Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

МИРЖАКЫП ДУЛАТОВ (ДУЛАТУЛЫ)


Миржакып Дулатов (Дулатулы) (25 ноября 1885 – 5 октября 1935) – казахский просветитель, общественный деятель, поэт, писатель. Видный представитель казахской культуры и литературы начала ХХ века.

Биография

Миржакып Дулатов родился 25 ноября 1885 года в ауле № 1 Сарыкопинской волости Тургайского уезда (нынешняя Костанайская область, село Кызбел Жанкелдинского района). Его отец Дулат, обученный арабскому письму, был ремесленником. Мать – Дамеш была человеком близким к искусству, исполняла казахские народные песни. Миржакып остался без матери в два года, а отца потерял в двенадцать лет. Его воспитал старший брат Аскар.

Их отец хотел чтобы, так же как и старший сын Аскар, Миржакып сначала был обучен мусульманской, а затем русской грамоте, чтобы он работал в юридической сфере, и отдал его сначала на учебу аульному мулле.

Миржакып Дулатов о своем детстве писал: «Я из Средней орды, род мой – Аргын. В 2 года остался без матери, а в 12 – без отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле. Он был очень невежественным муллой. Не помню, сколько я у него обучался, но я ничему не научился, кроме заучиваний молитв на арабском языке» [1, с. 12].

После двухгодичного обучения у муллы, он обучается у учителя по имени Мукан Токтарбай, который преподавал в русской школе, находившейся в ауле. Так, он был принят в русско-казахскую школу в городе Тургай, учился пять лет и в 1902 году закончил ее с отличием. Эта школа не только восполнила пробелы в его образовании, но и способствовала его формированию как личности. Учитель Мукан сам являлся выпускником учебного заведения, основанного великим просветителем Ибыраем Алтынсариным.

Только что окончивший учебу учитель в течение шести-семи лет обучает детей из народа, в аульных школах. Он и своим ученикам дает глубокие знания и воспитание в таком же духе. В своей автобиографии Миржакып Дулатов пишет: «В 1897 году я поступил в двуклассное русско-казахское училище, после его окончания учился на учительских курсах и получил специальность сельского учителя. Этим закончилось мое образование в учебных заведениях. Начиная с 1902 года, работая сельским учителем, посвящал свободное время усовершенствованию своих знаний» [1, с. 12].

Миржакып самостоятельно занимался и овладел русским языком в совершенстве. Он знакомится с произведениями русских писателей. В течение 6 лет преподавания он познает многие вещи, и готовится к борьбе за независимость своего народа. Его поэтический талант проявляется в эти же годы.

Это время было периодом, когда колониальная политика царизма на казахской земле усилилась и легла тяжелым бременем на народ. Это обстоятельство стало сигналом для пробуждения казахской интеллигенции. В это время в царской России проносилось эхо первой буржуазно-демократической революции.

Миржакып, который самостоятельно занимался, развивал свои знания и хорошо освоил русский язык, в свободное время читал художественные книги, чтобы усовершенствовать свой язык, начинает сочинять стихотворения. Читает много произведений казахской интеллигенции, думающей о своем народе – Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова.

В 1904 году Миржакып приезжает в город Омск и встречается с ученым Ахметом Байтурсыновым. В 1905 году Миржакып участвует вместе с Ахметом Байтурсыновым в общественно-политической деятельности в городе Каркаралинск [2, с. 134].

Он участвует в народно-освободительном движении в Уральске и Санкт-Петербурге, принимает участие в работе съезда конституционно-демократической партии, во время революционных событий 1905 года он находится в рядах демонстрантов в городе Каркаралинск. В это время в городе Уральск проходит областной съезд, на котором было принято решении о создании Казахской конституционно-демократической партии. На данном съезде поднимаются вопросы независимости народа, развития национальной культуры, языка и творчества, свободы религии, составляется и отправляется петиция для царя.

В 1906 году он посещает город Петербург, где обучаются многие казахские ученые и казахская молодежь. В 1907 году в издании «Серке», выпускавшемся в Петербурге, публикуется под псевдонимом его стихотворение «Молодежи» и статья «Наши цели».

