Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

КОШКЕ КЕМЕНГЕРОВ (КЕМЕНГЕРУЛЫ)


Кошке (Хошмухамед, Кошмухамбет) Кеменгеров(Кеменгерулы) (1896–1937)– видный деятель периода национально-освободительного движения «Алаш», просветитель, врач, талантливый писатель-драматург, журналист, общественный деятель.

Биография

К. Кеменгеров родился 15 июля 1896 года [1] в Омском уезде Акмолинской области по территориальному делению того времени. Его предки переселились сюда из Баянаульского Сарытау. Обнаруженные источники об этом свидетельствуют следующее: «Беспокоясь о том, что в Омске отсутствует место для питания и чтения намаза, Шорманби рядом с Кадетским корпусом, в котором учился его сын Муса, на левом берегу Иртыша купил за 250 рублей землю, и в 1849 году в том месте своему верному брату КеменгеруАтанулы (дед Кошке) поручает построить дом  специально для себя. Вместе с домом построены домики для слуг, сарай для скота» [2]. От этих домов сейчас осталось только место, а могила Кеменгера и отчий дом остались в Сарытау.

Кеменгер воспитывал двоих сыновей по имени Дуйсенбай и Дуйсебай. Детей Дуйсенбая звали Досмагамбет, Ташмагамбет, Нурмагамбет, Есмагамбет, Макыш. От Дуйсебая же рождаются пятеро сыновей – Бекмагамбет, Жармагамбет, Кулмагамбет, Кошмухамбет (Кошке), Усербай и три девочки – Нуржамила, Санипа, Ханипа. 

И еще один факт: дочь Дуйсебая Алдия (Нуржамила) выходит замуж за известного алашского деятеля Отыншы Альжанова.

Верующий Дуйсебай с молодых лет становится на путь истины, еще будучи холостым посещает Мекку и становится «хаджи». Перед отправлением в Мекку он становится спутником Картабая – известной в Атыгае личности. Молодой Дуйсебай настолько понравится Картабаю, что по возвращении он собственноручно выдает замуж за него свою дочь Жамилю. 

Итак, родившись в образованной, влиятельной семье, Кошке получает всестороннее воспитание. Дуйсебай, хорошо понимавший главный мусульманский долг – обучение детей, своих сыновей и дочерей отдает мулле и учителю, обучает их письму. Не ограничиваясь арабским языком, он также обучает их русскому языку. Кошке в Кисыке у муллы Белгибая обучается арабской грамоте, затем  отец его отдает в Омскую церковно-приходскую школу (в это время по-мусульмански учебное заведение называлось – школа, медресе, русское учебное заведение – школа, училище). Приходские школы, изначально открывавшиеся для привлечения к христианской религии, узнав о намерениях мусульман (они не отдавали детей в эту школу), освободили учащихся других религий от предмета «Божий Закон». Молодой Кошке в этой школе учится русскому языку, а также основам других дисциплин.

Сын Дуйсебая Кошмухамбет, подрастая, под своими сочинениями подписывался как «Кошке Кеменгерулы». Почитание имени предков – казахская исконная традиция, поэтому приложение «улы» в начале века было применено вместо русского суффикса «ов», от которого не могут избавиться наши современники.  

После этого отец отдает Кошке в Омскую ветеринарно-фельдшерскую школу. Поскольку это было специальное учебное учреждение, здесь К. Кеменгеров изучает основы зоотехники и медицины. В 1913 году по окончании 2 классов названной школы, он задумывает поступать в Омское сельскохозяйственное училище, так как в данном учебном заведении знания давали глубинные и системные. Казахских учеников здесь к тому же было сравнительно больше.

1 августа 1913 года Кеменгеров Кошмухамбет 34-ым сдает документы на сельскохозяйственное отделение Омского сельскохозяйственного училища [3]. В протоколах, хранящихся в Омских архивах, имеются сведения о раннем образовании  Кошке, состоянии его родителей и др. [4].

После сдачи экзаменов по географии, арифметике, русскому языку Кошке был принят в училище. В 1913 году в названное учебное заведение вместе с ним поступают Абрахимов Ахмет, Казыбеков Смагул, Саматов Мухтар. Сейфуллин Сакен, сдав документы, на экзамен не явился. В училище годом ранее были приняты такие казахские юноши, как Байжанов Сулембек, Айбасов Бирмухамед, Шорманов Асфандияр. Чуть позже (в 1916 году) сюда поступит и Смагул Садвокасов.

