского уезда. В марте следующего года Иманов стал делегатом от трудящихся Тургайского уезда и участвовал в работе Первого тургайского областного съезда Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казахских депутатов, проходившего в Оренбурге, а уже 4 апреля ему вместе с другими делегатами пришлось сражаться с людьми атамана Дутова, напавшими на город. И с этого времени по декабрь Амангельды возглавлял партизанское движение против войск Дутова. В середине декабря отряды под командованием Джангильдина, Иманова и Киселева освободили Тургай, и Иманов стал военным комиссаром Тургайского уезда. Большевики выдали ему деньги на формирование красноармейских частей [4].

В апреле 1919 года противники Советов совершили переворот в Тургае. После ликвидации Советской власти в Тургае 20 апреля 1919 года А. Иманов был взят в плен. Беловардейцы убили его за несколько часов до вступления в город Красной Армии [10].

Амангельды Иманов был похоронен на Алаколе, в 1940 г. перезахоронен в районном центре Амангельды (бывший аул Батпаккара). На могиле установлен памятник в 1960 году. Автор – первый казахский профессиональный скульптор, заслуженный деятель искусств, народный художник Х. Наурызбаев. Памятник расположен на площади перед зданием молодежного досугового центра «Шугыла» [4].

ЦК КП Казахстана 15 мая 1944 года принял решение «О дне чествования памяти казахского народного героя Амангельды Иманова». ЦК партии обязал партийные организации провести день 25-летия со дня смерти батыра как историческую дату совместной борьбы казахского и русского народов за утверждение и упрочение Советской власти, за разгром и уничтожение общих врагов казахского и русского народов – белогвардейцев, интервентов и буржуазных националистов, разъяснив трудящимся Казахстана выдающуюся роль Амангельды Иманова как крупнейшего политического деятеля казахского народа, революционера и большевика, борца за национальную независимость Казахстана, пламенного патриота Советского государства» [11].

В юбилейных мероприятиях Центрального Комитета партии Казахстана предусматривались издание кратких тезисов о жизни и деятельности батыра, организация военно-спортивных игр, конных состязаний и установление конной статуи, надгробного памятника, мемориальных досок в местах наиболее знаменательных в жизни и деятельности героя.

К юбилею были опубликованы статьи исследователей, тезисы отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана.

Сарбазы атакуют. URL: https://express-k.kz/news/pamyat/serdtse_geroya-119307?sphrase_id=3320208?P.

Новым в этих публикациях является то, что впервые более ярко была показана роль Амангельды Иманова как политического деятеля, его роль в организации партизанского движения в тылу Колчака, по превращению Иргизского и Тургайского уездов в опорную базу частей Красной Армии. Исследователи обратили особое внимание на действия Амангельды по ломке межродовых перегородок, на разъяснение трудящимся общенационального характера борьбы [5].

Особое место в публикации этих лет занимает статья Г. Мусрепова «Величественный образ». Автор справедливо выступал против упрощения образа батыра. Он осуждал взгляды тех, кто рассматривал Амангельды как только что рожденного казахским эпосом батыра. В противовес такому взгляду бытовало не менее легковесное мнение, согласно которому А. Иманов – вождь восстания, первый организатор Советской власти в Казахской степи, не поднимался выше простого охотника, батрака, смелого жигита. «Такое упрощенное представление об Амангельды Иманове, – писал далее Г. Мусрепов, – не менее вредно отразилось на создании образа настоящего полководца и государственного деятеля нового типа» [5].

В отличие от многих исследователей Г. Мусрепов обратил особое внимание на необходимость изучения личных качеств и политических убеждений батыра, которые позволили ему верно понять политическую задачу национально-освободительного движения в период революции.

Таким образом, в годы войны в научном изучении биографии А. Иманова был сделан шаг вперед, хотя исследователи чрезмерно увлекались изучением родовой генеалогии. Амангельды Иманов рассматривался ими как «живой носитель и продолжатель лучших героических традиций кипчакского племени». Некоторые историки искали идейные истоки национально-освободительного движения 1916 года в восстании Кенесары Касымова. В публикациях тех лет нет единства во взглядах об этапных событиях развития революционного самосознания А. Иманова [5].

Изучение проблемы продолжалось с новой силой в послевоенные годы. В 1947 году был издан сборник документов и материалов «Восстание 1916 года в Казахстане» (под редакцией Б. Сулейменова). В нем были систематизированы документы и материалы, рассказывающие о движущих силах восстания, роли баев и националистической интеллигенции, распространении идей большевизма в повстанческой массе. Значительная часть сборника была посвящена раскрытию самого содержания революционного выступления повстанцев, в том числе Тургайского очага восстания. В 1949 году была опубликована статья С. Покровского «Амангельды Иманов в борьбе за победу Советской власти в Казахстане». Впервые в литературе предметом исследования стал советский период деятельности батыра. В статье выдвигался тезис о том, что «подготовка и осуществление антисоветского переворота в Тургае и в апреле 1919 года были проведены при участии иностранных империалистов» [5].

