Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

АНАХАРСИС


Анахарсис (VII–VI вв. до н.э.)– сакский ученый, который прославился во время своего путешествия в Грецию, родом из династии скифских царей, известная историческая личность.

Биография

Анахарсис является одной из выдающейся личностей скифо-сакского периода, ученый из сакской степи, живший в VII-VI веках до н.э., прославившийся во время путешествий в Грецию. Он был родом из династии скифских царей: был сыном царя Гнура, брат царей Савлия и Кадиута. Его имя в переводе с греческого означает «небесный голос». Во время визита в Афины установил тесную дружбу с учеными Солоном и Токсаром (великий врач, ученый).

Великий писатель Греции Лукиан оставил труды, повествующие о дружбе Токсара и Анахарсиса. Он подробно изложил историю того времени в своем рассказе «Скиф, или гость». К тому же Токсар был национальным героем Эллады. В это время афинский мудрец и государственный деятель Солон занимался совершенствованием структуры государственного управления. В нем принял участие и Анахарсис, помогая Солону. Во всемирной истории Анахарсис известен под именем «скиф Анахарсис». Мать Анахарсиса была эллинкой. Полная биография легендарного степного гения, жившего в 620-555 годах до нашей эры, до сих пор не известна. Согласно Диогену, он прибыл в Афины, примерно в 594 году до н.э., во время сорок седьмой Олимпиады при Архонте. По словам Геродота, «Анахарсис – правнук царя скифов Спаргаписа, внук Лика, сын Гнура». Как говорил сам Анахарсис, их жизнь проходила на берегу Дуная. В проливе Коржын-Херсон, Кериш находилась царская ставка саков. Из-за того что его мать была гречанкой он знал язык Эллады. Его особенно интересовало искусство, он также посещал выступления ораторов, слушал песни. Анахарсис получил военную подготовку. Во время правления его двоюродного брата Сабил-Савлия, когда жизнь государства была мирной, Анахарсис начинает проявлять интерес к тайнам мира, стремясь их раскрыть. Он самостоятельно знакомился с трудами летописцев Эллады, философов, государственных деятелей, изучая их. В 594–568 годах до н.э. красноречивый оратор Анахарсис отправился в Элладу, чтобы найти Солона, одного из семи величайших мудрецов древности. По записям Геродота, видно что царь отправил Анахарсиса, чтобы учиться искусству у достойных сынов Эллады. В своих размышлениях он вспоминал о длительных плаваниях на судне через пролив Босфора и дальнейшее путешествие на корабле в Афины. Причем путешествовал он в одиночку, рассчитывая только на свою силу. При этом наследник кочевого вождя не выезжал в дальние страны, не подготовившись как следует. Знаменитый философ Диоген упоминал, что Анахарсис написал о скифских и эллинских традициях, а также восемьсот стихов об их военном ремесле. Выделяющийся своим красноречием, он отличался «скифским стилем речи». Его взгляды о военном искусстве подтверждаются историческими источниками.

Анахарсис питал уважение к родственникам со стороны матери, начиная с раннего детства, поэтому у него и появилось желание увидеть Грецию, несмотря на то, что отношения в то время между Элладой и скифами были не такими близкими. Вот почему мы не можем сказать, что Анахарсис был привязан к родственникам со стороны матери. Тем не менее, в Афинах представителя кочевников встретил известный целитель и врач в Элладе, также родом из скифов – Токсар (по-гречески Токсарид), который с радостью дал ему советы и рекомендации. Великий греческий писатель Лукиан описал дружбу Токсара и Анахарсиса с теплотой в своем труде «Скиф, или гость».

