Хайретдин (Кайретдин) Абдрахманулы Болганбаев (Болганбай) (1894–1937) – видный публицист, общественный деятель, литератор, один из видных деятелей национально-освободительного движения «Алаш».
Биография
Болганбаев Хайретдин Абдрахманулы родился 1894 году в Акмолинском уезде (позднее: Нуринский, затем – Кургалжинский район) Акмолинской области согласно его личной странице, заполненной его рукой 27 января 1925 года. Родители степные казахи-кочевники. Его отец Абиш (Абдрахман) был грамотным человеком, в свое время совершил хадж в Мекку. Поэтому он после аульного мектеба отдал своего сына в известное медресе «Хусаиния», которое находилось в городе Оренбурге.
В годы учебы Х. Болганбаев активно сотрудничал с редакцией газеты «Казах», будучи приглашен известными представителями казахской интеллигенции Калжаном Коныратбай-улы, его младшими братьями, впоследствии известными литературоведами Ауэльбеком и Алибеком Коныратбаевым (последний был застрелен в 1937 году). С молодых лет он был увлечен насущными проблемами родного народа, вопросами просвещения и национального возрождения. Х. Болганбаев всегда определял свою профессию как «преподаватель и работник газеты».
Когда началась Первая мировая война, «реквизировавшая» казахское население на тыловые работы, он оказался одним из первых, кто поехал с гуманитарной миссией в город Минск.
Одним из важных этапов в его жизни было пребывание в городе Ташкенте (Туркестанское генерал-губернаторство). В 1917–1918 годы он вместе с Мустафой Шокаем, Султанбеком Ходжановым издавали газету «Бірлік туы» («Знамя единства»). Был редактором нескольких номеров этой газеты.
Х. Болганбаев как представитель от коренного населения Сырдарьинского и Туркестанского уездов принял самое активное участие на Втором всеказахском съезде (Оренбург, 1917 г.). Участвовал в формировании Туркестанской автономии (которая была создана в Коканде), просуществовавшей непродолжительное время: с 27 ноября 1917 года по 11 февраля 1918 года. Был членом профсоюза Туркестанской республики (Ташкент) в 1919 году. После разгрома Туркестанской автономии он подверг серьезной критике действия большевиков.
В 1917–1918 гг. был активнейшим участником создания Алашского комитета в Акмолинском крае. В 1919 году состоял членом Общества просвещения рабочих в г. Ташкенте.
В 1918–1920 гг. Х. Болганбаев работал в системе народного образования Туркестана, работая учителем в Ташкенте. А в 1921–1922 гг. был членом избирательного комитета ТурЦИКа.
В 1920 году он стал членом редколлегии газеты «Ушкын» и «Еңбек туы» вместе с А. Байтурсын-улы. В этом же году он вместе с видными представителями казахской национальной интеллигенции (А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садвокасов, Ж. Аймаутов) состоял экспертом в государственном издательстве «Казахстан» в городе Оренбурге.
В 1921 году как деятель движения «Алаш» Х. Болганбаев он был делегатом от Туркестанского и Сырдарьинского округов на Первом и Втором (1917-1918) всеобщих съездах (Оренбург). Затем был направлен на региональную конференцию в 1919 году в Сырдарьинский район, а в 1921 году в качестве представителя партии на Конгресс участковых советов.
Мы не должны забывать о международной и политической деятельности Хайретдина. В 1921 году вместе с Д. Адиловым, М. Ауэзовым и др. от имени Алаш Орды участвовал в переговорах с лидерами повстанческого движения в городе Бухара, действовавшего против засилья большевизма. В воспоминаниях «Воспоминаниях» З. У. Тогана имеется оценка басмаческого движения, созвучная с современной интерпретацией этого движения: «Мы должны помнить, что в XXI веке вся борьба за сохранение страны– наша история и наши поиски» [6].
К сожалению в официальных источниках умалчивается его жизнь и деятельность с 1922 г. до 1924 год. В своей автобиографии он также указывал, что не мог работать из-за семейных обстоятельств в 1922–1924 годах.
Затем в 1924–1928 гг. Х. Болганбаев был заместителем губернского отдела народного образования в г. Петропавловске. Был преподавателем педтехникума и совпартшколы, затем – заведующим учебным отделом совпартшколы.
