Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ХАЙРЕТДИН БОЛГАНБАЕВ (БОЛГАНБАЙ)


Хайретдин (Кайретдин) Абдрахманулы Болганбаев (Болганбай) (18941937) – видный публицист, общественный деятель, литератор, один из видных деятелей национально-освободительного движения «Алаш».

Биография

Болганбаев Хайретдин Абдрахманулы родился 1894 году в Акмолинском уезде (позднее: Нуринский, затем – Кургалжинский район) Акмолинской области согласно его личной странице, заполненной его рукой 27 января 1925 года. Родители степные казахи-кочевники. Его отец Абиш (Абдрахман) был грамотным человеком, в свое время совершил хадж в Мекку. Поэтому он после аульного мектеба отдал своего сына в известное медресе «Хусаиния», которое находилось в городе Оренбурге.

В годы учебы Х. Болганбаев активно сотрудничал с редакцией газеты «Казах», будучи приглашен известными представителями казахской интеллигенции Калжаном Коныратбай-улы, его младшими братьями, впоследствии известными литературоведами Ауэльбеком и Алибеком Коныратбаевым (последний был застрелен в 1937 году). С молодых лет он был увлечен насущными проблемами родного народа, вопросами просвещения и национального возрождения. Х. Болганбаев всегда определял свою профессию как «преподаватель и работник газеты».

Когда началась Первая мировая война, «реквизировавшая» казахское население на тыловые работы, он оказался одним из первых, кто поехал с гуманитарной миссией в город Минск.

Одним из важных этапов в его жизни было пребывание в городе Ташкенте (Туркестанское генерал-губернаторство). В 1917–1918 годы он вместе с Мустафой Шокаем, Султанбеком Ходжановым издавали газету «Бірлік туы» («Знамя единства»). Был  редактором нескольких номеров этой газеты.

Х. Болганбаев как представитель от коренного населения Сырдарьинского и Туркестанского уездов принял самое активное участие на Втором всеказахском съезде (Оренбург, 1917 г.). Участвовал в формировании Туркестанской автономии (которая была создана в Коканде), просуществовавшей непродолжительное время: с 27 ноября 1917 года по 11 февраля 1918 года. Был членом профсоюза Туркестанской республики (Ташкент) в 1919 году. После разгрома Туркестанской автономии он подверг серьезной критике действия большевиков.

В 1917–1918 гг. был активнейшим участником создания Алашского комитета в  Акмолинском крае. В 1919 году состоял членом Общества просвещения рабочих в г. Ташкенте.

В 1918–1920 гг. Х. Болганбаев работал в системе народного образования Туркестана, работая учителем в Ташкенте. А в 1921–1922 гг. был членом избирательного комитета ТурЦИКа.

В 1920 году он стал членом редколлегии газеты «Ушкын»  и «Еңбек туы» вместе с А. Байтурсын-улы. В этом же году он вместе с видными представителями казахской национальной интеллигенции (А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садвокасов, Ж. Аймаутов) состоял экспертом в государственном издательстве «Казахстан» в городе Оренбурге.

В 1921 году как деятель движения «Алаш» Х. Болганбаев он был делегатом от Туркестанского и Сырдарьинского округов на Первом и Втором (1917-1918) всеобщих съездах (Оренбург). Затем был направлен на региональную конференцию в 1919 году в Сырдарьинский район, а в 1921 году в качестве представителя партии на Конгресс участковых советов.

Мы не должны забывать о международной и политической деятельности Хайретдина. В 1921 году вместе с Д. Адиловым, М. Ауэзовым и др. от имени Алаш Орды участвовал в переговорах с лидерами повстанческого движения в городе Бухара, действовавшего против засилья большевизма. В воспоминаниях «Воспоминаниях» З. У. Тогана имеется оценка басмаческого движения, созвучная с современной интерпретацией этого движения: «Мы должны помнить, что в XXI веке вся борьба за сохранение страны наша история и наши поиски» [6].

К сожалению в официальных источниках умалчивается его жизнь и деятельность с 1922 г. до 1924 год. В своей автобиографии он также указывал, что не мог работать из-за семейных обстоятельств в 1922–1924 годах.