Казахи называют Анахарсиса «Ан-Арыс», русский народ предполагает, что может существовать вариант, адаптированный из понятий «знахарь» или «пахарь» (Мать – Харс) в греческом языке. Однако история не рассматривает только гипотезы. К примеру, имя его брата Савлия, как считают русские, до сих пор сохранилось в русском языке, а Казыбек Тауасарулы в своей книге «Вся родословная до меня» называет его как «Сабыр». В любом случае «Анахарсис – АнаХарс-Анақарыс» – историческая личность, а не герой легенд. В ходе его визита в Грецию его называли восьмым после «семи ученых», о том, что он прославился своей мудростью, немало писали такие мыслители, как Геродот, Лукиан, Диоген, Страбон, Платон. Здесь также следует отметить, что афинский Менандр, проанализировав природу и поведение человека, особо остановился на нашем предке Анархасисе. В свое время Анархасис даже был примером высоких нравственных качеств для греков.

Заслуги

Анахарсис – одна из самых загадочных и спорных личностей в древнегреческой истории. Несмотря на то, что многие фрагменты его жизни и учения сохранились, исследователи сомневаются в историчности его личности. Некоторые исследователи говорят, что образ Анахарсиса был использован для аллегорической пропаганды, для повышения городской категории Афин. В этих целях были применены как герменевтический метод, так и диалектический метод. Философия Анахарсиса совершенно отличается от современного греческого языка, и в его характере есть свойства, которые были привнесены от другой цивилизации. Учение Анахарсиса было основой греческой и западной философии.

Историческая летопись скифского периода отражена в труде Геродота «История». По его свидетельству, потомок скифского царя Гнура Анахарсис отправился в дальнюю поездку и долгое время находился в пути, где он посетил Грецию. По возвращении из поездки через Хеллеспонт он отправился в Кызик, где находился на праздновании Дня матери. (IV, 78) [3, с. 206].

Согласно одному из следующих событий, говорится, что Анахарсис отправлен на «изучение греческой степи» его отцом-царем (IV, 77) [3, с. 206]. Некоторые исследователи говорят, что это не что иное, как склонность скифов искать мудрость[25, с. 205]. В целом, «философские экспедиции» в разные времена вели Солон, Фалес, Гекатей, Пифагор, Демокрит, Платон. Их интерес к восточным древним цивилизациям был высоким. Если Анахарсис был вестником царя скифа, его цели могут быть совершенно другими. Визит Анахарсиса может иметь и экономический характер. Скифия устанавливала экономические связи с греческой полисами в Северной Черноморской зоне (Ольвия), а также в Малой Азии (Милет) и на Балканском полуострове. Еще одно доказательство, что первая налоговая система и таможенные сборы появились в странах Востока. Современная экономическая система с тех пор существовала на практике. Но эта система была прервана. С течением времени экономические отношения в Золотой Орде и Арабском халифате стали идентичными с сакской экономикой.

