Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

СМАГУЛ САДВАКАСОВ


Смагул Садвакасов (19001933) – видный общественный и государственный деятель, писатель.

Биография

Садвакасов Смагул – видный общественный и государственный деятель, родился в 1900 году в ауле Жаркын Каройcкой волости Шарлакского уезда Акмолинской области (ныне Акжарский район Северо-Казахстанской области). До 10 лет его воспитывал и обучал грамоте отец – мулла Садвакас (Садуакас). С 11 лет обучается в аульной школе. В 1912–1915 гг. продолжает обучение в русско-казахском училище в Полтавке. В 1916–1918 гг. учится в Омском сельскохозяйственном училище, на кооперативных курсах при Политехническом институте, на кооперативном факультете Сельскохозяйственного института. Наряду с этим, он преподает на краткосрочных курсах и работает заведующим учебной частью казахского отделения Земской управы Акмолинской области (Омск). В политической борьбе он принимает участие начиная с 1916 года. 

Наследие Смагула Садвакасова не было специально исследовано до 1990-х годов.  Особую роль в этом деле сыграла тоталитарная система, поэтому ученые, исследовавшие историю литературы послереволюционного периода, были вынуждены лишь вскользь упоминать имя Смагула. Его как литературного критика, писателя и публициста высоко ценили А. Байтурсынов [1], Т. Шонанов [2], Б. Кенжебаев [3]. Необходимо также назвать имена Г. Тогжанова, С. Муканова, Е. Бекенова, А. Байдильдина, И. Жансугурова, С. Сейфуллина, А. Тажибаева и др. [4], которые критически относились к деятельности Смагула при жизни и после его смерти, считали его «националистически настроенным литературоведом, байским приспешником».

С. Садвакасова обошли стороной повальные аресты 1929 года и расстрелы казахской интеллигенции 1937 года, так как в период первых арестов он был отстранен от политики и уехал за пределы Казахстана (в Москву). В годы репрессий 30-х годов он ушел из жизни.

Согласно исследованиям английского советолога Роберта Конквеста, в начале 30-х годов при ОГПУ-НКВД неофициально был открыт особый сектор. Указанная структура занималась преследованием и уничтожением различными способами людей, выступавших против сталинской политики, за национальное самоопределение и суверенитет [5]. В деле «Обезвреживание группы, основной целью которой является покушение на Голощекина и советское правительство», сохранившемся в Комитете национальной безопасности Казахстана, достаточно «разоблачающих» слов в адрес С. Садвакасова [6]. Однако из-за скоропостижной смерти, он не предстал перед судом «тройки» НКВД, ему не были предъявлены обвинения согласно пункту 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР. Несмотря на это, даже после аннулирования последствий культа личности ни со стороны историков, ни со стороны литературоведов не прозвучало справедливого мнения о выдающейся личности. И только профессор Б. Кенжебаев писал: «Мы не должны забывать о писателе, критике Смагуле». После публикации статьи ученого «Невозмещенный долг» Центральный Комитет КП Казахстана обвинил и стал преследовать автора статьи, редактора и нескольких сотрудников газеты «Қазақ әдебиеті», в которой была опубликована статья «За оправдание человека, выступившего против политики партии» [7].

Историки Г. Дахшлейгер [8], В. Осипов [9] превратно истолковывали, искажали известные труды неординарной личности. Данный факт свидетельствует о том, что тоталитарная идеология наложила свой отпечаток на ход исторических исследований.

Накануне Независимости и на заре свободы в печати были опубликованы труды Б. Койшыбаева [10], Б. Даримбета [11], М. Койгельдиева [12], Н. Сансызбаева [13], Д. Камзабекулы [14], содержащие новые автобиографические сведения о писателе и общественном деятеле. В 1993 году увидели свет многотомники С. Садвакасова, подготовленные Б. Даримбетом [15], в 2003 и 2013 году – Д. Камзабекулы [16]. Исследовательская книга последнего автора под названием «Смағұл Садуақасұлы» была дважды дополнена и переиздана. Д. Камзабекулы, Р.С. Елмурзаева защитили кандидатские диссертации по трудам известного деятеля.

