Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

МОДЭ (МАОДУНЬ, МОДУН ШАНЬЮЙ)


Модэ (Маодунь, Модун шаньюй) – сын Неба (ок. 234 – 174 гг. до н.э.) – основатель Великой империи гуннов, известный как сын Неба (тәңірқұт), который правил империей в период 209–174 гг. до н.э.

Биография

Всеми известный этнос «гунны» первый раз был упомянут в произведении китайского историка Сыма Цяна «Ши цзи» («Исторические записки») двумя иероглифами Сюнну (匈奴). Сейчас в современном китайском языке эти два иероглифа читаются как «Xiōngnú», а в древнекитайском языке читались ɕjʊŋ.nǔ *, qʰoŋ.nˤa и др. В европейских источниках группу гуннов, дошедших до Европы, упоминают как «Huns».

Таким образом, труд Сыма Цяня «Ши цзи» с «Повествованием о гуннах» является одним из самых известных произведений в истории, предоставляющим систематическую и исчерпывающую информацию об истории гуннов. Сыма Цянь, когда описывал китайского полководца Ли Му, впервые использовал название «Xunnu». Год рождения Ли Му не известен, но точно ясно, что он прожил до 229 года до н.э. В связи с этим, название Сюнну в источниках начало появляться с первой половины III века. Сыма Цянь, когда описывал разные исторические события, регистрировал степные кочевые народы с разными этнонимами в зависимости от населенного пункта и времени событий. Такие этнонимы встречаются не только в произведениях Сыма Цяня, но и в других произведениях того времени. К ним можно отнести такие этнонимы как «гуйфан» (鬼方), «кунь и» (昆夷), «сюнь» [юй] (獯[鬻]), «сянь юн» (猃狁), «жун» (戎) «ди» (狄), «ху» (胡) и др. Китайские ученые, которые в настоящее время занимаются исследованием этой темы считают, что вышеупомянутые названия на китайском языке очень близки к этнониму гунны, хунны, хунни, сю, которые были написаны европейскими авторами [2, с. 4].

Сыма Цянь в своем произведении, описывая происхождение гуннов, писал: «сюнну потомки ся» [3, с. 2879], этногенез гуннов происходит от одного этногенеза с ханьцами (китайцами). 

Тем не менее, ученые скептически относятся к информации Сыма Цяня и проводят исследования для определения специфического этногенеза гуннского этноса. К таким работам можно отнести исследования китайского ученого Ван Говэйя, он в начале ХХ века (1877–1927) опубликовал статью «Исследование о гуйфан, хунь и, сянь юнь». Ван Говэй в своем исследовании сомневается в результатах исследования Сыма Цяня, и пишет, что гунны в древние времена проживали в степных долинах от севера Китая, в одно время он их связывал с древними народами жившими по соседству. В произведениях относящихся к ХVI–XI вв. до н.э., во время правления династии Шан и 256 год д.н.э. и правления династии Чжоу было указано что, предки гуннов имели связи с такими народами как «гуйфан» (鬼方), «кунь и» (昆夷), «сюнь» [юй] (獯[鬻] и позднее – с народами «сянь юн» (猃狁), «жун» (戎), «ди» (狄), «ху» (胡). Сейчас исследование этногенеза гуннов не ограничивается этносами перечисленными Ван Говэем, есть мнения о том, что предки гуннов в ранний период имели связи с кочевыми народами, проживаюшими в южных и северных степях Гоби.

К предкам Модэ относятся правящая элита гуннов племени Люанди. В источниках пишется настоящая фамилия шаньюя Люаньди, в народе его называли Чэн ли гу ту чань юй (на современном китайском языке пишется и читается 撑黎孤涂单于 // Chēng lí gū tú chán yú), на гуннском языке «Тянь» (Бог\Небо) называется «чэн ли», а его отца звали «Гу ту» (сын). Слово «шаньюй» здесь означает «широкий, просторный и гигант». Смысл имени Чэн ли гу ту чань юй обозначал «шаньюй как Бог» [4, с. 3760]. Это можно понять в том смысле, что «сын небес» – «дархан» (тархан) или «Сын Бога дархан» [5, с. 98]. 

В связи с этим иногда слово «Тенгир куд» используется как эквивалент названия Шаньюй в отечественной исторической науке [6, 8 т. 301 с.]. Это самая первая информация о правящей династии гуннов и верховного правителя дошедшая до нас.