Таким образом, в Греции Анахарсис «показал свою великую мудрость» (IV, 76) [3, с. 206].  Известность Анахарсиса как философа настолько возвысилась, что он вошел в число «семи великих ученых», получил статус одного из основателей философии. Платон уважал его как великого изобретателя, считая его труды популярнее самого Гомера (Х, 600а). Первый современник Платона Эфор Кимский, как первый из семи мудрецов, говорил, что греки с таким уважением относились к нему «за безупречную моральную чистоту и порядочность». (Ст. VII 3, 9) [27, с. 277]. Подчеркивая выдающуюся роль Анахарсиса, Эфор не исключает того, что тот изобрел якорь, кувшин. (Ст. VII 3, 9). Непосредственным источником такого комплиментарного подхода к скифам является учение Платона об идеальном обществе. [28, с. 23-24]. Образ Анахарсиса сформировался как «гениальный», способный преодолеть простой эллинский дискурс простыми словами. Апокриф системы ценностей «в письмах Анахарсиса» (III век до н.э.) использовался и для пропаганды цинических идей. В этих письмах, адресованных правителям, его автор раскрывает насильственный характер любой власти. Образ Анахарсиса как критика цивилизации и проповедника простой жизни развили последующие авторы – Плутарх, Элиан, Люциан. Самое важное в истории об Анахарсисе, написанное Геродотом, было неприятие эллинских обрядов скифами. Анахарсис выступал как живой антитез ко всем случаям, которые были трагическими в культурной жизни человечества. Отношение греков к заблудшему мыслителю показано в «письме Аполлони»: «Анахарсис был мудрым, потому что был скифом» (Аполлон. Эпист. 61 Кайзер) [26, с. 126]. После этого признания афиняне приступили к пересмотру мифологии, чтобы создать весомый образ легендарного царя Афин Сесуса. Его образ стал главным мотивом живописи вазы, выраженной как символ города. [11, с. 491]. Для того, чтобы придать важную роль Афинам в Троянской войне, Пасисская комиссия внесла изменения в текст Илиады. В качестве идеологического инструмента могло произойти событие о наличии Анахарсиса в Афинах. Посещая многие земли, знаменитый скиф не мог подобрать другой город в качестве среды, в которой он долгое время обучался. Его дружба с Салоном не позволила бы быть вне событий. Город, имеющий центральное значение, получил еще название как «сердце греческой цивилизации». Его скульптура, построенная в этом городе, призвана была укрепить связи между Афинами и Анахарсисом. Через эту славу Анахарсис в Древней Греции стал одним из самых известных философских персонажей. В Элладе также известно около 70 древних авторов, которые в своих записях использовали его имя и образ. [14, с. 113]. В частности, Ферекид Лериски, Аристотель, Николай Дамасский, Иосиф Флавий, Сексус Эмпириус, Александрия Климент Афина писали о его славе. Средневековые писатели и просветители сделали акцент на упорство и мужество Анахарсиса. Его образ получил особую популярность в конце XVIII и начале XIX века.

Первый археологический роман ученого Иезуита Жан-Жак Бартелеми (1716–1795) «Путешествие юного Анахарсиса в Грецию» описывает его путешествие по греческим городам. Автор исследовал родство с зашифрованным финикийским языком и другими семитическими языками. Книга создала новое явление Греции в Европе. [10, с. 251-252]. Это произведение переведено на все языки Европы. Российский император Александр I даже выделил профессору П.И. Страхову 6000 рублей, чтобы распечатать перевод этой книги в Москве. Она была переведена и издана в Москве в 1803–1819 годах. Есть издание, подготовленное Российской академией. (Петербург, 1804–1809). Это произведение описывает семейную и общественную жизнь древних греков, написано в легкой, непринужденной форме. Сочинение было опубликовано спустя год после Французской революции. В то время, как и в других странах мира, в Европе люди стремились к независимости. Эта идея привела к потрясению российского общества, стремившемуся к свободе, завладела умами таких писателей как Ф.Н. Глинка, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин. В стихотворении Пушкина «Грандиге» есть образ Анахарсиса.

Несмотря на славу Анахарсиса, западные исследователи особо не обращали внимания на него. В общем, мифические рассказы являлись шедевром человеческого художественного искусства. Исследователи говорят, что миф – это реальная мысль, вызванная источником различных культур в общественной жизни, ставшая важной частью жизни первых людей. В мифах Греции существование Вселенной начиналось с одной темноты. Следовательно, у мифа есть источник развития. Не так много книг и статей о знаниях и познании, опубликованных за последние сто пятьдесят лет. Одна из них – книга Шарлотты Шуберт «Анахарсис: кочевники, скиф, грек», как раз оно имеет характер исследования [32]. Однако историческое бытие Анахарсиса не преподается в университетах по философии. Тем не менее, большое внимание уделяется мудрому образу скифов в постсовестких странах. Ученые Украины рассматривают Анахарсиса как «первого украинского философа». В Украине философская школа сложилась на протяжении тысячи лет. Деятельность Анахарсиса была исследована такими ученными как В.Крисаченко [13], С. Русяев [22], А. Черны [29] и другими исследователями Украины. Анахарсис также известен в Осетии, поскольку считают что саки были предками осетинского народа. Центральная библиотека Цхинвали называется именем Анахарсиса. Единственная книга, которая была опубликована в СССР о философии скифа это книга Бартелеми, как указано выше.