С поступлением в Омское сельскохозяйственное училище [17] в 1916 году Смагул Садвакасов осуществляет пробу пера, описывая увиденное, пережитое. Его становлению как писателя способствовала работа в рукописном журнале «Балапан» культурно-просветительской организации «Бірлік» («Единство»), учрежденной казахской молодежью г. Омска. Целью данной организации было «развитие культуры и литературы казахского народа, укрепление национального самосознания и формирование чувства патриотизма» [18]. По мнению Смагула, в журнале, ни один экземпляр которого не дошел до нас, «публиковались художественные произведения молодых алашцев» [19]. После революции в 1918 году в рядах «Бірлік» произошел раскол (брожение), члены организации свернули с намеченного пути. И тогда Смагул Садвакасов, К. Кеменгеров, Г. Досумбеков, несмотря на молодость, сумели сплотить их, создать организацию «Жас азамат» [20]. «Главным идеалом, святой целью и основным путем данной организации были свобода и независимость казахского народа» [21]. С. Садвакасов помогает в выпуске газеты «Жас азамат», которая стала голосом молодых алашцев. В 1919 году, работая инструктором в Союзе кооперативных объединений Западной Сибири «Центросибирь» в Омске [22], пишет на русском языке статьи и ведет исследования для журнала «Трудовая Сибирь», являвшимся органом данной хозяйственной организации. В 1920 году его принимают на работу в казахско-татарскую секцию Сибирского бюро РКСМ [23], где он работает редактором еженедельной газеты «Еңбекшіл жастар» (Омск), издаваемой на казахском языке [24]. В том же 1920 году становится ответственным редактором издаваемой в Омске газеты «Кедей сөзі» [25]. Во время проведения І съезда Всеказахских советов, провозгласивших Казахскую Автономию (1920, 4-12 октябрь), «руководит научным и хозяйственным отделом» газеты «Ұшқын» (ныне «Егемен Қазақстан») [26]. После съезда газета «Ұшқын» издается под названием «Еңбек туы», где С. Садвакасов становится ответственным редактором [27]. В 1922 году принимает активное участие в издании молодежной газеты «Өртең» [28].

В 1923 году входит в состав редакторской коллегии журнала «Жас қазақ» [29]. В 1924–1925 гг. – ответственный редактор журнала «Қызыл Қазақстан» (ныне журнал «Ақиқат») [30]. В 1925–1926 гг. занимается редакционной деятельностью в газете «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан) [31].

Вышеперечисленная деятельность на ответственных должностях в периодической печати подтвердила гражданскую позицию Смагула Садвакасова и продемонстрировала его неординарные способности как публициста, литературного критика, писателя.

В 1925–1927 гг. будучи комиссаром народного просвещения С. Садвакасов проявил организаторские способности в деле развития национальной культуры, что укрепило его авторитет как писателя и просветителя. В это же время он становится инициатором открытия первого государственного национального театра [32], оказывает помощь в записи и регистрации казахских песен [33], объединяет вокруг себя специалистов, занимающихся сбором трудов Абая, Султанмахмута Торайгырова [34], что свидетельствует о его выдающейся роли в истории развития культуры и литературы.

Хронология издания произведений Смагула Садвакасова охватывает период с 1916 по 1928 гг. Его перу принадлежат роман «Сәрсенбек», несколько повестей, в том числе «Күміс қоңырау», избранные рассказы, литературно-критические труды, познавательные материалы. Известны также и переводы, изданные им.

Его отец, хазрет Садуакас, родился в 1872 году. По данным краеведа, хаджи Жакии, он окончил «Медресе Галия» в Уфе. У себя на родине был муллой и обучал детей арабской грамоте. Отец Смагула был человеком сильным, рослым, крупного телосложения.

Аксакалы аула Жаркын передают его родословную следующим образом: отец Смагула – Садуакас, его дед – Турабай, предок – Алим. Алим родился от Жусана, Жусан – от Жантемира, Жантемир – от Жиенкула, Жиенкул – от Кутбака, Кутбак – от Бабыса, Бабыс – от Малая Керея.

Садуакас Турабайулы в 1937 году стал жертвой советского тоталитарного режима. Его вина была лишь в том, что он был отцом Смагула, противостоявшего геноциду Центра и Голощекина.

Имя матери – Мажикен. Она, согласно сведениям, оставленным сыном (Смагулом), родилась в 1879 году. В 1933 году после тяжелой утраты единственного сына, убитая горем мать, проливая слезы дни и ночи, ослепла на оба глаза. После отправки в ссылку невиновного мужа Садуакаса в 1937 году мать Мажикен скоропостижно скончалась.

Если говорить о молочных братьях и сестрах, то в живых осталась лишь младшая сестра Орынбасар. Из восемнадцати детей, рожденных матерью Мажикен, в живых остались только Смагул и Орынбасар. При приеме в Кооперативное объединение «Центросибирь» в 1918 году Смагул указывает: «У меня есть две младшие сестры (одной – 18 лет, второй – 3 года) и младший брат (5 лет)» (источник указан выше). Рахымжан Аронулы комментирует это следующим образом: «У Садуакаса муллы было только двое детей. Отец моих отцов, Отебая и Арона (я родился от Отебая, однако с малых лет воспитывался у Арона) Алим был молочным братом отца СадуакасаТурабая. Род нашего предка Жусана имеет глубокие корни,однако древнее родовое древо не смогло широко раскинуть свои ветви. По этой причине, несмотря на то, что каждая семья жила отдельно, всегда поддерживались теплые родственные отношения, поэтому зачастую дети одних воспитывались в другой семье. Так, «5-летний брат» дяди Смагула – это я, должна быть также «18-летняя» – сестра, а «3-летний» ребенок – это Орынбасар».

