Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

ТОМИРИС


Томирис(VI в. до н. э.) – легендарная царица саков-массагетов, ставшая известная благодаря сочинениям «Истории» Геродота. История наказания царицей Томирис ахеменидского царя Кира стала символом правосудия и отваги в памяти многих народов.

Биография

Сведения касательно жизни и деятельности царицы массагетов Томирис, к сожалению, есть только в сочинениях греко-римских авторов, начиная со «скифских рассказов» Геродота, где дается информация об обстоятельствах войны Томирис против Кира и заканчивая сочинениями Страбона, Полиэна, Кассиодора и Иордана, которые также писали о ней. В частности готский историк Иордан называет Томирис королевой Готии (в англ. версии Tomyris, Queen of the Getae) и основательницей города Томы, несколько веков бывшим столицей Малой Скифии (в настоящее время – это город Констанца, Румыния).

У кочевников Арало-Каспийского региона представительницы слабого пола иногда стояли во главе своих народов. Так, нам из страниц истории известны сакская правительница Зарина, царица массагетов Томирис [1, с.138]. Как отмечает исследователь Яценко С.А., «женщины-воительницы для многих оседлых народов античности были прежде всего элементом важных и экзотических мифов. В искусстве эпохи классики образы амазонок были важной категорией «Иных», наряду с экзотическими варварами, гигантами и т. п.» [2, с. 8] 

По одной из информаций Томирис являлась потомком вождя скифов Ишпакая, правнучка Мадия, внучка или дочка легендарного царя Сыпыра (Спаргапис).

Согласно истории Геродота, после покорения Вавилона (539 год до н. э.) персидский царь Кир II Великий предпринял поход против массагетов. Роковой для него поход на восток Кир предпринял в 530 г. Видимо, ситуация на восточной границе требовала незамедлительных мер. «Кир Великий бросил против нее вдоль Каспия 200 тыс. воинов, строил мощные наплавные мосты с боевыми башнями [3, с. 54] В книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана» сказано, что «царицей массагетов была супруга покойного царя – богатыря Рустама. Звали ее Томирис. К ней Кир отправил послов под предлогом сватовства. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается ее царства, и отказала ему. Тогда Кир открыто пошел войной на массагетов» [4].

Дальнейшие события в античной литературе описаны в легендарных повествованиях об отваге царицы Томирис. Так Геродот в своем сочинении «Истории» сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс, устроил массагетам ловушку и смог захватить в плен сына царицы Томирис Спаргаписа. Узнав об этих событиях, царица Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, …отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Далее по Геродоту пленённый Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден, он, выхватив у стражника меч, лишает себя жизни.

Узнав об этом царица Томирис, собрав большое войско, выступила против Кира. В ходе битвы большая часть персидского войска была уничтожена. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Решающую роль в сражений согласно книге Б. Жандарбекова «Саки» сыграли женщины «амазонки» которые бросились с самой царицей Томирис в битву, решив ее исход в свою пользу. Сам Кир из династии Ахеменидов [5, с. 67–75] погиб в этой битве «процарствовав двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала»[6] или так: «…Ты жаждал крови, царь персов, так пей ее теперь досыта!» (Булат Джандарбеков «Томирис»). Рассказ о битве мог быть заимствован Геродотом как из ахеменидских летописей, так и, что более вероятно, из скифских сказаний.  Итогом битвы стала победа массагетов/скифов и полный разгром персов в открытом бою [7, c. 184–210].

Римский историк Аммиан Марцеллин в своих сочинении сообщает более подробные сведения об этой битве: «Таков, прежде всего, Кир. С огромной армией он перешел Боспор; но скифская царица Томирис (Tomyris), горя жаждой мести за своих сыновей, истребила его войско до последнего человека» (XXIII. 6. 7). Основой для этого сообщения Аммиана послужили строки из сочинения Геродота (I. 204–211), который приводит весьма пространное и исполненное подробностей описание похода Кира против массагетов. То, что Аммиан считает Томирис царицей скифов, еще имеет под собой какие-то основания (сам Геродот пишет о массагетах, что «некоторые считают их также скифами» (I. 201))» [8, с. 188–189]. 