Тем не менее, со временем имя племени, правившего гуннами писали «虚连题 // Xū lián tí». До сих пор никто не восстановил названия этих племен на языке гуннов. В исторических источниках о династии Люаньди и Сюй Лиан Тхи говорится: «Шаньюй, правители всех 24 племен, ваны правого и левого крыла, гу ли ваны левого и правогокрыла, жэчжу ваны правого и левого крыла, ваны вэн юй ди правого и левого крыла, ваны цзянь цзян правого и левого крыла, все эти ваны были членами этого семейства» [3, с. 2890], т.е. титул шаньюй наследовался династией Люаньди.

В исторических источниках кроме племени Люаньди и Сюй ляаньди указывается еще название четырех племен хуян, сюбо, жулинь и лань, и описаны они как одни из самых известных племен в стране, и они находились в брачных отношениях с династией шаньюя [3, с. 2889]. Это говорит нам о том, что эти четыре племени и правящая династия тесно связаны друг с другом и являются элитами общества гуннов.

В настоящее время на основе имеющихся источников историю гуннов до Тоуменя невозможно описать, в связи с этим историки более точно и систематично стали описывать историю гуннов эпохи Тоумень шаньюя.

В исторических произведениях, в том числе в упомянутом выше произведении Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записи»), а также в произведении Бань Гу «Хань шу» («История династии Хань») нет какой-либо информации о времи вступления на трон Тоуменя и лишения его трона. Такая информация имеется только в произведении историка Пэй Инь «Ши цзи цзи цзе» («Пояснение ученых к историческим записям») [7, с. 130]. Пэй Инь жил во времена династии Сун (1127–1279) в Южном Китае. Автор пишет в своих работах, что он получил эту информацию из произведений Суй Гуана, который жил в 352–425 годах. К сожалению, ни одно из исторических произведений Суй Гуана не дошло до нашего времени. Пай Инь в своем произведении ссылается на данные Суй Гуана: «В 209 году до н.э. Модэ становится шаньюем».Не ясно, откуда Суй Гуан получил эту информацию.

В своей знаменитой работе Сыма Цянь сообщил, что Модэ убил своего отца Тоуменя и вместо него стал шаньюем. Согласно этой информации, эти два исторических события, такие как вступление на трон Модэ и смерть Тоуменя дотировались 209 г до н.э, но все же остается вопрос о точном времени вступления Модэ на трон и его продолжительности.

В произведении Сыма Цяня «Записи Ли Му» есть информация о том, что Ли Му разгромил гуннов, с связи с этим гунны не могли атаковать пограничные города Чжао в течение нескольких десятилетий. Согласно источникам, в эпоху воюющих царств, примерно в 265–245 гг. до н.э., правитель Чжао Сяочэн отправил своего командира Ли Му в поход на Яньмэнь. Ли Му в Яньмэне разгромил гуннов и переместил их на север. Это событие произошло до 243 года до н.э., так как имеются сведения о жизни Ли Му после 243 года до н.э. В 229 году до н.э. Ли Му был убит своим правителем.

Сыма Цянь в своем произведении «Ши цзи» в главе «Повествование о гуннах» писал: «Тоумень шаньюй не смог победить династию Цин. Вынужден был переехать на север. Через несколько десятилетий умер Мынь Тянь. Гунны снова начали проявлять вольность, начали пасти скот вблизи Хэнань и других границ».

Как нам известно, император Цинь Шихуан умер в 210 г. до н.э. В том же году умер китайский генерал Минь Тянь. Именно этот китайский военачальник заставил Тоуменя перекочевать на север.

Основываясь на этих двух источниках, ученые предполагают, что Тоумень шаньюй сел на трон раньше императора Цинь Шихуана, и находился у власти почти 40 лет [8, с. 174]. Многие исторические события при правлении Модэ описываются на основе гипотезы, потому что нет точных и достоверных фактов.

Существует много мнений об этимологии слова Тоумень, написанного на китайском языке. Историки считают, что слово Тоумень/Тумень связано с тюрко-монгольским словом «Тюмень» который означает «десять тысяч» [9, с. 230]. Эта точка зрения была поддержана учеными мирового уровня и еще не утратила своей ценности [10, с. 223–224]. В настоящее считается, что это название схожи со словом «Tumen» что означает «десять» в тюркском языке. Если эта гипотеза верна, то страна гуннов (сюнну), которой правил Тоумень шаньюй, должна считаться самой большой страной, известной своими великими достижениями. Тюмень в познаниях турецкого народа считается самым высшим количественным показателем, что означало цифру «десять тысяч», а в переносном значении означает бесконечно много. Поэтому титул «Тюменский шаньюй» означал главу бесконечного числа людей или армию (армий). На самом деле численность людей и войск намного превышала численность тюменя. 