Создание «шежире» то есть история родословия – это древняя профессия в мире. При этом можно вспомнить труды Энеин Вирджила, посвященные истории Рима и Юлии. После объявления Анеи своими предками, римляне нашли свое место в греческой мифологии ретроактивно и таким образом получили юридическое право считать себя народами с древними богатыми культурными традициями. По словам Лаертиуса, наследие Анахарсиса превратилось в книгу с 800 стихотворениями, где описываются скифские и эллинские обычаи простого и военного положения жизни». (I, 8) [5, с. 86]. Но эти стихи давно исчезли. Но, тем не менее, было распространено множество доказательств и фрагментов Анахарсиса. Сборник его фрагментов был издан Хайнцем [31], и В. Латышевым [15] и другими исследователями. Историк М. Ростовцев утверждает, что Луциян четко опирался на конкретные историко-этнографические материалы, полученные из эллинских источников времени [21, с. 108]. Большинство этих выводов считают, что последующие мыслители относят Анахарсиса к фону создания имиджа «умного тигра» [9; 25 и т.д.].

Существуют разные мнения о приходе Анархасиса, имя которого известно мировой цивилизации, в Грецию. В целом, в «Истории» Геродота говорится о том, что скифы пересекли Туран, реку Аракс и вернулись с севера со стороны Черного моря. В книге «Скиф, или гость» Луциан писал о том, что Токсар почти год учил его народным традициям и языку. Мудрость Анахарсиса стала известна после его беседы с правителями и мыслителями, простыми людьми. Одна из них была во время посещения великого сына Афин Солона, считавшегося одним из «семи великих» мудрецов. По степным традициям Анахарсис, находясь за пределами дома, отправил ему человека: «Солону можно сказать, из отдаленных скифских степей приезжает благородный принц кочевников. Если хотите – будем друзьями, я буду гостем». В своих трудах ясно отражают мировоззрение наших предков, их восприятие окружающей среды, их обычаи, их образ жизни. В следующих стихах мы можем видеть, что начиная со времен саков, национальная мораль и этика сохранялись чистыми, не разрушаясь на протяжении веков:

«Ты полагался –

Бубны и гармонь денежных кошелек,

Я полагался –

Лука и стрелы,

Поэтому ты – раб мира,

А я-свободный гражданин.

У тебя много врага,

А у меня нет врагов,

Если ты, бросая драгоценные камни,

И только из лука,

Живешь только внутри саков,

Там, как и я, ты тоже ходишь в свободе».

Наши предки ставят совесть превыше всего. Тот, кто следовал за богатством, за имуществом, в какое-то время затаптывает свою честь. Это то же самое высказывание: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ». Анахарсис говорил: «говорят, даже сами Боги делят мир: у одного есть небеса, у одного – вода, у другого – подземелье».

«Вся моя одежда это сакский шапан,

Моя обувь – это кожа моих ног,

Моя кровать – степная,

Мой завтрак и ужин – молоко, сыр и куырдак,

Мой напиток – вода».

Личные качества характера, о которых говорит Анахарсис, проявляются у казахов. Славянские народы, ссылаясь на общее происхождение, считали, что слово «скиталец» может произойти от греческого слова «скит». В его мыслительной системе и поэтическом осмыслении нет частицы славянского менталитета. Здесь понятие «Любовь к свободе», «Батыр с пятью видами оружия», «Просторная степь – мой дом», все, что может чувствовать только потомок кочевников. Это ценные традиции дошли до наших дней и не были уничтожены.