Есть основания утверждать, что Кошке со своими современниками значительно пополнил ряды казахской молодежи, стремившихся на учебу в город Омск. Вместе с тем, эта волна способствовала объединению в одном регионе алашской молодежи. Эту мысль подтверждает и то, что в 1915 году в Омске создается литературно-просветительское объединение казахской молодежи «Бирлик», а также то, что редактором рукописного журналу «Балапан» был избран  К. Кеменгеров [5]. В настоящее время появились источники в отношении союза «Бирлик», а про журнал «Балапан» сведения не найдены.

В целом Омск – город, вооруживший знаниями казахскую интеллигенцию и не считавший их чужаками. В конце XIX и начале ХХ века в мир политики и духовности здесь получили путевку две волны просветителей Алаш. Именно здесь в Омске издавалась газета «Дала уалаятының газеті», официальным направлением которой была пропаганда народу царя и царских указов, а на деле она занималась просветительством казахов. Справедливо критиковавшие национальную политику царя, откровенно излагавшие об искажении вопроса переселенчества газеты «Омич», «Сибирский Вестник», «Жизнь Алтая» были исконными изданиями Омска (в прямой связи с ними был А. Бокейханов).   

Тем не менее, нельзя забывать о таком моменте, что в Омске относились с некой опаской к таким национальностям, как казахи. Сам Кошке в работе «Из истории казахов» писал: «Когда, находясь в самом Омске, хоть один из казахов не отдает детей в русскую школу, в Омске это расценивалось как отсутствие работы с  чужеродными элементами» [6].

Мы не ошибемся, утверждая, что во время обучения в училище К. Кеменгеров познакомился со всеми казахами и так сказать «себя показал им». Благодаря стихам, опубликованным в 1915 году в первом казахском журнале «Айкап», его имя стало известным среди народа.

В одном из источников, касающихся Омского сельскохозяйственного училища, отмечается, что 25 августа 1917 года 7 практикантов, в числе которых были К. Кеменгеров и С. Казыбеков, в отделе переписи Миграционного управления Акмолинской области оказывали помощь в народной переписи [7].

В обоих переворотах 1917 года не было никакой сопричастности казахской интеллигенции, как и правда о том, что в те годы, полные политических реформ, казахская интеллигенция не подверглась влиянию со стороны России.  Освободительное движение «Алаш» с 1910 года предпринимало усилия на пути к национальному возрождению, а спустя 7–8 лет представилась возможность «полностью решить национальный вопрос». 

В апреле 1917 года Кошмухамбет Кеменгеров вместе с Динше Адилов прибывает из Акмолинского областного казахского комитета (т.е. из Омска) в город Акмолу, открывает уездный казахский комитет. Его председателем был избран Сакен Сейфуллин. Собираясь то в медресе, то в городском управлении, создатели Казахского комитета ищут пути спасения народа в смутное время. 

О том, где останавливался Кошке в Акмоле, мы узнаем из романа Сакена «Тернистый путь»: «ДиншеАдилов, КошмухамбетКеменгеров, БирмухамбетАйбасов и я – все спали в одной комнате» [8].

В Акмоле Кошке также участвует в работе созданной Сакеном Сейфуллиным организации «Жас казах». Но из-за возникших разногласий между областным казахским комитетом и уездным казахским комитетом, а также из-за того, что руководство «Жас казах» решило держаться подальше от Алаш Орды, в августе 1917 года Кошке прощается с Акмолой и возвращается в Омск.

Осенью и зимой того года в Омске К. Кеменгеров участвует в открытии комитета Акмолинской областной партии Алаш. Таким образом, сам становится членом этой партии [9]. Спустя некоторое время в пяти уездах области создаются комитеты Алаш. Из-за недостатка сведений мы не можем утверждать, в каком уезде Кошке принимал непосредственное участие в открытии Комитета.

Кошке, которому в то время было всего лишь было двадцать с лишним лет, вместе с молодыми единомышленниками прибывает в село Каржас, что находится на левом берегу Иртыша вблизи Омска, строит планы на будущее. Если в Каржасе они в 1915–1916 гг. встречались тайно, то теперь свои заседания проводили открыто. Результатом встречи в Каржасе стало организация газеты «Жас азамат», которая в 1918–1919 годы оказывала существенную помощь Алаш Орде, осуществляла весомую работу в укреплении единства народа. 