Первый сборник стихов Миржакыпа был издан в 1909 году в городе Казань под названием «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»). Воздействие этой книги на казахских читателей было очень сильным. Книга принесла молодому автору известность и вызвала преследования со стороны царизма, он был взят под наблюдение следственных органов, следом был конфискован весь тираж книги [3, с. 4].

В 1909–1911 годы продолжил свою деятельность в судебном совете города Кызылжар, возобновляет учительскую работу и преподает русский язык казахским детям. В это время у него некоторое время обучался и Магжан Жумабаев. В 1910 году в издательстве Каримовых города Казань выходит в свет его роман «Бақытсыз Жамал» (Нечастная Жамал). Он регулярно писал для различных казахских изданий, издававшихся в разных местах, особенно часто – для журнала «Айкап».

Миржакып в 1911 году отправляется из Кызылжара в Семипалатинскую область и объезжает казахские аулы, чтобы своими глазами увидеть быт населения. Здесь он, попавший в поле зрения царской охранки, был арестован полицией и находился под арестом полтора года.

В 1912 году он приезжает в Оренбург. Находившаяся там немногочисленная казахская интеллигенция посоветовавшись, решает приступить издательскому делу с целью продолжения воздействия на сознание народа. М. Дулатов вместе с А. Байтурсыновым закладывает основу первого неофициального издания  просветительско-демократического направления – газеты «Казах» (1913–1918) [4, с. 146].

14 мая 1914 года Миржакып Дулатов создает семью с Гайнижамал Баймураткызы, жившей в городе Омск. По воспоминаниям дочери поэта Гульнар Дулатовой, свадьба проходила в ресторане станции Коломзино близ города Омск. После свадьбы молодожены сразу же отправляются в город Оренбург [5, с. 87].

В 1917–1918 годы Миржакып вновь участвует в движении «Алаш», и в тяжелые годы для России занимается вопросами, касающимися автономии для казахов. В 1917 году участвует в работе общеказахских съездов, созванных в июне и декабре. После установления советской власти некоторое время работает в газетах и журналах Оренбурга.

В 1920 году приезжает в Ташкент, и там работает в редакции газеты «Ак жол», а затем в судебных органах Семипалатинской области.

В эти же годы Миржакып пишет учебники по литературе и арифметике, переводит на казахский язык произведения Фирдоуси, Крылова, Пушкина, Лермонтова и Шиллера.

В 1922–1926 гг. работает преподавателем в Казахском институте народного образования. В период после возвращения на преподавательскую работу готовит «Пособие по математике», состоящее из двух частей, и издает его в городе Ташкент. Пишет пьесу в четырех актах под названием «Балкия».

В 1922 году М. Дулатова незаконно берут под арест. Но эта несправедливость длится недолго, и его освобождают из-под ареста при пересылке из Семипалатинска в Оренбург. В 1924 году издаются двухтомная «Книга кирагатов» (хрестоматийный учебник) в Оренбурге и новое издание «Пособие по математике» в Кзыл-Орде. В этом же году Миржакып участвует в Первом съезде казахских ученых и выступает с речью [6, с. 12].

В 1925–1928 годы Миржакып Дулатов жил в столице страны – городе Кзыл-Орде. Там он написал несколько художественных произведений.

В 1928 году Советская тоталитарная система снова взяла под арест Миржакыпа. В соседних камерах Кзылординской тюрьмы с ним сидели Жусупбек Аймаутов и Ахмет Байтурсынов.

В этот раз после следствия М. Дулатов приговорили к смертной казни, но вскоре приговор заменили лишением свободы сроком на 10 лет. Сначала он находился в Бутырской тюрьме, затем был сослан в Соловецкий лагерь.

Несмотря на то, что Мустафа Шокай устроил Дулатову побег из лагеря, когда в Карелию зашло торговое судно из Франции, Миржакып отказался, боясь за судьбу своей семьи.

В 1930 году его ссылают на строительство Беломорско-Балтийского канала. Ученый умер 5 октября 1935 года на железнодорожной станции Сосновец Беломорского района Карельской АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика), и был похоронен там же [1, с. 123].