Наряду с версией Геродота, существуют и другие. Например, по мнению Ктезия – античного историка и придворного врача Артаксекса Мнемона, Кир II (Куруш) был ранен в войне с дербиками и умер от раны на третий день [9]. Тогда как это расхождение по утверждению М.А. Дандамаева объясняется тем, что дербики были частью большого и могущественного массагетского союза племен. Вавилонянин, историк Берос утверждал, что Кир погиб в битве с дахами, которые приводятся тоже как скифы. По одной из версии останки Кира были возвращены на родину, где и были с почестями похоронены в специальном мавзолее в Пасаргадах – столице его империи, основанной им самим. Гробница сохранилась до наших дней [10, с. 11–16].

Возможно иллюстрированное описание этих событий представлено на одной из стенных росписей VII – начала VIII в. в Пенджикенте. А.М. Беленицкий в свое время полагал, что здесь представлен очень древний сюжет сказаний, возможно, даже восходящий к истории с Киром Великим и сакской царицей Томирис в конце VI в. до н. э. [11 c. 47–48]

По поводу значение имя Томирис есть несколько версии. Приводится как ираноязычное, греческое, так и тюркоязычное толкование имени.

Греческое Τόμυρίς, персидское Tahm-Rayiš от древнеиранского Tahmirih означает «Храбрая». Поскольку историки, которые впервые писали о ней, были греками, наиболее часто используется эллинистическая форма её имени. Сторонники тюркского значения имени Томирис подчеркивают, что имя Томирис произошло от «temir», которое в переводе с тюркского языка означает «железная» и имеет значение «сокруши железо» или «согни железо». В данном контексте имя Томирис идентично тюркскому имени Дамира. Также имеются варианты, что имя Томирис перекликается с именем Тамара. А в истории нам известна грузинская царица Тамара, которая происходила из династии Багратионов. Есть и третий вариант: «Томирис» могло образоваться с имени «Тахмина», что с узбекского и казахского имеет значение «господствующая».

В своем массагетском экскурсе Геродот, детально излагая ход войны между царицей Томирис и Киром, дает подробную информацию о массагетах. Геродот пишет, что «массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем» [12, с. 184–210].

В целом сведения о кочевых племенах Арало-Каспийского региона «известные античному миру, немногочисленны и случайны. Однако, они являются фактически единственными письменными свидетельствами о древних среднеазиатских кочевниках VI–IV вв. до н.э., не считая кратких упоминаний в древнеперсидских надписях и Авесте». [13]. Кочевые племена античные авторы (в VI–IV вв. до н.э.) делили на следующие группы: «Пустынные и степные области запада Средней Азии занимала одна группа кочевых племён – «массагеты» или «дербики». Во время походов Александра Македонского их называли также «скифами»» [13, с. 87–88]. 

Согласно Бехистунской клинописной надписи, которая была высечена в 516 г. до н.э. на скале с целью увековечения побед персидского царя Дария I, говорится: «сакские племена делятся на три группы: саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому; саки-парадарайя – «заморские» или «заречные» саки, саки-тиграхауда – «носящие остроконечные шапки» (перевод античных авторов). В географическом труде Аримаспея (VII век до н.э.) отмечает: «На всем обширном пространстве всюду уже встречаются одни массагеты и саки». Греческий писатель Аристей Проконесский VII в. до н.э. называет их, скифов-саков «из всех стрелков в мире самыми искусными, не пускающими стрел наудачу». Далее сведения о саках находим у латинских писателей Помпея Трога и Птолемея [14]. 

Как мы видим, в терминах, касательно обозначения различных кочевых племен живших в Передней Азии и Причерноморье, идет полное смешение и путаница, как во временных, так и в территориальных рамках расселения племен. Так, противников Ахеменидов именует по разному: Геродот называет их массагегами; Ктесии Книдский называет их дербиками; Берос именует их даями (дахами). Общим названием всех этих племен было эллинское древнегреческое название «массагеты» или «скифы» или древнеперсидское «саки». Как пишет исследователь Кляшторный С.Г. «массагеты – общее древнее имя приаральских племен, имеющих общую генеалогическую традицию и, возможно, общий эпоним, т.е. общего предка, чаще всего мифического, по имени которого и назван народ» [15].