После окончания гражданской войны и победы большевиков деятели Алаш осознали, что в будущем, для независимости нации нужно беспрестанно работать над просвещением народа, что было единственным выходом в этой ситуации.

В 1918 году Кошке Кеменгеров окончил сельскохозяйственное училище. Через год был принят инструктором в отделение по делам малых наций Отдела народного просвещения Акмолинской области (Омск) [10]. Отдел входил в коллегию объединения «Жас азамат», созданную в Омске молодыми алашордынцами. Он становится редактором газеты «Жас азамат», издаваемой данной организацией в Кызылжаре. На страницах газеты «Жас азамат», а также, на страницах других национальных изданий, как «Казах», «Сарыарка», «Абай», регулярно публиковались статьи о чаяниях деятелей Алаш, публиковались статьи, разоблачающие политику большевиков и призывающие молодежь к единству.

В том же году Кошке поступает в Омский политехнический институт [11]. Здесь он проучился только на первом курсе. В 1920 году К. Кеменгеров был приглашен учителем в Петропавловский (Кызылжар) уезд Акмолинской области (центр – Омск). Молодежная газета «Жас азамат», редактором которой он был, в 1918–1919 годы издавался именно в этом городе.

Он начинает читать лекции в качестве преподавателя на «Курсах красных учителей», впервые созданных в Кызылжаре и название которых соответствовало времени. В это время здесь преподавал также Магжан Жумабаев. Окончивший эти курсы и впоследствии ставший директором Омского казахского педучилища Жунисбек Жангонаков в своих воспоминаниях пишет: «На курсах учились 200 учителей. Кошмухамбет преподавал естествознание. Он также занимался вопросами литературы. Иногда читал написанные им самим рассказы, пьесы» [12].

В Кызылжаре проявились драматургические способности Кошке. В 1919–1920 годы из под его пера создаются такие пьесы, как «Волки и овцы», «Плоды свободы», которые ставились на сцене городского парка в Кызылжаре. Ж. Жангонаков писал о том, что в пьесе «Волки и овцы», посвященной событиям 1916 года, он играл роль урядника, а Сабит Муканов, впоследствии ставший писателем, играл в ней роль посыльного волости.

7 декабря 1920 года представительство ревкома Казахской республики в Сибири руководству Сибирского сельскохозяйственного и производственного института направляет специальное письмо № 121 о принятии вне курса Кошмухамбета Кеменгеров и Муратбека Сеитов на медицинское отделение ветеринарного факультета.

8 декабря К. Кеменгеров просит принять его в институт и от своего имени пишет заявление. Таким образом, он получает на руки удостоверение № 93 от 5 января 1921 года о том, что «К.Кеменгеров – студент 1 курса ветеринарного факультета медицинского отделения института».

Во время обучения Кошке название института было переименовано в «Западно-Сибирский государственный медицинский институт». Вот что пишет Кошке в этот период  о себе и родителях: «Родители живут в ауле №9 на пастбище Кисык Текинской волости Омского уезда. Мой текущий адрес проживания: город Омск, 2 линия, 68 дом» [13].

В 1923 году в анкете института Кошке сообщает о том, что был сотрудником газеты «Бостандық туы» («Знамя свободы»). Источники свидетельствуют, что «Бостандық туы» начало функционировать с 19 марта 1921 года после того, как в Омске была закрыта газета «Кедей сөзі» («Слово бедняка»). В Омске вышло только 5–6 номеров этой газеты [14]. В середине 1921 года после присоединения Акмолинской области к Казахстану газета начала издаваться в Кызылжаре. И Кошке работал в качестве корреспондента этой газеты.  

В 1923 году в личной жизни К. Кеменгеров происходят изменения: во время своей лечебной практики под руководством профессора Зарницына, он знакомится с Зурой – дочерью Мухамеджана из рода аккиик, происходящего из рода кызылжарлык Атыгай, и создает с ней семью.  Однако, в марте 1924 года Зура при родах умирает, эта трагедия  выбивает Кошке из колеи, в результате он сильно заболевает [15].

