Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

САКЕН СЕЙФУЛЛИН


Сакен Сейфуллин(15 октября 1894 – 25 апреля 1938)основоположник соцреализма в казахской литературе ХХ века, поэт и писатель, государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП (б)). Основатель Союза писателей Казахстана. Председатель Совета Народных Комиссаров Казахской АССР. Один из главных проводников культурного строительства в Казахстане ХХ века.

Биография

Сакен (Садвакас) Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле Акмолинского уезда (современная Карагандинская область).

Образование и интеллектуальный рост стали главными лейтмотивами его жизни. С 1905 по 1908 год обучался в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем проходил обучение в Акмолинской начальной приходской школе и в трёхклассном городском училище. Кроме того, в 1912 году его жажда знаний направляется уже вовне: Сакен обучает русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин начинает обучение в Омской учительской семинарии, где знакомится с выдающимся казахским поэтом Магжаном Жумабаевым.

Медресе, в котором поэт начинает свою педагогическую деятельность

Омская учительская семинария, в которой Сакен Сейфуллин обучался с 1913 по 1916 гг.

В ноябрьском номере (№ 21, 1913 г.) журнала «Айкап» опубликовал свою первую статью.

С 1914 года Сейфуллин начинает активную деятельность в области культурного строительства, направленного на конструирование национальной идентичности и модернизации символического наследия казахской культуры, став одним из руководителей первого просветительского общества казахской молодёжи «Бірлік» в Омске. Его соратниками в этом деле были Жанайдар Садвокасов, Ныгымет Нурмаков, Абылхаиыр Досов и Шаймерден Алжанов.

В 1914 году выходит сборник его стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»), в котором поэт лирически переосмысливает изменения в социокультурном пространстве и новом времени, веяния которого ощущаются всеми.

В 1916 году работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвящённое трагическим событиям 1916 года. 

С первого сентября 1916 года Сакен Сейфуллин принимает участие в создании Бугулинской школы, в которой он и продолжил работать еще год, воплощая идеи «образования в массы». Спецификой деятельности казахской национальной интеллигенции начала ХХ века в отличие от своих предшественников XIX века стал доступ к властным ресурсам, позволивший им создать условия для более обширного охвата народных масс образованием нового типа.

9 марта 1917 года Сейфуллин начинает активную политическую деятельность в Акмолинске, где пишет политически ангажированное стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход». С этого момента в его поэтике отчетливо прослеживаются политические мотивы, вдохновляющие молодого поэта обещанием перемен. В апреле 1917 года им создается общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ» («Молодой казах»), в июле 1917 года Сейфуллин участвует в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»). 

В 1917–1918 годах Сейфуллин принимал активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, был избран членом его президиума и комиссаром просвещения. Он руководил молодежной организацией «Жас қазақ» и по просьбе его членов написал первую революционную казахскую песню – «Марсельезу казахской молодежи».

Продолжая нести «культуру в массы», Сейфуллин параллельно преподавал в новой русско-казахской школе Акмолинска.

Сразу после Октябрьской революции С. Сейфуллин написал стихотворение «А ну-ка, джигиты!», ставшее первым произведением казахской советской литературы, с которого начинается приобщение казахской литературы к жанру соцреализма. 27 декабря 1917 года с установлением советской власти в Акмолинске, Сейфуллин был избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он был принят в РКП (б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолында» («На пути к счастью»), воспевающая «победное шествие» новой власти по стране.

Однако дальнейшие события показали, что воодушевление успехами нового режима было преждевременным. 4 июня 1918 года в Акмолинске произошёл белогвардейский переворот, Сейфуллин был арестован и 5 января 1919 года был отправлен этапом из Акмолинской тюрьмы в Петропавловск. Был помещён в «вагоне смерти» атамана Анненкова, где провёл 47 суток (24 января – 12 марта). В сорокаградусные морозы они были этапом доставлены в Петропавловск, оттуда их в течение 47 суток везли в Омск, где пленные перенесли все тяготы заключения, пытки белогвардейцев атамана Анненкова, месяцами их содержали в холодных «вагонах смерти», впоследствии описанных писателем в «Тернистом пути». В «вагонах смерти» многие товарищи Сейфуллина погибли, не выдержав пыток и страданий.

