Кайрат Ногайбайулы Рыскулбеков (13 марта 1966 – 21 мая 1988) – легендарный участник Декабрьского восстания молодежи 1986 года, посмертно удостоенный звания Халық Қаһарманы (Народный герой).
Биография
«…Ко дню независимости мы пришли, через весьма сложный и тернистый путь. В то же время наш народ пережил хотя и трудную, но интересную историю, которая была тесно связана с борьбой за независимость. Эта история с середины 1980 года отмечена «всплеском народного духа – это Желтоксан 1986 года», – отмечает Первый Президент РК Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» [1, с. 285].
Для того, чтобы понять причины и значение Декабрьского восстания, кратко остановимся на основных этапах биографии одного из его главных участников – Кайрата Рыскулбекова. К. Рыскулбеков родился 13 марта 1966 года в ауле Бирлик Мойынкумского района Жамбылской области. В 1973–1981 годы Кайрат окончил восьмилетнюю школу имени С. Шакирова в ауле Толе би Шуского района. Он учился хорошо, из класса в класс переходил без сдачи экзаменов, при этом постоянно помогал младшему брату Талгату. С большим энтузиазмом участвовал в школьных мероприятиях. По рассказам однокласников, он уже в те годы отличался лидерскими качествами – целеустремленностью, решительностью и любознательностью. Избирался секретарем комитета комсомола школы. Кроме того, Кайрат ходил в спортивную секцию бокса, к чему приобщил и младшего брата.
После окончания средней школы имени Кирова (ныне имени Кайрата Рыскулбекова) в ауле Бирлик в 1983 году до призыва на действительную военную службу Кайрат трудился помощником скотника на молочно-товарной ферме Коктерек. В 1984–1986 годы с честью исполнил свой воинский долг в городе Белогорске Амурской области, за что был отмечен грамотами и благодарственными письмами командования в адрес родителей.
После демобилизации из рядов армии в августе 1986 года по направлению воинской части поступил на учебу в Алматинский архитектурно-строительный институт. Сокурсники отзывались о нем как об очень активном и целеустремленном студенте. Свои лидерские качества и организаторские способности Кайрат задействовал и в институте. Там он был членом студенческой профсоюзной организации, дружинником. Все шло в нужном русле, но события декабря 1986 года навсегда изменили жизнь Кайрата Рысқулбекова.
Теперь обратим свое внимание на высказывания некоторых доброжелателей о Кайрате, хорошо его знавших еще со школьных времен. О том, как Кайрат выделялся среди своих сверстников присущими только ему лучшими качествами, рассказывал аксакал Абай Смаилов следующее: «В 1977 году мы переехали с семьей в отделение Кольтабан совхоза Коктерек. Родители Кайрата проживали пососедству с нами. Их семья была многодетной. Мать его Даметкен была дояркой, отец Ногайбай работал пастухом. Будучи ровесником моей дочери Раушангуль, Кайрат часто забегал к нам. В отличие от многих небрежно одетых, порой чумазых детей, он уже в десятилетнем возрасте выглядел просто красавцем, чистым, нарядным и изящным. Несмотря на свою молодость, он вполне по-взрослому рассуждал и обменивался мнениями на разные интересующие нас темы. Это просто шокировало нас» [2, с. 6].
Приведем мнение о нем учительницы Александры Михайловны Поласкалиной, которая обучала Кайрата в школе-интернате им. С. Шакирова в ауле Толе би: «Кайрат был очень дисциплинированным учеником, образцового поведения. Я сама сильно его полюбила. Рекомендовала его секретарем школьной комсомольской организации. После трагических Декабрьских событий, когда до нас дошла весть об его аресте, я не поверила его «бунтарским действиям. Не раз утверждала, что он ни в чем не виноват».
