Миржакып Дулатов (Дулатулы) (25 ноября 1885 – 5 октября 1935) – казахский просветитель, общественный деятель, поэт, писатель. Видный представитель казахской культуры и литературы начала ХХ века.
Биография
Миржакып Дулатов родился 25 ноября 1885 года в ауле № 1 Сарыкопинской волости Тургайского уезда (нынешняя Костанайская область, село Кызбел Жанкелдинского района). Его отец Дулат, обученный арабскому письму, был ремесленником. Мать – Дамеш была человеком близким к искусству, исполняла казахские народные песни. Миржакып остался без матери в два года, а отца потерял в двенадцать лет. Его воспитал старший брат Аскар.
Их отец хотел чтобы, так же как и старший сын Аскар, Миржакып сначала был обучен мусульманской, а затем русской грамоте, чтобы он работал в юридической сфере, и отдал его сначала на учебу аульному мулле.
Миржакып Дулатов о своем детстве писал: «Я из Средней орды, род мой – Аргын. В 2 года остался без матери, а в 12 – без отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле. Он был очень невежественным муллой. Не помню, сколько я у него обучался, но я ничему не научился, кроме заучиваний молитв на арабском языке» [1, с. 12].
После двухгодичного обучения у муллы, он обучается у учителя по имени Мукан Токтарбай, который преподавал в русской школе, находившейся в ауле. Так, он был принят в русско-казахскую школу в городе Тургай, учился пять лет и в 1902 году закончил ее с отличием. Эта школа не только восполнила пробелы в его образовании, но и способствовала его формированию как личности. Учитель Мукан сам являлся выпускником учебного заведения, основанного великим просветителем Ибыраем Алтынсариным.
Только что окончивший учебу учитель в течение шести-семи лет обучает детей из народа, в аульных школах. Он и своим ученикам дает глубокие знания и воспитание в таком же духе. В своей автобиографии Миржакып Дулатов пишет: «В 1897 году я поступил в двуклассное русско-казахское училище, после его окончания учился на учительских курсах и получил специальность сельского учителя. Этим закончилось мое образование в учебных заведениях. Начиная с 1902 года, работая сельским учителем, посвящал свободное время усовершенствованию своих знаний» [1, с. 12].
Миржакып самостоятельно занимался и овладел русским языком в совершенстве. Он знакомится с произведениями русских писателей. В течение 6 лет преподавания он познает многие вещи, и готовится к борьбе за независимость своего народа. Его поэтический талант проявляется в эти же годы.
Это время было периодом, когда колониальная политика царизма на казахской земле усилилась и легла тяжелым бременем на народ. Это обстоятельство стало сигналом для пробуждения казахской интеллигенции. В это время в царской России проносилось эхо первой буржуазно-демократической революции.
Миржакып, который самостоятельно занимался, развивал свои знания и хорошо освоил русский язык, в свободное время читал художественные книги, чтобы усовершенствовать свой язык, начинает сочинять стихотворения. Читает много произведений казахской интеллигенции, думающей о своем народе – Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова.
В 1904 году Миржакып приезжает в город Омск и встречается с ученым Ахметом Байтурсыновым. В 1905 году Миржакып участвует вместе с Ахметом Байтурсыновым в общественно-политической деятельности в городе Каркаралинск [2, с. 134].
Он участвует в народно-освободительном движении в Уральске и Санкт-Петербурге, принимает участие в работе съезда конституционно-демократической партии, во время революционных событий 1905 года он находится в рядах демонстрантов в городе Каркаралинск. В это время в городе Уральск проходит областной съезд, на котором было принято решении о создании Казахской конституционно-демократической партии. На данном съезде поднимаются вопросы независимости народа, развития национальной культуры, языка и творчества, свободы религии, составляется и отправляется петиция для царя.
В 1906 году он посещает город Петербург, где обучаются многие казахские ученые и казахская молодежь. В 1907 году в издании «Серке», выпускавшемся в Петербурге, публикуется под псевдонимом его стихотворение «Молодежи» и статья «Наши цели».
Первый сборник стихов Миржакыпа был издан в 1909 году в городе Казань под названием «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»). Воздействие этой книги на казахских читателей было очень сильным. Книга принесла молодому автору известность и вызвала преследования со стороны царизма, он был взят под наблюдение следственных органов, следом был конфискован весь тираж книги [3, с. 4].
В 1909–1911 годы продолжил свою деятельность в судебном совете города Кызылжар, возобновляет учительскую работу и преподает русский язык казахским детям. В это время у него некоторое время обучался и Магжан Жумабаев. В 1910 году в издательстве Каримовых города Казань выходит в свет его роман «Бақытсыз Жамал» (Нечастная Жамал). Он регулярно писал для различных казахских изданий, издававшихся в разных местах, особенно часто – для журнала «Айкап».