В годы Советской власти имя Миржакыпа Дулатова и его творчество были многие годы под запретом. 27 октября 1988 года прокурор Казахской ССР выразил соответствующий протест, и Республиканская коллегия Верховного Суда 4 ноября того же года полностью реабилитировала его почетное имя. А в 1991 году выходит в свет сборник сочинений Миржакыпа Дулатова, где были собраны все его произведения, стихи и статьи.

После обретения Казахстаном независимости в 1996 году его прах был возвращен на родину и погребен.

Заслуги

Творчество и политическую деятельность Миржакыпа можно разбить на три этапа. 1-этап – годы борьбы против колониальной политики Российского царя, 2-этап – участие в движении «Алаш» и борьба против Советской власти, 3-этап – годы служения народу, стране после амнистии советским правительством.

М. Дулатов после знакомства в Омске с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в 1904 году, начинает активно участвовать в политической борьбе. В 1905 году он был одним из составителей петиции, адресованной царской власти [7, с. 123].

После Каркаралинских событий личность, у которой полностью сформировано политическое кредо, теперь нацелилась на политическую закалку в центре России, объятой пламенем революции. И в 1906 году отправляется в Петербург в качестве члена партии кадетов России. Здесь он участвует в работе собраний, организованных мусульманской фракцией и деятелями Волги и Кавказа. В 1907 году участвует в создании первой газеты с национальным духом «Серке» при татарской газете «Улфат» в Петербурге.

3 июля 1907 года царским указом казахи и все коренные народы Сибири и Средней Азии были лишены права участия в Государственной Думе России. Это решение в корне нарушало возможность национального самоуправления.

В статье «Наши цели» М. Дулатов писал, что казахи в России – бесправный народ. За эти годы Дулатов пишет множество произведений и статей. Основная их часть была направлена на пробуждение казахского народа и на разоблачение Российской империи. После публикации этой статьи царская полиция конфисковала газету «Серке». Из этой статьи можно увидеть, насколько он был смелым человеком [8, с. 29].

После создания газеты «Казах», ставшей площадкой для свободного выражения взглядов и включившей в повестку дня актуальные проблемы казахского общества, ее главным редактором стал Ахмет Байтурсынов, а его заместителем – Миржакып Дулатов [3, с. 4]. В 1913 году он вместе с Ахметом Байтурсыновым выпускает газету «Казах» и свой знаменитый сборник «Проснись, казах!». Сборник стихотворений, начинающийся со слов: «Проснись, казах, подними голову. Не проживай зря свои годы в темноте», стал книгой, подтолкнувшей казахов на мысли о будущем своего народа.

Миржакып Дулатов много писал о научных и технических достижениях того времени. Дулатов посредством таких статей хотел нацелить казахскую молодежь знания и науки [6, с. 43].

В 1916 году М. Дулатов, А. Байтурсынов и А. Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы [9, с. 9].

Поэт, находившийся в 1916–1920 годы в самой гуще алашского движения, совершил поездку в Беларусь и вернул на родину казахских джигитов, отправленных туда на окопные работы, в годы гражданской войны сражался против большевиков.

Миржакып Дулатов – один из основателей первого в казахской истории комитета помощи «Жанар», созданного с целью помощи тыловикам, пострадавшим во время Первой мировой войны и беженцам. Он открыл в разных местах центры по оказанию помощи казахам, отправленным на фронтовые работы, всегда находился постоянно рядом с ними. Брал шефство над теми, кто не знал русского языка, и снабжал их всем необходимым. Однако в 1919 году Миржакыпа Дулатова обвинили в причастности к смерти активного участника в борьбе за установление Советской власти – Амангельды Иманова [10, с. 115].

Доказательством того, что Дулатов выражал интересы народа служат его статьи, опубликованные на страницах газеты «Казах»: «Людям, возглавляющим казахский народ», «Земельный вопрос», «О казахах», «Проблемы казахского муфтията», «Собрания запрещаются». Публикация в газете сразу восьми статей на тему «Что такое земство?» означает, что он задумывался о помощи казахам цивилизованным путем со стороны колониальных властей для улучшения экономического самочувствия народа, что на тот момент говорит о многом [8, с. 287].