Ученые также этимологизировали термин «модэ» и связали со словом «бахадур» в персидском языке, эта гипотеза получила дальнейшее развитие [11, с. 9]. В одном из таких исследований японский ученый Сириатори Куракити рассматривал название Модэ в связи с словами «Багдо» (Bagdo) или «Богдо» (Bogdo) в тюрко-монгольском языке [10, с. 224].

У Тоуменя было много яньчжи (жен) и детей. Старшим сыном Тоуменя был Модэ. По традиции кочевых народов, который существовал до правления Тоуменя, трон по наследству передавался старшему сыну (первенцу). Эта традиция сохранялась до более поздних эпох.

Фактически, наследство Модэ должно было уже определиться при его рождении. Однако для Тоумень шаньюя, обладателя бесконечной власти, это было неприемлемым. По некоторым данным, одна из самых любимых жен Тоумень шаньюя в один из дней родила сына, и Тоумень шаньюй должен был лишить Модэ права наследства и сменить наследника. С этой целью он отдал Модэ западному соседнему Государству юэчжи в заложники.

В случае нарушения обещания залогодателем, жизни ребенка, отданного в заложники, угрожала смерть. Тем не менее, Тоумень шаньюй, несмотря на свое обещание, начал войну с юэчжи, тем самым он подверг опасности жизнь Модэ, и его стали воспринимать как черствого человека. Историки считают, Тоумень шаньюй сделал это с целью убить Модэ руками юэчжи.

Но подвиг Модэ коренным образом изменил его судьбу. Узнав, что юэчжи собираются его убить, он крадет самого быстрого скакуна и бежит в свою страну. Тоумень шаньюй был в восторге от героического поступка своего сына и не стал его лишать права наследства, отдает ему один тумен войск на личный контроль.

Хотя Тоумень осознал свою ошибку и пытался его исправить осадок на сердце Модэ так и остался. Это можно узнать по историческим источникам, дошедшим до нас. В книге Ши цзи» в разделе «Повествование о гуннах» эта история описывается так: «Модэ сделал свистящую стрелу и учит своих солдат стрелять из лука на скаку. Однажды он приказал: «В то время, когда моя стрела со свистом летит в цель, тогда у всех тоже должны лететь стрелы в цель, кто не будет стрелять, тому отрубят голову». Однажды, Модэ сам убил одного из таких. Вскоре после своего указа Модэ целился в своего коня и выстрелил, а тем, кто не выстрелил, приказал отрубить головы. В следующий раз Модэ выстрелил в свою любимую жену. Тогда многие даже не смогли вытащить стрелу. Модэ всех их казнил. Вскоре после этого, Модэ на охоте решил застрелить коня шаньюя (Тоуменя). На этот раз те, кто был с ним, выстрелили в коня шаньюя. Вот только тогда Модэ убедился о готовности солдат к войне. Потом в один из дней он выходит на охоту со своим отцом (Тоуменем). На охоте он со своими подчиненными солдатами убивает своего отца. «После этого уничтожив свою падчерицу, брата и подчиненных беков, Модэ становится шаньюем» [3, с. 2892].

Эта историческая трагедия возникла из-за безжалостных поступков правителей. В то врамя все китайские послы, которые были на приеме у Модэ говорили о его поступке как о поступке варвара. Несмотря на это в возикновении этой трагедии виноват не только Модэ, все это началось при Тоумень шаньюе, когда он хотел поменять наследника.

«Он сел на трон, убив своего отца» даже если бы такие данные были достоверными, нет исторического факта, который мог бы быть использован для доказательства. А также нельзя сказать, что это история враждебного китайского историка, чей народ подвергался нападениям гуннов, достаточно правдиво изложена. Мы хотели бы отметить, что в следующей истории гуннов, нет такой «жестокости». А история в вышеупомянутом источнике, обучение Модэ своих подчиненных к железной дисциплине дала гуннам возможность вывести страну на уровень «гигантского государства, состоявших из сотни народностей».