Его школьная подруга, однокласница Салима Исаева о Кайрате сказала следующее: «Школа-интернат, в которой мы обучались, была предназначена для детей скотников Мойынкумского и Шуского районов. Среди моих однокласников тех лет Кайрат своим поведением и внешностью особо выделялся. При моем приходе в школу он был уже старостой 3 класса. С первого взгляда он показался мне парнем с хулиганскими наклонностями. Но я ошиблась, он был вовсене таким. Позже он показал себя человеком открыто и прямо в лицо высказывающим свое мнение окружающим. Одновременно он был смелым и решительным. Его отличали доброта и отзывчивость. Он никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Кайрат также любил переписываться со своими сверстниками и друзьями. Он часто получал письма от пионеров из Кореи, Германии и Монголии.Кайрат наперегонки со своей однокласницей Гуляим Куттыбековой, начиная с первого класса, сочинял стихи, которые они потом вместе обсуждали. Свои стихотворения Кайрат стеснялся обнародывать. А Гуляим, наоборот, с удовольствием читала свои творения на различных собраниях или просто так, при обычных встречах».
По рассказам еще одной учительницы Кайрата Ажар Абжапаровны Кененбаевой, обучавшей его в средней школе: «Кайрат в этой школе учился в 9 и 10 классах. За эти два года он показал себя рассудительным и трезво смотрел на каждую вещь. Играл на гитаре, сочинял стихи. Хорошо рисовал. Среди своих друзей и подруг пользовался уважением и взаимным доверием. Своевременно выполнял порученные ему дела. Красочно оформлял выпускаемые к прадничным дням газеты, сопровождая их различными рисунками и стихами. Любил заниматься спортом… Если бы Кайрат был жив сейчас, вырос бы он вполне достойным гражданином своего народа» [2, с. 8–9].
По рассказам его подруги из аула Айнаш Омаровой, Кайрат совсем не употреблял алкоголь. По окончании вечеров отдыха, он оберегая девушек от преследований некоторых подвыпивших парней, их всех лично развозил по домам. Многодетная мать Маржангуль Келимжанова, рассказывая о Кайрате, выразила о нем следующее мнение: «Кайрат в средней школе имени Кирова учился вместе с моими детьми-близнецами– сыном Аскаром и дочерью Гаухар. Он часто приезжал к нам и мы знали его как скромного и доброжелательного парня. В последний раз он в нашу семью приезжал 10 декабря 1986 года на проводы Аскара служить в армию. Немного спустя, после празднования Нового года услышав весть, что Кайрата арестовали, мы были просто ошарашены. Для освобождения его из тюрьмы собирали деньги. Друзья и товарищи Кайрата собранные средства повезли в Алматы. Но, не добившись свидания с Кайратом, деньги вручили его матери Даметкен. Однако из нашей затеи ничего не вышло. Вспоминая этот нелепый случай и то, что нам никак не удалось облегчить участь Кайрата, до сих пор у меня просто душа горит и сердце плачет» [2, с. 10–11].
В декабре 1986 года года в столице Казахстана произошли известные всем нам события, которые круто изменили судьбу Кайрата Рыскулбекова. 17–18 декабря 1986 года Кайрат принимал участие в демонстрации молодежи Алма-Аты, вышедшей на улицы, чтобы выразить протест против решения центра о назначении главой республики человека, не только не связанного с Казахстаном, но даже не имеющего казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа, и вызвало стихийный протест. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было. Вместе с тем выступление молодежи постепенно приняло характер восстания, движущей силой которого стали студенты и молодые рабочие. После жестокого подавления восстания начались массовые репрессии его участников.
Несмотря на абсолютно мирный характер демонстрации, которая проходила спокойно, в обычном ритме, многочисленные каратели, прибывшие по приказу руководителей правительства республики, применили вооруженную силу, безжалостно избивая безоружных парней и девушек саперными лопатками и арматурой, потопили их в крови. В ответ демонстранты оказали сопротивление, завязалась драка. Ввиду ухудшения ситуации в Алматы по просьбе Г.В. Колбина руководством Министерства внутренних дел СССР самолетами были переброшены в Алма-Ату несколько тысяч солдат. Военные атаковали митингующих и жестоко их избивали, с применением саперных лопаток и резиновых дубинок. Против демонстрантов также были использованы строжевые собаки. Используя противопожарные машины, митингующих обливали студеной водой. Зверски избивали также девушек-казашек, волокли их прямо за волосы и сажали на голый лед. Раненых и искалеченных бросали в кузовы грузовых машин и спешно вывозили за город.