Окончив третий курс, 21 августа 1924 года К. Кеменгеров пишет заявление о переводе на медицинский факультет Центрально-Азиатского государственного университета. Руководство института одобрило его заявление только 3 сентября после сдачи им экзамена 4 курса. Кошке в том году сдал 21 экзамен по медицине.

В 1924 году он переезжает в центр Туркестанской республики – город Ташкент. В его личном деле имеется копия одной телеграммы. Там было написано: «Ташкент. Редакции газеты «Ак жол» К. Кеменгеров. Он полностью  прослушал лекции 4 курса. Омск. Улица Омская, дом 26. Соколова» [16]. По данному источнику можно судить о том, что Кошке в Ташкенте устроился на работу в газету «Ак жол».

В 20-е годы большинство интеллигенции обосновывалось в Ташкенте. Политическая обстановка здесь была сравнительно мягче, чем в Оренбурге. Отношение Туркестанского правительства к старой интеллигенции было особенное. Без поддержки общины «Талап», созданной национальными политиками-патриотами под руководством Х. Досмухамедов в декабре 1922 года, было очень сложно выживать. В этот период в Туркестане деятели Алаш работали в прессе и учебно-просветительской сфере. На страницах газеты «Ак жол» часто публиковались материалы о том, как спасти нацию и народ в новую эпоху, деятели и писатели откровенно говорили об отношениях между Центром и республикой [17].   

К. Кеменгеров с верой смотрел в будущее вопроса об этническом, национальном, религиозном единстве, затрагиваемом руководителем Туркестана Т. Рыскуловым (Туркестанская АССР). Он всегда надеялся на то, что родной край – казахские степи с Сибирской равниной, Оренбург, Астрахань, оставшиеся вне границы, а также Казахская республика рано или поздно сконцентрируются в Туркестане.

Дочь Кошке от своей матери слышала, как семья жила в Ташкенте: «Отец по прибытию в Ташкент стал тесно общаться с местными поэтами-писателями, любителями искусства. Он был мастером на все руки: инструменты, домашнюю утварь – всё делал сам. Преподавал на рабфаке, военном училище. Все алашские активисты в Ташкенте непременно захаживали в наш дом. АлиханБокейханов и АхметБайтурсынов обращались к нему «Қарағым Қошке» («милый Кошке»). Поскольку врачевание было его специальностью, его помощь многим оказалась полезной. Например, он вылечил от кожной болезни на голове акына Исы (Байзаков). Такая же помощь была оказана ШакенуЕлеушов» [18].

К. Кеменгеров начал тесно сотрудничать с алашской интеллигенцией, обосновавшейся здесь. Его знакомство с Алиханом Бокейханом, Ахметом Байтурсынов, Миржакыпом Дулатов, их духовное родство, начавшееся в Омске, здесь еще более укрепилась. В это время Ахмет и Миржакып работали в Оренбурге, а Алихан Бокейхан – в казахской секции центрального издательства восточных народов в г. Москве. В Ташкенте Кошке также общался с Халелом Досмухамедов, Мухтаром Ауэзов, Магжаном Жумабайов, Жусупбеком Аймауытов, Абдоллой Байтасов, Даниялом Искаков [19]. Туркестанский период Кошке совпал именно с широким обсуждением знаменитой программы «Алка». Эта программа была созвучна с художественной, литературной деятельностью Кошке. В 1926 году в статье под названием «О художественной литературе» он конкретизировал цель «Алка» и систематизировал ее задачи [20].

В Омске он завершает «Қазақ тарихынан» («Из истории казахов») и сдает издательству восточных народов. В этом издательстве в 1925 году выходит в свет его научный труд «Бұрынғы езілген ұлттар» («Угнетенные в прошлом народы») и «Казахско-русский разговорник». В составлении словаря под руководством К. Кеменгеров приняли участие Байкаскалов, Баймаканов, Даулетбеков, Темирбеков, Сарсенбаев. Будучи в Ташкенте Кошке на казахском языке написал «Учебное пособие для европейцев», состоящее из двух книг. Его первая часть издана в 1928 году в Ташкенте, вторая – в 1929 году в Кзыл-Орде.