Согласно легенде, Анахарсис спроектировал современный двурогий якорь и улучшил конструкцию паруса. Афинянин пытался обмануть его, говоря, что он скиф. Анахарсис сказал: «Если моя страна обидела меня, то она обидет и тебя». Позже, последнее слово нашего предка, возвращавшегося в сакскую степь, было: «В Элладе мой разум был поднят на небеса, а на моей родине мне завидовали». По словам Геродота, когда он плыл к морю, он уселся на торжественном празднике кизикитов, посвященном их Богине-матери и поклялся: «Если вы благополучно доставите меня на мою родину, я сделаю жертвоприношение». Вернувшись на родину, он принес жертву Богине-Матери. Один из скифов, увидев это, пошел к Савлею и натравил его на брата. В ярости Савлий застрелил своего брата из лука. Таким образом, скифы отказались принимать обычаи и традиции других народов. Геродот подчеркивает это свойство как скифский колорит. Это значение сохранило их потомство от вымирания до сих пор.

Память

Крылатые мысли Анахарсиса иллюстрировались системой степного мышления. Древнегреческие ученые, такие как Диоген, Цицерон, Плутарх и Эзоп, сирийский мыслитель Луциан, прокомментировали его повествование в работах. Мы полагаем, что вышеупомянутые ученые признали, что основы глобальной мысли лежали в духовном мире Великой Степи.

Во все времена, ораторские навыки, были доминирующим фактором в государственных делах. В древнем Риме и в стране Эллады поклонялись богине, которая говорила о власти. Цицерон говорил: «У славы каждого человека есть два атрибута: один – властность, а другой – ораторство». Каждый гражданин считает, что для того, чтобы заниматься государственными делами, он должен овладеть основами ораторского искусства. Возможно, он также добавил идею Наполеона Бонопарта: «Тот, кто не может рассказать трогательную историю, не может быть человеком». Была также личная школа обучения личности. Например, в римской школе Эйли существовала древняя традиция приготовления специальных интеллектуальных гениев, которые читали монологи, диалоги и владели элементами управления. Его главный вывод звучал так: «Природа дает нам один рот, два уха, меньше говори и больше слушай».

А в школе в Афинах предпочтение было прививать искусство риторического слова и эвристическое искусство (опровержение любого аргумента противника). Особое внимание уделялось сочетанию памяти как приоритетности развития ораторского искусства. Самый первый учитель, основавший Афинскую школу, был Сократ. Римляне и греки учились в школе ораторского искусства на острове Родос. Нет конкретного списка тех, кто учился в этой школе. Но мы думаем, что он мог обучаться в этой школе, потому что знаменитые гениальные мудрецы хорошо знали Анахарсиса и с ним общались.

Есть много его афоризмов. До сих пор найдено более 50 Анахарсисских речей, характерных для различных тем. Это мысли о поведении человека; взаимоотношениях между людьми; самооценке, самозащите; ревности; значении языка; осмыслении; гимнастике; политике и социальной структуре; вреде алкоголизма и т.д. Большинство из них используется в нашей жизни до сих пор. Афоризмы Анахарсиса характерны для Мисон, Сократа, Ксенофонта и Демокрита. Однако очевидно, что слова в их текстах не свойственны только грекам.

Большинство ораторских слов, использованных Диогеном, Лукианом, Плутархом, Платоном, Геродотом, могут быть взяты из двух дискуссий Солона и Анахарсиса. Потому что некоторые сочетания попадаются в их взаимосвязи.

По словам И. Куклина, «слова Анахарсиса, можно отличить от слов других, так как большинство из них свойственны единственному и настолько мудрому, что позволяет однозначно определить взгляды гениального Скифа» [14, с. 119]. Его афоризмы повторяются во многих древних трудах до нашей эры. При этом к категории самых почетных людей относились экземпляры, суждения авторитетных людей в важных делах. Кроме того, известно десять стихов Анахарсиса. Два из них были посвящены королю Лидии Крусу, остальные – афинянам, Солону, тирану Иппарху, Медоку, Анону, жестокому правителю Ирака – Тереза. Эти письма, названные именем Анахарсиса, по мнению ученых, относятся к III–І векам. В конце XVII века мастером Платоном, Аристотелем, Плутархом, Солоном, Клаудиусом Птолемей, Геродионом, Гомером и мифическим Орфейом создан образ Анахарсиса.

Слова мудрости Анахарсиса похожи на слова казахских биев-ораторов. Он, несмотря на то, что находится на эллинской земле, жил бытом скифов.