Нет точных данных того, с какого века гунны начали набирать силу. Тем не менее, из источников можно заметить, что это произошло при правлении Тоуменя, или накануне его правления. Потому что, когда Тоумень был у власти, у него не было достаточно возможностей завоевать дунху, живших на востоке. Западный сосед юэчжи считался их конкурентом в регионе. Тем не менее, у Тоуменя была возможность перебросить войска для того чтобы полностью взять всю власть над регионом. В то время как Тоумень шаньюй, отдав своего сына Юэчжи в качестве гаранта о ненападении, но все же пошел к ним войной, из этого можно сделать вывод, что Тоумень шаньюй был уверен в своей силе. Тем не менее, нет точных данных об исходе сражения гуннов с юэчжи. Однако известно, что после бегства Модэ юэчжи в целях отмщения не пошли войной на гуннов.

Согласно приведенным выше историческим данным, Модэ в 209 году, убив своего отца Тоуменя, садится на трон. Время прихода к власти Модэ шаньюя совпадает с развитием Государства дунху (Восточный Ху) на востоке, тогда это государство уже начало проявлять свои силы и интересы в этом регионе. Эту историю Сыма Цянь описывает так: «Наследование отцовского престола Модэ совпало с усилением государства Ху на востоке страны. Государство Ху узнав, что Модэ сел на трон, убив своего отца, отправил посла к Модэ с просьбой дать ему лучшего скакуна. Модэ для обсуждения данного вопроса собирает своих беков. А его беки говорят: «Тулпар бесценное сокровище нашей страны, и мы не можем его отдать». Модэ говорит: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь?»и отдает скакуна дунху. Вскоре дунху подумали, что Модэ боится их, и послал посла с просьбой дать ему самую любимую яньши (жену). В этот раз Модэ снова созвал своих беков для обсуждения. Беки гуннов начали шуметь и возражать: «Дунху это хвастуны, не знающие традиции, это что за отношение». Но Модэ опять говорит: «Они наши соседи, существование государства стоит дороже, чем женщина» и отдает свою любимую жену дунху. После этого правитель дунху захотел еще больше. Он думает напасть на гуннов с запада. Между дунху и гуннами лежала безлюдная и неудобная для скотоводства степь длиною 500 км. Земля была, собственно говоря, ничья; пограничные караулы стояли по окраинам ее: на западе хунны, на востоке дунху. На этот раз правитель дунху отправил своего посла к Модэ и передал: «Между гуннами и нашим пограничным пунктом лежит безлюдная степь, с сегодняшнего дня гунны не должны вступать на эту землю, мы эту землю забираем». Модэ на этот раз снова собирает своих беков для обсуждения вопроса. Гуннские беки говорят: «Эта безлюдная степь можно дать и можно не давать». Однако Модэ сильно разгневался и заявил: «Земля это основа государства и её нельзя отдавать». Он казнил всех несогласных. Он издал указ «Если кто не пойдет воевать с дунху, будет казнен» и пошёл в поход на Восток и захватил дунху. Дунху гуннов считали слабее себя и сидели без готовности к войне. Когда Модэ со своим войском достиг дунху, они не знали, что делать. Модэ разгромил дунху, убил хана и разграбил его землю и имущество» [3, с. 2893]. Вот так государство Дунху прекратило свое существование. Люди дунху становятся подданными гуннов в составе Гуннского государства. Модэ покорил реку дунху и продолжал свою кампанию до заката. Он управляет жителями Ющика и отгоняет их.

Впоследствии Лауфхан, к югу от Хуанхэ (Хэнань), покорил богатые страны и сделал их зависимыми.

После разгрома дунху Модэ пошел дальше на запад к юэчжи и нанёс им поражение. Вслед он покорил государства Лоуфан и Байян, расположенные на юге Хуанхэ. 

Вскоре Модэ вернул свои владения, завоёванные Цинь Шихуанди, китайским полководцем Мэн Тяньом, затем укрепления на южной части Хуанхэ, через границы Хань завоевал земли Чао-на (сов. округ Гу-юань), Фушэ (возле города Юйлин провинции Шаньси). После этого штурмовал укрепления Янь и Дай. В то время королевство Хань сражалось с Сян Юйем, еще люди страдали от гражданской войны в Китае. В связи с этим империя Модэ усилилась и имела более 300000 армию.