Но Сейфуллин и в тюрьме продолжал писать стихи. В марте 1919 года Сакену Сейфуллину удалось бежать из плена. Скрываясь в далеких аулах южных областей Казахстана, он совершает длительное путешествие по Семиречью, где на его долю выпадает множество испытаний. Однако гордый дух поэта не был сломлен, пламенная вера в свою миссию согревала Сейфуллина в те холодные дни. Через пески Моюнкумов возвращается поэт в родные края, чтобы снова включиться в революционную борьбу.

По приезду в Акмолинск активно включился в процесс восстановления советского режима. Он не только разъяснял декреты большевиков, которые с трудом доходили до кочующих казахских аулов, но и активно защищал интересы казахского населения. Например, Сейфуллину удалось добиться отмены прежнего решения Степного генерал-губернатора Шмидта, согласно которому в случае утери или кражи у крестьян скота, его незамедлительно восполняли за счет соседнего казахского аула, вне зависимости от того, виновны они или нет. Поэт активно помогал бедным городским казахам получать земельные участки и сенокосы за городом, чего они не имели в прежнее время. Сейфуллин активно знакомил своих земляков с избирательной системой. И в этом плане получался некоторый казус: казахи все налоги и другие обязательные сборы производили наравне с крестьянами и горожанами, но в избирательном праве были ограничены или полностью лишены ввиду остутствия у них постоянной и формальной прописки в строго определенных местах. Сейфуллин первым начал политику коренизации советских органов власти и вовлечения их в выборные органы, используя свой авторитет, грамотность и накопленный опыт политической борьбы.

В Омске он смог сбежать из колчаковской тюрьмы (3 апреля) и к июлю добрался до родного аула. Через два месяца он снова был вынужден бежать в Аулие-Ата.

7 мая 1920 года он возвратился в отвоеванный Красной Армией Акмолинск и был назначен помощником заведующего административным отделом Революционного комитета. На этом съезде было провозглашено образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. А также была принята историческая Декларация прав трудящихся Казахской АССР. Как один из авторитетнейших деятелей, С. Сейфуллин был избран в состав правительства и Президиум КазЦИК. Он принял самое деятельное участие в разработке первых государственных декретов. В частности, в 1921 году он находился в составе Правительственной комиссии по включению в состав автономной республики территории Акмолинской и Семипалатинской областей. Сибирские большевики отказывались передавать эти области в состав Казахстана. Но настойчивость, эрудиция, аргументы С. Сейфуллина и его соратников вынудили их российских коллег прислушаться к голосу справедливости и разума. Казахстану стали возвращать исконно казахские земли. В 1924 году он принял участие и в процессе  присоединении к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей. После присоединения двух последних областей  к КАССР численность ее населения выросла с 4,8 до 6,5 миллиона человек.

На съезде Советов 26 июля Сейфуллин был избран членом Исполнительного Комитета и назначен заместителем председателя Акмолинского Исполнительного Комитета Совета народных депутатов, а 12 октября избран членом президиума Центрального Исполнительного Комитета Киргизской (Казахской) АССР.

В ноябре присутствовал на VIII съезде Советов и слушал доклад В.И. Ленина о плане ГОЭЛРО. В 1921 году был членом чрезвычайной комиссии по присоединению Акмолинской и Семипалатинской областей к Киргизской АССР.

13 июня 1922 года его назначили заместителем Народного комиссара просвещения республики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» (позже переименованной в «Социалистік Қазақстан»). А в декабре 1922 года по решению III съезда Киргизской (Казахской) АССР РСФСР был избран председателем Совета Народных Комиссаров республики (т.е. возглавил правительство Казахстана).