Массагеты являлись кочевым народом, проживали на обширных пространствах Мангышлака, Устюрта, Северного Прикаспия и Приаралья [16] (Страбон однозначно размещает массагетов между Каспием и Аралом (что не исключает их распространения на Восточное Приаралье)), и, в рамках ахеменидской терминологии могли рассматриваться как «саки». Хотя «одни греческие авторы именовали обобщенно «скифами» (Diod. 2.44, Iust. 1.8, Arr.Anab.IV.11.9, V.4.5), а другие (например, Геродот) — нет, резервируя для них только обозначение «массагеты»». Этот разнобой терминов сопоставляется с положениями Страбона «о применении названий «саки» и «массагеты» к племенам по ту сторону Каспийского моря, из чего вновь выводится, что Страбон здесь говорит о некоем закаспийском народе, который именуется то «скифами» (соответственно: «саками»), то «массагетами» – т.е. о массагетах Геродота. Тем самым подтверждается, казалось бы, что массагеты могли относиться к общности «скифов/саков». [17]. Далее исследователь Немировский А.А. пишет, что «между тем Геродот, неоднократно и подробно упоминающий «массагетов» и подчёркнуто (Hdt. I, 215-216; Hdt. IV, 11) отличающий их от «скифов» / «саков» (как, по его словам, персы называют «скифов», Hdt.VII, 64), не включает массагетов, в отличие от саков, ни в перечень народов, подвластных Ахеменидам при Дарии (Hdt. III, 8997), ни в перечень народов, представленных в войске Ксеркса (Hdt. VII, 6196). Тем самым массагеты как целое не входят, по данным Геродота, в Ахеменидскую державу [17, с. 220–221].

Другим поразительным фактом является то, что саки во многих источниках даются как древние ираноязычные кочевые племена. Но известный исследователь А.Н. Гаркавец в новых прочтениях иссыкских рунических надписей, выявляет, что в IV веке до нашей эры в Великой Степи тюркский был языком международного общения, а для большинства ее обитателей – и родным [18].

Анализ употребления историком Прокопием этнонима «массагеты» демонстрирует нам, что данный термин очевидным образом служит Прокопию в качестве своеобразного военного terminus technicus. Посредством этого термина Прокопий обозначает наиболее выдающуюся в военном отношении часть кочевого мира [19]. Сако-массагеты, контролируя значительную часть Средней Азии, традиционно выступали активным фактором местной (региональной) политики [10, с. 11–12], при этом находясь в хороших отношениях с Ахеменидами.

Помимо Кира с саками воевали Дарий I, в 519-518 г. до н.э, он был разбит. Саками в это время командовали три царя Сакесфар, Аморк и Томирис. Но в 520–518 гг. до н.э. Дарию все же удалось подчинить себе некоторых саков. Если «Кир Великий бросил на войну с саками вдоль Каспия 200 тыс. воинов, строил мощные наплавные мосты с боевыми башнями и был в 529 г. был разгромлен северной царицей Томирис, то Дарий Великий в 512 г. до н.э. бросил против Скифии до 800 тыс. воинов и 600 боевых кораблей. Добирался до Дона, но с позором бежал. Богатства скифской казны и входивших в державу царств оцениваются в 28–96 тыс. золотых талантов в те годы» [3].

Война с сако-массагетов стало следствием того, что «после смерти Камбиза в Египте в 522 г. до н.э. в государстве произошел внутренний конфликт, связанный с неразберихой в вопросе престолонаследия. В борьбе, закончившейся воцарением Дария I Гистаспа, среднеазиатские элиты, по всей видимости, поддерживали его противника – то ли младшего сына Кира Бардию, то ли мага Гаумату, выдававшего себя за указанного царевича. Результатом проигрыша внутриполитической борьбы стали репрессии Дария, обрушившиеся на Среднюю Азию» [20].

Сакская эпопея начинается с киммерийского вторжения в VIII–VII вв. в Переднюю Азию. Затем обратные походы ахеменидских царей Кира и Дария против саков-массагетов. «Если массагеты действительно фигурируют в ахеменидских надписях, то более всего на отождествление с ними мог бы претендовать могучий племенной союз дахов (даев). В III в. до н.э. имя дахов (даев) полностью вытесняет более древнее общее имя – массагетов. В 238 г. до н.э. одно из племен даев, парны (парфяне), возглавленное родом Аршакидов, создало в Иране новую империю, сменившую наследников Александра» [15]. Таким образом, массагеты окончательно становятся дахами и этим заканчивается трехвековая история эволюция названия племени массагеты.