И в такой невыносимо жуткой и страшной обстановке парни, среди которых был и Кайрат Рысқулбеков, заступились за девушек, за что на них был навешан ярлық «бунтарей». В разгар демонстрации, призывая ее участников к активной зашите от нападавщих на них свирепых карателей, Кайрат обращается к ним со следующими словами: «Жигиты, давайте выдержим всего лишь три дня, за эти три дня нас признает сама Организация Объединеных Наций» [2, с. 11]. За этот его призыв и в целом за активные действия в ходе митинга, он был замечен агентами госудрственной безопасности и подвергается преследованию. В январе 1987 года К. Рыскулбеков был арестован и ему было предъявлено ложное обвинение в убийстве народного дружинника С.А. Савицкого. И он 16 июня 1987 года председателем Коллегии по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР Е. Грабарником был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. После оглашения смертного приговора Кайрату Рыскулбекову во всем мире поднялась мощная волна возмущения с требованиями его помилования. Представители прогрессивной общественности обратились к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву и Председателю Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко с просьбой о смягчении меры наказания Кайрату Рыскулбекову. В результате данный приговор был заменен двадцатью годами лишения свободы.
Однако он трагически погиб в Семипалатинской тюрьме по дороге к месту отбывания наказания при невыясненных до конца обстоятельствах. Позднее К. Рыскулбеков решением Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 21 февраля 1992 года был полностью оправдан и реабилитирован [2, с. 4].
Если теперь рассмотреть причины и последствия Декабрьского восстания, в котором принял участие Кайрат Рыскулбеков, его корни заложены в самой природе тоталитарной, казарменной советской системы. По мнению известного ученого историка Мамбета Койгельдиева, для Казахстана прошлый XX век был самым тяжелым и сложным периодом в его истории. Как известно, 102 года назад, то есть 12 декабря 1917 года появилось на свет правительство Алаш Орды, которое взяло в свои руки дело создания Алашской автономиии. Движение Алаш представляло собой политическую организацию, которая руководствовалась конкретным програмным документом. Благодря этому данное движение надолго сохранилось в памяти народа. Одним словом, движение Алаш рекомендовало своего рода альтернативный вариант советскому пути развития, направленный на развитие жизни казахов в новых условиях. А у самой Советской власти не было собственной радикальной программы, способной ориентировать казахское общество жить в соответствии с новыми потребностями.
По предположению М. Койгельдиева, совсем скоро сама жизнь показала, как центральная власть, достаточно не подготовившись приступила к такому сложному делу – руководству казахским обществом. Так, в 1929–1932 годы в Казахстане произошел ряд крупных восстаний против советских реформ по насильственной коллективизации и переводу к оседлости. И вот такого же рода отличительные черты, характерные движению Алаш можно находить в причинно-следственных признаках Декабрьского восстания. Кровавые столкновения и волнения, происходившие 17–18 декабря 1986 года на центральной площади в Алма-Аты, являются явным доказательством того, что имело место взаимное недоверие между Советской властью и казахским народом на протяжении семидесяти лет [3].
Уже в конце 1985 – начале 1986 гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самими же провозглашенных принципов.
По мнению профессора Б.Г. Аягана и других исследователей, в обстановке преобладания в руководящих органах представителей старшего поколения с большим, но устаревающим опытом государственного управления и в центре, и в союзных республиках ощущался дефицит молодых, перспективных политиков, способных генерировать живые, творческие идеи. Приход Н.А. Назарбаева в первой половине 1980-х годов в большую политику, его назначение в 1984 году на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР в возрасте 44 лет практически положило начало новому этапу в сфере государственного управления. Но когда в ноябре-декабре 1986 года встал вопрос о новом руководстве Казахской ССР, центром было принято ошибочное решение, повлекшее за собой декабрьскую трагедию [4, с. 122].
15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС, заведующий Отделом Организационно-партийной работы ЦК Георгий Петрович Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Геннадий Васильевич Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о решении Политбюро ЦК КПСС рекомендовать Колбина Г.В. на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за».
Директивное решение о назначении Г.В. Колбина, которое можно рассматривать не иначе как очередное игнорирование национальных особенностей республики, как отсутствие уважения к народу Казахстана, встретило открытое недовольство, протест, вылившиеся в выступления казахской молодежи в Алма-Ате. Кроме того, избрание Г.В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана обнажило противоречие между традиционными командно-административными методами со стороны Центра и провозглашенными в апреле 1985 года демократическими принципами перестройки.