В 201 году до н.э. Модэ покорил окрестности Алтайских гор. В Ши цзи говорится: «Впоследствии Модэна севере завоевал Хуньюй, Цюйшэ, Динлин, Гэкунь и Синьли. По этой причине аристократы гуннов относились к Модэ шаньюй с исключительной любовью и считали его билге» [3, с. 2893].

В зависимости от места проживания упомянутых стран наблюдается, что за это время Модэ стал объединять большую часть всего региона.

В источнике из упомянутых стран первым называется страна – Хунь юй (
 浑庾 // hún yǔ). В исторических источниках встречается второе название этой страны Хунь юй (浑 窳 // Hún yǔ). По словам ученых, страна находилась на побережье озера Шилка.

В одном из текстов упоминается место второй страны Цюйшэ (屈射 // Qū shè ), которая была расположена на территории города Чита Российской Федерации.

Что касается динлинов, упомянутых в списке государств, которых завоевал Модэ, это еще более широкая тема. Местность Динлин находилась в районе озера Байкал, китайцы это озеро называют Бэйхай. Историки говорят, что динлины – это коренные жители этого региона. В связи с этим  историк Ли Яньшоу, который в 643 году написал книгу «Бэйши» («История Северных царств»), впервые выдвинул идею, что динли «ди-чи» представляют собой поколение древних людей «красный ди». 

В настоящее время историки полагают, что названия Гуйфан, Динлин, Гаоче (гаогюй), тэле и др. которые начинаются с 1600 года до н.э. ранее носили общее название одного этноса динлин, который в разные времена назывался по разному.

Гэкунь (昆 昆 Gé kūn) – эта страна древних предков енисейских кыргызов. Их поселения в то время находились в верней части реки Енисей, в горах Саян.

Синьли – Это название страны Синли (薪 犂 Xīn lí), иногда эту страну также называют Лун синьли (龙 薪 犂 // Lóng xīn lí). Точное местонахождение этой страны неизвестно, хотя есть мнения, что эта страна находится недалеко от реки Обь и районе современного Новосибирска. 

Следующий поход Модэ направил в сторону южного соседа. В 200 году до н.э. Модэ со своим войском численностью в 400 000 человек захватил Ханьского императора Гаоцзу, держал его около семи дней в окрестностях Датуня, современной провинций Шаньси, а затем освободил его. После этого император Хань направил посланника с просьбой прийти к соглашению о мире и установить брачные отношения. Таким образом, император Гаоцу был вынужден дать Модэ в жены ханьскую царевну и каждый год платить дань в качестве подарка.

Эти события в китайских источниках описываются так: «Это было время, когда царство Хань только объединило Китай. Ханьский ван Хань Синь, которого отправили на земли бека Дай, жил в городе Ма-и. В этот момент многочисленная армия гуннов окружили город Ма-и, Ханьский бек Хан Синь подчинился гуннам. После того, как гунны покорили Хань Син, они пошли на юг и через горы Гучжу взяли город Тай-юань, а затем приблизились к городу Цзинянь. В этот раз Хань Гаоди сам возглавил войско против гуннов.

Из-за морозов и снежных бурьханьские воины отморозили руки и ноги. Модэ сделал вид, что отступает, а китайские войска погнались за ним. Модэспрятал лучшие войскав секретном месте, оставляя только слабые и войска состоящие из стариков и пожилых. Таким образом, 320-тысячноевойско ханьского императора погналось за гуннами на север.Император Гаоди (Лю Бан) прибывает в Пинчин раньше своего отряда. Модэ с 400000 солдатами атаковал императора Гаоди, и он был окружен в горах Байдэн. Тем временем войска Гаоди еще не прибыла. Ханьская армия продержалась без помощи в течение семи днейи уже начинает голодать. Модэ поделил свою кавалерию на 4 части: север вороные кони, западбелые, востокчерные, югсветло-рыжие, но захватить лагерь не смог. Гаоди направил лазутчиков с дарами к супруге Модэ. Она сказала шаньюю, что короли двух государств не могут пытать друг друга. Сегодня если даже вы завоюете его земли, вы не можете в нем жить. Ханьский император тоже«гениальный», и лучше с ним договориться.