Затем в 1924–1928 гг. Х. Болганбаев был заместителем губернского отдела народного образования в г. Петропавловске. Был преподавателем педтехникума и совпартшколы, затем – заведующим учебным отделом совпартшколы.  

17 декабря 1928 года он был арестован как участник «контрреволюционной организации» и отправлен в алматинскую тюрьму ОГПУ-НКВД. В это же время там находился политзаключенные А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие известные лица, представлявшие так называемую «антисоветскую группировку». Решением коллегии ОГПУ он был отправлен в ссылку в Архангельск, а затем в Сыктывкар, где он отбывал наказание до 1934 г. [2, с. 279]. После возвращения на родину он был сослан как политически неблагонадежный элемент за пределы столицы (Алма-Аты) в Келесский район в село Сары-Агаш Южно-Казахстанской области. Здесь же он работал преподавателем Капланбекского зооветтехникума.

21 апреля 1937 года он был снова задержан и расстрелян 21 ноября этого же года в городе Ташкенте.

27 феврале 1958 году Х. Болганбаев был полностью реабилитирован.

Его супруга Рахима Акбаровна Хальфина – Болганбаева (1903-1986) происходила из знатной купеческой семьи г. Акмолинска. Была внучкой татарского купца Халфин Уали, женившегося на дочери известного своей деловитостью казаха Балкымбая Тауирбала. Самое интересное, что и Акбар – отец Рахимы также женился на казашке по имени Мазтура, дочери Бадигуль Шынгыс-кызы – сестры-погодки известного ученого и путешественника Шокана Валиханова. Когда Х. Болганбаев был в ссылке Рахима, как некогда жены декабристов, вместе с детьми ездила к нему.

Рахима Акбаркызы прожила очень долго, но так и не увидела духовное воссоединение Хайретдина с народом. Согласно воспоминаниям она читала намаз, постилась и ходила в мечеть до последнего дня своей жизни. Хайретдин после возвращения с первой ссылки с большим переживанием сказал «Зря создал семью. Причинил вам много страданий!» Тогда повидавшая многие невзгоды, несмотря на знатное происхождение ради своих детей, выполнявшая любую тяжелую работу Рахима отнеслась с пониманием к мужу и сказала: «Наверное, испытание. Мы все вытерпим». В этнографической исследовательской книге государственного и общественного деятеля Озбекали Жанибекова «Эхо» [7, с. 175] представлены фотографии казахской национальной одежды. Среди них есть фотография 13–14 летней Рахимы (с одним родственником) в уникальной одежде. Супруга Хайретдина 23 года жила в Алматы у младшего сына Мурата. Похоронена она на Кенсайском кладбище.

У Хайретдина и Рахимы четверо детей: Ерик, Гульнар, Серик, Мурат (дети, умершие в младенческом возрасте Асхат и Гульзия похоронены в Нур-Султане близ кладбищ батыров Кенесары). Ерик, Гульнара, Мурат получили достойное образование и долгое время успешно работали в системе народного образования и сельского хозяйства. Сейчас всех троих нет в живых. К сожалению, сын Серик заболел и умер в  Сыктывкаре. Там же родился Мурат. Ерик Хайретдинулы родился в 1925 году, Гульнар Хайретдинкызы  в 1927 году, Мурат Хайретдинулы в 1932 году.

Чтобы осознать жизнь и творчество Х. Болганбая, необходимо проанализировать события начала XX века.