Оставшаяся в живых дочь Садуакаса, Орынбасар, воспитывалась у чужих людей и скончалась в 1990 году на руках у Ракымжана Аронулы, жившего в деревне Капустино Любинского района Омской области.

Такова трагедия семейного гнезда Смагула. И это – история – отголосок реальной истории деятелей национально-освободительного движения «Алаш» в годы советской власти.

Будущий общественный деятель учится арабской грамоте, изучает основы исламской религии, наряду с этим постигает и другие науки. По мнению аксакала Садуакасулы Уакапа (младший брат Габбаса Тогжанова, скончался в 1994 году), первый учитель Смагула, человек, имеющий широкие познания, религиовед Абиль Куаныш, благодаря поддержке крупных баев указанного региона Садуакаса Тогжанулы, Шамеля Бортебайулы, приглашает татарских и русских учителей. Предположительно, речь идет о джадидской школе.

Аульную школу Смагул окончил в 1912 году. После этого поступает в двухклассное (3 года обучения) русско-казахское училище в русском поселке Полтавка, расположенном в 50–60 километрах от Жаркына. Проучившись три года в училище, ему пришлось экстерном сдавать экзамен об усвоении полного курса, так как «отец не в состоянии был оплатить продолжение обучения» (газета «Еңбекші қазақ», 1925 год, 5 мая). В результате были получены следующие оценки: «Дисциплина – 5; Божий Закон – освобожден будучи мусульманином; Русский язык – 5; Арифметика – 5; География – 5; Геометрия – 5; История – 5; Естествознание – 5; Черчение и рисование – 5» [35].

Русско-казахские школы занимают особое место в нашей истории. Так, большинство представителей алашской интеллигенции – выпускники указанных школ. Позже Смагул в своих воспоминаниях пишет: «Когда обучался в 1913 году в Полтавке, в руки попал первый номер газеты «Қазақ». Красивый орнамент юрты на первой странице газеты,содержание газетыглубоко затронули душу, меня переполнило чувство гордости».

В 1915 году, получив степень «народный учитель», Смагул устраивается учителем в русско-казахскую школу в ауле Сиыршы, который позднее (в 80-е годы) был переименован в поселок «Қызыл ту» Ленинградского района Кокчетавской области (районная газета «Қызыл ту», 1967 год, 28 сентября. Сведения его ученика С. Маликова). Известный ученый-языковед Г. Мусабаев тоже был учеником Смагула. Исследователь К.Р. Кеменгер, опираясь на данные, полученные из Омского областного государственного архива, пишет о том, как Смагул в августе 1915 года впервые приехал в свой аул Жаркын учителем, в сентябре в школе, где работает, и в училище слушает лекции [36]. Дополнительные сведения: С. Садвакасов в указанном училище обучался вместе с Омаром Сансызбаевым, Жакией Аубакировым, Мажитдином Дуйсебековым, Билялом Адибековым, Усербаем Сабиевым. Усербай – родной брат Кошке Кеменгерова, который воспитывался у его родственников по линии матери.

В своем заявлении в Управление объединения «Центросибирь» Смагул пишет: «После года работы учителем поступил на отделение агрономии училища с целью продолжить обучение» [37].

«В 1916 году, несмотря на то, что выдержал вступительные экзамены в Омскую сельскохозяйственную школу, стипендию не получал (в то время стипендию выплачивали из собственного бюджета только учреждения и предприятия – Д.К.), и поэтому принял решение вернуться в аул, но обучавшиеся с ним вместе товарищи, решив помочь ему, собрали средства» [38]. Кто же его товарищи, упоминаемые в газете? И на этот вопрос мы нашли ответ в архивных данных. В год поступления Смагула Садвакасова, в училище обучались дети казахской национальности: Кошке Кеменгеров, Смагул Казыбеков, Ахмет Абдрахманов, Сулембек Бижанов, Мухтар Саматов [39]. Из поступивших с ним вместе – Жунис Бабатаев, Асфандияр Шорманов, Бирмухамед Айбасов. И все они позже оказались в одной организации молодых алашцев «Жас азамат», оказывая поддержку в 1918–19 гг. своим старшим братьям, выступавшим за национальную независимость своего народа.

В этой связи необходимо отметить следующее: общая сумма, которую собрали омские ученики Смагула, составляла 125 рублей. В то время это были немалые деньги. Добрый поступок товарищей оставил в душе Смагула неизгладимый след.

Смагул пишет: «Когда я обучался в третьем классе (за год до окончания),военные, остановившиеся в Омске, отобрали здание училища, мы вынуждены были приостановить обучение» [40]. Несмотря на то, что обучение в училище прервалось, Смагул не терял времени даром. В начале 1918 года (во время перерыва в обучении) прослушал подряд два курса лекций. Первый – кооперативные курсы, открывшиеся при Омском политехническом институте, вторые – отдельные кооперативные курсы в Омске (на последних обучался в период с 25 января по 10 апреля) [41]. 