В 1918–1919 году как писал С. Садвокасов: «Проза молодого, перспективного Кеменгерова возлагает надежду на будущее» [21], так из под пера Кошке в ташкентские годы родились такие произведения, как «Предвестники колониализма» («Отаршылдық ұсқындары»), «Кровавая волна» («Қанды толқын»), «Момынтай», «Храбрость в сердце» «Казахские женщины», «Девочка-сирота», «Дурия», «Назиха». К. Кеменгеров как и его современники Мухтар Ауэзов, Жусупбек Аймаутов, сохраняя национальный колорит, стремился к вершине художественного повествования.

Кроме того, специализирующийся в области ветеринарии и медицины, он писал статьи по естествознанию и сельскохозяйственным наукам, перевел учебник «Химия» [22].

В 1925 году столица Казахстана переехала в город Ак-Мечеть, переименованный в Кзыл-Орда. Здесь 13 января 1926 года государственный национальный театр впервые открыл свой занавес именно пьесой К. Кеменгеров «Алтын сақина» («Золотой перстень»). Эта постановка благоприятно повлияла на драматурга, что в 1923 году он написал и представил зрителю пьесу «Взяточники», в 1927 году – «Старое учение», в 1930 году – пьесу «Невинно погибшие». Талантливый критик С. Садвокасов о драматургии Кошке написал: «Внутренние переживания человека ему были более понятны» [23].

Кошке Кеменгеров в Ташкенте проявил себя и как талантливый журналист. По возвращении из Омска он сотрудничает с газетой «Ак жол», а также в нескольких номерах научно-просветительского журнала «Сана» осуществляет редакторскую работу. В 1925 году он принимал участие в организации первого собрания корреспондентов «Ак жол». Написал ряд статей по социальной, хозяйственной, научно-образовательной тематике. В спорах о литературе высказывал свое весомое мнение.

В свободное от журналистской, просветительской деятельности, время, он собирал материалы о своих современниках для будущего романа. В обнаруженном в архивах КГБ письме к Д. Адилов 16 марта 1925 года он пишет: «Ты человек, повидавшая в жизни многое. Знаешь, что я увлекаюсь иногда писательством. Хочу познакомиться с твоей жизненной биографией. Удели немного времени. Настало время отчитаться. Я сажусь писать роман о казахской интеллигенции» [24].

В Ташкенте у Кошке с Гульсум рождается трое детей по имени Зайра, Нарманбет, Сауле. В истории этого города деятель остался не только как писатель, но и как педагог-просветитель: в 1926 году он преподает в Центрально-Азиатском университете и Туркестанском военном училище.

Возникает вопрос: «Не изъявлял ли желания Кошке перевестись из Омского мединститута на медицинский факультет САГУ?» Как обстоят дела с этим вопросом? По архивным источникам, изученным нами, личное дело К.Д. Кеменгерова было зарегистрировано на медицинском факультете за 1926/1927 учебный год [25], однако по неизвестным причинам было удалено. По нашему мнению, Кошке мог самолично это сделать из большей предрасположенности к филологии.

Кошке преподавал казахский язык на рабфаке, подготовительном отделении, факультете востоковедения, факультете советского хозяйства и правоведения САГУ. 

После двух лет работы в университете К. Кеменгеров по-настоящему хотел заняться наукой. В этой связи он выбирает тюркологию. 23 октября 1928 года Кошке принят в аспирантуру факультета востоковедения. Архивные источники подтверждают и то, что в аспирантуре названного университета с К. Кеменгеров обучался и Мухтар Ауэзов. Этим двум талантливым молодым людям преподавали такие ориенталисты, как А.Э. Шмидт, М.Ф. Гаврилов, А.Б. Дубсон. 

На данном факультете преподавались такие дисциплины: Экономическая география Туркестана и граничащих с ним стран, История казахского народа, Английский язык, Узбекский язык, Чтение узбекских документов, Казахский язык, Туркменский язык, Чтение памятников казахской устной народной литературы, Татарский язык, Язык орхонских памятников, Уйгурский язык, История мусульманского Востока, Арабский язык, Персидский язык, Этнография Туркестана, Мусульманские законы, Исламоведение, Восточная каллиграфия, История древнего Востока, Введение в языкознание, Политическая экономика [26].

Настоящая наука рождается только после открытой, системной полемики. В этой связи мы замечаем, что Кошке вступал в дискуссию о сложных вопросах казахского языка с такими преподавателями, как Юдахин, Поливанов, Шмидт. Согласно архивным источникам, в мае 1929 года на конференции, посвященной орфографии, Е. Омаров, К. Жубанов, К. Кеменгеров высказывали свои доводы и спорили с европейскими учеными относительно новой орфографии и принципов создания терминов [27].