Заслуги

В качестве далёких отголосков подвига массагетской царицы Томирис в фольклоре центрально-азиатских народов (казахов, узбеков, каракалпаков, туркмен и пр.) встречаются знакомые мотивы и значительные сходства. В частности, за образами каракалпакской эпической героини Гулайым и влиятельной правительницы Хорезма Тюрабек-каным кроются образы массагетской царицы Томирис и сакской царицы Зарины.

История наказания царицей Томирис кровожадного Кира стала символом правосудия во многих сюжетах мира. В частности, центральной темой многих картин стало изображение царицы Томирис, погружающей голову царя Кира в мешок с кровью. 

В целом, племена из массагетской конфедерации стали основным древним этнокультурным субстратом, проявившимся в культуре более поздних кочевых этносов региона.

Известный исследователь С.Е. Ажигали отмечает, что «в Северо-Восточном Прикаспии зафиксирован ряд памятников V–II вв. до н.э., оставленных массагетами и их потомками, – в т.ч. «царские» курганы на п-ове Бузачи, Эмбе, уникальные святилище Байте на Устюрте и комплекс Дикилтас на Тюпкарагане. Группа замечательных памятников, связываемых с массагетской этнической средой, известна в Юго-Восточном Приаралье: поздние сооружения некрополя Тагискен (Тупскен), мавзолей Баланды II и др.» [16].

Скорее всего, саки являются продолжателями традиции племен андроновской культуры. Сако-массагеты стали создателями пазырыкской культуры, ядро которой располагалось на Алтае, затем саки которые перешли к оседлости вдоль бассейна Средней Сырдарьи, в долине реки Ахангаран запечатлели памятники бургулюкской археологической культуры. Сако-массагетские племена оставили археологическую кайраккумскую культуру в бассейне Средней Сырдарьи, которую исследователи относят к эпохе поздней бронзы и раннего железа. В этой плеяде достижений в особенности следует отметить уникальную сако-скифскую классическую культуру названный как «звериный стиль». «Звериный стиль» стал следствием тесных контактов сако-скифов с разными народами Кавказа и Передней Азии [21].

Так курган Иссык, раскопанный в 1969–1970 гг., представил уникальную возможность детального изучения особенностей «звериной» орнаментики у саков Семиречья. Благодаря умелой художественной подаче Б. Жандарбекова в книге «Саки» «иссыкский» юноша стал отождествляется с сыном царицы Томирис Спаргаписом. Как отмечает известный казахстанский исследователь «исыкского» кургана А.К. Акишев, художественное искусство «звериного стиля» саков Семиречья «принадлежит к своеобразному направлению в скифо-сибирском искусстве народов, населявших «полосу гор» Алтая, Восточного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Ему свойственны особенности художественного метода, характерные для «стиля цитат» ахеменидского искусства, – переработка переднеазиатских, особенно же ассирийской и иранской традиций в местном духе, в гармоничном сочетании с чисто «алтайскими» чертами «звериного стиля» [22]. Большая часть предметов «звериного стиля» из убранства иссыкского вождя было ритуальными. Так «оформление головного убора отражало представления о трёх сферах с прорастающим через них «мировым деревом». В комплексе культа верховного бога, соприкасающегося со скотоводческим вариантов культа плодородия, входили образы животных-покровителей урочищ и стад (архар, козёл) и зооморфных духов и душ» [22, с. 58–59].

Другим достижением сако-массагетской культуры стали стратегия и тактика ведения боя. Как отмечает С.С. Иванов, «по сообщениям авторов античности можно реконструировать, что сражения VI–V в.в. до н.э. происходили так: бой начинался с того, что основная масса легкой конницы устремлялась к противнику и на полном скаку выпускала по нему тучу стрел, стремясь нанести ему максимальный урон, и резко поворачивала назад. Такие стремительные налеты могли повторяться несколько раз. Затем значительная часть воинов спешивалась, соединялась с пехотой, если таковая имелась, и обрушивалась на изрядно поредевшего, измотанного обстрелом противника, и завязывала упорный рукопашный бой. Другим тактическим приемом сако-массагетов было притворное отступление, с целью заманивания вражеских отрядов в тщательно замаскированную засаду, либо для уничтожения небольших групп, вырвавшихся вперед при преследовании, якобы, панически отступающих сакских воинов [23].