«Летом 1918 года на краткосрочных двухмесячных курсах подготовки казахских преподавателей, организованных Земской управой Акмолинской области, вел занятия по основам кооперациии природоведению.

Позже стал членом Центрального Комитета организации молодых алашцев«Жасазамат». По мере возможности, до этого и сейчас принимаю участие в работе указанной организации.

Сейчас (02.12.1918 г.– Д.К.) исполняю обязанности заведующего учебной частью казахского отделения Земской управы Акмолинской области. Наряду с этим, на двухгодичных курсах по подготовке преподавателей при указанном учреждении веду занятия по естествознанию и физике.

Обучаюсь на кооперативном факультете Омского сельскохозяйственного института», – сообщает руководителям крупного Сибирского объединения Смагул, предоставив документы [42].

Неизвестные до сегодняшнего дня вышеперечисленные ценные факты о С. Садвакасове, многое объясняют и помогают найти разгадку его сложной судьбы.

Ранее в своем письме-заявлении на имя руководителей Объединения «Центросибирь» от 2 декабря 1918 года Смагул сообщает: «На развитие казахской национальной культуры и экономики отрицательное влияние оказывают следующие факторы: с одной стороны, до сегодняшнего дня не внедрены технические и другие методы хозяйственного характера, с другой стороны, стараются представить неосуществимыми предприятия, основы которых уже заложены, усложняют развитие, пугая людей новым видом хозяйства. Необходимо обратить особое внимание именно на эту сторону вопроса. Моя цель, по мере возможности, все свои знания и всю свою жизнь посвятить служению родному народу» [43]. 

14 декабря 1918 года С. Садвакасов был принят на работу в отдел Объединения «Центросибирь», который занимается неторговыми делами (г. Омск), в качестве стажера-инструктора, осуществляющего работу кооперации среди представителей других национальностей. Таким образом, молодой человек, освоивший основы кооперации, полученные знания применяет на практике, набирается опыта. Необходимо отметить, что исторической реальностью является тот факт, что, будучи на этой службе, С. Садвакасов стал инициатором возрождения торговых точек организации среди казахов, обучал своих соотечественников ценить животноводческую продукцию и правильно производить расчеты своего труда. Свидетельством этого являются его статьи, опубликованные в газете «Жас азамат» и журнале «Трудовая Сибирь», которые отражали деятельность объединения.

С. Садвакасов, проработав в Объединении «Центросибирь» до 6 мая 1920 года, увольняется по собственному желанию, «не разделяя взглядов администрации управления по вопросам создания кооперации на казахской земле и считая бессмысленным продолжать работу» [44]. В документе, в котором зарегистрировано заявление Смагула, указано его новое место работы – Сибирский Революционный Комитет Союза Молодежи (РКСМ).

12–18 сентября 1920 года С. Садвакасов принял участие в Первой конференции молодежи восточных народов в городе Москве в качестве представителя, был избран членом Центрального бюро, состоящего из 9 человек [45]. 

На Смагула, который получил признание среди новых политических деятелей советского Востока, обратили внимание и руководители правительства Казахстана. В конце сентября 1920 года его приглашают в Оренбург и назначают секретарем Краевого комитета молодежи [46].

Имея достаточный опыт в сфере организационных вопросов молодежи, Смагул в октябре–ноябре 1920 года читает лекции по организационным, деловым и хозяйственным вопросам на открывшихся в Оренбурге курсах казахской молодежи [47].

4 октября 1920 года Смагул принимает участие в Первом съезде Всеказахских советов в Оренбурге (название на оригинале «жалпы қазақ сауеттерінің бірінші тобы») в качестве делегата, выступает с речью от имени молодых казахских коммунистов [48].

В ноябре того же года С. Садвакасов был принят на работу в недавно сформированное Правительство Казахской Автономной Республики. На тот момент ему всего было 20 лет.

2 декабря 1920 года С. Садвакасов наряду с такими известными личностями, как А. Байтурсынов, А. Букейханов, Х. Болганбаев, Ж. Аймауытов вошел в редакционную коллегию по разработке учебников на казахском языке, отбору художественной литературы при Казахском государственном издательстве [49]. 

Молодой общественный деятель на пике своей политической карьеры все свои силы направил на укрепление молодой Казахской автономии. Он приложил все усилия, чтобы возглавляемая на тот момент Сеиткали Мендешевым Казахская Автономная Республика не утратила своей территориальной целостности.