1918–1920 годы были годами борьбы для интеллигенции тюркских народов России. Поэты и писатели были в самой гущи борьбы за судьбу народа. В то же время участились собрания российских тюрских деятелей. По этому поводу Заки Валиди Тоган пишет: «В конце октября – в первых днях ноября 1917 года у Тургайского комиссара Алихана Букейханова собрались выдающиеся казахские представители: писатель Ахмет Байтурсунов, почтенный старец из потомков Чингиза Шахингерей Султан Букейханов из Букеевской Орды, Мустафа Чокай из Ташкента, Джаганша Досмухамедов из Уила и другие. Я присутствовал на их собраниях. …18 января Оренбург был захвачен большевиками. Комиссар Тургайской области Алихан Букейханов и другие казахские интеллигенты сбежали в Восточный Казахстан, в Семипалатинск. …15 мая в Кустанае мы остановились у моего знакомого писателя Габдуллы Гисмети. За два дня до нас приехали казахские представители. Мы обговорили все вопросы и договорились, по каким каналам сообщим о наших проблемах в Японию и другие зарубежные страны: казахи, то есть правительство Алаш Орда установят контакты с границей через Кульджу и Чугучак, а мы направим человека в Японию. Были определены основы повстанческой войны против Ташкента и Ферганы. …Саидгерей Магаз опубликовал в газете «Алаш Орда» (скорее всего в газете «Сарыарка» – Д.К.) статьи о башкирском движении, а также свое стихотворение. …с 18 по 21 июля 1918 года казахское правительство Алаш Орда и башкирское правительство обсуждали проект договора из 12-ти пунктов. …В декабре 1918 года особым событием был приезд из Алаш Орды в Ермоловку Азимбека Биримжанова, писателя Мухтара Ауэзова и еще нескольких казахов. Они тоже говорили о необходимости договориться с Советами в ситуации, когда Колчак и союзники принимают такие жесткие меры против национальных правительств и армий. …В разгар боев, в начале февраля 1919 года в ауле Кулгана прибыли два казахских представителя, и имен которых я сейчас не помню. Кажется, один из них был поэт Магжан. В декабре он уже побывал у нас и написал поэму под названием «Урал» о борьбе башкир против русского нашествия (У М. Жумабаева такая поэма нам неизвестна, из стихов «Орал тауы», то есть «Горы Урала» написано в 1913 году, а «Урал» – 1922 году). Казахи привезли письма от Ахмета Байтурсуна и сообщили и на сторону Советов может перейти лишь правительство Западного Казахстана, Восточный Казахстан вынужден склонить голову перед колчаковским генералом Беловым. …С казахами в Тургай отправился Саидгерей Магаз, чтобы лично передать казахским руководителям, что мы переходим на сторону Советов 18 февраля. …В декабре 1919 года в Восточном Казахстане распалось правительство Алаш Орда. Члены правительства Мир-Азим Кадирбаев и Мухтар Ауэзов в марте приехали в Башкурдистан. Мухтар Ауэзов был настроен гораздо более пессимистично, чем во время нашей встречи в 1918 году. Ауэзов, несмотря на то, что по натуре своей он был человеком пассивным и спокойным, всерьез поддерживал идею продолжения борьбы в Туркестане» [6; 144, 148, 160, 169, 189, 192, 198, 237].

Каждое решение касательно каждого дня и ситуации тяжелого времени требовало от интеллигенции поиска трудных решений. Приведем пример к этому тезису: 1920 год. Провозглашена власть большевиков. Многие из интеллигенции были вынуждены перейти на сторону большевиков.  В одном вагоне едут Ахмет Байтурсынов и Заки (Ахметзаки) Уалиди Тоган. Один – казах, второй – башкир. Ахмет еще надеется принести пользу своему народу находясь на стороне советов, а Заки хочет примкнуть к басмачам из соображений, что «ничего у советов не получится касательно башкиров». З.У. Тоган это время описывает следующим образом: «А мы: Ахмет Байтурсун, некоторые казахские и башкирские интеллигенты и моя охрана поехали на поезде в Саратов. 30-го июня на границе Букеевской Ордой, около Ботакола, нас должен был ожидать казах с двумя лошадьми. …Солдатам, которые были в поезде я ничего не сказал. Попрощались с ними. Все мы, даже Ахмет Байтурсунов, плакали: может никогда больше мы не увидим родину. Мы приняли решение в случае неудачи уехать за границу» [6, с. 259].