Как было уже отмечено выше, 17–18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право. Среди демонстрантов был и студент Архитектурно-строительного института Кайрат Рыскулбеков. Студенты данного института весть о митинге слышали по радио. При этом до них дошли слухи о том, что там на площади милиционеры избивают девушек-казашек. Несмотря на строгий запрет ректора и декана посещения митинга, группа студентов вместе с Кайратом направились участвовать в демонстрации.
Вместо того, чтобы выйти к демонстрантам, объяснить им суть решения Пленума ЦК Компартии Казахстана, руководство республики отказалось от диалога. Опасаясь размаха демонстрации, Г.В. Колбин, республиканские власти обратились за помощью в Москву, в ЦК КПСС. В результате, МВД СССР перебросило из разных регионов страны в Алма-Ату спецчасти внутренних войск. Сопротивление молодежи было сломлено с применением саперных лопаток, использованием служебных собак и противопожарных машин. От неправовых действий правоохранительных органов пострадало множество студентов и молодых рабочих. Участник Декабрьских событий в Алматы Самат Жалмагамбетов так вспоминает о том времени: «Мы стояли на площади. Выступали ораторы. Все было мирно. Но в какой-то момент один из солдат ударил девушку по голове, и она упала. С этого и началась бойня. Парни подняли окровавленную девушку на руки и понесли ее. Они кричали, что тут убивают. Чтобы остановить возмущенную толпу, из пожарных машин на людей направили струи холодной воды. Нам ничего не оставалось, как бежать. И тут площадь оградили девушки. Они выстроились в ряд и кричали: «Какие вы жигиты, если убегаете?!». Мы были безоружны. Парни стали снимать с площади мраморные плиты, разбивать их и с ними пошли на солдат. От пожарных машин вырывали шланги. Побитых саперными лопатами, окровавленных и мокрых парней и девушек солдаты кидали в машины, свозили на стадион и штабелями укладывали на землю. Некоторых из них, как мы потом узнали, солдаты вывезли за город, раздели и оставили там» [4, с. 123].
Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17–18 декабря погибло несколько демонстрантов, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700 человек. Как было уже сказано, при разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, так же силой подавленные властями.
Молодежь, уверенная в своей правоте, отчаянно сопротивлялась силовым действиям карателей. Позже на допросе Кайрат Рыскулбеков скажет: «На площади мы выступали с лозунгом: «Да здравстуют казахи!» и пели». В тот день на площади мы долго не оставались. Ходили по улицам и снова пели». Однокурсник Кайрата Копесбай Ертай рассказывал: «Идя по улицам, примерно в 14.00 часов, приближаясь к Дому писателей, мы все хором кричали: «Илияс, Сакен!»…Тогда К.Рыскулбеков, повысив голос, воскликнул: «Олжас! Благослави нас!» Затем когда проходили мимо одной автобусной остановки, одна женщина-казашка средних лет дала нам такое напутствие: «Дети мои, вы правильно делаете. Вы отстаиваете честь своего народа. Спасибо! Лишь бы не было кровопролития!» [3].
После Декабрьских событий начались репрессии: двое участников были приговорены к высшей мере наказания, 99 человек осуждены (из них только 46 человек через некоторое время были реабилитированы). В обществе создалась напряженная обстановка. Вслед за происшедшими событиями партийные органы развернули шумную кампанию по выявлению «националистов» и «декабристов». Начались аресты среди студентов. По оценке Комиссии Верховного Совета Казахской ССР по расследованию декабрьских событий 1986 года, число задержанных составило около 8500 человек [5].