17 декабря 1928 года он был арестован как участник «контрреволюционной организации» и отправлен в алматинскую тюрьму ОГПУ-НКВД. В это же время там находился политзаключенные А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие известные лица, представлявшие так называемую «антисоветскую группировку». Решением коллегии ОГПУ он был отправлен в ссылку в Архангельск, а затем в Сыктывкар, где он отбывал наказание до 1934 г. [2, с. 279]. После возвращения на родину он был сослан как политически неблагонадежный элемент за пределы столицы (Алма-Аты) в Келесский район в село Сары-Агаш Южно-Казахстанской области. Здесь же он работал преподавателем Капланбекского зооветтехникума.
21 апреля 1937 года он был снова задержан и расстрелян 21 ноября этого же года в городе Ташкенте.
27 феврале 1958 году Х. Болганбаев был полностью реабилитирован.
Его супруга Рахима Акбаровна Хальфина – Болганбаева (1903-1986) происходила из знатной купеческой семьи г. Акмолинска. Была внучкой татарского купца Халфин Уали, женившегося на дочери известного своей деловитостью казаха Балкымбая Тауирбала. Самое интересное, что и Акбар – отец Рахимы также женился на казашке по имени Мазтура, дочери Бадигуль Шынгыс-кызы – сестры-погодки известного ученого и путешественника Шокана Валиханова. Когда Х. Болганбаев был в ссылке Рахима, как некогда жены декабристов, вместе с детьми ездила к нему.
Рахима Акбаркызы прожила очень долго, но так и не увидела духовное воссоединение Хайретдина с народом. Согласно воспоминаниям она читала намаз, постилась и ходила в мечеть до последнего дня своей жизни. Хайретдин после возвращения с первой ссылки с большим переживанием сказал «Зря создал семью. Причинил вам много страданий!» Тогда повидавшая многие невзгоды, несмотря на знатное происхождение ради своих детей, выполнявшая любую тяжелую работу Рахима отнеслась с пониманием к мужу и сказала: «Наверное, испытание. Мы все вытерпим». В этнографической исследовательской книге государственного и общественного деятеля Озбекали Жанибекова «Эхо» [7, с. 175] представлены фотографии казахской национальной одежды. Среди них есть фотография 13–14 летней Рахимы (с одним родственником) в уникальной одежде. Супруга Хайретдина 23 года жила в Алматы у младшего сына Мурата. Похоронена она на Кенсайском кладбище.
У Хайретдина и Рахимы четверо детей: Ерик, Гульнар, Серик, Мурат (дети, умершие в младенческом возрасте Асхат и Гульзия похоронены в Нур-Султане близ кладбищ батыров Кенесары). Ерик, Гульнара, Мурат получили достойное образование и долгое время успешно работали в системе народного образования и сельского хозяйства. Сейчас всех троих нет в живых. К сожалению, сын Серик заболел и умер в Сыктывкаре. Там же родился Мурат. Ерик Хайретдинулы родился в 1925 году, Гульнар Хайретдинкызы в 1927 году, Мурат Хайретдинулы в 1932 году.
Чтобы осознать жизнь и творчество Х. Болганбая, необходимо проанализировать события начала XX века.