Деятельность по решению территориальных вопросов Казахской земли осуществлялась в трех направлениях: 1) присоединение к Казахстану Акмолинской и Семипалатинской губерний, находящихся в компетенции Сибревкома; 2) возвращение земель, принадлежащих казахам и русским в Уральском и Астраханском (Букейском) регионах; 3) присоединение к Казахстану Джетысуйской и Сырдарьинской губерний, вошедших в Туркестанскую Автономию, предварительно согласовав данный вопрос с казахскими руководителями.

С. Садвакасов работал по трем указанным направлениям, писал статьи, посвященные «национальному единству».

В начале мая 1921 года в г. Омск к руководителям Сибирского революционного комитета была направлена делегация, возглавляемая С. Мендешевым. Заместитель Казахского Центрального исполнительного комитета (КирЦИК) Смагул Садвакасов, решая вопросы присоединения Семипалатинской губернии к Казахстану, в сопровождении нескольких товарищей 20 мая прибыл в Семей» [50].

4 июня С. Садвакасов проводит собрание Семипалатинской губернии. По его предложению «за колонизационную деятельность» полностью распускается Губернский исполнительный комитет, вместо него создается Губернский революционный комитет (губревком). Приказом правительства он назначается председателем указанного губревкома, решает ряд хозяйственных и кадровых вопросов гүбернии [51]. Наряду с этим, в состав руководителей входят представители казахской национальности.

«В период между ІІ и ІІІ съездами (6–13 октябрь, 1922 год – Д.К.) С. Садвакасов в качестве представителя крайкома партии направляется в губернии. Перед ІІІ съездом он был командирован в Букей по делам кооперации. После ІІІ съезда некоторое время работал в коллегии Земельного комиссариата, затем перешел в Госплан» [52].

Действительно, с целью борьбы с последствиями голода 20-х годов КазЦИК в 1922 году направляет его в качестве полномочного представителя в Кустанайскую губернию. Здесь он опять предпринимает решительные шаги, докладывает губернскому руководству о противоправных действиях, направленных против казахского народа, распускает Тургайский уездный комитет, принимает решение создать вместо него революционный комитет. В журнале «Қызыл Қазақстан» публикует путевые записки «Костанай–Тургай» об имеющихся искажениях.

В некрологе С. Садвакасова, опубликованном в газете «Известия», говорится: «В 1923 году исполнял обязанности председателя Госплана Казахстана». Согласно информации, опубликованной в газете «Советская степь» от 14 марта 1924 года, С. Садвакасов вошел в состав правления Казахской государственной комиссии планирования (Госплан), руководил секцией районирования (секция районирования – отдел, занимавшийся определением границ казахских земель, размежеванием административно-территориальных единиц). В последнем номере указанной газеты от 29 марта говорится: «Секция районирования, выражая уверенность, что Сырдарьинская и Джетысуйская области присоединятся к Казахской Республике, предлагает новый проект районирования. Согласно проекту, Казахстан должен быть разделен на три области: Восточный Казахстан, центр – Омск, Западный Казахстан, центр – Оренбург, Южный Казахстан, центр – Ташкент. Сердцем края оставили Оренбург». С. Садвакасов в своей исследовательской статье «Основные проблемы, возникшие при районировании Казахстана», рассматривая данную проблему с позиции будущего казахского народа, пишет: «Перед нами стоит очень ответственная задача, так как районированная нами земля должна выдержать века. Мы должны разрушить базис, созданный царской колониальной системой. А новый базис должен способствовать совершенствованию производительных сил, развитию культуры Казахстана» [53].  

Заслуги

Имя С. Садвакасова, который в двадцатые годы был известен в правительстве Казахской Республики своими смелыми решениями и критическими взглядами, произносилось в народе с особым уважением. Доказательством этого являются сведения, дошедшие до нас. И неслучайно было поручено С. Садвакасову подготовить доклад к 50-летнему юбилею выдающегося представителя казахского народа А. Байтурсынова, прошедшего 11 февраля 1923 года в Оренбурге.

В 1923 году после известного мероприятия ахметоведения С. Садвакасов в партклубе (предположительно, клуб имени Свердлова в Оренбурге) прочитал лекцию «Казахская поэзия». Здесь он с большим уважением отзывался о просветителе-языковеде. Нашлись противники его точки зрения, которые считали, что это неполиткорректно. Смагул ответил им следующее: «Если бы А.Байтурсынов не был нашим современником и ушел из этой жизни, ему поставили бы памятник» [54].

1923 год – особый период в жизни Смагула. В этом году он женится на Елизавете (Зейнеп) Алихановне Букейхановой. С Елизаветой-Зейнеп Смагул был знаком еще в Омске. Предположительно, процедура вступления в брак проходила в апреле в городе Омске, где жили родственники Елизаветы по линии матери, и в родном ауле Смагула – Жаркыне.

Елизавета Алихановна Садвакасова (родилась 25 апреля 1903 года в Омске) в 1927 году окончила медицинский факультет Московского государственного университета, в 1931 году – аспирантуру, позже получила степень доктора медицинских наук, стала ученым секретарем Института здравоохранения АМН СССР, поднялась до заведующей отделом. В научном мире медицины хорошо известны ее 7 книг, около ста научных статей. Она скончалась 22 июня 1971 года.