За участие в Декабрьских событиях 787 человек исключили из ВЛКСМ. 52 человека – из Компартии, 1138 – получили комсомольские взыскания, 271 студент отчислен из учебных заведений, сотни людей были вынуждены уволиться с работы. Своих должностей лишились 12 ректоров вузов. Одним из приговоренных к высшей мере наказания был Кайрат Рыскулбеков, студент архитектурно-строительного института. По воспоминаниям поэта Мухтара Шаханова, после оглашения смертного приговора Кайрату Рыскулбекову во всем мире поднялась мощная волна возмущения с требованиями его помилования: «Много сообщений за рубежом было о смертном приговоре Кайрату Рыскулбекову. В июле 1987 года в Венгрии было опубликовано письмо на имя А.А.Громыко с просьбой о помиловании К. Рыскулбекова, подписанное известными писателями Я.Киси, А.Ражеком, Г.Демским, Г.Конрадом и другими деятелями культуры, всего 41 человек. В его защиту подняли голос 77 общественных деятелей Чехословакии, в их числе был бывший министр иностранных дел X.Хачек. Агентство «Рейтер» сообщало, что польский «Союз свободы и мира» направил письмо М.С.Горбачеву, в котором подверг сомнению справедливость приговора и требовал его пересмотра» [4, с. 124].
В результате, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1988 года К. Рыскулбекову объявляется помилование и смертный приговор был заменен 20 годами лишения свободы. Однако, как было сказано в интервью М. Шаханова журналисту Б. Исабаеву, такая весть нисколько не обрадовала Кайрата, так как для него сидеть 20 лет в застенках было равносильным расстрелу. Доказательством этому может послужить последнее письмо Кайрата, написанное им в тюрьме в адрес своей матери и близких родственников.
В том письме, в частности, он писал следующее:
«Вы, наверное, уже знаете последние новости и успели обрадоваться. Тем не менее, обо всем хочу рассказать сам. Каккогда-топо доносукакого-топодлеца все печали, тоска и несчастья обрушились на мою бедную голову…. Вы-тоуж должны знать, что я невиновен. Причем не только не покушался на человеческую жизнь, но даже мухи не обидел. И вот по нелепейшему обвинению, настолько бредовому, как если бы верблюдпрошел сквозь игольное ушко, приговорен я к расстрелу. Я вовсе не скрываю от вас, что действительно был на площади 18 декабря 1986 года. Главной же причиной того, что я оказался там, было желание увидеть всё своими глазами. А во-вторых, когда услышал, что на площади до смерти избиваютдевушек-казашек, то мне не позволила моя мужская честь прятаться подобно некоторым. Я не из числа мужчин, которые лишь называются ими и не способны на поступки. Слава Богу, во мне есть гордость и честь, присущие настоящему мужчине. Словом, я пришел туда, чтобы оградить и защитить женщин.
И сделал это в меру своих сил. По сей день не только не каюсь, но и горжусь этим. Но Бог мне свидетель –я не убийца. На такое зверство я не способен. Никогда, ни за что…Действительно, врезал одному милиционеру, который, словно играя в кокпар, таскал за волосы женщину, как козлиную тушу. Но ведь он жив и бегает себе по сей день как ни в чем не бывало. А всё остальное взвалили на меня следователи, бессовестные и бесстыжие. В этом я убежден.…Да, я получил смертный приговор, не совершив преступления. Потому что не смог доказать, что руки мои чисты и я безвинен. Наверное, всякому смертному в этом мире трудно доказать свою невиновность, а я не исключение…
Вы слышали,расстрел заменили 20 годами. Конечно, кому-то это в радость, кому-тов утешение, кому-то в мучение, мне же самому сообщение облечения не принесло.
Мамочка, родная! Поймите, я не хочу без вины сидеть в этом каменном зиндане. За одиннадцать месяцев я уже так устал и надломился, что не хочу себя мучить эти долгие двадцать лет и знать, как от этого страдаете вы.И без меня, мама, вы выдержали много ударов судьбы, поэтому я не хочу быть причиной ваших страданий еще в течение двадцати лет. Дорогая мамочка! Вот и все, к чему я пришел. Я падаю к вашим ногам и прошу простить несчастного сына за то, что он уходит, за то, что он зря пил материнское молоко. Умоляю, простите!.. Рано или поздно найдется настоящий преступник! Эта истина звучит в моем сердце. В моей смерти виноваты только судьи и следователи! В последний раз целую вас с любовью и тоской! Прощайте! Прощай, светлый, но расколовшийся мир! Если есть счастье на том свете, то найду его там. Ваш сын Кайрат»[6].