Несмотря на активную общественно-политическую деятельность, Сейфуллин продолжал оставаться поэтом и писать стихи. В 1922 году вышел сборник его стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драма «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»), образная символика которой оказала колоссальное влияние на эстетику новой казахской литературы и, в частности, на ее соцреалистический канон.

23–30 декабря 1922 года Сакен Сейфуллин принял участие в Х съезде Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, его избрали членом ЦИК, а в апреле 1923 года он был делегатом XII съезда РКП(б).

На своих руководящих постах Сейфуллин продолжал служить делу формирования социалистических наций. Ведь именно в этот период начался активный процесс формирования «культур национальных по форме, социалистических по содержанию». 22 ноября Президиумом Киргизского (Казахского) Центрального исполнительного комитета на основе решения XII съезда РКП (б) принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке. Кроме того, Сейфуллин продолжает заниматься творчеством, публикуя части своего историко-мемуарного романа «Тернистый путь» в журнале «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан») и стихотворение «Ленин».

После смерти В.И. Ленина Сейфуллин отправился в Москву и возглавил казахскую делегацию на похоронах, после которых в «Известиях» публикуется его статья «В.И. Ленин и пробуждающийся Восток». 1924 год был переломным периодом в жизни Сакена Сейфуллина. После смерти Ленина резко обостряется борьба за власть в рядах большевиков. В то же время борьба за символический капитал (обостряется и среди казахской интеллигенции. Уже в ноябре 1924 года Сейфулина отстраняют от председательства в Совнаркоме, осуждению подвергаются его произведения: «На пути к счастью», «Неукротимый скакун» и «Красные соколы». Журналы «Темір қазық» и «Шолпан», в газете «Ақ жол» резко критикуются его поэтические сборники, аппелируя к идеологической линии партии. С этого начинается его понижение в карьере. Попыткой компенсировать это стала его оригинальная поэма «Советстан», выполненная в жанре эпического соцреализма с характерными футурологическими деталями.

В начале 1925 года Сейфуллин пишет Сталину письмо, в котором с присущей ему эмоциональностью предупреждает вождя о «расколе в рядах киргизских большевиков». Он утверждает, что бывшие алашординцы, воевавшие против Советской власти с колчаковцами, вошли в партию только после 1920-го года и сейчас не могут простить старым проверенным большевикам негативного к себе отношения в начале революции, их возрастающее влияние в партии привело к разделению коммунистов на правых и левых, проводя противоречивую в идеологическом смысле политику. Сейфуллин приводит в письме некоторые заявления правых, которые, по его мнению, доказывают отклонение бывших алашординцев от «правильного пути». Одной из главных тем полемики между правыми и левыми стала тема классового расслоения в казахской степи. Алашординцы утверждали отсутствие такого в казахском обществе, используя риторику этнической мобилизации, отрицая классовый антагонизм в контексте «единой национальной культуры». Написав это послание с критикой в адрес бывших алашординцев, Сакен Сейфуллин рассчитывал получить поддержку в высших эшелонах власти. Надо сказать, что он был не единственным преданным членом компартии, кого волновала ситуация в Киргизии и Казахстане. Годом ранее Сталину написал Турар Рыскулов, где обвинил Султанбека Кожанова и газету «Бірлік туы» в националистических взглядах.

Занимаясь культурным строительством и формируя взгляды творческой интеллигенции в традициях соцреализма, Сейфуллин при поддержке своих соратников решает создать организацию, которая объединила бы писателей Казахстана, преданных делу революции. Так в 1925 году появляется Казахская ассоциация пролетарских писателей, не принявшая в свои ряды алашординцев. На страницах различных печатных изданий разгорается горячая дискуссия по поводу противостояния в творческих рядах. К примеру, Магжан Жумабаев называет пролетарских писателей и самого Сейфулина представителями «классовой поэзии».

Однако Сакен Сейфуллин продолжает твердо стоять на своих позициях. В 1927 году вышел в свет сборник «Жыл құсы», который объединил произведения только тех авторов, кто состоял в пролетарской ассоциации, на тот момент переименованной в Организацию пролетарско-крестьянских писателей Казахстана.