В 1949 году опубликовал свою статью «Батыр-большевик» А. Нурканов. В ней были заложены основы той концепции, которая в самых различных вариантах встречается во всех поздних его публикациях. Лейтмотивом работы А. Нурканова является мысль о том, что А. Иманов – революционер-профессионал. В годы Первой русской революции Амангельды «принимает активное участие в революционном движении народных масс и примыкает к социалистической партии», «несколько раз посещает поселок Кривозерный (по-казахски Саумалколь) Кокчетавского уезда, где была организована подпольная типография». «Таким образом, – пишет А. Нурканов, – в революции 1905–1907 годов А. Иманов в практической деятельности всецело подтверждает большевистские идеи, пропагандирует их среди трудящихся масс». По мнению А. Нурканова, батыр в 1913–1915 годах «под воздействием большевистских групп, из бедняков организует труппы и ведет борьбу против волостных управителей и царской администрации. Амангельды в эти годы посещает Атбасарский и Кокчетавский уезды, проводит беседы с населением и призывает его к организованной борьбе». «По возвращении из Петербурга, – читаем, – Амангельды деятельно приступает к подготовке вооруженного восстания, объясняет трудящимся массам цель и задачи восстания, призывает народ к объединению в борьбе с царизмом» [11].

А. Нурканов как исследователь внес свою лепту в изучение биографии батыра. Северный отряд экспедиции АН КазССР, которым он руководил, собрал большой мемуарный материал. Однако при их обобщении ему не удалось преодолеть субъективистские мотивы мемуаристов, перепроверить, сопоставить эти данные с материалами архивных источников [11].

Таким образом, за полвека после трагической гибели А. Иманова создана о нем большая историческая литература, имеется солидная источниковедческая база, собраны воспоминания современников батыра. Однако следует подчеркнуть, что имеющаяся литература главным образом представлена статьями, опубликованными на страницах периодической печати. К сожалению, некоторые из них написаны поверхностно, без серьезного знания предмета исследования и содержат немало фактических и методологических ошибок.

Память

О героизме Амангельды Иманова многие хорошо знают благодаря учебникам, кино. Его имя носят улицы и школы. О нем сняты кинофильмы. В одноименном районе есть музей Амангельды Иманова.

Старший сын Амангельды Иманова – Рамазан Амангельдиев. 1937 г.

Рамазан Амангельдинов родился в 1911 году в ауле № 3 Батпаккаринской волости Тургайского уезда. В 1938 году Рамазан успешно заканчивает Коммунистический институт журналистики и становится редактором «Пионера» – республиканского журнала для детей. Работа целиком захватила его. На страницах казахстанских изданий публикуются рассказы, очерки и стихи начинающего литератора. Написать яркое повествование о жизни и геройских делах отца, воплотившего в себе лучшие черты народа, было мечтой Рамазана. Но осуществить ее он не успел. Вышли в свет лишь небольшие рассказы, литературные эскизы, посвященные отдельным эпизодам богатой событиями жизни Амангельды.

Октябрь 1941 года. Гитлеровские дивизии с запада, юга и севера рвутся к Москве. Вся страна, затаив дыхание, следила за ходом гигантской битвы. Советские воины понимали, что под Москвой решается судьба Родины. И они стояли насмерть. На одном из участков фронта, в районе города Алексин, оборону держал 843-й стрелковый казахский полк 238-й стрелковой дивизии, в котором служил сын легендарного Амангельды.

Скуп и лаконичен язык официальных документов воинских частей и соединений: «Геройски сражался сын легендарного батыра казахского народа, руководителя восстания казахской бедноты в 1916 году против царского правительства Амангельды Иманова – Рамазан Амангельдиев.Рядовой автоматчик Амангельдиев, оказавшись один в окружении группы немецких солдат, принял неравный бой. Беспощадно, со злобой стрелял он по презренным врагам из своего автомата. До последнего патрона отбивался герой от наседавших немцев. Озлобленные упорством советского автоматчика, фашисты метнули в него гранату. Амангельдиев погиб, но он дорого отдал свою жизнь. Тринадцать вражеских трупов валялись вокруг него…» [13].

Второй сын Амангельды Иманова – Шарип во время открытия памятника Амангельды Иманову в Кызылорде в 1998 году.