С. Садвакасов, работая в Госплане, 11 апреля 1923 года пишет письмо И. Сталину с просьбой «разрешить продолжить обучение в Москве» (выполняя требования партии, он должен был написать письмо И. Сталину). 5 мая 1923 года в Казахский областной комитет приходит письмо-просьба, подписанное Молотовым. В письме говорится о том, что ЦК РКП (б) не против поездки С. Садвакасова в Москву, по возможности можно привлечь его к переводу учебников и литературы в казахской секции совета Восточного издательства. Ответ Казахского областного комитета РКП (б) на письмо от 29 мая этого года был следующим: «Из-за нехватки специалистов нет возможности направить С. Садвакасова в Москву».

В начале января 1925 года С. Садвакасов был назначен ответственным редактором газеты «Еңбекшіл қазақ» (в 20-е годы в периодической печати по традиции, в конце газеты на двух языках указывалась фамилия издателя. Так, на казахском – «жауапты шығарушы Смағұл Садуақасұлы», на русском языке – «редактор Смагул Садвакасов». Он работал редактором в этом издании с 8 января 1925 года по февраль 1926 года (в то время, когда Смагул уезжал в Центр по государственным вопросам или в другие командировки, его заместитель в конце газеты подписывался «временно исполняющий обязанности Бейимбет Майлин»). В годы руководства С. Садвакасова уровень «Еңбекші қазақ» значительно повысился. В этой связи, необходимо отметить, что газета «Еңбекші қазақ» считалась голосом партии и правительства, в действительности же поддерживала патриотический настрой газеты «Қазақ», издаваемой А. Байтурсыновым и А. Букейхановым.

Из пожелтевших подшивок журнала «Қызыл Қазақстан» (ныне журнал «Ақиқат») [55], сохранившегося в глубинах архива, мы узнаем, что С. Садвакасов был редактором в указанном издании с ноября 1924 года по июль 1925 года.

В конце 1924 года была создана художественно-творческая организация «Алка» – плод духовного единства, эрудированности казахской интеллигенции. Смагул тоже принял участие в творческом объединении, лидерами которой были А. Букейханов и М. Жумабаев.

V съезд Советов Казахской Автономной республики, прошедший 15-19 апреля 1925 года, утвердил С. Садвакасова комиссаром народного просвещения. В этой должности он проработал до лета 1927 года, за этот период им было сделано немало. С. Садвакасов активизировал деятельность по написанию, переводу и изданию учебников, познавательной, научной литературы. В газете «Еңбекші қазақ», редактором которой он был, опубликовал многочисленные критические статьи к сценическим постановкам, написал книгу для актеров «О национальном театре» (1926 г.) с целью пропаганды театрального искусства среди народа.

Вскоре после ІІ съезда Советов Казахстана политическая обстановка в республике сильно изменилась. Филипп Голощекин, которого Центр направил сюда первым секретарем, занялся поиском идеологов своего «малого Октября» в Казахстане, отбором членов правительства. Вскоре его критика коснулась С. Садвакасова, Ж. Мынбаева, С. Ходжанова.

Открыто выразив свое мнение, что «Республика должна взять в руки переработку сырья, заняться строительством заводов, фабрик. Казахстану не нужен Малый Октябрь!», С. Садвакасов подвергается преследованиям со стороны Ф. Голощекина. В результате 6 марта 1927 года Смагул Садвакасов был освобожден от должности комиссара Народного просвещения.

Как общественный деятель С. Садвакасов еще раз проявил свой сильный характер на VI конференции Краевого партийного комитета 15–23 ноября 1927 года. В поисках справедливости он приложил немало усилий, чтобы попасть на эту конференцию. Ему пришлось обратиться с просьбой к краевому комитету. Свидетельством несгибаемого мужества С. Садвакасова являются его слова, произнесенные на конференции: «Я не могу разделить мнение Голощекина».

С середины 1926 года с подачи Голощекина на собраниях, в печати начали говорить и писать «об ошибочных действиях» С. Садвакасова. Таким образом, административно-приказными методами восьмилетняя политическая деятельность в период советского правительства С. Садвакасова была прекращена.

Следующее место работы Смагула оказалось за пределами Казахстана. Он стал ректором Казахского педагогического института, который в свое время открыл сам. Институт был в компетенции Среднеазиатского бюро ВКП (б) и Коммунистической партии Узбекистана, поэтому еще не успел переехать из Ташкента. На должности ректора он проработал недолго, после нашумевшей на весь Центр и Союз статьи «О национальностях и националах», опубликованной в 1928 году в первом номере журнала «Большевик», в феврале–марте 1928 года он был освобожден с этой должности.