Миржакып в 1911 году отправляется из Кызылжара в Семипалатинскую область и объезжает казахские аулы, чтобы своими глазами увидеть быт населения. Здесь он, попавший в поле зрения царской охранки, был арестован полицией и находился под арестом полтора года.
В 1912 году он приезжает в Оренбург. Находившаяся там немногочисленная казахская интеллигенция посоветовавшись, решает приступить издательскому делу с целью продолжения воздействия на сознание народа. М. Дулатов вместе с А. Байтурсыновым закладывает основу первого неофициального издания просветительско-демократического направления – газеты «Казах» (1913–1918) [4, с. 146].
14 мая 1914 года Миржакып Дулатов создает семью с Гайнижамал Баймураткызы, жившей в городе Омск. По воспоминаниям дочери поэта Гульнар Дулатовой, свадьба проходила в ресторане станции Коломзино близ города Омск. После свадьбы молодожены сразу же отправляются в город Оренбург [5, с. 87].
В 1917–1918 годы Миржакып вновь участвует в движении «Алаш», и в тяжелые годы для России занимается вопросами, касающимися автономии для казахов. В 1917 году участвует в работе общеказахских съездов, созванных в июне и декабре. После установления советской власти некоторое время работает в газетах и журналах Оренбурга.
В 1920 году приезжает в Ташкент, и там работает в редакции газеты «Ак жол», а затем в судебных органах Семипалатинской области.
В эти же годы Миржакып пишет учебники по литературе и арифметике, переводит на казахский язык произведения Фирдоуси, Крылова, Пушкина, Лермонтова и Шиллера.
В 1922–1926 гг. работает преподавателем в Казахском институте народного образования. В период после возвращения на преподавательскую работу готовит «Пособие по математике», состоящее из двух частей, и издает его в городе Ташкент. Пишет пьесу в четырех актах под названием «Балкия».
В 1922 году М. Дулатова незаконно берут под арест. Но эта несправедливость длится недолго, и его освобождают из-под ареста при пересылке из Семипалатинска в Оренбург. В 1924 году издаются двухтомная «Книга кирагатов» (хрестоматийный учебник) в Оренбурге и новое издание «Пособие по математике» в Кзыл-Орде. В этом же году Миржакып участвует в Первом съезде казахских ученых и выступает с речью [6, с. 12].
В 1925–1928 годы Миржакып Дулатов жил в столице страны – городе Кзыл-Орде. Там он написал несколько художественных произведений.
В 1928 году Советская тоталитарная система снова взяла под арест Миржакыпа. В соседних камерах Кзылординской тюрьмы с ним сидели Жусупбек Аймаутов и Ахмет Байтурсынов.
В этот раз после следствия М. Дулатов приговорили к смертной казни, но вскоре приговор заменили лишением свободы сроком на 10 лет. Сначала он находился в Бутырской тюрьме, затем был сослан в Соловецкий лагерь.
Несмотря на то, что Мустафа Шокай устроил Дулатову побег из лагеря, когда в Карелию зашло торговое судно из Франции, Миржакып отказался, боясь за судьбу своей семьи.
В 1930 году его ссылают на строительство Беломорско-Балтийского канала. Ученый умер 5 октября 1935 года на железнодорожной станции Сосновец Беломорского района Карельской АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика), и был похоронен там же [1, с. 123].
В годы Советской власти имя Миржакыпа Дулатова и его творчество были многие годы под запретом. 27 октября 1988 года прокурор Казахской ССР выразил соответствующий протест, и Республиканская коллегия Верховного Суда 4 ноября того же года полностью реабилитировала его почетное имя. А в 1991 году выходит в свет сборник сочинений Миржакыпа Дулатова, где были собраны все его произведения, стихи и статьи.
После обретения Казахстаном независимости в 1996 году его прах был возвращен на родину и погребен.
Заслуги
Творчество и политическую деятельность Миржакыпа можно разбить на три этапа. 1-этап – годы борьбы против колониальной политики Российского царя, 2-этап – участие в движении «Алаш» и борьба против Советской власти, 3-этап – годы служения народу, стране после амнистии советским правительством.
М. Дулатов после знакомства в Омске с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в 1904 году, начинает активно участвовать в политической борьбе. В 1905 году он был одним из составителей петиции, адресованной царской власти [7, с. 123].
После Каркаралинских событий личность, у которой полностью сформировано политическое кредо, теперь нацелилась на политическую закалку в центре России, объятой пламенем революции. И в 1906 году отправляется в Петербург в качестве члена партии кадетов России. Здесь он участвует в работе собраний, организованных мусульманской фракцией и деятелями Волги и Кавказа. В 1907 году участвует в создании первой газеты с национальным духом «Серке» при татарской газете «Улфат» в Петербурге.
3 июля 1907 года царским указом казахи и все коренные народы Сибири и Средней Азии были лишены права участия в Государственной Думе России. Это решение в корне нарушало возможность национального самоуправления.