В наследии Мустафы Шокая, дошедшем до нас, мы видим следующий вывод о басмачах: «Те, кого называют «басмачами» повстанцы и те, кто борется против российской диктатуры в Туркестане, те кто жертвуют собой и проливают свою кровь ради спасения Туркестана». Данный деятель в своем материале, опубликованном в журнале «Жас Түркiстан» пишет:«Султанбек Ходжанов, Рахым Ангамов, Кадыргалиев, Касымов, Манен Разым, Бату, Смагул Садвокасов и другие десятки и сотни «коммунистов» в Туркестане стали противниками политики Москвы. В действительности, это является одним из проявлений«другого образа «басмачества» [8, с. 247].

Мы надеемся, что эти выводы, исходящие из под пера людей, которые имеют непосредственное отношение к судьбе Туркестана, помогут раскрыть правду по проблеме «басмачества». Как стало известно из воспоминаний З.У. Тогана, М. Шокая казахская интеллигенция в 20-х годах возлагала надежды на этих повстанцев, а также на идею тюркского единства Т. Рыскулов. Мустафа пишет так: «Возглавляемые Тураром Рыскуловым туркестанские коммунисты, на съезде мусульманских партийных организаций, созванном в Туркестанской республике в 1919 году, выступили против национального разделения на узбеков, казахов, кыргызов, туркмен, татар, башкир, и предложили объединение в одну национальную советскую республику» [8, с. 279]. В одной из своих статей М. Шокай также отметил инициативную роль Т. Рыскулова в данном собрании как «первыйшаг к единству тюркских народов под властью советов России» [8, с. 468]. Правда, Турар, который в 20-х годах оклеветанный «пантюркистом» и «сепаратистом», старался быть «истинным коммунистом». Он использовал политическую тактику, сказав что «он в некоторых вопросах ошибся» и жестко критиковал интеллигенцию Алаш. Мустафа Шокай, находившийся в эмиграции, полемизировал с ним в прессе. Но несмотря на это, он отмечал: «За большевистским занавесом Турара Рыскулова, кроется тюркский дух» [8, с. 216].

З.У. Тоган в 1920 году после Бакинского съезда пишет письмо В. Ленину и И. Сталину о ситуации тюрских народов [6, с. 268–269]. Здесь, по его словам, восточная политика советской России сеет раздор среди народов, раздувает искусственно классовую вражду, которая приведет к очень большим трудностям. Таким образом, башкирский деятель отмечает начало террора для тюркской интеллигенции и сообщает об открытой борьбе против советов. Так Заки сообщил о том, что поедет к басмачам в Фергану, Бухару.

В воспоминаниях, описывающих 20-е годы он пишет: «Следовало вести усиленную пропаганду для разъяснения басмачам национальных задач». В этой общей работе была задействована узбекская, башкирская, казахская и татарская интеллигенция. Как пишет З.В. Тоган : «В Бухаре пленным турецким офицерам поручили основать военное училище, некоторые из них во главе с Али-Рыза беем занимались и организацией милиции…В феврале 1921 года появились туркменский адвокат Какаджан Бердиев, представители Алаш Орды Хайретдин Болганбаев, Мухтар Ауэзов, Динше Адилов и еще два человека» [6, с. 288–289].

Таким образом , 2 августа 1921 года в трудный период антисоветского восстания был создан Объединенный комитет Туркестанской Национальной Федерации (ТНФ). В его создании принимали участие доверенное лицо Ататюрка, депутат турецкого Национального мажилиса Исмаил-бей Субхи Сайсаллыоглу, представитель Алаш Орды Динше Адильулы, посол Афганистана Абдрасул-хан и узбекская, кыргызская, башкирская интеллигенция.

Это был поиск на пути единства во время, когда большевизм окончательно решил сломить единение тюрских народов и тормозил идею Т. Рыскулова о создании Туркестанской Советской Республики.

Одним из свидетельств неустанной борьбы тюрских народов на пути к свободе является участие казахов (1918–1923 годы) в басмаческом движении. Несомненно связь истории казахов с восстанием басмачей не ограничивается только данными сведениями.