1918–1920 годы были годами борьбы для интеллигенции тюркских народов России. Поэты и писатели были в самой гущи борьбы за судьбу народа. В то же время участились собрания российских тюрских деятелей. По этому поводу Заки Валиди Тоган пишет: «В конце октября – в первых днях ноября 1917 года у Тургайского комиссара Алихана Букейханова собрались выдающиеся казахские представители: писатель Ахмет Байтурсунов, почтенный старец из потомков Чингиза – Шахингерей Султан Букейханов из Букеевской Орды, Мустафа Чокай из Ташкента, Джаганша Досмухамедов из Уила и другие. Я присутствовал на их собраниях. …18 января Оренбург был захвачен большевиками. Комиссар Тургайской области Алихан Букейханов и другие казахские интеллигенты сбежали в Восточный Казахстан, в Семипалатинск. …15 мая в Кустанае мы остановились у моего знакомого писателя Габдуллы Гисмети. За два дня до нас приехали казахские представители. Мы обговорили все вопросы и договорились, по каким каналам сообщим о наших проблемах в Японию и другие зарубежные страны: казахи, то есть правительство Алаш Орда установят контакты с границей через Кульджу и Чугучак, а мы направим человека в Японию. Были определены основы повстанческой войны против Ташкента и Ферганы. …Саидгерей Магаз опубликовал в газете «Алаш Орда» (скорее всего в газете «Сарыарка» – Д.К.) статьи о башкирском движении, а также свое стихотворение. …с 18 по 21 июля 1918 года казахское правительство Алаш Орда и башкирское правительство обсуждали проект договора из 12-ти пунктов. …В декабре 1918 года особым событием был приезд из Алаш Орды в Ермоловку Азимбека Биримжанова, писателя Мухтара Ауэзова и еще нескольких казахов. Они тоже говорили о необходимости договориться с Советами в ситуации, когда Колчак и союзники принимают такие жесткие меры против национальных правительств и армий. …В разгар боев, в начале февраля 1919 года в ауле Кулгана прибыли два казахских представителя, и имен которых я сейчас не помню. Кажется, один из них был поэт Магжан. В декабре он уже побывал у нас и написал поэму под названием «Урал» о борьбе башкир против русского нашествия (У М. Жумабаева такая поэма нам неизвестна, из стихов «Орал тауы», то есть «Горы Урала» написано в 1913 году, а «Урал» – 1922 году). Казахи привезли письма от Ахмета Байтурсуна и сообщили и на сторону Советов может перейти лишь правительство Западного Казахстана, Восточный Казахстан вынужден склонить голову перед колчаковским генералом Беловым. …С казахами в Тургай отправился Саидгерей Магаз, чтобы лично передать казахским руководителям, что мы переходим на сторону Советов 18 февраля. …В декабре 1919 года в Восточном Казахстане распалось правительство Алаш Орда. Члены правительства Мир-Азим Кадирбаев и Мухтар Ауэзов в марте приехали в Башкурдистан. Мухтар Ауэзов был настроен гораздо более пессимистично, чем во время нашей встречи в 1918 году. Ауэзов, несмотря на то, что по натуре своей он был человеком пассивным и спокойным, всерьез поддерживал идею продолжения борьбы в Туркестане» [6; 144, 148, 160, 169, 189, 192, 198, 237].
Каждое решение касательно каждого дня и ситуации тяжелого времени требовало от интеллигенции поиска трудных решений. Приведем пример к этому тезису: 1920 год. Провозглашена власть большевиков. Многие из интеллигенции были вынуждены перейти на сторону большевиков. В одном вагоне едут Ахмет Байтурсынов и Заки (Ахметзаки) Уалиди Тоган. Один – казах, второй – башкир. Ахмет еще надеется принести пользу своему народу находясь на стороне советов, а Заки хочет примкнуть к басмачам из соображений, что «ничего у советов не получится касательно башкиров». З.У. Тоган это время описывает следующим образом: «А мы: Ахмет Байтурсун, некоторые казахские и башкирские интеллигенты и моя охрана поехали на поезде в Саратов. 30-го июня на границе Букеевской Ордой, около Ботакола, нас должен был ожидать казах с двумя лошадьми. …Солдатам, которые были в поезде я ничего не сказал. Попрощались с ними. Все мы, даже Ахмет Байтурсунов, плакали: может никогда больше мы не увидим родину. Мы приняли решение в случае неудачи уехать за границу» [6, с. 259].
В наследии Мустафы Шокая, дошедшем до нас, мы видим следующий вывод о басмачах: «Те, кого называют «басмачами»– повстанцы и те, кто борется против российской диктатуры в Туркестане, те кто жертвуют собой и проливают свою кровь ради спасения Туркестана». Данный деятель в своем материале, опубликованном в журнале «Жас Түркiстан» пишет:«Султанбек Ходжанов, Рахым Ангамов, Кадыргалиев, Касымов, Манен Разым, Бату, Смагул Садвокасов и другие десятки и сотни «коммунистов» в Туркестане стали противниками политики Москвы. В действительности, это является одним из проявлений«другого образа «басмачества» [8, с. 247].