Будучи в Ташкенте Кошке написал ряд статей о проблемах казахского языкознания. Если обратить внимание на мнение Данияла Искакова, обучавшегося в САГУ, то он утверждает: «Когда в 1927 году С. Садвокасов пришел директором в Казпедвуз в Ташкенте, он взял Кошке преподавателем» [28].    

Казпедвуз, основанный 29 октября 1926 года, – самое первое название КазПИ имени Абая, а сейчас – КазНПУ. Его функционирование берет начало с шестимесячных курсов казахских учителей, открывшихся 20 ноября 1918 года. 1 июня 1919 года он был снова создан как Казахское педагогическое училище, а 1 сентября 1920 года как Казахский институт народного просвещения (Киринпрос). В дальнейшем он был – Казпедвуз, затем – КазПИ.

В перечень научных трудов К. Кеменгеров также входит «Грамматика казахского языка», изданная на русском языке в 1927 году и составителем которой был Г.В. Архангельский. В предисловии к этому исследованию, изданной под редакцией Кошке, составитель пишет: «Настоящий труд представляет записки лекций по казахскому языку, читанные тов. Кеменгеровым – преподавателем казахского языка на б.Туркестанских Курсах Востоковедения РККА в 1924–1925 гг.», выражая благодарность наставнику [29]. А в слове об издателе отмечается, что данный труд высоко оценен А. Байтурсыновым.

Кошке Кеменгеров в 24–30-е годы работал не только в Ташкенте. При возможности он бывал в командировках в Оренбурге, Кзыл-Орде, Семее, Шымкенте, имел связи с писателями этих городов. В архивных рукописях он пишет: «Во время летнего отпуска у меня есть привычка ездить на родину пить кумыс» [30].

Аксакалы-очевидцы сообщают: «Кошке Кеменгеров перед поездкой в Омск из Ташкента навещал края своих предков – Баянаульский Сарытау» (записано нами во время научной поездки в 1994 году).  

13 октября 1930 года К. Кеменгеров по ложному обвинению как «противник советской власти» был заключен в изолятор. Спустя некоторое время из Ташкента был переведен в алматинскую тюрьму.

В алматинской тюрьме Кошке Кеменгеров просидел около 2-х лет. В одном из заявлений, сохранившихся в архивах КГБ, он пишет: «Вот уже 10 месяцев как сижу безвинно в тюрьме. Меня ложно обвиняют по п.II-7 58-й статьи Уголовного кодекса… Если хотите знать, мой туберкулез еще более обострился. Такие выводы сделала проверявшая медкомиссия. Разрешите хотя бы написать расписку и полечиться» [31].  Время написания заявления – 17 июля 1931 года.

Конечно, Кошке не смог лечиться. Он просидит в алматинской тюрьме до конца апреля 1932 года. По решению «тройки» обвинен по пункту 10, 11 58-й статьи, включая обвинение «Предатель родины», лишен свободы на 5 лет дополнительно к тому сроку, по которому был арестован, отправлен на ссылку в город Валуйки в Украине. 

В заявлении Главному прокурору КазССР в апреле 1940 года (в это время семья Кеменгеров думала, что «глава семьи жив») Гульсум Кеменгерова пишет: «В тюрьме после 2-х лет заключения, в 19321934-е годы он был в административной ссылке в городе Валуйки. В это время он был санитарным врачом на строительстве железной дороги «МоскваДонбасс» [32] (в заявлении Гульсум у следственных органов просит свидания с Кошке).

Архивные источники говорят о том, что до врачебной работы на железной дороге Кошке осуществлял деятельность экономиста. Именно в этой стройке в 1932–1933 годы инженером здесь работал и С. Садвокасов. По направлению Валуйки, в Воронеж в ссылку были посланы Х. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, Ж. Акбаев, Е.Омаров, С. Кадырбаев, К. Токтыбаев, М. Тынышпаев, Ж. Кудеров, М. Мырзаев. Есть все основания утверждать о том, что эти личности как-то находили способ общаться.