С того времени, как народ оказался под игом колониализма возникла угроза исчезновения казахского народа с лица земли. В это самое время с целью сохранения казахов активизировалось алашское движение. Деятели движения были выходцами из состоятельных семей, высокообразованные для того времени люди, их лидерами были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Они созывали всеказахские съезды, где обсуждали важные для народа проблемы [9, с. 25].

На общем казахско-кыргызском курултае, проходившем в 5–13 декабря 1917 года в Оренбурге под началом Алихана Букейханова, была объявлена Алашская автономия. Свержение с престола царя в результате Февральской революции, ослабление России, вовлеченной в Первую мировую войну, стала желанной новостью для алашских деятелей. Букейханов и Дулатов, находившиеся среди казахов в белорусском тылу, сразу же после свершения Февральской революции прибыли в Петроград.

По возвращении на родину Алихан, Мустафа, Миржакып втроем опубликовали в газете «Казах» письмо со своими подписями под названием «Сынам Алаша» [4, с. 147].

Положение внутри страны после съезда вовсе обострилось. На территории России росло недовольство против режима большевиков. Партия социалистов-революционеров (эсеров), изгнанная большевиками из правительства, объединилась с другими политическими силами и белогвардейцами, поддерживающими царя, и вступила в борьбу против большевистского режима [9, с. 26]. Страна раскололась на две части, разгорелась гражданская война.

Миржакып как самоотверженный человек на пути к достижению свободы, не страшась никакой опасности, по приказу правительства Алаш Орды начал набирать среди народа войска, оснащал его оружием для ведения военных действий [11, с. 354]. Однако в разгар кровопролитной гражданской войны до него дошел приказ адмирала Колчака, объявившего себя Верховным правителем России, о роспуске Алашского правительства, мечтавшего об автономии.

После объявленной большевиками амнистии для националистов, перешедших на сторону советской власти, Дулатов отказался от дальнейшей вооруженной борьбы.

Резкая смена взглядов и вступление на другой путь было нелегким решением для таких политиков как Миржакып, которые были тверды в своих убеждениях. Но они понимали, что раз их народ находится под этой властью, они никуда не могут деться. Поэтому они тоже перешли на сторону советской власти с самыми добрыми намерениями, с мыслями о том, что это новый путь служения своему народу.

Во время голода 1921–1922 годов, когда представители алашской интеллигенции приступили к собиранию средств для оказания помощи голодающим, Миржакып Дулатов и Жусипбек Аймаутов руководили этим делом. Всего за несколько месяцев они собрали 15 тысяч крупного рогатого скота и раздали голодающим [12, с. 140].

Но судьба была несправедлива к Миржакыпу, так же как и к остальным представителям движения «Алаш». Последние этапы его жизни прошли в изгнании и тяжелых испытаниях [8, с. 222]. Но в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, не переставал служить во благо своего народа.

Во время ссылки в Соловецкий лагерь М. Дулатов создал тюрко-русский словарь. Он писал эту работу для тысяч казахов, кыргызов и других представителей тюркоязычных народов. Арестанты переписывали его от руки и распространяли, так как многие из них не знали жизненно важного на тот момент русского языка. «Владение русским языком азербайджанцев, татар, башкир и узбеков было на очень низком уровне. Миржакып написал усредненный тюрко-русский словарь. Включил в него и уголовную терминологию для облегчения жизни арестантов», – пишет ученый Марат Абсеметов [6].

Миржакып Дулатов написал в лагере и учебник по геометрии, предназначенный для казахских школ. А когда он заметил свои лекарские способности, начал лечить других арестантов.

Миржакып был знаком не только с историческими сведениями, касающимися Ходжа Ахмета Яссауи, историческими данными о Абылай хане, но вместе с тем, он хорошо знал народные предания, и сказания народных акынов и жыршы. То, что Миржакып считал необходимым защитить мечеть Кожа Ахмета Яссауи от разрушения, чтобы она «осталась вечно», обратив специально внимание на эту проблему – это знак его образованности и рассудительности.