Старейший кызылординский фотокорреспондент Болат Омаралиев говорит следующее: «В 1998 году в центре города Кызылорды был установлен памятник Амангельды Иманову. В торжественном мероприятии по этому поводу приняли участие являвшиеся в то время руководителями города Бакберген Доспанбетов и области Бердибек Сапарбаев, многочисленные представители общественности. В те годы в Кызылорде не было памятников, посвященных выдающимся личностям нашей страны. Начало этой традиции положил Бердибек Сапарбаев. В связи со столь значимым для Кызылорды событием были приглашены потомки батыра, в том числе его сын Шарип. Это фото я снял непосредственно у памятника Амангельды батыру. По словам аксакала Шарипа, оказывается, в то время в стране было два памятника его отцу, и этот стал третьим» [14]. Бюст Амангельды Иманова выполнен из бронзы. Батыр изображен с решительным взглядом, гордо поднятой головой, в левой руке сжимает саблю, а правая рука полусогнута на уровне груди. Бюст установлен на прямоугольном постаменте, облицованном мраморными плитами. В верхней части постамента выбита надпись: «Амангельды Иманов 1873–1919». Нижняя часть постамента имеет форму трапеции. Высота бюста – 2,5 м. Общая высота – 4,7 м. Территория вокруг памятника огорожена декоративной металлической оградой, перед памятником установлен гранитный камень с надписью на арабском языке. Территория облагорожена, выложена брусчаткой.

Как писал Ильяс Есенберлин, «львиное сердце должно быть у того, кто правит людьми и берет на себя ответственность за них перед Богом». Львиное сердце Амангельды Иманова мужественно билось за чаяния простого народа.

Не сохранилось ни одной прижизненной фотографии Амангельды Иманова, позже Абылхан Кастеев нарисовал его портрет со слов Алиби Джангильдина. Советская власть уже в 30-х годах начала увековечивать его образ. О нем писали книги, сняли фильм, Жамбыл сочинил стих, его именем называли улицы и поселки, он превратился в легендарного батыра.

И в заключение хотелось бы сказать, что восстание 1916 года занимает особое место в исторической спирали хронологических событий. В условиях империалистического ига и Первой мировой войны Амангельды Иманов и другие руководители восстания явились зачинателями в борьбе за независимость казахского народа на пути к народной демократии. Амангельды Иманов занимает достойное место в историческом полотне вместе с такими батырами, как Исатай Тайманулы, Сырым Датулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары Касымулы.

Прошло более ста лет после его смерти. За это время в память о национальном герое было написано много публикаций, статей, произведений, фильмов и картин. Знаменитые поэты и писатели, такие как Габит Мусрепов, Жамбыл Жабаев и другие поэты посвятили Амангельды Иманову свои стихи. Известный художник Абылхан Кастеев написал портрет национального героя и картины «Наступление Амангельды», «Тургайская кампания».

В 1938 году режиссер М. Левин снял героический фильм «Амангельды». В 1947 году в честь Амангельды Иманова в Алматы был установлен бронзовый памятник. В его честь назван район Костанайской области, установлены памятники, названы улицы во многих городах Казахстана.

Список литературы и источников:

1. Иманов Амангельды Удкeрбайулы // Календарь дат и событий Костанайской области / Костанайская областная универсальная научная библиотека им. Л.Н. Толстого. Информационно-библиографический отдел. – Костанай, 2010. – С. 41–43.

2. Нурканов А. Амангельды Иманов. – Алма-ата: Казахское государственное издательство, 1959. – C. 9.

3. Амангельды́ Има́нов, личность в истории Казахстана. – URL: https://znanija.com/task/24034817.

4. Иманов Амангельды. – URL: http: // tarih-begalinka.kz / ru / history / revolution / figures/imanov.

5. Амангельды Иманов: Статьи, документы, материалы / под ред С.Б. Бейсембаева. – Алма-Ата, 1973. – С. 10–260.

6. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. Сб. док. АН КазССР. – М.: Издательство АН СССР, 1960. – 796 с.

7. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане: Сб. док. АН КазССР. – М.: Издательство АН СССР, 1960. – 796 с.

8. Амангельды Иманов. – URL: https://e-history.kz/ru/biography/view/8.

9. Турсунов X. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. – М.: Наука, 1966. – С. 377–397.

10. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. С.С. Хромов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 720 с. – C. 32.

11. Нурканов А. Народный батыр. – М., 1962. – С. 10–59.

12. Место захоронения Амангельды Иманова. URL: www.amangeldy.kostanay.gov.kz/kultura/turizm/amangeldi-imanov-beyitindegi-eskertkish-1959-zhyl/.

13. Одна страна – одна судьба Газета // Информбиржа. 2018. – № 18 (1243). – 3 мая.

14. Есали А. Иманов //Егемен Қазақстан. – 2017. – № 173 (29154). – 11 сентября.

Автор: Закарья Р.,

докторант