В статье «Наши цели» М. Дулатов писал, что казахи в России – бесправный народ. За эти годы Дулатов пишет множество произведений и статей. Основная их часть была направлена на пробуждение казахского народа и на разоблачение Российской империи. После публикации этой статьи царская полиция конфисковала газету «Серке». Из этой статьи можно увидеть, насколько он был смелым человеком [8, с. 29].
После создания газеты «Казах», ставшей площадкой для свободного выражения взглядов и включившей в повестку дня актуальные проблемы казахского общества, ее главным редактором стал Ахмет Байтурсынов, а его заместителем – Миржакып Дулатов [3, с. 4]. В 1913 году он вместе с Ахметом Байтурсыновым выпускает газету «Казах» и свой знаменитый сборник «Проснись, казах!». Сборник стихотворений, начинающийся со слов: «Проснись, казах, подними голову. Не проживай зря свои годы в темноте», стал книгой, подтолкнувшей казахов на мысли о будущем своего народа.
Миржакып Дулатов много писал о научных и технических достижениях того времени. Дулатов посредством таких статей хотел нацелить казахскую молодежь знания и науки [6, с. 43].
Стараниями группы молодых следопытов прах М. Дулатулы, который покоился в землях Карелии в далекой Сибири, был возвращен и погребен в 1996 г. со всеми почестями и соблюдением казахских обычаев в ауле Бидайык Жангельдинского района Торгайской области (ныне входит в состав Костанайской области), там построен мавзолей.
Cписок литературы и источников:
- Әбсеметов М. Міржақып Дулатовтың өмірі мен шығармашылығы. – Алматы, 1995. – 215 б.
- Смағұлова С. Міржақып Дулатов отарлау саясатына қарсы күрескен қайраткер //«Елім деп соққан ұлы жүрек»: (Халқымыздың көрнекті қоғам қайраткері, ағартушы, публицист Міржақып Дулатұлына арналады) Құраст. В.Қ Күзембаева; Орталық ғылыми кітапхана. – Алматы, 2002. – 362 б.
- Дулатов М. Оян, қазақ! Роман, өлеңжырлар, әңгімелер. – Алматы: Атамұра, 2003. – 192 б.
- Иманбаева С. Ұлттық баспасөздің ұйтқысы // «Елім деп соққан ұлы жүрек»: (Халқымыздың көрнекті қоғам қайраткері, ағартушы, публицист Міржақып Дулатұлына арналады) Құраст. В.Қ Күзембаева; Орталық ғылыми кітапхана. – Алматы, 2002. – 362 б. 146–154
- Дулатова Г.М. Алаштың сөнбес жұлдыздары. Естелік эссе. –Алматы: Мектеп, – 2010. – 360 б.
- Әбсемет М. «Міржақыптың ағартушылық қызметі» // Ақиқат. – 2003. – № 7.
- Өзбекұлы С., Байгелова Н. Қарқаралы петициясы және Қазақстан конституционализімінің дамуы. – Алматы, 2007. – 152 б.
- Дулатұлы М. Бес томдық шығармалар жинағы (Көркемсөз, әдеби сын, зерттеу мақалалары, қазақ тілінде басылған кітаптар көрсеткіштері). М.О.Әуезов атындағы әдебиет және өнер институты. 3 том. – Алматы: Мектеп, 2013. – 369 б.
- Қазақстанның тарихы (1914–2009 жж.): Жалпы білім беретін мектептің 9-сыныбына арналған окулық. Арнайы редакторы С. Мәжитов. – Алматы: Мектеп, 2009. – 240 б.
- Иманбаева С.С. М. Дулатұлының азамат соғысы жылдарындағы қайраткерлік ұстанымы // Ғасырлар тоғысындағы алаш идеялары атты халықаралық ғылыми теориялық конференция материалдары (Алматы, 30–31 қазан 2017 ж.). – Алматы, 2017.
- Дулатұлы М. Бес томдық шығармалар жинағы. – Алматы: Мектеп, 2003. – 388 б.
- Иманбаева С.С. Ұлт зиялыларының 1921–1922 жылдардағы ашаршылық тұсындағы қызметі // Ғасырлар тоғысындағы алаш идеялары атты халықаралық ғылыми теориялық конференция материалдары (Алматы, 30–31 қазан 2017 ж.). – Алматы, 2017. – 138–145 бб.
- Тулегенова А.Ж. Міржақып Дулатұлының қоғамдық саяси қызметі // «Заманауи әлемдегі ғылым мен білім» атты халықаралық ғылыми теориялық конференция материалдары (Қарағанды, 30–31 қазан 2015 ж.). – Қарағанды: Болашақ баспа, 2015. – 162–169 бб.
- Құмырзақұлы А. Мұстафа Кемал Ататүрік ұстаз тұтқан алаш арысы – Міржақып Дулатұлы. – URL: // e-history.kz.
Автор: Женис Ж.Ж., к.и.н.