Вместе с тем, он выражал озабоченность состоянием казахского языка, и писал: «Если мы хотим сохранить казахский язык, усилить казахскую литературу, то в первую очередь должны учитывать не количественные, а качественные его признаки. Для этого нужно устранять недостатки в написании казахских слов. А для их устранения нужно сначала узнать, какие возникают недостатки и ошибки», – пишет Миржакып Дулатов [8, с. 197].

Миржакып Дулатов – мастер пера, который писал в различных литературных жанрах. Многие его рассказы были выпущены под таким псевдонимами, как: Азамат, Мадияр, Тайминер, Тюркский сын и Сын Аргына.

Первая его книга – это сборник стихов, изданный в городе Петербурге под названием «Проснись, казах!». Затем в Оренбурге в 1913 году издается книга «Гражданин», а в 1915 году книга стихов «Терме» [3, с. 5].

Миржакып, начавший свой творческий путь со стихов, начинает писать в жанре прозы. В 1910 году в городе Казани вышло в свет его произведение в этом жанре – роман «Несчастная Жамал». Это был первый в казахской литературе роман, который был написан в прозе. В 1914 году книга была переиздана.

В эти же годы Миржакып пишет несколько статей и фельетонов. В 1922 году в Ташкенте издает учебник «Пособие по арифметике», состоящий из двух частей. Сочиняет пьесу «Балкия».

Подводя итоги, можно сказать, что Миржакып всю свою сознательную жизнь провел в служении своему народу. В 1929 году во время допроса Миржакып Дулатов заявил в своем последнем слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует» [13].

Произведения М. Дулатова начали масштабно выпускаться со времени обретения Казахстаном независимости. В 1991 году вышел в свет один том сборника, а в 1996–1997 годах издан двухтомник собрания сочинений. Были проведены научные исследования творчества М. Дулатов, опубликованы несколько книг и статей.

Миржакып Дулатов является одним из авторов первой казахской Конституции. Считается первым казахским математиком. Одним из людей, почитавших Миржакыпа Дулатова как учителя, мечтавшего о свободе и равенстве, был первый президент Турции – Мустафа Кемаль Ататюрк. Когда он пришел к власти в 1917–1918 годы дал задание своему другу – профессору Таиру Шагатай перевести на турецкий язык и издать книгу «Проснись, казах!». В это время, подражая этой книге, была выпущена книга «Проснитесь, турки!». Книга Миржакыпа имела очень сильное влияние на народы мира, в том числе японцев. Миржакып в своих стихах не раз воспевал героизм и национальный дух японского народа. В связи с этим некоторые граждане Японии считают Миржакыпа своим духовным наставником. Они тоже выпустили книгу «Проснись, японец!», подражая Миржакыпу Дулатову [14].

Память

Со времени реабилитации имени М. Дулатулы и возвращения всего его творческого наследия в лоно общественного сознания, были проведены работы по изучению его социально-политических и литературно-публицистических работ.

Первыми значительными шагами в этом направлении можно признать законную реабилитацию его имени, осуществленную решением Верховного Суда Казахской ССР от 4 ноября 1988 года, и идеологически-политическую реабилитацию творческого наследия писателя, осуществленную заключением Центрального Комитета Компартии Казахстана по рекомендации Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова от 26 июля 1989 года.

Сразу же после этого были начаты активные работы по публикации и масштабной пропаганде общественно-политического и литературно-творческого наследия Миржакыпа Дулатулы и других деятелей «Алаш». В начале девяностых годов вышли в свет сначала однотомное, затем двухтомное издание. Историки и литературоведы начали изучать его социально-политические и литературно-публицистические работы. В периодических изданиях печати были опубликованы поучительные статьи о его жизни и творчестве. Начали выходить в свет первые научные монографии. В 1997 году японский ученый Уямо Томохико защитил научную диссертацию о политических взглядах Миржакыпа на японском языке.

В результате немалых усилий единственной его наследницы Гульнар Миржакыпкызы, читателям представлен мемуарный труд в двух томах под названием «Шындық шырағы» («Свет правды»).