Кроме того, при изучении этого вопроса мы хотели бы отметить, что участие казахов в движении басмачей не является свидетельством безоговорочного доверия, а одним из путей борьбы. Вместе с тем борьба басмачей – является свидетельством развития единства тюрков и объединения тюрских народов в период большевизма. Борьба с большевизмом и басмаческое движение нашли отражение и в литературе. В год начала басмачества Беимбет Майлин опубликовал стихотворение «О боже, в чем моя вина?» в газете «Бiрлiк туы» Ташкента:

Слез нет,

Скитаюсь.

Куда я теперь?

Беда одна за другим,

О боже, я сегодня печален.

Все равно моя душа останется,

Найдет покой и успокоение?[9].

Одним из писателей, правдиво писавших о невзгодах 20-х годов является классик казахской литературы Жусипбек Аймаутов. Он в своих произведениях «Даладағы наурыз» (Наурыз в степи) [10], «Жаңабайдың жанындағы трагедие» («Трагедия в душе Жанабая») [11] хочет рассказать о многом, но не может. Причина ясна. Пробелы оставленные автором в рассказе раскрывает его смысл. Приведем отрывок: «…если объединился с многими голодными…сделал бы. Жанабай об этом не знал... Он подчиняется законам социума…». Писатель всю главу пишет таким образом. Это – показатель словесного оборота. Однако писатель, хотя и ощущал опасность, но не смог отказаться от правды. Это мы замечаем в его рассказе «Елес». В произведении герой снится писателю Честью в обличии человека своего времени. Он даже спрашивает у писателя «голод, его бремя, его смерть, его потеря, его печаль, его последствия, … были отражены в литературе?» А писатель, не находя ответа, что-то «бормочет». Призрак поднося свое оружие спрашивает «Будешь писать?». Писатель отвечает: «Нет…воз…мож… ности». Призрак, поднося оружие говорит: «Тогда прекратишь писать?» – писатель со страхом отвечает: «Прекращу…». К счастью это был сон.

Направление поиска правды в казахской литературе 20-х годов можно увидеть в рассказах Кошке Кеменгер-улы «Отаршылдық ұсқындары» (Лицо колонизации), «Қанды толқындар» (Кровавые волны), в романе Жусипбек Аймауыт-улы «Ақбілек».

Басмаческое движение башкирских полков, милиции Алаша, Узбекских, Туркменских и тюркских (общее тюркское) – разветвление одного общего движения борьбы против большевизма в России.  

В 1922–1923 гг. большевистская Россия усилила все свои силы к востоку от бывшей империи. Движения сопротивления начали ослабевать. Преследование повстанцев и неожиданное нападение пошатнуло единство движения. В таких условиях лидеры первого восстания попали в плен. Солдаты, оставшиеся без предводителя, начали двигаться на Восток … Таким образом в 1923 году многие участники освободительного движения тюркских народов по объективным причинам и, учитывая решение Объединенного комитета Туркестанской Национальной Федерации, были вынуждены покинуть страну.

Организация «Шағатай бәсi» (в оригинале «Чагатай гурунги»; русский вариант – «Чагатайская беседа»; персидское слово «гурунги» – переводится как «спор»), действовавшая в тяжкое время для судьбы тюркского народа оказало благотворное влияние на духовность Туркестана. Работа А. Фитрат и указанной организации заставило многих задуматься и спасло от многих от ошибок.  

Большим вкладом в духовное развитие Туркестана в 1920-х годах стало создание общества казахско-кыргызской культуры «Талап».

Эта организация официально приступила к работе в Ташкенте 4 декабря 1922 года. Председатель общества – Халел Досмухамедов, члены правления: А.Е. Шмидт, И. Токтабайев, М. Есболов, М. Тынышпаев, М. Ауэзов, К. Тыныстанов. Также в работе организации принимали участие: А. Диваев, М. Жумабаев, Н. Архангельский, К. Жаленов [12, 39]. Х. Болганбаев принимал активное участие в деятельности нового просветительского движения.