По официальному предоложению был сделан вывод, что К. Рысқулбековым совершено самоубийство. В качестве доказательства названо вышеприведенное письмо, якобы оно было предсмертным. А по мнению М. Шаханова, данное письмо написано Кайратом в порыве гнева в тот момент, когда ему стало известно решение о замене высшей меры наказания 20 годами лишения свободы. Имеется также предположение, что данное письмо могло стать поводом для организации его убийства заинтересованными в этом лицами.
В июле 1987 года ЦК КПСС принял неадекватное постановление в духе сталинских времен «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором Декабрьские события 1986 года были охарактеризованы как «проявление казахского национализма». Выступая на I съезде народных депутатов СССР 6 июня 1989 года, Мухтар Шаханов потребовал провести обьективное расследование событий и пересмотреть решение партийного руководства КПСС. И только позже, уже в период распада СССР, ЦК КПСС отменил свое решение и вынес вердикт, прямо противоположный содержанию ранее принятого постановления: «…выступление казахской молодежи не было националистическим, это было их право на свободное выражение гражданской и политической позиции». Таким образом, справедливость восторжествовала только в мае 1990 года [4, с. 125].
Декабрьские события 1986 года вызвали неоднозначную оценку зарубежных аналитиков. По мнению одних, они являлись проявлением межэтнической борьбы, основанной на оппозиции мусульманских национальных сил «старшему брату», по мнению других – это было выступление молодых граждан против попрания Москвой прав союзной республики.
Демагогические заявления Г.В. Колбина об усилении интернационализма и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, постоянным поискам «националистов», «коррупционеров».
Таким образом, декабрь 1986 года и последовавшие за этим события в республике наглядно продемонстрировали, что перестроечная идея демократизации всех сторон общественной жизни являлась не более чем декларацией: деспотизм советской системы был далеко не изжит, методы управления по-прежнему не исключали подавления и репрессий [4, с. 125].
Декабрь 1986 года, по словам Президента Н.А. Назарбаева, положил начало обретению Казахстаном независимости и суверенитета, продемонстрировал, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Именно молодежь, преодолев страх перед существующей системой, от имени народа открыто заявила, что попрание и игнорирование чувства национальной гордости недопустимо. Н.А. Назарбаев, анализируя события тех дней, с горечью писал: «В казахской истории было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Одна из таких драматических высоких минут в новейшей национальной истории три декабрьских дня 1986 года. И этот первый росток нового демократического сознания был выдан системой за проявление махрового национализма» [7, с. 37].
Декабрьское выступление казахской молодежи стало первым в ряду национально-демократических выступлений, движений по всей стране, положивших начало демонтажу СССР. Именно после Алма-Аты на рубеже 1980–1990-х годов произошли события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и в других городах СССР, ускорившие распад советской политической системы.
Историческое значение Декабря 1986 года было определено в 2006 году, на церемонии открытия мемориала «Тәуелсіздік таңы» («Рассвет свободы»), посвященного 20-летию Декабрьских событий, как предвестника независимости. То, что произошло в декабре 1986 года, не было случайным. Для осмысления глубинных причин декабрьских событий важными являются выводы Главы государства: «Алма-Ата в декабре 1986 года продемонстрировала крах социалистической доктрины решения национального вопроса». В чем же была суть этой доктрины? Как известно, эта доктрина была построена на тезисе о приоритете социально-классового начала над национальным [4, с. 126]. Именно в таком подходе виделся способ «окончательного» решения национального вопроса. Однако реалии XX века оказались иными. Игнорирование национальных особенностей, многолетняя политика подавления национального чувства и национального самосознания в действительности только нагнетали обстановку в стране. Разрыв между формальным провозглашением и фактическим положением дел в национально-федеративном устройстве СССР заводил решение национального вопроса в тупик. Исходя из этого очевиден и вывод, что «любая доктрина, основанная на приоритете классового над национальным, обречена на провал».
События второй половины 1980-х годов в СССР показали, что межнациональная, этнокультурная проблематика была весьма слабо и недальновидно осмыслена в рамках традиционной советской доктрины национального вопроса. Однако режим, в целях самосохранения, пытался по-прежнему «нивелировать национальное многообразие народов и культур», что, в конечном счете, привело к разрушению советского строя [4, с. 126].