Мы надеемся, что эти выводы, исходящие из под пера людей, которые имеют непосредственное отношение к судьбе Туркестана, помогут раскрыть правду по проблеме «басмачества». Как стало известно из воспоминаний З.У. Тогана, М. Шокая казахская интеллигенция в 20-х годах возлагала надежды на этих повстанцев, а также на идею тюркского единства Т. Рыскулов. Мустафа пишет так: «Возглавляемые Тураром Рыскуловым туркестанские коммунисты, на съезде мусульманских партийных организаций, созванном в Туркестанской республике в 1919 году, выступили против национального разделения на узбеков, казахов, кыргызов, туркмен, татар, башкир, и предложили объединение в одну национальную советскую республику» [8, с. 279]. В одной из своих статей М. Шокай также отметил инициативную роль Т. Рыскулова в данном собрании как «первыйшаг к единству тюркских народов под властью советов России» [8, с. 468]. Правда, Турар, который в 20-х годах оклеветанный «пантюркистом» и «сепаратистом», старался быть «истинным коммунистом». Он использовал политическую тактику, сказав что «он в некоторых вопросах ошибся» и жестко критиковал интеллигенцию Алаш. Мустафа Шокай, находившийся в эмиграции, полемизировал с ним в прессе. Но несмотря на это, он отмечал: «За большевистским занавесом Турара Рыскулова, кроется тюркский дух» [8, с. 216].
Найдет покой и успокоение?[9].
Без изъян и не имеющий себе равных –
В 1934 году его статья о И. Гаспринском была издана в сборнике в Турции.
Хайретдин Абдрахманулы Болганбаев – многогранная личность.
Список литературы и источников:
- Болғанбаев Х. Шығармалары. Тағылымы. – Астана: Парасат әлемі, 2005. – 256 б.
- Болғанбай Х. Иман күші. – Алматы: Арыс, 2009. – 288 б.
- Жұмабаев М. Шығармалары. – Алматы: Жазушы, 1989. – 448 б.
- Мұстафа көтерген «Бірлік туы» // Ана тілі. – 1993. – 11 ақпан.
- Нұрмағамбетов Қ. Қайретдин аға халықтың қамқоры еді // Жұлдыз. – 1995. – № 11. – 12 б.
- Тоган Заки Валиди. Воспоминания:борьба народов Туркестана и других вост. мусульман-тюрков за нац. бытие и сохранение культуры. – М.: Московская типография № 12, 1997. – 650 с.
- Джанибеков У. Эхо… – Алматы: Онер, 1990. – 304 с.
- Шоқай М. Екі томдық шығармалары. 1-т. – Алматы: Қайнар, 1998. – 512 б.
- Майлыұлы Б. Не жаздым, құдай? // Бiрлiк туы. – 1918. – 30 наурыз.
- Аймауытұлы Ж. Даладағы Наурыз // Қызыл Қазақстан. – 1922. – № 6. – 2 б.
- Қызылбас (Аймауытұлы Ж.). Жаңабайдың жанындағы трагедие // Жас қазақ. – 1924. – № 7, 8, 9, 10.
- Қамзабекұлы Д. Руханият. – Алматы: Білім, 1997. – 272 б.
- Бірлік туы. – 1918. – 7 наурыз.
- Қазақ. – 1917. – 31 желтоқсан.
- Сапуанов Н. Қаламгер Х. Болғанбаев (дипломдық жұмыс, 1994); Боранғалиұлы Т. Шаңырақтың сынып түскен уығы // Егемен Қазақстан. – 1999. – 7 желтоқсан; Ақтаев С. Х. Болғанбаев кім болған? // Ақиқат. – 2003. – № 12; Асауов Д. Халықшыл Хайретдин // Егемен Қазақстан – 2013. – 2 мамыр; Ысқақов Т. Ерді сыйлар ер қайда? // Егемен Қазақстан. – 2019. – 22 шілде.
- Камелов Ж. Навечно в памяти людской // Нива. – 2012. – № 5. – с. 109–119; Камелов Д. Его именем названа улица // Apgazeta. Kz. – 2014. – 18 желтоқсан; Камелов Д. Алихан и Хайретдин // Индустриальная Караганда. – 2016. – 12 наурыз.