В результате такой системной работы в 2002–2004 годах вышло в свет академическое издание произведений М. Дулатулы в пяти томах. Кроме того, в 1993, 1994 и 2009 годах режиссер К. Умаров на киностудии «Казахтелефильм» снял фильмы «Возвращение Миржакыпа», «Слово об Алаше», «Алашорда».

Стараниями группы молодых следопытов прах М. Дулатулы, который покоился в землях Карелии в далекой Сибири, был возвращен и погребен в 1996 г. со всеми почестями и соблюдением казахских обычаев в ауле Бидайык Жангельдинского района Торгайской области (ныне входит в состав Костанайской области), там построен мавзолей.

Cписок литературы и источников:

  1. Әбсеметов М. Міржақып Дулатовтың өмірі мен шығармашылығы. – Алматы, 1995. – 215 б.
  2. Смағұлова С. Міржақып Дулатов отарлау саясатына қарсы күрескен қайраткер //«Елім деп соққан ұлы жүрек»: (Халқымыздың көрнекті қоғам қайраткері, ағартушы, публицист  Міржақып Дулатұлына арналады) Құраст. В.Қ Күзембаева; Орталық ғылыми кітапхана. – Алматы,  2002. – 362 б. 
  3. Дулатов М. Оян, қазақ! Роман, өлеңжырлар, әңгімелер. – Алматы: Атамұра, 2003. – 192 б.
  4. Иманбаева С. Ұлттық баспасөздің ұйтқысы // «Елім деп соққан ұлы жүрек»: (Халқымыздың көрнекті қоғам қайраткері, ағартушы, публицист  Міржақып Дулатұлына арналады) Құраст. В.Қ Күзембаева; Орталық ғылыми кітапхана. – Алматы, 2002. – 362 б. 146–154
  5. Дулатова Г.М. Алаштың сөнбес жұлдыздары. Естелік эссе. –Алматы: Мектеп, – 2010. – 360 б.
  6. Әбсемет М. «Міржақыптың ағартушылық қызметі» // Ақиқат. – 2003. – № 7.
  7. Өзбекұлы С., Байгелова Н. Қарқаралы петициясы және Қазақстан конституционализімінің дамуы. – Алматы, 2007. – 152 б.
  8. Дулатұлы М. Бес томдық шығармалар жинағы (Көркемсөз, әдеби сын, зерттеу мақалалары, қазақ тілінде басылған кітаптар көрсеткіштері). М.О.Әуезов атындағы әдебиет және өнер институты. 3 том. – Алматы: Мектеп, 2013. – 369 б.
  9. Қазақстанның тарихы (1914–2009 жж.): Жалпы білім беретін мектептің 9-сыныбына арналған окулық. Арнайы редакторы С. Мәжитов. – Алматы: Мектеп, 2009. – 240 б. 
  10. Иманбаева С.С. М. Дулатұлының азамат соғысы жылдарындағы қайраткерлік ұстанымы // Ғасырлар тоғысындағы алаш идеялары атты халықаралық ғылыми теориялық конференция материалдары (Алматы, 30–31 қазан 2017 ж.). – Алматы, 2017.
  11. Дулатұлы М. Бес томдық шығармалар жинағы. – Алматы: Мектеп, 2003. – 388 б.
  12. Иманбаева С.С. Ұлт зиялыларының 1921–1922 жылдардағы ашаршылық тұсындағы қызметі // Ғасырлар тоғысындағы алаш идеялары атты халықаралық ғылыми теориялық конференция материалдары (Алматы,  30–31 қазан 2017 ж.). – Алматы, 2017. – 138–145 бб.
  13. Тулегенова А.Ж. Міржақып Дулатұлының қоғамдық саяси қызметі // «Заманауи әлемдегі ғылым мен білім» атты халықаралық ғылыми теориялық конференция материалдары (Қарағанды, 30–31 қазан 2015 ж.). – Қарағанды: Болашақ баспа, 2015. – 162–169 бб.
  14. Құмырзақұлы А. Мұстафа Кемал Ататүрік ұстаз тұтқан алаш арысы – Міржақып Дулатұлы. – URL: // e-history.kz.

Автор: Женис Ж.Ж., к.и.н.