В 1935 году Кошке Кеменгеров в Валуйках полностью отсидел свой срок. По закону теперь он имел право вернуться на родину. Но предусмотрительный НКВД предпочитал держать политических заключенных вдали от родины. Ему было отказано окончательно вернуться на родину, он получил разрешение на проживание в Омском Шарбакколе, где он устраивается службу простого инструктора в районном отделе здравоохранения. Таким образом, он начинает оказывать народу лечебную деятельность. Его «легкие» руки многим оказывали помощь. Днем и ночью стучались в дверь чистому и преданному человеку все те, кого мучили болезни головы и костей. 

По всей видимости, в свободное время от врачебной деятельности он занимался воспитанием троих детей, а по ночам увлекался бумагой и пером. По воспоминаниям Зайры Кошкекызы, в 1937 году ее отец закончил роман о современниках, начатый еще в Ташкенте, и искал пути его публикации в алматинских издательствах. К сожалению, книга в том виде попала в руки НКВД. 

Кровавая машина репрессии в 1937 году без труда нашла Кошке – врача в Шарбакколе. Таким образом, в том году 7 августа он снова был арестован. В этот раз сотрудники НКВД вверх дном перевернули дом Кошке, конфисковав все рукописи, оставив в слезах супругу и детей, по приговору он был сослан в Омск. 

Документ о конфискации имущества К. Кеменгеров до настоящего времени хранится в архиве Омской областной федеральной службы безопасности Российской Федерации. Под опись взяты такие рукописи ученого:

1. Записи на казахском языке – 2 пачки. 

2. Карманная тетрадь на казахском, русском языках – 1.

3. Общая тетрадь с черной обложкой – 1. 

4. Рукоп. книги, написанной на казахском языке – 1. 

5. Газеты на казахском языке.

6. Общая тетрадь с коричневой обложкой – 1.

Арестованный в начале августа Кошке в тюрьме НКВД в городе Омске проводит 3 мучительных месяца. Следственное дело, осуществлявшее в это время вместе с К. Кеменгеров еще по отношению к 82 казахским гражданам, нанесло сильный удар по каждому из них. Как отмечает омский исследователь Вениамин Самосудов, им предъявлялись такие обвинения: «Имели связь с политическим и общественным деятелем Казахстана с Тураром Рыскуловым. А Рыскулов и ряд других советских и партийных деятелей пытались «объединить членов бывшей Алаш Орды» [33].  

Спустя немного времени из этих 82-х человек 62 человека были приговорены к расстрелу.

Если говорить конкретно о судьбе К. Кеменгеров, то 16 ноября 1937 года по решению «тройки» УНКВД, согласно заключению 3-й части следственного дела № 7396, он был не согласен с приговором «Осуществлял руководство национальной организацией по диверсионной борьбе против Сибирской советской власти» и приговорен к расстрелу [34]. Постановление было утверждено 17 ноября, а 21 ноября приведено в исполнение.

К. Кеменгеров 17 августа 1957 года был официально оправдан военным трибуналом Сибирского военного округа. Его супруга Гульсум и дети – Зайра, Нарманбет, Сауле пережили все тяготы тоталитаризма, росли в трудных условиях.  

Гульсум Жамикызы в 1959–1964 годы при поддержке таких личностей, как М. Ауэзов, К. Сатпаев, С. Муканов, А. Маргулан, в 1965 году издает книгу супруга «Алтын сақина». Благодаря неимоверным усилиям она получает маленькую квартиру в доме, специально построенном для писателей, создав условия для детей, стремящемся к знаниям.  

Заслуги

В 1915–1930 гг. он внес неоценимый вклад в развитие казахской литературы, драматургии, журналистики, истории и естествоведческих наук. Участвовал в национально-освободительной борьбе. В период царской власти был членом первого казахского молодежного объединения «Бирлик» и редактором его печатного органа (журнала) «Балапан». В 1917 году принимал участие в создании Акмолинского областного комитета Алаш Орды. В 1918–1919 годы был редактором газеты молодых алашордынцев «Жас азамат». После установления советской власти в 1924–1930-е годы работал в различных учебных заведениях, занимался наукой. Многогранную деятельность К. Кеменгеров оборвала начавшаяся в 30-е годы политическая репрессия.

Память

О Кошмухамбете Кеменгерове как деятеле и писателе на заре независимости в 1988 году первую статью напишет Р. Рустембекова. О нем вели свои исследования Д. Камзабекулы, М. Мусагитов, И. Курмангалиев, Г. Ордаева, О. Жубаева, А. Шормакова и др. Д. Камзабекулы и О. Жубаевой в издательстве «Алаш» издан академический трехтомник. 