Ранее Модэ заключал несколько тайных сделок с командирами Хань Синья Ван Хуаном и Чжао Ли. Тем не менее, войска Ван Хуана, Чжао Ли не пришли вовремя в назначенное место. Модэначал задумываться над тем, не помирились ли они с Ханьским царством. В то же время по совету женыотпустил Гаоди. Гунны предоставили коридор, по которому прошли китайцы, держа натянутые луки, и императорсоединился с основной армией. После этого Модэ отступил. Следом [император] отправил Лю Цзинья к гуннам для заключения «Договора Мира и Родства».

После этого Хань Синь стал командиром войск гуннов. Он, нарушив договор, достигнутыми между двумя странами, с подчиненными Чжао Ли и Ван Хуаном несколько раз нападалина округи Дайцзю, Яньмэн и Юнчжун. Вскоре после Чэнь Си (Королевству Хань) предательски объединившись с Хань Синьем, нападает на округ Дайцзюнь. Королевство Хань посылает Фань Куайа и возвращает большинство районов округов Дайцзюнь, Яньмэнь и Юнчжун.

Но они не смогли далеко уйти от стены. В то время некоторые из военачальников королевства Хань сдались гуннам, увеличилось количество предателей. По этой причине Модэ неоднократно атаковал район Дзюнцзюнь и занимался грабежом. Сильно обеспокоенныйГаоди послал Лю Жина послом и передал одному из канизаков королевского сарая, назвавее «королевой» выдает замуж за шаньюйя. Гуннам ежегодно отправляли большое количество шелковых тканей, водки, риса и т.д. Между двумя странами заключен договор о «мире и родстве». Даже после этого Модэ уменьшил свои нападения на Королевство Хань. Позже бек из Янь Лу Ван, предал своего правителя и со своим войском численностью около десяти тысяч солдат сдался гуннам. В эпоху Хань Гаоди [они] часто нападали на восточные районы Шангу.

После смерти Хань Гаоцзу, государством Хань начали править Сяо Хуэйди (Хань Хуэйди) и королева Люй, в это время участились набеги Модэна границы Хань. Он послал посла к Люй и сказал: «Я несчастный король, который потерял жену, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами, несколько раз приходил к вашим пределам, думал завоевать Великое королевство Хань. Государыня одинока на престоле и я тоже живу в одиночестве. Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Может, мы с вами поженимся».

Императрица разозлилась, призвав главных визирей Чэн Пина, ФанКуайа, Цзи Бусозвал совет по вопросу казни посла гуннов и начинания войны. Во время совета Фань Куай сказал: «Если вы дадите мне 100-тысячное войско, я уничтожугуннов». Затем королева спросила мнение Люй Цзибу. Люй Цзибу: «По-моему нам нужно убить Фан Куайя. Когда полководец Чэнь Си предал нас пикете, Дай, Фан Куай возглавлял 320-тысячную армию нашего царства. Ранее, когда царь Гаоди был в окружении в городе Пинчэн этот Фан Куай не смог разбить окружение гуннов,а теперь предлагает воевать. Императрица прислушалась к Люй Цзибу и приказала секретарю Чжан Иду написать ответ (в тонких дипломатических выражениях), что она уже старая для брака с Модэ. Для вас отправляю две колесницы и восемь лошадей. Шаньюй был доволен письмом царицы и отправляет посла с письмом «Я из-за не знания традиции Китайского царства, прошу прощения за неуважение» и подарил скакуна. Таким образом, продлили договор мира и родства» [4, с. 3834].

Итак, в 177–176 годах до н.э. Модэ совершает последний поход на юэчжи и окончательно побеждает их. На этот раз юэчжи переезжают в русло реки Или, а другая часть остается подвластной гуннам. В этом году завоевывает Восточный Туркестан и близлежащие 26 государств (княжеств), включая усуней. Таким образом, все они «вступили в армию сюнну и становятся одной династией». «Хань шу» («История династии Хань») это событие описывает в письме Модэ, написанного в 176 году до н.э. императору Хань. В письме говорится: «Я для того чтобы наказать Он билге хана отправил войска в Государство юэчжи, которое находиться на западе нашей страны. Благодаря воинам и военачальникам мы разгромили их войска юэчжи. Казнили тех, кто оказывал сопротивление, все подчиненные встали на колени. Волости Лоулан (Круран), Усунь, Хуцзе и близлежащие 26 государств подчинились гуннам. В северных степях воцарился мир. Теперь хочу остановить войну, пусть отдыхают воины и кони, я намерен наладить мирную жизнь.Мы хотим восстановить мир и родственные отношения, восстановить спокойствиедля жителей приграничных районов, таким образом восстановить древнюю дружбу. Тогда наши потомки будут жить без печали, и пожилые людиувидели бы пользу от результата своего труда» [4, с. 3835].