«Круг Сейфуллина». На фотографии 1930 г. поэт в окружении своих сподвижников

В 1922 году Сакен Сейфуллин написал повесть «Айша». Продолжая традиционную для казахской литературы тему женского бесправия, писатель по-новому рисует образ героини. Айша отличается личным мужеством, стойкостью характера и решительностью в борьбе, она не покорная жертва социальной несправедливости, а борец и победитель. Тема женской свободы и эмансипации в конфликте традиционного и модерного звучит сегодня так же актуально, как и век назад.

Принципиально важное значение приобрела повесть Сейфуллина «Землекопы» в которой впервые в казахской прозе поднята тема рабочего класса. В 30-е годы Сейфуллиным написана одна из первых приключенческих повестей в казахской прозе «Хамит, преследующий бандитов». Близка к киносценарию по своей динамичности и увлекательности повесть Сейфуллина «Плоды». 

Развитие казахской литературы в 1920–1930-х годах происходило в сложнейших условиях. С одной стороны, советская власть и ВКП (б) с ее внутренней политикой старались нивелировать национальное своеобразие казахской и других национальных литератур, привить единообразную социальную ориентированность. С другой стороны, именно социальные завоевания были мощным импульсом для развития казахской литературы и культуры.

В XXI столетии, в условиях эпохи независимости и переоценки многих ценностей ушедшей эпохи фигура Сакена Сейфуллина представляется далеко неоднозначной. Образцы публицистической и агитаторской поэзии типа «Социалистан», «Альбатрос», «Советстан», стихи о Ленине, о революции, о рабочем классе не представляются сейчас вершиной творчества поэта. Но любой выдающийся человек (тем более, поэт и общественный деятель) в зеркале времени отражается объемно и неоднозначно. Трагедия поэта в том, что он был искренним глашатаем нового строя, того строя, жертвами которого стали миллионы казахов в годы голода и репрессий. В конце концов, и сам поэт, рьяно отстаивающий правду революционных идей в поэме «Қызыл ат», был уничтожен этим строем. Трагедия его в том, что он был пламенным большевиком, поэтом-мечтателем, поверившим в идеалы коммунизма и светлое будущее своего народа, однако он не знал, что это «светлое будущее» никогда и не наступит в условиях тоталитарного режима.

В мае 1926 года был Сейфуллин был назначен заведующим истпарта Казкрайкома ВКП (б).

В декабре 1926 года он женился на Гульбарам Батырбековой.

Сакен Сейфуллин был образцом многогранного поэта. Еще в первом его сборнике «Минувшие дни» звучит и идиллическая пейзажная лирика, и громкие патриотические лейтмотивы, и тонкие любовные стихи, и стихи с выраженной просвещенческой дидактикой. Следуя заветам новой литературы, молодой поэт считал своим учителем великого Абая. И искусству стихосложения, и любовной поэтике он учился именно у него. «Незабвенная», «Там, где простились мы», «Любимой» и ряд других стихов написаны под влиянием лирики Абая. Романтическое и несколько чувственное отношение к женщине у Абая сродни страстному, наполненному лихой удали, темпераментному порыву лирического героя Сакена Сейфуллина. Всей музыкой чувств, направлением мыслей, лирическими методами их выражения, «поэтикой волнения» стихотворение «Любимой» являлось обращением поэта к любви и стремившегося поделиться с читателем своим образом мира и женщины. А главное, оно являлось выражением мечты, опосредованным воссозданием образа возлюбленной.

В стихотворениях «Любимой», «В летнюю ночь» поэт мастерски воссоздает ночной летний пейзаж, реки, которую ловят высокие горы, шелестом дремлющего ивняка, робким шепотом возлюбленной, замирающим в тишине ночи. На фоне этой тишины возникает образ возлюбленной, которая «слилась красой земной с неземною красотой». Физический облик красавицы традиционен для казахской и вообще восточной поэзии. Традиционны мотивы соловья и розы, райских гурий, сравнений с драгоценными камнями. Во всем этом вполне каноническом наборе поэтических приемов пульсирует живое чувство – искреннее и отзывчивое.