В основе Декабрьских событий, вылившихся в мощное восстание с участием Кайрата Рыскулбекова и других многочисленных отважных юношей и девушек, лежит комплекс исторических, социальных, экономических причин. Параллели можно провести с эпохой колониального господства, которая, в принципе, без изменений продолжалась в СССР, когда командно-административными методами значительная часть решения внутренних проблем республик регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя – это своеобразный детонатор, подведший черту под систематическим игнорированием основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
Выступления молодежи явились реакцией на многолетнее попрание национальных интересов и прав коренных жителей, когда вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на Родине в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной культуры, языка в общественной жизни. Протест против кандидатуры Г.В. Колбина был протестом не против русского человека, а против очередного ставленника и временщика Центра.
Демонстрация была мирной и носила политический характер, но не содержала призывов к свержению государственного строя. Со стороны партийно-бюрократических структур республики и Центра это выступление трактовалось как бунт кучки националистически настроенной экстремистской частью молодежи [4, с. 125].
Усилилась «охота за ведьмами», поиск «националистов» и «коррупционеров». Преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, ученый-антрополог О. Смагулов. Как было уже отмечено, прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство. В ходе развернушейся в республике репрессивной кампании основной упор делался на поиск организаторов выступлений и широкой тайной организации. Республиканское руководство, перестраховываясь, проводило открытые партийные, комсомольские, профсоюзные собрания, на которых настойчиво рекомендовалось исключать участников событий из учебных заведений, увольнять с работы [8, с. 33–34].
Следствие и судебные заседания проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.
Партийный аппарат оказывал давление на следственные и судебные органы с целью вынесения последними обвинительных приговоров. При подавлении выступления силы охраны порядка совершали неоднократные нарушения законности – избиения задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток. На беззащитную молодежь были брошены силы МВД, КГБ, прокуратуры – весь репрессивный аппарат тоталитарной машины, существовавшей в СССР.
Нерешенность национальной проблемы, а также отсутствие подлинной национальной государственности создали благоприятную почву для беззаконий командно-административной бюрократии и однопартийной системы, когда фактическое состояние дел практически не соответствовало декларируемому принципу интернационализма и подменялось патерналистским отношением Центра к республикам.
Таким образом, объявленные принципы гласности и перестройки, демократизации прошли испытание в декабре 1986 г. в Алма-Ате. Это был первый горький опыт «демократизации» в Советском Союзе. По образному выражению зарубежных наблюдателей, подобного рода выступлений ожидали в Прибалтике, на Украине, в Татарстане, но только не в Центральной Азии, приведших со временем к развалу Советского Союза.
По мнению известного ученого-историка, академика Манаша Козыбаева, Декабрьское движение занимает особое место в нацицонально-освободительной истории нашего народа. Это движение, в котором его участники Кайрат Рыскулбеков и другие представители молодого поколения, отстаивая независимость и свободу, пожертвовали собой на пути достижения независимости. Это движение, начавшись как мирная демонстрация,ю стремясь вести диалог с представителями власти, на последнем этапе вылилось в восстание, которое с применением силы было жестоко подавлено карателями. В результате полилась кровь и пострадали ни в чем не повинные молодые люди, поэтому данное движение вполне можно отнести к категории восстания. По предположению академика, участники восстания выступали не против русского народа, они отстаивали честь и свободу своего народа, ставя в повестку дня эти вопросы, они призвали решить их в рамках бывшего Союза демократическим путем. И так, это движение, развернувшись в масштабе СССР, завершилось с распадом Союза и с приобретением независимости Казахстана [8, с. 33–34].
В результате в течение лишь тридцати лет независимого существования наша страна превратилась в мощное государство со светлым будущим и грандиозным международным авторитетом. Для истории это лишь один миг, а для казахстанцев эти 30 лет дороже целого столетия.
Мировые эксперты всячески рекламируют наши достижения на международной арене, при этом они восхищаются стабильностью в казахстанском обществе, непрерывным ростом экономики, надежным партнерством во внешней политике, социальной направленностью экономической и внутренней политики в целом. А все это достигнуто, по утверждению Елбасы, совместными усилиями всего народа. Поэтому Декабрьское восстание, в котором не щадя крови и самой жизни, участвовали такие пламенные патриоты, как Кайрат Рыскулбеков и многие другие, являясь составной частью многовекового национально-освободительного движения казахов, занимает особое место в отечественной истории.