Место расположения государства Лоулан (Круран) находился в восточной части озера Лобнор в СУАР КНР.

О поселении Усунь, которое указывалось как второе государство в этот период, мы хорошо знаем из исторических событий.

Название третьей страны в письме по-китайски написан как Хуцзе (呼 揭 // Hū jiē). Название этой страны также известно как Хуцзи (呼 偈 // Hū jì). В произведении «Weilu» который был написан в более поздний период, название этой страны указывалось как Худэ (呼 得 // hū dé). В эпоху Модэ территория этой страны включала запад Кыргызстана, верхнее течение реки Иртыш, от Алтая до Тарбагатая, а также обширную часть Восточного Казахстана. 

Из этого источника мы можем в полной мере представить точные границы империи Модэ шаньюя – властителя Великой Степи.

Заслуги

Жизнь Модэ за 35 лет, когда он был у власти, была полна огромных достижений. Его достижения привели кочевников к созданию сильной империи. Территория империи хунну простиралась на восходе от земли Кореи, на западе до Средней Азии, на севере от тайги северного Байкала и на юге до китайской стены. Модэ считал, что «основа государства – земля».

Для достижения этой цели он под одной крышей, под одним знаменем собрал разные народы, жившие на огромной территории. Все они называли себя «мы сюнну (гунны)». Вот почему их соседи назвали конфедерацию гуннов «гигантским государством, состоящим из сотен государств». Это была самая важная историческая заслуга Модэ.

На самом деле его заслуга не ограничивалась этим. Модэ был первой исторической фигурой в кочевом обществе, который разработал и усовершенствовал рациональную военную и административную систему управления. Таким образом, в период своего правления Модэ создал систему рационализаторского управления и организации, состоящую из команды чиновников, которые выполняли только назначенный им указ Шаньюя.

Как было указано выше, создание великого государства гуннов было прихода к власти Модэ, во время правления отца Модэ Тоумень шаньюя, военная и административная система государства была развита на высоком уровне. Говорилось, что такая продвинутая модель государственного устройства является прочной основой для великих достижений.

Шаньюй Модэ развил государственную систему, сложившуюся на протяжении веков в политической истории кочевников Великой степи и гармонизировал с требованиями того времени. Самое главное, что в системе военного и административного управления страны ввел железную дисциплину, основанную на неукоснительном исполнении указа шаньюя. Эти меры устранили причины распада государства кочевого характера и объединили разные народы Великой степи под одной крышей.

В книгах «Ши цзи» (Исторические записки) и «Хань шу» (История династии Хань) дается некоторая информация о политической системе гуннов. По сведениям Банг Гу: «У гуннов были такие должности левый и правыйбилге хан, левый и правый Гули-хан, левый и правый генерал, левый и правыйглавный дувэй, левый и правыйглавный данху, левый и правыйгудухоу.Гунныслово «мудрый» говорили  «туци». Поэтому туци хан левого крыла обычно назначался наследником престола. Убилге хана левого и правого крыла впереди стояло десять тысяч,а позади несколько тысяч солдат. Всего у них 24 воинских звания, все они названы «тюменская голова».

Звания сановников передавалось по наследству от отца к сыну. Племена хуянь, лань, а затем племя сюй бу, которое присоединилось к ним позже, эти три племени считались знатными племенами гуннов. Ханы и полководцы левого крыла жили на востоке страны. Их владение начинается от Шангу (ныне город Чжанцзякоу), на востоке граничит с Хуэйхао, Чаосянь. Ханы и полководцы правого крыла жили на западе страны. Их владения начинались от Шанцзюна в западном направлении, граничили с государствами, такими как юэчжи, ди, цян. Орда шаньюя простирается до окрестностей Дайцзунь, Юаньчжун. Они кочевали в землях находящихся в их владениях. Из всех земель владения билге ханов правого и левого крыла и Гули ханов правого и левого крыла считались самыми большими. Гудухоу левого и правого крыла помогают шаньюю управлять страной. 24 должности включали в себя такие должности как тысячник, сотник, десятник, младший хан, визирь, фэн дувэй, данху, цецюй [4, с. 3836].