Имя К. Кеменгерова присвоено средней школе, улицам и проспектам. Его имя и труды внесены в энциклопедии и справочники.

О К. Кеменгерове написаны в энциклопедическом справочнике «Алаш қозғалысы: Энциклопедиялық анықтамалық» Е.Е. Тлешова и Д. Камзабекулы и сборник исследовательских статей «Алаш арқауы» Д. Камзабекулы.

Сборник произведений писателя «Қошмұхаммед Кемеңгеров. 13-кітап» под редакцией Е.М. Арына содержит такие труды Кошке Кеменгерова, как «Дүрия», «Қарашаш», «Алтын сақина», «Жазғытұры», «Солған гүл», «Пайғамбар» и другие стихи, поэмы и эссе.

«Казахско-русский словарь» К. Кеменгерова подготовлен ПГУ им. С. Торайгырова в 2008 году на основе словаря, переизданного в 2005 году.

Список литературы и источников:

  1. Омский областной государственный архив. Ф. 14. Оп. 2. Д. 332. Л. 11.
  2. Нуралы-теги К. Садуакас Шорманов // Дауа. – 1993. – № 2.
  3. Омский областной государственный архив. Ф. 65. Оп. 1. Д. 36. Л. 65.
  4. Омский областной государственный архив. Ф. 65. Оп. 1. Д. 36. Л. 96.
  5. Омский областной государственный архив. Ф. 14. Оп. 2. Д. 332. Л. 19-20.
  6. Кеменгеров К. Из истории казахов. – М., 1924.
  7. Омский областной государственный архив. Ф. 65. Оп. 1. Д. 70. папка 7. Л. 145.
  8. Сейфуллин С. Тар жол, тайғақ кешу – Алматы, 1960. – 61 с. 
  9. Там же. – С. 241.
  10. Омский областной государственный архив. Ф. 14.  Оп. 2. Д. 332. Л. 19.
  11. Там же. – 30 с.
  12. Из личного архива Нарманбета Кошкеулы.
  13. Омский областной государственный архив. Ф. 14. Оп. 2. Д. 332. Л. 6
  14. Бостандық туы. – 1925. – 21 марта.
  15. Омский областной государственный архив. Ф. 14. Оп. 2. Д. 332. Л. 27.
  16. Там же. –  Л. 29.
  17. Камзабекулы Д. Руханият. – Алматы: Білім, 1997. – 272 с.
  18. Воспоминания Нарманбета Кошкеулы (20.11.1994)
  19. Программа «Алқа» // Архив КНБ РК. Д. 78754. Т. 7.
  20. Еңбекші қазақ. – 1926. – 1 декабря.
  21. Садвокасов С. Киргизская литература // Трудовая Сибирь. – 1919. – № 1.
  22. Лебедев П. Химия. Книга, читаемая в 5-м и 6-м классах семилетней школы. Перевод Кеменгеров. – Кызылорда: Қазақстан баспасы, 1929. – 228 б.
  23.  Садвокасов С. Ранние опыты // Еңбекші қазақ. – 1926. – 29 января.
  24. Архив КНБ. Д. 78754. Т. 7.
  25. Архив Ташкентского государственного университета. Д. 53. – Л. 9.
  26. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 368. Оп. 13. Д. 3. Л. 16–26.
  27. Из показаний А. Байдильдаева (2.ХІ.1929) // Архив КНБ. Д. 78754. Т. 7.
  28. Показания Д. Искакова. 25.Х.1937 // Архив КНБ. Д. 78754. Т. 7.
  29. Грамматика казахского языка / Сост.: Г.В. Архангельский. – Ташкент: Казгоиздат. № 2 типография, 1927.
  30. Архив КНБ РК. Д. 190456. Т. 3. Л. 43.
  31. Там же.
  32. Архив Омской областной федеральной службы безопасности РФ. Д. 7396. Л.  191.
  33. Самосудов В. Без вины осужденные // Народный конгресс. Опубликовано из газеты «Омский вестник». – 1994. – 14 декабря.
  34. Источник взят из архива Омской областной федеральной службы безопасности РФ.

Автор: Камзабекулы Д., дилол.н.