С дерзкой смелостью поэт запечатлевает шею белую и грудь, и лучезарный взгляд, и ясность глаз, и теки, и стан, и белые плечи, с которых спадает небрежно покинутая черная шаль, и сердце, что «пламенем объято». Признания лирического героя Сейфуллина из «Незабвенной», «Любовь моя, не будь сурова», «Мой нежный друг, забуду ли разлуку» напоминают любовные строки знаменитого стихотворения Абая «Ты зрачок глаз моих…», в котором поэт находит для образа возлюбленной, как и Сакен Сейфуллин, «жемчуг слов дорогих».

В 1927 году Сейфуллин был назначен ректором Кызыл-Ординского института народного просвещения. С мая 1928 года – лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литературного объединения казахской молодёжи, руководитель Казахского института просвещения. В период нахождения на должности ректора Ташкентского высшего педагогического института он общается с видными учеными М. Тынышпаевым, С. Асфендиаровым, С. Маловым, В. Бартольдом и другими. Более того, он продолжает сбор фольклорных произведений казахского народа. В частности, ему удается издать такие сборники, как «Образцы древней казахской литературы», «Лейли и Меджнун» и другие. В противовес А. Байтурсынову, Сейфуллин был сторонником латинизации алфавита. В 1929 году на вопрос «Как Вы мыслите сдвиг культуры за пятилетку, в частности, по латинскому алфавиту?», он уверенно ответил: «Полезность латинского алфавита доказывается самой жизнью».

С августа 1929 он – доцент кафедры казахской литературы Казахского педагогического института. Продолжая сбор образцов казахского устного творчества и литературы, он в 1932 году издает первую часть истории казахской литературы как учебник для студентов вуза. В 1931 году публикуются отрывки из его сатирического романа «Наш быт».

В начале 1934 года Сакен Сейфуллин вместе с другими представителями казахской интеллигенции начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В то время в стенах института была интеграция и координация всей научно-исследовательской работы в области национального культурного строительства, обобщение и сведение в единую базу результатов научных исследований, постройка фундамента культурной политики Казахской АССР. Институт был реорганизован как Казахский научно-исследовательский институт культуры. Под началом Сакена Сейфуллина в структуре института стали создаваться секторы: историко-археологический; литературы и фольклора; лингвистики (по изучению казахского, уйгурского и дунганского языков); изобразительных искусств; музыки и хореографии; театра и кино. В Институте трудились и другие известные учёные: видный казахский востоковед и государственный деятель Санжар Асфендиаров: один из основателей казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор Худайберген Жубанов; просветитель Конырхожа Ходжиков; великий писатель, классик казахской литературы Мухтар Ауэзов; тюрколог Исмет Кенесбаев; один из основателей казахского языкознания, исследователь казахской филологии Сарсен Аманжолов. В этот период были созданы первые обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения, у истоков которых стояли Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов и Худайберген Жубанов.

12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (входившей в то время в состав РСФСР), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнёс как основатель Союза. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров. В августе – сентябре 1934 года Сейфуллин участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей. В сентябре 1934 года он стал профессором Казахского коммунистического института журналистики. 

Жена и сын Сакена Сейфуллина

Сейфуллин участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве. Известная русская писательница Галина Серебрякова после встречи с Сакеном Ссйфуллиным в Москве, в 1936 году писала: «Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим более сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуглое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза, смотрел он прямо, честно и смело, и походил на олицетворявших отвагу и волю воинов с древнеперсидских фресок». В 1936 году Сейфуллин первым из казахских писателей был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Сакен Сейфуллин в 1936 г.

24 сентября 1937 года его арестовали, и 25 февраля 1938 года по обвинению по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР его приговорили к высшей мере наказания. Расстрелян 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. 21 марта 1957 года он был реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.