Особенностью сако-массагетского военного искусства стала атака конницы, построенной клином, которая при битве на реке Фат – притоке нижнего течения Кубани – решила исход дела в пользу Сатира, дошедшая до нас спустя несколько веков благодаря Диодору Сицилийскому [24]. Другим вкладом стало развитие боевого искусства парфянских катафрактов, массированное применение кавалерии, причем в первую очередь тяжелой кавалерии. В этой связи исследователь С. Кляшторный отмечает, что «следует обратить внимание на важную деталь вооружения дахов – броню, защищавшую всадников и их коней. Такого рода двойной доспех столетием раньше Геродот отмечает только у массагетов: «лошадям на грудь они одевают медные панцири» [Геродот, 1, с. 215]. Появление катафрактариев – конных воинов в тяжелых пластинчатых доспехах и на защищенных броней конях, отмечено не только письменными источниками, но и документировано археологическими находками в стране дахов и массагетов. Такого рода защитная броня сохранилась в последующие века у родственных дахам парфян, и не отмечена у других степных племен» [15].

Многие античные авторы, описывая походы персов в Грецию, отмечали участие в них среднеазиатских воинов из числа сако-массагетов. Так саки были отмечены во время похода Дарии I против Афинского государства в знаменитой Марафонской битве. «Пехота саков упоминается при описании битвы в Фермопильском проходе, бактрийцы и саки сражались при Платеях [Геродот, VIII, 113; ІХ, 31, 71]. Полтораста лет спустя по приказу или соглашению последнего Ахеменидского царя Дария III Кодомана, среднеазиатские отряды влились в состав персидской армии, сражавшейся против войск Александра Македонского» [10, с. 14–15].

Память

История Томирис была весьма популярна и отражена в традиции западного искусства. Так сюжет Геродота показался весьма впечатляющим для средневековых художников, таких как: Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Маттиа Прети. Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу тех, кто изображал Томирис и события в её жизни.

Питер Пауль Рубенс писал Томирис дважды – в 1620 и 1622 гг.

«Томирис с головой Кира». 1620 год. Лувр

«Томирис с головой Кира». 1622 год. Музей изящных искусств, Бостон, США (Источник: URL: https://e-history.kz/ru/publications/view/2908)

Портрет Томирис кисти Андреа дель Кастаньо, XV в.

Томирис отведена роль лидера скифов в компьютерной игре Civilization VI. Казахстанская киностудия «Казахфильм» (2019) сняла художественный фильм о подвигах «Томирис», режиссером этого фильма стал Акан Сатаев. В честь имени Томирис названа улица Томирис в городе Шымкенте. В астрономии в честь царицы Томирис назван астероид (590) Томирис, открытый в 1906 году. В Казахстане в честь массагетской царицы Томирис очень популярным стало имя Томирис.

В честь массагетской царицы Томирис в столице Казахстан в городе Нур-Султан установлен монумент.

Сакские курганы, датируемые VІІ–V вв. до н.э., являются памятью и наиболее примечательной чертой ландшафта Алматинской области. Они образуют цепочки, скопления и могильные поля. Среди них наиболее известны Бесшатыр, Иссык, Талгар, Боролдай, Новоалексеевский, Кугалы, Тургень, Чилик, Кегень, Каргалы. Ярким напоминанием сакской культуры является, прежде всего знаменитые Бесшатырские курганы в долине р. Или и редкий по богатству находок Иссыкский курган. «Большой Бесшатырский курган диаметром 104 м и высотой 17 м, окруженный валом, представляется подлинным архитектурным сооружением. Внутри кургана построена погребальная камера из стволов тяньшанских елей. К сожалению, эти «царские» усыпальницы были ограблены еще в древности» [14. 15].

Таким образом, царица Томирис внесла большой вклад в историю и культуру не только Великой степи, но и в мировую историю и культуру человечества.

Список литературы и источников:

1. Худяков Ю. С. Женщины-воины у народов Сибири и Центральной Азии в Древности и Средние века // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. – 2017. – Т. 16. – № 3: Археология и этнография. С. 80–88.) и сарматов — Амагу. (А. К. Нефёдкин Древнеперсидская женщина на войне Stratum plus. – 2010.– № 3. – С. 138).