Согласно материалам, опубликованным в газете «Ак жол» (Ташкент) в начале 20-х годов, задачи «Талапа» была не только прописаны на бумаге, но реализовывались на практике. Было проведено очень много культурных мероприятий, в том числе юбилей А. Байтурсын-улы в г. Ташкент (центр Туркестана). На страницах печатных изданий пропагандировались наука и образование, организовывались творческие вечера, посвященные Ибыраю Алтынсарину и Абаю, лекции по истории древнего Турана и тюрко-монгольской эпохе, издавались учебники и познавательные книги, написанные интеллигентами по заказу данной организации, что является, по нашему мнению, особым фактом в истории духовности [12, с. 42]. Несмотря на трудные времена, благодаря крепкому национальному духу  просветителей Алаша было сделано очень много.

Вышесказанные сведения доказывают, что интеллигенция Алаша не оставалась в стороне от духовно-культурных вопросов Туркестана. Подтверждением наших слов является участие Болганбая во всех начинаях – от «Бірлік туы» до особых событий в Туркестане.

Для писателя идея Алаша и единство Туркестана одно целое. В своей статье «Алаш автономиясы» пишет: «Автономия Алаш – великая мечта многомиллионного казах-киргизского народа. Нет сомнения в том, что он будет процветать. Век черной силы, которая против всех тех, кто стремится к свободе, равенству, короток как весенняя ночь. Этому великому желанию Алаш, солнце будет светить дольше» [13].

Еще в одном из своих трудов Хайретдин пишет следующее: «513 декабря на Всеказахском съезде, проходившем в Оренбурге собрались все казах-киргизские сторонники Алаш, на котором совещались о создании автономии Алаш, много обсуждалось о казах-киргизах Туркестана. Когда съезд стремился собрать воедино со всех уголков детей Алаш, вероятность их раскола в Туркестане значительно затруднила проблему… Кто бы мог подумать, что казах-киргизы Туркестана не присоединятся к автономии Алаш?» [14]. Мы видим его размышления о сохранении  единства нации в такие тяжелые времена.  

Заслуги

Труды Х. Болганбая посвящены актуальным вопросам общественно-политического и культурного развития Казахстана того периода. В ранних статьях: «Казахские учащиеся медресе «Хусаиния», «Открытое письмо Габдулле Шокаеву», «Женитьба до рождения», «Аренда земли», «Литературный долг», «Литературный вечер», «Годовщина смерти И. Гаспринского» отражены наиболее насущные проблемы казахского общества и колониальной экспансии царизма.

В работах же, написанных в годы активной политической деятельности: «Туркестанский край», «Сила веры», «Казахи и Кокандский съезд», «Кровопийцы», «Перемены в течении суток», «Февральская революция», «Советская власть и Восток» и другие – ярко проявляются его острый ум, стремление к истине и глубокое служение своей родине.

Им же были написаны и ряд художественных произведений «Золотое озеро», «Краткая сказка жизни», «Мельница». В газетах его работы опубликованы под псевдонимом Бортан и Каритай. Поэт Магжан Жумабаев посвятил поэтические строки Х. Болганбаю, где он подчеркивает его природную чистоту души и мыслей.

Сегодня смотришь –

Молодчик Бортан.

Гляди на завтра –

Каритай.

Без изъян и не имеющий себе равных – 

Болганбаев.

В 1934 году его статья о И. Гаспринском была издана в сборнике в Турции.

Жизнь и деятельность Х. Болганбаева с наилучших сторон освещена в трудах известного обшественного деятеля тюркских народов Заки Валиди Тоган, который долгое время находился в эмиграции в Турции.

Х. Болганбаев как видный представитель движения «Алаш», борец за свободу и независимость тюркских народов и как талантливый публицист занимает достойное место в галерее исторических деятелей не только казахского этноса, но и всех народов  Востока. Хайретдин Болганбаев – яркая личность и деятель наряду с Алиханом Букейханом, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Шокай, Султанбек Ходжанов.