В этом же журнале «Большевик» на 9 страницах была опубликована статья С. Садвакасова и статья Косты Таболова «Противостояние национально-демократическому направлению (ответ товарищу Садвакасову)» на 14 страницах. В последней статье были передернута, искажена каждая мысль, что свидетельствует о традиционной политике правительства.

С. Садвакасов после ухода с должности ректора, в марте 1928 года уезжает в Москву, где в то время проживали его тесть Алихан Бокейхан, жена Елизавета, 3-летний сын Ескендир. С 1 июня он устраивается в Институт востоковедения научным сотрудником.

Несмотря на то, что был достаточно образован, он не терял времени даром и в августе–сентябре того же года поступает на специальность «Искусственные сооружения» Московского института инженеров транспорта, 1 июня 1932 года заканчивает указанный институт [56]. После поступления в Институт привозит в Москву младшую сестру Орынбасар, устраивает ее в одну из московских школ.

После окончания института он работает заместителем (инженер-строитель) начальника участка на строительстве железной дороги Москва–Донбасс. На этой работе Смагул Садвакасов, отличающийся крепким здоровьем, в течение года заболевает непонятной болезнью и 16 декабря 1933 года скончался в Кремлевской больнице. Церемония прощания с покойным прошла 19 декабря в Московском клубе инженеров транспорта. После траурной церемонии тело выдающегося деятеля было кремировано.

Накануне 20-летия независимости Республики Казахстан, 21 января 2011 года, благодаря инициативной группе ученых прах выдающегося деятеля был доставлен из Москвы в Астану (ныне г. Нур-Султан). Сперва был захоронен на «Қара мола» (временное кладбище), затем в октябре 2013 года перезахоронен на старом мусульманском кладбище, где лежат останки воинов Кенесары Касымова. На могиле был установлен памятник от казахского народа [57].

Память

Средним школам в районном центре Акжар Акмолинской области и г. Нур-Султан дано имя С. Садвакасова. Также в Алматы, Кокшетау, Кызылорде в честь выдающейся личности были названы улицы и проспекты. В 1993 году Кокшетаускому сельскохозяйственному институту было присвоено имя С. Садвакасова. После слияния в 2011 году этого учебного заведения с Кокшетауским государственным университетом имени Ч. Валиханова, реорганизованному при нем Аграрно-экономическому институту было снова присвоено имя С. Садвакасова.

Список литературы и источников:

  1. Байтұрсынұлы А. Шығармалары. Алматы: Жазушы, 1989. – 283 б.
  2. Шонанұлы Т. Қазақстанда ғылым-білім, баспа жұмысы // Қызыл Қазақстан. – 1925. – № 3–5. – 39 с.
  3. Кенжебайұлы Б. Өтелмеген парыз [Невозмещенный долг] // Қазақ әдебиеті. – 1957. – 25 января.
  4. Тоғжанұлы Ғ. Әдебиет және сын мәселелері. – Кызылорда, 1929. – 139-б.; Мұқанұлы С. ХХ ғасырдағы қазақ әдебиеті. – Кызылорда, 1932. – 14–15 б.; Бекенұлы Е. Ұлт қозғалысы және ұлтшылдық әдебиет. – Кызылорда, 1935. – 14–15 б.; Байділдаұлы Ә. Мәскеудегі қазақ шәкірттеріне жасаған баяндама // Жаңа әдебиет. – 1929. – № 9; Тоғжанұлы Ғ., Жансүгірұлы І. Қазақтың театр өнері туралы. – Кызылорда, 1933. – 5 б.
  5. Конквест Р. Большой террор. 1-том. – Рига: Ракстниекс, 1991. – С. 61–63. 
  6. Архив КНБ Казахстана.  Д. 78754.  Т. 3–7.
  7. Бердібаев Р.  Имандылық (еске алу) // Қазақ әдебиеті. – 1991. – 15 марта.  
  8. Дахшлейгер Г. Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана (1921–1929 гг.). – Алматы, 1965. – 536 с.
  9. Осипов В. Полномочный орган ЦК РКП (б) в Казахстане (1922–1924 гг.). Алматы, 1979. – 320 с.; Осипов В. Всматриваясь в 20–30-е годы.  –Алматы, 1991. – 180 с.
  10. Қойшыбаев Б. Қайраткер Садуақасов // Қазақ әдебиеті. – 1988. – 2 сентября; Қойшыбаев Б. Тұңғыштар тұғырынан орын алған // Социалистік Қазақстан. – 1989. – 28 марта.
  11. Дәрімбетов Б. Ағып өткен бір жұлдыз // Жалын. – 1990. – № 3.
  12. Қойгелдиев М. Садуақастың Смағұлы // Ана тілі. – 1991. – 18, 25 июля.
  13. Сансызбаев Н. Смағұл Садуақасов // Ақиқат. – 1991. – № 4.
  14. Қамзабекұлы Д. Алаштың ұлы – Смағұл // Жұлдыз. – 1993. – № 4.
  15. Садуақасұлы С. Таңдамалы. 2-т. / Составитель Б. Дәрімбет. – Алматы: Совместное казахстанско-монгольское предприятие «Атхан», 1993.
  16. Садуақасұлы С. Екі томдық шығармалар жинағы / Составитель Д. Қамзабекұлы. – Алматы: Алаш, 2003; Садуақасұлы С. Үш томдық шығармалар жинағы / Составитель Д. Қамзабекұлы. – Астана: Нұра-Астана, 2013.
  17. Омбы облыстық мемлекет архиві (ООМА) [Омский областной государственный архив]. Ф. 65. Д. 57.  7-папка.  Л. 23–24.
  18. Садуақасұлы С. Жастарға – жаңа жол. – Орынбор, 1921.
  19. Садвакасов С. Киргизская литература: историко-критический очерк // Трудовая Сибирь. – 1919. – № 1.
  20. Бірлік туы. – 1918. – 9, 18 апреля.
  21. Жас азамат. – 1918. – 30 июля.
  22. ООМА. Ф. 151. Д 299. 27-папка. Л. 288.
  23. ООМА. Ф. 151. Оп. 1. Д. 624. Л. 5–6 с.
  24. Некролог (С. Садвакасов) // Известия. – 1933. – 18 декабря.
  25. Там же.
  26. Ұшқын. – 1920. – 15 октября.
  27. Еңбекші қазақ. – 1925. – 5 мая.
  28. Қазақстан Республикасының жаңаша тарихының мемлекеттік орталық архиві (ҚРЖТМОА) [Государственный центральный архив современной истории Республики Казахстан]. Ф. 142. Оп. 1. Д. 55. Л. 40-46.
  29. ҚРЖТМОА. Ф. 142. Оп. 1. Д. 139. Л. 39, 45.
  30. Қызыл Қазақстан. – 1924. – № 11. – 1925. – № 7.
  31. Еңбекші қазақ. – 1925 – 8 января; 1926. – 20 февраля.
  32. Еңбекші қазақ. – 1925. – 26–29 октября.
  33. Еңбекші қазақ. – 1925. – 1926, 27 мая.
  34. Еңбекші қазақ. – 1925. – 1926. – 7 октября.
  35. ООМА. Ф. 65. Д. 57. 7-папка. Л. 23-24. 
  36. Кемеңгер Қ.Р. Омбыда оқыған қазақтар. – Астана, 2007.  – 48–49 с.
  37. ООМА. 151-фонд, 1-опись, 299-дело, 289-с. 
  38. Еңбекші қазақ. – 1925. – 5 мая. В этом номере газета опубликовала краткую биографию комиссара просвещения С.Садвакасова.
  39. ООМА. Ф. 65. Оп. 1. Д. 36. Л. 65, 96. 
  40. ООМА. Ф. 151. Оп. 1. Д. 299. Л. 289. 
  41. Упомянутый источник. Л. 384. 
  42. Упомянутый источник. Л. 289.
  43. ООМА. Ф. 151. Оп. 1. Д. 299. 27-папка. Л. 289.
  44. ООМА. Ф. 151. Оп. 1. Д. 624. Л. 5–6.
  45. Жизнь национальностей. – 1920. – 17 октября.
  46. Еңбекші қазақ. – 1925. – 5 мая.
  47. Садуақасұлы С. Жастарға – жаңа жол. – 1921. – С. 2.
  48. Ұшқын. – 1920. – 7 октября.
  49. Центральный государственный архив Казахстана. Ф. 929. Оп. 1. Д. 20-г. Л. 9, 14, 22.
  50. Қазақ тілі. – 1921. – 15 июня.
  51. Номера губернских газет «Қазақ тілі» и «Степная правда» за май-июнь-июль 1921 года.
  52. Еңбекші қазақ. – 1925. – 5 мая.
  53. Советская Киргизия.– 1923. – № 2–3.
  54. Россия и Центральная Азия: 1905–1925 гг. сборник документов / Составитель Д. Аманжолова. – Қараганда, 2005. – 376 с.
  55. Қызыл Қазақстан. – 1924. – № 11,12; 1925. – № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  56. МИИТ архиві. 1901-1936 год аралығында бітіргендер реті. Оп. 10. Д. 2. 1-папка.
  57. Қамзабекұлы Д. Ұлт қайраткері Смағұл Садуақасұлы не үшін Астанаға жерленбек? // Айқын, 6.01.2011; Қамзабекұлы Д. Смағұл Садуақасұлы: аңыздан – ақиқатқа // Тіл, № 2–3, 2011. – с. 38–41; Қамзабекұлы Д. Ұлт қайраткері Смағұл Садуақасұлы // Корпорация. – 2011. – № 3, 1– 15.02.

Автор: Камзабекулы Д., д. филол.н.