Эта система, которая была указана в исторических документах, представляет собой систему власти в периоде правления Модэ. Формирование таких должностей в социальной системе Государства гуннов начилось еще до правления Модэ. Однако можно сказать, что Модэ способствовал совершенствованию и развитию этой системы, а также ее применению в обществе гуннов. Эта система гуннов стала основной моделью государственного строительства на многие тысячилетия в истории Великой степи.

Основные события правления Модэ шаньюя:

– в 215 году до н.э. Цинь Шихуанди отправил 300-тысячное войско к гуннам. Китайский полководец Мэн Тянь отправился в северную степную зону против гуннов;

– в 214 году до н.э. Мэн Тянь разгромив гуннов, построил 44 района на юге Хуанхэ, в целях защиты от них – курганы. Западная часть крепости простиралась до Линьтао (ныне город Динси в провинции Ганьсу) и восточная часть до Ляодуна;

– в 201 году до н.э. в сентябре генерал царства Хань сдался гуннам. Модэ пошел войной в город Тай-юань;

– в октябре 200 года до н.э. император Лю Бан отправился в поход, чтобы наказать Хань Ван Синь. В том же году император Лю Бан потерпел поражение от гуннов, остался в окружении гуннов, только с помощью послов освободился от окружения;

– в 198 году до н.э. империя Хань отправляет посла к гуннам и просит подписать соглашение «о мире и родстве»;

– в 197 году до н.э. в сентябре китайский полководец Чэн Си подчиняется гуннам;

– в 195 году до н.э. в марте еще один полководец царства Хань терпит поражение и подчиняется гуннам; 

– в 195 году до н.э. империя Хань выдала замуж за Модэ одну из аристократок;

– в 182 году до н.э. гунны нападают на империю Хань;

– в 181 году до н.э. гунны нападают на империю Хань, зазватили около 2000 человек;

– в 177 году до н.э хан правого крыла гуннов доходит до южных берегов Хуанхэ и расположился ближе к округу Шанцзюнь;

– в 174 году до н.э Модэ посылает письмо императору Хань Вэнью о мире. Скончался Модэ шаньюй. Вместо него на трон садиться его наследник Цзи-юй, назвали его «Лаошань шаньюй». Император Хань Вэнди выдает замуж за Модэ девушку из королевской семьи и примирился с гуннами. 

Список литературы и источников:

1. История Казахстана (с древних времен до наших дней). 5 томов. – том. – Алматы: Атамура, 2010. – 544 с.

2. Lin Gan, Xiong nu tong shi. – Beijing: Ren min chu ban she, 1986. – 297.

3. Sima Qian, Shiji, juan 110, Xiong nu lie zhuan. – Beijing: Zhong hua shu ju biao dian ben, –1982 nian. 3356 ye.

4. Ban Gu, Han shu, juan 94 shang. Xiong nu zhuan, di 64 shang. – Beijing: Zhong hua shu ju, –1962 nian. 4262 ye.

5. Ci haii, Min zu fen ce, Shang hai: Ci shu chu ban she . – 1985 nian. 320 ye.

6. Казахстан: Национальная энцклопедия – Алматы, 1998. – Т. VIII.

7. Péi Yīn, «Shǐjì jí jiě» yībǎi sānshí juǎn. Jiāngsū Xúnfǔ Cǎi jìn běn.  130-ц.

8. Chen Xujing, Xiong nu shi gao. – Beijing: Beijing ren min da xue chu ban sh. 2007 nian . 450 ye.

9. Friedrich Hirth Sinologische Beiträge zur Geschichte der Türk-Völker. I. Die Ahnentafel Attila’s nach Johannes von Thurócz, St. Petersburg: Wissenschaften, 1900. – p. 221–261.

10. Shiratori Kurakichi: 白鸟库吉 著 «西域史研究»上下2册全,  岩波书店 1944年. 528 с.

11. Parker Е.Н. A Thousand Years of the Tartars, London &New York & Bahrain: Kegan Paul Limited, 2002. 288 р.

12. Гумилёв Л. Н. История народа хунну. – Эксмо, 2008. – 640 с.

13. Гумилёв Л. Н. Гунны. – Алматы: Казахстан, 1998. –528 с.

Автор: Ошан Ж., к.и.н., ведущий научный сотрудник

Института востоковедения имени

Р.Б. Сулейменова КН МОН РК