Одна из его мыслей ясно отражает облик эпохи: «О, горестливый Туркестан! Словами «Свобода иравенство восторжествовали!», ты надеялся обрести ту независимость, чтодавно лишился. Испытывая глубокие впечатления от великих перемен в России, тебе вспомнилисьлегенды о могучем Тимуре и мудром Бабуре. Но на радостях ты был собой же зря обманут. Чужая победа неспособнаунять скорбь по былому равенству. Если ты воистину познал вкус этой горечи, то ответственность за возрождение должен возложить на собственные плечи. НиРоссия, ни Европа не смогут пробудить твой дух, необходимыйдля этого» (В оригинале: «Сорлы Түркістан! Сен кеше «Бостандық болды, теңдік күні туды» деп қашанғы жоғалтқан еркіндігіңе талпындың ғой. Сен Русияның үлкен өзгерісінің буына желігіп, баяғы айбыны күшті Темірің мен ақылы дана Бабырларыңды есіңе алдың ғой. Жоқ, босқа алданғасың! Шеттен келген бұл бумен үлкен теңдік тірілмейді. Сен ол теңдікті шын өксіп, анық сағынған болсаң, өзгеріс буы өзіңнен шықсын. Сырттан – Русиядан, Еуропадан келген өзгеріс буы саған әл болмайды»). Можно считать это  концепцией Алаш.

Вот еще одна выдержка: «В основе развития страны лежит труд народа. Это постепенный прогресс, и дело не одного дня. Потому оно требует безусловного, непрерывного усердия» (В оригинале: «Ұлт ісі ұлтпен көгереді. Ұлт ісі жүре көркейеді. Соның үшін бұл іске қалың ұлттың өзі еңбек қылуға тиіс һәм оны бір күнде орындалып бітеді демей, аз болса да тоқтатпастан жүргізе беру керек»).

«У всякого дела есть свой знаток, и должнооно совершенствоваться только им», – пишет Хайретдин. Слова, перекликающиеся с наставлением Абая («Если ты талантлив – гордись, и надежным лишь кирпичом в стену строящуюся ложись»), несут смысл, в котором люди цивилизованного мира должны найти свое предназначение и работать во благо страны.

Хайретдин Абдрахманулы Болганбаев – многогранная личность.

Во-первых, Х. Болганбаев является активным участником движения Алаш, которое продолжило традиции казахской государственности. Данные сведения встречаются в газетах «Қазақ» (1913–1918), «Бірлік туы», «Сарыарқа» (1917–1919). Также достоинство трудов Х. Болганбаева с уважением и теплотой отмечали в статьях, воспоминаниях А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Шокай.

Во-вторых, Х.А. Болганбаев – деятель международного уровня. Принимал участие в делах касательно Туркестанской автономии, которая была провозглашена в Коканде и существование которой свидетельствовало об активном участии народов Центральной Азии в борьбе против большевизма. Об этом писали в своих воспоминаниях башкирский интеллигент, эмигрант Заки Вали Тоган и казахский эмигрант Мустафы Шокай. Первая Туркестанская автономия была общей для всей тюркской общности.

В-третьих, Х. Болганбаев является одним из основателей отечественной журналистики и прессы. Он является постоянным автором газеты «Казах». Он также некоторое время работал редактором туркестанской национальной газеты «Бірлік туы» и постоянно выпускал данное издание. Доказательством работы Х. Болганбаева являются сами газеты.

В-четвертых, Х. Болганбаев – личность, внесшая неоценимый вклад в развитие народного образования. Он преподавал в учебных заведениях Кызылжара, Акмолы и Ташкента, организовывал и развивал просветительскую деятельность под руководством А. Байтурсынова. Современники писали об этом на страницах газет и журналов.

В-пятых, Х. Болганбаев – патриот родного края. Он консультировал специалистов, которые занимались определением границ территории Казахской автономной республики в советское время. Приложил все усилие, чтобы Акмолинская область перешла из Сибирского революционного комитета (Омск) в юрисдикцию Казахстана, содействовал  определение районной границы Коргалжын, помог в обучение и воспитание детей дальных аулов.

Знание и признание личности Хайретдина Болганбаева, который пожертвовал своей жизнью ради нации, принес великую жертву, является обязанностью наших современников и потомков.