Из рассказа Плутарха о «семи мудрецах» видно, что Анахарсис в стране эллинов получил большое уважение за свой ум, гуманность, глубокие знания. Геродот связывает причину трагической смерти Анахарсиса с обычаями скифов. Следующие слова правителя Афины, знаменитого реформатора Солона посвящены Анахарсису, великому скифскому гению: «Афинцы, я сделал справедливый закон для вас, считаю, что он очень полезен как для себя, так и для государства. А этот иностранный человек… будучи скифом, богат умом, мудрым. Он открыл мои глаза, обогатил мысли, давал множество советов, научил меня знаниям и полезным действиям. Поэтому, считая, что этот человек нужен как для страны, так и для государства, вылейте его скульптуру из меди и поставьте на одно из самых почетных мест».

Философия Анахарсиса, несмотря на все его филлинизмы, предполагает мотивы, присущие индо-европейскому менталитету. Следует признать, что влияние Анахарсиса на греческую мысль было очень сильным. Его испытали критики и софисты, а также Платон, развивший учение об идеальном государстве. Стагирит считал его серьезным мыслителем (Пол. 1176b 30). Таким образом, прямо или косвенно вид слова Анахарсиса является основой греческого языка. В эллинском мире Анахарсис был не только мыслитель, философ, экономист теоретик, но и практик. Его надо признавать как рационализатор, изобретающий плов, якорь. Изучая жизнь и обычаи эллинов в Платонском Афинах, писатель скиф назвал Анахарсис как личность, сделавшая много полезных открытий.

Геродот объясняет причину смерти Анахарсиса: «Анахарсис посещал много стран, и везде признавали его мудрость. Во время поездки в Скифию, проплыв из Геллеспона, по дороге остановился в Кизике. Кизики в это время проводили торжественную молитву, посвященную Богине-матери. По прибытии в Скифию Анахарсис скрывается в горном ущелье Гилея. Таким образом, после проникновения в густой лес, он приступает к полному выполнению обряда поклонения Богине-матери, который он видел в Кизике. Один из скифов увидел это и сообщил своему царю Савлий. Царь пришел к месту, где он выполняет молитвенную церемонию и увидел, что он делает, выстрелил из лука. Это был знак того, что он изменил скифам и не простил религиозную молитву. Вот так Анахарсис умирает от рук своего брата. Перед смертью он сказал: «на Земле Эллады я был предан любви, а в своей стране я был жертвой ревности» (Плутарх). Он попытался приехать в свою страну, проводить уроки мудрости Эллады. Он родился принцем, жил военачальником, любящим и защитившим свою страну, и погиб как мудрый философ, переводчик.

В его летописи лежат тысячи секретов, не попавших в письма. В результате переселения скифов, обитавших на территории Центральной Азии и Казахстана, с востока на Запад появилось государство скифов в северном регионе Черного моря. А скифы Черного моря тесно сотрудничали с греками. Геродот, давший однозначное представление об исторических связях в этом регионе, оставил в своем труде «История» важный факт о великом Анахарсисе, вышедшем из скифской степи.

Анахарсис получил прекрасное воспитание на своей Родине, хорошо знал как родной, так и греческий язык. Он оставил много трудов о жизни, обрядах, обычаях, профессиях скифов и эллинских народов. Через Солона Анахарсис глубоко познакомился с традициями афинцев, законом, и развитием государства. Он не только знал древнегреческих мыслителей, греческую культуру и искусства, но и критически относился к ним. В его взглядах наблюдается традиционное мировоззрение степей.

В заключении надо признать что существует крайне мало литературы о том, кем были саки, скифы, гунны или древние тюрки. Однако все они оставили неизгладимый след в мировой истории. Мнений об Анахарсисе очень мало в казахских публикациях. Но исследователь находит это в мировой литературе. Те, кто интересуется изображением короля саков, могут быть удивлены его великолепием, его могущественными усилиями, личностью, которая потрясла многие страны и земли. 