Заслуги

Работая на ответственных постах замнаркома просвещения и председателя Совнаркома КАССР, Сакен Сейфуллин продолжал свою неутомимую и разностороннюю деятельность. Он основал Союз писателей Казахстана, участвовал в литературной жизни республики: редактировал литературную газету под названием «Әдебиет майданы», партийную газету «Еңбекші қазақ», писал критические и теоретические литературные статьи.

Во многом, благодаря деятельности Сакена Сейфуллина, казахскому народу возвращается его настоящее самоназвание «казах». Именно при нем Казахстан переводит свои часы на международный стандарт времени. Ведь до этого момента в Казахской степи продолжал функционировать циклический счет времени по традиционной культуре. С включением территории Казахстана в юридическое и социокультурное пространство информационного влияния международных стандартов, время стало линейным и приведено в соответствие с мировым стандартом. Одним из проводников этого влияния в Казахстане был С.Сейфуллин.

Сакен Сейфуллин хорошо играл в шахматы, которые получили широкое распространение в степи еще в царское время. В свободное от государственной службы время он посещал «Общество любителей шахматных игр». Есть некоторые свидетельства, что в 1920 году в Москве в рамках культурной программы VIII съезда Советов Сейфуллин принял участие в сеансе одновременной игры с самим будущим чемпионом мира А. Алехиным. Тогда последний выиграл у всех игроков, за исключением Сейфуллина, с которым сыграл вничью. В 1925 году в Оренбурге по инициативе Сейфуллина был организован шахматный турнир в честь воссоединения казахских земель.

Благодаря непосредственной поддержке С. Сейфуллина, были изданы 1000 песен А. Затаевича. Буквально в кабинете председателя Совнаркома А. Затаевич записывает в нотах конный марш Абылайхана, исполненный самим руководителем правительства.

Сакен Сейфуллин очень бережно относился к вопросам религии населения края, разрешив по усмотрению руководителей учреждений и предприятий предоставлять выходные для мусульман в праздники Курбан и Ураза, сохраняя при этом заработную плату сотрудников. Именно С. Сейфуллин выступил организатором сбора средств на реставрационные работы мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи – сокровищницы мировой культуры.

 
 Выставка книг С.Сейфуллина                            Личный кабинет С.Сейфуллина. 1964 г.

Память

Сакен Сейфуллин останется в исторической памяти нашего народа как яркий представитель казахской интеллигенции прошлого века. Известный казахский писатель С. Муканов написал пьесу «Сакен Сейфуллин», а его коллега Г. Мусрепов издал повесть «Однажды и на всю жизнь». В честь писателя в Омске, Алматы и Нур-Султане названы проспекты и улицы, в добрую память о нем в столице страны воздвигнули памятник. В Нур-Султане функционирует музей им. С. Сейфуллина, а столичный Казахский агротехнический университет носит его имя. В его честь ежегодно проводятся научные конференции. В 2005 году была выпущена и почтовая марка. Ряд школ республики также носит имя Сакена Сейфуллина

Музей Сакена Сейфуллина в городе Нур-Султане

Список литературы и источников:

1. Джуанышбеков Нурболат Сакен Сейфуллин: Очерк жизни и творчества. – Алматы: Ғылым, 2000. – 48 с.

2. Казахстан. Национальная энциклопедия / гл. ред. Б. Аяган. – Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2006. Т. 4. – 560 с.

3. Кирабаев С. Сәкен Сейфуллин. – Алма-Ата, 1964; Кәкiшев Т. Қызыл сұңқар. – Алма-Ата, 1968. 

4. Сатпаева Ш.К., Адибаев Х.А. Казахская литература. – Алма-Ата, 1993. – С. 140–147; Джуанышбеков Н. Сакен Сейфуллин. Очерк жизни и творчества. – Алматы, 2000.

5. Сочинения С.Сейфуллина: Тернистый путь. – Алма-Ата, 1964; Стихотворения и поэмы. – М., 1959; Повести и рассказы. – Алма-Ата, 1959.

Автор: Абылхожин Ж.Б., д.и.н.