2. Яценко С.А. Сарматские женщины-воительницы: историографический миф и археологическая реальность // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. – М., 2015. – С. 6–15.

3. Золин. П.М. Истоки отечественного банковедения // Финансы и кредит. – 2001. –№ 13 (85). – С. 54.

4. По книге Жанайдаров О. «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007. – С. 248 с ил. http://www.tarih-begalinka.kz/ru/timetravel/page3368/.

5. Гундогдыев О. Рыцари Азии. Военное искусство и оружие туркмен (с древнейших времен до начала XX века). – Ашхабад: Туркменская гос. изд. cлужба, 2011. – С. 67–75.

6. Геродот. История в девяти книгах / Пер. с греческого Ф. Г. Мищенко– М., 1888, т. 1; также см.: Геродот. История (I, 205) // Доватур А. И., Каллистов Д. П.,И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. – М., 1982. – C. 87. и Иордан. О происхождении и деяниях гетов (61) / Пер. Е.Ч. Скржинской.

7. Митрофанов А. Ю.  «Внук воды на быстром коне»: к вопросу о греко-арийских предтечах византийских катафрактов // Русско-Византийский вестник. Исторические заметки. – 2018. – № 1. – С. 184–210.

8. Дмитриев В. А. Аммиан Марцеллин и персы (восточная цивилизация в восприятии римского историка IV в. н.э.): дисс… канд. ист. наук. 07. 00. 03 – всеобщая история (история древнего мира). – Великий Новгород, 2003. – С.188–189.

9. Мифы и правда. Что мы знаем о Томирис? – URL: https://factcheck.kz/glavnoe/mify-i-pravda-chto-my-znaem-o-tomiris/.

10. Гусаков В.В. Сакомассагеты, их соседи и современники в среднеазиатской политике державы Ахеменидов // Вестник владикавказского научного центра. – Т. 10. – 2010. – № 1. – С. 11–16.

11. Беленицкий А.М. Монументальная живопись Пенджикента: живопись. скульптура. – М.: Искусство, 1973.

12. Herodoti Historiae. Vol. I–II / Herausg. von Haiim B. Rosen. Leipzig, 1987; см. также: Митрофанов А.Ю. «Внук воды на быстром коне»: к вопросу о греко-арийских предтечах византийских катафрактов. Русско-Византийский вестник. Исторические заметки. – 2018. – № 1. – С. 184–210.

13. Пьянков И.В. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. – Л., 1975. – С. 84–91.

14. Летопись Жетысу – Алматы: Асыл сөз, 2012. – 328 с.

15. Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. Глава. Саки. – URL: https://history.wikireading.ru/226778.

16. Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона. Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – Т. 5. – Вып. 1. – Ч. 2 2014; Пространство и время каспийского диалога. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-kulturnogo-naslediya-aralo-kaspiyskogo-regiona/viewer.

17. Немировский А.А. Массагеты Геродота и саки тиграхауда // Эдубба вечна и постоянна. – СПб: 2005. – С. 217–224.

18. Гаркавец А.Н. Иссыкская руническая надпись: новое чтение // Тюркологические исследования. – 2018. Т. 1. – № 2. – С. 14.

19. Митрофанов А. Ю. Прокопий Кесарийский и «массагеты» // Христианское чтение. – 2018. – № 6. – С. 223–236.

20. Пьянков И.В. Массагеты Геродота // ВДИ. – 1975. –№ 2. – 11;  См. также: Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия (текст, пер., примеч.). – Душанбе, 1975.

21. Киляшова К. А. Титул царицы в древней Македонии последней трети IV – первой четверти III в. до н.э. // Манускрипт. – Тамбов: Грамота. – 2018. – № 8 (94). – C. 30–34.

22. Акишев А.К. Семантика и функции искусства «звериного стиля» саков Семиречья // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. – Л., 1975. – С. 57–60.

23. Иванов С.С. Структура и тактика войска древних кочевников Центральной Азии в сакский период // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. Серия 1. Вып. 6. – 2007. – С. 159–163.

24. Черненко Е. В. Битва при Фате и скифская тактика // Вооружение скифов и сарматов. Сб. АН УССР, Ин-т археологии. – Киев, 1984. – С. 59–75.

Автор: Избаиров А.К., д.и.н.