Анахарсис был далек от вражды, уважал компромисс, дружбу, знания гениальных. Он основал школу, где сыновья Великой степи могли развивать свою личность в интересах своего народа. Анахарсис был очень дальновиден и в формировании умений психологического познания. С этой целью он сумел объединить народ. С другими народами, тесно совмещая управленческое учение с населением, допускал демократические принципы. Для того, чтобы стать победителем, не нужно быть изолированным от народа, и не забывать, что достаточно потенциальной мощной силы чтобы противостоять против невежественных сил и верований. В масштабе этого можно увидеть, что это является стратегической мотивацией в управленческом учении. В конце концов, требуется доскональное изучение управленческого искусства Анахарсис, оставившего нравственное дело и бессмертное завещание.

Это свидетельствует о раннем контакте племен, населяющих территорию Казахстана с цивилизациями древнего мира – персами, греками. Саки, находясь в центре многих исторических событий того времени, знакомятся с богатыми ценностями, накопленными человечеством, помогают определить место кочевников Евразии в мировой цивилизации. Это, несомненно, поможет избавиться от евроцентристских взглядов в истории.

Анахарсис был человеком, верным дружбе, оратором, дипломатом. Он хотел быть дружелюбным с другими цивилизованными странами, как Греция. Гениальному мудрецу было очень скучно принимать быстрое и правильное решение, осознавая, когда говорить и что произносить, когда сдерживаться и анализировать все стороны ситуации. Он, будучи государственным деятелем, посвятил славу своего происхождения, продумал пути его становления самостоятельной страной. 

В то же время, он был в тесном контакте с различными улусами-племенами, с народами, и это свидетельствует о существовании демократических принципов. Анахарсис сумел общаться с окружающими, хорошо овладевал психологией, происходящей в обществе. Он был праведным человеком. Он был гениальным мудрецом, который при принятии решения, не торопясь изучал и мыслил. Его особое внимание уделялось национальным традициям и обычаям. Истинный патриот, который гордился тем, что родился скифом.

Спиок литературы и источников:

1. Қазақстан. Ұлттық энциклопедия / «Қазақ энциклопедиясының» бас редакциясы. 1 том. –Алматы, 1998.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М: ЭКСМО,  2010. – С.50.

3. Жұртбаев Т. Дулыға // Көне түркі батырлары туралы тарихи әфсаналар. – 1-том. – Алматы: Жалын, 1994.

4. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. – М.: Центрполиграф, 2008.

5. Томпсон Э.А. Гунны. Грозные войны  степей. – М.: Центрполиграф, 2008.

6. Ковалевская В.Б. Конь и всадник пути и судьбы. – М.: Наука, 1977.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политическая литература, 1993.

8. Қожа-Ахмет Х. Түп–тұқияннан Бөрте – Шинаға дейін // «Қазақстан–Заман» газеті. – Қоян жылы –10 қараша.

9. Жүніс Е. «Аспандауыс» немесе Эллададағы  скиф // «Айқын» газеті. – 2010. – 229 (1653) –9 декабря.

10. Мысли и изречения древних / Сост. К.В.Душенко. – М., ЭКСМО, 2003.

11. Ой маржандары / Құрастырушы А. Бейсен. – Алматы, Тоғанай Т, 2014. –1-ші кітап.

12. В поисках смысла / Сост. А.Е. Мачехин. – М.: Олма пресс, 2005.

13. Энциклопедия афоризмов / Сост. Э. Борохов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002–2003.

14. Қазақ афоризмдері / Құраст. Е. Шаймерденұлы – Алматы: «Алматы кітап» баспасы, 2012.

15. Винничук Л. Люди нравы, обычаи Древней  Греции и  Рима. – М.:, Высшая школа, 1988.

16. Оспан Б. Ұлы Дала және Қытай поэзиясы. // Ақиқат» журналы. 2018. – 86-б.  

Автор:Ермек Зангиров,

              Академик Международной Академии Информации.