Заслуги
Решением Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 21 февраля 1992 года К. Рыскулбеков был полностью реабилитирован от уголовного преследования. Трагическая судьба Кайрата Рыскулбекова задела многих людей в Казахстане и за его пределами. Его помнят, им восхищаются, его ставят в пример подрастающему поколению. Декабрьское выступление казахской молодежи стало первым в ряду национально-демократических движений по всей стране, положивших начало демонтажу СССР. Именно после Алма-Аты (ныне Алматы) на рубеже 1980–1990-х годов произошли восстания в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и в других городах страны, ускорившие распад советской политической системы.
Описывая мужество и решительные действия Кайрата Рыскулова на площади перед зданием ЦК Компартии Казахстана 17–18 декабря 1986 года в Алматы, мы должны признать его в качестве не только активного участника, но и одного из главных организаторов и вдохновителей Декабрьского восстания. В разгар демонстрации, призывая ее участников к активной зашите от нападавщих на них свирепых карателей, обращался к ним со следующими словами: «Жигиты, давайте выдержим всего лишь три дня, за эти три дня нас признает сама Организация Объединеных Наций». За этот его призыв и в целом за активные действия в ходе митинга, он был замечен агентами госудрственной безопасности и подвергся преследованию.
Память
Имя Кайрата Рыскулбекова, героически погибшего на пути достижения независимости страны, вечно сохранится в памяти народа. Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 9 декабря 1996 года ему посмертно было присвоено высокое звание «Халық Қаһарманы» («Народный герой») и его родителям вручен особый знак отличия «Золотая звезда». Героический подвиг К. Рыскулбекова и его имя занимает свое достойное место среди Великих личностей Великой степи.
Его именем названы средняя школа в Бирлике, где он сам учился в 9–10 классах, улицы в Алматы, Нур-Султане и др. городах, а также ряд учебных заведений республики. В Таразе его имя носит парк, где Кайрату установлен памятник. Такой же памятник имеется и в Семее. Кроме этого в Семее его именем названа средня школа № 33, в ней функционирует специальный музей, посвященный Кайрату Рыскулбекову. 17 декабря 1990 года в Алматы на площади перед зданием бывшего ЦК Компартии Казахстана была открыта Мемориальная доска в честь участников Декабрьского восстания. На митинге, посвященном ее открытию присутствовало 20 тысяч человек. В честь 20-летия Декабрьских событий в 2006 году в Алматы установлен мемориал «Тәуелсіздік таңы» («Рассвет свободы»), на церомонии открытия которого присутствовал Первый Президент РК – Елбасы Н.А. Назарбаев.
Список литературы:
1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 2003. – 286 с.
2. Уақтегі М. Кайрат және желтоқсан көтерілісі. – Алматы, 2001. – 32 б.
3. Қойгелдиев М. Алаш және Желтоқсан: идея, мақсат, ерлік сабақтастығы. «Қазақстандағы Желтоқсан көтерілісінің (1986) тарихи және халықаралық маңызы» атты Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдары(Астана, 25 қазан 2016). – Астана, 2016.
4. Аяган Б.Г., Абжанов Х.М. и др. Современная история Казахстана: учебник. – Алматы, 2010.
5. Қазақ ССР Жоғарғы Советі Президиумының Алматы қаласында 1986 жылғы 17–18-інде болған оқиғаларға байланысты жағдайларға түпкілікті баға беру жөніндегі комиссияның тұжырымдары мен ұсыныстары. «Алматы, 1986. Желтоқсан». – Алматы: 2011. Т. 1. – 464 б.
6. Исабаев Б. Тарих қиянатты кешірмейді. ССРО Жоғарғы Советінің мүшесі, ССРО халық депутаты, белгілі ақын Мұхтар Шахановпен сұхбат. «Алматы, 1986. Желтоқсан». – Алматы: 2011. – Т. 1. – 464 б.
7. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. – Алматы: Өнер, 1986. – 288 с.
8. Қозыбаев М. 1986. Желтоқсан: Дақпырт және шындық. – Алматы, 1986. Желтоқсан. Т. 2. – Алматы, 2011.– 376 б.
Автор: Аминов Т.М., к.и.н., доц.