Память

Научно-культурное сообщество о Х. Болганбаеве начало узнавать в 90-х годах, после того как первые деятели «Алаш» были оправданы. Д. Камзабек-улы и А. Шарип опубликовали статью в газете «Ана тілі» 11 февраля 1993 года под названием «Флаг единства» Мустафы [4], в том числе статью Хайретдина «Пропахший кровью». Содержание и суть этой работы дал всплекс среди отечественных журналистов и историков.

В 1995 году в журнале «Жулдыз» краевед К. Нурмагамбетов опубликовал статью-воспоминание «Кайретдин ага был опорой для народа» [5]. Этот материал во многом способствовал поиску выдающегося труда и наследия Х.А. Болганбаева. Творчество и личность деятеля Алаш – Хайретдина Болганбаева является частью нашей национальной истории.

Произведения деятеля изданы в 2005 году «Шығармалары. Тағылымы» и в 2009 году «Иман күші». В разные годы о Х. Болганбаеве в СМИ писали мастера пера Н. Сапуанов, Т. Борангалиев, С. Актаев, Д. Асауов, Т. Ыскаков [15], а также его родные внуки Жамбыл и Достык Камеловы [16].

В честь Х. Болганбаева названы одни из улиц г. Нур-Султана и Коргалжынского района Акмолинской области.

Список литературы и источников:

  1. Болғанбаев Х. Шығармалары. Тағылымы. – Астана: Парасат әлемі, 2005. – 256 б.
  2. Болғанбай Х. Иман күші. – Алматы: Арыс, 2009. – 288 б.
  3. Жұмабаев М. Шығармалары. – Алматы: Жазушы, 1989. – 448 б.
  4. Мұстафа көтерген «Бірлік туы» // Ана тілі. – 1993. – 11 ақпан. 
  5. Нұрмағамбетов Қ. Қайретдин аға халықтың қамқоры еді // Жұлдыз. – 1995. – № 11. – 12 б. 
  6. Тоган Заки Валиди. Воспоминания:борьба народов Туркестана и других вост. мусульман-тюрков за нац. бытие и сохранение культуры. – М.: Московская типография № 12, 1997. – 650 с.
  7. Джанибеков У. Эхо… – Алматы: Онер, 1990. – 304 с.
  8. Шоқай М. Екі томдық шығармалары. 1-т. – Алматы: Қайнар, 1998. – 512 б.
  9. Майлыұлы Б. Не жаздым, құдай? // Бiрлiк туы. – 1918. – 30 наурыз.
  10. Аймауытұлы Ж. Даладағы Наурыз // Қызыл Қазақстан. – 1922. – № 6. – 2 б.
  11. Қызылбас (Аймауытұлы Ж.). Жаңабайдың жанындағы трагедие // Жас қазақ. – 1924. – № 7, 8, 9, 10. 
  12. Қамзабекұлы Д. Руханият. – Алматы: Білім, 1997. – 272 б.
  13. Бірлік туы. – 1918. – 7 наурыз.
  14. Қазақ. – 1917. – 31 желтоқсан.
  15. Сапуанов Н. Қаламгер Х. Болғанбаев (дипломдық жұмыс, 1994); Боранғалиұлы Т. Шаңырақтың сынып түскен уығы // Егемен Қазақстан. – 1999. – 7 желтоқсан; Ақтаев С. Х. Болғанбаев кім болған? // Ақиқат. – 2003. – № 12; Асауов Д. Халықшыл Хайретдин // Егемен Қазақстан – 2013. – 2 мамыр; Ысқақов Т. Ерді сыйлар ер қайда? // Егемен Қазақстан. – 2019. – 22 шілде.
  16. Камелов Ж. Навечно в памяти людской // Нива. – 2012. – № 5. – с. 109–119; Камелов Д. Его именем названа улица // Apgazeta. Kz. – 2014. – 18 желтоқсан; Камелов Д. Алихан и Хайретдин // Индустриальная Караганда. – 2016. – 12 наурыз.

Автор: Камзабекулы Д., д. филол.н.